SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Католическая церковь

Сообщений 31 страница 60 из 90

31

Lampa написал(а):

Скачала отсюда: http://www.oreola.org/index.php?id=429

Хым. На ТАКОМ сайте мне бы в голову не пришло искать что-либо библейское.

Что касается приведённой цитаты, то в синодальном переводе фрагмент, взятый в квадратные скобки, отсутствует. В принципе, я слышала про несколько подобных разночтений, но не могу вспомнить, чем они обусловлены (на разницу в переводе здесь сослаться не выйдет).

0

32

Княгиня написал(а):

На ТАКОМ сайте мне бы в голову не пришло искать что-либо библейское.

Видишь ли, я специально на ТАКОМ сайте и не искала. Просто задала в Яндексе поиск "пятикнижие моисея второзаконие скачать". И нажала на первую попавшуюся ссылку :)
Почему в квадратных скобках фраза написана - понятия не имею.

Еще ссылочки:
http://www.cirota.ru/forum/bible.php?book_id=5,glava=27
http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_wtor27.htm
http://www.bogslovo.ru/index.php?id=190

Везде присутствует фраза в квадратных скобочках.

Тоже самое на официальном сайте Московского Патриархата
http://www.patriarchia.ru/bible/deu/27/

Или тоже не годится? :)

Отредактировано Lampa (2010-03-09 13:19:51)

+2

33

Lampa написал(а):

Видишь ли, я специально на ТАКОМ сайте и не искала.

Так я бы на него просто не зашла, даже из поиска. Отфильтровался бы сразу.

Lampa написал(а):

Почему в квадратных скобках фраза написана - понятия не имею.

Эти скобки отражают разночтения между разными версиями текста. Нашла объяснение: "Православные же включают 11 второканонических книг и вставки в остальные книги в Ветхий Завет, но с примечанием, что они «дошли до нас на греческом языке» и не являются частью основного канона. Вставки в канонические книги они ставят в скобки и оговаривают примечаниями" (Википедия). У меня экземпляр, не содержащий второканонических книг, видимо, потому и вставок нет. (Примечание: пора озаботиться полной версией, тем более, что эта малость потрепалась.)

Lampa написал(а):

Тоже самое на официальном сайте Московского Патриархата
http://www.patriarchia.ru/bible/deu/27/

Или тоже не годится?

Очень хорошая страница. Там есть гиперссылки на другие книги Библии. Например, Левит, 18, 18: "Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее". Под наш случай подходит.

Кстати, гипертекстовые ссылки впервые возникают не в интернете, а именно в Библии. :) Если взять в руки бумажную Библию, то на полях можно найти ссылки на главы, связанные с текущей. Разумеется, кликнуть по ним нельзя, надо листать руками, но сам принцип гиперссылок существует давно.

А ещё по церковным вопросам рекомендую вот этот сайт и форум: http://www.kuraev.ru/ Там есть сугубо православные разделы, а есть межконфессиональные.

Отредактировано Княгиня (2010-03-09 13:46:21)

0

34

Lampa написал(а):

А вообще-то лучше поверю автору на слово

Вернулись к тому, с чего начали. :) Этот момент авторское допущение, необходимое сюжету. Дабы исключить ляп, надобно искать текст закона Готланда.
Вопрос в том, стоит ли выяснение усилий.

Lampa написал(а):

Но можно в инете поискать.

Княгиня написал(а):

Текст лежит у меня на полке.

Кхе. И на полке, и в голове. Текст Библии всё-таки.

Княгиня написал(а):

"Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее". Под наш случай подходит.

Относится к женитьбе, а не к произошедшему случаю. Как бы то ни было, отлучением подобные нарушения, скорей всего,  не наказываются.

Если герои не отлучены от церкви, то пребывание Сесилии в монастыре оправдано церковными законами.
Но поскольку они всё-таки отлучены, о чём написано в книге и как показано в фильме, заключение в монастырь является ошибкой.

0

35

Bobby написал(а):

Кхе. И на полке, и в голове. Текст Библии всё-таки.

Всё-таки не наизусть. :)

Bobby написал(а):

Относится к женитьбе, а не к произошедшему случаю.

Угу, и надо учитывать, что тогда могло быть несколько жён. А во времена тамплиеров - только одна. Там двух никак было взять в жёны. Однако по-хорошему "брать" и в этом смысле нельзя, просто потому что нельзя. Мне встречалось "народное" суждение (дело было в Франции и значительно позднее), что изменять мужу с его братом - страшный грех, а с собственным кузеном - ничего так, над мужем посмеяться можно. То есть, где-то витает идея, что связь с родственником такого уровня хуже просто блуда или прелюбодеяния. Но я недостаточно компетентна, чтобы отличить, где здесь сугубо церковная практика и её каноны, а где народное творчество.

0

36

Княгиня написал(а):

Всё-таки не наизусть.

Когда-то я знал почти наизусть. Офф-топ.

Княгиня написал(а):

Угу, и надо учитывать, что тогда могло быть несколько жён.

Верно. Речь шла о запрете брать в жёны одновременно двух сестёр, что до дарования Торы грехом не считалось (история Иакова, Рахили и Лии).
Как бы то ни было, брать действительно нельзя, но на отлучение не тянет. Библейский текст и указанные в нём наказания за запрещённые связи относится к другому времени и к другим законам.

Княгиня написал(а):

То есть, где-то витает идея, что связь с родственником такого уровня хуже просто блуда или прелюбодеяния.

Основано, похоже,  на этих стихах: И кто прелюбодействует с женою замужнею, кто прелюбодействует с женою ближнего своего, – смерти да будут преданы прелюбодей и прелюбодейка. и И если кто возьмет жену брата своего, это осквернение; наготу брата своего он открыл: бездетны будут они

0

37

Княгиня написал(а):

они «дошли до нас на греческом языке» и не являются частью основного канона.

И что? В 12 веке этих вставок еще не было, что ли? Почему текст-то этот не годится?

Bobby написал(а):

Этот момент авторское допущение, необходимое сюжету. Дабы исключить ляп, надобно искать текст закона Готланда. Вопрос в том, стоит ли выяснение усилий.

:)
Думаю, не стоит. Я предпочитаю довериться шведским историческим консультантам этого фильма. Наверняка они хорошо знают историю своей страны, в том числе и закон Готланда. Иначе за что же им деньги-то платили? :)

0

38

Lampa написал(а):

Почему текст-то этот не годится?

Потому что не все конфессии включают эти вставки в канон.

Lampa написал(а):

Иначе за что же им деньги-то платили?

Кхе. Историческим консультантам платят за консультацию, но никто не обещает их консультацией пользоваться. Фильмы снимают согласно тому, чего хочешь видеть народ, а не согласно исторической действительности.

Наказание отлучённых от церкви монастырской жизнью - это ляп. Отлучение от церкви за вышеописанный грех - тоже, скорей всего, ляп.

0

39

Bobby написал(а):

надобно искать текст закона Готланда.

Вот это не оно: Гуталаг ?

Отредактировано Княгиня (2010-03-09 20:59:41)

+1

40

Это оно, то есть, закон Готланда. Текст, однако,  не соответствует процитированному в книге. Прелюбодеяние в этом варианте наказывается заключением и штрафом.

0

41

Bobby написал(а):

Текст, однако,  не соответствует процитированному в книге. Прелюбодеяние в этом варианте наказывается заключением и штрафом.

Вот и мне так показалось, при беглом просмотре. Поиск по странице ничего не дал, пришлось пройтись глазами. Статьи, цитированной из книги, там нет, похожей на неё тоже не нахожу. Я имею в виду - про сестёр. То есть, опять приходим к ляпу автора.

Отредактировано Княгиня (2010-03-09 21:11:19)

0

42

Княгиня написал(а):

Вот это не оно: Гуталаг ?

Большое спасибо за ссылку! Очень интересно. Но знаете, у меня все-таки сомнение, что это тот самый закон. Закон, который нарушил Арн, должен быть церковным, как написано в книжке Гийу:

Ему послали текст закона из архива Варнхема, и в  нем  все  было  ясно  и неумолимо. В архиве имелись  только  те  тексты  законов,  которые  касались ведения Церкви, а все прочее - поединки, клевета, штраф, убийство рабов  или кража скота - мало интересовало церковников.
   Тот закон, который нарушил Арн, был как раз церковным.

А в тексте Гуталага как раз про штрафы и кражи разные и говорится. То есть это какой-то гражданско-уголовный кодекс. Не церковный. Мне кажется, что это не то. Там, кстати, вообще ни слова не сказано про кровосмешение. Но это же не означает, что оно было разрешено? То есть в то время этот вопрос, наверное, действительно находился в ведении церкви. Тем более, если в Библии такие слова о запрете кровосмешения присутствуют, то и соответствующий закон ("церковный") тоже должен быть. Я так думаю.

Отредактировано Lampa (2010-03-10 07:46:04)

0

43

Lampa написал(а):

То есть это какой-то гражданско-уголовный кодекс. Не церковный. Мне кажется, что это не то.

Скорей всего, это то самое. Не могу представить церковный закон, отдельный от обычаев страны и общекатолического закона. Вероятно, к общему для христиан-католиков закону добавлялись местные обычаи, перечисленные в тексте Гуталага.
Что касается библиейских запретов, не все из перечисленных в Ветхом завете были признаны христианской церковью.
Грех героев книги вряд ли не тянет на отлучение.
Отлучение же не допускает нахождения в монастыре.

0

44

Bobby написал(а):

Отлучение же не допускает нахождения в монастыре.

Дико извиняюсь, что я уперлась как баран в новые ворота (перефразируя известную поговорку)  :) Но чтобы разрешить все сомнения, я нашла в инете католический форум, опять-таки выступила в роли "засланца" и задала свой уже набивший оскомину вопрос про "отлучение": могут ли отлученные от церкви жить в монастыре. На что мне ответили - да, это возможно. Монастырь в таком случае играет роль тюрьмы. Вот по этой ссылке (если кому интересно).
http://katolikforum.ru/index.php?showto … entry42155
Надоедать людям и выспрашивать у них подробности, доказательства, я просто не решилась. Ну, конечно, вы можете сказать, что это непроверенный источник информации, без доказательств и т.д. -  пожалуйста :). Но лично мне их слова достаточно :)

0

45

Lampa написал(а):

Но лично мне их слова достаточно

Ок. Они, разумеется, авторитеты, но и они признают, что

в средние века существовали такие формы отлучения как anathema cum aggravatio, когда христианину нельзя было общаться с отлучённым.

, также оговаривают, какому право должен подчиняться монастырь.
Однозначным будет ответ, касающийся средневековой практики, основанный на документально подтверждённых подобных случаях.

0

46

К вопросу о церковных наказаниях
Учебник церковного права. § 91. Церковные наказания
Суворов Н.С

Церковные наказания могут быть или общие, направляющиеся против всех вообще членов церкви, или особенные, направляющиеся против духовных и церковно-должностных лиц.

I. Общие наказания древней церкви были: а) отлучение или анафема, т. е. исключение из христианского общества с лишением всех благ, вытекающих для человека из принадлежности его к церкви, и с обречением виновного Божиему возмездию, и б) публичное церковное покаяние, весьма продолжительное, иногда даже пожизненное. Публичное покаяние, впрочем, первоначально было не наказанием, а благодеянием, которое церковь из снисхождения и только один раз оказывала кающемуся грешнику, желавшему восстановления в правах церковных.

В системе римско-католического церковного права, еще в средние века, было сделано различие между цензурами или наказаниями врачующими (censurae s. poenae medicinales) и наказаниями виндикативными или воздающими (poenae vindicativae), смотря по различию целей их: вразумить и исправить преступника, упорствующего в своем преступном состоянии, или же воздать преступнику за учиненное им преступление. Цензуры не могут иметь места при наличности раскаяния, не могут быть налагаемы на определенное время, и наложению их предшествуют три последовательные канонические увещания (monitiones canonicae); последние, впрочем, отпадают при так называемой excommunicatio latae sententiae, т. е. при отлучении, которое связано с самым фактом преступления. Виндикативные наказания поражают преступника на совершенное им преступное деяние, независимо от раскаяния или нераскаянности его, могут быть налагаемы на определенное время и не предполагают канонических увещаний. Цензуры суть; 1) отлучение от церкви, которое может быть или великое, иначе анафема (excommunicatio major s. anathema), т. е. исключение из церкви с лишением звания христианина - с этим наказанием по средневековому праву соединялось объявление вне покровительства законов со стороны государства, если отлученный в течение известного времени не примирялся с церковью,- или малое (excommun, minor), т. е. лишение участия в церковных таинствах и права на занятие церковных должностей; смотря по тому, налагается ли отлучение за такие преступления, по которым должен быть произнесен судебный приговор, или оно следует ipso jure за самым преступным фактом, различаются censurae ferendae sententuae и censurae latae sententiae; 2) интердикт, т. е. запрещение предпринимать какие-либо богослужебные действия в известном месте, округе или стране (interdictu, locale), или для известных лиц (interdictum personale). В настоящее время, конечно, не может быть речи о соединении с великим отлучением гражданского бесправия, а что касается интердикта, то самою церковью с XVI в. он не применяется. Что касается виндикативных наказаний католической церкви, то, при широком круге ведомства церковного суда в средние века, они могли обнимать собою все меры уголовной репрессии, за исключением смертной казни и телесных наказаний, соединенных с пролитием крови.

Учебник церковного права

+2

47

Bobby
А то, что с отлученными нельзя было разговаривать, сидеть за одним столом и т.д. Это, значит и родным нельзя? И союзникам?
(все про то же, да)

Отредактировано Marion (2010-03-11 18:59:39)

0

48

Marion
Гляди, согласно букве закона, добрым христианам запрещались любые контакты с преданным анафеме (великому отлучению).
Но, скорей всего, это соблюдалось не везде,  не всегда со всей строгостью.   
Важно также, какого рода отлучение, великое (при котором контакты запрещены), либо малое, при которое грешник лишается прав на христианские таинства.
В 1205 году был наложен интердикт на Англию (то есть, были запрещены богослужения на территории всей страны), затем дважды был отлучён сам король. И дважды принят обратно в лоно церкви.

0

49

Bobby написал(а):

Marion
Гляди, согласно букве закона, добрым христианам запрещались любые контакты с преданным анафеме (великому отлучению).

А в моем случае это великое отлучение (экскомуникаддет) ?
В фильме про Бекета, когда Бекет отлучал барона одного, того как бы заживо похоронили, отпели. С таким конечно рядом уже сидеть как - то... напряжно.  :unsure:
Но не шарахались же от него родственники?

Отредактировано Marion (2010-03-11 19:05:32)

0

50

Marion написал(а):

Но не шарахались же от него родственники?

Скорей всего, шарахались. Люди были религиозны на самом деле. Религиозными понятиями была пропитана вся их жизнь. Нам сейчас такое представить практически невозможно, но тем не менее, было именно так.
Excommunication

Public excommunication in foro externo has two degrees according as it has or has not been formally published, or, in other words, according as excommunicated persons are to be shunned (vitandi) or tolerated (tolerati). A formally published or nominative excommunication occurs when the sentence has been brought to the knowledge of the public by a notification from the judge, indicating by name the person thus punished. No special method is required for this publication; according to the Council of Constance (1414-18), it suffices that "the sentence have been published or made known by the judge in a special and express manner". Persons thus excommunicated are to be shunned (vitandi), i.e. the faithful must have no intercourse with them either in regard to sacred things or (to a certain extent) profane matters, as we shall see farther on. All other excommunicated persons, even though known, are tolerati, i.e. the law no longer obliges the faithful to abstain from intercourse with them, even in religious matters.

+2

51

Спасибо. Теперь стало понятнее )

Bobby написал(а):

Скорей всего, шарахались. Люди были религиозны на самом деле. Религиозными понятиями была пропитана вся их жизнь. Нам сейчас такое представить практически невозможно, но тем не менее, было именно так.

Нет, на самом деле представить такое можно, в России, скажем, люди еще были почти также религиозны сто лет назад...., но все равно, жутковато.  :canthearyou:

0

52

Для справки :)
"Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Российское библейское общество", Москва, 1999 г.
(При подготовке настоящего издания текст Синодального перевода 1876 года сверен с еврейским текстом Ветхого Завета и греческим текстом Нового Завета).

Третья книга Моисея. Левит.

Глава 18
...

    18.18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

...

То же самое на официальном сайте Московской патриархии:
http://www.patriarchia.ru/bible/lev/18/index.html#15

0

53

Lampa написал(а):

Третья книга Моисея. Левит.

Ну-ну-ну-ну-ну!.. А разве не это же я цитировала на этой же странице несколькими сообщениями выше: Католическая церковь ? И, как заметил Бобби, речь идёт о случае женитьбы, а наш герой всего лишь был в интимных отношениях, а не в браке. Так что трудно сказать, подходит к нашему случаю, или нет.

Далее, там идёт: "18.20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею". Эти два запрета - на одном уровне. То есть, если буквально брать Левит, то отлучать придётся не только взявшего двух сестёр, но и вступившего в связь с замужней. http://sherwood.mybb.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif  И тогда вся куртуазная любовь летит в тартарары.

Кстати, там сказано "при жизни её". Непонятно, означает ли это, что вдовец может взять сестру покойной жены?

0

54

Княгиня написал(а):

Ну-ну-ну-ну-ну!.. А разве не это же я цитировала на этой же странице несколькими сообщениями выше: Католическая церковь ?

Ой  :blush: Сорри, был пьян, не заметил :) Серьезно, у меня в голове только отложилось, что вы почему-то "квадратные скобочки" под сомнение поставили.

Княгиня написал(а):

И, как заметил Бобби, речь идёт о случае женитьбы, а наш герой всего лишь был в интимных отношениях, а не в браке. Так что трудно сказать, подходит к нашему случаю, или нет.

Ну я-то думаю, что подходит. Ладно, неважно :)

0

55

Княгиня написал(а):

И тогда вся куртуазная любовь летит в тартарары.

Ну, не вся  :) же,
а только ее чувственная составляющая.  :)
Вот если бы Арн любил сестру Сесилии сердцем только, тогда все было бы ок. Но это уже не по теме.

0

56

Marion написал(а):

но все равно, жутковато.

Это уже другой вопрос. По существу, люди верующие действительно верят в эти вещи, верят совершенно иррационально.
Это происходит и теперь.

Lampa написал(а):

Ну я-то думаю, что подходит.

Одно дело думать, и совершенно другое - основываться на догматах церкви.
Дело в том, что при желании любой религиозный закон можно истолковать в выгодную для толкователя сторону.
В Библии речь идёт о запрете жениться на обеих сёстрах одновременно, дабы избежать ревности между ними.
В библейские времена одним из способов жениться был половой акт. Грубо говоря, по библейским древним законам Арн действительно женился на обеих сёстрах. Пусть христианская церковь не признавала такого способа жениться, для того, чтоб обвинить и наказать, могли воспользоваться древними законами и представить его поступок именно как нарушение библейских заповедей.
Но мне это представляется маловероятным.

Княгиня написал(а):

Непонятно, означает ли это, что вдовец может взять сестру покойной жены?

По древним законам  - может.  Согласно догматам христианской церкви - не может.

0

57

Из книги "Эпоха крестовых походов", под редакцией Л.Лависса и А.Рамбо

Высшее развитие церковной юрисдикции

Суд официалов; его происхождение и устройство.

В течение средних веков церковь отправляла двоякого рода юрисдикцию - духовную и светскую, которые отнюдь не следует смешивать. Духовная юрисдикция, ведающая лишь чисто религиозными вопросами, - прерогатива церкви и ничья другая: est а clavibus, как говорят канонисты. Светский суд наоборот не подлежит ведению церкви, а только светской власти, которая может передавать его церкви в большей или меньшей степени: non est a clavibus, est a gladio. В царствование Константина и в силу изданных им эдиктов, епископы начинают принимать участие в государственном судопроизводстве; можно сказать, что
ко времени смерти Константина светская юрисдикция церкви уже существовала в зародыше. Она появилась на Востоке при Юстиниане, в Испании - при вестготских католических королях, в Галлии и Германии - при франкских князьях, распространилась как на гражданские, так и на уголовные дела и в конце XII в. достигла высшей точки своего развития. Правом светского суда владели уже не только епископы, как вначале, но и другие должностные лица или учреждения церкви: архидьяконы, архиереи, капитулы, аббаты монастырей. Но если формально между обеими юрисдикциями существовало коренное различие, то на практике оно было ничтожно, потому что духовные лица, облеченные правом обеих юрисдикции, поручали отправление их одним и тем же поверенным, которые таким образом оказывались уполномоченными как для духовных, так и для светских дел*. Наиболее обширна была компетенция епископа, поэтому нам главным образом и придется ознакомиться с епископальной юрисдикцией. Разберем прежде всего, какова была ее организация, затем рассмотрим круг ее действий.
Вначале епископ лично отправлял свой суд, компетенция которого была тогда ограничена; но когда его юрисдикция увеличилась и Число подсудных ему дел возросло, он заставлял архидьякона помогать себе, а часто - и замещать себя. Когда же последний приобрел самостоятельное право суда и вступил в борьбу с епископом, о которой речь была выше, тогда епископ должен был обратиться к более сговорчивым помощникам - к главным викариям и официалам. Главные викарии помогали ему особенно в управлении епархией. Напротив, официалы сделались в конце XII в. его специальными поверенными для производства суда от его имени**. В Бретании эти официалы назывались allocati, или alloues - слово весьма точное, так как официал действительно был только заместителем. Он не был, подобно архидьякону, несменяем и не обладал самостоятельной властью. Епископ назначал и сменял его по своему произволу, определял его полномочия и мог всегда, если хотел, сам вершить суд вместо него. Когда епископ умирал, отказывался от своего сана или был низложен, полномочия официала прекращались ipso facto, на основании известного правила: Resoluto jure dantis, resovitur jus accipientis. Сначала епископы имели лишь по одному официалу, которому они передавали все свои судебные права. Впоследствии они часто назначали разъездных официалов, компетенция которых ограничивалась известной частьей епархии или определенными случаями. Только официал, живший в епископском городе  и бывший преемником прежнего единственного официала, сохранил общее полномочие, простиравшееся на всю епархию и на все роды дел.

Официал творил суд единолично, но заседал не один: при нем находились его помощник  и асессоры, имевшие совещательный голос. Кроме того, ему помогали в исполнении его обязанностей хранитель епископской печати, приемщик актов  и письмоводитель, обязанный вести список дел. Весь этот персонал составлял то, что называли тогда церковным судом,  а позже - судом официала. Для составления от имени сторон необходимых для процесса документов при ведомстве официала состояли еще прокуроры, адвокаты и нотариусы, не считая различных чиновников с исполнительной властью и некоторых низших помощников.

В XIII в. суд официалов снабжен уже всеми этими органами; не достает еще только фискала, который в следущем веке будет играть при церковном суде ту же роль, какую в светском - государственный прокурор.

Компетенция суда епископского официала.
Какова же была компетенция этих судов, с устройством которых мы сейчас ознакомились? Эта компетенция, окончательно определившаяся в XIII в., была двоякого рода: она охватывала известный круг лиц и определенную категорию
дел. Другими словами, консисторский суд действовал либо ratione personae, ratione materiae.
Первоначально известные лица пользовались преимуществом быть судимыми только судом церкви во всех гражданских и уголовных делах, за исключением тяжб, возникавших на почве феодальных отношений; в последнем случае право судьи-сеньора судить ratione materiae одерживало верх над правом консисторского суда судить ratione personae. Привилегией церковного суда пользовались прежде всего духовные лица, если жили сообразно со своим званием (сlericaliter), а те из них, которые были женаты,- если не провинились ни в двоеженстве, ни в барышничестве, ни в лихоимстве. Кроме того, привилегией церковного суда пользовался всякий, кто носил тонзуру, поэтому многие миряне заставляли цирюльников выстригать им гуменце в надежде, что их дела будут переданы в церковный суд, где судопроизводство было более разумно, судьи более сведущи, наказания мягче и право полнее. Судя по двум письмам Филиппа Красивого, написанным около 1288 г., в одном лишь французском королевстве было от 10 до 20 тысяч купцов, поступавших таким образом,- большей частью итальянцев. Далее, консисторскому суду были подсудны вдовы, сироты, крестоносцы и ученики университетов, но эти лица могли обращаться и к суду светских трибуналов, что было запрещено духовным лицам. Для этой группы лиц право церковного суда было действительной привилегией, которая лишь предлагалась им, тогда как для клириков она носила характер обязанности.

ratione materiae консисторский суд ведал тремя типами дел: во-первых, все духовные дела, то есть дела, касающиеся веры, таинств, обетов, церковного благочиния; во-вторых, известные гражданские дела, именно дела, касавшиеся брака (помолвка, прекращение брачного сожительства, прелюбодеяние, законность детей), церковной собственности (бенефиции, подаяния, десятина), завещания, которое до XIV в. вообще было более религиозным, чем гражданским актом, наконец договоров, скрепленных клятвой, что давало возможность мирянам заранее подводить свои контракты под юрисдикцию церкви; в-третьих, известные уголовные дела, именно преступления против веры (святотатство, богохульство, чародейство), преступления, совершенные в священных местах, и, наконец, нарушение различных запрещений:, наложенных церковью, как, например, запрещения отдавать деньги под проценты, или различных установлений, находившихся под ее специальным покровительством, как, например, Божьего мира и Божьего перемирия. Многие из этих преступлений преследовались также и светским судом и поэтому назывались смешанными, или привилегированными преступлениями. Виновный в таком преступлении мог подвергнуться и каноническому, и светскому наказанию.
Канонические наказания, утверждавшиеся светской властью, состояли преимущественно в более или менее продолжительных эпитимиях в обязательстве совершить паломничество, например в Иерусалим; в заточении, применяемом особенно к еретикам в штрафах, употреблявшихся на благочестивые дела наконец, во временном или полном отлучении от церкви, которое в XIII в. употреблялось очень часто и применялось к целым категориям преступлений, не считая тех случаев, когда оно налагалось незаконно по политическим мотивам или за ничтожные проступки. Но церковь всегда отказывалась допускать смертную казнь и жестокие увечья, на которые тогда было так щедро светское право; этот принцип каноническое право формулировало в следующим образом: ЕссJеsia abhorret a sangutine. Оно воспрещало также применение пытки, употреблявшейся для того, чтобы исторгнуть у осужденных признание. Один только исключительный трибунал - инквизиция, допускал в известных пределах это «средство доказательства», возродившееся под влиянием римского права и получившее широкое развитие в светском судопроизводстве. Иногда каноническое наказание казалось недостаточным. Тогда суд официала, произнеся свой приговор, передавал виновного (предварительно лишив его сана, если это было духовное лицо) светскому судье, который налагал на него наказание по общему праву. «В этом случае, - говорит Бомануар***, - светское правосудие должно помогать святой церкви; ибо когда кто-нибудь по усмотрению св. церкви осужден как еретик, то святая церковь должна передать его светскому правосудию, и светское правосудие должно его сжечь, потому что духовное правосудие никого не должно предавать смерти».

_______________
* Духовные лица, бывшие вместе с тем феодальными владельцами, могли иметь еще светскую сеньориальную юрисдикцию, которая, однако, отнюдь не носила церковного характера. Это была светская юрисдикция, основанная на светском, а не на каноническом праве и производившаяся не судьями церкви, а поверенными, приставами (ЬаШ) или старшинами (ргеуб().
** Прочие церковные судьи по примеру епископа также создали себе официалов. Официалы архидьяконов встречаются с 1200 г.
*** Филипп де Реми, сир де Бомануар, французский правовед. 1283 г.

+4

58

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 — в Авиньоне), а политика пап во многом зависела от политики французский королей. Термин Авиньонское пленение пап в исторической науке появился по аналогии с продолжавшимся примерно такой же период времени (ок. 70 лет) Вавилонским пленением.

Предпосылкой Авиньонскому пленению пап послужил конфликт Папы Бонифация VIII с францусзким королем Филиппом IV Красивым, стремившимся утвердить свою абсолютную власть, выраженную в известном изречении: «Quidquid placuit principi, legis habet vigorem» («то, что угодно государю, имеет силу закона»), - и поставить ее выше власти духовной вопреки принципу, сформулированному во время Григорианской реформы, согласно которому Римский Папа является главой христианского мира.

Конфликт, переросший в ожесточенную идеологическую борьбу, закончился попыткой покушения на Папу и его арестом, вскоре после чего Бонифаций VIII умер. Накал противостояния француцской монархии и Апостольского Престола несколько смягчился во время краткого понтификата Бенедикта XI, а его преемник, француз Климент V, из-за начавшихся волнений в Церковном государстве не приехал в Рим, а выбрал для интронизации Лион и остался во Франции; с 1309 он поселился в доминиканском монастыре в Авиньоне. Его преемники приобрели земельный участок в городе и возвели величественный папский дворец. Французы получили доминирующее положение в Коллегии кардиналов.

Длительное пребывание пап в Авиньоне грозило утратой ими власти над Церковным государством. В 1353 Иннокентием VI в Италию был направлен кардинал Альборнос, который сумел восстановить порядок в итальянских владениях Папы. После этого стало возможным возвращение Папы в Рим, к чему призывали не только многие политические деятели, например император Карл IV, но и такие святые подвижники, как Бригитта Шведская и Екатерина Сиенская, а также поэт Петрарка. Попытка вернуться в Рим, предпринятая Урбаном V, оказалась безуспешной: под давлением французсой партии кардиналов, а также ввиду неблагоприятного стечения политических обстоятельств он вынужден был вернуться в Авиньон. Только его преемнику Григорию XI в 1377 удалось осуществить возвращение папской резиденции в Рим, что положило конец Авиньонскому пленению, но стало началом Великой схизмы (1378–1417), когда часть кардиналов вернулись в Авиньон и избрали Климента VII (антипапа).

Авиньонские папы: Климент V (1305–14); Иоанн XXII (1314–34); Бенедикт XII (1334–42); Климент VI (1342–52); Иннокентий VI (1352–62); Урбан V (1362–70).

http://www.catholic.ru/modules.php?name … mp;tid=424

+5

59

Небесные покровители Англии

За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых, имена и дни памяти которых  известны.
Это святые как Англии, так и Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуолла и отдельных маленьких островов.
Большинство святых имеют местное, региональное значение, они были известны и почитаемы в каких-то отдельных графствах, маленьких государствах, городах или даже деревнях на территории Британии.
Несколько десятков святых Британских островов имеют общенациональное значение, немало святых были широко известны и далеко за пределами своей страны.

http://s43.radikal.ru/i099/1005/5b/80f6cd0f4e16.jpg

На Британских островах существовали совершенно разные типы святости.
Среди райских небожителей, теперешних молитвенников небесных, живших некогда в Англии, люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы. Также отшельники, аббаты и аббатисы монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне.
Конечно же, с самых первых веков христианства до середины XI века было в Англии и много мучеников.

Святые Англии не всегда были англичанами по национальности, многие приезжали из других стран, и наоборот, многие миссионеры, просветители, покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри. Особенно много таких миссионеров было среди ирландских (кельтских) монахов.

Сначала о том, о ком написано: «Английская земля не лишена Божиих святых, пока в ней лежат такие угодники, как этот святой король», – «святой Эдмунд, король и мученик, мудрый и честный, всегда почитаемый своим народом… Он был щедр к нищим и вдовицам, как родной отец с любовью управлял своим народом и был настоящим праведником».
Святой Эдмунд предпочел скорее принять добровольные муки и смерть от рук неверных, чем защищать себя мечом.

Святой Эдмунд. Витраж церкви в Эссексе

http://s44.radikal.ru/i104/1005/76/5c520ebdac33.jpg

Святой Эдмунд покровительствует Англии в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня уже почти забыт.
Этот процесс забывания начался с XII века – времени окончательного поселения норманнов на английской земле.
Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам. Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

St Edmund King and Martyr Church, East Mersea, Essex

http://s43.radikal.ru/i101/1005/f1/56049bf88987.jpg

Из истории:
Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански.
В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации.
За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов.
В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования.
Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами.
Он сказал мучителям: «Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой».
Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили.
Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

http://i062.radikal.ru/1005/e5/fc01ac756358.jpg

Святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации.
В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей.
Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля – колыбель закона» сохраняется по сей день.

http://s54.radikal.ru/i145/1005/5c/82d7764b0e8b.jpg

Король  Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде.
Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.
Почитание Святого Георгия, этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных,
он- покровитель рыцарства, участников крестовых походов; он — один из Четырнадцати святых помощников. Его широкое почитание было принесено в Англию норманнами.

http://s006.radikal.ru/i215/1005/01/b6629914e079.jpg

Поэт-лауреат Джон Мейсфилд (1878–1967)о Святом Георгии, великомученнике и покровителе Англии:
"Сегодня день святого Георгия. В этот день много веков назад этот великий воин Христов просиял в восточной стране.
Он убил дракона, похищавшего женщин, а англичане сочли, что совершенное им дело – святое, самое мужественное и красивое.
Его из всех святых выбрали покровителем Англии, а его знамя стало их знаменем. Англичане призывали его имя столетие за столетием, особенно перед каждой битвой.
Ибо народ верил, что этот муж продолжает жить после земной жизни, и, несомненно, поможет всем святым, красивым и храбрым людям, и будет помогать во веки веков…"

Чудо святого великомученика Георгия о змее

http://i070.radikal.ru/1005/3c/162067d3d36ct.jpg

Согласно житию, святой Георгий родился во III веке в Каппадокии в семье христиан.
Его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину.
Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.
Когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать, обезглавив на восьмой день.

http://s54.radikal.ru/i146/1005/54/abce6ecc11be.jpg

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте.
Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

http://s40.radikal.ru/i089/1005/1e/e01c21df5b89.jpg

Дух Англии сродни духу святого Георгия; это дух мужества и красоты, готовности помочь слабому.
Он имеет много общего и с духом Шекспира – духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей.
Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и самая мужественная душа – это душа Англии.
Она в старинных балладах и преданиях.

http://i011.radikal.ru/1005/a1/33429e0e3540.jpg

Все древние британские святые: епископы, короли и мученики, святые настоятельницы и простодушные пастухи, отшельники и священники святой жизни – все они простые сельские жители, души которых спрятаны в сердце Англии; малоизвестные и затененные этим миром – их имена мы зачастую даже не знаем, – все они наполняют Англию, небесную Англию, ибо они носители ее подлинного духа. Та Англия, которую они создали своей красотой, не погибнет и при исполнении времен, ибо это царство Духа, а что освящено Духом, пребывает вечно.

http://s43.radikal.ru/i102/1005/6d/47bc5fa0afd8.jpg
(Протоиерей Андрей Филлипс)
Перевел с английского Д.Лапа
http://pravoslavie.ru/put/30935.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/30310.htm

+6

60

Монастыри
Квеннелл Ч. и М.
Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов

Одна из реалий Англии XII в. это монастырь. Следует подчеркнуть, что монастырь не соответствует представлению о нем большинства людей - местом, где монахи или монахини ничего не делали, кроме как молились весь день и полночи. Монастыри были центрами всех культурных веяний того времени.

Европа в течение сотен лет находилась в хаотическом состоянии, и благородные люди той эпохи либо охотились, либо сражались, оставив церкви воспитывать людей, и монастыри взялись за работу, привлекая всех тех, кто хотел заниматься тем, что мы сейчас называем социальными проблемами.

Нужно отдать должное нормандцам, которые возводили не только замки, но и соборы и монастыри. Многие из них сохранились и по сей день; и Нориджский собор, и собор Или в значительной степени нормандские изначально были церквями бенедиктинских монастырей. Осознавая то, что большинство соборов в прошлом были всего лишь часовнями монастырей, мы получаем прекрасное представление о религиозной жизни того времени; монастырские часовни и немногие другие строения могли сохраниться, но то, что мы видим сейчас,— лишь небольшая часть целого.

Если монастырская церковь использовалась в качестве собора, она называлась монастырским собором, епископ сменял аббата и имел право председательствовать в капитуле (собрании каноников). Настоятель (приор) и монахи монастыря присматривали за домами и занимались этим вплоть до правления Генриха VIII, когда их сменили деканы и собрания светских каноников. В более поздних соборах деканы и светские каноники были с самого начала.

Собор — церковь епископа, которая является главной в епархии.
Епархия — часть страны, которой управляет епископ.
Престол — престол епископа, либо место нахождения его собора.
Приход берет начало от владений лорда, а его священник становится приходским священником. Королевский священник становится епископом.
Ошибочным является мнение о том, что мужской монастырь означается словом monastery, а женский — convent. На самом деле, convent означает монастырь как таковой, как для мужчин, так и для женщин, а monastery — группу принадлежащих монастырю строений, опять же как жилище монахов, так и монахинь, но обычно для обозначения женского монастыря используется слово nunnery.

http://s003.radikal.ru/i203/1006/b2/810ad6b347b2t.jpg
Бенедиктинский монастырь: вид с высоты птичьего полета.

http://i052.radikal.ru/1006/36/f4292f090f43t.jpg
План строения

Числа на плане помогают определить назначение зданий и соотнести их с комментарием. Верхняя часть рисунка обращена на север, правая - на восток, левая - на запад и нижняя - на юг.

Таким образом под цифрой 1 слева, а, следовательно, в западной части, находятся ворота, ведущие в обширный двор. Отсюда каждый отправлялся по своему делу. Давайте представим эту площадь в то время, заполненную толпами пилигримов и воинов, купцов и менестрелей — деловой центр. Для охраны монастыря у ворот неотлучно находился привратник. Цифрой 2 обозначено то место, где нищим раздавали милостыню, а иногда возле него размещалась и школа для бедных детей. Под цифрой 3 находились конюшни и зернохранилища. Здесь присматривали за лошадьми приезжих гостей и паломников. Сомнительно, что в Англии вплоть до середины XIV в. существовало множество гостиниц, где путешественники могли получить пищу и приют.

В городах были пивнушки, харчевни и гостиницы, примером чему может служить документ 1212 г. несколько более позднего времени — периода правления Иоанна. В нем мы читаем, что после пожара «все пивные должны быть закрыты, за исключением тех, что получили разрешение в Общем совете, и ни один пекарь или содержательница пивной не имеют права печь хлеб или варить пиво, используя в качестве топлива тростник или солому, но только дерево», а «все харчевни должны быть побелены».

Одной из обязанностей монахов было принимать приезжих. Их жилище было строго разделено: к югу от ворот (4) было расположено место проживания для бедных гостей и паломников, в помещении под цифрой 5 размещались купцы и различные торговцы, в здании № 6 находилось жилище аббата или настоятеля, где могла размещаться знать или сам король. Хроника Жослена Бра-келондского интересна тем, что дает представление об огромных размерах монастыря XII в. Хронист отмечал, что после возведения в сан аббата Самсона «он отправился в свои палаты, проведя затем день в праздновании с более чем тысячей гостей с превеликим весельем».

Жослен также рассказывал о том, как размещали гостей. «Когда аббат находился в монастыре, он должен был встречать всех гостей, независимо от их положения, за исключением монахов и белого духовенства, а также их слуг, которые у ворот представились от имени своего хозяина. Но если аббата не было на месте, тогда всех гостей независимо от положения принимал келарь, если количество их лошадей не превышало тринадцати. Но если у мирянина или церковнослужителя было более тринадцати лошадей, тогда их размещали слуги аббата либо в пределах монастырского двора, либо вне его, на деньги аббата».

Цифрой 7 обозначена церковь, чей западный вход обычно располагался напротив монастырских ворот с тем, чтобы на праздники святых они могли быть открыты для процессии. Северный вход в церковь использовался верующими в том случае, когда для них проводились особые службы в нефе, но монахи пользовались входом с хор, который тоже вел в неф.

Цифрой 8 обозначена крытая галерея, .очень важная часть монастыря. Когда мы обходим собор сейчас, мы поражаемся красоте сводчатых галерей с ажурными арочными проходами во двор и во внутреннее пространство; но когда она строилась, то служила не только как коридор, ведущий в различные части здания, но и как место, где монахи проводят большую часть своей жизни. По этой причине галерею располагали обычно с южной стороны церкви, чтобы она находилась на солнечной стороне.

Северный коридор галереи, примыкавший к церкви, предназначался для научных занятий, и маленькие помещения, которые назывались кабинками (carrels), иногда устраивались со стороны двора, напоминая маленькие кабинеты, где монахи могли читать свои рукописи.

Восточным коридором пользовались чаще всего, так как он вел в зал заседаний капитула, лазарет и трапезную. Именно в восточной части галереи в Великий Четверг перед праздником Пасхи аббат мыл ноги тринадцати беднякам, символизировавшим Христа и двенадцать апостолов.

Южный коридор шел параллельно трапезной. А в западной части галереи обучали послушников, которые желали стать монахами. В некоторых старых монастырях маленькие фигурки, которые использовали для игр, вырезаны на каменных скамьях.

Цифрой 9 обозначена внешняя приемная, где находился привратник, приглядывавший за дверью, ведущей в помещение монастыря. Сюда могли приходить купцы, чтобы продать свой товар, а монахи встречались со своими родственниками после заседания капитула.

По-видимому, здесь стоит сказать, что представленный нами план не следует воспринимать как точную копию какого-нибудь конкретного монастыря. Бенедиктинцы обычно строили нечто подобное, но расположение различных помещений могло изменяться в зависимости от местных требований. Так, например, в Вестминстерском аббатстве внешняя приемная находилась в западной части южной галереи.

Под цифрой 10 зашифрована крытая аркада, или коридор, ведущий в скриптории, место, где монахи писали свои манускрипты. В те дни, когда еще не существовало печатных машин, все церковные книги создавались вручную и красиво иллюстрировались, а так как, по-видимому, монастырь вел активную деловую жизнь, составлялось множество писем в этих же маленьких комнатах, окно каждой из которых выходило на север, а дверь напротив выходила в северный коридор маленькой галереи (11).

Цифрой 12 обозначено место, где проводились собрания капитула.
13 — гостиная или место, где монахи могли общаться друг с другом, и обычно именно отсюда наверх вела лестница к общей спальне (dormitory) монахов, соединявшейся, в свою очередь, с южным трансептом церкви, чтобы монахи могли ночью ходить к службе.

Цифрой 14 на плане обозначены различные склады и погреба.
15 — уборные на обоих этажах, верхний из которых соединялся с юга с монашеской спальней переходом, чтобы можно было пользоваться туалетом ночью.
Цифрой 16 обозначена комната с очагом, где монахи грелись после службы в церкви в холодные зимние дни, так как в те дни церкви не обогревались. Жившие в Англии семь-восемь веков назад римляне имели опыт в обогреве помещений, но их знания были забыты.

17 — это трапезная, где монахи принимали пищу, а рядом с дверью, ведущей в южный коридор галереи, находилось помещение, где монахи могли вымыть руки, а возле хранились полотенца.
Цифрой 18 обозначена кухня и служебные помещения, выходившие во двор, куда также выходили пекарня, мельница и пивоварня (19).

20 — лазарет, куда помещали больных монахов, а 21 — монастырская трапезная для тех, кому разрешали не поститься. У лазарета была своя собственная часовня (22) и кухня (23).

К северу от церкви располагалось кладбище для усопших монахов (24), а к востоку находились сады, где монахи выращивали овощи, а также пруды, где разводили рыбу (25).
Выбиралось такое место, где был ручей с чистой водой, который направляли, чтобы создать пруд для рыбы, а затем создавали систему орошения в различных частях монастыря и подводили к мельнице, чтобы молоть муку для выпечки хлеба.

Так, должно быть, выглядело большинство монастырей XII в. Время шло, и галерея, вначале, по-видимому, построенная из дерева, примерно в XIV в. перестраивалась в камне, а место собраний украшалось. Центральная башня (колокольня) обрушилась или сгорела в пожаре, и разрушенные здания были перестроены в соответствии с веяниями той эпохи.

Во время упадка монастырей, в эпоху правления Генриха VIII, необходимость в культовых зданиях монастыря отпала, поэтому они обветшали или были полностью видоизменены; но кое-где они сохранились. В Честере и Дареме прекрасно сохранились внутренние части монастыря, а наиболее полное представление о монастыре того времени мы можем получить в Кливском аббатстве, расположенном недалеко от Уошфорда в графстве Сомерсете, где церковь исчезла.

В Вестминстерском аббатстве мальчики, которые учатся в вестминстерской школе, занимаются в классной комнате, которая некогда была монашеской спальней, а в бывшем холле аббата, что расположен в западной части западного коридора галереи в Вестминстере, сейчас находится школьная столовая.

Получить представление о величине древнего монастыря можно, узнав размеры некоторых его частей. Монашеская спальня в Вестминстере достигала 170 футов в длину, трапезная была 130 футов в длину и 38 футов в ширину. Кухня в Кентербери занимала площадь в 45 квадратных футов, а в Вустере — 35. Гостевая комната в Кентербери была 150 футов-в длину и 40 футов в ширину, из чего видно, что она могла вмещать огромное число посетителей.

+5