SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Разное о жизни в средние века


Разное о жизни в средние века

Сообщений 91 страница 120 из 154

91

О путешествиях.
Л.Ф.Зальцман

Люди путешествовали по средневековой Англии, переселяясь из одного места в другое гораздо чаще, чем можно предположить. Прежде  всего следует назвать тех, кому приходилось путешествовать по роду своих занятий: это  коробейники, нищие, музыканты, жонглёры, актёры и прочий люд. Однако и у рядовых крестьян было немало поводов на время покинуть свои дома.
Паломничество  многих влекло за моря; кроме того, набожные прихожане старались хотя бы раз в году посетить в дни больших церковных праздников кафедральный собор или другую известную церковь своей епархии.

Кроме того, закон обязывал многих свободных мужчин: четверых человек от каждой виллы во главе со старшиной (reeve), присяжных разного рода и других лиц, — присутствовать на заседаниях суда графства. Когда начиналась война с большой округи могли спешно созвать всех здоровых мужчин для того, чтобы отразить вторжение неприятеля, и в любом случае значительное количество англичан призывали в армию для службы в определённых местах и, в частности, отправляли за море — во Францию или Фландрию.

Большие ярмарки также притягивали жителей страны: кто-то приезжал по своим делам, кто-то — по поручению лорда. Почти в каждом  маноре были люди, получавшие земельный надел в обмен на исполнение различных работ, для которых требовались повозки или вьючные лошади, и эти люди совершали поездки на довольно-таки далекие расстояния.

Крупные землевладельцы могли иметь поместья в полудюжине разных графств, и в таком случае шло постоянное движение между этими поместьями: работники доставляли провизию в тот манор, где в данное время проживал лорд, или перегоняли стада из одного поместья в другое.

При отсутствии организованной системы распределения задача прокормить большое количество людей, живущих за пределами крупных городов, подобных Лондону, была очень и очень непростой. Отчасти именно по этой причине в то время, когда королевский двор покидал резиденцию в Вестминстере или Винчестере, он быстро перемещался по стране, не останавливаясь в одном месте более, чем на 3 дня.

Первые Плантагенеты, в частности, путешествовали со скоростью, удивительной даже для нашей эпохи, не то что для времён прошлого с их тяжеловесными и неуклюжими повозками. Один придворный, состоявший при Генрихе II, оставил живое описание многочисленных неудобств, сопряжённых с образом жизни этого неуёмного короля: бывало, что монарх изъявлял намерение остановиться в каком-нибудь городе, но затем внезапно менял своё решение и направлялся в небольшое местечко; там прибывшие последними придворные обнаруживали, что все квартиры заняты и вся пища уже изъята у населения, и когда им в конце концов всё же удавалось отыскать место, где можно преклонить голову и найти что-нибудь съестное, раздавался приказ собираться в путь, и вот, не успев ещё до конца разобрать свои вещи, несчастные придворные должны были вновь увязывать их в тюки и уезжать прочь, оставляя готовившийся ужин.

Король Иоанн напоминал стремительностью передвижения своего отца. С другой стороны, если двор задерживался где-либо на длительный срок, это было сущим наказанием для местных жителей: излишки продовольствия исчезали мгновенно, а королевские поставщики — чиновники, обязанности которых состояли в обеспечении двора всем необходимым, — забирали всё, что хотели, и платили за это столько, сколько считали нужным, то есть зачастую просто ничего.

У саксов существовала система, при которой ряд королевских маноров должны были вместо выплаты денежной ренты предоставлять королю и его свите на одну или несколько ночей в году кров и провизию. Этот принцип после завоевания Англии нормандцами взяли на вооружение некоторые знатные сеньоры, и известны случаи, когда в качестве повинности за право держать имение назначалась обязанность принимать и развлекать лорда либо по определённым поводам, либо установленное число раз в году.

Свита, сопровождавшая крупных лордов, обычно бывала многочисленной, подчас даже неимоверно огромной. Даже такие сравнительно незначительные особы, как архидиаконы, объезжали свои приходы не иначе как в сопровождении двадцати тридцати всадников, которым должны были безвозмездно предоставлять кров и пищу местные монастыри.

Принцы и представители высшей знати находили вполне естественным путешествовать со свитой из двух или трех сотен человек .
Когда Томас Бекет, в его бытность канцлерам, посетил в 1158 г с дипломатической миссией Францию, с ним было 200 рыцарей, клириков, оруженосцев и юношей из благородных семьи, облаченных в пышные одежды и восседавших на прекрасных конях.
Каждый из спутников канцлера вез с собой собственных слуг. Кроме того, в кортеже двигались восемь больших повозок, заряженных пятеркой лошадей, каждую лошадь сопровождал отдельные человек, не считая правивших повозками кучеров. Также было двенадцать вьючных лошадей с приставленными к ними конюхами, а помимо этого - люди, смотревшие за сторожевыми собаками, борзыми и ловчими птицами.
Неудивительно, что король Франции  был поражен могуществом своего английском собрата, чей канцлер путешествовал в окружении подобной свиты.

+6

92

О путешествиях (продолжение)

Постоянное движение людей и грузов между раз личными областями страны свидетельствует о наличии в Средние века хорошо продуманной разветвленной сети дорог. Этим англичане были обязаны римлянам, прокладывавшим во всех и имперских провинциях превосходные дороги, по которым в случае необходимости можно было стремительно перебросить войска из одного места в другое. Римляне были весьма практичным народом, довели инженерное дело и искусство строительства дорог до полного совершенства. Римские дороги прикладывались в соответствии с тщательна продуманным планам, иногда дороги мостились камнем, благодаря чему римские тракты продолжали служить людям но протяжении всего Средневековья, когда искусство строительства дорог было полностью утрачен.

В холмистых областях Англии, наряду с такими специально строившимися дорогами, проложенными по всей стране от города к городу с математической точностью, были еще  и «горные тропы», которые шли вдоль гряды холмов или переваливали через нее. Что касается менее значительных путей, связывавшие между собой магистральные тракты или соединявший с ними отдаленные деревни, то это был не столько даже дороги, сколько полосы земли, оставленной для прохода людей и провоза грузов.
Если земля была каменистой, а погода не очень дождливой, то по такой дороге вполне можно было проехать, но если земля была глинистой и лил дождь, то путешественнику нужна была лошадь исключительной силы и выносливости, иначе он рисковал увязнуть в непролазной грязи.

Главным препятствием на пути движения людей и грузов был реки. На заре английском истории ручьи и реки можно было перейти только вброд. Это было неудобно и даже опасно, когда после обильных дождей вода в реке сильно поднималась, поэтому римляне построили на месте многих бродов мосты. Саксы прекрасно отдавали себе отчет в там, какое значение имеют мосты, и одной из «трех обязательных повинностей», возлагавшихся у саксов на всех землевладельцев, был ремонт мостов.
Впоследствии для этих целей использовали влияние и возможности Церкви: создавались союзы верующих для строительства мостов и последующего поддержания их в порядке, епископы даровали «индульгенции тем, кто помогал этому благому делу деньгами или трудом.
Желание напомнить путникам, что такая помощь является их религиозным долгом, и заодно позаботиться о защите переправы, вверив её попечительству какого-либо святого, привело к возникновению распространённого обычая строить на мосту часовню - примеры тому можно видеть в Уэйкфилде, в Сент-Ивсе и ещё в нескольких местах. Иногда, чтоб защитить  город, к которому вёл мост, от возможного вражеского нападения, на обоих концах моста возводили укреплённые башни.

+6

93

АВТОРИТЕТ И КОВАРСТВО СТАРОСТИ

Как мы уже знаем, в Средние века ожидаемая продолжительность жизни была невелика.
Следовательно, старики выглядели как исключение.
Случалось, что в каком-нибудь тексте о человеке, в том числе и известном, говорилось как о старике, в то время как ему было всего лишь сорок пять лет. Мало кто из французских королей умер в возрасте старше пятидесяти или пятидесяти пяти лет.
Все большим уважением пользовалась социальная среда, в которой жизнь мужчин и женщин длилась дольше.
Такими местами, где следили за питанием и придерживались здоровой диеты, являлись монастыри.
Таким образом, в эпоху Средневековья на всех стариков распространялся благородный образ старого монаха.
Помимо всего прочего, в те времена редко хранили архивы, а значит, важным достоянием стариков становилась память.
Древним обычаям и традициям придавалось очень большое значение, и со стариками советовались по всем вопросам.
Так, мать Людовика Святого Бланка Кастильская советовалась со стариками Иль-де-Франса, к какому времени восходит статус сервов, освобождения которых она добивалась.

Blanca of Castile

http://i020.radikal.ru/1010/ea/81d2527522c6.jpg

Иначе относились к старым женщинам. На самом деле старухи пользовались дурной репутацией, пока их и вовсе не стали считать могущественными колдуньями. В средневековых текстах, особенно в поучительных историях (exempla), часто встречается слово vetula - «маленькая старушонка». Этот персонаж всегда приносил несчастье.

Old Age and Poverty
From the Romance of the Rose
(старость и бедность.иллюстр. из Романа о Розе)

http://s13.radikal.ru/i186/1010/d8/eed25a820a94.jpg

Итак, как часто бывало в эпоху Средневековья, старость, особенно женская, оказывалась в центре противоречия, в данном случае противоречия между авторитетом возраста и памяти, с одной стороны,.и старческим коварством - с другой.
Восприятие старости колебалось между восхищением и осуждением так же, как и восприятие детей.
С одной стороны, они(дети) невинны, Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне» (Мф. 19, 14).
С другой - их подозревали в зловредности, поскольку, не войдя еще в «возраст разума», они легко могли стать добычей искушающего дьявола.
Подобно тому как младенец Иисус сыграл решающую роль в повышении ценности детства в Средние века, образы ветхозаветных патриархов повлияли на статус стариков. В каждом из них видели Авраама.
Однако вместе с тем, отмечает Дидье Летт, «старика компрометировало то, что он являл собой образ физической и моральной немощи, напоминавшей христианам о первородном грехе»
(Georges Minois, Histoire de la vieillesse en Occident de I 'Antiquite a la Renaissance, Paris, Fayard, 1987.)
(Жак Ле Гофф, Николя Трюон "История тела в средние века")

+5

94

Представьте, что в один не очень прекрасный день на земле ис­чезнут все средства связи. Вам не приносят больше писем и га­зет, остановились поезда и теплоходы, в небе не сверкают серебри­стые крылья воздушных лайнеров. Отправителям приходится са­мим относить письма адресатам.
http://i070.radikal.ru/1010/e1/9f62cd6ad15c.jpg
Совсем, как в каменном веке.
С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, сигнальными барабана­ми и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а потом переска­зывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую почту. Они же из-за больших протяженностей своих территорий и подвластных владений начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. Птиц специально обучали и выращивали, после этого произошло понятие «почтовый голубь».
http://s51.radikal.ru/i132/1010/6c/453cca31049c.jpg
Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные го­рода от этой повинности.
Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в днев­нике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, за­вещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вер­нулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор за­вещает своему сыну: "Становись кем хо­чешь, но не гонцом".
Письма чаще всего писали на папи­русе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкой и запечатывали глиняной пе­чатью.
http://i027.radikal.ru/1010/ed/418c4a3e48da.jpg
Самый большой вклад в развитие почты внесла Римская империя.
От Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Почтовая служба получила наз­вание "курсус публикус" - обществен­ная почта.Почтой могли поль­зоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широ­кие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить по­возку, возничего, поесть и переноче­вать.Кроме пи­сем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки стро­го определенных типов — от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколес­ных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших под­робностей: и виды отправлений, и гру­зоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержа­ние и т. д.
http://s42.radikal.ru/i097/1010/a8/ae06842a0ede.jpg
Повозка римской "тяжелой" почты
Роль церкви в средневековой Европе возрастала и церкви объединялись вокруг одной главной церкви в Риме.Главной задачей было поддерживать связь между европейскими церквями, монашескими орденами, многочисленными братствами и главной церковью. У монастырей появилась собственная система сообщений — монастырская почта ( через посредство странствующих монахов, которые выполняли роль курьеров и брали с собой донесения.). Монастырские курьеры поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей.Однако,в истории нет упоминаний об отдельной службе в церкви, занимающейся почтовыми пересылками, но факт активного общения между церквями археологами подтверждается.
http://i082.radikal.ru/1010/b3/9c2df2111fb9.jpg
При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII—XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Неаполе, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам.
Первые сведения об английской почте относятся к 1100 г. Это была служба конных гонцов, достав­лявших лишь королевскую корреспонденцию. Изве­стно, что, кроме писем, посыльные передавали и устные сообщения. Спустя 200 лет при короле Эду­арде I появились первые почтовые станции, а еще через несколько лет, как предпо­лагают, почта была открыта для общего пользова­ния. В таком виде английская служба связи про­существовала до начала XVII в., когда была введена регулярная так называемая «сквозная почта»; верховые почтальоны разъез­жали по всей линии, сменяя в определенных местах лошадей. Вре­мя прибытия гонцов на станции отмечалось на обороте письма. В 1603 г. сын Марии Стюарт король Яков I основал в Лондоне почтовую службу, доставлявшую преимуществен­но письма купцов и торговцев за грани­цу. В 1635 г., стремясь изыскать для казны дополнительный доход, Карл I открыл свою личную почтовую сеть по доставке писем внутри страны для ши­рокой публики. Он же утвердил впер­вые в Англии почтовые правила
В Испании «гонцы, выполняющие поручения посредством пи­сем», впервые упоминаются в законах кастильского короля Аль­фонса X (1252—1284 гг.). Тогда же в Каталонии существовал цех гонцов, куда входили «correos» (спешные гонцы). Сейчас это слово обозначает в странах, говорящих на испанском языке, почту. Доставка писем была наиболее развита в Барселоне. Там с 1338 г. действовали почтовые правила, были введены уведомления о вру­чении корреспонденции и отправления, похожие на современные курьерские письма.
Средневековая Германия была разделена на мелкие государства и вольные города. Но и в этих условиях там существовала служба связи. Ряд документов подтверждает наличие городских посыль­ных в Германии уже в XIV в.
Почту мясников (нем. Metzger Post) считают первой международной почтой Средневековья.Закупая скот, перегоняя гурты к местам продажи, они совершали поездки по обшир­ной территории, да к тому же еще имели ло­шадей. Эта особенность цеха мясников сде­лала их почтальонами.Гильдия мясников организовала курьерскую доставку корреспонденции,по прибытии почты раздавался звук рога, возвещавший об этом, благодаря чему и возникла общепринятая эмблема почты. Почта мясников возникла в XII веке и работала до 1637 года, когда доставкой почты стали монопольно заниматься Турн-и-Таксисы.
http://s54.radikal.ru/i146/1010/a0/3e623cc2057b.jpg
Централизованная почта, работавшая на нужды государства и занимавшаяся только государственными почтовыми пересылками, начала зарождаться в XV веке во Франции. Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров. По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей; во главе всей организации стоял почтмейстер, который был обязан иметь наготове пять-шесть лошадей. Под страхом смерти ему было запрещено ис­пользовать их на другие цели, кроме срочной доставки королевской почты.  Для всей остальной почты почтмейстер имел других посланцев и возниц. Впервые в почтовом патенте фран­цузского короля Карла VII в 1487 г. было упомянуто слово "posies". С 1598 г. услуги французской почты за определенную плату по почтовому тари­фу стали доступны всему населению.
Сохранились сведения и о скоростях пере­движения зарубежной почты. В середине XV в. во Франции она составляла почти 150 километров в сутки, а в Германии конца XVII в. — около двухсот.
http://s47.radikal.ru/i117/1010/36/dd899820d69a.jpg
В 1497 году от имени императора Священной Римской Империи Максимилиана I, Франц фон Таксис учредил почту, которая заменила гонцов, перевозивших государственную корреспонденцию. Была создана система конной эстафеты, сократившая время перевозки почты и сделала предсказуемым время её доставки. По дорогам Европы разъезжали поч­тальоны (именно тогда возникло это слово), извещая население звуками поч­товых рожков о движении почты. Почта доставляла письма, посылки, развози­ла пассажиров. Ею пользовались все же­лающие. В 1650 году Турн-и-Таксисы применили первые конные почтовые кареты в Европе со времён Древнего Рима. Почта Турн-и-Таксисов просущество­вала до 1867 г., когда прусская почта откупила у них родовую привилегию за огромную сумму в три миллиона серебряных талеров, оставив право бес­платной пересылки личной корреспон­денции членам рода.

http://s004.radikal.ru/i207/1010/d8/3c5aebb7e19b.jpg

http://evolutsia.com/content/view/376/43/

+6

95

Шкатулки и сундуки в изображениях

Париж 14 в.

http://s009.radikal.ru/i308/1011/f5/40ff53304425.jpg

Detail from Evagationes Spiritus, 1430

http://s012.radikal.ru/i320/1011/eb/bdb8573c73ed.jpg

The History of Alexander the Great. 15в

http://s008.radikal.ru/i303/1011/7f/63b57fc0cd1f.jpg

Roman de la Rose 1380 г.

http://s013.radikal.ru/i322/1011/94/33cc6970e9c1.jpg

шкатулка обтянутая кожей. Франция 15в.

http://s001.radikal.ru/i196/1011/14/e58df4b29544.jpg

Вот такая шкатулочка.Используется для хранения личных вещей (гребни, зеркала, ножницы, печати, украшения).
Делали эти вещицы обычно из дерева, которое могло быть окрашено или покрыто другим материалом, например,вставками из слоновой кости и кожей. Эти Богато украшенные шкатулки изготовлялись в еденичных экземплярах.
На передней стенке шкатулки человек держит в руках сердце.

http://s009.radikal.ru/i307/1011/2c/71a006bddd2d.jpg

Шкатулка Испания 14 в.Материал - дерево, олово, пергамент.
Музей средних веков Клюни, Франция.

http://s005.radikal.ru/i211/1011/18/74f3d4e791e1.jpg

http://s014.radikal.ru/i329/1011/27/e9c6a4cba8c1.gif

Сундучок с декоративными украшениями в виде птиц.14 в.Rhineland Германия

http://s008.radikal.ru/i303/1011/03/4ec075fbaded.jpg

Сундучок на маленьких ножках, на передней стенке изображение львов. 1350 г. Франция

http://s004.radikal.ru/i207/1011/05/b657d42883eb.jpg

Еще один красивый французский сундучок.15 в.сделан на юге Франции.
Париж, Музей Средних веков - ТЕРМ Клюни.

http://s004.radikal.ru/i205/1011/c9/fa046973dc69.jpg

+5

96

"Танцевальная чума" в средние века: сбой человеческого мозга?

http://s014.radikal.ru/i329/1011/80/2e470542cb07.jpg

В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалось несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".

Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.

После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.

Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".

Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.

Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".

Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.

"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления - страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и заслушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град. Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрашайничая.

Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".

В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.

Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца - "пляски святого Вита".

Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни псхологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".

Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".

В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".

В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".

В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания - эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями. Жертвы, практически все - женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.

От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты.

Прошло полтора года, прежде чем эмидемия исчерпала себя.

Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).

Самая последняя по времени эпидемия охватели в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям - использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще - мужского достоинства.

Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхъестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.

Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/283328/cat/37/

+9

97

Lessya написал(а):

"Танцевальная чума" в средние века: сбой человеческого мозга

Значит, сказки основаны на реальных событиях! Сколько есть сказок разных народов, где упоминается пляска против воли танцующего? Иногда с помощью волшебной дудки или гуслей, а иногда как проклятье. Это у Андерсена в сказе "Красные башмачки".
А общее помешательство и пение в "Мастере и Маргарети" тоже отголосок вот этого массового психоза.

0

98

Норманское завоевание не задавило английский язык

http://i030.radikal.ru/1011/22/76dbd866e4d1.jpg

Ученые в рамках проекта «Создание и использование английских рукописей в 1060−1220 годах» (The Production and Use of English Manuscripts 1060−1220), который финансируется Исследовательским советом по искусству и гуманитарным наукам, составляют каталог и собирают информацию обо всех дошедших до нашего времени книг, написанных в период между 1060 и 1220 годами на английском языке.
Этот каталог, дополненный описаниями каждого произведения и манускрипта, скоро появится в сети.

Английский язык процветал при норманнах

Такие открытые базы архивных документов позволяют ученым из разных стран делать удивительные открытия, не тратясь на дорогу и проживание (порой изучение занимает месяцы). Но, конечно, право первого исследования получают сами составители баз.
В данном случае изучение каталогов раннесредневековых рукописей показало, что жители Британии продолжали писать, читать и проповедовать на английском языке во время правления норманнов точно так же, как и при англосаксонских королях в предшествующие века.

Выводы противоречат долго существовавшей теории, согласно которой после норманнского завоевания английский язык «ушел в подполье». «В период между 1060 и 1220 годами были написаны сотни текстов на английском языке. Этот язык продолжал существовать на всей территории Англии, на нем составлялись законы, проповеди, жития святых, хартии, медицинские рецепты и молитвы», — рассказала доктор Ориетта Да Рольд (Orietta Da Rold), которая читает курс лекций по средневековой литературе в Университете Лестера и стала одним из руководителей исследовательского проекта.

«Люди работали в больших библиотеках, в монастырях и соборах, читали английские книги и делали заметки на английском, французском и на латыни. Некоторые рукописи, возможно, принадлежали богатым людям, другие манускрипты были собственностью церкви и распространялись среди простого люда с помощью проповедей, обеспечивая их духовной и медицинской помощью, руководили их жизнью. Например, простой человек из Вустершира молился в своей приходской церкви на английском языке, и наставления, которые он получал, продолжали даваться на его родном языке, а не на языке завоевателей», — объяснила профессор Илейн Трихарн (Elaine Treharne), специалист по древнеанглийскому языку из Университета Флориды и второй руководитель проекта.

Симбиоз языков

Мужчины и женщины, которые умели писать, вероятно, одинаково хорошо знали английский, латынь и англо-норманский язык.
Монахи и монахини по всей Англии должны были уметь читать на разных языках.
Им приходилось использовать и традиционные английские тексты при размышлении над новыми теологическими идеями.

Историки не должны думать о жителях средневековой Англии как об отдельных англосаксах или англо-норманнах.
В Англии конца XII века – начала XIII века все это множество языков не противопоставлялось.
Латынь и французский язык быстро получили высокий статус на государственном и церковном уровне, однако и английский продолжал использоваться наравне с ними.

Исследователи также занялись изучением региональных различий английских рукописей, а также пытаются выяснить пути, которыми книги распространялись по стране.
«В целом, мы наблюдаем непрерывный и изменчивый процесс, смешение старого и нового, переплетение английского, латыни и французского, англосаксонского и англо-норманнского языков», — подвела итог Да Рольд.
(Новости.История из архивов.)
http://infox.ru/science/past/2010/11/03 … mans.phtml

+9

99

СПОРТ?

(глава из книги Жак Ле Гофф, Николя Трюон
"История тела в средние века")

http://s015.radikal.ru/i332/1011/ef/dde314953614.jpg

Вопрос о том, занимался ли «средневековый человек» спортом, долгое время занимал историков. Судя по всему, физические упражнения, практиковавшиеся в Средние века, не имели отношения к античному, в особенности греческому, спорту.
Нет у них прямой связи и с современным спортом, сложившимся в XIX веке. Отличие «средневекового спорта» от античного и нынешнего состояло в том, что он не зависел от специальных общественных институтов и их особенностей.
Его развитие не было обусловлено экономически.

Разумеется, в Средние века физическим упражнениям придавалось большое значение. Они даже составляли часть того, что Норберт Элиас называл «процессом цивилизации», относясь в первую очередь к «цивилизации тела». Однако данное им в работе «Спорт и цивилизация»[115] определение спорта неприменимо к телесным играм Средневековья.
Ибо спорт - это «лишенный ярости физический бой», а также обычная практика, которая требует социального равенства участников, специально организованного и всегда одинакового пространства (стадиона, гимнасии и т.д.), правил, соблюдающихся обоими противниками, а также установленного календаря соревнований. Как подчеркивает Роже Шартье в предисловии к исключительно важному труду Элиаса, вокруг которого до сих пор не затихает дискуссия, «в самом деле, нас не должны вводить в заблуждение преемственность словаря и сходство жестов. Различий между современным спортом и традиционными играми больше, чем черт сходства».

                       http://s013.radikal.ru/i325/1011/11/5c8e0cef93e0.gif

Первая характерная черта средневековых физических упражнений состоит в том, что рыцарские игры, целью которых являлись военная подготовка и демонстрация отличий высших слоев общества, не имели ничего общего с народными играми. Социальные различия особенно ярко проявлялись в турнирах, о которых Жорж Дюби в книге «Бувинское воскресенье»[116] замечал, что они породили обширную организацию и отвечали экономическим потребностям, мало отличавшимся от тех, которые предъявляет современный спорт. И все же организация турнира - это не то же самое, что организация матча. В нем - если сравнивать лишь самые важные признаки - не существовало постоянных команд и стадионов.

                       http://s013.radikal.ru/i325/1011/11/5c8e0cef93e0.gif

Совсем другой комплекс физических упражнений практиковался в Средние века простонародьем, особенно крестьянами.

Они также несли в себе военную составляющую или, во всяком случае, происходили от практики самозащиты. Чаще всего основой таких упражнений являлась борьба, однако существовали и коллективные игры, которые с возникновением соревнований и оформлением правил превращались в «спорт».

Две игры были особенно важны в повседневной жизни и мужчин, и женщин Средневековья. Первая - это игра в мяч (jeu de раите), к которой часто возводят теннис, хотя она больше похожа на баскскую пелоту. Во второй игре - суль (la soule - «носок ноги», отсюда Soulier - «башмак») - усматривают предтечу футбола. Однако ни та, ни другая не обрели статуса спорта.

И все же цивилизация Средневековья придавала большое значение «телу в движении». На этом в первую очередь акцентировал внимание Бернар Мерд-риняк в спорной, но пробуждающей мысль книге «Спорт в Средние века»[117]. Нельзя недооценивать масштаб данного явления. Оно включало в себя не только подвиги, но и умение играть в мяч, которое являлось важным дополнением к телесным навыкам. И еще следует особо сказать о скоморохах (jongleurs), участвовавших как в рыцарских сеньориальных развлечениях, так и в народных праздниках. От них требовались телесные умения, очень сильно отличавшиеся от того, что необходимо жонглерам Нового времени и наших дней, которые выступают в цирке, появившемся в XVI веке.

В Средние века ни стадиона, ни цирка не существовало. Не существовало и спорта. Ибо не было специального пространства, предназначенного для этих занятий. Место для испытания сил в сильном напряжении, вызывавшем «приятное телесное возбуждение», даже место публичных рукопашных боев, если воспользоваться словарем Норберта Элиаса, всегда импровизировалось: поле, деревня, площадь. В современном бретонском обычае сопровождать крестный ход соревнованиями по перетягиванию каната или состязаниями борцов посреди поля можно усмотреть преемственность со средневековыми упражнениями и играми. И все же, несмотря на всю важность и распространенность физической культуры в Средние века, ее нельзя путать со спортом.

                     http://s013.radikal.ru/i325/1011/11/5c8e0cef93e0.gif

Возрождение спорта в XIX веке после средневекового упадка объяснялось глубокими социальными и культурными переменами. Самая главная из них состояла в возникновении конкуренции, порожденной промышленной революцией и утвердившейся в экономике. Появились коллективные спортивные игры в мяч, требовавшие создания команд. Новая английская аристократия изобрела колледжи для избранных, а вместе с ними - регби и футбол, которые постепенно прижились по всей Европе. Позже то же самое произошло с боксом, тоже пришедшим от англосаксов. Тогда придумали ринг, еше одно место для занятий спортом.

В XIX веке утверждались новая культура и новая идеология тела, отвечавшая принципам гигиены. Она сопровождалась развитием гимнастики, особенно в германских и скандинавских странах, где расцветала «шведская гимнастика». Повышению статуса гигиены способствовала еще одна идея, носившая более индивидуальный характер, - демонстрация тела. Она проявлялась в моде на атлетизм и отражала в новом контексте старую античную максиму: в здоровом теле - здоровый дух (mens sana in corpore sano).

Весь этот комплекс экономических и социальных, символических и политических факторов привел к оформлению в XIX веке идеологии, опиравшейся на опыт и идеи греко-римской Античности. Так в 1896 году родились Олимпийские игры. Средневековье не является их предком.

+7

100

Печати и штампы в средние века

    Обычным способом объявить подлинность документа, в средние века было приложить печать к нему. Средневековая печать представляла собой матрицу в зеркальном отображении, которая, при нажатии на разного рода пластичные вещества, какие как сургуч или воск, оставляла прямое изображение. Картинка, как правило, была обрамлена надписью на латыни, позволяющая определить автора документа.
    На протяжении большей части раннего средневековья использование печатей и штампов было разрешено только королевским особам и Папам.

http://s50.radikal.ru/i130/1012/ab/1bf2a18eb713.jpg
Личная печать Бертранда II(реверс) (Национальная галерея, Париж)

     В десятом веке использование печаток распространяется на князей, затем епископов и других церковных чиновников. Во многих городах и монашеские обителях получил активное распространение так называемый «hagiological» - тип печатей с изображением святого в полный рост.

http://i079.radikal.ru/1012/a8/cb18a8aff354.jpg
Первая личная печать Людовика Святого IX(реверс) (Национальная галерея, Париж)

    Два других вида гербовых печаток, возникшие в период высокого средневековья были топографического типа (с изображением здания церквей, обителей и монастырей):

http://s010.radikal.ru/i312/1012/4f/86f890118099.jpg
Первая гербовая печать Ратуши в Авиньоне(оттиск) (Национальная галерея, Париж)

и картографического типа (с изображением фрагмента города):

http://i071.radikal.ru/1012/33/4520290d1161.jpg
Печать Графства Арлес(оттиск) (Национальная галерея, Париж)

      Сохранившиеся древние сургучные печати и штампы имеют важное значение для исследований в области истории средних веков. Наряду с монетами, они являются наиболее важным источником официальных портретов правителей.

Источник

+6

101

КУЛЬТУРА ЖЕСТОВ

Средневековое общество изъяснялось прежде всего устно вплоть до XIII века, когда расцвет городской торговли и развитие управления повлекли за собой распространение письменной культуры. Вот почему особую роль в нем играли жесты.
Кстати, даже письмо, которым владело почти исключительно духовенство, представляет собой жест, действие, осуществляемое рукой, и это действие считалось важным и почиталось.
Договоры и клятвы сопровождались жестами.
Ритуал вассалитетного оммажа и посвящения в рыцари состоял в том, что вассал, сложив руки, вкладывал их в руки сюзерена, а тот сжимал их в своих. Это называлось imixitio тапиит. Затем следовал поцелуй (osculum), который означал и показывал всем, что сеньор принимал рыцаря в свою семью[Jacques Le Goff, «Le rituel symbolique», in Pour un autre Moyen Age, Paris].
Таким образом, для того, чтобы стать вассалом, требовались жесты «рта и рук».
Молитва, благословение, окуривание ладаном, покаяние… - буквально все части литургии, весь религиозный культ наполнены жестикуляцией.

1.Посвящение в рыцари. По средневековой миниатюре.

2.Изображение рыцаря, совершающего преклонение перед королем как своим сюзереном.
Из рукописи второй половины XIII века

http://i058.radikal.ru/1012/1f/73cecacc2f67.jpg

Самый распространенный жанр средневековой литературы - это героические песни (chansons de geste).
Подразумевалось, что именно телесный жест, затрагивавший всего человека целиком, являющийся внешним его проявлением (foris), позволяет проявиться внутренним движениям (intus) души.
Причем следовало различать жесты (gestus) и жестикуляцию (gesticulatio), то есть кривляние и всяческие гримасы, заставлявшие вспомнить о дьяволе.
Здесь снова чувствуется внутреннее напряжение.
С одной стороны, жест выражал внутренний мир, преданность вере. С другой - жестикуляция считалась знаком коварства, одержимости и греха. Вероятно, преследовали скоморохов и осуждали смех именно потому, что у смеющегося искажаются рот и лицо.
В свою очередь, и танец оказывался между двумя библейскими моделями - позитивной и в высшей степени негативной.
С одной стороны, он возводился к танцу Давида, с другой - к танцу Саломеи перед отрубленной головой Иоанна Крестителя.
Так что в глазах Церкви танец никогда не смог добиться достойного положения. Она осуждала неестественные позы, ужимки и покачивания разными частями тела. Отсюда же происходило и осуждение театра.

Театр. Миниатюра 15в.

http://i025.radikal.ru/1012/b5/da0b9c2d9ac3.jpg

Итак, много сделавший для понимания средневекового жеста Жан-Клод Шмитт прав, когда утверждает, что «говорить о жестах - значит в первую очередь говорить о теле». Предприняв успешную попытку установить «смысл жестов» людей средневековой Европы, он пришел к заключению, что «жест одновременно превозносился и находился под сильным подозрением, был вездесущ, но оставался в подчинении. Тело, скованное моралью и правилами ритуала, никогда не признавало себя побежденным.
Чем больше вокруг него и вокруг его жестов сжимались тиски норм и предписаний, тем больше становилось параллельных форм жестикуляции. Они проявлялись в выступлениях скоморохов, в восходивших к фольклору гротескных образах карнавала, в мистических жестах богомольцев и флагеллантов позднего Средневековья».
За всем этим проглядывала борьба, которую вели друг с другом «пост» и «карнавал».
Феноменом, связанным с телом, вслед за смехом становилось и слово. Они проходили через один и тот же несовершенный фильтр - рот, не отличавший грубые слова богохульства от слов молитвы и проповеди.
(Жак Ле Гофф, Николя Трюон. Перевод с французского Елены Лебедевой)

+5

102

В средневековой Англии люди жили лучше, чем сейчас

Средневековая Англия процветала намного сильнее, чем считалось ранее.
Средний годовой доход англичанина вдвое превышал доход людей в современных беднейших странах мира.

http://s58.radikal.ru/i162/1012/f7/e3470c5485a8.jpg

Английские исследователи из Centre on Competitive Advantage in the Global Economy (CAGE) рассчитали, что в позднее Средневековье доход на человека в Англии составлял 1000$ (по курсу 1990 года).
Даже в начале эпидемии чумы, в 1348−1349 годах, доход был более 800$, что вдвое выше, чем считалось ранее.
В 1990 году, по курсу которого экономисты пересчитывали средневековые доходы, в беднейших странах мира среднегодовой доход на человека составлял всего 400$.

Средневековые «богачи» и современные «бедняки»

«Большая часть населения Британии могла позволить себе самое необходимое, а время от времени и дополнительные расходы.
В позднее Средневековье англичане значительно разнообразили свой пищевой рацион, в которой стали входить мясо, молочные продукты и эль, а не только злаки, которые можно было бы охарактеризовать “едой, чтобы ноги не протянуть”»
, — рассказал руководитель исследования профессор Стефен Бродберри (Stephen Broadberry) из Уорикского университета (Warwick university).

В многих современных странах среднегодовой доход per capita до сих пор ниже, чем в средневековой Англии:
в Афганистане – 869$, на Гаити – 686$, в Заире – 249$.
Ученые также выяснили, что в средневековой Голландии доход был примерно таким же, что и в Англии.
Что касается других европейских стран, то их доход, в основном, превышал 400$.

«Наше исследование ориентировано именно на средний доход на человека. То есть, исследователям еще предстоит заняться вопросом распределения средств в средневековой Англии.
Конечно, тогда было множество людей, которые с трудом сводили концы с концами и существовали на грани смерти и жизни, но в разное время их количество значительно менялось. Как раз сейчас мы начинаем новый исследовательский проект, который позволит нам понять, как английские доходы распределялись в Средние века»,[/i] — отметил Бродберри.
«Мы также рассчитали ВВП для Англии в период между 1270−1700 годами, и для Великобритании в 1700−1870 годах.
После 1870 года сохранилось достаточно данных, чтобы делать эти расчеты, и ученые уже не раз их проводили.
А вот более древняя экономика Англии пока хуже изучена.
В Британии после Норманнского завоевания было достаточно много грамотных людей, которые вели записи, дошедшие до наших дней. Поэтому нам есть, на что опираться. Среди привлекаемых нами письменных источников есть манориальные акты, записи о десятине, о сельском хозяйстве, а также завещания»,
— добавил исследователь.

Экономисты пришли к выводу, что экономическое положение в Европе в позднее Средневековье и ранее Новое время могло сравниться с уровнем процветающих стран Азии.

(Статья «Рост британской экономики в 1270−1870 годах» («British Economic Growth 1270−1870»))
Новые новости.Наука.Прошлое
http://infox.ru/science/past/2010/12/07 … past.phtml

+4

103

Почему эмблемой пилигримов был моллюск?

http://s54.radikal.ru/i146/1012/42/71f073864540.gif

Пилигримами называли католических паломников, во времена Средневековья ходивших в древнюю Галисию (Испания) на поклонение мощам святого Иакова. По преданию, апостол Иаков Старший пришел в Испанию, одну из отдаленных римских провинций, проповедовать учение Христа. После возвращения в Иерусалим он был предан казни, став первым мучеником среди апостолов.
Два его верных ученика тайно погрузили останки Иакова в ковчег, который был выброшен у иберийских берегов и в 813 году обнаружен местным монахом. На месте, куда перенесли мощи Иакова Старшего, сначала была построена небольшая церковь, потом базилика, а позднее возведен грандиозный готический собор Сантьяго-де-Компостела.
Святой Иаков был провозглашен покровителем Испании, а место это стало символом веры, третьим по значению центром христианства после Рима и Иерусалима. К мощам святого Иакова за благословением, отпущением грехов и исцелением от всяческих недугов устремились тысячи католиков-пилигримов. Их эмблемой и символом святости, а также атрибутом в известных с XII века изображениях этого святого стала круглая ребристая раковина двустворчатого моллюска из рода Pecten.

http://s015.radikal.ru/i331/1012/9a/27fdb2998f9b.jpg

Средневековые пилигримы, называя ее гребешком святого Иакова, прикрепляли к шляпе как свидетельство своего паломничества, а также использовали в качестве дорожной посуды. Зачастую по возвращении домой паломники в знак совершенного хождения к святым местам заделывали раковину в стену своего дома.
В живописи и архитектуре очертания раковины гребешка святого Иакова с давних пор используются как деталь орнамента.
(Вокруг света)
http://www.vokrugsveta.ru/quiz/141/

+2

104

Потомственных крестоносцев породили сказки о Востоке

http://i025.radikal.ru/1012/c7/dfa6201420fe.jpg

Традиция отправлять детей в Крестовые походы могла вырасти из сказок о Востоке, которые старательно записывали летописцы рядом с историей рода. Со временем небылицы слились с хронологией и стали восприниматься как реальное прошлое.
Профессор факультета истории Фордамского университета доктор Николас Пол (Nicholas Paul) изучал семейные предания потомственных крестоносцев. На эту тему его навел другой медиевист, который считал, что традиции рода буквально вынуждали семью отправить кого-нибудь в новый Крестовый поход.
«Но этот историк добавил, что, к сожалению, непонятно, как изучать этот вопрос дальше — это практически невозможно, так как у нас нет подробных историй этих семей», —рассказал Пол.
Поиски семейных историй Именно тогда Пол задумался о том, возможно ли действительно изучить историю семей, члены которых отправлялись в Крестовые походы? Существуют ли какие-то источники, которые могут рассказать о жизни этих особенных людей?
В конце концов исследователь пришел к выводу, что да, такие источники есть.
В прошлом году он побывал в Испании и Франции, где искал и собирал семейные истории крестоносцев.
Пол обнаружил письменные источники в архивах Барселоны, Лиможа, Анжу и Парижа, а также внимательно изучил захоронения крестоносцев.
«Еще я осмотрел различные сооружения, в том числе церкви, которые строились при финансовой поддержке этих семей. Оказалось, что там также запечатлена их история, даже внешний вид отдельных членов семейства», — рассказал ученый.
Почему Крестовые походы превратились в семейную традицию?
Пол в первую очередь интересовался тем, как крестоносцы повлияли на развитие культуры в Европе.
Кроме того, его исследование не ограничивается изучением истории только тех людей, которые принимали непосредственное участие в военных походах.
«Больше всего меня интересует, как традиции крестовых походов повлияли на различные знатные семейства. Многие династии, проживавшие на территории от Австрии на востоке и до Испании на западе Европы, оказались вовлечены в движение крестоносцев и следовали этой традиции из поколения в поколение. На мой взгляд, участие в Крестовых походах — это как поддержка определенного монастыря или приверженность к определенной политической группировке. Участие в походах против «неверных» превратилось для некоторых фамилий в настоящую традицию. Я пытаюсь понять, почему так произошло», — отметил Пол.
Мифические предки-крестоносцы Ответ на этот вопрос как раз и могут дать архитектурные и погребальные памятники, а также хроники отдельных благородных родов. Жанр исторических семейных записей зародился примерно в то же время, когда начались Крестовые походы. Поэтому во многих источниках содержатся интересные сведения.
Например, рассказывается, что для людей значил поход на Восток, объясняется, зачем они шли отвоевывать Святую землю.
Судя по найденным документам, традиции потомственных крестоносцев имеют более древние корни и зародились раньше, чем прозвучало призвание папы Урбана II 1095 года, положившее начало целой серии военных экспедиций против мусульман.
«Например, эти люди считали, что их легендарные предки отправлялись в Крестовые походы еще в древности, когда на земле царил Золотой век. Они описывали в своих хрониках вымышленное прошлое», — отметил Пол.

Первый крестовый поход. Штурм Иерусалима

http://i019.radikal.ru/1012/71/140bda34a4da.jpg

Легенды о прошлом определили будущее Среди наиболее удивительных легенд есть и такая: в одном источнике написано, что предок одной династии отправился на Восток и там спас львов. Дикие животные стали его друзьями и сражались с ним бок о бок.  8-)
В этих семейных хрониках хорошо прослеживается устоявшееся мнение европейцев об экзотическом Востоке, где происходят всякие чудеса, где водятся необыкновенные животные. Эта история была придумана, а затем постепенно превратилась в настоящую часть семейной хроники. В легенду об удивительном предке верили все от мала до велика.
Такие истории пересказывали друг другу ради развлечения, но на примере деяний предков также обучали молодежь, которая загоралась желанием совершить подобный подвиг. Магия древних легенд заставляла их отправляться в далекие страны, нашив на одежду кресты.
В XI-XII веках семейные хроники чаще всего вел священник или местный монах.
Возможно, они слышали устные рассказы, которыми развлекали друг друга члены семьи, и записали их в поучительных целях.
А с течением времени «сказки» превратились для потомков в «настоящие» истории о прошлом и определили их будущее.
(Издательство "Таус".Книги по археологии.Новости.)
http://www.tayc.ru/v2/news.shtml

+5

105

О средневековой посуде говорили уже не раз, только вот речь шла всё больше о дорогих-красивых столовых приборах. ;)

О красоте иных вещей люди спорят годами и десятилетиями. Но вот с крепостной стены протрубили сборы на войну,
и как-то само собой, расписные тарелки и прочая красивая посуда была забыта дома, в высоком замке, в крепком сундуке.
А в числе прочих походных вещей на телеги погрузили не украшенные глазурью тарелки, да миски, а прочные, проверенные временем и дорогами, глиняные горшки.
И никто ведь не поспорит – оно ж так и дешевле, и практичнее, и быстрее в случае чего.
Опять же – ну куда без неё, без походной посуды-то? Как говорится, война войной, а обед по расписанию. ^^
И не родился ещё тот солдат, что после долгого, утомительного перехода (на коне ли он был, или пешим) не захотел бы навернуть горячей стряпни.

На фото глиняные горшочки 13-14 вв. Кёльнский  музей.

http://i045.radikal.ru/1101/ec/73cf5dd02a6d.jpg http://i035.radikal.ru/1101/18/e960acb1e8e3.jpg

Такая вот  грубая посудина хоть и смотрится совсем просто, но манит и завораживает своей прямолинейной  красотой.
В ней чувствуется что-то настоящее, она сама – часть того собирательного образа о подвигах древних армий, что встаёт перед глазами при чтении рыцарских саг.

http://s51.radikal.ru/i132/1101/73/7aca3e3d06cb.jpg

Конечно, любому рыцарю пристало пить из дорогого кубка на пиру хоть и на войне – ну потому что кубок – это символ захваченных трофеев, но ведь и блеснуть сие сокровище может только на фоне грубых глиняных кружек и кувшинов пехоты..

реконструкция

http://i005.radikal.ru/1101/65/5f0bc48a206a.jpg
http://citadelblog.ru/category/arxeologiya/

Отредактировано иннета (2011-01-17 00:47:03)

+5

106

* Статья основана на предположениях и не имеет прямых доказательств. http://doodoo.ru/smiles/wo/expect.gif 

На чем клялись французские короли? Загадочная история

Как им и положено при вступлении на престол, клялись короли на евангелии.
Только в течение многих столетий и не догадывались – на каком именно.
А клятва приносилась на славянской книге, привезенной из Киева прародительницей 30 французских королей Анной Ярославной, дочерью Ярослава Мудрого. И по преданию, впервые распознал церковно-славянский текст Петр Великий в бытность его во Франции в 1717 году. Просто взял и стал читать – к потрясению всех присутствующих.

http://s53.radikal.ru/i141/1102/7b/9d95d85635d0.jpg

Это первая, общепринятая версия, но от этого не менее загадочная.
Французские короли с 1059 по1793 годы клялись на церковно-славянской пергаментной рукописи – факт потрясающий. Но как это могло произойти? Да и книга – необычная. Первая ее часть содержит чтение праздничных евангелий по обряду православной церкви и написана кириллицей.

Сторонники первой версии считают доказанным, что она уже хранилась в библиотеке Ярослава Мудрого и являлась, в свою очередь, переписью со староболгарского евангелия. Вторая часть с апостольскими посланиями написана глаголицей. Само по себе – уже загадка.

Анна Ярославна – третья из четырех дочерей Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской.
В 1051 году она вышла замуж за Генриха I (он был к тому времени дважды вдовцом и подыскивал подходящую жену – не родственницу, способную дать ему наследника, а заодно и обеспечить поддержку в качестве противовеса Священной римской империи).

Анна Ярославна

http://s57.radikal.ru/i158/1102/bb/de4fcc2c96b0.jpg

Анна стала во всех отношениях прекрасной женой, родила троих сыновей (старший стал впоследствии королем Филиппом I, и это имя, доселе неизвестное в Европе, с тех пор становится популярным). Стала она знаменита и своей дальновидностью, энергией и умом: «Анна Ръина» стояло рядом с подписью мужа на государственных документах, часто – славянскими буковками.

Дальнейшая биография французской королевы прекрасно известна.
Удивительная женская судьба, добрая память на своей второй родине. Скульптура Анны Ярославны – главное украшение портала церкви Святого Винсента в городе Сенлис во Франции (который сама же и основала в 1060 году) в 40 километрах от Парижа. Также ее изображение можно увидеть в Софийском соборе в Киеве.

http://i038.radikal.ru/1102/21/4199e22b864d.gif

А с евангелием остаются неясности: откуда же в таком случае взялась вторая часть, написанная глаголицей?

Другая версия предполагает, что первая часть евангелия была составлена Прокопием Чешским (ок. 985-1052 гг.), основателем Сазавского монастыря в Чехии. Прокопий Чешский сделал очень много для распространения в Чехии славянской культуры и письменности. Конечно, службы проводились по римско-католическому обряду, но на церковно-славянском языке, что вызвало гонения и преследования Прокопия.

А дальше – настоящий детектив.

В 1347 году император Карл IV основал в Праге монастырь в честь святых Кирилла и Мефодия, Войтеха и Прокопия Сазавского. Во Франции для этого монастыря была приобретена первая часть Реймсского евангелия. Правда, неясно, как во Франции оказалась церковнославянская рукопись – получается, все-таки Анна Ярославна? Тем более, что известно: первым поклявшимся королем был Филипп I – сын Анны. Монахи монастыря дополнили евангелие, соединили обе части в один переплет, украсив святыми мощами и драгоценностями.

Прокопий Сазавский

http://i033.radikal.ru/1102/c2/7ecb6c19b3e7.jpg

1419 году гуситское войско Яна Жижки пришло в монастырь и забрало уже двусоставное евангелие. Гуситы хранили его у себя 40 лет, после чего евангелие попало в Константинополь, где оставалось целый век.
Затем знаменитый константинопольский живописец привез его на Триденский собор. Евангелие перешло к кардиналу Карлу Лотарингскому, который пожертвовал его в дар Реймскому собору. А дальше на нем присягали и Франциск II, и Карл IX, и Генрих III, и Людовики XIII, XIV, XV и XVI. Традиция была прервана Французской революцией.

Наполеон Бонапарт повелел перенести все рукописи, в том числе и евангелие, уже лишенное всех украшений и драгоценностей, в муниципальную библиотеку Реймса.
А в середине XIX века русский ученый А. Тургенев, копаясь в библиотечных архивах, вновь «открыл» знаменитое евангелие.

http://i038.radikal.ru/1102/21/4199e22b864d.gif

Там же оно и хранится до сих пор, «под опекой» фонда Карнеги, в городе, где традиционно короновались французские короли и где происходило венчание Генриха I Капетинга и киевской княжны.

Есть и другие версии. Но ни одна из них не оспаривает сам исторический факт: французские короли приносили клятву на книге, половина которой написана нашей родной кириллицей. Как бы там ни было, история эта занимательна во всех отношениях...

Журнал"Школа жизни",рубрика «Культура, искусство, история»
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21761/

+4

107

Сухарки – чрезвычайно полезная и практичная вещь,
да и носить можно в ней не только дорожные сухари.

http://s013.radikal.ru/i322/1103/4b/c69762fa33db.jpg

Источники на подобные сумочки имеются,в том числе есть и археологические находки
– такие, как вот эта сухарка из Германии (14 век)

http://s003.radikal.ru/i202/1103/50/0974f453ee47.jpg

Ещё одна вот из Лондона (датировка 1330-1380-е гг.)

http://i041.radikal.ru/1103/36/6269ad11db9f.jpg

Сумка для сухарей.Дублинский музей, фотка от Дороты/Власты.

http://s15.radikal.ru/i189/1103/84/98b3ceb51d9e.jpg
http://citadelblog.ru/

+3

108

Средневековая ругань

http://s52.radikal.ru/i135/1103/5b/0b0f864d1cce.jpg

Буквально несколько слов и о средневековой ругани, которая в отличие от русской культуры, не обязательно носила характер непристойности, и практически никогда не была так физиологична.
Обиходные ругательства, которые были очень широко распространены, чаще всего носили характер богохульства.
Самыми первейшими ругателями в Европе слыли бургундцы, и самым сильным из их ругательств было
"Je renie Dieu"
(буквально - "Я отрицаю Бога").
Однако и его чаще всего смягчали до бессмысленного эвфемизма
"Je renie des bottes"
("Я отрицаю башмаки").
Многие средневековые богохульные изречения имели вид клятвы, например,
"Клянусь чревом христовым".

Однако буквальный смысл клятвы в них отсутствовал, так что клятвопреступления в таком выражении не было.
Широко было распространено мнение, что грех сквернословия приводит к войне, чуме и голоду.
В 1397 году был издан королевский ордонанс, который возобновлял прежние постановления против ругани от 1269 и 1347 годов.
Здесь фигурируют угрозы рассечения верхней губы и отрезания языка за гнусное богохульство.
Но на полях сборника судебных документов, где содержится это постановление, имеется надпись:
"Ныне, в лето 1411, ругательства те слышны повсюду и сходят всем безнаказанно".
Пьер д'Айи на Констанцском Соборе вновь настоятельно требует бороться с распространением этого зла.
http://www.templiers.info/forums/index. … ml#msg6348

+5

109

Интересно вот так зайти, почитать, что хорошего (или не очень) было в те времена. :)

иннета написал(а):

Буквально несколько слов и о средневековой ругани, которая в отличие от русской культуры, не обязательно носила характер непристойности, и практически никогда не была так физиологична.

Э... не знаю, может, это и правда, но вот я как лингвист в частности и большой любитель посомневаться вообще в это не верю. На моей памяти были всякие разные ругательства в ту эпоху, и ещё как. Например, ещё в древнеанглийском языке жило и процветало ругательное слово bicce, которое трансформировалось слегка и благополучно дожило до наших с вами дней в виде слова bitch. Так ругать можно и мужчину, и женщину, кстати. Было. В наши дни это ругательство всё-таки чаще употребляют, когда говорят ругательно о женщине (или обращаются к ней), хотя не факт, конечно. Например, в гей-культуре наших дней к этому слову может прилагаться разная степень ласковости и ругательности.

+1

110

Трансформированное  bitch скорей всего и было, ну когда хотели показать  низведение человека до уровня животного, да и другие оскорбительные слова подобного плана,что относили к женщинам, существовали.
Но этот перевод, что обсуждали реконструкторы, делал ударение именно на богохульные словечки.
Про физиологичные ругательства...эээ... подобных выражении, как у русских, на Западе не было и нет (в смысле аналог есть, но они как детский лепет в сравнении)

0

111

Да я поняла, на что в тексте упор. :) Текст-то интересный вполне. Просто меня крайне смущает, когда русский мат считают самым-самым, ибо это чушь. В любом языке этого добра сколько угодно можно найти, причём градация по грубости ничем не отличается от нашей, есть что-то помягче, а есть такое, что считается неприличнее некуда. В современном английском языке максимальный уровень запрещённости, конечно, связан со словом cunt. Но оно не вполне средневековое (то есть в среднеанглийском уже существовало слово cunte, но в неругательном значении, а просто описательном), ругательным оно становилось постепенно, в XV веке уже его старались при дамах не произносить, а в XVII веке слово стало считаться очень и очень неприличным.

иннета написал(а):

на Западе не было и нет (в смысле аналог есть, но они как детский лепет в сравнении)

Э... Это о чём? А то я несколько таких знаю, которые ничуть не слабже русскоязычных.

0

112

Alga написал(а):

Э... Это о чём? А то я несколько таких знаю, которые ничуть не слабже русскоязычных.

По - моему, у англичан (или уже у американцев)
есть много мерзких ругательств, разных посылов в разные места, от которых, когда их услышишь,
хочется умыться поскорее :canthearyou:

А если исторически. Английский мат (ругань) откуда вообще пошел? Он не языческого происхождения, как у нас?

0

113

Marion написал(а):

у англичан (или уже у американцев)

И у тех, и у других. В некоторых случаях американцы традиционно могут быть стеснительнее и стыдливее, но "в среднем по больнице" крепких выражений хватает по обе стороны Атлантики.

Marion написал(а):

Английский мат (ругань) откуда вообще пошел?

Оттуда же, откуда и у прочих народов. :) Кто приезжал на Альбион, тот привозил свой язык с собой, а в нём были слова, которыми можно было оскорбить. Слова, которыми называли (обзывали) врагов, физиологические процессы, опасных животных и так далее.

Отредактировано Alga (2011-03-16 07:08:25)

+1

114

Alga написал(а):

Оттуда же, откуда и у прочих народов.

Спасибо. Интересный вопрос вообще, ругань.
Вот в Стронгхолде персонажи - враги вроде не матом ругаются, а обидно все равно.  :glasses:

0

115

http://s55.radikal.ru/i147/1104/26/751821a9d8a4.gif
Первое упоминание о питейных заведениях в Англии относится к 745 году.
Тогда архиепископ Йоркский строго-настрого запретил священникам закусывать, а главное, выпивать в тавернах.
Ведь пили они там не что иное, как хмельной эль - напиток, сваренный из ячменя, воды и дрожжей. А куда было деваться?
В те славные годы именно эль был самым популярным утолителем горестей и жажды всех жителей большого острова.
Тогдашний эль был сладким и отличался запредельной крепостью, но быстро скисал.
   Для производства доброго эля требовались недюжинные знания и умения. Поэтому семьи, которые открывали для себя секрет приготовления \"веселого хлеба\", непременно приглашали на кружечку-другую забористого напитка всех друзей и родственников. Гости валили валом, и, в конце концов, было решено брать с каждого небольшую мзду.

Так стихийно появились эльхаузы, то бишь таверны -"уголки общественной радости" и их количество по стране принялось расти как на дрожжах. И росло до тех пор, пока  король Этельберт не был вынужден издать указ, который ограничивал число точек, торгующих элем.

Вот фотографии таверны, что находится недалеко от Праги.

http://i031.radikal.ru/1104/a8/1d73c10be979.jpg

http://s39.radikal.ru/i083/1104/ca/d2c726737d40.jpg

http://i036.radikal.ru/1104/93/5dac8f7cdb16.jpg

http://i046.radikal.ru/1104/86/14f9e42969cb.jpg

Из рекламного проспекта этой таверны:
   "Средневековая старочешская таверна, расположена на территории Замка Детенице, в ней по сей день варят пиво «любви» на открытом огне. Туристы со всего земного шара едут сюда, чтобы представить себя простолюдином в далекие средневековые лета.
Прямо при входе в таверну начинают происходить интересные вещи.
Сначала вас встретит грязная нищенка, а грубый неотесанный трактирщик проводит Вас в плохо-освещенное помещение к вашему столику и прорычит хриплым голосом:«Что жрать будете?»
Вино Вам подадут в тяжелом кубке, а блюдо, которое Вы закажете, нужно будет кушать руками без вилки и ножа, и вместо салфеток Вам придется использовать кусок хлеба, отломанный от круглой буханки!
К Вашему столу периодически будут подходить девицы легкого поведения, кричать скрипучими голосами священники, донимать просьбами ведьмы и разбойники.
В этой таверне Вы полностью погрузитесь в роль древнего путника.
Раскрепоститесь, поддайтесь захватившим Вас ощущениям, покушайте от души жареного мяса, запейте все это только что сваренным пивом, и Вы никогда не забудете это приключение!
http://czecho.ru/2010/10/sredneveko...verna-detenice/
http://s55.radikal.ru/i147/1104/26/751821a9d8a4.gif

В продолжении темы - три кувшина из музеев Англии.

Medieval, late 13th century AD
From Kingston, Surrey, England
http://i075.radikal.ru/1104/68/7e89fbaf8218.jpg

13th century AD
French; found at Lesnes Abbey, Kent, (now in Bexley, Greater London) England
http://s02.radikal.ru/i175/1104/70/b3b3b344571f.jpg

Такой кувшин...женственнообразный ^^
England (made)
Date:ca. 1280-1320 (made)
http://s014.radikal.ru/i328/1104/e1/b016431e3b9d.jpg

Таверна на фрагменте картины И.Босха \"Бродяга\".Конец 15 в.Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды.
http://s39.radikal.ru/i083/1104/a2/2837b8ca77f5.jpg

+5

116

Далее

Чудовищные племена. Псалтырная карта.
Англия, вторая половина 13 века.
http://new.bestiary.us/images/psaltmap

0

117

СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ В БЛУА
"Читаешь средневековые судебные хроники и диву даешься - какая насыщенная и полная приключений была жизнь у людей.

В августе 1327 года в епископский Трибунал Священной инквизиции города Блуа была подана жалоба от городского нотабля Жюссома де Сен-Виктор, сеньора Контр, на цехового скорняка Бриссара, коему было поручено изготовить для означенного Жюссома накидку-пелерину для парадного костюма из шкурок крота (судя по всему сеньор Контр было человеком о-очень обеспеченным). По исполнению заказа и уплате скорняку 25 турских ливров за материал и работу (тоже нехилая сумма по тем временам), супруга мессира де Сен-Виктор, дама Гатуида, обнаружила, что пелерина сшита не из кротовьего меха, но из шкурок новорожденных черных котят, что вне сомнения указывает на стремление означенного Бриссара причинить нотаблю maleficia (вредоносное колдовство), лишив его мужской силы, о чем дама Гатуида и засвидетельствовала перед Трибуналом.

По опросу следователями инквизиции свидетелей выяснилось, что скорняк Бриссар действительно пошил пелерину из кошачьих шкурок, оправдываясь тем, что найти достаточное количество кротовьих шкур во всем графстве невозможно, а сам он никогда не занимался ведовством или алхимией, что подтвердили множество свидетелей-цеховиков и приходской священник. Инквизиция же достоверно установила, что мужское бессилие Жюссома де Сен-Виктор вызвано не магическим воздействием, но известным всему графству пьянством и предосудительным поведением, отчего возложила на сеньора Контр покаяние, а жалобу об обмане передала в светский суд, который приговорил скорняка Бриссара к возвращению 25 ливров и штрафу в пользу казны короля в 7 ливров и 120 денье. -------------------------------------------

Я представил себе всю мизансцену: скорняк носится по городу отыскивая черных котят, сворачивает им шеи и шьет накидку. Старый импотент подает в суд, при этом его женушка хочет выгадать кое-что и для себя - верните супругу мужскую стать! Въедливые инквизиторы доводят следствие до логического финала и влепляют пострадавшему покаяние (пьянство - грех!) после чего, подавляя смешки, отправляют дело в гражданский суд, ибо банальное жульничество под юрисдикцию трибунала не подпадает...

Ух. "
(C) gunter-spb.livejournal.com/1455683.html

+3

118

Lessya написал(а):

Почему то не нашла темы по жизни крестьянства и деревень в средневековой Европпе

Есть такая тема, вот она О крестьянстве
Переношу твой пост туда.

0

119

Реклама в средние века

"...Период раннего средневековья характерен почти полным затуханием выделившихся в античности рекламных средств и отдельных функций. Объясняется это развалом в те времена экономики и даже таким процессом, как дезурбанизация, т. е. упадок ранее существовавших городов до более низкой ступени. В результате начавшие оформляться в античности рекламные тексты в это время не находят дальнейшего развития. По-своему затухает все многообразие коммуникационных потоков по причине кризиса, переживаемого большинством регионов Западной Европы. Это время характеризуется распадом ранее оживленных торговых связей и упадком городской жизни. Таким образом, процесс дезурбанизации приводит к снижению потребности в массовой коммуникации и рекламе как способе ее выражения.

В первый период практически существует в основном конфессиональная реклама, т. е. религиозные акции (в основном в виде церковных праздников). Отправления христианского культа постепенно наращивают элементы демонстративности. Таким образом, для реликвий создается роскошное обрамление, мощи помещаются в ковчежцы или реликварии, все более пышными становятся храмы, богослужебные облачения, церковная утварь. Религиозные процессии как бы рекламируют христианских святых, особенно наиболее почитаемых. Эти компоненты, прославляющие или даже навязывающие совокупность религиозных идей на следующем этапе – этапе развитого средневековья – формируют русло реальной конфессиональной рекламы.
Позднее – в развитом средневековье, вернее, в начале развитого средневековья феодальные отношения все более укреплялись, так же, как и становились все более оживленными и утраченные ранее торговые связи, и административные и культурные функции городов. В первую очередь это имеет отношение к устной рекламе, которая является преобладающей в средневековье в условиях невысокой грамотности. Оглядываясь на античность, стали возрождаться функции глашатаев, и уже в XII в. функции глашатаев были строго очерчены законодательными правилами и регламентированы. Несколько позднее – в XIII в. – уже существовали профессиональные объединения глашатаев.
В 1258 г. король Франции Филипп Август издал ордонанс, требующий обязательного вступления глашатаев в корпорацию. Таким образом, глашатаи пользовались не только вниманием первых особ королевства, но и их деятельность в достаточной степени регламентировалась. К тому же, зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал.
В английском статуте того времени указывалось: «Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утвержден графским наместником… никто не имеет права рекламировать что-либо своим криком. Если кто-либо так поступит, наместник имеет право привлечь его к суду и штрафу. Во второй раз у него может быть отобрано все имущество» [11, с. 22].

Устная реклама средневековья также включает в себя не только объявления, передаваемые через глашатаев, но и через герольдов. Герольды зачастую выполняли почти ту же самую роль, но не в городах, а в феодальных поместьях. Единственное отличие: герольды предназначались, в основном, для объявлений о зрелищных мероприятиях или об административных событиях. Герольды объявляли о турнирах, причем их деятельность была, так сказать, полукочевой, потому что они должны были доставить сообщения о предполагающихся рыцарских турнирах во все ближайшие поселения.

Затем развиваются фольклорные виды устной рекламы. Это крики улиц, то есть оперативные текущие объявления о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников; фокусников и других цирковых артистов. Время от времени эти крики улиц пресекались властями того или иного города, однако, они не были полностью искоренены, и этому свидетельством являются сборники устных рекламных текстов, имеющихся в европейских странах: «Крики Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима».
Другой вид фольклорной рекламы – это «воззвания» специальных зазывал лавочек, таверн, винных и иных распродаж. В редких случаях в роли зазывал выступали глашатаи, однако в обычных случаях зазывы шли от кабатчиков, лавочников и их приказчиков. Свое место здесь имеет также ярмарочный фольклор, так как в XI–XII вв. и далее существовали специальные ярмарки во многих городах Франции, Германии, европейских столицах и рядовых городах."

Читать дальше

+2

120

Еще раньше в теме есть новый пост, перенесенный из др. раздела.
Про дестриеров.

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Разное о жизни в средние века