SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Олдос Хаксли>>

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Олдос Хаксли. О дивный новый мир! (обзор)

В мировой литературе есть произведения, художественное значение которых, быть может, не столь высоко по сравнению с тем, что они дают читателю в интеллектуальном плане. К их числу относится антиутопия Олдоса Хаксли под названием «О дивный новый мир!» (Brave New World). Книга вышла в 1932 г., но своего значения не потеряла до сих пор, даже наоборот, приобрела ещё большую актуальность.
Представьте мир, в котором при помощи синтетических продуктов решена проблема голода, все сыты и довольны. Институт брака отсутствует как таковой, все опять же сыты и довольны, потому что сексуальным отношениям не сопутствует процесс рождения детей. Причём, в буквальном смысле — дети, или правильнее говорить, новые единицы общества появляются на свет в специальных инкубаториях, чьи сотрудники и выполняют первоначальные воспитательные функции. Здесь нет равенства — судьба единицы изначально, ещё до рождения, определяется плановой необходимостью. Благодаря химическому вмешательству в процесс развития зародыша каждая единица рождается с определёнными заложенными в неё качествами — от роста до интеллекта — и пополняет собой одну из каст. В Новом мире решена проблема старости и физического нездоровья. Человек после достижения половозрелости остаётся молодым и полным сил всю оставшуюся жизнь — до момента смерти. Здесь нет книг, но есть огромное количество развлечений, замещающих это сомнительное изобретение Гуттенберга. Наконец, в Новом мире нет бога, а роль всевышнего выполняет Генри Форд, тот самый удачник, заставивший поверить мир в автомобиль. Если рассматривать фордопоклонение метафорически, то мы увидим другую икону — научный прогресс, а также (как следствие) комфорт и качество жизни.
В этом мире и живут придуманные Хаксли герои, словно крысы, помещённые пытливым экспериментатором в необычные с позиций нашего мира условия. Но большинство из них не испытывает никакого неудобства или неприятия этого мира. В конце концов, если не помогает телевизор, ощущательный кинотеатр или не стеснённый моралью секс, то имеется средство покруче — сома, наркотик, не наносящий абсолютно никакого вреда организму. Без похмелья, без ломки, без привыкания. По большому счёту, средство «выключения» этого мира. В этом можно увидеть одно из противоречий мира, придуманного Хаксли. Если возникает столь насущная необходимость «выключения» реальности, то, значит, этот мир не настолько привлекателен для населяющих его людей. Сам автор, впрочем, об этом напрямую не говорит, предпочитая, очевидно, подтолкнуть читателя к самостоятельным мыслям.
Хотя всё же стоит сделать оговорку, мир не весь такой, как описан выше. Людей, вступающих в конфликт с этим миром, отправляют в ссылку на острова — в Исландию, например. Причём, это воспринимается именно как страшное наказание. Хотя самое ужасное — даже не острова, а резервация в Мексике. Там живут люди, во всех возможных смыслах не относящиеся к цивилизации и по этой причине лишённые её благ. Именно отсюда прибыл в Новый мир персонаж, по ходу развития сюжета выдвинувшийся на первый план, — Дикарь.
Но произошло это далеко не сразу. Сначала автор концентрирует своё внимание на первой фигуре раздражения — на Бернарде Марксе*, который испытывает столь нехарактерные для его современников избирательность и нерешительность в любовных отношениях. Скорее всего, вполне осознанно Хаксли делает персонажа психологически уязвимым в лучших традициях фрейдизма, чрезвычайно модного в начале 20 века. Ещё до рождения Бернарда в кровь ему была влита по ошибке избыточная доля спирта, которым обычно глушат развитие будущих дельт и эпсилонов. Поэтому Маркс родился хоть и интеллектуалом-альфой, но внешне не достаточно хорошо развитым. Красотки на него не вешаются, на сходках единения, где все остальные испытывают экстатические чувства, он чувствует себя чужим, а после того, как слишком быстро заполучил в свою постель женщину, которая ему нравилась, он раздавлен и убит. Словом, угроза обществу.
У Бернарда есть друг по имени Гельмгольц Уотсон, превосходно сложенный интеллектуал-альфа. У Гельмгольца есть всё — спортивные успехи, повышенное внимание женщин и поэтический талант. Впрочем, это последнее становится ему обузой, тем, что мешает ему чувствовать себя комфортно в этом обществе. Обычные гипнопедические стишки не приносят ему удовлетворения, он ищет чего-то более глубокого и сочиняет стихотворение о ночной уединённости, быть может, не настолько совершенное, насколько революционное, идущее вразрез с общественной установкой. Вот и вторая кризисная фигура.
И, наконец, главный персонаж книги, Дикарь, воспитанный в резервации индейцев, которые живут по заветам предков. Живорождение, родительское воспитание, болезни и старость — что может быть хуже для цивилизованного человека? И ещё книги — здесь они тоже никому не нужны, но хотя бы не считаются угрозой для общества. На них и взрос Дикарь, точнее, на одной из них — на однотомном собрании сочинений Уильяма Шекспира.
Сам Хаксли в предисловии к переизданию книги отмечал, что разумность речей Дикаря не может быть оправдана, в том числе, и знакомством с сочинениями Шекспира. Поэтому нужно воспринимать это знакомство как метафору, а самого Дикаря — как человека, сохранившего в себе вкус к высокой литературе, к высокому искусству вообще. И тогда всё становится на свои места. Цитатами из Шекспира Дикарь бичует Новый мир — обездушенный, лишённый живого слова и искренности, полёта мысли и свободного творчества, утративший даже смысл своего существования.
Я не буду описывать все сюжетные повороты. Роман Хаксли — это цельное произведение, которое нужно читать и перечитывать. Впрочем, некоторые пассажи носят вполне законченный вид и хорошо смотрятся даже в виде цитат.
Вот, например, одна из них: «Эксперимент с рабочими часами был проведён ещё полтора с лишним века назад. Во всей Ирландии ввели четырёхчасовой рабочий день. И что же это дало в итоге? Непорядки и сильно возросшее потребление сомы — и больше ничего. Три с половиной лишних часа досуга не только не стали источником счастья, но даже пришлось людям глушить эту праздность сомой. Наше Бюро изобретений забито предложениями по экономии труда. Тысячами предложений! — Монд широко взмахнул рукой. — Почему же мы не проводим их в жизнь? Да для блага самих же рабочих; было бы попросту жестоко обрушивать на них добавочный досуг».
Кроме прочих интересностей в романе обнаруживается один чисто технический авторский приём, который можно назвать «эффектом конференции». В третьей главе книги Хаксли наслаивает друг на друга несколько сюжетных линий, причудливым узором переплетая реплики героев, при этом, не давая читателю потерять нить повествования. Сначала реплики разных героев подаются большими кусками, перемежаются с другими линиями, но автор постепенно укорачивает их и в итоге просто даёт поток слов, мыслей, которые относятся к разным персонажам в разных местах. Этот эффект создаёт совершенно удивительно ощущение присутствия сразу в нескольких местах.
Процитирую кульминационный момент, когда автор переплетает четыре (!) параллельных действия**:
А.
— Мораль и философия недопотребления...
Б.
— Люблю новое носить, люблю новое носить, люблю...
А.
— ...была существенно необходима во времена недопроизводства, но в век машин, в эпоху, когда люди научились связывать свободный азот воздуха, недопотребление стало прямым преступлением против общества.
В.
— Мне его Генри Фостер подарил.
А.
— У всех крестов спилили верх — преобразовали в знаки Т. Было тогда некое понятие, именовавшееся Богом.
В.
— Это настоящий искусственный сафьян.
А.
— Теперь у нас Мировое Государство. И мы ежегодно празднуем День Форда, мы устраиваем вечера песнословия и сходки единения.
Г.
«Господи Форде, как я их ненавижу», — думал Бернард.
А.
— Было нечто, именовавшееся Небесами; но тем не менее спиртное пили в огромном количестве.
Г.
«Как бифштекс, как кусок мяса».
А.
— Было некое понятие — душа, и некое понятие — бессмертие.
В.
— Пожалуйста, узнай у Генри, где он его достал.
А.
— Но тем не менее употребляли морфий и кокаин.
Г.
«А хуже всего то, что она и сама думает о себе, как о куске мяса».

Хаксли называет своё творение книгой о будущем. Но это было будущим для 1932 года, а сейчас Новый мир — это часть нашего настоящего. Мы не повторяем этот путь буквально, но некоторые черты Нового мира проглядывают в современности.
В нашем мире слишком много «творческой» продукции, не призванной рождать мысли у человека, приучающей его к жвачке. Герои Хаксли убивали время, принимая сому, наши современники убивают своё время низкокачественной литературой, кино, музыкой. Вспомним прекрасный фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Не кажется ли вам, что сейчас во всех творческих сферах заправляет тот самый мистер Секонд, которому не интересно искусство как таковое, а только то, что стимулирует низменные интересы обывателя?
Мы превращаемся в простых потребителей, отвыкших мыслить самостоятельно, вне шаблонов и стандартов. Мы становимся управляемыми, и не только в потребительском смысле — увидел рекламу, проглотил слюну, купил, выпил — но и в политическом, когда на выборах мы голосуем не потому, что нам нравится идеология той или иной партии, а потому, что нам так будет спокойно и удобно.
Я вовсе не хочу сказать, что существует определённый заговор с целью манипулирования массами. Его может быть и нет — слишком децентрализован мир, в котором мы живём. Но определённые движения в сторону манипулирования, безусловно, существуют. И реклама, и политика, и развлекательная продукция всегда рассчитана на некоего среднего человека, который реагирует на простые позывы, на определённые ключевые слова и понятия, иногда даже на усреднённый юмор, человека без склонности к глубинному анализу. В общем, это и есть идеал любого манипулятора, кем бы он ни был.
Самое поразительное в книге Хаксли, что уже тогда, в 1932 году, он увидел многие болячки нашего современного общества, поставил ему беспощадный диагноз, но вместе с тем и предложил рецепт для выздоровления. Это рецепт прост — нужно выбирать такую литературу, кино, музыку, театральные постановки, которые заставляют наши мозги работать, а нашу душу — переживать настоящие искренние чувства, так чтобы в этом акте единения с Автором мы становились Соавторами и творили вместе с ним — свою историю, свою правду, свою жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ.

* Персонажи книги часто носят имена и фамилии, так или иначе связанные с деятелями марксизма. Бернард Маркс, Сароджини Энгельс, Ленайна Краун (Lenina), Полли Троцкая и др. Кроме того, метод вмешательства в развитие зародышей «придуман» неким Бокановским. На мой взгляд, это несомненный намёк на «поле русских экспериментов». Например, в первые годы после Октябрьской революции в Поволжье были зафиксированы вполне реальные исторические документы, в которых предпринимались шаги по обобществлению женщин. Ещё один такой шаг — и мы в Новом мире!

** Буквами обозначены разные линии:
А. Лекция Главноуправителя Мустафы Монда перед студентами.
Б. Гипнопедическая запись по формированию потребителей промышленных товаров.
В. Разговор Фанни Краун и Ленайны Краун.
Г. Мысли Бернарда Маркса.

+4

2

Nasir, спасибо за интересную информацию. Не знаешь, можно ли найти эту книгу в Сети (на русском)?

0

3

Да, конечно. :)
http://fenzin.org/book/5359

0

4

Спасибо, большое спасибо. Сегодня же приступлю.

0

5

Не за что! :)
Вообще можно сделать тему со ссылками на сетевые библиотеки.

0

6

Nasir написал(а):

Это рецепт прост — нужно выбирать такую литературу, кино, музыку, театральные постановки, которые заставляют наши мозги работать, а нашу душу — переживать настоящие искренние чувства

Верно. Но для этого нужно как минимум уметь думать самостоятельно. К сожалению,  в современной системе образования думать не учат. Выросло целое поколение, которое не способно к самостоятельному мышлению.

0

7

"О дивный новый мир!" читала уже давно, лет 10 назад. С этого романа для меня и началось знакомство с творчеством Хаксли :) Интересный автор. Потом прочитала другие его произведения: "Обезьяна и сущность", "Контрапункт", "Остров", "Через много лет", "Двери восприятия", различные повести. Период увлечения Хаксли продлился несколько лет, потом "увлечение" прошло и как-то все забылось... А жаль. Вот и прекрасный повод перечитать, освежить в памяти. Спасибо, Nasir! :)

0