SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Цитаты из литературных произведений


Цитаты из литературных произведений

Сообщений 1 страница 30 из 45

1

Для "Цитат дня" подходят не все высказывания, которые порой хочется процитировать. Потому возникла эта тема.
Начну, пожалуй.

Вершина и низина по-разному воспитывают человека. Гора - это цитадель, лес - это  засада; гора вдохновляет  на отважные подвиги, лес - на коварные поступки. Недаром  древние греки  поселили своих богов на  вершины  гор,  а  сатиров в  лесную  чащу. Сатир  --  это  дикарь, получеловек,  полузверь. В свободных странах есть Апеннины,  Альпы, Пиренеи, Олимп.  Парнас  -  это  гора,  гора  Монблан  была  гигантским  соратником
Вильгельма  Телля; в поэмах  Индии, пронизанных  духом  победоносной  борьбы разума  с  темными силами, сквозь это  борение  проступает силуэт  Гималаев.
Символ Греции,  Испании, Италии, Гельвеции - гора; символ Кимерии, Германии или Бретани - лес. А лес - он варвар. Не  раз  характер  местности подсказывал человеку  многие его поступки. Природа чаще, чем полагают, бывает соучастницей наших деяний. Вглядываясь  в хмурый  пейзаж,  хочется  порой   оправдать  человека  и  обвинить  природу, исподтишка подстрекающую здесь на все дурное;  пустыня  подчас может оказать
пагубное  воздействие  на человеческую  совесть, особенно  совесть  человека непросвещенного; совесть  может быть гигантом,  и тогда появляются  Сократ и Иисус;  она  может   быть  карликом  -  тогда  появляются  Атрей и Иуда.

Совесть-карлик легко превращается  в пресмыкающееся; не дай ей бог попасть в мрачные  дебри, в  объятия  колючек и терний,  в болота, гниющие под навесом ветвей; здесь она открыта  всем дурным и таинственным внушениям.  Оптический обман,  непонятные миражи, нечистое место,  зловещий  час  суток, навевающий тревогу,  --  все это повергает  человека  в  полумистический,  полуживотный страх,  из  коего  в мирные  дни рождаются  суеверия, а в грозную годину - зверская  жестокость. Галлюцинация своим  факелом освещает  путь убийству. В разбое есть что-то хмельное. В чудесах природы  скрыт  двойной смысл  - она восхищает  взор  истинно  просвещенных людей  и  ослепляет душу  дикаря. Для человека невежественного пустыня  населена призраками, ночной мрак усиливает мрак ума,  и  в  душе  человека  разверзаются  бездны.  Какая-нибудь  скала, какой-нибудь  овраг, какая-нибудь лесная  поросль,  игра света и тени  между деревьев  -  все это может толкнуть на  дикий и жестокий поступок. Словно в самом деле существуют в природе зловещие места.

В. Гюго. Девяносто третий год

+6

2

Вы понятия не имеете, что
значит остаться наедине с женщиной, у которой ни на грош красоты и еще
меньше уменья разговаривать. Что тогда мужчине делать? Интересно
говорить она не может, а если он сам говорит интересно, она его не
понимает. Глядеть на нее он не может, а если посмотрит, так видит
только, что она некрасива. Не пройдет и пяти минут, как оба они ужасно
соскучатся. Спасти положение можно только одним способом, и это то, что
вы называете нехорошим. С красивой, остроумной, доброй женщиной у вас
не остается времени для таких безумств. Ведь смотреть на нее, слушать
ее голос, понимать все, что она хочет сказать, - это такое наслаждение,
что больше ничего и не случается. Вот почему женщина, за которой будто
бы числится тысяча любовников, редко имеет хотя бы одного, а глупые,
неизящные бабы имеют их дюжинами.

(с) Бернард Шоу "Охваченные страстью"

+5

3

Без философии нельзя заниматься практической деятельностью, но одной философии мало, одной теории мало. Ее постоянно нужно мерить масштабами окружающей действительности, постоянно шлифовать о реальную действительность. Нужно руками прощупывать суровую живую жизнь ,непрестанно приходить с ней в соприкосновение ,получать от нее толчки и пинки .Нужно из собственного доброго и злого опыта делать выводы ,что полезно и что вредно .

Л.Фейхтвангер. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо

+5

4

"Когда спишь с женщинами направо и налево, они все сливаются в одну. И она просто меняет имя, кожу, рожу, рост и голос. <...> Талдычишь одно и то же каждый вечер разными девушкам с завороженным взглядом ребенка, который разворачивает подарок. Как ни парадоксально, новизна возникает, только если хранить верность одной женщине. Донжуаны лишены воображения. Казанову принято считать многостаночником, а он был просто лентяем. Потому что, как ни меняй баб, ты-то остаешься все тем же мужиком, поборником пути наименьшего сопротивления. Чтобы хранить верность, необходим талант."

(с) Фредерик Бегбедер

+3

5

Никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым.
И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни. Ты не поймешь, тебе будет только казаться, что ты понимаешь; а когда вспомнишь об этом через несколько времени, то увидишь, что понимал неправильно.
А еще через год или два убедишься, что и второй раз ошибался. И так без конца.
И все-таки это самое главное и самое интересное в жизни.

Гайто Газданов "Вечер у Клэр"

+3

6

- Томас. Что мне в идее, если она не  является  зародышем  действия?  Я начинаю  интересоваться  идеен  только  тогда,  когда  она  воплощается  в действие. Я верю во  власть  идеи.  Америка  открыта  силой  идеи. Только потому, что Колумб твердо верил в свою физико-математическую идею, он шел, побираясь,  от  двора  к  двору,   он   отважился   ринуться   в   грозную беспредельность. Почему же истина математическая должна мне  быть  дороже, чем истина моральная? Идея остается для меня фразой до тех пор, пока я  не претворяю ее в жизнь.
   - Беттина. Тогда претворите ее в ваше искусство. Разве кто-нибудь живет полнее, чем поэт? Разве поэт не исчерпывает до дна  всех  возможностей, и  разве эти  возможности  не  богаче  реальной  действительности?  Крайности человеческой жизни - действие и отречение, созерцание и активность - разве они не сливаются у него воедино?
   - Томас. Я не принадлежу себе.
   - Беттина. Было время, когда вы  ощущали  искусство  как  часть  самого себя, Томас. Вы были свободны. И ведь вы никогда не теряли и не  потеряете себя.

Л.Фейхтвангер. "1918 год"

+4

7

«Никогда не теряй самоуважения и, оставаясь один, не опускайся до бесцеремонного отношения к самому себе. Пусть цельность собственной натуры станет твоим нравственным мерилом, в большей степени основанным на строгости собственного о себе суждения, нежели на любых внешних установлениях. Воздерживайся от неподобающих поступков из уважения к собственной добродетели, а не из-за строгой критики, навязываемой авторитетами извне. Приучись относиться к себе с благоговейным страхом, и у тебя не возникнет нужды в воображаемом наставнике Сенеки».

Бальтазар Грациан (1601-1658)

+4

8

Цитаты Рекса Тодхантера Стаута (англ. Rex Todhunter Stout; 1 декабря 1886 — 27 октября 1975) — американского писателя, автора детективных романов, создателя цикла романов о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине.

-Гений — это человек, который заставляет события происходить, не имея ни малейшего представления, что они непременно произойдут.

-Ложь не считается ложью при ответе на вопрос, который спрашивающий не должен был задавать.

-… все неприятности с будильником состоят в том, что всё, кажущееся разумным в момент его включения, выглядит верхом абсурда, когда он звонит.

-Когда глаза на одном уровне, люди равны. По этой причине судейская скамья всегда находится на возвышении.
Всегда объясняй, почему женщина поступила так, как она поступила, и тогда тебе не придется объяснять, почему она поступила не так, как ты думал.

-Гениальность - это здорово, но к ней нужны пара зорких глаз, быстрые ноги, а иногда и парочка пистолетов в придачу.
Не нужно закрывать глаза на факты. Вы ведете себя как женщина, которая прикрывает пепельницей пятно на скатерти. Но ведь кто-нибудь все равно сдвинет пепельницу.

-Вообще-то он просил вам передать, что вы простофиля, но, поскольку я думаю, что было бы тактичнее не упоминать об этом, я молчу.

-Можете отвечать или отказываться. Ответивших я проверю. Отказавшихся я проверю дважды.

-Всегда благоразумней полагаться на силу инерции. Это величайшая сила в мире.

— Дело не в этом. Просто есть такая штука — совесть. Может, ты про неё слышал?
— Никогда. Что это такое?
— Трудно сказать. Я человек слишком утончённый, поэтому у меня её нет, а у тебя её нет, потому что ты слишком примитивный.
— Значит, никаких проблем.

— Я слышал, один умник однажды сказал, что добродетель никак не хотят оставить в покое.
— Где это ты слышал? — вопросил Вулф со своих подушек. — Это Конфуций.
Я пожал плечами:
— Наверное, от него и слышал.

-Мы ведь всегда больше гордимся своим везением, чем своими достоинствами.

+9

9

А у меня мысль возникла! А давайте не просто чтоб цитаты постить, а играть. Вот последняя цитата из Стаута,

Ксения написал(а):

-Мы ведь всегда больше гордимся своим везением, чем своими достоинствами.

Следующая должна или начинаться, или содержать в себе слово "достоинства". Не важно, какого автора, но не из кино, а именно из литературы.
Что-то типа такого:

Талант, вкус, ум, здравый смысл - все это различные, но вполне совместимые достоинства.  (Ж. Лабрюйер)

+3

10

Цитата имеет косвенное отношение к "достоинству"

Супружеская измена всегда внушала мне отвращение - но не из нравственного педантизма, не из лицемерного чувства приличия, даже не потому, что прелюбодеяние всегда является воровством, присвоением чужого тела, - но, главным образом потому, что всякая женщина в такие минуты предаёт другого человека, каждая становится Далилой, вырывающей из обманутого тайну его силы или его слабости, чтобы выдать его врагу.Предательством кажется мне не то, что, в своё оправдание, она с другого срывает покрывало стыда; не подозревающего измиены, спящего она отдаёт на посмешище язвительному любопытству торжествующего соперника!

С.Цвейг

+4

11

Цитата вне игры :) Просто очень нравится :)

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! Как чудна она сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся в углу... Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные как уголь тени... и нигде ни души - все спит... А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса...
На вершине неба солнце... телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре... Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!

Н.В.Гоголь "Мертвые души"

+4

12

Каждая  минута,  каждое  брошенное  невзначай  слово  и  взгляд,  каждая глубокая  или  шутливая  мысль,  каждое  незаметное  движение  человеческого
сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в  ночной  луже,  - все это крупинки золотой пыли.
   Мы,  литераторы,  извлекаем  их  десятилетиями,  эти  миллионы  песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем  из
этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму.

К.Паустовский. Золотая роза

+4

13

Перечитала Лопе де Вега. Какой же шикарный автор! :love:

Вега Карпьо, Лопе Феликс де (Lope Felix de Vega Carpio) (1562 - 1635)

В вас не должна рождать тоски
Нарядно-стройная персона,
Когда она на вас с балкона
Глядит, взмостясь на каблучки
Все это так, архитектура.
Один мудрец учил народ,
Что половиной всех красот
Портным обязана натура. - (Тристан, лакей Теодоро)

Кто любит вслед чужой любви, тот жаден,
В нем завистью зажжен сердечный пыл;
Кто сам себе блаженство не сулил,
К чужому счастью остается хладен. - (Теодоро, секретарь Дианы)

Любовью оскорбить нельзя,
Кто б ни был тот, кто грезит счастьем;
Нас оскорбляют безучастьем. - (Диана Теодоро)

Слугу не терпят, если он
Кой в чем искусней господина. - (Теодоро, секретарь Дианы)

Ну что за вежливая грубость!
Сквозь плащ руки не предлагают.
Спеша к упавшему на помощь,
Обматывать ее шелками -
Не лучше, чем рядиться в панцирь,
Когда ваш друг попал в засаду:
Пока придете - он убит.
Притом же я считаю гадким
Из вежливости кутать руку,
Как это велено жеманством;
Рука, когда она честна,
Ни перед кем лица не прячет. - (Диана Теодоро)

Мечта моя, остановись!
Ты безрассудно мчишься ввысь,
С тобой мы оба безрассудны;
Хотя, кто ищет жребий чудный,
Тот говорит тебе: стремись! - (Теодоро, секретарь Дианы)

Будь проклята, людская честь!
Нелепый вымысел, губящий
То, что сердцам всего дороже!
Кто выдумал тебя? И все же
Ты нас у пропасти грозящей
Спасаешь, отводя от краю. - (Диана, графиня де Бельфлор)

Глаза! Вот это вам расплата
За то, что изливали свет
На недостойный вас предмет.
Но в этом я не виновата.
Не плачьте. Гордый слезы прячет,
В них утешаются глаза.
И все же просится слеза:
Кто мало видел, много плачет. - (Диана, графиня де Бельфлор)

+4

14

Люблю Лопе де Вега. :) А ещё мне нравилось "Мужчин любить я не должна, так значит, мне нужна жена". :)

0

15

Княгиня
У него мудро и иронично выходит. Где-то он мне нравится даже больше прославленных классиков того времени. :)

Княгиня написал(а):

"Мужчин любить я не должна, так значит, мне нужна жена".

http://i026.radikal.ru/0802/24/96fc701f65bc.gif  Ага! Там по-моему был знак вопроса! Здорово!

0

16

Ксения написал(а):

Ага! Там по-моему был знак вопроса! Здорово!

Нет, вопроса не было. Вот эта вещь: http://lib.ru/DEVEGA/lope1_2.txt_with-big-pictures.html Перевод Лозинского.

Диана

Нет, нет, я замужем уже.

Теодора

Вы замужем? За кем?

Диана

    За вами.
Любить мужчин я не должна, -
Так, значит, мне нужна жена.

0

17

Княгиня
Да! Я посмотрела уже! http://s15.rimg.info/f424bbadf5cc6434898ae06d59ee8867.gif

0

18

Княгиня написал(а):

"Мужчин любить я не должна, так значит, мне нужна жена".

Одна из моих любимейших пьес!

      Диана

      А это кто такой, всех выше,
      Там, за окном, торчит на крыше?

      Камило

      То ангел наш хранитель.

      Диана
                                           Что ж,
      Пусть он пошлет нам благодать!
      Но кто же так его наружу
      На пекло выставил и стужу,
      Раз он нас должен охранять?

+1

19

Диана

      Когда вы пышно разодеты,
      Когда вы в зеркало глядитесь,
      Когда вы завились железом,
      Когда вы жалуете ручку,
      Когда вы в юбке по колено,
      Когда вы запряжетесь в туфли,
      И только спереди бубенчик
      Подвесить к ним недостает,
      Так это - чтоб спасаться бегством
      И укрываться от мужчин?

      Лаура

      Мы их отпугивать, конечно,
      Не думаем; мы ищем мужа,
      И, собственно, все дело в этом.

      Диана

      Когда вы в ночь на Сан Хуана
      Подслушивать идете встречных,
      Так здесь причина в Сан Хуане
      Или в мужчинах?

      Фениса

      Несомненно,
      В мужчинах, ваша светлость.

      Диана

      Или
      Когда вы, словно как индейки,
      Выходите в широких юбках,
      Вертясь направо и налево,
      Как щеголь, что себя бичует,
      То все такие ухищренья -
      Для женщин или для мужчин?
                     ...

      Диана

      Я воздержалась и помедлю,
      Чтоб этих разглядеть мужчин.
      Мне хочется узнать точнее,
      Что в них так мило иль противно,
      Чтобы от них спасаться бегством.
                    ...

       Диана

      Вы мне мужчин подальше гнать велели.
      Но заповеди мне известны тоже,
      И соблюдать их следует построже,
      А ближнего в них велено любить,
      Как самого себя, и, стало быть,
      Ученье ваше никуда не гоже.

      Теодора

      Чтоб соблюсти их, вы меня любите.

      Диана

      Помилуй боже, что вы говорите!
      Там речь о "ближнем", - он и назван прямо, -
      А не о "ближней"; значит, он - не дама.
      Вы, предлагаете мне, Теодора,
      Нарушить божью заповедь.
                     ...

Ну и, конечно, это:       Вы напишите им бумагу,
                                    И пусть они идут в тюрьму.

Отредактировано LinLis (2012-01-27 13:43:56)

+2

20

А ещё вот это:

Диана

Тогда давай уговоримся:
Ты рыцаря найдешь мне, Фабьо,
И тайно приведешь ко мне.
И если я прельщусь осанкой,
Как ты - неустрашимый духом,
То мы втроем начнем сражаться,
Чтоб одолеть моих врагов.
Но ты заметь себе заране,
Что этот муж мой должен быть
Безукоризненный избранник;
А потому мы судим строго,
И каждый порознь выбирает:
Ты - мужество, а я - лицо.

Фабьо

Ваш ум и замысел похвальны.
Вы непохожи на девиц,
Которые, узнав от брата
Или отца, что есть жених,
Уже немедленно согласны,
Как будто на короткий день,
А не навек берут супруга,
Причем не разбирают даже,
Какой он - синий или красный;
А потому и должность мужа,
Груз то несносный, то приятный,
Несет нередко заместитель.

Диана

Иди. За мной следят, я знаю.
Господь направь твои шаги!

Фабьо

Увидите, как я достану
Вам рыцаря...

Диана

Кто он, скажи!

Фабьо

Не знаю сам. Но начинаю
Сегодня же его искать.

Диана

Пусть будет храбр.

Фабьо

    Храбрей Роланда.

Диана

Велик.

Фабьо

    То будет венценосец.

Диана

Щедр.

Фабьо

    Тароватей Александра.

Диана

Могуч.

Фабьо

    Как Цезарь и Ахилл.

Диана

Умен, изящен...

Фабьо

    И красавец.

Диана

И холост.

Фабьо

    Это - первым делом.

+2

21

Княгиня
Во МХАТе им. Горького шел спектакль по этой пьесе, очень даже не плохой. Я 3 раза успела посмотреть, теперь уже сняли из репертуара... Жалко, но народ не проявил особого интереса. Судя по общей ситуации со спектаклями, потому что нет казарменного юмора и не добавлены к оригинальному тексту шутки ниже пояса...

0

22

LinLis написал(а):

Судя по общей ситуации со спектаклями, потому что нет казарменного юмора и не добавлены к оригинальному тексту шутки ниже пояса...

О... "Пусть блещут юмор и сатира на стенах нашего сортира".

0

23

Вот тоже отличная пьеса Островского: "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". Обожаю последние слова:

Крамольник он от головы до пяток!
Боярином ему б и оставаться,
Крамольнику не след короноваться.
Крамолой сел Борис, а Дмитрий силой:
Обоим трон московский был могилой.
Для Шуйского примеров не довольно;
Он хочет сесть на царство самовольно --
Не царствовать ему! На трон свободный
Садится лишь избранник всенародный.

+1

24

Благодаря беседе о романтизме в теме Гюго, вспомнила одну из любимых цитат. Итак, Джером Джером, Трое на четырех колесах:
По разнообразию и красоте, Вогезы, с точки зрения путешественника, гораздо выше Шварцвальда; здесь нет нарушающей поэзию зажиточности шварцвальдского крестьянина: разрушение и бедность повсюду удивительные.

+3

25

Овдовев  в  результате попытки Клифтона Бессемера протаранить на  своей машине тяжелый грузовик вместо того, чтобы мирно его объехать, она  два года спустя познакомилась в  Париже  и сочеталась браком  с  А. Б.  Спотсвортом, миллионером --  охотником на крупную дичь, и почти  сразу же овдовела опять.
На этот раз виною было расхождение во взглядах между ним  и  одним из львов, на которых А. Б. Спотсворт охотился в Кении. Он считал, что лев мертв, а лев считал, что нет. И когда стрелок поставил ногу зверю на горло, позируя перед фотоаппаратом капитана Биггара, знаменитого Белого Охотника, сопровождавшего экспедицию, последовала неприятная шумная ссора, а Белому Охотнику надо было сначала отбросить  фотоаппарат,  да  еще  он  потратил несколько драгоценных мгновений, пока нашарил  ружье,  так что  его  выстрел, меткий, как  всегда, грянул слишком поздно,  чтобы  принести какую-то практическую пользу. Ничего другого не оставалось,  как подобрать клочья и переписать огромное состояние миллионера-охотника  на  имя  вдовы,  присоединив его к  тем  приблизительно шестнадцати миллионам, которые она ранее унаследовала от Клифтона Бессемера.

П.Г.Вудхауз. Не позвать ли нам Дживса?

+6

26

Посты Иннеты о драконах напомнил вот такое:

«И все же драконы, гаварю я, не па падобию идинорогов сатпворены. Абитпают они в ниведомом Краю – а в каком, зависет от чиловеческих Ваабражения и Хатения. Патаму каждый рас, кагда кто-то призывает их и указывает им дарогу в этот мир, он вызывает сваего собственого дракона.
Патому мыслю я, что ежели Дракона Силы вызавет Чистый Сердцем, то сатворит благо. И виликое это дело начнется сегодня ночью. Все гатово. Я трудился, не пакладая рук, дабы стать дастойным сасудом…»
«Край Воображения, – подумал Ваймс. – Вот, значит, куда они ушли. В воображение людей. И, вызывая их, мы придаем им форму. Это как выдавливание теста в формочки. Только в результате получаются не имбирные пряники, а то, что ты есть. Твой собственный мрак, обретший форму…»


Терри Пратчетт. "Стража! Стража!"

+2

27

Мы все ждем смерти. Сигареты помогают нам ждать.
Вильям Сароян. "Приключения Весли Джексона."

0

28

«Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются.»
(с) Эразм Роттердамский.

+1

29

Читая "Сад Эпикура" Анатоля Франса , поразилась следующей фразе:
Рано или поздно любопытство становится грехом; вот почему дьявол всегда на стороне ученых.

+2

30

-  Скажите,  - спросил  меня  Адмирал,  разламывая  пряник, - а  вам не кажется, что этот ваш Шубкин - круглый дурак?
     - Как же, - растерялся я. - Как же я могу считать его дураком, когда он такой образованный?
     - А вы полагаете, образование и ум - это одно и то же?
     - Ну... -  Я задумался. - Конечно, если человек образованный, у него  в голове  много  знаний,  он,  обдумывая  что-то,  может  оперировать  большим количеством данных...
     - Вот! - перебил меня радостно Адмирал. -  Может оперировать! А если не может? Вы  говорите, цитаты. А  он вам  хоть одну свою собственную, лично им выношенную мысль хоть раз высказал?
     - А зачем? - спросил я.  - Если  у него в голове столько  чужих хороших мыслей, зачем же ему свои выдумывать?
     - А вы, я вижу, тоже... как бы сказать...
     - Вы хотите сказать, что я тоже дурак? - поспешил я обидеться.
    - Да нет, - сказал Адмирал. - Я человек  вежливый  и так резко в данном случае  говорить  бы  не  стал, но  вы  сами  подумайте.  Человечеством  уже высказано так  много умнейших мыслей, и что же - нам больше ничего не нужно? Но для чего-то мы с вами сейчас мыслим, а не перестреливаемся цитатами. Хотя поверьте, в моей голове их тоже очень много. И есть очень яркие.  Некоторыми из них я могу подкрепить свою мысль. Но заменить оригинальную мысль цитатами невозможно.
     - Почему? - спросил я.
     - Потому что каждая мысль чего-то стоит только тогда,  когда  рождена в голове   конкретного  человека   в  конкретных  обстоятельствах   на  основе
собственного  опыта и  в  результате собственного размышления. Можете, -  он снисходительно усмехнулся, - записать это себе как цитату, а потом в споре с Шубкиным употребите.
... Человеческий мозг отличается не только размерами, но и способами освоения входящего материала. Мозг может быть, грубо говоря, складом, мельницей и химической лабораторией.
Склад  бывает  очень вместительным, заставленным  разными предметами, но чем больше  предметов,  тем   труднее  в   них  разобраться.  Мельница  способна
перемалывать только то, что в нее засыпают. Если она маленькая, примитивная, то хорошее зерно она  все равно перемелет в очень неплохую муку. Но  если вы
возьмете мельницу большую, современную, самую лучшую, с хорошими жерновами и идеальными ситами и загрузите ее плохим  зерном, она ничего хорошего вам  не
выдаст. Творческий мозг  - это высший тип мозга, это химическая лаборатория, в нее загружают все, что угодно, а получают принципиально новое, синтез. Там
работает все:  знания,  память, способность  к собственному  мышлению. Такой мозг очень редко встречается, редко даже у тех, у кого голова большая.


Умный человек - это человек, который ставит перед собой  цель и исполняет.  А  кто ставит  перед собой неисполнимую цель  и не понимает того, что она неисполнима, тот не может считаться умным.

В.Войнович. Монументальная пропаганда

+3


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Цитаты из литературных произведений