SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О животных в темные века

Сообщений 1 страница 30 из 61

1

:suspicious:
Кошки в средневековье

Одно из самых ранних изображений кошки в европейских рукописях, около 1170 года. Английский бестиарий.

http://i025.radikal.ru/0911/f8/c95c19bf54e9.jpg

В своде законов 936 г. короля Уэльса Хоуэла Доброго существовали положения, свидетельствующие о том, сколь велико было значение кошки в то время.
За убийство или кражу кошки было введено следующее наказание: убитое животное вешали за хвост, а виновный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы она вся полностью была покрыта зернами. Потом всю пшеницу отдавали хозяину.

Из рукописи.Последняя четверть XII века.

http://i004.radikal.ru/0911/d2/894b76dd35f5.jpg

Из английского бестиария середины XIII века.

http://s47.radikal.ru/i116/0911/47/45f82634ceac.jpg

Англия, XIV век.

http://s12.radikal.ru/i185/0911/47/88aeb610a95f.jpg

В качестве мышеловных зверей кошек держади разве что в богатых монастырях и религиозных общинах с крепкими традициями, в деревнях с дератизацией прекрасно справлялись ласки и хорьки.

Абердинский бестиарий. Англия, рубеж XII-XIII веков.

http://s39.radikal.ru/i083/0911/95/6860c272e5e7.jpg

Вопреки своему традиционному демоническому ореолу, кошка в качестве обличия дьявола в раннехристианскую пору фактически отсутствует; первый известный пример такого рода — в истории из «Жития св. Григория» Иоанна Диакона, где кот фигурирует в череде обличий, сменяемых демоном во сне монаха.
Некий монах, «сотворив молитву, заснул» — и тут ему «явился демон в обличии кота и, напав на него, начал его рвать когтями. Отогнав его молитвой, он предался сну.

Происхождение миниатюры неизвестно,но здесь таки животина дьявольская. ;)

http://i027.radikal.ru/0911/2e/0c646b6a5075.jpg

Формированию демонической репутации кота в эпоху Средневековья немало способствовало звуковое сходство его названия в европейских языках (Katze, cat, chat) с именованием приверженцев еретического движения катаров.

http://i009.radikal.ru/0911/f5/54543e97f04e.jpg

В XIII в. в ходу была история о том, как св. Доминик, проповедовавший в 1206 г. в Лангедоке против катаров, изгнал из девяти еретичек дьявола в облике огромного, совершенно черного кота.
Эту историю передает и «Золотая легенда»: в момент изгнания Домиником дьявола из группы еретичек «из самой их середины выскочил ужасный кот, величиной с большую собаку, с огромными горящими глазами и длинным, широким и кровавым языком. Поносившись среди женщин взад-вперед... он исчез, оставив после себя жуткую вонь. И женщины возблагодарили Бога и были обращены в католическую веру»
(Якоб Ворагинский. Золотая легенда: Житие св. Доминика).

http://s16.radikal.ru/i190/0911/e1/670e2947f52e.jpg

Чёрное время для котов, прежде всего, чёрных, начинается в 1233 году, когда папа Григорий IX издаёт послание Vox in Rama, адресованное архиепископу Майнцскому, епископу Хильдесхаймскому и Конраду Марбургскому. Послание, вообще-то, было направлено против катаров, а коты попали под раздачу за то, что именно в образе "чёрного кота размером со среднюю собаку" катарам якобы являлся дьявол.

http://s48.radikal.ru/i119/0911/ec/51a5c51c99fa.jpg

Массового убийства кошек, как принято считать, не было: "Согласно сведениям, собранным в базе данных о ведовстве учеными Эдинбургского университета, с 1563 по 1736 г. в Шотландии были обвинены в ведовстве 3837 человека (имена 3212 из них известны).  84% обвиняемых составляли женщины, 15% - мужчины.
Сведения о помощниках (обычно котах) зафиксированы только в девяти случаях .
("Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI XVIII веках" составитель Н. Горелов)

http://s48.radikal.ru/i121/0911/cc/b80ab62cf98c.jpg

http://s40.radikal.ru/i087/0911/00/98d605ab6233.jpg

http://s60.radikal.ru/i167/0911/62/1c528e260b1d.jpg

Франция, середина XV века.

http://i025.radikal.ru/0911/9a/5ab0a7d45d45.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/651528/post97307533/

Отредактировано иннета (2011-01-18 21:04:56)

+11

2

иннета написал(а):

Не знаю в какую тему это можно притулить. Пусть тогда здесь висит что ль...

Телепатия!!!!
Нам тут нужна тема про домашних животных в средние века. И этот вопрос только ты можешь осветить во всей полноте!
Породы собак какие были, где и когда.
Можешь такую инфу найти? Будет классно!

0

3

В качестве мышеловных зверей кошек держади разве что в богатых монастырях и религиозных общинах

Интересно, что же еще делали кошки в то время, и почему  англичане их так любили? У них ведь даже приметы  были связаны с ними разные. Например:
"Если черный кот перебежит дорогу - к богатству и счастью" ;)

Отредактировано Marion (2009-11-12 22:27:31)

0

4

milka написал(а):

Можешь такую инфу найти?

Инфу искать особо и не надо. Про породы собов, что были тогда я знаю.
В теме "Стихи о животных" притулено чуток  о той самой породе соб, которые шли по следу шервудцев в РОС. ^^
Искать надо изображения, желательно средневековые, а это проблематично весьма. http://www.kolobok.us/smiles/artists/just_cuz/JC_thinking.gif

Отредактировано иннета (2009-11-12 21:50:41)

0

5

иннета

А спаниели тогда точно были?  Точнее предки современных англ. рыжих спаниелей.

0

6

Marion написал(а):

А спаниели тогда точно были?

Ох. Как-бы получшее объяснить... В общем можно сказать, что были и относили их к собакам, применимым в охоте. 
Только вот внешне они и близко ни походили на современный вариант. http://www.kolobok.us/smiles/standart/pardon.gif 
В Европе в средневековых книгах об охоте, ну допустим, «барсучьими» -  называли собак, которых использовали для травли барсука в норах.
Внешние черты породы не прослеживались. Да и кому это было особо нужно? 
Вот сейчас используют название  «кроличья собака». Название сие применяют к большой группе и относят к собакам разных пород, которых используют для охоты на кроликов(здесь и такса, и терьер).
Так и тогда было.

+2

7

1

0

8

иннета написал(а):

Искать надо изображения, желательно средневековые, а это проблематично весьма

А они найдутся, у нас же телепатия!
Главное начать :)
Нужная тема!

0

9

Позволю себе отойти на шаг от основной темы, ибо речь здесь пойдёт не только о домашних животных. ;)

Миниатюра «Бестиарий»
(кон. 15 в., Национальная библиотека, Париж)

http://i013.radikal.ru/0911/5a/b41e02e3f681.jpg

Бестиарий – это сборник с описаниями внешнего вида и повадок некоторых животных.
Каждый рассказ сопровождается аллегорическим истолкованием – религиозной или моральной максимой, которую можно извлечь из повадок либо облика того или иного зверя.
Средневековые бестиарии, писавшиеся как на латинском языке, так и на местных языках тогдашней Европы восходят к греческому сочинению «Физиолог»

Миниатюра «Волки»
(ок. 1230, Британская библиотека, Лондон)

http://s60.radikal.ru/i168/0911/8a/446c8a601da3.jpg

Вверху – волк с волчатами; внизу – человек снял с себя одежду, зная, что волк не нападет на обнаженных людей, он стучит камнем о камень: это еще один способ отпугивать волков. Согласно «Этимологиям» епископа Исидора Севильского (ок. 570–636), у волков, «как и у львов, сила их в ногах, и кого волк прижмет ногой, тому не жить. … Сельские жители говорят, что человек лишается голоса, если волк первым заметит его присутствие. Как только волк почувствует, что его заметили, он оставляет свирепую дерзость… %-)

Миниатюра «Пахота на волах»
(10–12 вв., Британская библиотека, Лондон)

http://i035.radikal.ru/0911/10/97ae1e37862f.jpg

Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» не делает разницы между волами и быками и пишет о них так: «Исключительна любовь быков к собратьям. Ведь один ищет другого, с кем привык тянуть плуг в одной упряжке, и если случайно лишится товарища, частым мычанием выражает нежную привязанность к нему».

Миниатюра «Еж»
(1300, Национальная библиотека, Копенгаген)

http://s53.radikal.ru/i140/0911/7b/54f62ea28f86.jpg

Рассуждение «Физиолога» о еже: «Фисиолог сказал об еже, что (это) животное малое, (форму имеющее шара,) все усеянное иглами.
Добывает же оно корм себе так: идет в виноградник и восходит на гроздь, и срывает виноградины, и бросает на землю, и бросается (сам) на спину, и насаживаются виноградины на иглы его, и несет (он их своим) детям, и оставляет грозди пустыми на лозе. :canthearyou:
http://lectures.edu.ru/default.asp

+8

10

иннета написал(а):

В общем можно сказать, что были и относили их к собакам, применимым в охоте.

Спасибо. Нуу, современный вариант (английский) да. А уж американский...
А вот что пишут именно об английских коккерах:
"Считается, что порода сформировалась в Испании, где была известна уже в 14 веке" .
Т.е. это тоже эскпорт, как персидские кошки.
Вообще, интересно было бы узнать какие породы особенно были популярны у средневековых рыцарей и королей.
И какие были выведены уже в 12 - 14 веках (если были).

0

11

о! Я нашла о чисто английской породе!

Это Бигль.
"Бигль - самый маленький представитель английских гончих.
Его далекие предки были завезены на Британские острова норманнскими завоевателями. Первоначально порода называлась "Pocket Beagle" (карманный бигль) так как охотники перевозили этих собак в сумках, прикрепленных к седлу. В те времена бигли были очень маленькими, некоторые особи имели размер не больше 25 см. ()".
Мини - энциклопедия "Собаки".

Современный, правда, пес.

увеличить

Отредактировано Marion (2009-11-13 21:51:41)

+4

12

Собака (canis)

http://s11.radikal.ru/i184/0911/5b/af09cd5b38aa.jpg

http://i022.radikal.ru/0911/a2/4000b5c9ed0a.jpg

Не может жить без человека. Умеет затягивает свои болячки языком. Если приложить молодую собаку к человеку, он излечится от внутренних ран.
Если собака, держащая во рту кусок мяса, переплывает через реку, то она непременно бросит ношу, ибо, увидев отражение мяса в воде, кажущееся более крупным, захочет взять его. Собаки способны изобличать убийц своих хозяев, показывая на них в толпе. Когда тело одного казненного римлянина бросили в реку, его собака бросилась за ним и стала поддерживать на воде. Если собака пересечет тень гиены, то потеряет голос.

Агнец (agus, aries) отличается тем, что способен распознать (agnoscat — познать) голос своих родителей среди блеянья всего стада.

http://i009.radikal.ru/0911/4b/cb4dc481dfc3.jpg

http://i040.radikal.ru/0911/c3/04cbeab68efd.jpg

Миниатюра «Агнец Апокалипсиса»
(14 в., Британская библиотека, Лондон)

http://s60.radikal.ru/i170/0911/f0/a359932009a1.jpg

На миниатюре из французской книги Откровения Иоанна Богослова изображен агнец с семью глазами и семью рогами, означающих семь даров Святого Духа.
Так в Откровении Иоанна Богослова представлен Христос: «И увидел я, что посреди престола и четырёх живых существ и посреди старейшин стоит агнец, как бы закланный, с семью рогами и семью глазами; глаза эти означают семь духов Бога, посланных во все концы земли»

Пчелы (apes, abeille)

http://s02.radikal.ru/i175/0911/5e/da0a56a945d5.jpg

http://i029.radikal.ru/0911/6c/23374f34f3b0.jpg

Появляются на свет в виде червяков, копошащихся внутри мертвого скота (чаще всего быков). Отрастив крылья, червяки превращаются в пчел — маленьких птиц, живущих дружным сообществом.  o.O Наиболее благородный из них избирается королем. Пчелы воюют друг с другом и делают мед.
Законы их государств основываются на обычаях. Правопорядок строится на сознательности: пчела, совершившая преступление, жалит саму себя до смерти.
Эти твари боятся дыма и возбуждаются шумом. Каждая из них выполняет особую работу: носит в улей еду, следит за дождем, собирает росу и сбивает из нее мед, либо добывает воск из цветов.
(из описании Исидора Севильского и  Плиния Старшего) 
http://www.mirf.ru/Articles/art2022_2.htm
http://lectures.edu.ru/default.asp

+10

13

Marion написал(а):

Вообще, интересно было бы узнать какие породы особенно были популярны у средневековых рыцарей и королей. И какие были выведены уже в 12 - 14 веках (если были).

Отвечаю сразу и пока без подробностей.
Были: Ирландский волкодав, Бладхаунды(кровяная гончая) и аланы (догообразные куда входят мастифы)

0

14

Иннета.
Спасибо  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif 
А английские сеттеры были?
Просто тут в той же энциклопедии пишут, что они "появились примерно в XIII веке".  :unsure:
Ждем подробностей :)

0

15

Marion написал(а):

А английские сеттеры были? Просто тут в той же энциклопедии пишут, что они "появились примерно в XIII веке"

Не было. Энциклопедию ф топку, брехня ибо там. :angry:
Порода берёт начало в конце 18 - нач.19 вв.

Тема домашних любимцев, п.212.
Там много инфы по собакам интересующего нас периода.

+1

16

иннета написал(а):

Тема домашних любимцев, п.212.

иннета написал(а):

http://i016.radikal.ru/0910/1f/8c85497b6777.jpg

Об английском мастифе:

"...Кельтская мифология бедна упоминаниями о боевых собаках, но это с лихвой компенсируется восторженными отзывами римских военных историков периода Галльской войны, впервые столкнувшихся с боевыми псами британских кельтов - бриттов. Фалискус в своих воспоминаниях называл этих собак «бритон» и писал буквально следующее: «Стоит предпринять тяжелейшее путешествие к далеким берегам Британии только за тем, чтобы увидеть собак местной породы, по силе и свирепости превосходящих всех собак, известных нам». Первые встречи римлян с бритонами происходили на вересковых полях Южной Англии, где эти свирепые звери бросались на закованных в железо легионеров наравне с хозяевами.

Римляне, умевшие ценить мужество в противнике, немедленно организовали доставку британских боевых псов в метрополию, благо могли перемещаться, в отличие от финикийцев, сухим путем. Именно в Риме подобные собаки получили свое название «мастиф» и завоевали известность как непревзойденные четвероногие гладиаторы на цирковых аренах. Но конечно, эти собаки были лишь звеном на пути к современному английскому мастифу, и им предстояло пройти почти двухтысячелетний путь, изменяясь, совершенствуясь, а порой и теряя какие-то свойства, чтобы превратиться в современную породу.

http://s53.radikal.ru/i140/0910/ff/e04ad748cb1e.jpg

Когда последний римский легионер покинул остров - началось вторжение саксов - германских племен, которые также привезли в Британию своих боевых и сторожевых собак, слившихся с аборигенными. Огромные, свирепые сторожевые псы, получившиеся в результате скрещивания и последующего утилитарного отбора, назвались costog. У саксов существовало несколько типов боевых и сторожевых собак: costog kyn - собака короля, животное, отличавшееся особым ростом, свирепостью и силой; costog oi emul oi anos pan funa - разновидность крупной овчарки, близкой к современным прамолоссам горного типа; costogaidd - цепная сторожевая собака; gafaelgi - собака-«хвататель», четвероногий костолом для травли и охоты на крупного зверя.

В IX веке в королевских уложениях Ховела Доброго, правителя Уэльса, впервые после ухода легионеров появляется название «мастиф», позаимствованное у римлян.
Мастиф IX века описывался как крупная разновидность gafaelgi черного окраса, употребляемая для воинской службы, надзора за рабами и охоты на крупного зверя.
Согласно хроникам, сильный, бесстрашный мастиф считался на охоте равным по эффективности своре из 20 борзых и гончих - именно такова была цена за подобную собаку при обмене.
Боевые мастифы приравнивались к двум пешим легковооруженным воинам и были недоступны простолюдину: за содержание подобной собаки назначался налог в пользу королевской казны.
С 1066 года Британия попадает под владычество норманнов.  Норманнская знать, установившая тесные отношения с материком и образовавшая новую аристократию островного королевства, способствовала массовому ввозу «алано» - европейского охотничьего мастифа, представлявшего собой несколько разновидностей травильных собак с различной долей крови древних догов Востока.
Подобная собака легко могла догнать и убить королевского оленя в заповедных лесах, поэтому король Генрих III принял жестокий закон об охране дичи, предписывающий лесничим ежегодно проводить «ревизию» мастифов, принадлежавших простолюдинам.
Собак при этом калечили: отрубали по три когтя на каждой передней лапе. Считалось, что эта чудовищная процедура не мешает собакам выполнять функции сторожей, но полностью исключает возможность преследования королевских ланей.
Помимо этих собак, существовала и старая боевая разновидность мастифа, доставшаяся норманнским феодалам от саксов. Этих собак называли старым саксонским словом «бэндог». Традиционно они охраняли исключительно богатые усадьбы и были преимущественно черного, бурого, серого и темно-тигрового окраса, делавшего их малозаметными в темноте.

«Реабилитация» подвергавшихся варварскому обращению мастифов произошла в период правления Генриха V. В битве при Азенкуре (1415 г.), на территории Франции, пал от ран сэр Пирс Ли, владелец замка Лайм Холл.
Сопровождавшая его сука мастифа сражалась рядом с телом истекающего кровью рыцаря с французской пехотой до подхода английских солдат.
Поступок этот произвел на короля столь сильное впечатление, что он распорядился отправить собаку вместе с телом хозяина в Англию и оказать ей воинские почести наравне с отличившимися в битве солдатами. Эта собака и  считается прародительницей знаменитой  линии «Лайм Холл». Потомки собак из этого питомника были живой легендой для заводчиков, и доля их крови есть в каждом современном мастифе.

+3

17

/

увеличить

+4

18

Sebastiano Lazzari.

увеличить

Отредактировано Мария Мирабелла (2009-11-14 09:52:12)

+2

19

Плюсы за статью об английском мастифе ставьте, плиз, автору статьи.

0

20

иннета написал(а):

Не было. Энциклопедию ф топку, брехня ибо там.

Бу. Зачем же так круто? В топку :) Там  же ведь и о биглях было...
Значит, в 18 - 19 веках появилась эта порода? Будем знать. Спасибо :)

0

21

http://s46.radikal.ru/i112/0911/15/f19a790b1277.jpg

В конце 13 века профессор Сорбонны, доктор богословия, «доктор обоих прав» (так тогда называлось, т.е. церковного права, канонического, и светского римского), а еще к тому же великий инквизитор Франции Этьен де Бурбон отправился на юг Франции инспектировать состояние умов, весьма зараженном ересью катаров, или альбигойцев.
Надо сказать, что инквизиторы, как правило, были людьми весьма образованными и не надо их представлять в виде следователей гестапо или НКВД, которые стучали кулаком по столу и кричали что-то типа: «Колись мерзавец! Хулил ли ты Господа нашего и Пресвятую Деву?!».
Вопросы они задавали самого общего порядка, чтобы выяснить отношение к святости, к браку, ко многому другому.
И вот в одной из местностей Франции, в местности Домб, это близ Лиона, Этьену де Бурбону крестьяне местные сказали, что один из самых популярных местных святых - Святой Генефор.
Этьен де Бурбон  удивился - он не слышал никогда о таком святом.
Но в этом удивлении не было ничего особенного: кроме признанных римской курией общекатолических святых, а до раскола церкви - общецерковных святых, существовали еще и местные святые, которых церковь в принципе допускала, хотя и с определенной осторожностью.
Инквизитор стал расспрашивать, и выяснилось, что этот святой - покровитель младенцев.

http://i060.radikal.ru/0911/cb/5ece13d37de6.jpg

Если заболевали дети, но только грудные дети, их приносили и клали на надгробную плиту.
Если не было долгое время в какой-то семье детей, то их можно было вымолить, молясь непосредственно на этой плите.
Немолодые замужние крестьянки лежали на надгробной плите в позе распятья.

http://i005.radikal.ru/0911/21/1fa0f6ce1399.jpg

В подобных рассказах тоже ничего удивительного для инквизитора не было – такое обращение к Богу в 13 веке было очень распространено в западном католическом мире. Но он продолжал расспрашивать, и тогда его отвели к развалинам замка в этой местности, показали плиту-надгробие, где был захоронен Генефор и на которой было написано: «Здесь лежит Генефор». И затем ему рассказали историю...

http://i048.radikal.ru/0911/e6/2fcf4e20dcdf.jpg

История такова. У рыцаря, владельца замка, был борзой кобель по кличке Генефор( примечание:  Дирхаунд,так раньше называли собак такого типа, как ирландский волкодав).
А еще у этого рыцаря был сын – грудной младенец. И вот, в один далеко не прекрасный день, в замке произошло следующее.
Не будем при этом забывать, что в отличие от того, что мы привыкли видеть в кино или читать в книгах, старинные замки, еще не перестроенные, это вроде огромной избы, правда, высокой и каменной, но с одним общим помещением. В этом помещении и была колыбелька наследника. Кормилица куда-то ушла и остался только пес Генефор, под этой самой колыбелькой. И вот откуда ни возьмись, появился огромный змей, даже не змей, а скорее дьявол, потому что вряд ли в 13 веке в южной Франции  водились анаконды – это очень сомнительно (снова примечание: тут есть несколько версий, по однойт из них - это был волк.)
Змей кинулся на младенца с прямым намерением его сожрать. Но вступился пес и разорвал в клочья этого негодяя-змея. Колыбелька опрокинулась, ребеночек выпал. Привлеченная шумом, вбежала кормилица и увидела страшную сцену: пустую колыбельку и перемазанную кровью морду собаки, она в крик, рыцарь с обнаженным мечом влетает в помещение… ну и дальше, как в стихотворении – «она (собака) съела кусок мяса», то есть змея, «он (рыцарь) ее убил».
Начинают убирать труп собаки, а также ошметки того самого зла(змей или кто там был %-) ), и вдруг обнаруживают младенца, который просто скатился под лавку и спал так крепко, ангелочек, что даже не проснулся.
Оглядывая все это, рыцарь с ужасом понял, что убил защитника своего сына.
Он пришел в глубочайшее раскаяние, «ямку закопал и надпись написал»: «Здесь лежит Генефор».
И вон туда, привлеченные чудесной историей, потянулись молодые матери и молодые женщины, еще не имевшие детей.
Высокообразованный инквизитор пришел в состояние неописуемого ужаса: ведь это с богословской точки зрения абсолютно невозможно – святой есть посредник между Богом и людьми, к нему обращаются с просьбами, он передает их Богу. Но у собаки, вообще у животного, нет бессмертной души, поэтому она не может у престола Господня вилять хвостиком и лаем за что-то просить. Это невозможно. Но невозможно для кого? Для Этьена де Бурбона, профессора и дважды доктора. А для крестьян и крестьянок понятие души было совершенно иным, граница между миром людей и миром природы была совершенно иной, – это другая вера.

Заметим, что история эта была рассказана и исследована современным французским историком Жаном-Клодом Шмиттом в его книге «Генефор – святая борзая».
Он проследил эту легенду и выяснил, что, несмотря на строжайшие церковные запреты, детей продолжали приносить на эту плиту вплоть до начала 20 века. :idea: 
Сколько всего произошло, столько поменялось за 700-800 лет, а крестьянки так же лежали на этой плите, как и прежде.
При этом они вполне искренне ощущали себя христианами.
("Вера средневековья" Кандидат исторических наук, доцент, специалист по истории западноевропейского Средневековья Д.Харитонович)
http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=12113
Такая же собака на охоте.

http://i051.radikal.ru/0911/98/468a974a08f1.jpg

+8

22

Утка (anas, ans) — птица, обитающая у берегов Понтийского моря. Питается ядом из воды, по причине чего их мясо не пригодно в пищу.
Впрочем, из крови уток делают противоядие. Есть и другой вид уток, которые постоянно плавают. Их мясо питательно.

http://s42.radikal.ru/i096/0911/8c/11ee85d3ae4a.jpg

http://i044.radikal.ru/0911/3b/5115a1c990c7.jpg

Петух (gallus) — птица настолько умная, что знает время, когда ей следует кукарекать. Греки обычно кастрировали своих петухов.
Белые петухи настолько величавы и горды, что их боятся даже львы. o.O

http://i017.radikal.ru/0911/51/f13916cc7be6.jpg

http://s40.radikal.ru/i089/0911/71/53aa19ec37c2.jpg

Вороны (cornix) живут в браке друг с другом долгие годы. Если самец умирает, самка больше никогда не выходит замуж.
Вороны предсказывают дождь, будущее и засады на дороге.

http://s43.radikal.ru/i099/0911/19/c7aa31f2ec40.jpg

+5

23

В средние века в Европе было три типа борзых: очень крупные с густой, длинной или жесткой шерстью, короткошерстные и мелкие, типа современных левреток или уиппета.

http://i064.radikal.ru/0911/b7/1625262a5ff7.jpg

На юге Восточной Европы разводили борзых, напоминающих современных тазы или салюки.
Для охоты на кабанов, медведей и других опасных животных борзых часто скрещивали с аланами, крупными догообразными собаками.

http://s42.radikal.ru/i097/0911/9c/6a47fc8311f8.jpg

Гончие же преследовали и искали раненого зверя по кровяному следу.

http://i011.radikal.ru/0911/a5/5f7d73f1b3e2.jpg

В Англии, кроме борзых и гончих также было много догообразных, среди которых своим громадным ростом и силой выделялись борхаунды, предназначенные для охоты на кабана, и мастифы.
Догообразные собаки культивировались и для травли быков - излюбленного зрелища жителей средневековой Англии.

Борзых, гончих и крупных догообразных собак по законам того времени могли держать только аристократы.
У простолюдинов же были только беспородные пастушьи собаки, помеси и уроды, выкинутые с господских псарен.
(Происхождение пород собак, история собачьих пород, породообразование, классификация пород собак- Калинин В.А.)

http://s61.radikal.ru/i171/0911/bb/a901f5a98986.jpg

http://s49.radikal.ru/i125/0911/eb/fa286b274db6.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/0911/71/e44954371af5.jpg

http://s59.radikal.ru/i166/0911/28/d2fb58b61fdc.gif

http://i012.radikal.ru/0911/05/1f66b6b2950f.jpg

Преданность собак описана в исландских сагах (сага об Олафе Тригвессоне), в легенде об огромном псе короля Артура Кавале.
Повсеместно на континенте большим почетом пользовались охотничьи породы собак. Питомники для их разведения создавались при многих знатных домах.
Своры насчитывали сотни, а то и тысячи псов. Ценились такие собаки наравне с рабами.
Спутник благородных рыцарей, пес и сам считался существом не менее благородным.
Во Франции 12 в. известна история пса, выступившего обвинителем убийцы своего хозяина и доказавшего свою правоту в поединке, как истинным дворянин.

http://i058.radikal.ru/0911/84/dfb25f172c52.jpg

Черных собак, как и черных котов, считали воплощением дьявола.
Эта средневековая легенда дожила до 18 в., когда в трагедии И. Гете «Фауст» Мефистофель является в обличье черного пуделя.
В средние века начинается история одной из самых легендарных служебных пород — собак из монастыря Святого Бернара на крутом альпийском перевале(порода санбернар)

Вот здесь та самая гончая из серии Злейший враг.

http://i012.radikal.ru/0911/d4/b0811c4b0edb.jpg

+8

24

Ещё средневековочные коши.

http://i045.radikal.ru/0911/1c/e0ee75582a38.jpg

\http://s56.radikal.ru/i154/0911/82/0040e5348c3e.jpg

http://i005.radikal.ru/0911/5b/75b9ae46a96c.jpg

http://i021.radikal.ru/0911/a5/14d6f099037b.jpg

Отредактировано иннета (2010-10-05 04:28:15)

+5

25

Небольшое отступление от темя, но у ж сильно иллюстрации понравились :)

Иллюстрации из средневековых бестиариев (некоторых без подписи и не опознать :D )

http://i013.radikal.ru/0912/7b/1d33d53689b1.jpg

Леопард  :crazyfun:

http://i072.radikal.ru/0912/30/5bc6dc41d81e.jpg

Бестиарий из Ворксопа. Львы возращают к жизни своих детенышей. Около 1187 г.

http://s50.radikal.ru/i127/0912/a1/d5f1fbd5cadf.jpg

Козы. 1200-1210.

http://s56.radikal.ru/i154/0912/d4/8f5187ec2a29.jpg

Кошка, мышь и горностай. Около 1170 г.

http://s55.radikal.ru/i150/0912/4a/8dd26c890719.jpg

+6

26

В продолжение темы о кошках :)

     Один из мифов распространяемых сочинителями ужасных историй о Темном Средневековье формулируется примерно так: "В светлой античности веселые греки и римляне радовались жизни, занимаясь просвещением и мытьем в термах. Но все изменилось с приходом христианства: фанатичные христиане устроили в Европе кошачий геноцид, уничтожая ни в чем не повинных котов, что привело к массовому распространению крыс, являющихся переносчиками заразных заболеваний. Кроме того "христиане не мылись", и поэтому (трепещите, эпидемиологи!!! - чума смывается мылом!) Европу неразлучно сопровождали эпидемии чумы и холеры, регулярно выкашивающих население. Поэтому, дескать, христианство виновно в геноциде"
    Так, в статье Абсентиса: "Звери Диавола. Священная война Инквизиции", утверждается, что кошек уничтожали в массовых количествах!
    Но давайте для начала обратимся к одним из самых надежных исторических свидетельств - картинам. Судя по картинам, коты умудрились побывать:

при Благовещении

http://s59.radikal.ru/i166/1001/35/c4554807bc14.jpg

на Тайной Вечере

http://i057.radikal.ru/1001/95/7c31e4bc111e.jpg

при Рождестве Спасителя

http://s15.radikal.ru/i189/1001/eb/be4e2cae4333.jpg

и посидеть у ног Иисуса Христа в Эммаусе

http://s47.radikal.ru/i115/1001/8c/6777de6fefe0.jpg

     И в "темное средневековье" и в самое безумное время охоты на ведьм, кошки изображались на картинах, на которых они занимаются стандартным кошацким делом: тырят еду с кухни, шкодят с предметами обихода, лаются с собаками и служат предметом для поглаживания:

http://s09.radikal.ru/i182/1001/db/b1f9a8753972.jpg

http://s40.radikal.ru/i089/1001/56/c61f885c537b.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/1001/b2/4cad44611e2a.jpg

http://i077.radikal.ru/1001/ae/4c33aecb5e47.jpg

    При этом зловещих инквизиторов жадно тянущих к ним свои кровожадные руки, почему-то не наблюдается.
    Наоборот, Босх, считающийся даже у самых отъявленных скептиков тру-художником, изображает кота в раю "при исполнении служебных обязанностей".

http://s07.radikal.ru/i180/1001/fb/a0f833f4e308.jpg

        Те факты, которые приводит Абсентис, являются единичными и не отражают истинной картины того времени: предрассудки были, конечно, но не до такой степени, чтобы можно было говорить о массовом кошачьем истреблении.
       Тут надо сделать одно весьма важное замечание: даже по представлениям суеверных невежественных крестьянок, не звери сами по себе были помощниками ведьм, а духи, принимающие облик животных.
          В Бытии описано, что весь тварный мир был сотворен Богом ("И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо." (Быт 1 ,21)) - поэтому мысль об изначальной "испорченности" какого-то животного - неприемлема для христианства.
        Судя по протоколам процессов, не только кошки выступали в роли помощников ведьм , но и другие представители фауны : собаки, овцы, свиньи, и даже хорьки.
Причем важно отметить, что одним из главных средств передвижения у ведьм и одним из популярных воплощений самого дьявола были… козлы - и поэтому для охотников на ведьм логичнее было бы истребить всех козлов (тем более что это было бы намного легче сделать) что лишило бы ведьм возможности летать на шабаши, а дьяволу труднее было бы воплощаться - однако никаких известий ни о козлином, ни о собачьем, ни об овечьем, равно, как и о кошачьем геноциде также не известно. Кроме того, есть и другое свидетельство против версии Абсентиса. Как оказывается, вера в животных, ведомых дьяволом, была распространена там, где охота на ведьм была весьма слабая (В Англии около 1000 сожженых ведьм за полтора столетия), и, наоборот, в Германии (стране самого массового разгула охоты на ведьм) ведьмы общались в основном с суккубами и инкубами, а не с кошками и собаками.
      "Одна из характеристик, отличающих английские представления о ведовстве от континентальных, - наличие "помощника", мелкого демона в облике небольшого животного, чаще всего кошки или собаки, иногда кролика, жабы, хорька, мыши или даже мухи или пчелы, но обязательно такого, которое можно встретить в английской провинции. Помощников не следует путать со всевозможными животными, облик которых издревле принимал дьявол, являясь людям. Его любимое воплощение - козел, но в рассказах об убийстве при помощи колдовства, распространенных в Европе с незапамятных времен, фигурируют чуть ли не все животные, которым приписываются какие либо зловещие черты. Помощники же осуществляли постоянную связь между дьяволом и ведьмой" ("Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI - XVIII веках". составитель Н. Горелов)
      Более того, даже в тех странах, где охота на ведьм была связана с животными, сами животные были замечены в ничтожном количестве процессов:
"Согласно сведениям, собранным в базе данных о ведовстве учеными Эдинбургского университета, с 1563 по 1736 г. в Шотландии были обвинены в ведовстве 3837 (имена 3212 из них известны). Только в 305 случаях известен исход дела: 205 человек были казнены, 52 оправданы, 27 сосланы, 11 изгнаны из страны, 6 отлучены от Церкви, двое объявлены вне закона, один подвергся публичному позору. Кроме того, 98 удалось бежать. 84% обвиняемых составляли женщины, 15% - мужчины. Сведения о помощниках (обычно котах) зафиксированы только в девяти случаях ." ("Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI XVIII веках" составитель Н. Горелов)
     Итак вера в кошек - помощников ведьм была, но она не имела массового характера, а потому все басни про геноцид кошек - выдумка в лучших традициях Черной легенды о Мрачном Средневековье.

Источник

Отредактировано Vihuhol (2010-01-08 15:45:48)

+9

27

В трактате Гастона Феба(«Книга об охоте» Гастона Феба, графа де Фуа (1331—1391)) имеется глава, названная «Рассуждения об аланах и всей их природе», рассказывающая о собаках.

http://i051.radikal.ru/1001/25/6fe3f594da3d.jpg

«Алан — это природа и манера поведения собак, и одни из них именуются аланами благородными, другие же — аланами, катающимися в грязи ( alans veautres ). Вторые — это аланы-мясники.
Аланы благородные должны быть по сложению точно, как борзые, — во всем, кроме головы, которая должна быть толстой и короткой. 
Алана надо натаскивать больше, чем любое другое животное, потому что он способен причинить зла больше, чем другие. Кроме того, аланы своевольны и легкомысленны по природе и не имеют того здравомыслия, которое есть у большинства других собак.
Если кто скачет на лошади, они охотно гонятся и за ним, и за быками, либо овцами, либо свиньями, либо другой скотиной, или же за людьми, или за другими собаками. Ибо я видел алана, каковой убил своего хозяина.

http://i058.radikal.ru/1001/4c/e9ebfef3e52d.jpg

И во всех отношениях аланы имеют дурные наклонности, и суть самые шальные и легкомысленные изо всех пород собак. И никогда не видел я из них благовоспитанных и кротких, ибо настоящий алан бежать должен как борзая и, кого настигнет, вцепиться должен и держать не отпуская.

Добрый алан должен любить своего хозяина и следовать за ним, и помогать ему во всякой работе, и делать, что он прикажет.
Другая порода аланов — катающихся в грязи — ничем не напоминает по стати безобразных борзых; у них толстые головы, толстые губы и большие уши, и с ними хорошо охотиться на медведей и вепрей.»

http://i068.radikal.ru/1001/28/1b9159682bd3.jpg

Автор рукописи говорит также и о внешнем виде аланов. Сложением эти животные напоминают  датских догов. ' I m до гончих, то их изображают короткомордыми, с длинными ушами, сильными лопатками. На аланов надевались ошейник и намордник.

С гравюры.
http://s06.radikal.ru/i179/1001/26/c1e64019052b.jpg

В XIV в. богатые дворяне стремились сделать охоту настолько роскошной, насколько могли.
Правитель Милана Гюрнабо Висконти (ум. 1395 г.) имел свору в пять тысяч собак для охоты на кабана.
Этот вельможа приказывал карать смертью крестьян, изобличенных в убийстве хоть одного из диких животных. Историк Кампо говорит об этом:
«Я не хочу обходить молчанием жестокость Бернабо и то, как он приговаривал к высшей мере бедных крестьян, поймавших или убивших какого-нибудь кабана. Когда монахи ордена святого Франциска упрекнули его за это, он приказал их убить».
Вельможа этот не выдавал своим управляющим жалованья, пока они не докажут, что казнили какого-нибудь браконьера.
(Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль)
http://www.i-u.ru/biblio/archive/viole_jisn/
http://s13.radikal.ru/i186/1001/0b/e1aa42458756.jpg

+6

28

Свидетельства о раннем приручении кошки не вполне достоверны. Поэтому более осторожные ученые считают, что по-настоящему домашним животным кошка стала приблизительно 4 тысячи лет назад. А до этого жила вблизи деревень на положении полудиком-полудомашнем. Ловила мышей, люди ее не преследовали, а подкармливали. Словом, потихонечку приручали, и это приручение, как ни у одного другого домашнего животного, продолжалось тысячелетия.
...
В Вавилоне домашние кошки появились лишь во втором тысячелетии до нашей эры. Отсюда их завезли в Индию, позднее - в Китай. В Греции, на Крите по крайней мере, в XII веке до нашей эры уже жили домашние кошки. Они встречались редко и высоко ценились: иметь кошку считалось роскошью. Такой же редкостью были кошки и в европейских странах Римской империи. Лишь с началом христианства, когда кошка вдруг из богини превратилась в ведьму, пришел конец эмбарго на экспорт кошек. Их стали в большем числе привозить в итальянские провинции Рима, позднее в Германию, Галлию, Швейцарию и даже в Англию.
...
В конце IV века римский писатель Палладиус советовал в борьбе с мышами и кротами ("вредителями артишоков") заменить домашнего хорька фретта кошкой: она, дескать, успешнее справляется с этим делом. Палладиус впервые ввел в употребление слово "кат-туе" вместо старого латинского наименования кошки "фелис". Полагают, что от "каттуса" ведут начало и английское "кэт", и немецкие "катер" и "катце", и русское "кот".
...
Первые христиане относились к кошке неплохо. В женских монастырях она была единственным домашним животным, которое разрешалось держать. И в мужских монастырях, конечно, жили кошки. Некоторые исследователи полагают, что именно монастыри в раннее средневековье способствовали распространению кошки по Европе. Но затем, в более поздние столетия, христиане вдруг объявили ее исчадием ада, пособницей ведьм и колдунов, воплощением нечистой силы. Черным кошкам пришлось особенно худо: началось их массовое избиение.
...
http://www.zooschool.ru/cats/4.shtml
Еще на сайте есть странные истории о том, как нелегко приходилось несчастным кошкам. Не буду их копировать сюда.  :pained:
...
В средневековье немногие из людей, обладавших властью, выступали в защиту кошки, понимая, какую она приносит пользу, уничтожая мышей и крыс, которые в великом множестве водились тогда в Европе. Одним из первых таких разумных людей был владетельный князь Уэльса Хаувел Дда: в 936 году он издал закон, охранявший кошек от преследований фанатиков. Протестующий голос этого закона мало кем был услышан: до самого Ренессанса и позже продолжались массовое истребление кошек, нелепые судилища над ними и расправы.
...

+4

29

Из всех домашних животных это, пожалуй, самое таинственное.
За многие века соседства с человеком оно успело побывать и простой охотницей, и почитаемой миллионами людей богиней, и страшной ведьмой, помогавшей колдуньям связаться с дьяволом...

http://s48.radikal.ru/i119/1010/89/93a4c0a21dcb.jpg

Завоевание Европы

Греки открыли кошкам путь в Европу, и те начали ее мирное завоевание. Уже во времена Римской империи кошка перестала быть чем-то редким и сверхъестественным - достаточно сказать, что в Северо-Западную и Центральную Европу кошки попали с обозами воинственных римских легионов, а там уже пошло их скрещивание с местными дикими котами.

Вполне закономерно возникает вопрос: как же до появления кошек в Европе охраняли зерно?
С помощью ручных ласок, но этот способ имел массу недостатков: ласки не столь плодовиты, как кошки, и их нужно приручать.
Впрочем, римляне не видели в котах ничего божественного и охотно позволяли местному населению заводить у себя полезных зверьков. Вместе с легионерами кошки добрались на римских кораблях и до Британских островов.

Англичанам, вернее древним саксам и бриттам, кошка понравилась, но особый восторг она вызвала у шотландцев - гордые горцы сделали ее не только хранительницей зерна в своих амбарах, но и символом храброго воина.
Многие славные роды, вроде Гамильтонов, Веллингтонов, Мак-Алистеров и других, украсили свои гербы и боевые штандарты изображениями свирепых котов. Позже эту моду переняли бритты и, даже подняв восстание против римлян, шли в бой со знаменами, на которых красовались зубастые и усатые коты.

http://s47.radikal.ru/i116/1010/22/c875671b2953.jpg

Спустя несколько столетий о римлянах на туманном Альбионе никто уже не вспоминал, но кошки остались, и, мало того, Британия стала признанным европейским центром по разведению кошек и котов, откуда они попадали в другие страны.
Кошки даже превратились в одну из достаточно выгодных статей экспорта.

В 940 году нашей эры владетельный британский князь Хоуэлл Уэльсский издал специальный указ, в соответствии с которым в любом поселке обязательно должна была жить кошка.
В указе отдельно перечислялись все те качества, которым она должна непременно соответствовать: хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, уметь хорошо ловить мышей, прилежно воспитывать котят, не поедать их и часто требовать кота!
Цена хорошей, соответствующей указу, «правильной» во всех отношениях кошки была весьма высока и приравнивалась к цене молоденького бычка или жеребенка.

http://s57.radikal.ru/i155/1010/c7/a2ea4f7da4db.jpg

Примерно в X-XI веках Европа уже не мыслила себя без кошек и котов, но пик их популярности пришелся на XII век, когда на страны Европы началось жуткое нашествие черных крыс из Центральной Азии, приносивших в города и деревни чуму.
Во многом справиться с ними помогли и кошки, поэтому отчасти им мы обязаны и сохранением цивилизации.

Пособница дьявола

Все хорошее забывается быстро, а человечество вообще неблагодарно - в начале XIII века францисканский монах Бертольд фонд Регенсбург заявил, что кошки являются посредниками между ведьмами и дьяволом, а дыхание кошек вызывает чуму!
Для кошачьего племени наступали страшные времена, отголоски которых существуют и поныне в живучих суевериях о черных котах.

http://i076.radikal.ru/1010/b0/352efb3fbcef.jpg

Те же шотландцы, поднявшие изображения котов на щит и штандарт, на полном серьезе писали в «черных трактатах», что ведьмы, дабы вызвать злого духа, должны живьем сжечь несколько дюжин черных кошек, а другие авторы утверждали, что нечистая сила наиболее охотно принимает облик черного кота. Он вообще стал непременным атрибутом магов и чародеев, гадалок и ведьм. :confused:
http://www.liveinternet.ru/users/2690275/post101012522/

+4

30

МОНАХ И ЕГО КОТ

Стихи, записанные на полях греческого учебника в монастыре на озере Рейхенау около 10 века. Оригинал написан на ирландском.

http://s014.radikal.ru/i329/1101/52/cf6334790329.jpg

Забыл о славе я мирской
Ради уютной кельи
И Пангур белоснежный мой,
Со мной призванье делит.

И нет ни ссор, ни суеты,
Ни зависти меж нами.
И кот, и я увлечены
Любимыми делами.

Своим трудом я поглощен,
Святой наукой книжной.
И полон кот своих забот:
Его наука – мыши.

Врагу устроив западню,
Ко мне он мышь приносит.
А я – в сеть разума ловлю
Научные вопросы.

Пытлив и скор, кот вперил взор
В нору, где мышь таится.
Мои ж глаза глядят всегда
На книжные страницы.

Мой Пангур весело мурчит,
Когда добычу словит.
Я так же радуюсь, решив
Проблему в богословьи.

Сидим с котом мы за трудом,
Друг другу не мешаем,
Хоть занят я борьбой с грехом,
А кот – борьбой с мышами.

Отдам коту свою еду,
Свои печаль и радость.
И так вдвоем в ладу живем:
Монаху друг не в тягость.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … ml?id=5731
http://mirrinminttu.diary.ru/?date=2011-01-12

вот ещё одно средневековое  изображений с кошаком

http://s010.radikal.ru/i314/1101/49/ed5b4b6b5480.jpg

+3