SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Декоративно-прикладное искусство Средневековья


Декоративно-прикладное искусство Средневековья

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

В этом разделе можно выкладывать все то, что не вписывается в остальные разделы, зато красиво, отражает дух эпохи и отвечает следующему определению:
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, создающих художественно исполненные предметы утилитарного назначения: утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и др.
Отрасли декоративно-прикладного искусства различают
- по материалу: металл, керамика, текстиль, дерево и т.п.; и
- по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и т.п.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Ювелирное искусство эпохи Возрождения

        Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
        Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

          Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

В качестве иллюстрации выкладываются два предмета более раннего периода - по датам их легко можно вычислить. Но решила оставить - больно уж красивы :rolleyes:

http://s003.radikal.ru/i203/1009/9c/c50c5bca682f.jpg

Потир 14 век. Серебро, золото; позолота, чеканка, эмаль
Капитул собора Святого Петра, Рим. Поступил из древнего Бенедиктинского аббатства Сан-Мартино-аль-Чимино (Витербо) в собор Святого Петра в 1601 году.

http://s54.radikal.ru/i145/1009/cb/d8379ca9c201.jpg

Дворцовый крест 15 век Золото, горный хрусталь. Собор Святого Петра, Рим Один из старейших в сокровищнице Святого Петра (15 век). На пересечении перекладин в него вставлен фрагмент дерева от Истинного Креста (на котором был распят Христос).

http://s46.radikal.ru/i111/1009/b4/6c8d71b84885.jpg

Кольцо-рыбка. Конец 15 века. Бронза, горный хрусталь; позолота, гравировка Собор Святого Петра. Рим. Принадлежало папе Сиксту IV. По бокам выгравированы эмблемы апостолов, а на закругленной поверхности - ангелы с ключами Святого Петра

http://s006.radikal.ru/i215/1009/90/0d198d750c6f.jpg

Ваза Да Фиренце, Джусто. 1485 Яшма, серебро; позолота, эмаль Музей серебряных изделий Флоренция

http://s51.radikal.ru/i131/1009/4c/0b0ca1e7180c.jpg

Из собрания Лоренцо Великолепного. Подвеска. Ок. 1520 - 1530. Золото, топаз, гранат, сапфир Высота 6 см; ширина 2,8 см. Музей Виктории и Альберта. Лондон 

http://i081.radikal.ru/1009/34/abed72c353bb.jpg

Реликварий Святого Себастьяна, 15 век. Серебро; позолота, эмаль
Собор Святого Петра. Рим. Изготовлен в виде саркофага, напоминающего античный храм, на ножках в форме листьев, с черепичной крышей и восемью большими проемами

http://s47.radikal.ru/i116/1009/d4/73e027ae5a05.jpg

Камея с изображением Афины. Золото, халцедон
Археологический музей Флоренция. Богиня совершает жертвоприношение перед огнем на алтаре. Образ богини дошел до нас фрагментарно; восполнение недостающей части в золоте традиция приписывает Бенвенуто Челлини. Это образец искусства Ренессанса, ориентированного на античность

http://s006.radikal.ru/i215/1009/ec/1e00fcfa9459.jpg

Каплевидная подвеска со сценой распятия. Золото, янтарь, жемчуг; резьба, эмаль
Музей серебряных изделий. Флоренция. Принадлежит к сокровищам Медичи

Северное Возрождение

     Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее    некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
        Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

http://s48.radikal.ru/i120/1009/dd/8ccec346ceb4.jpg

Палатинатская корона (1370 - 1380)
Золото; жемчуг, сапфиры, рубины, бриллианты; эмаль, филигрань, инкрустация
Королевская резиденция. Мюнхен. Германия

http://s55.radikal.ru/i147/1009/ce/847d4e188a55.jpg

Ларец для драгоценностей с изображением подвигов Геракла
Ямнитцер, Венцель (1550 - 1560)
Золото, бриллианты, рубины, изумруды, гелиотропы
Королевская резиденция, Мюнхен, Германия
Приписывается великому нюрнбергскому ювелиру Венцелю Ямнитцеру. В центральных нишах - аллегорические фигуры Роскоши и Бережливости

http://s003.radikal.ru/i202/1009/98/f40d43bed2b2.jpg

Орнаментальная цепь Милих, Ханс 1575.  Золото, жемчуг, бриллианты, рубины-шпинели; эмаль Королевская резиденция Мюнхен Эту цепь носили в 19 веке баварские короли, выступая в роли Великих магистров ордена Святого Георгия

http://s003.radikal.ru/i201/1009/e0/99e84482f3c2.jpg

Кубок из раковины. Конец 16 века
Серебро, раковины; позолота
Художественно-исторический музей, Вена
Приписывается ювелиру Корнблюму Марксу. Это изделие свидетельствует о моде на изысканные и причудливые материалы

http://i066.radikal.ru/1009/88/e397633ce880.jpg

Статуя-реликварий святого Георгия. Зустрис, Фридрих (1597)
Золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни; эмаль
Королевская резиденция, Мюнхен, Германия

Источник

Отредактировано Vihuhol (2010-10-04 20:17:21)

+6

2

Ювелирное искусство Каролингской эпохи

http://s56.radikal.ru/i154/1010/b9/a2aad3f1ce01.jpg

Крест Победы. Начало 8 века
Золото, жемчуг, драгоценные камни, цветное стекло; перегородчатая эмаль
Высота 92 см; ширина 72 см
Кафедральный собор
Овьедо
На пересечении перекладин с лицевой стороны находится миниатюрный реликварий

http://s55.radikal.ru/i148/1010/59/e02a2ead127c.jpg

Крест Победы. Фрагмент. Начало 8 века
Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль
Кафедральный собор
Овьедо

http://s51.radikal.ru/i134/1010/e0/6a0789155669.jpg

Камень-кабошон. Деталь Креста Победы.
Начало 8 века
Золото, драгоценный камень
Кафедральный собор
Овьедо

http://s53.radikal.ru/i140/1010/5a/191320874adb.jpg

Золотая пластина. Фрагмент украшения крышки Агатового ларца
800
Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль
Кафедральный собор (Священная палата)
Овьедо
Верхняя часть крышки сделана из золотой пластины, украшенной красной эмалью, гранатами, топазами и жемчугом. Эта пластина франко-каролингской работы изначально служила ременной пряжкой или пекторалью

http://s001.radikal.ru/i193/1010/cd/747817e74455.jpg

Реликварий Карла Великого
Начало 9 века
Золото, синее стекло, рубины, изумруды, жемчуга
Диаметр 5,4 см
Сокровищница собора
Реймс

http://s47.radikal.ru/i115/1010/95/fbc979ff5a75.jpg

Вольвиниус. Крест из реликвария
Первая половина 9 века.
Золото, драгоценные камни; чеканка, филигрань, эмаль
Базилика Сан-Амброджо
Милан

http://s06.radikal.ru/i179/1010/d7/6d31ed2bf85f.jpg

Вольвиниус. Алтарь-реликварий
Первая половина 9 века.
Золото, серебро, драгоценные камни; эмаль, чеканка, филигрань
220 х 85 см (передняя часть)
Базилика Сан-Амброджо
Милан

+6

3

Ювелирное искусство: дороманский период

      После распада Западно-римской империи в 476 году на её территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных государств. Основу их населения составляли вторгшиеся в Европу с востока "варварские" племена, по преимуществу германского происхождения - франки, вестготы, остготы, лангобарды, англы и саксы. Все они имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим наследием античности они не только не утратили своих традиций, но, напротив, обогатились культурными заимствованиями из искусства стран Переднего Востока. Населявшие к тому времени часть современной Франции и Британские острова кельты также создали глубоко самобытное искусство. Его отличительные черты - доминирование абстрактного орнамента, почти полное отсутствие реалистических изобразительных мотивов. Фантастические мотивы воплощались в сложных сплетениях узоров.

http://s60.radikal.ru/i168/1010/ce/2b3f7366b4c8.jpg

Брошь. 6 век
Золото, серебро; перегородчатая эмаль
Эшмольский музей. Оксфорд. Великобритания

http://s05.radikal.ru/i178/1010/21/664572a52dc6.jpg

Наплечная застежка. Около 625 - 630
Золото, гранаты, цветное стекло
Британская библиотека. Лондон. Из лодки-могильника короля Восточной Англии Редвальда или его сына. Саттон-Ху

         С конца 5 и до конца 8 веков главную роль играли художественные традиции "варварских" народов, где орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством, динамизмом и особенной экспрессивностью композиций. Художественная обработка металла, украшенного вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмалями, достигла очень высокого уровня. Такие изделия "полихромного стиля" находят в погребениях на территориях от берегов Черного моря до Британских островов.

http://s006.radikal.ru/i214/1010/59/e03aac5f6046.jpg

"Брошь Стрикленда". 9 век
Золото, синее стекло
Британский музей. Лондон. Создана скандинавскими мастерами

      Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию знаков отличия королей и вождей, свидетельствующих об их богатстве и могуществе. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, чернью, филигранью, зернью, рельефными и живописными изображениями. Установлением христианства драгоценные изделия стали широко использоваться для оформления богослужения (чаши, кресты, оклады церковных книг) и как вотивные предметы. К ним относятся бляшки паломников раннего средневековья, мощевики в форме креста и ларчики - футляры.

http://s03.radikal.ru/i176/1010/f7/17fae216a7c3.jpg

Реликварий Святого Иоанна Крестителя. 9 век
Золото, драгоценные камни, жемчуг; филигрань, чеканка, гравировка, резьба
Музей собора и Капитулярная библиотека собора. Монц
На задней стороне вычеканено распятие, восходящее к каролингским образцам. На двух из драгоценных камней вырезана надпись куфическими буквами, восхваляющая Аллаха

      Среди изделий "полихромного стиля" чаще всего встречаются фибулы - застежки для платья, поясные пряжки, украшенное оружие и утварь. Для их декоративного убранства характерно сочетание золота или бронзы с гранатами и рубиново - красным стеклом. Из многочисленных сохранившихся круглых золотых фибул самыми интересными считаются украшенные филигранью и кабошонами, а также фибулы в виде вписанного в круг орла с распростертыми крыльями.

http://s004.radikal.ru/i206/1010/5b/3287da5e408f.jpg

Брошь с изображением орла в центре. Конец 9 - середина 10 века
Золото, драгоценные камни; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина. Майнц
Орел - геральдический символ власти

      Сложные орнаментальные переплетения и звериный стиль, характерные для искусства викингов, восходят к китайской культуре и были принесены в Европу скифами. Таково происхождение знаменитых драконов викингов. Викинги знали техники золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.

http://s61.radikal.ru/i173/1010/ee/9b9234e81262.jpg

Серьга в форме полумесяца. Конец 9 - середина 10 века
Золото, драгоценные камни; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина. Берлин
Композиция и техника исполнения подтверждает влияние византийских традиций на характер ювелирных изделий эпохи Оттонов

http://s08.radikal.ru/i181/1010/ca/fb8786a6ccd3.jpg

Крест Королевства - большой реликварий Истинного Креста
Золото, драгоценные камни, жемчуг. гравировка, Музей собора и Капитулярная библиотека собора. Монц
С нижнего луча свисает подвеска - римская гемма 2 века н. э., с выгравированным изображением Артемиды

      Из уцелевших произведений ювелиров Галлии периода Меровингов наиболее ценны сокровища лангобардского короля Агилульфа и королевы Теодолинды в соборе Монцы (Италия). Среди них книжный оклад ювелирной работы в технике перегородчатой эмали с античными камеями, свидетельствующими о влиянии искусства Византии и классической античности.

http://i077.radikal.ru/1010/1d/19884a9551dd.jpg

Переплет Евангелия. Фрагмент. 7 век
Листовое золото, жемчуг, драгоценные камни
Музей собора и Капитулярная библиотека собора. Монц
В декоре сочетаются античные, византийские и варварские мотивы. Дар папы Григория Великого королеве лангобардов Теоделинде

      В период Меровингов обогатились формы традиционных фибул. Появились инкрустированные дисковидные и "звериные" фибулы из благородного металла, которые носились попарно. Они оказали влияние на фибулы каролингского времени, как и меровингское ювелирное дело в целом, представлявшее часть каролингской культуры.
      Особенного расцвета ювелирное дело достигло во времена франкского короля Дагоберта (629 - 639 гг.). Старинные хроники повествуют о том, что во главе придворной мастерской стоял королевский казначей и руководитель монетного двора епископ Элигий (583 - 665 гг.), впоследствии причисленный к лику святых и провозглашенный патроном золотых дел мастеров.
      Выдающиеся произведения ювелирного искусства были созданы мастерами империи Каролингов, такие как императорская корона из сокровищницы в Вене, крест испанской работы 808 года из собора Овьедо.

http://s59.radikal.ru/i163/1010/08/8a223b8fe748.jpg

Корона Германской Империи. Около 960 - 980
Золото, самоцветы, жемчуга, перегородачтая эмаль
Высота 15,6 см; диаметр 20,9 х 22,2 см
Художественно-исторический музей. Вена

      В раннем средневековье и мужчины, и женщины, и дети с равным удовольствием носили кольца. В этом виде украшений бытовали все виды древних техник золотого и серебряного дела. В декоре колец доминировало восточно-римские орнаментальные традиции - украшенные зернью и филигранью, эмалями или сферическими камнями.

http://s004.radikal.ru/i208/1010/04/04265665655f.jpg

Брошь. Конец 10 века
Золото, драгоценные камни, стеклянная паста, горный хрусталь, жемчуг; филигрань, перегородчатая эмаль
Государственные музеи Берлина

      К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца - сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.
      Дороманская культура создала основу для всего искусства западного средневековья.

Источник

+5

4

Романика

         Раннее средневековье VI-XII вв. (некоторые искусствоведы к романике относят исключительно период X-XII веков, особо выделяя каролингскую эпоху, предваряющую романику) принято называть романика, или искусством романского периода. Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура.
        Романская скульптура (романика) передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра - книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись.
        В качестве иллюстраций хотелось бы представить ювелирные изделия романской эпохи - простота линий и практичность, ярко выражавшиеся в архитектуре, не стали основной тенденцией романского ювелирного искусства - их изящество и тонкость работы поражают :

http://s005.radikal.ru/i210/1010/ae/1cfd0a563f46.jpg

Флабеллум (веер и опахало, служившие для того, чтобы прогонять насекомых и доставлять прохладу. Эти вееры искусно выделывались из павлиньих перьев, тонких деревянных пластинок и других материалов)
Около 1180
Золото, серебро, позолоченная бронза, самоцветы, жемчуга, эмаль. Диаметр 29,5 см. Нью-Йорк

http://s005.radikal.ru/i211/1010/d0/6a252b6b7b21.jpg

Имперский меч - Меч святого Маврикия

Первая половина 11 века
Оливковое дерево, золото; эмаль, чеканка, гравировка
Длина 110 см. Художественно-исторический музей. Вена. Австрия
Изделие германской работы. Его несли впереди монарха во время церемоний и торжественных процессий

http://s61.radikal.ru/i174/1010/7a/e3b88ab40633.jpg

Скипетр "Длань справедливости французских королей" 11 - 12 век
Серебро, слоновая кость, драгоценные камни, жемчуг, горный хрусталь; позолота, филигрань
Лувр. Париж. Франция

http://s48.radikal.ru/i121/1010/90/9042af4d931c.jpg

Крест Дагмар. Около 1000
Золото; перегородчатая эмаль
Дания. Найден в гробнице Королевы Дании Дагмар

http://i065.radikal.ru/1010/46/5dfe199edc44.jpg

Реликварий Святой Елизаветы. 11 - середина 13 века
Золото, серебро, агат, драгоценные камни, геммы
Государственный исторический музей. Стокгольм. Скандинавия

http://s52.radikal.ru/i136/1010/9a/6955eb3535f9.jpg

Камея Аоста. Около 1200
Агат, золото, драгоценные камни, жемчуг; скань
Сокровищница собора. Аоста
Сама камея была создана в 1 в., а оправа в романскую эпоху

+4

5

Одежды сицилийских королей XII века: шитьё

    800 лет тому назад портные и вышивальщики из Палермо создали парадные одежды для своих королей (Рожера II и, позднее, для его преемника Федериго I).
    Отдельные предметы из этих роскошных коронационных облачений сохранились до наших дней. Вышитые золотом, жемчугом и каменьями алые, белые и пурпурные шелка:

http://s46.radikal.ru/i114/1010/f8/56e6b73d411e.jpg

http://s57.radikal.ru/i155/1010/fb/12d02fbccb73.jpg

        Плащ, далматики, альба, пара перчаток, чулки, обувь. Все это можно увидеть в венской Schatzkammer или здесь для вашего удовольствия:)
       Фрагмент плаща Рожера II, ок. 1130 года

http://i082.radikal.ru/1010/6b/c273c20bc6d8.jpg

        Интересна техника нанесения рисунка на плащ Рожера. Золотая часть рисунка не производит впечатление вышивки. Но и на аппликацию с другой стороны не похоже. Выглядит как цельное полотно.

Фрагмент далматики Федриго I (он же Вильгельм II у себя на родине), 1160е года

http://s43.radikal.ru/i099/1010/b0/1620fd62bcaa.jpg

http://s39.radikal.ru/i084/1010/e8/788c557bc0d5.jpg

         В XII веке юг Европы купался в лучах света с одной стороны византийской культуры, с другой - мусульманской.
         Это означало очень высокого качества шелк, развитие декоративного искусства и весьма изысканные представления о роскоши.

Прочие предметы облачения:

http://s005.radikal.ru/i212/1010/e0/b252b4d884ec.jpg

http://s48.radikal.ru/i120/1010/cb/6d1aa9b9e616.jpg

http://s001.radikal.ru/i195/1010/a2/d8da5a63f2dc.jpg

http://s59.radikal.ru/i166/1010/b7/a8667dc98397.jpg

Источник

Отредактировано Vihuhol (2010-10-17 17:44:32)

+4

6

  История гобелена
 
    Гобеле́н (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
   В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
   В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины. В греческом и латинском языках слово «тапес» и «тапетум» (tapetum) соответственно означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Оно впоследствии стало основой в разных языках для обозначения произведений шпалерного ткачества.
   По названию города Арраса, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нити, такие ковры в Европе получили наименование арраци или аррас.

http://s006.radikal.ru/i215/1010/36/838834fda76d.jpghttp://i053.radikal.ru/1010/b4/7b8fbb301646.jpg

    В XVI веке возникло слово вердюра, образовано от фр. Verdure) — зелень, трава, листва. Первоначально так называли изображения животных и птиц на фоне природы, но вскоре это название закрепилось за самими произведениями шпалерного ткачества.
    В настоящее время французским термином tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный текстиль. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.
    Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал в предместье этого города Сен-Марсель на ручье Бьерв (Bierve) красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. По представлению Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен».

http://i057.radikal.ru/1010/8e/92e232915f64.jpghttp://s07.radikal.ru/i180/1010/0f/0283c29fa680.jpg

        История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. Самая ранняя европейская шпалера из церкви св. Гереона в Кёльне выполнена рейнскими мастерами в XI веке. Отдельные её мотивы (изображения фантастических животных) схожи с мотивами византийских тканей IX — X веков. Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

http://i064.radikal.ru/1010/71/cd3c9bfbfd21.jpg

Тогда, в Средние века, на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. Первые европейские шпалеры ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции. Цикл шпалер с символическим изображением двенадцати месяцев (сохранились только две из них) из Бальдисхольмской церкви (Норвегия) по мнению исследователей могли быть созданы около 1088 года немецкими ткачами. Но в орнаментах, обрамляющих изображения прослеживается связь с традициями народного норвежского ткачества. Книжная миниатюра послужила образцом для грандиозного цикла шпалер «Анжерский Апокалипсис» (ок. 1380 года) — памятника готического декоративно-прикладного искусства. Картоны для шпалер, заказанных парижским ткачам Людовиком I Анжуйским, были созданы по иллюстрациям испанской рукописи X века «Комментарий к Апокалипсису».

Охота на единорога: серия шпалер, 1495–1505

http://s12.radikal.ru/i185/1010/9a/3c13e62df9a9.jpg
Охотники входят в лес

http://s52.radikal.ru/i136/1010/fc/acb9c9541a10.jpg
Обнаружение единорога

http://s41.radikal.ru/i092/1010/42/f73c96eff160.jpg
Единорог атакован

http://i041.radikal.ru/1010/12/ab2a0a267d88.jpg
Единорог обороняется

http://i057.radikal.ru/1010/2d/c9e621961e75.jpg
Единорог убит и доставляется в замок

http://s56.radikal.ru/i154/1010/de/d27e66fe0db7.jpg
Плененный единорог

       В XV веке производство французских шпалер из-за Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью. Один из самых знаменитых «мильфлёров» — цикл из шести шпалер «Дама с единорогом».

http://i003.radikal.ru/1010/41/a87f757b465c.jpg

Эпоха Возрождения

       К концу XV века Фландрия, где производство шпалер поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами, стала главным центром художественного ткачества и удерживала первенство в течение трёх веков. Во Фландрии было положено начало традиции создания шпалеры по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Цикл «Деяния апостолов», выполненный в мастерской Бове по композициям Рафаэля, заказанным папой Львом X для украшения Сикстинской капеллы, определил дальнейшее развитие художественного ткачества в сторону монументализма. Картоны к гобеленам выполнил Бернар ван Орлей. Благодаря Рафаэлю у шпалеры появляются тканые бордюры с декоративными мотивами-гротесками, подобные раме картины.

http://i062.radikal.ru/1010/b6/186867041326.jpg
Генрих VIII, восседающий на драпированном шпалерой троне

     Во Франции и Фландрии становятся популярными шпалеры с реалистическим пейзажем и натюрморты. Первые вердюры (фр. verdure — листва, зелень) были созданы на брюссельских мануфактурах. Построение пейзажа вердюры схоже с кулисным пейзажем в живописи. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гобелен
http://www.liveinternet.ru/community/23 … 113883479/
http://en.wikipedia.org/wiki/Tapestry
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Hunt_of_the_Unicorn

Отредактировано Vihuhol (2010-10-23 21:04:33)

+6

7

В Историческом музее Стокгольма  есть вот такая корона-реликварий Елизаветы Тюрингской, венгерской принцессы, жены Маркграфа Тюрингского Людовика. Елизавета считается примером милосердия - под влиянием поповеди францисканцев она посвятила себя помощи нуждающимся, после смерти мужа стала терцианкой Францисканского Ордена, это значит, что она  не ушла из мира в монастырь, но соблюдала специальный устав и жила в францисканских идеалах бедности, целомудрия, милосердия. Сумела открыть больницу для обездоленных. Вот такая была  прЫнцесса.

http://s005.radikal.ru/i210/1104/e8/c19f393fd395.jpg

А вот тоже корона-реликварий Людовика Святого Короля Франции с 1226 года, инициатора 7,8 крестовых походов, покровительствовашего университету, и того самого человека, чья камиза служит источником по камизам XIII века.

http://i003.radikal.ru/1104/d7/963a02e774ff.jpg

Дальше.
Из собрания английского музея Victoria&Albert

Золотая фибула датируется примерно 1200-1300 гг., регионально - Англия или Франция. 
       Фибула, застегивавшая одежду была предметом по-своему интимым, личным - она была застежкой на пути к самому телу человека. Вот у этой на тыльной стороне очень трогательная надпись "I am here in place of a friend" ("я здесь, на месте друга"), вероятно, фибулу владельцу подарил очень близкий, возможно даже любимый человек, раз на груди носилась такая надпись.

http://s55.radikal.ru/i148/1104/8d/ad0bd31b2f5d.jpg

Ещё одна золотая фибула 1200-1300 гг. . Регион тоже точно не установлен/или Англия или Франция/
    Музейщики поясняют, что там за надпись и зачем.
Обычно фибулы из драгоценных металлов носились как символ статуса, но был и другой смысл: Фибула, застегивала одежду, то есть препятствовала эротическим влечениям и контактам. Носимая женщиной, фибула могла быть уже символом девственности, целомудрия . На  фибуле надпись: "пусть она не будет отдана тому, кто потребует".
Эту фибулу женщина носила как талисман, защиту от нежелательных посягательств, нарушающих душевную чистоту. Ну, телесную, видимо, тоже)

http://s008.radikal.ru/i305/1104/af/a12ccb68eda7.jpg

Перстень с камнем-сердечком, Англия 1200-1300 гг.
Про этот перстень рассказано следующее - камень на самом деле не камень, а волчий зуб.
Драгоценностям часто приписывали магические свойства. Кольцо служило владельцу волшебным талисманом, защищавшим от зубной боли. Перстень сделали еще в 13-м веке, в 14-м или даже 15-м видоизменили.
На ободке кольца написаны две фразы, одна - магическое заклинание спасавшее от зубной боли "BURO + BERTO + BERNETO", а так же библейская фраза - CONSUMMATUM EST (Свершилось!). Слова Христа, как считалось, защищали от штормов в море.
Кольцо крупное, поэтому считается, что носил его мужчина, предполагают, что был он купцом или владельцем корабля, бывавшим в море.
http://s46.radikal.ru/i114/1104/24/2ebf4c3acb6e.jpg

Кувшин в виде грифона 1.
Германия, изготовлен 1120 г.
Мистические и гибридные существа часто можно видеть в Средневековых скульптурах,а также в отделке и формах золотой и серебряной посуды.
http://i071.radikal.ru/1104/08/9f240af8618d.jpg

Кувшин в виде грифона 2.
Германия.Нижняя Саксония. Изготовлен около 1200 г.
Музейщики считают,что этот кувшин использовался для омовения рук.
http://i055.radikal.ru/1104/9e/14fc53bd8c3a.jpg

Накладка на шкатулку с изображением птицы.
Эмаль, начало 12 века, Лувр. Пример романского стиля, похожие накладки от сундука есть в других музеях, вероятно они когда-то были на одном и том же сундуке, предположительно принадлежавшего аббату Boniface of Conques.
http://s57.radikal.ru/i155/1104/be/d29fa0f54e7a.jpg

Ларец со сценой Поклонения волхвов
Франция, Лимож. Вторая четверть 13 в.
Дерево, медь, эмаль, стекло, горный хрусталь; ковка, чеканка, штамповка, резьба, гравировка, выемчатая эмаль, золочение. Находится в Эрмитаже.
http://s15.radikal.ru/i189/1104/b9/2d9055084d60.jpg

Отовсюду:
http://www.tatu.announcements.ru/index.php?cat=7
http://legendaforum.forum24.ru/?1-3-0-0 … 1269363910
http://collections.vam.ac.uk/item/O15212/ring-brooch/
http://www.louvre.fr/llv/oeuvres/toutes_oeuvres.jsp?CURRENT_LLV_DEP<>folder_id=1408474395181114&amp;baseIndex=27&amp;FOLDER<>folder_id=1408474395181114&amp;bmLocale=en

+5

8

Декорированный парадный меч, использовавшийся при коронации Французских королей, Лувр.
После революции был изъят из королевского аббатства Сен-Дени вместе с другими королевскими регалиями.
Декор выполнен в разное время, некоторые элементы рукояти датируются X веком .

http://s015.radikal.ru/i332/1104/f2/d998fed8236d.jpg

Коронация Французских королей происходила в Реймском соборе, в первой части церемонии король получал знаки рыцарства - шпоры и меч. В перерыве церемонии меч поручался Коннетаблю, которому полагалось держать его, направив вверх лезвие.

В Сент Дени вообще было несколько красивый мечей, но при коронации использовали именно этот, поскольку он был знаменит и почитаем и воспет в старинных (старинных уже в XII веке) песнях.
У этого меча есть имя, он был назван "La Joyeuse", что очень примерно можно перевести как "Радость", "Благостность".
Впервые в использован именно в обряде коронации этот меч, предположително был при коронации Филлипа Августа в 1179 (правил с 1179 по 1223 г, дед Людовика Святого, отец Людовика VIII Льва, правившего с 1223г по 1226 г), однако впервые упоминается уже в связи с коронацией Филиппа III Лысого в 1271 г. (правил 1270 - 1275 гг.).

Декор состоит из множества элементов: на рукояти отштампованный рельефный орнамент в виде птиц (видимо. это на "яблоке"), похожий на скандинавские орнаменты X-XI вв.   Золотая рукоять (spindle) покрыта сеточкой, украшенной бриллиантами, это, предположительно XIII-XIV вв. Основная деталь ножн сделана поздно, это вельветовая отделка, украшенная "флер-де-лис", геральдическими лилиями - эмблемой французского королевского дома. А вот украшение верхней части ножн как раз второй половины XIII века, отделано драгоценными камнями в филигранных "гнездах". Того же периода пряжка.

Распятие, 1250 г.Лимож
Материалы: золото, медь, медь с позолотой, эмаль

http://s50.radikal.ru/i130/1104/5c/81256f169dd6.jpg

Этот крест возможно использовался в качестве главного украшения алтаря, вероятно размещался по центру между двух свечей и служил прихожанам напоминанием о жертве Христа. 
Его должны были видеть люди, участвующие в массе. 

Золотая фибула, 1225-1275 гг
После 1250 года распространяется готический стиль, для которого характерен обильный декор с использованием "растительных" орнаментов. На этой фибуле обруч увит миниатюрными виноградными лозами.
Фибула украшена сапфирами и рубинами, как пишут авторы музейного сайта, тогда это были самые дорогие самоцветы, поэтому такую побрякушку могли носить ооочень знатные люди, даже королевской крови.

http://s007.radikal.ru/i302/1104/28/d13ae0048e88.jpg

http://s60.radikal.ru/i167/1104/e7/3a5192c97d2e.jpg

Из собрания английского музея Victoria&Albert
http://collections.vam.ac.uk/item/O13432/ring-brooch/
http://legendaforum.forum24.ru/?1-3-0-0 … 1269363910

+5

9

Подносы к рождению ребенка.Childbirth Tray (Desco da Parto) 14-15 в.

Эти подносы были важным символическим подарком по случаю успешного рождения ребенка в Тоскане: Флоренции и Сиене, примерно 1380 до 1520гг.
Беременность и роды были очень опасными в те времена, как пишут- почти пятая часть родов заканчивалась неудачно.

This painting, also known as the Berlin Tondo, is a desco da parto, or birthing-tray painted by the Italian Renaissance artist Masaccio, c. 1427–1428.
Masaccio
http://s39.radikal.ru/i085/1107/87/bf5853322df5.jpg

Младенческая смертность была очень высокой и успешные роды торжественно праздновали, а счастливым матерям приносили на этих подносах и в вазах угощения и вино.
После родов эти подносы и вазы служили памятным украшением дома.
Они и другие специальные вещи для младенца и матери, как вышитые подушки- держали долгое время после успешного рождения в семьях всех классов: от аристократии до ремесленников и купцов.
Более дорогие заказывали у известных мастеров, а  кого средства были ограничены- могли купить подержанные.

Artista fiorentino, desco da parto con diana e atteone e, sul retro, la giustizia, 1395 ca.
http://s012.radikal.ru/i319/1107/29/bb725532f203.jpg

Формат их, как правило, от 50 до 60 см в поперечнике, с двенадцатью или шестнадцать сторонами, или круглые.
Самыми популярными сюжетами были: Рождение Богородицы, аллегории и триумфы любви. Часто расписывали обе стороны подноса.

Master of Charles of Durazzo (Francesco di Michele?)
Birth Tray (Desco da Parto) with the Triumph of Venus
1400 г.Музей Лувра
http://i023.radikal.ru/1107/1f/f14a7c63924c.jpg

Desco da Parto by Bartolomeo di Fruosino
1428 г.
http://i015.radikal.ru/1107/d0/e7b7053bca70.jpg
http://marinni.livejournal.com/746360.html#cutid1

+7

10

Из коллекции Лувра

Футляр для зеркала: игра в шахматы
Париж. Около 1300
Слоновая кость
http://s007.radikal.ru/i301/1108/d4/eea547484f36.jpg

Работы из слоновой кости изображали не только религиозные, но и мирские сюжеты, как данный футляр для зеркала.
Две стороны скрепленные шнурком или скобками защищали маленькое металлическое зеркало.
       На футляре представлена куртуазная сцена, иллюстрирующая эпизод из рыцарской жизни.
Показанная здесь игра в шахматы, возможно, основана на сюжете одного из отрывков истории о Тристане и Изольде.
Изящная округлость линий и гармоничные, облаченные в струящиеся одежды, фигуры с улыбающимися лицами характерны для искусства двора Филиппа Красивого.
http://s46.radikal.ru/i112/1108/13/add154a4c40a.jpg

Иоанн Добрый и его сын, Карл V, Луи Анжуйский, Филипп Бургундский и Жан де Берри были заядлыми коллекционерами.
От богатой сокровищницы Луи Анжуйского описанной при инвентаризации 1379 года не осталось почти ничего кроме этих двух футляров от зеркал. На первой изображена Святая Дева с Младенцем между св. Катериной и Иоанном Крестителем, а на другой Бог Отец представлен в окружении Иоанна Крестителя и св. Карла Великого.
Грубоватый стиль этих фигур возник под влиянием Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. Подобный стиль был также принят при дворе Жана ле Бона и, особенно, Карла V, где работали многие художники прибывшие из тех мест.

Париж. Золото, прозрачная эмаль basse-taille
1400г.
http://s51.radikal.ru/i132/1108/e8/0006d904b22f.jpg

Dieu le père entre les saints Charlemagne et Jean Baptiste
Крышка зеркала. Датировано: 1350
http://s51.radikal.ru/i133/1108/09/bf893861109d.jpg

Распятие (Mise en Croix)
Датировано: 1400
http://s56.radikal.ru/i152/1108/a2/a1a070a12791.jpg

Статуя всадника, принадлежавшая Карлу Великому
Из сокровищницы Мецкого Собора
Бронза со следами позолоты, IX век
http://s001.radikal.ru/i195/1108/fa/60bbd31678cb.jpg

Эта статуя создавалась под влиянием классических образцов статуй всадников.
Она составлена из отдельных бронзовых деталей, которые отливали отдельно, а затем соединяли.
Непропорциональная для своего наездника лошадь, вероятно, относится к работам периода поздней империи.
Бронзовые голова и тело всадника носят Каролингский стиль.
        Коронованный суверен несет земной шар. Полным лицом, пышными свисающими усами и простотой одежды он напоминает Карла Великого. Статуя могла быть отлита в Аахенской часовни в начале IX века.
Возможно также, что статуя является портретом Карла Лысого, на живописных портретах которого в манускриптах заметно сходство с дедом, Карлом Великим.
http://louvre.historic.ru/collect/object/02/12.shtml

Отредактировано иннета (2011-08-08 02:24:34)

+4

11

Восстание из Гроба. ок. 400 г. Баварский национальный музей, Мюнхен.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/04/vosstanieizgroba-munhen.jpg

Одно из самых ранних изображений Воскресения Христова — римская рельефная пластина из слоновой кости, датируемая примерно 400 г. (хранится в Баварском национальном музее в Мюнхене).

В единой композиции здесь представлены Воскресение Христово и Вознесение. В левой части, внизу изображен гроб Господень в виде античного мавзолея. Это кубическое кирпичное основание с изящным резным карнизом; рядом с двустворчатой запертой дверью — небольшая ниша с рельефным изображением ростовой фигуры погребенного. Навершие гроба представляет собой ротонду с резным карнизом и декоративными двухколонными арочками, над которыми в медальонах находятся рельефные оплечные изображения предков погребенного. Ротонду венчает купол с резным украшением в виде розетки. Над гробом высится дерево (олива).

Рядом с гробом — уснувшие воины: один прислонил копье к гробу и стоит с закрытыми глазами, опираясь локтями на основание гроба; другой опустил голову на сложенные руки и спит, удобно опершись на гроб. К гробу подходят три мироносицы; их фигуры выражают робость и удивление: они увидели сидящего у входа в гроб ангела. Ангел (в те времена ангелов ещё изображали без крыльев) указующим жестом возвещает мироносицам о Воскресении Христа.

В правой верхней части рельефа изображена сцена Вознесения. Спаситель (Он изображен в виде безбородого юноши) поднимается по склону горы; навстречу Ему из облачного сегмента протянута десница Бога Отца. Чуть ниже, также на склоне горы — два апостола. Один из них благоговейно закрыл руками лицо и преклонил колени; другой в изумлении всплеснув руками, опускается на колени.

http://www.pravmir.ru/redkie-syuzhety-v … -xristova/

+5

12

Апостольские ложки

Еще одна интересная английская традиция — апостольские ложки в качестве подарка на крестины.
       В 15 веке в Европе начали изготавливать серебряные ложки, черенки которых были украшены изображениями Христа, Богородицы или апостолов.
Очень часто встречались наборы из 13 ложек, которые символизировали Тайную Вечерю — 12 апостолов и Христос (Иуду заменяли апостолом Матфием, который занял место выбывшего Искариота среди апостолов).
Святых можно было опознать по их атрибутам, причем далеко не всегда они держали в руках кресты, чаши и пальмовые ветви.
К примеру, Св. Павел держал в руках меч или два меча, Св. Фома — копье, Св. Варфоломей — мясницкий нож (не из-за развеселой ночки, а потому, что с него ножом содрали кожу).
Апостольские ложки пользовались особой популярностью в Англии, хотя встречались также в Германии.
http://s009.radikal.ru/i310/1110/d0/4451abc6c44d.jpg

http://i002.radikal.ru/1110/36/e14573e667f0.jpg

К 16 веку они стали популярным подарком на крестины, и обычай продержался вплоть до 20 столетия.
Богатые крестные дарили малышам полный набор, все 12 серебряных ложек, крестные победнее ограничивались двумя -тремя, а то и одной ложкой. Если уж доходило до одной ложки, то выбранный апостол зачастую был покровителем или крестного, или крестника.
http://i001.radikal.ru/1110/87/ebdeb5a55cc7.jpg
http://www.britishmuseum.org/
http://www.pewterreplicas.co.uk/
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/794036.html#cutid1
Википедия

Рыцарь-кувшин

Учёные в Англии нашли вот такой сосуд. Радио-углеродный анализ определил дату этой вещицы - конец 13-го века.
http://i004.radikal.ru/1110/e6/8c13cfba4b09.jpg

Вода(или что-то другое) заливается в крышку-шлем рыцаря, а выливается из головы коня, если, конечно, его наклонить.
Всё в этой маленькой фигурке продумано и изображено до мельчайших деталей: у коня есть уздечка, украшенная накладками в форме цветков, у рыцаря кот-дарма длиной до середины голени, кольчужная бармица и топфхельм – характерные детали военного костюма и доспеха 13 века.
Вот такое полезное и красивое произведение искусства.
http://citadelblog.ru/

+7

13

Музейные экспонаты: королевская власть.

Фибула (застежка) королевского плаща. Сокровищница Сен-Дени. Франция, ок. 1300.
http://s006.radikal.ru/i214/1201/3e/754093a231b2.jpg

Регалий короля - это корона, держава, скипетр:

Корона Оттона I. Германия, 961.
Украшена эмалями с изображениями Бога Отца и библейского царя Соломона. Инкрустированный крест навершия. Ок. 1030.
http://s018.radikal.ru/i526/1201/44/bb92c9df3728.jpg

Королевский венец Венгрии — корона св. Стефана. Верхняя часть короны западной работы (ок. 1000).
По ободу византийская эмаль(ок. 1070)
http://s018.radikal.ru/i510/1201/1c/f3e1d7a7b2bd.jpg

Императорская держава. Германия, конец XII века.
http://s018.radikal.ru/i525/1201/a2/ff39d578fe40t.jpg

Скипетр Карла V. Франция, вторая половина XIV века.
http://s43.radikal.ru/i100/1201/aa/5cc2b5b1f557t.jpg 
http://carabaas.livejournal.com/

Отредактировано иннета (2012-01-24 18:21:16)

+6

14

Куртуазная такая брошь, изображающая влюблённую пару. Бургундия, первая половина XV века.
http://s018.radikal.ru/i501/1202/37/397736bfc409.jpg

Фибула с инкрустацией гранатами
http://s018.radikal.ru/i505/1202/a0/89cb081de05e.jpg

Бронзовая купель собора в Хильдесхейме. Германия, ок. 1225. Один из рельефов/сбоку на чаше/ изображает Крещение Христа.
http://s017.radikal.ru/i413/1202/b0/ab24ba9e1f64t.jpg

Реликварий Томаса Бекета. Лимож, XII век.
Стенки реликвария украшены эмалями, повествующими о мученической смерти архиепископа Кентерберийского, канцлера Англии.
http://s017.radikal.ru/i442/1202/3c/a2f7c9931dfet.jpg

Личный амулет Карла Великого с частицами древа креста, на котором был распят Иисус Христос.
http://s018.radikal.ru/i523/1202/26/70ecc9a90c80.jpg

Потир королевы Урраки. Испания, XI век. Уррака (Мария) была первой женщиной на троне Кастилии (дата её правления 1109—1126гг)./Потир (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок») — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии причастия/
http://s018.radikal.ru/i506/1202/bf/946ef2151071.jpg

Реликварий в форме ноги с мощами одного из невинно убиенных. Германия, 1450.
http://s018.radikal.ru/i507/1202/6f/554d2db10b1a.jpg

Отредактировано иннета (2012-02-06 22:02:26)

+5

15

В тему праздника: наплечник Андрея Боголюбского, изображающий Воскресение Христово.

https://lh6.googleusercontent.com/-tuC80m2xavA/T4qLcfTOt2I/AAAAAAAAA84/b07eBfAvbYU/s800/%25D0%259D%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%2520%25D0%2592%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25A5%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE.jpg

Наплечники Андрея Боголюбского, армиллы Барбароссы — две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы. Украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому.

Фрагмент наплечника:

https://lh4.googleusercontent.com/-8fzMIpf_0oQ/T4qJOjCjnkI/AAAAAAAAA8E/0CN468MI874/s800/%25D0%25A4%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25D0%2592%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25A5%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE.jpg

Наплечник "Распятие Христово":

https://lh3.googleusercontent.com/-qMfoBMiA1Ak/T4qJTycNVtI/AAAAAAAAA8M/6JiEdsv4LJo/s800/%25D0%259D%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%2520%25D0%25A0%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%2593%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25B5.jpg

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наплечники_Андрея_Боголюбского

От себя замечу, что в русской традиции изображения Христа выходящим из гроба появляются очень поздно и как заимствование с Запада. Так что уже по сюжету можно догадаться о западном происхождении наплечника.

+4

16

Железная корона

Одна из самых древних (если не древнейшая) корона в Европе. Считалась, что в корону вделан обруч, который выковали из гвоздя, которым Господь был прибит ко кресту. Ей короновались многие монархи, включая Карла Великого и Наполеона I и вокруг нее накручено множество легенд.

http://s019.radikal.ru/i642/1204/6d/247431d56312.jpg

Происхождение короны довольно туманно. Традиционно считается, что она была изготовлена в VI веке для Королевы Лангобардов Теоделинды Баварской († 628). Королева Теоделинда была Брак Теодединды и Агилульфа. Роспись собора в Монце. XV век.дочерью Баварского герцога Гарибальда I. В 589 году ее выдали замуж за Лангобардского короля Аутари. А после скоропостижной смерти короля Аутари через год после свадьбы, Теоделинда выходит за его преемника короля Агилульфа. Именно в царствование Агилульфа и Теоделинды Лангобардское королевство сперва примирилось с Римской церковью (до этого лангобарды исповедовали арианство), а затем отказалось от арианской ереси и приняло православие. Считается, что именно тогда Папа Римский Григорий I Великий передал Теоделинде великую реликвию - один из гвоздей Господних. Из этого гвоздя королева велела выковать обруч, который был вставлен в корону Лангобардских королей и которой в мае 591 года Агилульф был торжественно коронован в качестве "Короля всей Италии".

В 628 году Теоделинда помещает корону на хранение в кафедральный собор Иоанна Крестителя в городе Монца близ Милана, где тогда располагался лангобардский королевский двор. С тех пор "железная корона" хранилась именно там, вместе с другими реликвиями и вкладами Теоделинды, памяти которой посвящены и некоторые росписи собора в т.н. "капелле Теоделинды". Теоделинда правила вместе с мужем, а после его смерти с юным сыном Адеодальдом. Ее политика была направлена на утверждение православия и на борьбу с арианством и язычеством. Однако эта политика принеста свои плоды ненадолго, уже в 626 году король Адеодальд был свергнут зятем королевы (мужем её дочери Гундеперги). Новый король исповедовал арианство. Он обвинил свою жену в заговоре и заточил в монастырь. Теоделинда уже не имела политического влияния и тихо скончалась через год после своего низложения. На севере Италии Теоделинда оставила по себе память восстановительницы православия, хотя официальной церковной канонизации не было.

Лангобардское (ломбардское) королевство вступило в полосу переворотов и железная корона венчала попеременно арианских и православных королей, пока в 774 году последний ломбардский король не был побежден Карлом Великим, который короновался Железной короной и присоединил Ломбардию к своей империи.

http://s019.radikal.ru/i615/1204/b4/22f225dcb2a1.jpg

С тех пор Железная корона становится официальной регалией Итальянского королевства в составе Священной Римской империи и ею коронуются почти все императоры, которые, как известно, короновались трижды: в качестве Императора, в качестве короля Германии и короля Италии.

Город Монца, как хранилище Железной короны, становится королевским городом, а ее жители получают всяческие привилегии. Впрочем, это не уберегало их от чрезвычайных военных налогов, что в 1248 году привело к финансовому кризису в городе. Корону пришлось заложить кредиторам и выкупить ее смогли только через семьдесят лет.

Затем корону переправили к Папскому двору, находящемуся в тот период в Авиньоне, где она находилась до 1345 года (кроме краткого периода, когда корона была похищена). В ходе этих перепетий два сегмента короны были утрачены (скорее всего украдены).

Если до этого корона состояла из восьми пластин, теперь их было шесть и надеть ее на голову как ранее было уже невозможно, она едва держалась на макушке. Коронования стали символическими актами, когда Железную корону только на миг возлагали на главу монарха.

В 1805 году Железной короной короновался Наполеон I в качестве короля Италии. Для него, как для "продолжателя дела Карла Великого" это было не менее важно, чем помазание годом ранее Папой в Нотр-Дам. На некоторых изображениях мы можем видеть его в ней, но эти изображения всего лишь символические. Точно так же, как и, например,  позднее коронованного Железной короной Ломбардии Императора Австрии Фердинанда I. Тот же Наполеон изготовил для обихода новую довольно скромную итальянскую корону в стиле, традиционном для европейских дворов XVII - XVIII вв.

После объединения Италии Железная корона стала символом нового государства, хотя ни один итальянский король Савойского дома ей ни разу не короновался. Теперь она хранится, как и раньше в соборе Иоанна Крестителя в Монце.

Современные исследователи короны сделали ряд открытий. Есть мнение, что она создана ранее царствования Теоделинды и имеет восточное происхождение, возможно прислана кому-то из Лангобардских королей из Константинополя.

Далее - металл, который до сих пор считался чудесно не ржавеющим железом от Господнего гвоздя, оказался потемневшим от времени серебром и функция этой серебрянной полоски довольно прагматична - скрепить основательно обветшавшую ко времени первой реставрации (в 1345 году) корону. Таким образом, Железная корона оказалась вовсе не железной, что никак не преуменьшает ее исторического и культурного значения.

http://s019.radikal.ru/i609/1204/98/8b3199cc6b32.jpg

Источник: http://bizantinum.livejournal.com/91686.html

Отредактировано Княгиня (2012-04-24 08:37:25)

+5

17

Византийские серебряные сосуды и блюда

Сохранение античных традиций наряду с выработкой новых средневековых принципов, равноправное существование древних античных тем и образцов рядом с новыми христианскими — основная черта ранневизантийского искусства.

Особенно близко следовали древнеримским образцам мастера, изготовлявшие сосуды из серебра. Художественный стиль этих произведений, создаваемых в течение IV, V, даже VI и начала VII века, не случайно получил в науке название «византийского антика».

https://lh5.googleusercontent.com/-BfBoGGce6bU/UDZsKSo9ooI/AAAAAAAABQM/4xSbYKvdJ-I/s800/pastuh.jpg

Блюдо с изображением пастуха (527-565 гг.)

Долгое время многие из этих изделий считались продукцией античных мастеров, пока советский ученый Л. А. Мацулевич не доказал, что византийские клейма на донышках сосудов были поставлены в процессе их создания, а не позднее. На этих клеймах можно прочесть имя византийского императора, при котором сосуды были изготовлены, и таким образом довольно точно датировать их временем его правления.

Многие из этих серебряных блюд, чаш и ваз были найдены на Украине и в Приуралье. На территорию нашей страны они попали в результате того, что кочевые племена, жившие здесь, выменивали их на хлеб и меха. Некоторые из известных нам блюд были созданы не в Константинополе, но явились провинциальными копиями лучших столичных образцов.

В Керчи, ставшей в IV веке значительным художественным центром Причерноморья, было создано одно из самых ранних таких блюд. Ныне оно в Государственном Эрмитаже, а было найдено в 1891 году кладоискателями в одном из керченских склепов. На блюде изображен неизвестный император, сидящий на коне с мечом и копьем в руках. Его венчает богиня победы Ника — тема, столь знакомая по памятникам античного искусства. Однако отсутствие  пространственной трактовки в построении композиции, византийский покрои платья императора, монограмма Христа на щите телохранителя доказывают, что мы имеем дело уже с византийским произведением.

https://lh3.googleusercontent.com/-dEtLL0reFZw/UDZsM47JacI/AAAAAAAABQc/NUnGPw-4rMc/s800/silen-i-menada.jpg

Серебряное блюдо «Силен и Менада»

Многие сосуды совершенно невозможно отличить от античных как по темам, так и по художественным принципам изображения. Блюдо Эрмитажа со сценой танца Силена и Менады исключительно на основании клейм, помещенных на его донышке, можно датировать временем императора Ираклия — VII веком. В безудержном вихре танца кружится Менада, весело прыгает Силен. Движения рук, изгибы тел соответствуют круглой форме блюда. Объем подчеркивается даже техникой, выбранной мастером. Фон углублен и покрыт позолотой, на которой особенно рельефно выступают оставленные серебряными тела персонажей.

https://lh3.googleusercontent.com/-7svWdCpcqy4/UDZsQ7HJQCI/AAAAAAAABQw/HX_jc4i11z0/s800/kormlenie_zmei.jpg

Блюдо «кормление змей»

Одни из лучших серебряных изделий собрания Государственного Эрмитажа (а Эрмитаж обладает первой в мире по своему значению коллекцией византийского серебра) были найдены в 1912 году у села Малая Перещепина под Полтавой. Находка получила условное название «перещепинского клада», а не захоронения. На самом деле все эти произведения были положены в могилу при погребении какого-то знатного человека, жившего в VII или VIII веке.

https://lh6.googleusercontent.com/-xqxz2g4bmPI/UDZsLfXea7I/AAAAAAAABQU/efEccI99hsI/s800/pereschep.jpg

Византийский рукомойный прибор из перещепинского клада: кувшин и ковш (582-602 гг.)

https://lh6.googleusercontent.com/-RnnkiKozwec/UDZsIwmsAII/AAAAAAAABQE/G6JDAV5eTLI/s800/amfora-delfiny.jpg

Стройная позолоченная амфора с полосой акантового орнамента по тулову имеет ручки в виде дельфинов, держащих в зубах раковины.

https://lh6.googleusercontent.com/-YQ6ocjFGc-U/UDZsQCkb6qI/AAAAAAAABQk/hIzgzKD-M1E/s800/blyudo_episkopa_paterna.jpg

Блюдо епископа Паттерна

Большое блюдо, в центре которого помещена монограмма Христа, украшено по ободку орнаментом в виде виноградной лозы с павлинами в ее завитках. Блюдо, очевидно созданное в Константинополе в V веке, вскоре после этого было приобретено епископом города Томи (современная Констанца) Патерном и, как об этом гласит выгравированная на нем надпись, поновлено им. Патерн украсил блюдо вставками драгоценных камней, ложа для которых грубо нарушили орнамент. Сочетание серебра с гранатами и сердоликами больше характерно для эстетического вкуса варваров, но, видимо, нравилось Патерну.

Источник: http://www.icone.tv/?p=236

+2


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Декоративно-прикладное искусство Средневековья