SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Карл Великий

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Карл Великий

(Национальная французская библиотека)
http://s002.radikal.ru/i197/1002/15/78c7e0e4531c.jpg

Карл Великий родился в 742 г. Его отцом был Пипин III, по прозвищу Короткий, король франков с 751 г. Мать – Берта Большеногая.
В семье было два сына – Карл и его младший брат Карломан. Семья принадлежала к военному сословию.
Воинская доблесть, сноровка, смелость, отвага юного Карла формировались под влиянием отца. Карл постигал воинскую науку на практике, участвуя в военных походах.
Он видел, как много сил требовалось отцу, чтобы прекратить смуты внутри рода и обороняться от воинственных соседей – саксов, фризов.
Особенность франкской расы заключалась в том, что это была истинно христианская народность в отличие от западных галлов в провинции Аквитания, тяготевших к ереси.

Королевский наследник вынашивает более смелые планы, чем его отец, считает, что «созданная Богом раса» способна восстановить Римскую империю в прежних границах, что следует не обороняться, а нападать и наступать, проявлять настойчивость, решительность, смелость, лишь временами идя на уступки.
Эти качества он проявил в период своего правления (в 768 г. стал королем франков).
Карл Великий был талантливым политиком и полководцем.
Для успешного ведения военных походов, экспедиций он поддерживал в порядке дороги; военные походы и операции проводил только в летнее время года; смотр войск перенес с марта на май, так возникли знаменитые «майские поля»; в военных приказах указывал, на какой срок надо иметь одежду, оружие, запас продуктов; разрешил проблему неявки – мобилизации подлежали не все франки, а те, которые жили близко к месту сбора.

http://s44.radikal.ru/i104/1002/5e/3a0577729260.jpg

Преобразования имели результаты. Военные походы Карла с 772 по 809 г. привели к созданию империи, в которую вошли такие провинции, как Саксония, Аллемания, Бургундия, Испанская марка, Лангобардия. Он разгромил Аварский каганат, нанес сокрушительный удар датчанам.

На Рождество 800 года Карл Великий достиг вершины своей власти, когда народ Рима провозгласил его императором римлян, а папа Лев III увенчал золотой короной.
Карл принял титул, однако создание новой Западной Римской империи не изменило образа правления.

http://i002.radikal.ru/1002/36/f95f8891cec1.jpg

Будучи глубоко набожным (он посещал церковь по четыре раза в день) и неплохо осведомленным в теологии, Карл заботился как о материальных, так и о духовных потребностях своих подданных и потому рассматривал себя в качестве богоданного защитника церкви, а также ее повелителя и законодателя.

http://s49.radikal.ru/i125/1002/79/104a2a076869.jpg

Карла Великого считают просветителем. Развивавшаяся при нем и при его содействии материально-духовная культура получила название «Каролингское Возрождение».
В ней утверждались христианские ценности. Одновременно возрождались принципы и памятники античной культуры.
При дворе Карла были собраны со всей Европы ученые люди – писатели, историки, учителя-монахи, богословы.
Они возродили античное жизнеописание, одическую поэзию, исторические описания; были созданы мастерские по переписке книг – скриптории.

http://s61.radikal.ru/i174/1002/3d/e0545e2db42d.jpg

В 813 г. Карл короновал своего единственного оставшегося в живых сына Людовика Благочестивого и передал ему империю.
Карл Великий скончался на 72-м году жизни и на 47-м году правления 28 января 814 г. Похоронен в церкви Св.Марии в Ахене.
Карл Великий утвердил принципы христианской империи.
Он возродил древний принцип наследования престола – передача трона старшему сыну при жизни короля – эта традиция сыграла немалую роль в формировании централизованного Французского государства. В культурно-историческом пространстве Франции немалое место занимает «Каролингское Возрождение».

Этой монограммой,включающей согласные буквы латинского имени Karolus, Карл Великий подписывался под важными документами
http://100men.ru/index.php?option=com_c … ;Itemid=35

+8

2

Продолжу тему, начатую Иннетой :)

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

http://s44.radikal.ru/i104/1004/88/660608327bc3.jpg

Карл Великий и Пипин Горбатый

   В 814 году во дворце, построенном им в Аахене, умер император Карл Великий. Вскоре после этого монах одного из монастырей Италии так выразил чувство страха и потери, "которое испытали франки, романцы и весь христианский мир, узнав о смерти столь великого воина и правителя" : "О горе мне! Мы скорбим и пребываем в вечном трауре... Франкия, которая прошла в своей истории через самые страшные катастрофы, никогда не погружалась в такую скорбь, как тогда, когда провожала в последний путь августейшего и самого великого из королей Карла".
    Карл Великий скоро стал легендой и встал в одни ряд с такими великими героями, как Авраам и Цезарь, и занял место среди Девяти Воинов, столь глубоко почитаемых в Средние века. Однако великий император, окруженный искусственным романтическим ореолом, не теряет своего величия и под пронзительным, безжалостным взглядом истории он остался человеком, заложившим основы развития Европы в Средние века.
     http://i056.radikal.ru/1004/42/8a0128c9a638.jpg
     Рукоятка меча Карла Великого

    Деяния и идеи Карла Великого нашли свое отражение буквально во всех сторонах жизни Средневековья - территориальном делении, образовании, политике, духовной и общественной жизни. Действительно, перемены, которые он внес в жизнь государства, позволяют нам с полным правом говорить об этой эпохе, как о "веке Карла Великого", поскольку он не только хотя бы на время навел порядок в наполовину ещё варварской Европе, но и возродил идеал поздней римской империи, а именно - христианского общества. Он всячески поощрял сохранение древнего классического наследия, развитие образования и реформу церкви, создание монашеских и церковных школ, а заодно ввел в обращение монеты - фунты, шиллинги и пенсы, которые до сих пор (то есть, до 1968 года) имеют хождение в Великобритании. :crazyfun: Помимо этого, развитые Карлом Великим взаимоотношения между господином и повинующимся, вкупе с системой землевладения, которая клятвой верности связывала навсегда вассала с его господином, легли в основу более поздних феодальных отношений общества.
      http://s003.radikal.ru/i203/1004/b0/d5c339e79bd6.jpg
       Коронация Карла Великого императорской короной папой Львом III

     Что же это был за человек? Безусловно, не безгрешный и не святой, но такой же страстный, полный жизни и даже жестокий, как и большинство его современников, он соблюдал все внешние обряды и ритуалы церкви, однако большой глубины в его вере, пожалуй, не было. Его главным капиталом - и, возможно, залогом успеха - была неукротимая энергия и упорство, с которым он доводил до конца любое свое начинание. Со слов его секретаря и друга Эйнхарда, знавшего Карла как никто другой, известно, что Карл был "высоким, хорошо сложенным мужчиной с большими пронзительными глазами. Как у многих великих людей, у него был большой нос. В конце жизни волосы его поседели, но остались такими же густыми, как в молодости. Его манеры были поистине царственными и одновременно располагающими к себе. Всегда и во всем он сохранял властность и достоинство".
     http://i060.radikal.ru/1004/09/a9b9214c74c4.jpg
Карл Великий и папа Адриан I

     Карл сохранял физическую силу и бодрость до самого конца своей долгой жизни. Он уделял много времени физическим упражнениям, обожал охоту, любил плавать и купаться в горячих источниках, бивших возле его дворца в Аахене. несмотря на то, что он был варваром и воином, он имел острый ум и талант к наукам. Посещал лекции по грамматике, которые читал Петр Пизанский, знаменитый ученый и педагог, привезенный к его двору из Ломбардии. Остальные науки ему преподавал Алкуин Нортумберийский. Однако грамоте Карл так и не научился :canthearyou: , и это - несмотря на часы усердных занятий по ночам (король страдал бессонницей).
     В отличие от своих детей и придворных он мог похвастаться изысканными манерами, но одет был всегда в соответствии со случаем и обстоятельствами. В праздничные и торжественные дни его голову украшала золотая, украшенная драгоценностями корона, он щеголял в позолоченных башмаках и в роскошном костюме, поверх которого был наброшен расшитый золотом плащ. Однако в будни его костюм мало отличался от одежды простых людей. Он предпочитал накидки из шкур животных. В то время представители высшего сословия франков любили богатую, яркую одежду. А наряды дочерей Карла, которые были известны своей красотой, вообще поражали воображение своей роскошью. Его приближенные также, как правило, появлялись при дворе в золоченных башмаках на шнуровке, богато вышитых штанах из тончайшего льна, завязывающихся под коленями пурпурными лентами. Вышитые льняные рубашки и белая или голубая накидка, разрезанная на два  квадрата по бокам, застегивавшаяся на плечах, схваченная поясом на талии и доходившая до щиколоток спереди и сзади, дополняли костюм.
       http://s42.radikal.ru/i098/1004/54/d4e71ac7d7fe.jpg
Коронация Карла Великого в 774 году на королевство лангобардов

      Один из рассказов Эйнхарда только подтверждает тот факт, что Карл был весьма здравомыслящим человеком (во всяком случае, в том, что касалось одежды) и обладал хорошо развитым чувством юмора. Однажды он пришел на мессу в самой простой одежде и наброшенной сверху овечьей шкуре: день был холодный и дождливый. Его придворные только что вернулись из Парижа, где были на ярмарке, куда "венецианские купцы привезли все богатство Востока из своих заморских территорий". накупив кучу роскошной одежды и украшений, они пришли на мессу, "шурша платьями, сшитыми из шелка и тафты, а также перьями фазанов и павлинов, которыми они украсились. Красные и ярко-желтые банты, накидки и шлейфы дополняли картину".
       Король, недобро усмехнувшись, вдруг сказал: "А не отправится ли нам на охоту... прямо сейчас, вот в этой самой одежде". Придворным ничего не оставалось, как только подчиниться. Они продирались сквозь заросли и, естественно, порвали свои наряды о ветки и колючки; они промокли до костей и испачкались в крови диких животных. И вот в таком виде они вернулись домой.  :canthearyou:
        После чего Карл повелел им; "Пусть никто из вас не станет переодеваться в чистую одежду до отхода ко сну. Так все высохнет гораздо быстрее".
        На следующий день Карл сказал своей слуге: "Почисти мою шкуру и принеси её мне". Тот так и сделал: она была по-прежнему белая и без единой дырки. Увидев, в каком виде появились его приближенные, король сказал: "Глупейшие из смертных! Так какая же одежда более ценна и полезна - моя, купленная за одни серебряный, или ваша, за которую заплачено много фунтов?"  :D
        Придворные опустили глаза вниз, не вынеся его усмешки и "пронзительного взгляда".

        (с) Роулинг М. Европа в Средние века. Быт, религия, культура. М., 2005.

Отредактировано Vihuhol (2010-04-17 22:34:47)

+10

3

Войны Карла Великого: создание империи
Горелов М.М

Отмечая 1200-летний юбилей коронации короля франков Карла Великого в качестве императора созданной им империи, будет весьма своевременным вспомнить о том, как, собственно, создавалась эта империя — пусть недолговечная, но сыгравшая, тем не менее, колоссальную роль в формировании как сохраняющегося до сих пор культурного единства Запада, так и более-менее близкой к современной политической карты Западной Европы.

Если до Карла Великого последняя представляла собой пёстрый конгломерат племён и созданных ими государств, постоянно менявших свои очертания и разваливавшихся так же легко, как возникавших, то после Карла сохранилась некая постоянная (хотя, разумеется, и относительно) политико-географическая структура, сохранявшая даже после развала империи Каролингов определённую общность, как это обычно бывает с бывшими частями общей державы, обретшими суверенитет.

Империя Карла Великого стала как бы наивысшим достижением государственного строительства варварских народов, разрушивших Западную Римскую Империю и пребывавших в стадии формирования ранней государственности, и невозможно рассматривать создание этой державы в отрыве от реалий эпохи, часто называемой «тёмными веками», эпохи, когда из хаоса Великого переселения народов начали выкристаллизовываться прообразы нынешних европейских государств.

Реалии эти были таковы, что основным способом создания и нормой существования государства были войны и завоевания, постоянно сопровождавшие жизнь зарождающихся европейских народов. В условиях упадка городов и торгово-экономических связей, частой смены властителей и изменения границ, этнической и культурной пестроты в рамках практически любого из новообразовавшихся варварских королевств основным фактором поддержания и укрепления единства государства была военная сила, а само государство воплощалось прежде всего в монархе и окружающей его военной знати, представители которой выполняли и функции отсутствовавшего тогда государственного аппарата (управление, сбор налогов, и т.д.).

Всё это было свойственно и Франкскому государству, первоначально мало чем выделявшемуся из целой когорты подобных варварских королевств, основанных вестготами, бургундами, англо-саксами и многими другими. Однако, более удачная историческая судьба этого государства по сравнению со многими его соседями способствовала тому, что ко времени Карла Великого оно постепенно стало доминирующей силой в Западной Европе. Исходя из отмеченных выше особенностей раннесредневековой государственности, в настоящей статье рассматривается непосредственно сам процесс создания империи Каролингов — те самые войны и завоевания, без которых она не возникла бы, и которые составляли основу бытия государств эпохи «тёмных веков».

Поскольку для Карла Великого ведение одновременно нескольких войн на самых разных направлениях и рубежах своей державы было скорее нормой, чем исключением, будет целесообразным принести хронологический принцип в жертву географическому и поочерёдно рассматривать всю совокупность действий на каждом из этих направлений.

Заключительная часть статьи посвящена вооружённым силам Франкского государства эпохи Каролингов, ибо без представления о состоянии военного дела в данную эпоху невозможно во всей полноте представить себе и сами войны этой эпохи.

Но вначале — несколько слов о политической истории Франкского государства в предшествующую Карлу Великому эпоху. Созданное Хлодвигом и его преемниками в последней четверти V — начале VI вв., государство франков на протяжении последующего столетия неуклонно разрасталось. В его состав входили следующие исторические области: к северу от Луары — Австразия, занимавшая территорию приблизительно от Сены до Рейна, и Ней-стрия, располагавшаяся к западу от Сены; в Австразии преобладал германский (то есть, собственно, франкский) элемент, тогда как в Нейстрии, более удалённой от прародины франкских завоевателей, последние ассимилировались местным галло-римским населением, чем дальше на запад, тем больше. Кроме того, в государство франков вошли завоёванные ими на протяжении VI в. земли германского племенного союза тюрингов на востоке и области к югу от Луары — Аквитания, прежде находившаяся в руках вестготов, и Бургундия, получившая само своё название от германского племенного союза бургундов; граница между Аквитанией и Бургундией проходила по верхнему течению Луары. Таким образом, к 614 г. Франкское государство представляло собой совокупность территорий бывших варварских королевств, образовавшихся в результате Великого переселения народов и объединённых, в сущности, лишь военной силой наиболее удачливого из этих королевств — Франкского.

Далее

+6

4

В коронационном зале ратуши Аахена выставлены копии вывезенных некогда в Вену госудаственных регалий Карла Великого - императорской короны и державы.

Императорская корона:

http://i073.radikal.ru/1008/b5/8c07c33ce258.jpg

Держава и Евангелие, исполненное в Ахенском скриптории, учрежденном Карлом Великим

http://s001.radikal.ru/i193/1008/b8/06af06863463.jpg

Меч Карла Великого и парадная сабля (считается,что саблю эту подарил Карлу багдадский халиф Харун ар-Рашид)

http://i060.radikal.ru/1008/9b/64b7e790bee4.jpg

+7

5

А видел ли кто - нибудь фильм "Карл Великий" 1993 года, который,... точнее 3х серийный фильм 1993 года?
Просто его одни хвалят, другие ругают...

0

6

Эйнхард или Эгингард (ок. 770, Майнгау — 14 марта 840, монастырь Зелигенштадт) - франкский учёный, деятель «Каролингского возрождения», историк, настоятель монастыря Зелигенштадт. Преемник Алкуина в должности руководителя школы при дворе Карла Великого.

Наряду с многочисленными письмами и религиозными трактатами, автором которых является Эйнгард, до нас дошла биография Карла Великого Vita Caroli Magni. Это единственная биография императора, написанная при его жизни.
В стиле Эйнгард подражает античным императорским биографиям Светония.

http://s40.radikal.ru/i089/1008/39/560daddec132t.jpg
Первое издание Vita Caroli. Кёльн. 1521. Изображены Карл Великий и Карл V

Эйнгард. Жизнь Карла Великого.

Вступительная статья А.П.Левандовского

+4

7

Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)

                Был один епископ, чрезвычайно тщеславный и большой охотник до приобретения пустых вещей. Когда благоразумный Карл успел это заметить, он приказал одному торговцу из евреев, который часто ходил в Палестину и оттуда привозил морем множество редкостей и чужеземных товаров, обмануть каким-нибудь образом того епископа. Еврей поймал простую мышь, набальзамировал её всяким специями и предложил епископу купить её у него. «Из Иудеи, - говорил он, - я привез с собой это драгоценное и невиданное животное». Тот чрезвычайно обрадовался и предложил ему за такую дорогую вещь три фунта серебра. Еврей воскликнул на это: «Хороша цена за такую дорогую вещь! Лучше я брошу её в самую глубину моря, нежели уступить кому-нибудь за такую ничтожную и постыдную цену!». Епископ, человек весьма богатый и никогда ничего не дававший бедным, обещал ему 10 фунтов за несравненное сокровище. Хитрый купец представлялся весьма недовольным и сказал: «Да сохранит меня Бог Авраама согласиться на такую потерю труда и денег». Жадный епископ, страстно желавший приобрести ту драгоценность, предложил 20 фунтов, но еврей с сердцем завернул мышь в дорогую шелковую ткань и начал уходить. Этим он провел епископа – и его следовало хорошенько провести, епископ позвал еврея назад и отмерил ему полную меру серебра, только чтобы приобрести то сокровище. Но купец и при этом заставил себя сначала просить и согласился после долгих отказов; полученное серебро еврей отнес к императору и рассказал ему все, как было. Вскоре затем король созвал для совещания всех епископов и знатных людей той земли и после рассуждения о многих важных предметах он приказал подать те деньги и положить их посреди собрания. Тогда король произнес: «Вы, епископы, наши отцы и попечители, вы должны были бы служить бедным или, лучше, Христу в них пребывающему,  а не гоняться за пустяками. Между тем вы во всем поступаете наоборот и предаетесь корысти и тщеславию более всех других смертных. Посмотрите, - продолжал он, - сколько один из нас дал за обыкновенную набальзамированную мышь». Но виновный, пойманный в таком постыдном деле, бросился к его ногам и начал умолять о прощении за свой проступок. Король выговорил ему за его глупость по заслугам и пристыженным отпустил домой.

http://s41.radikal.ru/i092/1008/8e/ac0926051830.jpg

http://s40.radikal.ru/i089/1008/39/757b2be45d5e.jpg

Саркофаг Карла Великого в Ахенском соборе

                                                                             ***
         В церкви высокоученого Карла никто не знал наперед, что ему достанется читать, никто не смел отмечать конца воском или делать значки ногтем, но каждый старался изучить то, что ему следовало читать до такой степени, что, если бы вызвали читать неожиданным образом, всякий безошибочно знал свое дело. Король указывал пальцем или посохом, или назначал через кого-нибудь, кого он посылал дальше, а последние слова предыдущего он произносил собственным голосом. Все смотрели на него так внимательно, что никто при поданном им знаке, хотя бы чтение остановилось в конце предложения или в середине, не дерзал начать выше или ниже, как бы ни казалось ему бессмысленным начало или конец чтения.  Таким образом, при дворе карла все отлично знали чтение, даже и те, которые не понимали содержания. Ни одни иностранец, и никто из лиц ему известных, если только не умел хорошо читать и петь, не осмеливался просить короля о принятии его в число своих духовных.
      Случилось однажды императору зайти на пути в большую церковь, и какой-то странствующий священник, не знавший дисциплины Карла, примешался незваный к хору; но он ничему подобному не учился и оставался стоять немым и одураченным среди других певцов. Регент поднял свой жезл и грозил ему, если он не хочет петь. Тот не знал, что ему делать и куда деться, а выйти он не смел, а потому, поворачивая свою шею во все стороны, стал разевать широко рот, чтобы по возможности ближе придать себе вид поющего человека. Никто не мог удержаться от смеха, но храбрый император, спокойное выражение которого не нарушалось и более важными обстоятельствами, представился, что он не замечает вынужденные его гримасы, и в строгом порядке ожидал конца службы. После он подозвал к себе того несчастного, страх которого все ещё продолжался, и утешил его словами: «Прими, добрый человек, мою величайшую благодарность за твое пение и труды»; а чтобы помочь его бедности, он приказал выдать ему фунт серебра.      (по-моему, это первый зафиксированный случай пения под фонограмму :D )

Источник: Монах Сангалленский "Деяния Карла великого". Данная книга была написана в правление правнука Карла Великого - Карла III Толстого. Имя автора неизвестно, Известно лишь то, что в 883 г. в Сангалленский заехал Карл III Толстый и был так увлечен рассказами ветеранов о подвигах своего прадеда, что поручил автору изложить письменно все услышанное им. Автор составил три книги: первая посвящалась делам церкви и образованиия (выдержки из этой книги, а именно главы 16, 7 и 8 - размещены выше), вторая - военным подвигам и третья - частной жизни Карла Великого. Но предисловие, конец второй книги и вся третья потеряны.

Отредактировано Vihuhol (2010-08-24 20:16:59)

+5

8

Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)  (продолжение)

     http://i073.radikal.ru/1008/b0/7cdd97ab674b.jpg
     Фреска в ратуше Аахена

     5. При военных занятиях великодушный Карл не упускал из виду отправлять то того, то другого с письмами и подарками к отдаленнейшим государям, которые повсюду оказывали ему знаки почтения. Так, с самого театра саксонской войны он отправил посла к константинопольскому королю, и этот спрашивал, спокойно ли государство его сына Карла или оно подвергается нападениям сопредельных народов? Когда старший из посольства отвечал, что оно вообще наслаждается миром, и только один народ, саксы, беспокоит границы франков частыми грабежами, тогда император, погрязший в праздности и неспособный к войне, отвечал: «О, к чему, мой сын, так много трудится для борьбы с ничтожным неприятелем без имени и силы?! Я дарю тебе этот народ со всем, что ему принадлежит». Посланник по возвращении домой рассказал все воинственному Карлу, и он, усмехнувшись, заметил: «Король оказал бы тебе лучшую услугу, если бы тебе подарил, по крайней мере, полотняные штаны на такую дальнюю дорогу».

http://s003.radikal.ru/i201/1008/7a/00bee0606080.jpg
Этой монограммой,включающей согласные буквы латинского имени Karolus, Карл Великий подписывался под важными документами

      6. Я не должен умолчать об уме того же самого посланника, проучившего какого-то мудреца Греции. Случилось ему на пути в Грецию заехать вместе со своими спутниками в королевский город; все они  были размещены по отдельным квартирам, а он поставлен был к одному епископу, который терзал себя постом и молитвой и измучил посланника почти постоянным голодом; наконец, весной, когда погода сделалась мягче, он представился королю (то есть императору). Этот спросил его, чем он пользовался у епископа. Посланник, вздохнув из глубины души, отвечал: «Уж слишком свят ваш епископ, до того, что может обойтись без Бога». Король возразил с удивлением: «Но как же можно быть святым без Бога?». На это ответил тот: «В Писании сказано: Бог есть любовь, а этого-то и нет у епископа».
        Король пригласил его затем к столу и поместил между князьями. Эти последние постановили законом, чтобы никто, иностранец он или туземец, не смел за королевским столом перевернуть куска мяса или его часть на другую сторону, но должен есть сверху, как ему было подано. Посланнику подали на блюде речную рыбу, облитую фаршированным соусом; когда гость,  не зная обычаев страны, повернул рыбу на другую сторону, все поднялись с мест и объявили королю: «Государь, вы обесчещены так, как не был ни один из ваших предшественников». Король вздохнул и сказал посланнику: «Я не могу защитить тебя, чтобы спасти от неминуемой смерти. Но проси у меня чего хочешь другого и я тебе ни в чем не откажу». Тот несколько подумал и сказал так громко, что все услышали: «Я заклинаю вас, государь император, согласиться на одну мою небольшую просьбу, как то вы мне и обещали». Король отвечал: «Требуй, чего желаешь, и получишь, но я не могу нарушить греческих законов и подарить тебе жизнь». Тогда посланник объяснил: «Так как я должен умереть, то прошу тебя об одном: пусть выколют глаза всем, кто видел, как я перевернул рыбу». Испуганный таким требованием, король начал клясться Христом, что он сам не видел того, но слышал по словам других. За ним начала оправдываться и королева. Ей подражали и другие князья, друг перед другом, чтобы избавиться от опасности. Так провел тот умный франк тщеславную Элладу в её собственном доме и возвратился к себе с торжеством жив и здоров.

http://s45.radikal.ru/i109/1008/3c/3e3ac768dc31.jpg
Печать Карла Великого.

        14. Однажды случилось так, что Карл при своем объезде явился в какой-то город нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу, но никто о них не знал. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за еврейских, другие за африканских, а третьи за британских купцов; но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости движения, что это не купцы, а враги, и сказал своим: «Эти корабли набиты не товаром, а несут на себе злодейских неприятелей». При этих словах все поспешили к кораблям, один обгоняя другого; но напрасно: едва норманны узнали, что тут находится он, Карл Молот, как они его называли, то быстро обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взора преследовавших; они боялись, что их мечи онемеют и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж правдивый и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окошку, которое смотрело на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, то он тогда сам сказал своим воинственным вождям, чтобы объяснить им свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, - говорил он, - что я боюсь, чтобы эти глупцы, эти ничтожные люди могли мне быть опасны; но меня огорчает то, что они при моей жизни осмелились коснуться этих берегов; и я горюю теперь, потому что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным».

http://s05.radikal.ru/i178/1008/19/5116d89ee3f6.jpg
Скульптура Карла Великого у Аахенского собора

Источник: Монах Сангалленский "Деяния Карла великого". Книга вторая, главы 5,6,14.

Отредактировано Vihuhol (2010-08-31 19:23:30)

+4

9

Слон Карла Великого

        Однажды из стран заморских королю Карлу доставили некий диковинный предмет. То был большой полированный рог, украшенный причудливой резьбой. Королю объяснили, что это клык слона. Карл был изумлен. Он не представлял себе зверя, из зуба которого можно было вырезать подобный рог. И у него возникло страстное желание во что бы то ни стало этого зверя увидеть.
        Так повествует легенда. А вот что рассказывает подлинный источник — «Анналы Франкского королевства».
        В 797 году король Карл снарядил посольство к халифу Багдада. В состав посольства вошли доверенные лица Лантфрид и Зигимунд, а также еврей Исаак (видимо, толмач). Цель, поставленная перед посольством, официально была сформулирована вполне ясно: достать и привезти слона.

http://s58.radikal.ru/i162/1009/fe/da6401b970d8.jpg
Приняв дары от Гаруна аль-Рашида, Карл Великий получил возможность сделать ход слоном

       Первые вести с Востока Карл получил лишь два года спустя.
       Выше упоминалось, что зимой 799 года в Ахен прибыл монах из Иерусалима с подарками от патриарха; видимо, он и рассказал Карлу нечто о судьбе сановников, отправленных в Багдад. Отпуская иерусалимского гостя, Карл направил вместе с ним дворцового священника Захария с ответными дарами и крупной суммой для раздачи милостыни.
        Когда после коронации, весной 801 года, император возвращался из Рима на родину, его близ Верчелли нагнали восточные послы. Они сообщили Карлу, что еврей Исаак, отправленный четыре года назад к Харуну ар Рашиду, благополучно возвращается с многочисленными подарками и со слоном. Эйнгард, кстати, уверяет, что слон, отосланный Карлу Великому, был единственным слоном Харуна ар Рашида! У слона было очень звучное имя, сохраненное для потомства во франкской летописи - Абу ль Аббас.
        Исаак, однако, задержался в Северной Африке, ибо у местных правителей не оказалось достаточных транспортных средств. Карл незамедлительно послал своего канцлера Эрканбальда в Лигурию, дабы тот подготовил корабль для доставки заморского гостя. Исаак с грузом прибыл в Порто Венере в октябре 801 года. Оттуда он двинулся на север, но в связи с приближающимися холодами не рискнул переправлять слона через Альпы и зазимовал в Верчелли. Очевидно, путешествие через горные перевалы оказалось не из легких, ибо в Ахен слон был доставлен только 20 июля 802 года. В 218 году до н.э. карфагенский полководец Ганнибал уже совершил подобный подвиг, но тогда из 38 боевых карфагенских слонов выжил лишь один. Карл Великий не мог позволить себе подобных жертв.

http://s40.radikal.ru/i087/1009/bd/a039291bbcb9.jpg
Ганнибал в Италии

       Разумеется, слон произвел в Ахене фурор и затмил все другие подарки. О нем сообщили все местные летописи, в том числе даже такие, которые славились своей лаконичностью. 802 год для франкского государства можно смело назвать «годом Слона», ибо гость из далекой Индии вытеснил все другие события, сколь бы важными они ни были.
      Карл поместил слона в свой знаменитый охотничий парк, славившийся различными чудесами природы, и здесь Абу ль Аббас стал объектом для всевозможных, в том числе и «научных» наблюдений, которыми тогдашние эрудиты смело оперировали в своих трудах. Так, известный грамматик и географ Дикуил, возражая автору одного компилятивного сочинения, упрекал его за утверждение, будто слон никогда не ложится. «Слон, — писал Дикуил, — напротив, лежит подобно быку, что все люди Франкского государства наблюдали на слоне императора Карла…»
       Но недолго длилось безмятежное пребывание Абу ль Аббаcа в уютном охотничьем парке. У императора была привычка во время походов или путешествий возить с собою своих детей, а то и весь двор. Не желая расставаться со своим любимцем, Карл и его стал повсюду таскать за собой.
       В 804 году Абул Аббас был «мобилизован» и в качестве боевого слона принял участие в войне с датчанами.

http://s001.radikal.ru/i195/1009/6a/13be8bb00663.jpg

     Так продолжалось до 810 года, ставшего роковым для заморского животного. В этом году император отправился на север, в Саксонию. Перейдя Рейн, он стал поджидать войско. И вот во время этой стоянки и околел бедный Абу ль Аббас. Не исключено, что он стал жертвой эпидемии, косившей в этом году скот по многим северным областям. По другой версии, слон Карла Великого пал от пневмонии в самом цветущем возрасте - примерно 40 лет от роду.
     Гибель слона произвела не менее сильное впечатление, чем его прибытие. Об этом опять заговорили все летописи, приравнивая печальное известие к самым тяжелым событиям года. «В том же году, когда умер слон, — повествовала одна хроника, — скончался и король Италии Пипин…» Другой летописец, повествуя о всевозможных несчастиях, уточнял: «И король Пипин, сын императора, скончался, и знаменитый слон, которого Арон (то есть Харун. — А.Л.) прислал императору, внезапно умер…»
     Так окончил свои дни знаменитый Абу ль Аббас, косвенный виновник многих великих событий, прожив при франкском дворе всего около девяти лет…

А. Левандовский "Карл Великий"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Индийский_слон
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=711255
http://mir-chudes.my1.ru/publ/dikovina/ … /10-1-0-11

+7