SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Знаменитые личности средневековья

Сообщений 1 страница 30 из 62

1

Всё-таки сюда!

Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер

Элоиза - знаменитая возлюбленная каноника Собора Парижской Богоматери Абеляра. Ее ученостью восхищалась вся Франция. От Абеляра у нее родился сын Астролябий.
Средние века прошли половину отмеренного им пути, когда явилась самая милая и восхитительная любовница из всех других - образованная и остроумная Элоиза. Элоиза осиротела еще в детстве. Заботы о ней взял на себя дядя, живший в Париже, каноник Собора Парижской Богоматери по имени Фульбер. Он отдал ее учиться в монастырь в Аржантейе, где она изумляла монахинь своими способностями к латинскому и древнееврейскому языкам, а затем перевез в Париж. Этой маленькой, хорошо сложенной, очаровательной девушке было шестнадцать лет, когда она впервые встретила Пьера Абеляра.
Встреча была неизбежной. Абеляр и дядя Элоизы были канониками Собора Парижской Богоматери. Однако Абеляр в свои тридцать шесть лет был не просто каноником. Этот человек был известен всей стране. Он стоял на позициях разума и просвещения. Его схватка со слепой религиозной верой завершилась поражением мыслителя.
Абеляр родился в 1079 году в Бретани. Старший из четырех детей мелкопоместного дворянина, он вырос красивым, веселым, уверенным в себе молодым человеком. Увлеченный теологией и либеральными философскими идеями, Абеляр приехал в Париж, чтобы читать проповеди в Соборе Парижской Богоматери. Его слышали и были поражены тысячи людей, предсказывали даже, что блестящий молодой оратор сможет, в конце концов, добиться папской тиары. А потом случилось так, что Абеляр увидел Элоизу и на время забыл о своей духовной карьере.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/932/24932165_YE.jpg
Э. Блейер Лейтон. "Абеляр и его ученица Элоиза"


По его признанию, он сгорал от страсти к ней. Он хотел обладать ею и не сомневался в успехе. «Мне и действительно казалось это очень легким делом, - писал он впоследствии. - Столь известным было мое имя и таковы были моя молодость и привлекательность, что независимо от того, какой женщине я пожелал бы отдать предпочтение, я был уверен, что ни одна не отвергнет меня». Абеляр составил план, как соблазнить целомудреную Элоизу. Он знал, что дядя ее был человеком «алчным» и потому предложил Фульберу сдать комнаты в его доме, пообещав помимо небольшой денежной платы обучать нескольким языкам его племянницу. Возможность бесплатного обучения привлекла Фульбера даже больше, чем деньги, и он пригласил своего коллегу переехать к нему. Уроки Элоизы начались незамедлительно, но носили они отнюдь не лингвистический характер. «Нас соединили, - говорил Абеляр, - сначала дом, служивший приютом нашей любви, а затем наши пылающие сердца... Поцелуев было больше, чем осмысленных речей; любовь закрыла нам глаза... Наслаждение учить ее любви превосходило тончайшее благоухание всех духов мира». 
- "Над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений".

     -"Руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным".

     -"Но чем больше овладевало мной это сладострастие, тем меньше я был в состоянии заниматься философией и уделять внимание школе. Ходить в неё и оставаться там мне было в высшей степени скучно, так как ночью я бодрствовал из-за любви, а дни посвящал научным занятиям".

Обучение продолжалось, и вскоре Элоиза забеременела. Абеляр отослал ее к своей сестре в Бретань и открыл правду ее разгневанному дяде. Он предложил жениться на Элоизе при условии, что брак будет держаться в тайне, поскольку известие о нем могло повредить его будущему на церковном поприще. Фульбер согласился.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/932/24932264_ZHan_Vino.jpg
Жан Виньо. "Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу"

Вернувшаяся в Париж с младенцем Астролябием Элоиза согласия на брак не дала. Она хотела быть любовницей, а не женой Абеляра. Она боялась, что в браке их любовь может стать «пресной и банальной»; если же «вкушать ее понемногу», она, быть может, и уцелеет. К тому же она полагала, что семья станет отвлекать Абеляра от его дел, а это, в свою очередь, может помешать его карьере.

"Как смогу я гордиться этим браком, который обесславит Абеляра и равно унизит нас обоих?! Сколь большего наказания потребует от меня весь мир, если я отниму у него такое великое светило?! Сколь много вызовет этот брак проклятий со стороны церкви, какой принесёт он ущерб и сколь много слёз исторгнет он у философов!

     В конце концов, остаётся только одно - утешаться тем, что скорбь о нашей погибели будет столь же велика, сколь была велика наша любовь".

Тем не менее, Фульбер настоял на своем. Состоялось тайное венчание, после чего супруги вынуждены были жить врозь.
Однако им не удалось утаить от людей, что у Элоизы есть ребенок, и, чтобы защитить ее доброе имя, Фульбер поведал о состоявшемся браке. Тут же, положив руку на Библию, Элоиза поклялась, что это не так. Она уверяла общество, что была любовницей, а не женой Абеляра. Разъяренный Фульбер избил ее. Не менее разъяренный Абеляр похитил возлюбленную и тайно увез ее в монастырь Аржантейя, приказав, чтобы она облачилась в монашескую рясу и оставалась там, пока он не позовет ее.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/932/24932295_A.jpg
А. Кауфман. "Прощание Абеляра и Элоизы"

А затем произошло трагическое недоразумение. Фульбер предположил, что Абеляру наскучила Элоиза, и он отправил ее в монастырь, чтобы беспрепятственно развратничать с другими женщинами. Он думал также, что Абеляр сделал жену монахиней, чтобы вновь получить право стать священнослужителем. Фульбер принял решение отомстить. Он нанял четырех пользующихся дурной славой парижских бродяг и подкупил слугу Абеляра с тем, чтобы тот впустил их ночью в спальню хозяина. Там трое из них привязали Абеляра к кровати, в то время как четвертый держал наготове бритву. «Они отсекли те части моего тела, - писал Абеляр, - посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения». Весть об оскоплении облетела Париж, и история отмечает, что городские женщины рыдали. Трое из нападавших были схвачены. Двое, рассказывал Абеляр, «претерпели утрату глаз и половых органов», третий был отправлен в тюрьму, а Фульбер, по приговору церковного суда, лишился своего имущества.
Несмотря на мольбы Элоизы, Абеляр чувствовал, что пришел конец и его карьере духовного лица, и его браку. Он велел Элоизе уйти в монастырь и постричься в монахини. Она повиновалась. Сам он принял монашеский постриг в Сен-Дени. Впоследствии он написал беспристрастную автобиографию. Легенда гласит, что, когда Элоиза прочла его книгу, она написала ему, и они начали переписку, которой предстояло стать частью литературного наследия Западного мира.
Есть мнение, что знаменитая переписка между Абеляром и Элоизой была целиком сочинена самим Абеляром и является тем самым литературным вымыслом. Однако доказательств этой точки зрения нет.
Постепенно отношения углублялись и все отчетливее звучал у Абеляра эгоистический мотив. А что Элоиза? Послушная в науке ученица, в любви она оставила учителя далеко позади. Она была свободна и хотела принадлежать ему. Узы любви были для нее священнее таинства брака. «Я любила тебя не знающей меры любовью», - писала она.
В рыцарской поэзии этого времени, возрождавшей Эрос, царил культ служения прекрасной даме. У Элоизы эта чувственно-идеальная любовь приобретала новые черты: она боготворила мужчину. Никаких религиозных мотивов, ни тени женской гордости - страсть, желание быть с любимым преобладали. Но страсть не совпадала со сладострастием: «Пока я наслаждалась с тобой плотской страстью, многим было неясно, почему я так поступаю: по любви ли к тебе или ради чувственности. Ныне же конец являет, что побуждало меня в начале. Ведь я отреклась совершенно от всех удовольствий, лишь бы повиноваться твоей воле».
Любовь не чахла в монастырских стенах, не перерастала в тихо тлеющую дружбу, привязанность. Она сохраняла силу чувства, свой демонический характер. Женщина, оказавшаяся в монастыре без внутреннего призвания, без связи с Богом, была полна прежних желаний. «Даже во время торжественного богослужения, когда молитва должна быть особенно чистою, грешные видения этих наслаждений до такой степени овладевают моей несчастной душой, что я более предаюсь этим гнусностям, чем молитве. И вместо того, чтобы сокрушаться о содеянном, я чаще вздыхаю о несовершившемся». Отнятый у нее муж, писала она, счастливее: «Преступлением отнят у него самый стимул к греху».
Абеляр в первые монастырские годы помогал бывшей жене материально, передавал ей деньги, полученные от учеников. Но письма его были лишены сердечности, более чем сдержанны, что заставляло ее страдать. Он писал о своей любви, как о грехе, падении, уступке чувственности. Любовные наслаждения, которым они предавались в монастырской трапезной, он называет величайшим кощунством...
В последние годы жизни Абеляр был обвинен в ереси за его смелые труды. Чтобы оправдаться перед папой, он отправился в Рим. В аббатстве Сен-Марсель, вблизи городка Шалон-сюр-Сон, он заболел и на шестьдесят третьем году жизни скончался. Элоиза похоронила его тело в парке аббатства Паркле, где она была аббатисой и могла навещать его и присматривать за могилой.
Она пережила его, умерла не ранее 1164 года. О смерти Элоизы старая латинская хроника рассказывает так: «Когда умерла она и была принесена к гробнице, ее супруг, который скончался за много дней до нее, поднявши руки, принял ее и заключил в свои объятия».
«Один лишь только Бог отнимет у тебя Элоизу, - заверяла она его. - Да, милый Абеляр! Он дарует моей душе то спокойствие, которое мимолетным напоминанием о нашем несчастье не позволяет мне предаваться наслаждениям. Великий Боже! Какой другой соперник мог бы отнять меня у тебя? Можешь ли ты представить себе, чтобы какому-нибудь смертному оказалось по силам вычеркнуть тебя из моего сердца? Можешь ли ты представить меня повинной в том, что я жертвую благородным и ученым Абеляром ради кого бы то ни было, кроме Бога?»
Семь столетий спустя они были перезахоронены в Париже на кладбище Пер-Лашез, где и по сей день покоятся рядом друг с другом, укрытые могильной плитой с резным орнаментом.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/932/24932317_AbelardHeloiseTomb.jpg

Надгробие Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез

Роман Руссо "Новая Элоиза" оживил популярность средневековой любовной драмы. Женщины и доныне украшают живыми цветами гробницу Абеляра и Элоизы.

От жажды умираю над ручьём,
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы не пошёл - везде мой дом,
Чужбина мне - страна моя родная...
Я знаю всё - я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду,
Нагой как червь - пышней я всех господ!
Я всеми принят - изгнан ото всюду...

http://www.psi.lib.ru/filosof/zaves.htm

http://www.liveinternet.ru/users/allisone/post75134734

+7

2

Чёрный принц
                                                                                             
  Но не только великие сражения и великие идеи украшают историю Средневековья, ведь идеи придумывали люди, а битвы выигрывали полководцы!

http://s52.radikal.ru/i138/0911/42/4587a57758ab.jpg

Речь пойдёт об одном из самых гениальных военноначальников в мировой истории, о грозном и прекрасном Чёрном принце.
О таких, как Эдуард Плантегенет, говорят «он был рожден с мечом в руках».
Сын английского короля Эдуарда III и отец английского короля Ричарда II, он так никогда и не примерил на своей голове монарший венец, разменяв его на множество пышных и блесящих титулов (таких как принц Аквитании, принц Уэльса, герцог Корнуэльский, граф Вудстокский, граф Честерский и сеньором Бискайи).

http://s50.radikal.ru/i127/0911/dd/d862736391ea.jpg

Английский король Эдуард III и его сын Эдуард "Чёрный Принц"

http://i045.radikal.ru/0911/af/96158cce6bf0.jpg

Жизнь его прошла в бесчисленных походах и сражениях.
На протяжении долгих лет он грабил и опустошал юго-западное побережье Франции, а когда, наконец, французский король решил прекратить его бесчинства Чёрный принц не только разбил в пух и прах несметную армию, которая  была в 5 раз больше, чем его собственная, но и взял в плен Иоана II.

Битва при Пуатье. Большая французская хроника. Иоанн Добрый противостоит Эдуарду Черному принцу. 14 век

http://s57.radikal.ru/i157/0911/6e/8bab962e6915.jpg

Это была его самая великая победа в битве при Пуатье в 1356.
Причем, всё оказалось до смешного просто: спрятать лучников в кустарниках и виноградниках, которые в изобилии произрастали недалеко от Пуатье, и потихоньку убивать по одному французских солдат и рыцарей, которые на свою беду спешились с коней — потери Иоана II в этой битве были колоссальными, можно сказать, что погиб весь цвет французского рыцарства (герцог Бурбонский, коннетабль Франции, епископ шалонский, 16 баронов, 2426 рыцарей), а также ещё около 13 000 пехотинцев, что по средневековым меркам было катастрофически-много.
Плененный король Иоанн Добрый был торжественно привезен в столицу своего врага в Лондон, и в последствии за большой выкуп отпушен. 

БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ между англичанами и французами во время Столетней войны. Миниатюра из книги 15 в. Национальная библиотека, Париж.

http://s60.radikal.ru/i170/0911/24/ed51e2565843.jpg

Но до победы под Пуатье была ещё одна не менее блестящая битва под Креси в 1346 году, в которой Чёрный принц командовал правым флангом англичан — отрядом валлийских лучников, после победы в которой он получил звание рыцаря.   
И разграбление Лангедока, Бержерака, Перигора в 1355 году.   Каркасон, Нарбонн и Безье он сжёг практически до основания…

http://s12.radikal.ru/i185/0911/6f/79da34d92b35.jpg

http://s44.radikal.ru/i103/0911/e6/e9632823546b.jpg

В 1367 году взоры Чёрного принца устремились на соседнюю Испанию.
Проще говоря, Эдуард Эдуардович повелся на 500 000 флоринов, земли Бискайи и оплату жалования солдатам, которые обещал ему король Кастилии и Леона - Педро Жестокий за свое восстановление на троне. Ещё бы! Нужно было платить наёмникам, ведь по большей части непобедимая армия Чёрного принца состояла из профессионалов, которые продавали себя за золото.
И здесь не обошлось без громких пленений — на этот раз в клетку угодила не столь титулованная, но не менее важная пташка, именно великий полководец Бертран дю Геклен. Знал бы тогда Эдуард, кого он отпускает за большой выкуп. Зря он отпустил его, ведь в последствии именно дю Геклен  одержит целый ряд побед в Гаскони над потрепанной армией Чёрного принца.
   Битва при Нахере 3 апреля 1367 г. была последней громкой победой Чёрного принца.

Битва при Нахере. Большая французская хроника. Фламандская рукопись 15 века

http://s39.radikal.ru/i083/0911/39/dd045740c521.jpg

Потом произошла нелепость, дурацкая случайность, которая, впрочем, напоминала о том, что каким бы непобедимым и великим не был Эдик как полководец, всё равно он оставался простым смертным, который может заболеть… водянкой…
Жаркий испанский климат, тяготы и лишения войны, отдалённость от промозглой прохлады Англии, возраст…
Вообщем, Чёрный принц слёг. Вместе с ним и закатилась эпоха блестящих английских побед. :dontcare:

http://s59.radikal.ru/i163/0911/9e/9d178e1098dc.gif

И вот уже в его собственных владениях, в Гаскони вспыхнуло восстание.
Мятежников поддержал заклятый враг англичан времен Столетней войны - французский король - его армии под предводительством дю Геклена начинают одно за одним выигрывать сражения у непобедимого Эдуарда Плантегенета, а всё почему — потому что  заболел военначальник?
Скорее всего так просто было угодно истории…
Однако, это не помешает Чёрному принцу на последок завоевать и сжечь в 1370 году Лимож.

Умирает Эдуард в 1376 году от водянки…

За что же  прозвали Эдуарда чёрным?
Очень просто — за цвет доспехов — из воронённой стали, а так же за ужас и разрушения, которые он со своей армией валлийский срелков приносил на завоеванные территории во времена своего могущества.

http://s40.radikal.ru/i088/0911/f1/c80e6adfc529.jpg

http://s61.radikal.ru/i171/0911/cd/de08bb925d06.jpg
http://citadelblog.ru/2008/08/

Отредактировано иннета (2009-11-08 04:37:48)

+10

3

иннета написал(а):

Бертран дю Геклен

Бертран Дю Геклен (Du Guesclin) (около 1320, замок Мотт Броон, Бретань 13 июля 1380, Шатонеф-де-Рандон, Южная Франция), крупнейший французский полководец времен Столетней войны.Дю Геклен родился в семье мелкого бретонского рыцаря, не получил никакого образования, не умел ни читать, ни писать. Во время борьбы за Бретонское герцогство в 1341-64 сражался на стороне поддерживаемого Францией Карла Блуаского, возглавлял небольшой отряд, ведший партизанскую войну с англичанами и их ставленником Жаном де Монфором. В 1356-57 оборонял г. Ренн в Бретани от англичан. C 1364 на службе у короля Франции Карла V, разбил англичан в битве при Кошереле (Нормандия) и стал королевским наместником Нормандии. В том же году в битве при Орэ в Бретани Дю Геклен попал в плен к англичанам и был выкуплен за 100 тыс. ливров; деньги дали папа, французский король и некоторые другие государи.

В 1367 Дю Геклен возглавил отряд наемников, направленный Карлом V в Кастилию на помощь союзнику Франции, графу Энрике Трастамарскому, который пытался свергнуть своего сводного брата, короля Кастилии Педро IV Жестокого, подерживаемого англичанами. В том же году Дю Геклен был разбит в битве при Нахере (Северная Испания), взят в плен и снова выкуплен. В 1369 он победил войска Педро IV Жестокого в сражении при Монтеле, благодаря чему Энрике Трастамарский стал королем Кастилии Генрихом II.

В 1370 Карл V даровал Дю Геклену титул графа де Лонгвиль и назначил его коннетаблем Франции. В течение почти беспрерывной десятилетней кампании мессир Бернар сумел очистить большую часть юга Франции от англичан.

Погиб при осаде г. Шатонеф-де-Рандон. Ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Дю Геклен вошел в историю не только в качестве великого полководца, но и как образец рыцарства, несмотря на то, что последнему он не соответствовал ни в коей мере. Низкорослый, некрасивый, грубоватый, неграмотный, не любивший пышности, обладавший своеобразным благочестием (он однажды дал обет начать сражение не раньше, чем съест три миски винной похлебки в честь Пресвятой Троицы, в другой раз не брать в рот мяса и не снимать платья, пока не овладеет городом), Дю Геклен вовсе не стремился вести войну по рыцарским канонам. Он предпочитал сражаться силами наемников, а не рыцарского ополчения, вводил в своих отрядах жесткую дисциплину, не любил крупных сражений, предпочитая мелкие столкновения и методы партизанской войны, и именно этим добился улучшения положения Франции в Столетней войне к концу XIV в.
В XIV в. в Западной Европе распространился особый светский культ т. н. “девяти героев”, идеальных образцов рыцарства: трех языческих (Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь), трех иудейских (Иисус Навин, царь Давид, Иуда Маккавей) и трех христианских (король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский). Во Франции в 1-й половине XV в., во времена тяжелых поражений в Столетней войне к ним был приравнен десятый великий коннетабль Франции, бретонец Бертран Дю Геклен.

http://s52.radikal.ru/i138/0911/bb/5ffbe469a951t.jpg
Памятник Дю Геклену в Динане

http://s48.radikal.ru/i119/0911/cd/c0afceec6545t.jpg
Надгробие Бертрана дю Геклена. Аббатство Сен-Дени

+7

4

Bobby
Спасибо за материал. Обожаю Бертранчика! :) А вот об эпохе, когда он жил. :)
Монархи Франции

+1

5

Ксения
Завсегда пожалуйста. Дю Геклен враг англичан, но объективности ради должен быть упомянут.  ;)
До французских монархов надюесь добраться в самое ближайшее время. Ценный и интересный материал.

+1

6

Bobby
Французы в принципе враги англичан, но от этого не менее интересны. ;)
Спасибо! http://www.kolobok.us/smiles/standart/thank_you.gif

0

7

Ксения написал(а):

Французы в принципе враги англичан

Кхе. Это англичане враги французов. Кто слышал о нелюбви современных англичан к французам? А о нелюбви французов к англаичанам не знает только ленивый. Это к тому, что...
похоже, англичане не считают французов умнее себя.  ;)

0

8

Bobby написал(а):

Кто слышал о нелюбви современных англичан к французам?

Я.
Англичане не любят французов. Причем эта не любовь передется даже тем, у кого англичане были какими - то пра - пра - пра.   ;).

0

9

Marion написал(а):

Англичане не любят французов.

Не любят. Но тихо.  ;)

0

10

Bobby написал(а):

Но тихо.

Мне кажется, так они не любят не только их...

0

11

Bobby написал(а):

Не любят. Но тихо.  ;)

Скорее, тише, чем французы не любят их - сколько я на эту тему перечитала, и сколько лично мне приходилось такое наблюдать! Тихо, конечно, нелюбовь обставлена... мило, по-домашнему, вежливо... но - не любят. Любимые враги друг у друга, в общем.:)

+1

12

Marion написал(а):

так они не любят не только их

Угу. Не любят, но не делают из этого культа. В отличие от.

+1

13

Alga написал(а):

Тихо, конечно, нелюбовь обставлена... мило, по-домашнему, вежливо... но - не любят. Любимые враги друг у друга, в общем.

Что-то мне анекдот вспомнился.

Англичанин попал на необитаемый остров. Через год его нашли и приехали спасать. и вот спасатели, придя на остров, видят: стоят три хижины. Спрашивают у англичанина: "А зачем же три?" "Ну как же? – отвечает тот. – Первая хижина – это мой дом, в котором я живу. Вторая – это клуб, который я посещаю. А третья – это клуб, который я игнорирую".

У некоторых людей должен быть "клуб, который они игнорируют".

0

14

Княгиня написал(а):

Англичанин попал на необитаемый остров

Офф-топ так офф-топ. Такой же анекдот есть про евреев. Нда.

Княгиня написал(а):

клуб, который они игнорируют

http://yoursmileys.ru/csmile/friend/c0417.gif

0

15

Bobby написал(а):

Офф-топ так офф-топ. Такой же анекдот есть про евреев. Нда.

Вот извини, в порядке оффтопа возражу: "клуб" - понятие настолько английское, что в анекдоте про другой народ просто неуместно.

0

16

Княгиня написал(а):

"клуб" - понятие настолько английское, что в анекдоте про другой народ просто неуместно.

Дык там и не клуб, а другое игнорируемое помещение. Но смысл от этого не меняется.

0

17

В истории было много великих женщин, но только одна смогла создать “империю, над которой не заходило солнце”, — королева Изабелла I Католическая. Она объединила Испанию, изгнала мавров из Европы и отправила Колумба в его знаменитую экспедицию.
При этом современники утверждают, что перед женскими чарами Изабеллы не мог устоять ни один мужчина. Но она всю жизнь сохраняла верность своему мужу — королю Фердинанду.

ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ
Наталья ПАЛЬЧЕВА

В 1451 году, когда в городе Мадригал, близ Авилы, родилась Изабелла, Испании не существовало. Нынешняя территория этой страны делилась на четыре государства: Кастилию - самое большое, Арагон - в северо-восточной части современной Испании, Наварру - на востоке и огромный Гранадский эмират, принадлежавший маврам.

Изабелла была дочерью короля Хуана II (Иоанна) и его второй жены, Изабеллы Португальской. Когда девочке было четыре года, умер ее отец.

Вдовствующая королева погрузилась в черную меланхолию - замолчала и практически все время проводила в своей комнате. Вскоре она тоже умерла.

Детство же Изабеллы прошло в почти монашеском уединении в Аревало, в горной Кастилии, куда ее вместе с младшим братом Альфонсо отправил старший брат, король Кастилии Энрике IV (Генрих).
ВОСПИТАНИЕ ОТ ПРОТИВНОГО

Когда Изабелла подросла, Энрике позвал ее ко двору в Сеговию. Но там златокудрая красавица не столько интересовалась нарядами придворных дам, сколько библиотекой. И пока двор Энрике утопал в грехах, в том числе и содомском, она штудировала античных классиков. Часто Изабелле приходилось запираться в своей комнате, чтобы не быть втянутой в безудержные оргии и опасные интриги. Она еще не знала, как надо управлять государством, но уже поняла, как не надо.

В испанскую историю Энрике IV вошел под именем “Импотент”. Первый его брак, с Бланкой Наваррской, длился недолго, и по петиции мужа был расторгнут. По официальной версии, Бланка не могла иметь детей. Короля не интересовали ни власть, ни турниры, ни религия — его интересовали охота и фаворит Бельтран, который, в чем было уверено все королевство, способствовал рождению Хуаны, дочери Энрике от второго брака. Ее, кстати, так и прозвали — “Бельтранихой”
(“отродье Бельтрана”). Согласно традиции, именно Хуана должна была наследовать трон. Но кастильские гранды стерпеть это не могли и решили низложить Энрике, а на королевский престол возвести его младшего брата — 11-летнего Альфонсо. В самый разгар борьбы Альфонсо умер, и тогда гранды сделали ставку на Изабеллу. Свергнуть Энрике не удалось, но между ним и кортесами (собранием знатных дворян) был подписан договор, по которому наследницей престола признавалась Изабелла. Король обязывался не принуждать ее к браку, а она — не выходить замуж без его согласия. И все-таки своего слова она не сдержала, поскольку полюбила. Пусть некоторые историки и говорят, что честолюбивая принцесса хотела просто избежать политической опеки мужа, которого мог для нее выбрать брат, но факты свидетельствуют о другом. Изабелле столько раз рассказывали о наследнике арагонского престола Фернандо (Фердинанде), что она влюбилась в него заочно — по портрету. В те времена заочная любовь случалась часто: девушки были романтичнее, круг общения с мужчинами у них был ограничен, к тому же портреты писали лучшие художники, ставшие впоследствии классиками. Известно, что кисти Леонардо да Винчи принадлежат три портрета Изабеллы Кастильской (один из них см. на с. 46). Кто написал портрет Фернандо, мы не знаем, но Изабелла влюбилась сразу же. В восемнадцать лет богобоязненная и тишайшая донна Изабелла сбежала в Вальядолид, чтобы там тайно выйти замуж за принца арагонского, которого ни разу не видела.

Фернандо (в историю он вошел под именем Фердинанд) был на год младше Изабеллы. У него было смуглое лицо, карие глаза и черные волосы. Внешность принца, по-видимому, магнетически притягивала к себе женщин. Уже в отрочестве Фердинанд прослыл ловеласом. До брака он прижил двух детей, а после женитьбы к ним прибавилось еще двое незаконнорожденных.

+6

18

ПОДПОЛЬНАЯ СВАДЬБА

Сказав брату, что едет навестить мать, принцесса тайком отправилась в Вальядолид. Жениху тоже пришлось добираться туда тайно, поскольку в Кастилии он был нежеланным гостем. Свита Фердинанда переоделась купцами. Но без опасных приключений не обошлось: перед воротами в город их закидали камнями, приняв за бродяг. И все-таки жених благополучно добрался до Вальядолида в одежде слуги, где, как уже говорилось, впервые встретил Изабеллу. Высокий, обаятельный, уверенный в себе — действительность превзошла все ее ожидания. Через пять дней, 19 октября 1469 года, Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский тайно обвенчались.

Поскольку Изабелла и Фердинанд приходились друг другу двоюродными братом и сестрой, заключение брака требовало разрешения папы римского. Но Павел II дать его не рискнул. Тогда необходимый документ был подделан в расчете на то, что папскую печать можно будет получить задним числом. Так оно и произошло. Через два года папа Сикст IV дал им законное разрешение.
А между тем Изабелла обманывала своих грандов, показывая разрешительную грамоту, которую папа одобрил устно и якобы обещал подписать.

БЫСТРОТА И НАТИСК

Рассвирепевший Энрике (у него были, естественно, другие планы относительно сестры) объявил этот брак недействительным и снова назначил своей наследницей Хуану. Самое смешное, что у Энрике, когда он венчался со своей двоюродной сестрой Элеонорой Португальской, тоже не было папского разрешения на брак. Следовательно, “брак не действителен, и Хуана не имеет прав на престол”, утверждала Изабелла. В 1474 году Энрике внезапно умер, но его смерть не застала Изабеллу врасплох. Она повела себя как опытный политик. Спустя два дня после похорон брата, 13 декабря 1474 года, Изабелла получила из рук казначея корону Кастилии и короновала сама себя. Такая прыть смутила даже Фердинанда. И хотя еще до свадьбы он подписал договор, в котором признавал все права жены на престол и свое подчиненное положение, он все же обиделся. Но Изабелла обласкала мужа и голосом сирены, властным и в то же время мелодичным, который, по рассказам современников, завораживал всех мужчин, объяснила, кто должен быть в Кастилии хозяином. “Да, — сказал дон Фернандо, — если пить яд, то только такой изысканный, какой приготовит моя жена”. Больше он ей не возражал. Через пять лет скончался отец Фердинанда, и он стал королем, а Изабелла — королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

УСМИРЕНИЕ СВОИХ

Несмотря на внешнюю хрупкость, в душе Изабелла была несгибаемым воином и, как истинный рыцарь, всегда в точности следовала девизу: “Делай, что должен, а там будь что будет”. Она участвовала во всех военных походах, проводя больше времени верхом, чем в палатке.
Часто сама командовала отрядами и выносила приговоры в военных судах. При этом она умудрилась родить десять детей (пятеро из них умерли во младенческом возрасте). Дети Изабеллы не знали никакой другой жизни, кроме походной. Одежда, из которой вырастали старшие принцы, порой изодранная, передавалась малышам — королевские дети роскоши не знали.

Кастилия — страна замков (кастильос), стоявших на линии фронта, разделявшей две цивилизации, христианскую и мусульманскую. В то время каждый замок был практически отдельным княжеством. Дворянство не облагалось налогами и стояло над законом. Едва центральная власть ослабевала, страна тут же раскалывалась на множество маленьких анклавов, которые начинали воевать между собой. Каково было ей, женщине, управлять этими “вольными кастильскими казаками”?

Неизвестно, читала ли королева Макиавелли, но поступила она так, как он советовал. Задача монарха — принудить всех работать на общество и особенно не церемониться с элитой. Дворян Макиавелли называл “заклятыми врагами гражданской власти”. “Кто хочет основать крепкую монархию в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю”.

На момент вступления на престол Изабеллы знать в Кастилии была всесильна. Однако существовала одна большая организация, им не подчинявшаяся, — Священное братство городов (Санта Эрмандад), своего рода полицейские силы, созданные для поддержания общественного порядка. Изабелла подчинила их себе и превратила в отряды народной милиции, из которых в любой момент могла собрать хорошо вооруженное войско. В результате разбойники и военные, чинившие беспорядки по всей стране, были быстро уничтожены, а сильнейшие дворянские кланы вернулись в свои поместья с занятых
чужих земель. Законопослушание в Кастилии стало обязательным условием продвижения по службе. В такой обстановке Изабелла могла начать окончательное освобождение Испании от мавров.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЧУЖИХ

Война против Гранадского эмирата — последнего оплота магометанства на Пиренейском полуострове — возобновилась в 1481-м и закончилась в 1492 году полной победой Изабеллы и Фердинанда. За 11 лет войны из плохо обученного ополчения выросла лучшая в Европе армия. С завоеванием Гранады Испания получила почти такую же территорию, какую занимает в наши дни (маленькое государство Наварра было присоединено к Кастилии Фердинандом в 1512 году, уже после смерти Изабеллы). С этого момента начинает складываться единая испанская нация.

Хроники утверждают, что последний эмир Гранады Боабдиль стоял на вершине холма и плакал, видя, как испанские короли торжественно въезжают в Гранаду. “Что же, плачь, как женщина, — сказала ему мать, — если ты не смог защитить Гранаду как мужчина”. Да он не очень и старался. Роскошь и нега, а также любовная страсть к рабыне Зорайде заполнили его жизнь. Боабдиль не вникал в государственные дела, и всем стал заправлять его визирь, озабоченный только собственной выгодой...

Победители мавров въехали в волшебный дворец, в Альгамбру. Здесь можно было часами бродить по белым залам, украшенным хрупкими колоннами, или сидеть в Львином дворике, наблюдая бег воды по желобам фонтанов. У Изабеллы, однако, хватило сил выбраться из этой изысканной красоты и роскоши. Здесь, в Гранаде, она навсегда перевернула мавританскую страницу испанской истории, здесь же приступила к написанию истории Нового Света.

+6

19

Исторических свершений было много, но личная жизнь для Изабеллы потеряла смысл, когда в 1497 году в возрасте 19 лет скончался от болезни ее единственный сын Хуан. Еще не старая женщина оделась в монашеские одежды, стала мрачной, раздражительной и посвятила себя воспоминаниям. Мудрая, суровая, но справедливая властительница, последний рыцарь средневековья, женщина, создавшая “империю, над которой никогда не заходило солнце”, скончалась в 1504 году в возрасте 53 лет. Она погребена в Кафедральном соборе Гранады в королевской часовне, рядом со своим мужем — доном Фернандо.

http://drakula.org/library/isabelle/isabelle.jpg

http://www.learnnc.org/lp/media/uploads/2007/08/ferdinand_and_isabella.jpg

http://berkovich-zametki.com/Nomer33/Eygenson3.jpg
http://drakula.org/library/isabelle/index.shtml

+6

20

Роберт II Дьявол (англ. Robert II, Duke of Normandy), он же Роберт II Великолепный (фр. Robert II le Magnifique)
(1010 — 22 июня 1035)
Герцог Нормандии с 1027, младший сын герцога Ричарда II.

Роберт II (одна из статуй памятника шести герцогам Нормандии в городском парке в Фалейсе)
http://s004.radikal.ru/i206/1001/d5/1a7b41e9cdd7.jpg

Французские сказания о нормандском герцоге Роберте по прозванию "Дьявол" возникли в XI веке.
В XIII веке на ее сюжет неизвестным французским автором был написан стихотворный роман.
Про этого человека мало информации, далеко не всё здесь подтверждено историческими фактами( к примеру о рождении Роберта).

Нормандия - историческая область на севере Франции.
В первой половине X века она была завоевана скандинавскими викингами, известными в средневековой Европе под именем норманов, то есть "северных людей"; в это время она получила свое название и стала самостоятельным герцогством.

Герцог Нормандский, отец Роберта(Ричард II)долгое время был бездетен.
  Супруга герцога(Юдит Бретонская) молила небо о даровании ей наследника, но ее мольбы оставались тщетными.
Тогда, в отчаянии, она обратилась к адским силам и поклялась, если они даруют ей сына, посвятить его дьяволу.
Вскоре герцогиня забеременела. Когда подошло время родов, явились грозные знамения: солнце померкло на небе, и день стал темнее ночи, ураганные вихри налетели со всех четырех сторон света, потрясая стены герцогского замка. Под раскаты грома, в блеске молний герцогиня разрешилась от бремени сыном.
Младенца окрестили Робертом. Он рос необыкновенно быстро и очень рано стал проявлять свой жестокий и необузданный нрав.
Роберт был еще ребенком, но его уже называли не иначе как Дьяволом.
Роберт-Дьявол постоянно затевал ссоры и драки со своими сверстниками, заканчивавшиеся для них тяжелыми увечьями, не почитал родителей и не повиновался наставникам. Местный священник не раз пытался увещевать его, и однажды Роберт, впав в ярость, убил старика.
Герцог, отец Роберта, ужаснулся и был готов проклясть сына, но герцогиня умолила его не делать этого.
Несчастная мать понимала: лишь она виновата в том, чтоуее сына дьявольский нрав.
Когда Роберту минуло восемнадцать лет, его посвятили в рыцари.
Вскоре Роберт бежал из отцовского дома и стал наводить ужас на всю округу.
Во главе своей шайки Роберт-Дьявол грабил на большой дороге купцов и пилигримов, разорял селения и монастыри, убивал мирных земледельцев и благочестивых монахов. Старый герцог, отец Роберта, послал отряд вооруженных людей, чтобы вернуть сына домой, но Роберт захватил посланных отцом в плен и предал их смерти.
Тогда герцог- отец Роберта, невзирая на мольбы и слезы своей жены, проклял сына и пожаловался на него папе Римскому, а папа Римский отлучил Роберта от церкви.

Роберт получил герцогскую корону в 1027 г., после смерти своего старшего брата, Ричарда III, которого, как говорили, он сам и отравил.

http://s60.radikal.ru/i168/1001/e1/7bc9b68d9c4a.jpg

Роберту пришлось вести борьбу с восставшими вассалами; затем он восстановил графа фландрского Балдуина IV, изгнанного собственным сыном, оказал помощь французскому королю Генриху I в борьбе с его матерью Констанцией, усмирил графа Одо Шампанского, принудил герцога Алена Бретонского признать его верховную власть.

Замок Роберта Дьявола близь города Фалейс.
http://s57.radikal.ru/i156/1001/5b/9e8b8f00944c.jpg

В дерзкой девчонке Арлетте, дочери Фулберта, кожевенника из Фалеза, он обнаруживает личность.
Женитьба на простолюдинке невозможна, да она и не рвется замуж. 
Его сын- Вильгельм Бастард( будущий Вильгельм Завоеватель), матерью которого и была Эрлева (Арлетта), родился в 1027 или 1028 году в нормандском городе Фалезе.
Правильнее на французский манер не Вильгельм, а Гийом, но есть традиция, ладно. Далее Роберт отдает Арлетту в жены влюбленному в нее вассалу.

В 1031 возрасте 23 лет Роберт Дьявол женился на Эстрид Датской. Брак этот был бездетен.

Легенда говорит,что Роберт заколол мечом в праведного старца,живущего в лесу в уединенной хижине.
Вкладывая в ножны меч, на Роберта снизошло озарение: ему стало ясно, что с самого рождения он живет не по своей воле, а подчиняясь какой-то неведомой силе.

Желая принести покаяние в совершенных жестокостях, Роберт совершил паломничество к св. местам: прошел всю Францию, Италию, долгое время пробыл в Риме и через Константинополь дошел до Иерусалима; на обратном пути умер в Никее, в 1035 г. ему наследовал единственный (незаконный) сын его, знаменитый Вильгельм Завоеватель.

Памятник Вильгельму в городе Фалейс
http://s004.radikal.ru/i206/1001/18/93c7eea18d19.jpg

Отредактировано иннета (2010-01-21 21:51:39)

+7

21

Лейф Эйрикссон(975-1020) - викинг достигший побережья Америки

Статуя в Рейкьявике, Исландия первооткрывателя североамериканского континента.

http://i064.radikal.ru/1003/b5/12000954c983.jpg

Статуя возле Капитолия штата Миннесота в Санкт Paul, MN Paul.

http://s45.radikal.ru/i107/1003/da/407794040a1a.jpg

Вряд ли в мире есть другой народ, для которого путешествия стали бы жизненной ценностью.
Путешествуют норвежцы с незапамятных времен. Если вы думаете, что Америку открыл Христофор Колумб, то глубоко ошибаетесь — ее открыли норвежцы.
Правда, честь открытия Америки оспаривают исландцы, но разве стоит обращать внимание на подобные глупости?

http://i073.radikal.ru/1003/25/e0e187e3ba6e.gif

Дошедшие до нас саги, передававшиеся из поколения в поколение и записанные только в XIII и XIV вв., являются важнейшими источниками сведений о викингах.
Саги сообщают нам о поселениях викингов в Гренландии и открытии Америки, названной ими Винланд.

http://s45.radikal.ru/i109/1003/3d/bc3d21c4b463.jpg

Согласно гренландской саге, записанной в 1387 г. Йоном Тодарссоном из Флатейбука, они достигли местности, названной ими Винланд — Страной винограда.
Там бурно рос дикий виноград, маис, в реках встречался лосось.
Таким образом, Лейф Эйрикссон (сын Эйрика Рыжего)со своей командой в 1001 году открыл Америку и  достиг мест, где в настоящее время находится Бостон.

http://s53.radikal.ru/i140/1003/83/ed190db1f625.jpg

Ученому и писателю Хельге Ингстаду и его жене археологу Анне Стине Ингстад(Норвегия) — удалось доказать что норвежцы открыли не только Америку, когда они обнаружили следы викингских стоянок на острове Ньюфаундленд в местечке Ланс-о-Медоуз. Но и это еще не все. Именно норвежцы колонизировали Исландию, а экспедиция отца Лейфа Эйрикссона Эйрика Рыжего открыла и колонизировала Гренландию. Вот такие отважные путешественники были в те времена.
Правда, новые земли они открывали чаще всего по необходимости — будучи изгнанными из родной страны за убийства и разбой.
http://www.uadream.com/tourism/europe/N … p?ID=23519

Отредактировано иннета (2010-03-23 23:17:31)

+6

22

Хильдегарда Бингенская (1098-1179)

http://s56.radikal.ru/i154/1004/13/83c4f0ce0a71.jpg

Для того чтобы в XII в. женщина могла заговорить перед всем миром, да еще возвещая не школьную премудрость, а некую тайну, открытую ей и только ей, она должна была соединить в себе общепризнанную святость, дар, гениальные способности и сильную волю.
В средневековой Германии именно Хильдегарда была той, которая "научила женщин говорить", и как всегда бывает в подобных случаях, сама достигла такого духовного уровня, который оказался недостижим даже для самых замечательных ее последовательниц.
Ее творчество в лучшем смысле этого слова мужественно; в нем совершенно отсутствуют черты расслабленной чувствительности, ребяческой умильности, невзыскательного духовного провинциализма; общий тон остается чистым и строгим даже в описаниях самых невообразимых переживаний.
Читательское впечатление от текстов Хильдегарды — впечатление от альпийского пейзажа: горный воздух и захватывающая дух крутизна.
Этот почти жесткий аристократизм духа достоин великой рыцарской культуры XII в.

http://s57.radikal.ru/i156/1004/dd/d237303304b0.jpg

Хильдегарда и в самом деле была отпрыском рыцарского рода. Она родилась в 1098 г.и была десятым ребёнком у своих родителей.
С пяти лет она имела видения, что побудило родителей рано вверить девочку духовной опеке монахинь бенедиктинского монастыря в Дизибоденберге.
В 1136 г. Хильдегарда сама стала аббатисой этого монастыря, в 1147 г. перенесенного на холм св. Руперта близ рейнского города Бингена (по которому Хильдегарда получила свое прозвище).

http://s47.radikal.ru/i115/1004/01/606531306c15.jpg

В 1141 г. с ней случилось то, что сделало ее писательницей — что именно, мы никогда не узнаем иначе, как с ее слов. Сама же она повествует об этом так: "на сорок третьем году земного моего странствия, когда с великим страхом и трепетным прилежанием вникала я в небесное видение,узрела я величайший свет, из которого был глас небесный, провещавший мне: "О, бренный человече, и прах праха, и тление тления! Расскажи и запиши, что ты увидишь и услышишь".
И дальше она повествует об этом же событии: "...огнистый свет с величайшим блистанием сошел из разверстых небес, затопил весь мой мозг и воспламенил все мое сердце и всю мою грудь как бы пламенем, притом не только сияющим, но и согревающим, как согревает солнце ту вещь, на которую изливает лучи свои; и я немедля уразумела изъяснение смысла книг, то есть Псалтири, евангелий и прочих писаний...".

На Хильдегарду Бингенскую (Hildegard of Bingen) нисходит божественное вдохновение.
Миниатюра из рукописи Liber Scivias (монастырь Рупертсберг (Rupertsberg)

http://i067.radikal.ru/1004/0b/c80306544c9b.jpg

Хильдегарде было вовсе не так просто исполнить полученный приказ, она была женщиной и поэтому никогда не училась латыни систематически. Конечно она затвердила наизусть латинский текст псалмов и других богослужебных текстов, как это само собой разумелось для всякой монахини, но смысл этих текстов она проясняла для себя скорее догадками и озарениями, нежели каким-либо иным способом. Когда она взялась за перо, ей пришлось не раз обращаться к знакомым клирикам за консультацией относительно склонений и спряжений слов.К своим стихам Хильдегарда сама писала музыку.
В цикл под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» («Symphonia armonie celestium revelationum»)вошло более 70 одноголосных песнопений в жанрах духовной музыки.

Считается первой женщиной-исследовательницей природы, врачом, поэтом, композитором и величайшим мистиком.
Она была наставницей в двух монастырях; читала на рыночных площадях проповеди, что было невероятно для того времени; вела обширную переписку.
Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику.
За три века до Леонардо да Винчи, Хильдегарда уже зарисовала одно из своих видений: человек с шестью руками в сердце Космоса.
Она утверждала, что все Божьи создания - неотъемлемые части Вселенной и что любой грех причиняет зло не только Богу, но и всей Вселенной.
Хильдегарда не была официально канонизирована, но почиталась как святая.
(Источник: "Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков", издательство "Наука", Москва)
http://www.monsalvat.globalfolio.net/ru … /index.php

+7

23

Святая Женевьева - покровительница Парижа

http://s004.radikal.ru/i208/1006/39/5e1af20aa5b1t.jpg
В 451 году войска гуннов под предводительством грозного Атиллы шли на Париж. Полчища варваров сметали всё на своём пути, сжигали дотла города и сёла. Жители Парижа в ужасе готовились бежать. Но Женевьева отговорила их, обещая городу спасение. Она предсказала поражение Атиллы и была вначале обвинена в лжепророчестве. Но не дойдя до Парижа семидесяти  миль, армия гуннов потерпела сокрушительное поражение. После этого Женевьева была признана святой.

Житие святой Женевьевы

1. Святая Женевьева родилась в Ниметодорском церковном приходе, что находится почти в семи милях от города Парижа. Отцом ее был Север, матерью же - Геронтия. Уже с младых лет стяжала она великую благодать Божию и с великою набожностью и верою служила Богу, о чем свидетельствуют сказанные в эпитафии для сведения и совершенствования верующих слова.

2. Однажды Герман и Луп 1, знаменитые и великие понтифики, направляясь в Британию для того, чтобы поразить пелагианскую ересь, возникшую тогда в тех местах, сошлись в упомянутой епархии - то ли для того, чтобы помолиться, то ли желая переночевать. Когда же из деревни от церкви к ним навстречу двинулись огромные толпы мужчин и женщин, то и эта девочка, следуя за множеством спешащих людей, пошла вслед за ними. Когда же Герман увидел ее издали (и мне не ведомо, какие ее добродетели смог он, внимательно вглядываясь, прозреть оком духовным), однако тут же стал он выведывать имя той девушки и спрашивать, чья она дочь. Окружающие тут же сообщили ему, как звать и саму девушку и как зовут ее родителей. И обратился к ним святой Герман: «Счастливы вы, родившие столь достойное почитания дитя».

3. Когда же родители с дочерью пришли в торжественный двенадцатый час в церковь, он сказал им, чтобы они удалились в места его пристанища. И он повелел привести ее к нему на утро следующего дня еще до того, как она куда-нибудь пойдет. И, встав рано утром, услышали они повеление, как и указывал святой Герман, чтобы родители с дочерью своей были там. И когда упомянутый понтифик, предвидя будущее, уговаривал ее, красноречиво склоняя к ведению религиозной жизни, то она сама страстно возжелала обрести дар сей награды и, будучи мала летами, изъяснялась словами совсем не детскими.

4. В то время как святой Герман столь сильно удивлялся девочке и дару Божиему и началам веры, случайно устремив взор на землю, внезапно узрел он удивительную вещь - а завидел он брошенную золотую монету, украшенную знаком креста. Поднял ее блаженный понтифик из пыли земной и оставил девочке, словно некий род дара благочестивого, и сказал, чтобы она, просверлив дырочку, крепко повязала монету вокруг шеи, завещав ей при этом не украшать себя ни металлами, ни камнями драгоценными, дабы, постигая убранство мирское, не пренебрегла она прелестью истинного блеска и сияния благодати небесной. Попрощавшись же с ней и поручив девушку ее родителям, сей упорный паломник проследовал далее по с необходимостью начатому пути.

Далее

Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться святой покровительницей Парижа, её мощи были объектом почитания. Во время вражеский нашествий, эпидемий и прочих стихийный бедствий раку с мощами носили по парижским улицам, а в храмах молились святой. Во время французской революции мощи святой были сожжены в рамках «борьбы с предрассудками» на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся останки  хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont).
http://s50.radikal.ru/i127/1006/7d/38a1d2f04b2bt.jpg
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон

http://s61.radikal.ru/i171/1006/62/388961fb2637t.jpg
Гробница святой

+6

24

Граждане города Кале

Осень 1347 года.
Уже десять лет идет война между Францией и Англией, которую потом назовут Столетней. Британцы уже захватили большую часть французских земель,
а теперь взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале).
Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Население страдало от нехватки продовольствия; все осознавали безнадежность противостояния рыцарям и лучникам короля Эдуарда. ...Силы людей иссякали, таяли запасы еды.
И страшнее голода терзала мука безнадежности, всем было ясно: еще немного, и город, оставшийся без помощи, падет.

http://s46.radikal.ru/i113/1006/6a/15257738a44f.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1006/69/e6e839b4208b.jpg

-Пусть за стены Кале выйдут и станут перед победителем шестеро наиболее именитых граждан города — в одних только сорочках, босые, с непокрытыми головами, с веревками на шее и с ключами от города в руках, пусть примут смерть, и тогда,   -  обещал король англичан Эдуард III, всем остальным будет дарована жизнь.\

http://s53.radikal.ru/i139/1006/dc/6b378148f185.jpg

Собравшиеся на торговой площади люди обреченно слушали слова бургомистра: разве кто-то из знатных согласится умереть за них?
Над всегда шумной площадью повисла тишина...

Но вот вперед выступил Эсташ де Сен-Пьер — старейший и знатнейший житель Кале.
Следом вышли еще пятеро: Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, потом Андрьед Андр и Жан ди Фиенн.
Выполняя унизительные требования Эдуарда, они сняли одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках, повязали на шею веревку, знак рабства и позора, и медленно двинулись к городским воротам..

Эдуард сдержал свое обещание — шесть именитых граждан спасли город.

...Когда их привели к Эдуарду, тот немедленно позвал палачей. Но молодая королева, уроженка Фландрии, бросилась перед супругом на колени и молила пощадить ее соотечественников. Король не мог ей отказать, ведь она ждала его ребенка.
Но ярче этого чуда — пример мужества и готовности отдать свою жизнь ради спасения других.
Все произошедшее далее в лагере врага лежит за рамками той истории.

Средневековые изображения по этой теме:

http://s53.radikal.ru/i140/1006/35/983810b70a66.jpg

http://s02.radikal.ru/i175/1006/6d/89e83b777907.jpg

Пять столетий спустя, в 1884 году, мало кому известный скульптор Огюст Роден получил от властей Кале заказ на памятник Эсташу де Сен-Пьеру.
Но, восхищенный подвигом людей, решившихся пожертвовать собой ради спасения родного города, Роден не мог не рассказать об оставшихся пяти.
Через четыре года он представил заказчикам своих «Граждан Кале».
Скульптура была настолько реалистична и глубоко правдива, что сначала от нее отказались... Только через семь лет памятник все-таки отлили в бронзе.

http://s44.radikal.ru/i105/1006/3f/e822484a7a03.jpg

Шесть человеческих фигур навечно застыли в своем первом шаге к смерти ради жизни других.
Но это и не люди вовсе, а силы, вырастающие и борющиеся в человеке, когда он этот шаг совершает.

Позади всех — Андрьед Андр и Жан ди Фиенн. Им так хочется жить! Их так страшит смерть, что они закрывают лица руками — лишь бы не видеть ее.
Само отчаяние приняло здесь человеческий облик.

http://s50.radikal.ru/i127/1006/6d/eec15f1b6818.jpg

Рядом еще двое — братья де Виссан. Пьер резко повернулся и, подняв руку, зовет идти.
Они больше не боятся и готовы достойно встретить смерть. Но и им причиняет нестерпимую боль мысль о гибели.

Пьер де Виссан

http://s49.radikal.ru/i125/1006/6b/1e4b5ffe0cbd.jpg

Слева от Пьера Эсташ де Сен-Пьер. Он уже сделал первый роковой шаг — он старик и ему не страшно умирать.
Но страдания и скорбь давят на его когда-то сильные плечи, покорность судьбе заставила склонить когда-то гордо поднятую голову.

Эсташ де Сен-Пьер, Жан д'Эр и Андрьед Андр

http://s53.radikal.ru/i140/1006/36/8202e42916c0.jpg

И только Жан д'Эр, не отводя взгляда, смотрит прямо вперед. В его руках — ключ от родного города.
Глубокие морщины пересекли его лоб, губы плотно сжаты, но страх уже не властен над ним. Он защитил свой город. И победил.

http://s03.radikal.ru/i176/1006/40/ff576bdd6805.jpg

Почти в человеческий рост выполнены фигуры памятника.
Роден не делал постамента, он хотел, чтобы герои Кале не возвышались над людьми, но всегда были среди них, на той самой площади, с которой когда-то ушли.

http://s11.radikal.ru/i184/1006/9e/19bf1c58ca20.jpg
(журнал "Человек без границ")
http://www.manwb.ru/articles/history/history_of_world/
http://hubpages.com/hub/Battle-of-Calais-1346-1347-AD

+4

25

Как вы думаете, что это за знаменитый средневековый персонаж? :) Даю подсказку: традиционно его связывают с 15 июля.
http://i076.radikal.ru/1007/27/6a59133cefbbt.jpg
Ответ здесь: http://community.livejournal.com/mediev … tml#cutid1

+5

26

Ярл Биргер, Биргер Магнуссон

(швед. Birger jarl, Birger Magnusson, 1216? — 21 октября 1266 — правитель Швеции из рода Фолькунгов, ярл Швеции с 1248 года, регент с 1250 до смерти.

Изображение из Музея Средневековья г. Стокгольма.
Портрет ярла - реконструкция внешности Биргера, используя компьютерные технологии и современные методы криминалистики. Исследования шведов показали,что никого шрама, на лице Ярла нет, и не было.

http://s40.radikal.ru/i089/1009/6b/6963ecaa5571.jpg

Представитель влиятельного рода Фолькунгов, 4-й сын Магнуса Миннелшельда.
Известно, что он родился, вырос и провел юность в родовом поместье Бьяльбо (Bjälbo), Эстергетланд.

http://i073.radikal.ru/1009/c6/89042997940c.jpg

Точная дата его рождения остается неопределенным и доступные исторические источники противоречивы.
  Первое упоминание Биргера в хрониках относится к 1237 году, когда он женился на сестре короля Эрика Шепелявого Ингеборг.

Военная карьера

Участие Биргера в Невской битве 1240 года, где он был ранен в лицо, документировано только русскими источниками.
Ни в одном отечественном первоисточнике не сообщается имени шведского предводителя в «Невской битве» (в зарубежных вообще нет сообщений о таком сражении).
В единственной летописной записи об этом событии в Новгородской Первой Летописи о поединке не сказано.
В последнее время утверждается что предводителем шведов был ярл Ульф Фаси.

После смерти Ульфа Фасе(двоюродный брат Биргера,который был ярлом около 15 лет) в 1248 Биргер, разбив конкурентов, стал ярлом Швеции и во главе армии отправился в завоевательный поход в Финляндию, который пришлось прервать после получения известий о смерти короля (1250).

http://i065.radikal.ru/1009/15/7826ffb7b098.jpg

Шведская знать выступила против того, чтобы новым королем стал Биргер, однако ему удалось посадить на трон своего старшего сына Вальдемара, которому тогда было одиннадцать лет. Регентом при нём стал сам Биргер.
В 1251 году, однако, против него был начат мятеж, возглавляемый его ближайшими родственниками.
В результате армия мятежников была разбита, а ведущие -  казнены и изгнаны из страны.

Внутренняя политика

Расправившись с конкурентами, Биргер начал проводить политику, направленную на укрепление государства и социальной стабильности.

Биргер - основатель Стокгольма, известен и как законодатель — он, в частности, запретил пытки раскаленным железом (бывшие обычной практикой со времен викингов), признал за дочерями право на наследство (не меньше половины от наследства сына), поощрял строительство церквей как центров культуры и грамотности.

Изображение Биргера: средневековая резьба по камню

http://s39.radikal.ru/i084/1009/ea/ca20e2de1daf.jpg

Биргер скончался 21 октября 1266, в Jälbolung в Västergötland.
Его могила в Varnhem аббатстве был вскрыта в мае 2002 года — исследования останков позволили реконструировать его вероятный облик и определить, что в момент смерти ему было около пятидесяти лет. (Västergötland является одним из 25  административных провинций, расположенная на юго-западе Швеции)

http://s61.radikal.ru/i174/1009/46/34fbff7bc8fb.jpg

Статуя ярла недалеко от Риддархольмской церкви в Стокгольме.

http://s40.radikal.ru/i088/1009/57/6a104031cb28.jpg
http://wapedia.mobi/sv/Birger_jarl

Отредактировано иннета (2010-09-03 23:34:04)

+6

27

Заинтересовал дядя.

Роджер Бэкон (англ. Roger Bacon)
(около 1214 — после 1294)
Английский философ и естествоиспытатель.
Преподавал в университете в Оксфорде. В 1257 вступил в орден францисканцев.

Роджер Бэкон родился в 1214 г. близ Илчестера (Ilchester) в Сомерсетшире, в богатом (и благородном) семействе.
В бурное царствование Генриха III семья Бэкона сильно пострадала, имущество было разорено и некоторые члены семейства подверглись изгнанию. Обучаться наукам Роджер начал в 13 лет в Оксфорде.
В 1233 г. он принял монашество.  В следующем году, а может быть и позже, он отправляется во Францию и довольно долго занимается в Парижском университете - тогдашнем центре мыслящей Европы.
Образование свое закончил в Оксфорде - магистр искусств, 1241.
    Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение, а именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de maharucuria Picardus), т.е. Пикардиец. Личность этого пикардийца мало известна, но по всей вероятности, это был никто иной,  как математик Петр Перегринус из Пикардии, автор трактата о магните, рукопись которого хранится в национальном банке в Париже. Неизвестность этого ученого и незаслуженная слава, которой пользовались профессора школ, возбудили негодование Бэкона.
Есть данные, по которым можно думать, что Бэкон во время пребывания своего в Париже, приобрел известность. Он получил степень доктора философии и заслуженный почетный титул «doctor mirabilis» (чудесный доктор)
Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она и несколько омрачилась подозрениями в наклонности к черной магии и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура прекратил его лекции в Оксфорде и велел ему оставить город и отдал его под надзор ордена в Париже. Тут он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможность издать что-либо, написанное им. Но во время его пребывания в Оксфорде, слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фульского, человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV.

В следующем году он написал Бэкону, с которым был все время в сношениях. Что он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом. Б., потеряв надежду, издать что-либо в свете из своих произведений, воспрянул духом, получив подобную просьбу папы. Несмотря на массу препятствий, которые делались ему завистниками, начальниками и монашеской братией, не взирая на недостаток средств и невозможность найти искусных переписчиков, Бэкон, ободренный могущественным покровителем, в течение 18 месяцев составляет три больших трактата: «», «» и «», которые вместе с другими трактатами были доставлены в руки папы молодым человеком Джонсом, воспитанным и обученным с большим старанием самим Бэконом.

В 1268 г. Бэкон (вероятно по протекции Папы) получил разрешение вернуться в Оксфорд.
Здесь он продолжал свои занятия по опытным наукам, а также работал над составлением полных и законченных трактатов. На труд свой, посланный им Клименту IV, Бэкон смотрел, как на основные принципы, которые впоследствии должны быть применены к разработке всех наук.
Первая часть труда дошла до нас под именем «Compendium studii philosophiae» и относится к 1271 г. В этом сочинении Бэкон делает резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов и вообще на недостаточность существующих знаний.
В 1278 г. Бэкон подвергается временно преследованию за смелость высказанных им убеждений, что в то время еще впервые практиковалось.
(...за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси)
Книги его были конфискованы Иеронимом Асколийским, генералом ордена францисканцев, суровым ханжой, который впоследствии вступает на папский престол. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
      В течение этих лет, он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardantis Senectutis Accidentibus», но, по всей вероятности, известие это едва ли верно. В 1262 г., когда, как думают, появилось последнее произведение Бэкона: «Compendium Syudii Theologiae», он уже был опять на свободе. Точное время его смерти не может быть определено, 1294 г. наиболее подходящее время, к которому можно ее отнести.

Наиболее важные рукописи: «Communia Naturalium»
(находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде);
«De Communibus Mathematicae»
часть находятся в коллекциях Слоана, т.е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке;
«Baconis Physica»находится между добавочными манускриптами в Британском музее; отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» - в британском музее;
«Метафизика», в национальной библиотеке в Париже; «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее; отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля - в библиотеке в Амьене. Сочинения напечатанные: «Speculum Alchimiae»? 1541, переведен на английский язык в 1597 г.; «De mirabili potestate artis et naturae» (1542, английский перевод 1659 г.); Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 г., перевод на английский как «Cure of Old Age», 1683); «Medicinae magistri D. Rog/ baconis anglici de arte chymicae scripta» (1603, собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae  de Anima, Breve Breviarium, Verbum Abbreviatum»,  в конце которого помещена странная заметка. Оканчивающаяся словами: «ipse Rogerus fuit discipulus Alberti!»); «Secretum Secretirum? Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum»); «Perspectiva» (1614, составляет пятую часть «Opus Maius»); «Specula Mathematica» (составляет четвертую часть того же сочинения); «Opus Maius ad Clementen IV» (издано Джеббоном, 1733); «Opera haetenus inedina» (Ж.С.Бревером, 1859, содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus»/ «Cjmpendium studii philosophiae» и «De secretis operibus naturae»).

Известность Роджера Бэкона основывается главным образом, на его механических изобретениях, хотя новейшие исследования о жизни и изобретениях Бэкона умаляют его значение в этой области. Бэкон дает теорию и способ устройства телескопа, но описание это настолько неудовлетворительно, что нельзя быть уверенным в том, чтобы он владел подобным инструментом. Порох, изобретение которого также приписывается ему, был до него уже известен арабам.
То место в сочинении Бэкона, где говорится о порохе
(..в письме, написанном в 1247 г) и на основании которого ему приписали честь этого изобретения, едва ли может привести к такому заключению. Зажигательные стекла были общеупотребительны, а очки, как надо полагать, изобрел не он, хотя ему нельзя отказать в знакомстве с законом их устройства. Платя дань веку, Бэкон верил в астрологию, в предзнаменования, в философский камень и в квадратуру круга.
Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования".

Сочинения напечатанные:
«Spèculum Alchimoae» (1541 г., переведен, на английский язык в 1597 г.);
«De mirabili potestate artis et naturae» (1542 г., английский перевод 1659 г.);
«Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 г., переведено на англ., как и «Cure of Old Age», 1683);
«Medicinae magistri D. Rog. Baconis anglici de arte chymiae scripta» (1603 г., собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Brè ve Breviarium, Verbum Abbreviatum», в конце которого помещена странная заметка, оканчивающаяся словами: «Ipse Rogerus fuit discipulus Alberti!»);
«Secretum Secretorum, Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum»);
«Perspectiva» (1614 г., составляет пятую часть «Opus Majus»);
«Specula Mathematica» (составляет четвертую часть того же сочинения);
«Opus Majus ad Clementem IV» (издано Джеббом, 1733);
«Opera hactenus mèdita» (Ж. С. Бревером, 1859 г., содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus», «Compendum studu philosophiae» и «De secretis operibus naturae»).

Основные произведения
«Большое сочинение» («Opus Majus»),
«Малое сочинение» («Opus Minus»),
«Третье сочинение» («Opus Tertium»),
«Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae»)

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Роджер_Бэкон
http://antology.rchgi.spb.ru/Roger_Bacon/_bio_rus.htm

Отредактировано Marion (2010-10-18 19:03:58)

+4

28

Продолжение о Бэконе.

"В одном из последних своих произведений, увидевшем свет только в середине XIX в. (Opera Inertia. London, 1859), Бэкон упоминает о возможности сделать различные изобретения: «водолазный колокол, порох, быстро ходящие без весел суда, повозку, которая подвигается с неимоверной скоростью без лошадей» и т.д.
Бэкон горячо ратовал также за необходимость изучения иностранных языков, помимо интернационального научного языка своего времени — латинского, и сам изучил в Оксфордском университете языки еврейский, греческий, арабский...".

"Согласно легенде, Бэкон также изготовил бронзовую голову, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось, произносила предсказания, когда на самом деле это были слова, произносимые им самим в другой комнате".

"...Изобретение принципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Роджер Бэкон в своем сочинении "De secretis operibusartis et naturae" признает возможность постройки летательных машин и указывает на возможность опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности".

"Он писал о свойствах стеклянного шара и о возможности применения его для людей со слабыми глазами. Бэкон использовал линзы во многих своих опытах. и даже поднес одну папе Клименту IV, прося его попробовать применить ее".

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Bac … ml?id=1818
http://persona.rin.ru/view/f/0/25203/bekon-rodzher

Отредактировано Marion (2010-10-18 19:22:44)

+2

29

А не сдерживали бы таких людей, они и бы и интернет изобрели... в 13 веке.
:glasses:

0

30

Marion написал(а):

А не сдерживали бы таких людей, они и бы и интернет изобрели... в 13 веке.

Никто их не сдерживал! Доказательства сдерживания есть, или просто хочется, чтоб так было?

+1