SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Знаменитые личности средневековья

Сообщений 31 страница 60 из 62

31

Людовик IX Святой

Людовик IX родился 25 апреля 1214 году на юге Франции.
Отец и мать  - Людовик VIII и Бланка Кастильская, династия Капетингов.

Людовик IX Святой. Витраж XIX в. Собор Норт-Дам-ла-Гранд. Пуатье.

http://i010.radikal.ru/1011/c9/908a681fd11c.jpg

Это был красивый, набожный и умный молодой человек, настоящий рыцарь – по духу и по делам, любивший не только поединки и скачки, но также книги, и покровительствующий искусствам.

При нем было построено очень много церквей, представляющих из себя прекрасные образцы средневекового зодчества.

В вопросах справедливости Людовик был очень строг и предельно честен – для того, чтоб быть рассуженными по чести, к нему приходили даже иностранные граждане.

Более того, когда однажды король Англии (которая хотя и не открыто, но всё-таки враждовала с Францией) повздорил со своими баронами, для разрешения спора единодушно был призван… именно Людовик IX, который и признал правоту своего коллеги!

Людовик IX проводил мудрую государственную политику, реформировал судебную систему (в частности ввел апелляцию в высший, королевский суд), запретил судебные поединки и частные войны.

Утвердил парламент, способствовал дальнейшему укреплению королевской власти, сделал всё возможное, чтоб сделать французскую церковь независимой от римской и отменить папские поборы.

Статуя короля Людовика Святого на южной стене Сент-Шапель.
Король Людовик построил часовню для купленных в латинском Константинополе Тернового Венца Господня и других святынь.
Фото с сайта "Православная Франция"

http://i033.radikal.ru/1011/7a/3b0573d8f66b.jpg

В 1242 году блестяще отразил агрессию английского короля Генриха III.
Инициатор и участник двух крестовых походов – седьмого (1245-1254 г.г.) и восьмого (1270 г.).

Сражение с сарацинами. Фрагмент миниатюры из «Книги деяний святого Людовика». Национальная библиотека. Париж.

http://s008.radikal.ru/i304/1011/8c/a9f0cda1d5c7.jpg

В 1234 году женился на Маргарите, дочери графа Прованского, которая родила ему впоследствии 11 детей.

Умер от болезни, 25 августа 1270 году, во время 8-го Крестового похода.
Через 27 лет после смерти причислен к лику Святых буллой папы 1297 г. Бонифация VIII.

Слова, сказанные перед смертью Людовиком IX своему сыну Филиппу:
"Дорогой сын мой, если ты взойдешь на престол, то покажи себя своим поведением достойным сподобиться святого помазания, которым посвящаются на царство французские короли... Когда ты сделаешься королем, то будь справедлив во всех отношениях, не уклоняйся ни ради чего от прямого пути и правды...
Употреби все твои усилия, чтобы умиротворить раздоры, могущие возникнуть в государстве, так как Богу всего угоднее зрелище мира и согласия...
Поддерживай с честью установленные права и привилегии... Чем счастливее будут твои подданные, тем более ты будешь велик...
Чем безукоризненнее будет твое управление, тем более оно внушит страха врагам, и они не посмеют нападать на твое государство..."

http://stormtower.ru/wiki/Людовик_IX_Святой

+5

32

Посетив фестиваль «Легенды Норвежских викингов», заинтересовалась личностью покровителя Норвегии, Святого Олафа – стала искать информацию, нашлось не очень то и много, но, что есть – выкладываю.

    Итак, ОЛАФ II НОРВЕЖСКИЙ (Олаф Святой, Олаф Харальдсон – ок. 995-1030). Норвежский король, завершивший введение христианства в стране. После смерти был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии. Опираясь на церковь, боролся за укрепление королевской власти, против родовой знати, которая стала на сторону датско-английского короля Кнуда I. В 1027 в союзе со Швецией напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 был вынужден бежать в Новгород. В это время норвежский престол занял Кнуд I. В 1030 попытался вернуть престол, но был убит в битве с дружиной норвежской родовой знати и бондов (крестьян).

http://s40.radikal.ru/i088/1105/cf/159a4a6e094c.jpg

Святой Олаф родился в 995 году. Он был сыном норвежского военачальника Харальда из Гренланда. Вот как описываются в «Саге об Олафе Святом» его внешность и характер: «Олаф сын Харальда был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьём, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению».
Как и все викинги, он провел молодость, пиратствуя на морях Северо-Западной Европы. Вместе со знаменитым викингом Торкелом Высоким он сражался против христианских армий в Англии под Лондоном, под Рингмером и Кентербери. В то время Олаф был язычником, как многие норвежцы…

В христианскую веру св. Олаф был обращен в Нормандии в 1013 г., в том же году крещен в Руане и в том же году поступил на службу к пребывавшему в изгнании английскому королю Этельреду. Он помог английскому королю вернуться в Англию и там сражался на его стороне против язычников датчан. Он особенно отличился военным умением и находчивостью при захвате Лондонского моста: «Они подошли к Лундуну (Лондон — прим. составителя) и вошли в Темпе (Темза — прим. составителя), а датчане засели в крепости. На другом берегу реки стоял большой торговый город, который назывался Судвирки. Там у датчан было большое укрепление: они вырыли глубокий ров, а с внутренней стороны укрепили стены бревнами, камнями и дерном, и внутри этого укрепления стояло большое войско. Адальрад конунг (Король Этельред — прим. составителя) приказал взять крепость штурмом, но датчане отразили натиск, и Адальрад конунг ничего не мог поделать. Между крепостью и Судвирки был такой широкий мост, что на нем могли разъехаться две повозки. На этом мосту были построены укрепления — башни и частокол, человеку по пояс, — направленные по течению. Мост этот держался на сваях, которые были врыты в дно. Во время нападения Адальрада датчане стояли по всему мосту и защищали его. Адальрад конунг был очень озабочен тем, как ему захватить мост. Он созвал предводителей всех своих отрядов и спросил их совета, как захватить мост. Олаф конунг сказал тогда, что он попытается подойти к мосту со своим отрядом, если другие предводители захотят сделать то же самое. На этом совете было решено, что они подойдут на кораблях под мост. Каждый тогда подготовил свои корабли и войско. Олаф конунг велел приготовить большие щиты из прутьев, а также из разнообразных плетеных строений. Эти щиты он велел укрепить над кораблями так, чтобы щиты выступали за края бортов. Щиты эти держались на высоких шестах, которые были поставлены на таком расстоянии друг от друга, чтобы укрытие защитило от камней, которые могли бросать с моста, но вместе с тем позволяло вести оборонительный бой. Когда войско было готово, они поплыли вверх по течению. А когда они добрались до моста, сверху на них посыпались копья, стрелы и такие большие камни, что ни щиты, ни шлемы не выдерживали, и даже корабли получили сильные повреждения. Многие корабли тогда отошли назад, а Олаф конунг со своей дружиной норвежцев продолжал продвигаться вверх по течению под мост. Его люди привязали толстые канаты к сваям, на которых стоял мост, пустили все свои корабли вниз по течению и гребли при этом изо всех сил. Сваи вырвало из-под моста и потащило по дну. И так как на мосту стояло большое войско и было много оружия и камней, то, когда сваи вырвало, мост проломился и многие попадали в реку, а остальные разбежались, кто в город, а кто в Судвирки. После этого они напали на Судвирки и захватили его, и, когда горожане увидели, что враги захватили Темпе и могут теперь беспрепятственно плыть дальше в глубь страны, они испугались, сдали город и подчинились Адальраду конунгу».
После воцарения короля Этельреда Олаф некоторое время нес оборону Англии и обходил ее побережье на боевых кораблях. По прошествии нескольких лет король Этельред умер, и датский король Кнут (по прозванию Могучий) женился на его вдове Эмме и после ряда столкновений с сыновьями короля Этельреда воцарился в Англии. Король Кнут был христианином. Согласно одной, не полностью достоверной версии, Олаф находился некоторое время при дворе короля Кнута Могучего. И, как повествует одна благочестивая легенда, уже в то время отличался христианскими добродетелями и аскетизмом: «Вначале король Кнут и св. Олаф были большими друзьями, но вскоре Кнут стал завидовать Олафу. Т.к. епископ (св. Зигфрид, просветитель Швеции, англичанин по
происхождению, бывший ранее монахом в монастыре Гластонбери.) отдавал явное предпочтение Олафу и даже именовал именно его королем. Естественно, терпеть такое Кнут не желал, и Олафу пришлось покинуть двор и направится в Норвегию (все с тем же епископом Зигфридом) где бонды и провинциальные правители провозгласили его королём страны. Произошло сие в 1015 году.

Целью св. Олафа было создание христианского государства, такого, в котором христианство вытеснило бы окончательно язычество…  На этом пути св. Олафу пришлось встретить сопротивление как со стороны ряда местных князей, так и со стороны той части народа, которая отвергала христианство вообще, либо принимала его лишь формально.

http://s001.radikal.ru/i195/1105/c5/56a12754df61.jpg

… Помимо храма Св. Климента Папы Римского в Нидаросе он воздвиг по всей Норвегии множество церквей. В Мостере он составил кодекс законов касательно отношений Церкви и государства. Гвин Джонс пишет: «Кодекс церковных законов, составленный в Мостере, стал основополагающим для всей церковной и гражданской жизни. Он был зачитан на нескольких тингах (собрание граждан, похожее на Новгородское вече — прим. составителя) и в соответствии с ним были внесены поправки в древнейший Гутландский свод законов».
«Сага» повествует: «Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом шел в церковь. Затем он решал тяжбы или говорил людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и могущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые установил в Трандхайме Хакон, воспитанник Адельстайна (норвежский король Хакон Добрый, воспитанник английского короля Этельстана. Хакон был первым христианским королем Норвегии, но слабым, чтобы бороться с язычеством — прим. составителя). Сам он устанавливал законы, советуясь с самыми мудрыми людьми. Одни законы он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым. Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды (свободные земледельцы — прим. составителя) приняли законы, которые установил конунг.

Далее, «Конунг направился на юг вдоль побережья, останавливаясь в каждом фюльке и созывая бондов на тинг. На каждом тинге он велел читать христианские законы и заповеди. Он запрещал дурные обычаи и языческие обряды, потому что ярлы жили по старым законам и никому не рассказывали о христианских законах. В то время повсюду на побережье люди были крещены, но большинству христианские законы оставались неизвестны. В горных долинах и горах все подавно оставались язычниками, так как, когда люди предоставлены самим себе, они крепко помнят веру, которой их научили в детстве. Тех, кого Олаф не мог уговорить принять христианство, он принуждал к этому силой и не смотрел на то, кто перед ним, могущественный человек или нет». Он жестко (а с точки зрения современного человека – жестоко) расправлялся с непокорными, казня зачинщиков, изгоняя из страны, и забирая их добро.

Два главных политических противника было у св. Олафа: Олаф, король Швеции, и Кнут Могучий, король Дании и Англии. С первым у св. Олафа были непрерывные споры касательно пограничных территорий. Второй же прямо требовал, чтобы св. Олаф стал его вассалом, т.е. перестал быть королем Норвегии, и чтобы последняя потеряла свою независимость. Ссора со шведским королем привела к потере Олафом первой своей невесты; вражда же с Кнутом привела к потере самой жизни.

В 1017 году Св. Олаф посватался к дочери Олафа Шведского Ингигерд, которая отвечала Олафу взаимностью и очень хотела этого брака. С точки зрения шведской знати, брак этот был весьма желателен для установления пограничного мира, и они принудили Олафа Шведского дать клятву в том, что он выдаст Ингигерд за Олафа Норвежского. Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв. В соответствии с достигнутыми соглашениями осенью 1018 года Олаф II прибыл на границу для свидания с невестой и её отцом, но их там не оказалось. Отправленные в Швецию гонцы привезли неутешительное известие: еще летом к Олафу Шётконунгу прибыли сваты от новгородского «конунга Ярицлейва», шведский король выдал свою дочь за князя Ярослава (Мудрого), который княжил тогда в Новгороде (Ингигерд — это будущая святая благоверная княгиня Анна Новгородская. По ее шведскому имени названа ижорская земля Ингерманландией (где теперь Петербург).), а Олаф II женился на её сводной сестре Астрид. Есть версия, основанная на «Пряди об Эймунде», что во время пребывания Олафа в Новгороде Ингегерда «имела с ним тайную любовную связь».

Проводимые Олафом более решительно и последовательно, чем его предшественниками, борьба с язычеством, сокращение традиционных «свобод» с целью усиления королевской власти, изменения в системе кормлений и сбора податей и прочее привели к разрыву между ним и большой частью старой знати, а также присоединившимися к знати бондами. В то же время Король Кнут Могучий… в качестве главного оружия против св. Олафа использовал подкуп влиятельных людей, не жалея золота и драгоценностей и обещая Норвегии свободу и процветание в случае свержения законного короля и установления власти Кнута. Все это привело к тому, что противники Олафа внутри страны встали на сторону претендовавшего на власть в Норвегии короля Англии и Дании Кнута Великого.

В 1027 году в союзе со Швецией Олаф напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 году Св. королю Олафу пришлось бежать на Русь под защиту благоверного великого князя Ярослава Мудрого, женой которого была бывшая невеста св. Олафа Ингигерд (будущая св. благоверная княгиня Анна Новгородская). Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. Как повествует «Сага», именно Ингигерд настояла впоследствии, чтобы Магнус оставался все время при дворе в. к. Ярослава, и именно Ярослав и св. Анна сыграли главную роль в воцарении Магнуса после свержения датских правителей, пришедших к власти после гибели короля Олафа.

«Приехав в Гардарики, Олаф конунг предавался глубоким раздумьям и размышлениям о том, как ему быть дальше. Ярицлейв конунг и его жена Ингигерд предлагали Олафу конунгу остаться у них и стать правителем страны, которая зовется Вульгария (Волжская Булгария — прим. составителя). Она составляла часть Гардарики, и народ в ней был некрещеный. Олаф конунг стал обдумывать это предложение. Но когда он рассказал о нем своим людям, те стали отговаривать его и убеждали его вернуться в Норвегию в свои владения. У конунга была также мысль сложить с себя звание конунга и поехать в Йорсалир (Иерусалим — прим. составителя) или другие святые места и принять обет послушания (т.е. стать монахом. — прим. составителя). Но чаще всего он думал о том, нельзя ли как-нибудь вернуть свои владения в Норвегии.»
Согласно саге, однажды ночью Олафу приснился вещий сон, в котором ему явился Олаф сын Трюггви (св. благ. король Олаф Трюггвасон ), и разрешил его сомнения призывая вернуться на родину. И, в начале 1030 года св. король Олаф отправился в Норвегию по замерзшим российским рекам. Когда на море сошел лёд, он отплыл в Готланд с 240 дружинниками. Шведский король Эмунд дал ему еще 480 человек. В Норвегии к нему присоединились сторонники, и у него стало 3600 человек против 14400 армии короля Кнута — самой большой армии, когда-либо собранной в Норвегии. Тогда, подобно Гедеону, король Олаф решил сократить свою армию еще более, исключив из нее всех некрещеных, так что у него осталось всего лишь 1300 человек…
«Сага» говорит, что в день битвы «погода была хорошая и светило солнце. Но когда началось сражение, то и небо, и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью». В «Саге» битва при Стикластадире датируется 29 июля. По данным современной астрономии полное затмение солнца имело место 30 июля 1030 года. Войско бондов сражалось с кличем: «Вперед, вперед, войско бондов!», а люди св. Олафа — с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга!»
Св. Олаф погиб так:
«Торстейн Корабельный Мастер нанес Олафу удар секирой. Удар пришелся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас сразил Торстейна. Получив эту рану, конунг оперся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Торир Собака нанес ему удар копьем, удар пришелся ниже кольчуги, и копье вонзилось в живот. Тут Кальв нанес конунгу удар мечом, удар пришелся с левой стороны шеи. От этих трех ран конунг умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним». Когда конунг Олаф Святой погиб, ему было тридцать пять лет, как говорит священник Ари Мудрый. Он сражался в двадцати больших битвах…»

http://s12.radikal.ru/i185/1105/c1/3d05fb7dc2fe.jpg
«Из песчаного холма, где был сначала похоронен Олаф конунг, забил чудесный родник. Водой из этого источника многие излечились от своих недугов. Этот источник огородили, и воду из него бережно охраняют с тех пор. Сначала там построили часовню, а на том месте, где лежало тело конунга, поставили алтарь. Теперь на этом месте стоит церковь Христа…»
Прославление Олафа в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году (память 29 июля). В 1164 году папой Александром III был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии.

http://i041.radikal.ru/1105/84/ea06c7fe04a1.jpg

Сын св. Олафа Магнус остался в России при дворе благоверного великого князя Ярослава Мудрого. В «Саге Гнилая Кожа» («Гнилой Пергамент») утверждается, что решение оставить Магнуса у Ярослава было вызвано настоятельной просьбой жены Ярослава Ингигерд (будущей св. Анной Новгородской). После смерти Кнута Могучего, чья жестокость правления и высокие налоги угнетали население, повсюду в Норвегии стали собираться отряды и группы недовольных. Не обошлось и без подкупа некоторых, на что деньги дал князь Ярослав. И в 1035 году из страны были изгнаны его преемники, а в Норвегии восстановилась прежняя династия. Магнус победил и стал королем Норвегии (А было то ему на тот момент всего 11 годков…)Власть датчан была сломлена.

При составлении поста были использованы материалы:
Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%E0%F4_II
Лекция Д.Харитоновича: http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=13205
http://www.legendami.ru/bod/norv/norv25.html

+4

33

Святая Маргарита Шотландская

Святая Маргарита Шотландская, витраж в селе Swainby (Йоркшир)
http://i031.radikal.ru/1105/f8/8fda214d1d1a.jpg

Маргарита (1045-16.11.1093) - королева Шотландии. Маргарита стала первой шотландской святой.
Родители Маргариты Шотландской — предпоследний представитель древней Уэссекской династии английских королей Эдуард Этэлинг и его супруга Агата, на которой он женился во время странствий по Восточной Европе.
Историки всерьёз обсуждают вероятность того, что отцом Агаты (Агафьи) был Ярослав Мудрый.
Святая Маргарита, таким образом, приходилась ему внучкой. Но это только домыслы и предположения.

Детство Маргарита провела с родителями и братом Эдгаром при дворе венгерского короля Андраша и Анастасии Ярославны.
После возвращения ко двору Эдуарда Исповедника отец Маргариты был оттеснён от престолонаследия Гарольдом, а после вторжения норманнов его шансы на престол и вовсе испарились. Семейство приехало в Шотландию.
Там их принял шотландский король Малькольм III и предоставил им убежище. Маргарита была уже взрослой девушкой, отличавшейся необыкновенной красотой, обаянием и умом. Прежняя супруга Малькольма (Ингеборга) умерла и овдовевший Малькольм тут же влюбился в эту странствующую принцессу.

Встреча Маргариты и её семейства Малькольмом III/совр.иллюстр./
http://s56.radikal.ru/i153/1105/25/57ff075b04ec.jpg

Они поженились в 1070 году и были счастливы в браке, в котором родилось 8 детей, двое из которых (Александр и Давид) были королями Шотландии, а дочь Маргариты и Малькольма - Матильда стала королевой Англии (наследник Вильгельма, король Генрих Боклерк, выбрал в жёны её дочь Матильду. В жилах их потомков, таким образом, соединились кровь Вильгельма Завоевателя с кровью Альфреда Великого)
      Маргарита была покровительницей искусств и образования. Малкольм следовал ее советам по государственным вопросам; вместе с прочими английскими изгнанниками Маргарита способствует введению в Шотладии феодализма английского образца и парламента по английскому же подобию.

Малькольм III и Маргарита Шотландская
http://s43.radikal.ru/i101/1105/cc/d892a7d8cdea.jpg

Вместе с тем Маргарита активно занималась благотворительностью. Она часто навещала больных и ухаживала за ними, и повелела строить общежития для бедных в большом количестве. Также у нее было в обычае, особенно во время Рождественского и Великого постов, устраивать пиры для простого народа, приглашая в королевский дворец 300 человек.

деталь витража в Эдинбурге
http://s004.radikal.ru/i205/1105/bd/fbe3768cca19.jpg

Маргарита покровительствовала церкви и монашествующим; именно она пригласила в Шотландию бенедиктинцев.
С её деятельностью связано проникновение на северную окраину Европы рыцарской англо-французской культуры.

Святая Маргарита Шотландская выкупает бедных заключённых
http://s001.radikal.ru/i193/1105/5c/eca18895780a.jpg

Королева сумела вернуть шотландскую церковь к общению с Римом, пускай для этого пришлось пожертвовать некоторыми древними кельтскими церковными обычаями.
Она приучала окружающих благодарить Бога после каждой трапезы, и её послеобеденная молитва стала обычной в Шотландии, сохранив название “молитва Маргарет”.

Святая Маргарита Шотландская и нищие
http://i038.radikal.ru/1105/06/0abad9ea8fd8.jpg

Последние полгода жизни Маргарет была прикована к постели. Муж её и старший сын были убиты во время осады замка Алнвик.
Сын Эдгар, вернувшийся с этой вестью, не решился сказать матери о гибели Малькольма и, глядя на больную, сказал, что всё хорошо.
Маргарет поглядела на него и вскричала: “Я вижу правду!” Она подняла руки к небу и сказала: “Боже Всемогущий, благодарю тебя за столь великое несчастье в последний час моей жизни и пусть оно по Твоей милости очистит меня от грехов моих!”
Через четыре дня она умерла.

Святая Маргарита Шотландская, витраж в храме святой Маргариты в Эдинбурге
http://s006.radikal.ru/i214/1105/f1/7dbc7b3896b3.jpg

Эдгар и Давид (ее сыновья) поддержали благую репутацию своей матери как в деле служения бедным, так и в покровительстве церковным орденам; позднее Давид был канонизирован.
Маргариту Шотландскую причислили к лику святых в 1250 году, а в 1673 году она была провозглашена святой покровительницей Шотландии.
Погребена она была подле супруга в Данфермлинском аббатстве, хотя её имя носит древнейшее здание Эдинбурга, часовня королевского замка (в действительности построенная её сыном Давидом).

Церковь во имя св. Маргариты в Данфермлине
http://i081.radikal.ru/1105/80/4145c8531252.jpg
Католические форумы
http://zagloba.me/index.php?showtopic=2776
Человек в истории и культуре
http://top-antropos.com/history/high-middle-ages

+7

34

Речь пойдёт о человеке, который был плохим правителем,но который вошел в историю как монарх-рыцарь.

Иоганн Люксембургский, или Иоанн Слепой (1296 - 1346)
— сын императора Генриха VII и Маргариты Брабантской.

John of Luxemburg from medieval manuscript
http://i039.radikal.ru/1107/9a/5de37fb0d7bc.jpg

     В 1310 г. Иоганн женился на Елизавете, дочери чешского короля Вацлава, и получил вместе с ее рукой /за прекращением мужской линии рода Пржемысловичей/, чешскую корону.
Но о Чехии Иоганн заботился очень мало. Будучи почти 20 лет королем чешским, он не пробыл в Чехии и года, а разъезжал с места на место, сражаясь то за французов против англичан, то за немецких рыцарей в Пруссии.
Своего государства этими войнами Иоганн не увеличил, да и казну  значительно истощил.
За время его вот такого правления, то бишь отсутствие, в Чехии случались смуты, усилился немецкий элемент.

Уже будучи слепым, Иоганн вышел на поле боя и сражался наравне с остальными в битве при Креси, где и погиб.

Битва при Креси. Иллюстрация к «Хроникам» Жана Фруассара. XVI в.
http://i038.radikal.ru/1107/34/0b5a8e96b9db.jpg

Перед своей последней битвой приказал привязать себя в седле боевого коня и так поскакал в рядах французской конницы на англичан. В Средневековье, уже после своей смерти, король Иоанн считался одним из примеров личной отваги и рыцарственности в Европе, и имя его по сей день  звучит как синоним героизма.

Люксембург. саркофаг-усыпальница короля Богемии и графа Люксембургского Иоанна Слепого, окруженная раскрашенными статуями.
http://s014.radikal.ru/i329/1107/bb/791a4c6094d8.jpg
См. Schötter, "J. Graf v. Luxemburg u. König y. Böhmen" (Люксембург, 1865).
/некоторые историки полагают, что он был не полностью слеп/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоганн_Люксембургский

+3

35

иннета написал(а):

Иоганн Люксембургский,

Удивительный все-таки государь был этот Иоганн Люксембургский, король Богемии, не имевший ни гроша за душой, зато имевший долгов больше, чем земель, и живший на счет французской казны; но он даже представить себе не мог, что явится на турнир с меньшей свитой, чем пригласивший его государь, верный источник его доходов! Иоганну Люксембургскому было под сорок, а выглядел он тридцатилетним; его сразу узнавали по прекрасной окладистой бороде, каштановой, шелковистой, по его смеющемуся лицу и гордо закинутой голове, по его холеным рукам, всегда готовым к дружескому рукопожатию. Истинное чудо живости, силы, отваги, веселости, но притом и глупости. Примерно одного сложения с Филиппом VI, он выглядел подлинно величавым и полностью являл собой тот образ короля, который охотнее всего рисует себе воображение подданных… Он умел завоевать к себе всеобщую любовь как сильных мира сего, так и простолюдинов; каким-то образом ему даже удалось стать другом папы Иоанна XXII, равно как и его заклятого врага, императора Людвига Баварского. Неслыханная удача для дурачка, ибо все сходились в одном: Иоганн Люксембургский столь же глуп, сколь обаятелен.

Морис Дрюон. Проклятые короли. Лилия и лев.

+3

36

Ребята, простите, я сегодня у вас первый день и, может быть, еще не всё здесь знаю.
Интересовался ли кто-либо из вас сэром Бертраном де Борном?
Это весьма таинственная личность. Начнем с того, что авторы не сходятся во мнениях: сколько же их было? И - в одно и то же время???
Легендарный рыцарь и очень интересный поэт, которого высоко ценил Данте. Изобразил в своём "Аду" несущим в руках собственную голову. Почему именно в аду? А потому что сей удивительный и многоликий сэр (или Эн? трудно разобрать, у всех по-разному) Бертран отличался на редкость упрямым и вспыльчивым характером; перессорился буквально со всеми, то его родовой замок захватывали, а он забирал его обратно, то ссорился с королем Ричардом Львиное Сердце, то снова с ним мирился. К тому же, по иным сведениям был редкостный бабник. В то же время, воспевал в своих сервентах (или сирвентах?) сражения и походы, взахлеб ругал соседей или, наоборот, льстиво тащил их на свою сторону; кичливо насмехался над простолюдинами и... писал трогательные послания дамам сердца.
Все это кажется противоречивым.
А может, и действительно был не один такой Бертран де Борн? Это имя (кстати, каково его происхождение?) было тогда очень распространено...
http://sherwood.mybb.ru/uploads/0000/09/8a/107017-1.gif

0

37

Вроде бы, сей персонаж здесь не всплывал. (Пойти перечитать Данте, а то там была тьма персонажей, которыми я на тот момент не интересовалась...)

Schloss написал(а):

кичливо насмехался над простолюдинами и... писал трогательные послания дамам сердца.
Все это кажется противоречивым.

Ну это-то уж никак не противоречие. :)

0

38

Как сказать. Представьте, что даже ярый крепостник Фет сподобился бы, помимо своей лирики, написать, например, такое:

Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, необогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…

Отсюда и сомнения. Кстати, Хаецкая, автор романа о де Борне, лично пыталась разобраться в сохранившихся сведениях. Их почти что нет! А в роду де Борнов того времени Бертраны встречаются в четырех поколениях подряд... (Был еще поэт, Бертран де Борн-сын, например...)
Между прочим, любопытно. В поэтов сочинениях того времени, конец 12-го века, в том числе и у сэра Бертрана, почти не упоминается тема дороги. Хотя, казалось бы, Крестовые походы и прочее... Создается впечатление, что рыцари-труверы по большей части прочно сидели по своим родовым гнездам и старались не казать носа куда-то дальше.
Словом, прошу прощенья, озадачил, но тема интересная, если не сказать загадочная.

Отредактировано Schloss (2012-02-01 12:00:58)

0

39

Schloss написал(а):

Как сказать. Представьте, что даже ярый крепостник Фет сподобился бы, помимо своей лирики, написать, например, такое:

Да запросто! Лирика - это одно, а мужики - совсем другое. Фет, возможно, и не написал бы, но Борн же не Фет. :) Они из разных эпох, Фет испорчен гуманизмом и политесом, а Борн ещё стесняться не приучен: что вижу, о том пою.

Вот, кстати, вспомнила в связи с Фетом: Сатирические и юмористические стихи. А также и "на злобу дня".

Schloss написал(а):

Создается впечатление, что рыцари-труверы по большей части прочно сидели по своим родовым гнездам и старались не казать носа куда-то дальше.
Словом, прошу прощенья, озадачил, но тема интересная, если не сказать загадочная.

Про менестрелей тут есть отдельная тема: http://forum.sherwood-tavern.net/viewtopic.php?id=1638 . Это если безотносительно персоны Борна.

Отредактировано Княгиня (2012-02-01 12:31:27)

0

40

Приветствую, Schloss

Schloss написал(а):

Интересовался ли кто-либо из вас сэром Бертраном де Борном?

В общих чертах, да.
о средневековой литературе

0

41

Ну, Господь с ним, с Фетом. Просто уж очень разные по идеям, что весьма мало перекликаются друг с другом, стихи у "де Борна" или "де Борнов"...
А за ссылочку - большое спасибо. Сведений масса!!!
Правда, в большинстве они касаются времени после 1200-го года. Что же, и король Ричард, и де Борн для исполнения песен одевались как шуты? Аки кардинал Ришелье перед Анной Австрийской?
Ладно, шучу! На самом деле, их сервенты (не только мое мнение) были своеобразными песнями-посланиями. Как бы "живыми телеграммами". Автор мог и не ездить сам к своему соратнику или к прекрасной даме, он мог послать жонглёра.
Кстати, сохраняется вопрос: бывал ли сам сэр Бертран в Крестовом походе? Во всех источниках обычно пишут о его взаимоотношениях с братом Константином и королём Английским, но о его участии в 3-м походе - только то, что он послал туда, то ли Ричарду, то ли ещё кому своего жонглера Папиоля. И всё! А темы Крестовых походов он (по крайней мере, в переводах) все же касается. Правда, сейчас, спустя более 800 лет, так мало осталось людей, разбирающихся в старопровансальском...

Отредактировано Schloss (2012-02-01 19:26:28)

0

42

Бертран де Борн фигурирует в романе Фейхтвангера "Испанская баллада". Образ собирательный, но довольно интересный.
Бертран де Борн. К. А. Иванов "Трубадуры, труверы, миннезингеры"

Schloss написал(а):

Что же, и король Ричард, и де Борн для исполнения песен одевались как шуты?

По обстоятельствам  http://s4.rimg.info/697e7bf03714a0175ceff55cef81032b.gif

0

43

Насколько я знаю, как шуты они не одевались. И могли сами свои произведения не исполнять.  :)
У нас тут где - то еще были ссылки на одну песню де Борна.

0

44

Сообщения перемещены Одежда, обувь,  аксессуары
С уважением
Администрация

0

45

К теме Пьер Абелляр и Элоиза. Прекрасная экранизация "Похищенный Рай" (1988). Дерек де Линк В роли Абелляра. Советую посмотреть.

0

46

Уильям Длинный Меч. William Longespée

http://s7.uploads.ru/t/WSXk5.jpg

Родился в 1176 году, скончался 26 марта 1226 в замке Солсбери.  3-й граф Солсбери с 1196 года по праву жены Элы.

Уильям был незаконнорожденным сыном короля Генриха II. Имя его матери было ранее неизвестно. Благодаря найденному документу от Уильяма, было определено, что его мать, графиня Ида, происходила из рода Тосни, а в 1181 году вышла замуж за Роджера Биго, 2-го графа Норфолк.

Король Генрих признал своего сына и пожаловал ему имение Эпплби в Линкольншире в 1188 году. Восемь лет спустя, в 1196 году, его единокровный брат, король Ричард I Львиное Сердце, женил его на наследнице крупных земель, Эле, дочери Уильяма Фиц-Патрик, 2-го графа Солсбери. Уильям носил титул графа Солсбери по праву жены.
Во время правления короля Иоанна, Уильям был членом суда по ряду важных дел, а также занимал различные посты: шерифа Уилтшира, лейтенанта Гаскони, констебля Дувра и смотрителя Пяти портов, а затем начальника тюрьмы в Валлийский марке. Он был командиром валлийской и ирландской экспедиций короля в 1210—1212 годах. Король наградил его поместьем Ай в Саффолке.

В 1213 году Уильям был поставлен во главе большого флота, на котором он отправился во Фландрию, где в битве при Дамме захватил и уничтожил большую часть французского флота, стоявшего на якоре для дальнейшего вторжения в Англию. Угроза вторжения была предотвращена, но конфликт между Англией и Францией не закончился.

В 1214 году Уильям был послан в помощь императору Оттону IV, союзнику Англии, для вторжения во Францию. Солсбери командовал правым крылом армии до сокрушительного поражения в битве при Бувине, где он был взят в плен.

К тому времени как он вернулся в Англию, назревал бунт среди баронов. Солсбери был одним из немногих, кто остался верен королю Иоанну. Во время гражданской войны, которая состоялась через год после подписания Великой хартии вольностей, Солсбери был одним из руководителей армии короля на юге страны. Однако после того как французский принц Людовик высадился в качестве союзника мятежников, Уильям перешел на его сторону. Вероятно, он полагал, что Иоанн проиграл.

После смерти Иоанна и отъезда Людовика Уильям, наряду со многими другими баронами, воспользовался малолетством сына Иоанна Генриха III и занял важные должности в правительстве в период несовершеннолетия короля. В то же время Уильям сражался в Гаскони, чтобы защитить остальную часть континентальных английский владений.
Корабль Солсбери разбился во время шторма, когда он возвращался в Англию в 1225 году, и он провел несколько месяцев в убежище в монастыре на французском острове Иль-де-Ре. Он умер вскоре после своего возвращения в Англию в замке Солсбери. Хронист Роджер из Уэндовера утверждал, что Солсбери был отравлен Хьюбертом де Бургом, 1-м графом Кент. Он был похоронен в Солсберийском соборе в графстве Уилтшир.

Гробница графа Уильяма была найдена в 1791 году. Также был найден хорошо сохранившийся труп крысы со следами мышьяка, обнаруженного внутри ее черепа. Крыса в настоящее время экспонируется в Солсберийском соборе и музее южного Уилтшира.
http://s7.uploads.ru/t/9M8fr.jpg http://s6.uploads.ru/t/EaqX7.jpg

http://s6.uploads.ru/t/7UYDR.jpg

Граф Уильям присутствовал при закладке первого камня собора в Солсбери, и первым похороненным в этом соборе.

http://s7.uploads.ru/t/jYGeW.jpg

Солсберийский Собор (Salisbury Cathedral) - готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.
123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

Источники:
Ссылка
Ссылка2
Ссылка3

+5

47

Родился в 1176 году, скончался 26 марта 1226 в замке Солсбери.

 
Родился в 1167, или около того. Скончался в 1226, но 7 марта.

3-й граф Солсбери с 1196 года по праву жены Элы.

Она же Изабель.

Уильям был незаконнорожденным сыном короля Генриха II. Имя его матери было ранее неизвестно. Благодаря найденному документу от Уильяма, было определено, что его мать, графиня Ида, происходила из рода Тосни, а в 1181 году вышла замуж за Роджера Биго, 2-го графа Норфолк.

Чтоб было понятнее: речь о грамотах Уильяма, где упоминается "графиня Ида, моя мать"; кроме того, в списке пленников Бувинского сражения значится "Ральф Биго, брат [точнее, сводный брат] графа Солсбери".
Причина выбора прозвища Уильяма неизвестна, вероятно, перед нами очередная отсылка на коронованных предков-тёзок - второго герцога Нормандского либо второго короля Английского (более известен как Вильгельм Рыжий).

Король Генрих признал своего сына и пожаловал ему имение Эпплби в Линкольншире в 1188 году.

Что доказывает то, что он уже достиг совершеннолетия.

Восемь лет спустя, в 1196 году, его единокровный брат, король Ричард I Львиное Сердце, женил его на наследнице крупных земель, Эле, дочери Уильяма Фиц-Патрик, 2-го графа Солсбери. Уильям носил титул графа Солсбери по праву жены.

Эле было на тот момент не более шести лет. Она надолго пережила мужа и умерла в 1261.
Кстати, их младший сын, епископ Солсбери Николас Лонгспи, умер аж в 1297-м.

Во время правления короля Иоанна, Уильям был членом суда по ряду важных дел, а также занимал различные посты: шерифа Уилтшира, лейтенанта наместника Гаскони, констебля Дувра и смотрителя Пяти портов, а затем начальника тюрьмы в хранителя Валлийской марки. Он был командиром валлийской и ирландской экспедиций короля в 1210—1212 годах. Король наградил его поместьем Ай в Саффолке.


Вообще с Иоанном отношения у него были весьма дружественные. Он участвовал в коронации, оба они играли вместе, Уильям постоянно получал от короля дары и в свою очередь часто одалживал Иоанну деньги. Король поручал ему ряд важных поручений, в частности - дипломатических: в 1202-1212 Солсбери вел переговоры от лица короля с Наваррой, Уэльсом, Шотландией, Фландрией и Оттоном. Воевал за Иоанна на континенте (1202-1203), как было сказано, отвечал за Гасконь, в 1205 отправился выручать гарнизон Ла-Рошели, сопровождал короля в Ирландию (1210), в мае 1213 отличился в морском бою с французским флотом у Дамме.
Сеньорию Ай он получил как custodian, не в феод (в отличие от баронии Траубридж, в 1213), и кроме шерифства в Уилтшире (трижды) был также шерифом Кембриджшира и Хантингдоншира.
Добавим, что Уильям активно воевал еще за Ричарда в Нормандии (1196-1198) и, видимо, участвовал в победе над Филиппом под Жизором в сентябре 1198.

В 1213 году Уильям был поставлен во главе большого флота, на котором он отправился во Фландрию, где в битве при Дамме захватил и уничтожил большую часть французского флота, стоявшего на якоре для дальнейшего вторжения в Англию. Угроза вторжения была предотвращена, но конфликт между Англией и Францией не закончился.

В сражении флот был союзным (голландцы, в частности), но современный источник подчеркивает, что эту идею сорвать вторжение подсказали Иоанну именно Солсбери, Уильям Маршал и граф Булонский.

В 1214 году Уильям был послан в помощь императору Оттону IV, союзнику Англии, для вторжения во Францию. Солсбери командовал правым крылом армии до сокрушительного поражения в битве при Бувине, где он был взят в плен.

Отправился он туда с войском и деньгами, в сражении (начавшемся вопреки его советам Оттону) бился храбро.

К тому времени как он вернулся в Англию,


Его обменяли в 1215 на Робера, сына графа де Дрё.

назревал бунт среди баронов. Солсбери был одним из немногих, кто остался верен королю Иоанну. Во время гражданской войны, которая состоялась через год после подписания Великой хартии вольностей, Солсбери был одним из руководителей армии короля на юге страны.


В 1215 Лондон он не удержал, зато (с отрядом фламандских наемников) усмирил Девон. Также он был среди тех, по чему совету была составлена Великая хартия вольностей. Поскольку затем барония Траубридж у него была отнята, в августе король компенсировал утрату иными пожалованиями.
В дальнейшем воевал за короля, но, в отличие от его наемников, воздерживался от излишней жестокости.

Однако после того как французский принц Людовик высадился в качестве союзника мятежников, Уильям перешел на его сторону. Вероятно, он полагал, что Иоанн проиграл.


Перешел не сразу, только месяц спустя, после того, как Луи получил всеобщую поддержку в южных графствах. Фантазии Гийома Бретонца о побудительном мотиве Солсбери не стоит и поминать.
Но Иоанн доказал, что "покойник еще не умер", 30 августа приказав захватить земли Уильяма.

После смерти Иоанна и отъезда Людовика Уильям, наряду со многими другими баронами, воспользовался малолетством сына Иоанна Генриха III и занял важные должности в правительстве в период несовершеннолетия короля.


5 марта 1217 он окончательно перешел на сторону патриотов и был освобожден от отлучения. Собрав отряд, он осадил Винчестер, захватил Саутгемптон по приказу регента и отличился в битве при Линкольне (где его спас от французского копья сам Уильям Маршал), в награду получив попечение над городом и графством (здесь: адм. единица) Линкольн. В 1218 последовали новые земельные награды и участие в морской битве у Сандвича, а также в мирных переговорах, закончившихся убытием принца Луи из Англии.
Последующие годы прошли, как обычно для такого человека, в постоянной борьбе за нынешние владения, приобретение новых и поддержка короля (и юстициария де Бурга) против магнатов-"чужестранцев", отождествляя себя с"урожденными мужами Англии".

В то же время Уильям сражался в Гаскони, чтобы защитить остальную часть континентальных английский владений.

В 1223 участвовал в походе в Уэльс, в 1225 сопровождал Ричарда Корнуэльского в Гасконь, будучи фактическим руководителем кампании. Заболел при осаде Ла-Реоля и убыл домой.

Корабль Солсбери разбился во время шторма, когда он возвращался в Англию в 1225 году, и он провел несколько месяцев в убежище в монастыре на французском острове Иль-де-Ре.


Остров удерживал (за французов) Саварик де Молеон, Солсбери подкупил двух его людей, чтобы уплыть с острова. Но речь не идет о месяцах, поскольку на Рождество он высадился в Корнуолле.

Он умер вскоре после своего возвращения в Англию в замке Солсбери. Хронист Роджер из Уэндовера утверждал, что Солсбери был отравлен Хьюбертом де Бургом, 1-м графом Кент.

Это было, конечно, вранье, и истинная причина - болезнь, подхваченная в Гаскони.
"...Его длинный меч довольствовался тем, что нашел ножны покороче".

+1

48

Magnus_Maximus, очень интересные подробности.А можно узнать, откуда они? Источник у вас не указан. А без источника это все просто байки.

0

49

Я байками, увы, не занимаюсь. А информацию брал из ODNB, Ундовера и Пэриса.

0

50

Увы, ваши речи выглядят именно байками без ссылок на источники. Укажите, пожалуйста, источники, как положено в академических кругах.

+1

51

Могу повторить, если непонятно.

0

52

Magnus_Maximus
Совершенно непонятно и хочется прочесть в полном объеме. Вот пример поста Bobbi, оформленного удобно и приятно для знакомства с материалом:
Ссылка
Пожалуйста, оформите так же. К сожалению, мне не понятны такие аббревиатуры, как ODNB, но хочется ознакомится с первоисточниками информации из Вашего поста.

+2

53

Да мне не жалко:

Strickland M. Longespée, William (I), third earl of Salisbury (b. in or before 1167, d. 1226) // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004.

История Уильяма Маршала

Мэтью Пэрис

Роджер Уэндовер

0

54

Magnus_Maximus написал(а):

Фантазии Гийома Бретонца о побудительном мотиве Солсбери не стоит и поминать.

Что да стоит упоминать? Меня всегда интересовал побудительный мотив Солсбери.

Magnus_Maximus написал(а):

Да мне не жалко:

Хм. Снова хамство, причём, на ровном месте. Не надоело?

0

55

Забавно: Вы же мне и нахамили, а потом обвинили меня в собственном поведении. Защитная реакция? Ну, да это к психологам...
А по существу, как обычно, ответить нечего?

P.S.

Что да стоит упоминать?


Ну, уж точно не то, что король Эдуард Иоанн соблазнил графиню Солсбери в отсутствие мужа. Ничего не напоминает, а?

Отредактировано Magnus_Maximus (2014-04-18 06:19:07)

-1

56

Magnus_Maximus написал(а):

Забавно: Вы же мне и нахамили, а потом обвинили меня в собственном поведении. Защитная реакция?

У меня один вопрос: ГДЕ?

Бобби, тебе не кажется, что так много диагнозов наш форум уже не выдерживает? Может, все-таки, сократить их количество? Хотя бы на манию величия?

+2

57

У меня один вопрос: ГДЕ?


Хм. Снова хамство, причём, на ровном месте.

0

58

Может, все-таки, сократить их количество?


А может, все-таки, уровень знаний повысить?

0

59

Зачем раз за разом возвращаться сюда за бесчестьем, так активно на него напрашиваясь? Уже понятно, что тут обитают малоразвитые неграмотные люди, с которыми не только "лаяться", но и просто общаться, - бесчестье.
Зачем такой мазохизм?

+1

60

Ну, во-первых, не приписывайте другим людям собственное измышления и свой образ мыслей.
Даже, во-вторых, если Вы и являетесь психологом - судя по тому, что регулярно ссылаетесь на постулаты сей науки.
Ну а в-третьих, по существу есть ли у Вас что-то возразить, кроме придумывания мифических обид и оскорблений от меня?

0