SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Витражи

Сообщений 1 страница 30 из 66

1

История витража
          Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass - в английском языке; Glasgemalde - в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства.
       Находки первых стеклянных изделий в Древнем Египте относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Витраж в том смысле, как мы его понимаем сегодня, возник только в эпоху храмового строительства. Из непрозрачного стекла – смальты древние греки и римляне выкладывали изобразительные мозаики стен и полов, что явилось предысторией появления витража. Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла". Раскопки Помпей показали, что в I веке нашей эры римляне применяли отливное малопрозрачное стекло, вставлявшееся в бронзовые рамы, но не несущее художественно-декоративной функции.
http://s60.radikal.ru/i168/0911/6a/ed0240071967.jpg
стекла "миллефиори", IV в. Ватикан

       Настоящее торжество витража началось в христианском мире. Созданный римлянами новый тип общественного здания базилика стал основой для христианского храма. В отличие от храма античного, он имел оконные проемы, которые начали закрывать витражами. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
      Самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Основным мотивом, скорее всего, послужило то, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах.
        Один из самых первых, известных нам сейчас витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
        В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (Германия).
http://s56.radikal.ru/i154/0911/6d/a896562e7a56.jpg
реконструкция витража из аббатства Лорш, кон. IX в. Германия

     Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц.
    Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в XI веке. Особенности средневекового процесса (практически те же, что и сейчас) были изложены в трактате германского монаха Теофила в книге "Scedula diversarum artium" примерно в 1100 году. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно, существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.
      В результате, в начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опятьтаки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
      http://s57.radikal.ru/i156/0911/69/828a90062517.jpg
      витражи из Аугсбургского собора, 1100 г. Германия

      К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
http://s51.radikal.ru/i134/0911/e4/eb4ade3be6aa.jpg
Первая в мире витражная роза, построенная в аббатстве Сен-Дени  (тоже идея аббата Сугерия).

http://s08.radikal.ru/i181/0911/d1/9565a831c095.jpg
Базилика Сен-Дени. Именно здесь, в ходе работе по реконструкции аббатства аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света», впервые прибегнув к объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской (нервюрный свод).

        Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью не более нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).
       Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
         http://i063.radikal.ru/0911/1f/9ba5155e7303.jpg
         Витраж из собора в Бурже, Франция, 1210-е годы

        Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
        http://s04.radikal.ru/i177/0911/b5/a47c9f28a91a.jpg
        Ангел из Франкфуртского собора, 1250 год

        Во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились так называемые Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
       Технология создания совершенно прозрачного стекла была открыта лишь во второй половине XV века в Венеции. Раньше, в эпоху средневековья, стекла были не совсем прозрачные и имели различные оттенки спектральных цветов из-за примесей тяжелых металлов. Это обстоятельство повлекло за собой определенное эстетическое мышление, материализовавшееся в такое восхитительное явление как витраж. Витражи средневековых храмов, романских, а затем готических, как нельзя лучше слились с архитектурой, утверждая религиозную идеологию, иллюстрируя главную идею храма – встречу неба и земли. Изображая сцены из Библии, витраж стал визуализировать христианскую мифологию, повергая прихожан в благоговейный трепет и сознание собственного ничтожества. Стремящийся ввысь готический храм, декорированный пронзительными по своей цветовой насыщенности витражами в стрельчатых арках, только усиливает художественно-образное воздействие на зрителя.

http://s58.radikal.ru/i159/0911/48/1e46d2f6aa96.jpg
Витраж "Воскресение Христа" Собор во Флоренции, 1444 г.

   Витраж эпохи Возрождения постепенно изменяется под воздействием открытий в области анатомии, перспективы, появления новых технологий, а именно изготовления прозрачного стекла. Его стали расписывать красками с последующими обжигами. Тогда же появилась пескоструйная обработка стекла. В связи с тем, что светская власть в эпоху Возрождения стала доминировать над духовной, в сюжеты витражей вошли не только религиозные, но и светские сцены. Таким образом, витраж, идущий из средневековья, теряет ярко выраженные декоративные черты, интенсивность цвета, аппликативность, становясь неким подобием картины, выполненной в стекле. В XVI веке лучшими мастерами витража были признаны голландцы, которых приглашали в Англию, Испанию, Италию.
      Именно в эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
      http://s42.radikal.ru/i098/0911/a9/75c837099665.jpg
      Витраж. Замок Уорвик
     
      Источники:
      http://www.vitroart.ru
      http://www.nice-places.com/articles/europe/france
      http://www.vitrag.org.ua/index.php?opti … ;Itemid=18
      http://vitrag.kiev.ua/page/page14.html

+10

2

Несмотря на то что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям  живописи. Создавать монументальные картины из цветного стекла придумали вовсе не в ту эпоху: истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

http://s48.radikal.ru/i121/0911/eb/73d648c22c9a.jpg

Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза.
Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы.
Как писал в своем трактате начала 12 века монах Теофил Пресвитер, витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и, наконец, окрашивали.
В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. И уже в последнюю очередь художник придавал форму и глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

Canterbury Cathedral.Англия.

http://i008.radikal.ru/0911/06/af7067c5fb21.jpg

http://s43.radikal.ru/i102/0911/80/752cb5ca320e.jpg

Святая капелла (Сент-Шапель)на острове Сите в Париже. Роза, 9 метров в диаметре. Состоит из трех концентрических кругов вокруг центрального окошка-глазка. Включает 89 панно из которых 80 выполнены в XIII в. Иконография передает текст книги Откровения Иоанна Богослова, то есть посвящена Апокалипсису.

http://i024.radikal.ru/0911/f3/143d53e53737.jpg

Вплоть до начала 14 века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но затем в среде придворных французских живописцев была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Из Франции это новшество быстро распространилось в соседние страны – в Англию и на юго-запад Германии.

Как только окраска всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, их обжигали в печи.
Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами, фиксировалась на гладкой поверхности стекла.
Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками.
Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду.

Париж.Нотр-Дамм

http://s47.radikal.ru/i117/0911/73/549373846fc5.jpg

Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком.
Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные.
Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.
Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц.
Вскоре после 1100 года монах Теофил составил трактат об изящных искусствах, в который было включено и описание техники изготовления витража.
Поскольку техника эта представляется достаточно зрелой, можно предположить, что на рубеже 11 – 12 веков искусство витража уже вошло в эпоху расцвета, а вовсе не было новоизобретенным, несмотря на скудость сохранившихся до наших дней образцов.

York Minster. Англия.

http://s40.radikal.ru/i088/0911/2d/f1020a51c4d3.jpg

http://i019.radikal.ru/0911/5e/54538922d68f.jpg

Почти до середины 12 века окна в храмах оставались сравнительно небольшими, поэтому в них могли поместиться лишь маленькие витражи с изображением нескольких сценок или одной крупной фигуры. Но после 1150 года начался процесс постепенного “растворения ” стены: размеры окон неуклонно увеличивались.
В конце концов гладких стенных поверхностей осталось так мало, что архитектура, по существу, свелась к каркасу для окон.
Первым пиком развития этой тенденции стали возведенные в конце 12 столетия соборы в Суассоне, Бурже и Шартре (Франция) и в Кентербери (Англия).
Огромные окна этих зданий были украшены пластинами цветного стекла, образующими повествовательные циклы, многочисленные эпизоды которых создавали единую геометрическую структуру. Правда, витражи в окнах верхнего яруса центрального нефа по-прежнему содержали только одну-две сцены или одну фигуру.

Temple Church(1240), London

http://s08.radikal.ru/i181/0911/7e/d9c03b14aa0d.jpg

http://i031.radikal.ru/0911/18/84ba70b1c7f9.jpg

Средневековым сознанием свет воспринимался- как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 – 13 веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков.
Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки в конечном счете доводят человека до беды. А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.

витраж Блудный сын из собора в Бурже

http://s47.radikal.ru/i115/0911/be/5c8c20492e42.gif
(Бригитта Курманн-Шварц.)

Отредактировано иннета (2009-11-28 04:13:59)

+11

3

Какая красотища эти витражи! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_in_love.gif  Воистину - чудо света!
Vihuhol
Спасибо за тему, очень интересно! http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_heart.gif   http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gif 
иннета
Витражи Нотр-Дамм де Пари - прелесть просто! http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif  Такая тонкая работа.

+1

4

иннета написал(а):

Святая капелла (Сент-Шапель)на острове Сите в Париже.

Там ТАКАЯ  красота! Ну просто дух захватывает сразу. Ну как нырнуть в море красоты и света.
На фотках это все не видно  :'(

0

5

Согласна с Ксенией
Очень интересная тема. Спасибо за нее. А у меня вопрос. Практический.
Вот если художник - витражист создавал монументальный портрет историч. личности, то стремился ли он придать своей работе хотя бы минимальное сходство с изображаемой личностью? Или это был тот же схематизм?

+1

6

Marion написал(а):

Вот если художник - витражист создавал монументальный портрет историч. личности, то стремился ли он придать своей работе хотя бы минимальное сходство с изображаемой личностью?

В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц.

+1

7

Красота какая! Согласна!

0

8

Lincoln Cathedral

http://i022.radikal.ru/0911/56/213dba9b90bc.jpg

http://i002.radikal.ru/0911/aa/c53d5c4e9b9a.jpg

Detail of stained glass lancet window on the south side of the nave.

http://s45.radikal.ru/i107/0911/7c/72667ad45d8d.jpg http://i006.radikal.ru/0911/4e/1f9f5401232b.jpg

West window.

http://s47.radikal.ru/i118/0911/8a/fcc64a159d00.jpg

York Minster

http://s56.radikal.ru/i153/0911/49/bea1ef2680ac.jpg

The Rose Window in the south transept. Its stonework dates from 1250, but the glass was added in the 15th century to commemorate the end of the War of the Roses (and the beginning of the Tudor Dynasty) through the union of the Houses of Lancaster and York.

http://s60.radikal.ru/i169/0911/b4/3853283beed8.jpg

View across the chapter house, constructed in the Decorated Gothic style in the 13th century. This is the meeting place of the Dean and Chapter, the governing body of the cathedral.

http://i075.radikal.ru/0911/cf/b173acf7b055.jpg

http://i070.radikal.ru/0911/55/a1071b6da071.jpg

+7

9

Canterbury Cathedral.

http://s39.radikal.ru/i085/0912/84/5db8f6a9b76a.jpg

Собор построен на месте старой саксонской церкви вскоре после завоевания Англии норманнами.
Строил его Ланфран - духовник Вильгельма Завоевателя, затем собор многократно перестраивался.

http://i067.radikal.ru/0912/ef/427a80fdb286.jpg

http://s47.radikal.ru/i116/0912/cc/02070d168174.jpg

Angels in the Royal Window (c.1482), northwest transept.

http://i056.radikal.ru/0912/1b/ea6dc4f46e1e.jpg

В правление английского короля Генриха II, Томас Бекет был государственным канцлером, верным слугой короля.

http://s61.radikal.ru/i174/0912/a0/fbb3a68d9717.jpg

http://s56.radikal.ru/i152/0912/15/ffecfb0ab309.jpg

В 1162 г.Генрих сделал его архиепископом Кентерберийским, возглавляющим церковь во всем королевстве.
Бекет вступил в конфликт с Генрихом II и был убит по наущению короля на ступенях алтаря Кентерберийского собора.
Убийство архиепископа у алтаря в его собственном кафедральном соборе потрясло средневековую Европу.
Уже 21 февраля 1173 года папа Александр III причислил священномученика к лику святых.

http://s54.radikal.ru/i146/0912/8d/60de6deb6c6e.jpg

St. Thomas Becket

http://s08.radikal.ru/i181/0912/c8/f794dbdfbe8b.jpg

+8

10

Marion написал(а):

Вот если художник - витражист создавал монументальный портрет историч. личности, то стремился ли он придать своей работе хотя бы минимальное сходство с изображаемой личностью? Или это был тот же схематизм?

Marion, я тоже искала информацию по этой теме :)  Пока вот что нашла:

   

Знание, к которому до этого можно было приобщиться с помощью фресок, мозаик и скульптур, теперь сообщалось посредством картин в оконных проемах. Широко распространенным сюжетом витражей была родословная Христа. Образы были символическими и имели лишь относительное сходство с реальными Например, витраж XII века из Кентерберийского кафедрального собора «Искушение Адама» представляет сады Эдема одним достаточно скупо изображенным деревом. В противовес практике, отражавшей концепции изобразительного искусства того периода, нашедшие отражение в гобеленах, геральдике и фресках, в этих работах не предпринималась изображение, близкое к реалистическому.
     Впервые портреты лиц, даровавших витраж или давших средства на строительство какой-то части здания, появились в соборе аббатства Сен-Дени. Обычно такие портреты помещались в нижней части витража. Как правило, изображались люди, молитвенно преклонившие колени либо протягивающие уменьшенную копию церкви или витража тому святому, которому посвящались их труды.
    Иногда изображение дарителей становилось непосредственной деталью свинцового переплета и световой картины витража. Характер одеяния позволял определить общественное положение дарителя, изображенного на витраже, - на короле была корона, на епископе митра. Позже, когда в результате крестовых походов и развития торговли стало проявляться влияние Востока, одежда на витражах стала меняться, отражая реалии времени.

Источник

+5

11

Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Построенныый в несколько этапов начиная с 1145 года и реконструированный через 26 лет после пожара 1194 года, Шартрский Собор является эталоном французского готического искусства.Храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, никогда не реставрировался и не перестраивался.

http://s49.radikal.ru/i124/0912/df/312ef5b024c1.jpg

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 [1]. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

http://s55.radikal.ru/i147/0912/8d/3ed3fb566f9c.jpg

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

http://i006.radikal.ru/0912/6b/e6a482ccc279.jpg

Витражи служили библией для неграмотных. Читать в те времена умели далеко не все, так что со священной историей знакомились «по картинкам». Понимать витраж было легко: начинать надо было с нижнего левого угла, двигаться направо, затем подниматься выше «на строчку» и так далее: слева направо и снизу вверх, то есть к небесам. Так, например, окно, посвященное страстям Христовым и его Воскресению, начинается слева внизу сценой Преображения, продолжается историей казни, положением во гроб и Вознесением, а заканчивается явлением Марии Магдалине и трапезой в Эммаусе.

Изображения небесных созвездий.Напротив знака - деятельность человека в этот период времени.
Зодиак справа,деятельность слева.

http://s61.radikal.ru/i171/0912/e4/81fa24da52ca.jpg
               козерог. - богатый стол,время праздненств.

http://s48.radikal.ru/i120/0912/25/4eebc04cbb50.jpg
              стрелец - сбор желудей;скорпион - время разливать вино;весы - собирают виноград и делают вино.

http://i015.radikal.ru/0912/1d/920d5c49fd97.jpg
              дева - время молотить зерно;лев - собирать урожай;рак - косить траву.

http://s39.radikal.ru/i086/0912/d9/e6d06a102bb6.jpg
             телец - первые цветы;близнецы - торгующий рыцарь (?);овен - обрезка виноградной лозы.

http://i079.radikal.ru/0912/f9/cda4dc4b21ea.jpg
              рыба - мужчина,греющий ноги перед огнем;водолей - три глав - прошлое,настоящее и будущее.
далее изображены слева - садоводы,справа - рыцарь граф Thibault,убитый в сражении в 1217г. и посредине - звонарь и два зрителя.

http://s44.radikal.ru/i105/0912/61/796d1563251c.jpg
              стрелец - отдельное самое нижнее окно зодиака.

+8

12

http://s49.radikal.ru/i125/0912/74/eb099f4bc47f.jpg

Cathédrale Saint-Étienne de Bourges  — кафедральный готический собор Св. Стефана во французском городе Бурж. Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века, освящение собора состоялось 13 мая 1324 года, однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века.
До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22

http://s44.radikal.ru/i104/0912/9c/8ee39937fc83.jpg

http://s46.radikal.ru/i112/0912/23/8d4e0981481f.jpg

Излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 — 13 веков стала притча о блудном сыне.
На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа 13 века. Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Его длинное фиолетовое одеяние струится мягкими складками, на плечи наброшен роскошный плащ с меховой подбивкой. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных поочередно в большие квадрифолии и маленькие медальоны. Промежутки между этими сценами заполнены сплошным орнаментом, а весь витраж обрамлен бордюром из пальметок. Данная трактовка библейской притчи рассчитана на восприятие представителя правящих классов. Аристократу той эпохи падение блудного сына до жалкой участи свинопаса должно было внушать ужас и отвращение.

http://s49.radikal.ru/i126/0912/27/2af7a7eec6d0.jpg
        полное изображение.

Несколько детальных частей.

http://i033.radikal.ru/0912/f8/a7cec8533ccb.jpg
               Блудный сын получает наследство.

http://s12.radikal.ru/i185/0912/64/2df9af4359aa.jpg
                Уезжает из дома со слугой.

http://i030.radikal.ru/0912/50/31efae233bff.jpg
                Встреча с куртизанкой.

http://s14.radikal.ru/i187/0912/cc/2cc9640cf98d.jpg
               Проигрывает рубашку в кости.

http://s15.radikal.ru/i188/0912/b3/2d3ecbbff5bf.jpg
              Фермер предлагает ему работу свинопаса

http://s53.radikal.ru/i139/0912/43/a0ec0559b66b.jpg
               Блудный сын среди свиней.

http://s50.radikal.ru/i128/0912/4f/9e097cbd6b85.jpg
                Возвращение домой.Отец приветствует сына.

http://i059.radikal.ru/0912/67/50d4d41cdd0e.jpg
                и мирит братьев.

В орнаментальных зонах этого витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных — белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый. Персонажи помещены либо у нижней границы обрамления, на слегка неровной полоске земли, либо на своего рода помостах — в зависимости от того, разворачивается ли сцена в интерьере или под открытым небом. В сцене отъезда блудного сына разноцветные полоски под ногами героя означают, что путешествие совершается по суше.

Отредактировано Regina (2009-12-05 21:45:43)

+6

13

Ещё немного витражных окон Буржского собора.

Библейские сюжеты.
Мария Магдалина

http://i060.radikal.ru/0912/df/4b7035299472.jpg

http://s02.radikal.ru/i175/0912/3e/0cf2d1f86a8e.jpg

http://s51.radikal.ru/i133/0912/99/edabcb489a2b.jpg

http://s09.radikal.ru/i182/0912/3b/e678805e9f59.jpg

http://i056.radikal.ru/0912/33/3d26efdae67f.jpg

http://s09.radikal.ru/i182/0912/70/141dacc796e0.jpg

Окно Апокалипсиса

http://i011.radikal.ru/0912/e5/1d7ab0700504.jpg

http://i042.radikal.ru/0912/16/80defcaafcae.jpg
              Первое видение Джона

http://i056.radikal.ru/0912/df/1eaa39be71ec.jpg
              Старейшины Апокалипсиса

http://s55.radikal.ru/i149/0912/bb/c71f3ab5a244.jpg
              Тириумф Христа

Отредактировано Regina (2009-12-05 22:19:10)

+7

14

Небиблейские витражи

Витражи с ландскнехтами

http://s51.radikal.ru/i134/1001/22/a066bcbc0f4c.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/1001/af/ca61f05f8371.jpg

витражи с известными англичанами
http://keep4u.ru/imgs/s/071210/50/503c6f302a7fa7120d.jpg

http://keep4u.ru/imgs/s/071210/c4/c4df8e99f2224bead0.jpg

http://nnm.ru/blogs/azaz2005/vitrazhi_i … ion_vol_1/

+8

15

Кафедральный собор св. Иоанна Крестителя, Лион

http://s003.radikal.ru/i204/1001/0a/4adfee1fc2bf.jpg

Cент-Шапель, Париж

http://s001.radikal.ru/i195/1001/40/f0187f6fe6aa.jpg

Кафедральный собор Реймса

http://s002.radikal.ru/i200/1001/b9/69b114003cfb.jpg

http://s005.radikal.ru/i209/1001/68/e5adb19b080f.jpg

Сен Дени, Франция

http://s15.radikal.ru/i189/1001/f8/bbde3d10f6a4.jpg

+8

16

Wells Cathedral

http://i053.radikal.ru/1001/44/f2b2784808a7.jpg

http://s54.radikal.ru/i145/1001/d9/9554a7937550.jpg

http://s003.radikal.ru/i203/1001/f8/310d1b5dffc5.jpg

http://s001.radikal.ru/i195/1001/be/f6ee8dff4885.jpg

http://s001.radikal.ru/i194/1001/2a/2a6e721c2052.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/1001/1b/dfbd5faa9e72.jpg

http://s006.radikal.ru/i214/1001/aa/a17f1c54e07f.jpg

Отредактировано Regina (2010-01-19 04:28:12)

+8

17

...http://s002.radikal.ru/i200/1001/40/4ea63f315fc8t.jpg
Это из собора св. Вита в Праге. Подожду выкладывать остальное. Вдруг получится без Радикала.

Отредактировано fish-ka (2010-01-19 23:20:23)

+5

18

.http://s58.radikal.ru/i161/1001/fa/e36bdb8bf1c9t.jpg
И сегодня не выкладываются. Так жаль. Через Радикал теряется качество. Может просто эти мои фото слишком много весят в смысле информации и их надо как-нибудь уменьшить?

Отредактировано fish-ka (2010-01-20 12:14:04)

+4

19

fish-ka написал(а):

И сегодня не выкладываются. Так жаль. Через Радикал теряется качество. Может просто эти мои фото слишком много весят в смысле информации и их надо как-нибудь уменьшить?

Через Радикал тоже можно целиком. Надо снять галочку "Уменьшить до" и использовать код первой ссылки - на полное фото, а не на превьюшки со ссылкой. Этот код надо вставлять с помощью кнопки "Изображение", которая находится в середине ряда кнопок над текстовым полем. Или можно вручную написать теги [img].

0

20

fish-ka,ты была внутри собора? Как я тебе завидую, а мы туда не попали :| Но удалось побывать в соборе Св.Варвары в Кутной Горе, тоже оч. красивый храм.

http://s45.radikal.ru/i110/1001/76/b54a1fceb340.jpg
Собор Св.Варвары и его витражи

http://s53.radikal.ru/i141/1001/43/d0d007e598b8.jpg

http://s004.radikal.ru/i208/1001/33/6b2fbfbfee1c.jpg

http://s002.radikal.ru/i197/1001/c5/0f6a643f2b04.jpg

http://s005.radikal.ru/i209/1001/79/121e6f06374d.jpg

http://s003.radikal.ru/i202/1001/06/404044947f30.jpg

+8

21

http://s005.radikal.ru/i212/1001/36/ca495dc64807.jpg
Это опять из собора святого Вита.
Эх, жаль, что там полумрак и очень мало фоток получились четкими...
Пробую разные варианты. Всем спасибо за помощь!

Отредактировано fish-ka (2010-01-21 22:49:45)

+1

22

Alisa, как хорошо, что ты видела св. Варвару! Отличные фото!
Я была в обоих соборах! (в этом, как я поняла, преимущества посещения Чехии в зимнее время, холодно, пасмурно, но народу ощутимо меньше, и в те места, что зимой открыты, проще попасть). Они оба просто потрясающе красивые. Обязательно выложу фото, только бы времени побольше было...

0

23

Спасибо, Княгиня. Пробую твой метод. Ну как? Это все еще собор св. Вита
http://s001.radikal.ru/i196/1001/cf/f30aff43c6f4.jpg

+2

24

Витражи древнего аббатства, католической святыни и усыпальницы  французских королей.

Сен-Дени

http://s002.radikal.ru/i199/1001/62/8a43fad08b98.jpg

Удивительная способность к Великому Деланию присуща только старым, истинным витражам - разрешать, отделять и очищать проходящий свет, превращая заурядные частицы в чистейшую субстанцию бессмертия.

http://s42.radikal.ru/i097/1001/a7/494367e1a4f6.jpg

http://s09.radikal.ru/i182/1001/1e/646ea9530706.jpg

Согласно легенде, около 250 г. первый епископ Парижа св.Дионисий (Дени) за проповедь христианства был обезглавлен на Монмартре у святилища Меркурия.
Однако произошло чудо: святой мученик взял свою отрубленную голову в руки и двинулся вперед по дороге на север. Пройдя около 6 км, он упал замертво в селении Catulliacum, которое впоследствии стало называться Сен-Дени. Там его похоронили, на галло-римском кладбище, среди христианских мучеников.
Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы "Vie de sainte Geneviève" (520 год), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом. В V веке св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь.
А в VII в. король Дагобер основал аббатство возле этой часовни, ставшее одним из самых известных и богатых во Франции. Сам король Дагобер захоронен в базилике, а святая Женевьева и святой Дени считаются заступниками и покровителями Парижа.

Крипта IX века
Там хранились мощи святого Дионисия

http://s004.radikal.ru/i208/1001/ec/640fa3d6e510.jpg

В XII веке старой каролингской церкви потребовалась реконструкция.
Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.

http://s55.radikal.ru/i148/1001/b7/a20bb20d8c20.jpg

Сугерию (он родился в 1088 г., был аббатом Сен-Дени с 1122 г. до своей смерти в 1151 г.) довелось быть главой и преобразователем монастыря.
Сугерий был советником двух королей, а во время Второго Крестового Похода, одинм из идеологов которого он был, король Людовик VII оставил его вместо себя регентом - правителем всей страны.
С того времени его даже стали именовать «отцом отечества». Однако Сугерия заботило не только укрепление французской монархии, но и поднятие ее духовного престижа.

http://s002.radikal.ru/i199/1001/c1/bbf186c02f04.jpg

http://s54.radikal.ru/i144/1001/e9/432337e2d47c.jpg

Аббат Сугерий становится основоположником нового типа храмовой архитектуры, которую он назвал «архитектура света»
Назначение «архитектуры света» - духовно возвысить наблюдателя, вознося его от материального к нематериальному.
Изобретение Сугерием "историзированного оконного медальона" (то есть того церковного витража, который мы знаем), оказало глубокое влияние на мировое витражное искусство. В этом тоже он был первым. И первая в мире витражная роза построена в аббатстве Сен-Дени - тоже идея аббата Сугерия.
Из исторических сюжетов витражей Сен-Дени один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю", написанное монахами в Сен-Дени.

http://s003.radikal.ru/i204/1001/d8/c8003279a44a.jpg

В 1127 г. один из интеллектуалов 12-го века, Бернар Клервосский, писал: «Это аббатство было выдающимся местом и имело поистине королевское достоинство с древних времен; там вели свои юридические дела Двор и рыцари короля».

http://s43.radikal.ru/i102/1001/c8/1582aff48e74.jpg

В базилике хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого...
В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.
Именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства.

Королева Анна Бретонская с мужем, Людовиком XII
http://s002.radikal.ru/i200/1001/81/7f708411b5d5.jpg
http://stilo.livejournal.com/536921.htm … d=17878105
http://www.manwb.ru/articles/arte/archi … the_stone/

+7

25

Шартр 

http://s001.radikal.ru/i196/1002/05/6ef3a526414bt.jpg
Витраж, сохранившийся после пожара 1194 года, выполнен в XII  веке в мастерской Сен-Дени.

http://i062.radikal.ru/1002/ce/18c36ef08ec3t.jpg
Мастерская Нотр-Дам де Пари, XIII век. Фрагмент окна-розы северного фасада.

http://s43.radikal.ru/i100/1002/44/4af84b6581e6t.jpg

+4

26

Пуатье, Франция

Витражи собора Notre Dame de Poitiers.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3907/st-tolyan.fd/0_42b87_7660b1fc_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3809/st-tolyan.bc/0_40284_7937fafc_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3802/st-tolyan.1a/0_35f1a_acde5682_XL.jpg

Витраж на мэрии Пуатье.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3912/st-tolyan.bd/0_40296_275e3662_XL.jpg

                 Оригиналы фото (в большом размере) можно посмотреть в альбоме автора St-Tolyan

Отредактировано Oksi (2011-06-26 20:27:00)

+7

27

ИЛИЙСКИЙ СОБОР, кафедральная церковь Илийской епархии, находится в Или, в 24 км к северо-востоку от Кембриджа (Англия). Его местное название - "корабль среди болот", так как его рельефная форма возвышается над окружающим его равнинными болотистыми окрестностями.

http://s11.radikal.ru/i183/1002/8d/7116790034f2.jpg

Строительство собора продолжалось почти триста лет, с 1083 года по 1375 год.Выстроенный частью в нормандском, частью в готическом стиле, собор расположен на месте смешанного (мужского и женского) монастыря, основанного в 673 св. Этельдредой, его первой аббатисой. В 970 на месте этого монастыря, разрушенного датчанами, возник бенедиктинский монастырь, который в 1108 стал резиденцией епископа, когда была учреждена новая епархия. Собор в Или – один из самых больших в Англии: 163 м в длину при ширине трансепта 58 м; западная башня имеет в высоту 65 м, а фонарь над средокрестием – 52 м. Великолепный расписной потолок главного нефа находится на высоте 26 м над уровнем пола.

http://s001.radikal.ru/i196/1002/f5/3e8b56d5ff7a.jpg  http://s004.radikal.ru/i205/1002/d6/acb2ca6f55c2.jpg

Уникальная восьмиугольная «фонарная башня» была сооружена в 1300-е годы на месте старой центральной башни, которая обрушилась. Ширина «фонаря» равна 23 м (74 фт.), высота - 52 м (170 фт.). Расстояние от пола до пересечения балок крыши «фонаря» составляет 43 м (142 фт.).

http://i061.radikal.ru/1002/6f/0d1115f146a3.jpg

И,наконец,удивительные витражи  Ely Cathedral

http://s004.radikal.ru/i208/1002/ed/71e9e44cc03b.jpg

http://s006.radikal.ru/i214/1002/20/2a9bf6901baf.jpg

http://i081.radikal.ru/1002/10/d4bdfdfea3ca.jpg  http://i070.radikal.ru/1002/ea/a61251401089.jpg

http://s003.radikal.ru/i204/1002/66/e53ccd02a13a.jpg

http://s001.radikal.ru/i196/1002/dc/3746129e9cd2.jpg  http://s002.radikal.ru/i198/1002/e7/7586665b72b9.jpg

Основательница монастыря - аббатисса  Этельдреда

http://s005.radikal.ru/i209/1002/1a/ac24c3af6440.jpg

+7

28

Lichfield cathedral

http://i017.radikal.ru/1002/ac/c56d562d9440.jpg

Маленький город Личфилд, как и многие другие британские города, основан римлянами во втором веке нашей эры. Имя его восходит к слову Letocetum, что якобы является латинским написанием кельтского названия, означающего "серый лес". Есть и более занятная, хотя и ничем не подкрепленная, версия, переводящая имя города как "поле мертвых" − в честь христианских мучеников, казненных императором Диоклетианом.
Город знаменит своим собором, освященным в честь св. Чада, крестителя Мерсии в VII веке, а также тем, что в XVIII веке здесь проживали многие видные деятели английского Просвещения, снискав старому соборному городу славу "города философов".
В 1075—1147 гг. епископская кафедра была перенесена из Личфилда сначала в Честер, а потом в Ковентри. По возвращении в Личфилд епископы развернули строительство готического собора с тремя шпилями, который считается самым миниатюрным из аналогичных сооружений Англии. Возведение Личфилдского собора было закончено в 1330-е гг.
Когда деревянные шпили Линкольна уже погибли, а викторианский Труро еще не был построен, Личфилдский собор оставался единственным собором с тремя шпилями в Англии − Ladies of the Vale,как их ещё называют местные жители.Собор и сейчас остается единственным английским средневековым собором подобного рода.

http://s005.radikal.ru/i210/1002/e9/5a306d4edc5a.jpg   http://i051.radikal.ru/1002/ea/912fcc34f934.jpg

Витражи собора поражают своей красотой.

http://s60.radikal.ru/i168/1002/30/992c1313dbd4.jpg   http://s43.radikal.ru/i100/1002/a0/5685419a7691.jpg

http://i038.radikal.ru/1002/4c/9c7eb186770b.jpg  http://s48.radikal.ru/i120/1002/cd/9680c8eab8f7.jpg

Тематика очень разнообразна.
Адам и Ева.  Танцы.

http://s001.radikal.ru/i194/1002/7c/9f8aeb4ec457.jpg  http://i021.radikal.ru/1002/42/1961b8009129.jpg

Ангел,играющий на музыкальном инструменте и молодой воин.

http://s47.radikal.ru/i116/1002/0d/1686266c3233.jpg   http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/9db9beada1de.jpg

Король и Дева

http://s56.radikal.ru/i152/1002/4f/f54b8c2d5249.jpg   http://s002.radikal.ru/i200/1002/92/a72f9393b7c0.jpg

Тема рыцарства и войны.

http://s55.radikal.ru/i148/1002/90/6b42fafefe93.jpg   http://s003.radikal.ru/i203/1002/59/9a96bd1911a2.jpg

http://s59.radikal.ru/i166/1002/88/8648f6332673.jpg   http://s006.radikal.ru/i213/1002/83/02831e5ba577.jpg

Собор примечателен своим фасадом.Здесь можно увидеть Ричарда I, Иоанна Безземельного, Генриха III и Эдуарда I Длинноногого.
А так же библейскиех персонажей и средневековых святых.

http://s001.radikal.ru/i195/1002/ae/ba45b9a7f83b.jpg   http://s006.radikal.ru/i215/1002/04/ac7582b0ec99.jpg

Среди древних сокровищ собора − рельеф с изображением Архангела Гавриила, датируемый VIII веком и найденный только в 2003-м
Норманнский собор на месте саксонской церкви был возведен, в основном, стараниями епископа Роджера де Клинтона. Дело его продолжил Уолтер де Лангтон (1296-1321), казначей Эдуарда I

http://i015.radikal.ru/1002/b6/8c82a04870be.jpg   http://s003.radikal.ru/i201/1002/8c/8fd2f03f81b1.jpg

Отредактировано Regina (2010-02-26 01:26:19)

+6

29

Солсберийский собор (Salisbury Cathedral) — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века.

http://s48.radikal.ru/i120/1003/81/832d9b3065f6.jpg

123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

http://s006.radikal.ru/i213/1003/af/cbb0432fba91.jpg  http://s39.radikal.ru/i084/1003/3c/9d4484f85b99.jpg

Ричард Пур, епископ Солсбери, приказал заложить собор на заливном лугу реки Эйвон, когда жители древнего поселка с церковью на холме Олд-Сарум вынуждены были в 1220 г. покинуть его. Собор строили из песчаника, добываемого в окрестностях Чилмарка. В лучах солнца камень приобретает серебристый оттенок, а в облачную погоду кажется призрачно-бледным.
Чрезвычайно высокий шпиль, который выглядит устойчивым, на самом деле является наименее укрепленным во всей Британии – фундамент собора уходит всего лишь на 5 метров в рыхлую каменистую почву. Верхушка шпиля на 75 см отклоняется от оси....

Витражи собора

http://s58.radikal.ru/i160/1003/34/320b8c17944f.jpg  http://s003.radikal.ru/i201/1003/75/852864de2c53.jpg

http://s58.radikal.ru/i160/1003/3d/b4621b0fd0be.jpg  http://s39.radikal.ru/i083/1003/64/8fc6b849d61c.jpg

http://s59.radikal.ru/i164/1003/07/685e67166fda.jpg http://s004.radikal.ru/i206/1003/82/ec6aa321891a.jpg

http://i082.radikal.ru/1003/fc/36627820f009.jpg  http://s40.radikal.ru/i087/1003/56/005538a6cf5b.jpg

http://s57.radikal.ru/i155/1003/7d/0d236697a666.jpg  http://s47.radikal.ru/i115/1003/8f/a9abdeca512e.jpg

http://s43.radikal.ru/i100/1003/42/c2387f9552b1.jpg  http://i002.radikal.ru/1003/fa/09a31d0bae1f.jpg

собор в Солсбери очень много раз реставрировали. Некоторые критики говорили о том, что такие работы не оправдали ожиданий. Однако, архитектура и внешний вид собора остались практически в прежнем виде.

http://i014.radikal.ru/1003/dc/fbd24cebaaf7.jpg

+4

30

Жемчужиной Кельна является собор святого Петра и Марии. Если смотреть на него с Соборной площади, то поражает его строгий и широкий фасад, а башни будто хотят коснуться неба.

По узкой винтовой каменной лестнице, преодолев 509 ступенек, можно подняться наверх и с высоты около 100 метров оглядеть старый город и крышу собора.

В вечернее время собор производит потрясающее впечатление, которое объясняется его расположением и зелеными отблесками подсветки на черном камне.

История Кельнского собора св. Петра и Марии восходит к римской эпохе, а здание, которое стояло на этом месте раньше, было построено еще во времена Карла Великого. Именно в ту, раннюю церковь были помещены реликвии волхвов, - "трех святых королей", как принято здесь говорить, которые являются сокровищем собора.

В начале XIII века родилась идея построить собор, подобный французским, но превосходящий их по размерам и красоте. В 1248 году был заложен первый камень. В 1560 году было завершено строительство хора, портала и южной башни. Все пространство было подведено под крышу, и стало возможным проводить церковные службы.

В 1842 году по инициативе короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV работы были возобновлены. Благодаря таланту архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен, и в 1880 году строительство завершилось.

Во время последней войны бомбардировки нанесли сооружению ущерб. Он еще не восстановлен целиком. Следует добавить, что здание собора страдает от загрязнения воздуха, но все это не делает его менее прекрасным. Великолепны витражи в хорах! Некоторые сохранились с 1280 года.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+4