SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Католическая церковь

Сообщений 1 страница 30 из 90

1

Очень серьезное упущение! У нас не было отдлельной темы о церкви!
Сюда, пожалуйста, выкладвайте материал, имеющий отношение к религиозной жизни средних веков. Церковыне обряды, запреты, имена и деятельность пап и служителей культа рангом поменьше.

Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю христианской Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завете, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. С самого начала своего существования Церковь подвергалась гонениям со стороны императоров. Наиболее кровавые гонения были предприняты Децием и Диоклетианом. Свободу христианская церковь получила после Миланского эдикта императора Константина.
В середине VIII века было создано Папское государство. Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Восстановление Западной империи при Карле Великом произошло при поддержке Апостольского престола. В эпоху создания Папского государства и восстановления империи произошло первое в эпоху Средневековья возрождение культуры, названное позже Каролингским возрождением.

В IX веке произошёл первый церковный раскол между Западом и Востоком, так называемая Фотиева схизма, связанная с незаконным смещением константинопольского патриарха Игнатия и назначением на его место Фотия и поддержкой, оказанной Римом Игнатию.

Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.
В 1054 году произошёл раскол с восточной Церковью. В 1123 году состоялся первый после раскола собор без участия восточных патриархатов — Первый Латеранский собор (IX Вселенский) и с тех пор соборы стали проводиться регулярно. C конца XI века началась эпоха крестовых походов, целью которых было отвоевать Святую землю, захваченную арабами ещё в VIII веке. Первый крестовый поход был организован в 1095 году по призыву папы Урбана II и привёл к созданию на Ближнем Востоке государств крестоносцев, просуществовавших до конца XIII века. Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места.

В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 император был лишён права епископской инвеституры, что в условиях, когда многие епископства были крупными феодальными владениями, подрывало целостность Империи и власть императора. Противоборство папства и Генриха IV вступило в решающую фазу в январе 1076 года, когда организованное императором в Вормсе собрание епископов объявило Григория VII низложенным. 22 февраля 1076 года Григорий VII отлучил Генриха IV от Церкви, что принудило его к акту, известному как хождение в Каноссу.

XI—XII века ознаменовались также существенными изменениями в западной монашеской жизни. Сильное движение за возвращение монашеству первоначальных идеалов бедности и строгости привело к созданию новых орденов со строгим уставом — картезианцев, цистерцианцев, камальдулов. Клюнийское движение, названное так по имени аббатства Клюни во Франции, осуществило реформу бенедиктинской монашеской жизни.

В начале XIII века папа Иннокентий III выступил организатором 4-го крестового похода. Инспирируемые венецианцами крестоносцы захватили и разграбили в 1202 году западнохристианский город Зара (совр. Задар), а в 1204 году — Константинополь, где папством была учреждена Латинская империя (1204—1261). Насильственное насаждение латинства на Востоке сделало раскол 1054 года окончательным и необратимым.

http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Римско-католической_церкви

Йозеф Лортц, История Церкви
http://www.krotov.info/spravki/persons/ … lortz.html

+8

2

Признаки церкви. В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: «одно тело и один Дух», «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.

Учение. Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском, Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского.

К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_o … ERKOV.html

+5

3

http://www.kolobok.us/smiles/standart/dntknw.gif  Не знаю к какой теме прилепить, потому пусть тут пока висит.

ФЛАГЕЛЛАНТ — и ФЛАГЕЛЛЯНТ, флагелланта, м. (латин. flagellans - бичующий) (истор.).
Последователь средневековой фанатической религиозной секты, считающей самобичевание средством к спасению души. …

http://i037.radikal.ru/0911/6f/aec068ed48e7.jpg

Впервые она возникла в Италии в 1210-м году.   
В «Chro-nicon Urlitius Barsiliensis» монах, святой Иустиниан из Падуи, приводит следующее описание:
«Когда Италия была охвачена различного рода преступлениями, появилось до тех пор неизвестное чувство страха. Страх этот ближе всего подходил под понятие суеверия. Люди были преисполнены невероятного ужаса, ожидали чего-то странного от Бога, и положительно все без исключения, молодые и старые, вельможи и простонародье, расхаживали в обнаженном виде по улицам, не испытывая никакого стыда.
Знакомые и незнакомые выстраивались в два ряда и представляли собою нечто вроде процессии. У каждого в руке находилась плеть из кожаного ремня, которой «демонстранты» с особым рвением угощали друг друга. При этом отовсюду раздавались душераздирающие стоны и вопли, все молили Бога и Деву Марию простить их, принять раскаяние и не отказать в покаянии…»

http://i007.radikal.ru/0911/66/0df6524c4693.jpg

Толпы людей, доходившие до 100 человек, постоянно перемещались по Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландам.
Сколько их было на самом деле, неизвестно.
Полунагие, с красными полосами от ударов на теле, безмолвные или, распевая покаянные каноны, самобичеватели производили жуткое впечатление.
Придя в какой-либо город, охваченный чумой, сектанты проделывали акт самобичевания: обнажали верхнюю часть туловища (они носили обыкновенно только коротенькую полотняную куртку) и снимали обувь.

http://i001.radikal.ru/0911/58/ba2306424131.jpg

Затем все укладывались крестообразно на землю, принимая различные положения, в зависимости от рода тех проступков, преступлений и прегрешений, в которых они приносили публичное покаяние.
Согрешившие в супружеской жизни лежали лицом вниз, клятвопреступники укладывались на бок и лежали с приподнятыми кверху тремя пальцами и т.д.
После этого экзекутор начинал свое дело и угощал каждого по заслугам его, затем заставлял отбывшего наказание подняться с земли, для чего произносил следующие слова: «Встань, прошедший чрез пытки чести, И остерегайся от дальнейших грехов».
Затем при пении псалмов раскаивающиеся начинали наказывать плетьми друг друга и только после этого громко взывали о прекращении смертоносной эпидемии чумы. После этого один из самобичевателей прочитывал собравшейся толпе горожан письмо, которое ангел положил на алтарь Петра в Иерусалиме, где сам Бог призывал людей к покаянию.  После этого шел обильный сбор пожертвований с населения.
Расцвет этой секты приходится на 1349-м год.

http://i051.radikal.ru/0911/70/1b52ea7c9beb.png

На простых христиан  флагелланты производили  сильное впечатление, их считали очень святыми, очень религиозными, но... в число “простых христиан” не входил папа Римский Климент VI, который в том же 1349-м году, один раз увидив процедуру самобичевания, был  мягко говоря удивлён, что сразу же объявил движение флангеллантов ересью. Вслед за ним немецкие епископы запретили самобичевателям селиться на их землях, и уже к 1351-му году движение практически перестало существовать.

http://s51.radikal.ru/i134/0911/4c/89a5651e9237.jpg
http://www.supotnitskiy.ru/book/book3-5.htm

+8

4

ПОПУЛЯРНОЕ БОГОСЛОВИЕ И НАРОДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ СРЕДНИХ ВЕКОВ
А. Гуревич., Оп. в кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения.

В поисках источников для изучения умонастроения простонародья в период средних веков историк не оставит без внимания популярных пособий по богословию, предназначенных для рядового духовенства. Эти сочинения, в отличие от трактатов и "сумм" выдающихся теологов, не содержат самостоятельных идей и не дают оригинальной трактовки принципов католицизма. Их цель иная - наставить в кардинальных истинах богословия патеров и монахов, разъяснить в доходчивой форме прихожанину важнейшие положения Священного писания и его толкования отцами церкви и другими авторитетами. Мысли ведущих теологов подаются в этих книгах упрощенно и догматично: в них, как правило, нет сопоставления разных точек зрения, анализа аргументации, нет движения мысли, - учебник приспособлен к уровню сознания мало образованного и не искушенного в схоластической премудрости человека. Поэтому произведения "массовой" назидательной литературы обычно не удостаиваются рассмотрения, а то и вовсе не упоминаются в современных обзорах средневековой философии и теологии. Авторы этих пособий теряются в тени великих схоластов, крохами учености которых они в основном пробавлялись.

Но эти порождения вульгарного богословия обладают в глазах историка народной культуры средних веков своеобразным преимуществом перед основополагающей философско-теологической литературой - их популярность, читаемость была во много раз выше, и круг лиц, на которых они рассчитаны, был качественно иным.

Приходской священник был вооружен, помимо богослужебных книг, пенитенциалием и катехизисом. И тот, и другой непосредственно использовались им в общении с паствой. Катехизисы [1] многократно переписывались и широко распространялись, их пересказывали и переводили с латыни на народные языки. При этом естественно и неизбежно их подвергали дальнейшему упрощению, еще более приноравливая к потребностям тех людей, которые их читали или которым их читали. Если латинские тексты богословских пособий были доступны по преимуществу духовным лицам, то переводы и переложения на народные языки были рассчитаны на мирян. Исследователь вправе видеть в этих произведениях не только вульгаризованную мысль католических докторов, но и отражение запросов широких слоев общества, ибо несомненно, что аудитория, самостоятельно или при помощи проповедников знакомившаяся с этими пособиями, оказывала свое косвенное, но тем не менее заметное воздействие на их содержание. Исследователь подобных сочинений вправе поставить вопросы: какие религиозно-нравственные проблемы волновали широкую аудиторию и в каком виде эти проблемы ей преподносились? Что именно из католического учения усваивалось рядовым христианином в первую очередь? Таким путем, может быть, удалось бы несколько ближе познакомиться с "общим религиозным фондом" эпохи, выделив из него те идеи, которые занимали центральное место в народном сознании, находившемся долгое время под идеологическим контролем церкви. Изучение пенитенциалиев, нацеленных на выяснение прегрешений прихожан, на искупление и предотвращение новых грехов, дает возможность увидеть, так сказать, "негативную" сторону "народного католицизма", - анализ произведении вульгарного богословия должен помочь рассмотрению его "позитивного" аспекта.

Читать дальше

+5

5

Жонглеры Богоматери

"Ноги пляшут, очи плачут... "Жонглер Богоматери" (XIII в.)
(В. Гюго. "Человек, который смеется)

http://s002.radikal.ru/i200/1001/34/89f1175217d0.jpg

   Культ Богоматери, уходивший корнями в народные верования, воспевавших Мадонну и святых как милосердных заступников, которые успокаивали мятущиеся души, отразились в народных рассказах о набожных жонглерах.

http://s40.radikal.ru/i090/1001/c1/42e982848f00.jpg

Считали, что святая Дева может вступиться за любого грешника, если тот оказывает ей знаки благочестивого внимания.
Средневековые миниатюристы иллюстрировали трогательную легенду XIII в. чистом сердцем жонглере, который своим искусством сумел восславит царицу небесную - "прибежище грешников".
Бедный жонглер странствовал по миру, терпеливо сносил все невзгоды и в конце концов поступил в монастырь Клерво ради спасения души.
Здесь впал в глубокую печаль, ибо бесхитростный и невежественный, не мог найти применения своей профессии.

Служа всю жизнь людской забаве,
Не знал ни "Отче наш", ни "Ave".
Он, будто на устах замок,
И "Верую" сказать не мог.

Укоряя себя за бесполезность, жонглер все искал случая потрудиться во славу пречистой Девы.
Однажды он пришел в часовню с алтарем Богоматери, чтобы поверить ей свое тайное горе.
Во время пылкой проповеди жонглера осенила идея: тайком от братии послужить матери Христа тем единственным ремеслом, что ему доступно.
Простершись ниц перед алтарем, он смиренно молит Марию благосклонно принять его дар:

"Твой да не будет взор суров.       
Я лучшие из номеров                 
Тебе как дар мой принесу;           
Пройдусь, подобно колесу;
Я большим славить не умею           
Но все - тебе. Все, что имею"

http://s001.radikal.ru/i196/1001/4a/ca8d5a1f80ff.jpg

Увидев диковинное зрелище, настоятель и монахи сочли его кощунством, но стали свидетелями великого дива.
Когда измученный танцор упал у подножия алтаря, чтобы отдышаться, свод капеллы раздался и с небес спустилась осиянная светом Мария с кортежем ангелов.
Она подошла к жонглеру, распростертому на каменных плитах, и тонким белым платом с нежностью вытерла пот, струившийся по его лицу.
"Усердье бедного шута" удостоилось величайшей награды. На миниатюре XIII в. перед возвышением со статуей Мадонны прогнулся акробат.
Из облака предстает ангел с платком в руках.

http://s001.radikal.ru/i195/1001/1e/1aaa4a795c01.jpg

   Этот благочестивый рассказ входит в число повествований о добродетельных жонглерах и связанных с ними небесных чудесах.
"Всемирная молитвенница" и предстательница перед богом за род человеческий подает им чудодейственные знаки своего благоволения.
Двум жонглерам она вручила свечу, зажженную от небесного огня. Капавший с нее воск исцелил всех недужных в Appace, где свирепствовала моровая язва.
В другой легенде свеча с алтаря пресвятой Богородицы дважды оказалась на виоле славившего ее музыканта.

Рассказывали историю о престарелом нищем менестреле из Страсбурга. Однажды в холодный зимний день он зашел в капеллу, где стоял образ Девы в богатом облачении. Обездоленный преклонил колени перед изваянием и, охваченный могучим религиозным порывом, заиграл прекрасную мелодию в честь Богоматери.

Вдруг статуя шевельнулась, и с ноги ее упал золотой башмачок. Менестрель покрыл его поцелуями, благодаря всемогущую заступницу.
Жители города заподозрили певца в святотатственной краже и приговорили его к смерти.
По дороге к месту казни стражники позволили осужденному в последний раз зайти в часовню, чтобы исполнить гимн о милостивой Деве.

http://s48.radikal.ru/i120/1001/53/fe08764fc00c.jpg

"Остановившись перед священным изображением, старый певец запел пламенную молитву, сопровождая ее аккомпанементом на виоле...
И лишь только менестрель смолк, как чудотворное изображение бросило ему с ноги и другой золотой башмачок.
Все присутствующие видели это и были поражены изумлением". Спасенный Мадонной менестрель триумфально возвратился в город.
Часовню перестроили в роскошно украшенную церковь и к ней сплошным потоком потекли пилигримы".
(В.П.Даркевич "Народная культура средневековья")

Отредактировано иннета (2011-06-14 01:36:48)

+5

6

http://s003.radikal.ru/i202/1001/81/a82656207b50.jpg

Иоанна, римский папа-женщина - легендарная личность, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанна VIII, между Львом IV († 855) и Бенедиктом III († 858).
История папессы Иоанны является одной из самых известных средневековых легенд. По одной из версий Иоанна была уроженкой Майнца, по другой - англичанкой. Облаченная в мужскую одежду, вместе со своим возлюбленным она направилась в Афины, где постигла множество наук. Затем она перебралась в Рим, где стала преподавателем свободных искусств и добилась широкой известности. Благодаря своим талантам она сделала быструю церковную карьеру, став сначала секретарем курии, а затем кардиналом и папой....
Шел 857 год, и обеспокоенные жители Рима стали искать поддержки у Папы Иоанна VIII, которого они успели полюбить за два года его пребывания на римской кафедре. Однажды множество людей вышли приветствовать папу, шествовавшего во главе процессии, направлявшейся из собора Св. Петра к папской резиденции в Латеранском дворце. Когда участники процессии вошли в узкий проход между Колизеем и церковью Св. Климента, святой отец споткнулся и упал. И тут же на глазах перепуганных зрителей Папа Иоанн вдруг превратился в роженицу. Но едва ребенок появился на свет, как благочестивые богомольцы мгновенно обратились в разъяренную толпу. Несчастную женщину и ее младенца схватили, выволокли за городские ворота и забили камнями до смерти. Вот такую историю рассказывали по крайней мере с конца XIII века, и вера в нее сохранялась еще на протяжении многих столетий. Кто был отцом ребенка, и каковы были причины, побудившие Иоанну пойти на сознательный риск беременности, мы, похоже, так никогда и не узнаем…

http://i056.radikal.ru/1001/4e/761e4207b16e.jpg

Сразу же после уже описанного публичного разоблачения на папский престол был спешно возведен Бенедикт III. Историки церкви впоследствии сдвинули дату его интронизации на 855 год, чтобы уничтожить всякие упоминания о понтификате Иоанны. Когда же через 15 лет, в 872 году, папой становится другой Иоанн, ему присваивают имя Иоанна VIII, а не Иоанна IX.
Сведений о папессе Иоанне нет ни в одном источнике того времени. Впервые о женщине на папском престоле упомянул в середине XIII в. доминиканский монах Жан де Майи в книге "Chronica Universalis Mettensis", но он отнес эту историю к 1099 г. По этой версии, предполагаемая папесса жила около 1100 года, имени же для неё не указано. По тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и в конце концов папой.Однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, и по этому поводу она разродилась сыном; потом её привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла, и надпись на её могиле гласит: «Petre pater patrum papissae prodito partum». А еще в её правление, как добавляет легенда, появились четыре трёхдневных поста (Ember days, по три дня зимой, весной, летом и осенью), названные в её честь папессиными постами («fasts of the popess»). Однако Годфрид Буссерский не сомневавшийся в реальности персонажа помещает её на 100 лет раньше и в записи медиоланской хроники за 784 год значится
"В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой."
Любопытно, что самая распространенная версия была создана в самом Ватикане. Папский капеллан и пенитенциарий (исповедник) Мартин Поляк, живший в середине XIII века, написал «Хронику пап и императоров», в которую поместил пространный рассказ и об папессе Иоанне. «Хроника» имела широкое распространение, в большинстве её вариантов (в самых древних – во всех) существует описание судьбы папессы, различающееся только концовкой.
Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме: После Льва IV (847-55) Св. Престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня занимал англичанин Иоанн из Майнца (англ. John of Mainz, лат. Johannes Anglicus, natione Moguntinus). Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за счет прекрасного поведения и эрудиции, и в конце концов была избрана в папы. Через несколько лет Иоанна забеременела. Когда пасхальная процессия двигалась от собора Святого Петра к Латеранскому дворцу через узкий переулок между церковью Святого Климента и Колизеем Нерона, у Иоанны начались схватки, она упала с лошади и разбилась. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, построенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Иоанны. Однако духовенство стремилось уничтожить память о самозванке, и со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения.
Здесь впервые появляется имя «Иоанна», которое и сейчас приписывают папессе.
В нескольких вариантах «Хроники» Мартина Поляка судьба папессы описывается менее трагично. После рождения сына она была низложена и отбывала епитимью в одном из монастырей, где продолжала пользоваться большим почетом. Её сын, унаследовав от матери религиозность и тягу к знаниям, со временем стал епископом. После смерти от старости Иоанна была похоронена сыном, но место нахождения могилы осталось неизвестным или было специально утаено.
Легенда прочно укоренилась в умах современников и считалась правдивой историей. Долгое время римские папы избегали прямого пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где якобы погибла Иоанна. Вплоть до XV в. существовал обычай, согласно которому прежде чем приступить к своим обязанностям, каждый новый папа должен был усаживаться на особое кресло стул с прорезью в сиденье, чтобы медики могли проверить пол кандидата. Такое кресло (sedes stercoraria) до сих пор хранится в Ватиканском музее.

http://s45.radikal.ru/i109/1001/2e/649ef7196d28.jpg

В XIV—XV веках папесса считалась историческим персонажем, чьё существование никто не подвергал сомнению
Еретик Ян Гус, защищая свою доктрину перед Констанцским Собором, ссылался на папессу, и никто не предложил оспорить факт её существования. «Без главы и без руководителя — заявил Гус — была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина», и далее: «Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка?». Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседаниях Констанцского собора, не протестовал против этой ссылки, подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности
С XVI века католические историки начали отрицать существование папессы: например, Онофрио Панвинио (Vitae Pontificum, Venice, 1557), Авентин, Бароний  и другие. В 1601 г. папа Климент VIII особым декретом объявил легенду о папессе Иоанне выдумкой. В середине XVII в. протестантский историк Давид Блондель окончательно развеял миф, расценив его как сатиру на правление папы Иоанна XI.
История женщины в роли папы была воспринята столь серьезно, что на Констанцском соборе 1415 года на нее ссылались в ходе дебатов о полномочиях папы. Высокообразованный ученый Папа Пий II (1458-1464) попытался опровергнуть легенду, но, по-видимому, безуспешно. На протяжении XVI и XVII веков протестантские писатели ухватились за историю папессы Иоанны как за очередное и весьма действенное оружие в своих нападках на папство.Современные ученые отрицают возможность реального существования папессы Иоанны. По их мнению, это не действительное историческое событие, а скорее печальное наследие средневекового папства. В те смутные времена римские епископы славились чем угодно, только не святостью, поэтому самая ужасная или необычайная история о них могла сойти за правду. К тому же X век (время возникновения легенды) ознаменовался небывало частой сменой римских епископов - за сто лет на престоле побывали 23 папы, некоторые всего по нескольку месяцев. Что же касается  кресла, то, по всей видимости, это «сувенир», оставшийся от Древнего Рима, обычный стульчак для ночного горшка из какой-нибудь городской бани.
Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Кируларию (1053) Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле (Mansi «Concil.», XIX, 635 sq.).
Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы.
Беллармин (De Romano Pontifice, III, 24) думает, что рассказ попал в Рим из Константинополя.
Другие историки указывают на деградацию папства в X веке, когда многие папы носили имя Иоанн; потому такое имя, чувствуется, вполне подходит легендарной папессе
Прочие исследователи пытаются найти в различных происшествиях и сообщениях более определённую основу для происхождения легенды. Лев Аллатий (Leo Allatius) (Diss. Fab. de Joanna Papissa) связывает её с лжепророчицей Феотой (Theota), осуждённой на Синоде в Майнце (847); Лейбниц вспоминает историю о том, как Johannes Anglicus, якобы епископ, прибыл в Рим и там был признан женщиной.
Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе. Он привлек внимание и А. С. Пушкина, который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трех действиях. Эти наброски были на французском языке.
В качестве основного мотива поэт подчеркивал «страсть к знаниям», в результате которой Иоанна, дочь простого ремесленника, убегает из дома учиться в университете, защищает диссертацию и становится доктором. Впоследствии она становится настоятелем монастыря, где вводит строгий устав, вызывающий жалобы монахов; затем она попадает в Рим и становится кардиналом, но, когда после смерти папы ее избирают на папский престол, она начинает скучать. В третьем действии появляется испанский посланник, её старый товарищ по учёбе, который грозит ей разоблачением; она становится его любовницей, и умирает во время родов, согласно традиционной легенде...
До сих пор историки спорят о том, правда это или выдумка, что папский престол в Риме однажды занимала женщина, переодетая мужчиной. Легенда вошла в основу нового фильма режиссера Зёнке Вортмана. " Die Päpstin "
Год 814 от Рождества Христова. 28 января умирает Карл Великий, в тот же день рождается Иоанна — страстная натура, умевшая любить, рисковать и побеждать…
(трейлер к истории немецких сценаристов о женщине на престоле - Иоанне).

+7

7

Осень средневековья
И.Хейзинга

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

Жизнь народа текла в привычном русле поверхностной религиозности при весьма прочно укорененной вере, с ее страхами и восторженными порывами, но люди неученые не знали ни спорных вопросов, ни духовных борений — как это будет свойственно протестантству.

Трезвый, не отмеченный благоговением уют повседневного существования мог, однако, внезапно смениться взрывом глубокого и страстного благочестия. Не нужно представлять себе неизменное противостояние религиозного напряжения и спада таким образом, как если бы верующие разделялись на людей благочестивых — и жизнелюбов, т.е. что одни вели сосредоточенную религиозную жизнь, в то время как другие проявляли только внешнее благочестие.

Презрительное отношение к духовенству, каким-то подводным течением проходящее через всю средневековую культуру наряду с почтением к духовному сану, частично объясняется обмирщением высшего духовенства и далеко зашедшим деклассированием низшего, а частично и старыми языческими инстинктами. В недостаточно христианизированном народном восприятии никогда полностью не исчезала неприязнь к тем, кто не умеет держать в руках оружие и обязан соблюдать целомудрие. Рыцарское высокомерие, питавшееся доблестью и любовью, — точно так же, как грубое народное здравомыслие, — не испытывало никакого почтения к духовному идеалу. Вырождение духовенства само по себе довершало картину, и неудивительно, что и в высшем и в низшем сословиях веками вызывали насмешки фигуры распутного монаха и жирного попа, обжоры и сластолюбца. Скрытая ненависть к духовенству существовала всегда. Чем более пылко проповедник обличал грехи собственного сословия, тем с большей охотой к нему прислушивались в народе. Если проповедник, говорит Бернардино да Сиена, выступает против духовенства, его слушатели забывают про все остальное; нет лучшего средства расшевелить паству, когда ее уже начинает клонить ко сну или же когда людям чересчур жарко или чересчур холодно. Тут сразу же к ним приходит бодрость и веселое расположение духа. В то время как, с одной стороны, сильное религиозное возбуждение, которое вызывали странствующие проповедники в XIV—XV вв., шло от оживления нищенствующих монашеских орденов, — с другой стороны, именно вырождение этого института сделало нищенствующих монахов обычным объектом презрения и насмешек. Недостойный священник, персонаж новеллистической литературы, который служит мессу за три гроша, словно жалкий поденщик, или нанимается к кому-либо духовником, «pour absoudre du tout» («дабы отпускать все что угодно»), чаще всего является нищенствующим монахом.

Все, что узнаешь о повседневной религиозной жизни этого времени, постоянно говорит о сменяющих одна другую чуть не противоположных крайностях. Презрительное поношение священников и монахов всего лишь оборотная сторона всеобщего расположения к ним и глубокого почитания Так же и наивно поверхностное понимание религиозного долга может смениться вдруг чрезмерною пылкостью. В 1437 г., по возвращении короля графа Арманьяка, ставшего жертвой вражды с бургиньонами, смертью которого началось только что миновавшее смутное время. Устремившиеся к собору толпы народа жестоко разочарованы тем, что никакой раздачи денег, однако, не происходит. Ибо те добрые четыре тысячи, которые явились туда, по простодушному свидетельству Парижского горожанина, ни за что не пришли бы, не надейся они на то, что им там что-нибудь да перепадет. «Et le maudirent qui avant pnerent pour lui» [«И проклинали его те, кто прежде возносил за него молитвы»]. И это тот же самый народ Парижа, который обливался слезами при виде бесчисленных религиозных процессий; те же люди, которых заставляли трепетать пламенные слова странствующих проповедников. А Гиллеберт де Ланнуа видел, как вспыхнувший было в Роттердаме бунт тотчас же стих, едва священник вознес над головою Corpus Domini [Тело Господне]

Резкие противоречия и переходы из одной крайности в другую проявляются в религиозной жизни немногих образованных людей в той же степени, что и у невежественной толпы. Религиозное озарение всегда приходит как внезапное потрясение, и всегда это ослабленное повторение того, что пережил Франциск Ассизский, когда вдруг ощутил слова Евангелия как приказ, который обращен к нему лично. В присутствии некоего рыцаря произносится формула крещения, слова, которые он слышал, быть может, десятки раз, — теперь же вся их святость и чудодейственная сила как бы пронзают его насквозь; отныне намерен он, единственно лишь в воспоминание о святом крещении, отражать нападения диавола, не прибегая даже к помощи крестного знамения. Герой книги Le Jouvencel должен присутствовать на поединке; каждый из противников готов уже принести присягу на гостии в том, что право на его стороне. И тут рыцаря охватывает сознание неизбежности того, что присяга одного из них будет ложной и тем самым тот будет осужден на вечное проклятие. Он восклицает: не присягайте, ставьте заклад в пятьсот экю и деритесь без всякой клятвы.

Далее

+4

8

Основные католические молитвы на латинском и русском языках

Pater noster

Pater noster, qui ts in caelis,
Sanctrticetur nomen Tuum.
Adveniat regnum Tuum.
Fiat voluntas Tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie.
Et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.
Et ne nos inducas in tentationem,
Sed libera nos malo.
Amen.

Ave, Maria.

Ave, Maria, gratia plena;
Dominus tecum: benedicta tu
In mulieribus, etbenedictus
fructus ventris tui Iesus.
Sancia Maria, Mater Dei,
ora pro nobis peccatoribus, nunc
et in hora mortis nostrae.
Amen.

Верую (Symbolum Nicaenum)

Никейский (Ницейский) символ веры получил распространение после католических соборов в Никее (ныне Ницца) в 325 г. и Константинополе в 381 г. В нем опровергались арианская и мрнофизитская ереси и утверждалось, что Иисус одновременно истинный Бог и истинный человек. В IX веке эта молитва была включена в состав Мессы.
Верую в Бога единого
Отца всемогущего,
создателя неба и земли,
всех видимых и невидимых.

Credo in unurn Deum,
Patrem omnipotentem,
factorem caeli et terrae,
visibilium omnium et invisibilium.

Исповедь (Confiteor)

Исповедь - покаянная молитва, обращенная к Богу. Возникла в период раннего христианства. Нижеследующий текст создан в VIII веке, включен в Мессу в XI веке.

Confiteor
Confiteor Deo omnipotent,
beatae Mariae semper Vrgini,
beato Michaeli Archangelo,
beato loanni Baptistae,
sanctis Apostolis Petro et Paulo,
omnibus Sanctis, et vobis, fratres
(ettibi pater), quia peccavi nimis
cogrtatione, verbo et opere:
MEA CULPA, MEA CULPA, MEA MAXIMA CULPA.
Ideo precor beatam Mariam semper Virginem,
beatum Michaelem Archangelum,
beatum loannem Baptistam,
sanctos Apostolos Petrum et Paulum,
omnes Sanctos, et vos, fratres (et te, pater),
orare pro me ad Dominum Deum nostrum.
Amen.

Славься (GLORIA)

"Глория" составлена по мотивам Священного Писания во II веке и записана в 7-ю книгу Апостольских Установлении в III - IV веках. Начиная с V века, включена в мессу катлического богослужения. Молитва обращена к Троице

Gloria in excelsis Deo et in terra
pax hominibus bonae voluntatis.
Laudamus te, benedicimus te, adoramus te,
glorrflcamus te, gratias agimus tibi
propter magnam gloriam tuam, Domine Deus,
Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.
Domine Fill unigenite, lesu Christe,
Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris,
qui tollis peccata mundi,
suscipe deprecationem nostram.
Qui sedes ad Dexteram Paths, miserere nobis.
Quoniam tu solus Sanctus, Тu solus Dominus,
Тu solus Altissimus, Iesu Christe,
cum Sancto Spititu in gloria Dei Patris.
Amen.

+6

9

Паломничество
Паломничество - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим особое значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; хождение верующих к святым местам на поклонение.
Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.
Само слово возникло от слова «палома» — пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.
Святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения.

В средние века наряду с Палестиной паломничество у католиков стало предприниматься в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция), Сант-Яго (Испания).

Западная церковь различала:

- великое паломничество (peregrinationes primariae): путешествия к Святому Гробу (Палестина), в Рим (Limina apostolorum), Компостелу  и Лорето;
- малое паломничество (peregrinationes secundariae): посещение местных отечественных святынь.

+3

10

Доктрина католической церкви

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.
В Католической церкви существует семь таинств:

Крещение - одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле.
Согласно словам Иисуса Христа, водное крещение и сошествие Святого Духа — необходимое условие для рождения свыше (Ин.3:5), однако сам Христос прежде воскресения не крестил (Ин.4:2).
Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошёл от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов — обращенных из язычников. Если обращенные мужчины проходили через обряд обрезания, то для женщин омовение было единственным символом обращения.
В крещении, с точки зрения церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха.
http://i068.radikal.ru/1002/d7/51a836813082t.jpg
Сцена крещения. Стекло, первая половина XII века. Франция, Sainte-Chapelle de Paris.

Брак -  христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.

Миропомазание (конфирмация) - одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар.
Совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. С таинством миропомазания не следует путать инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов, а также помазание миром престола православного храма при его освящении.
В католической церкви таинство миропомазания называется конфирмацией и обычно совершается епископом. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа» (лат. Accipe signaculum doni Spiritus Sancti).
Таинство обычно совершается над детьми 7-12 лет в целях укрепления их веры. Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора. По совершению таинства верующий нарекается «воином Христовым».

Евхаристия - Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран, англикан и некоторых других церквей — Литургии.  В процесс полного сущностного (но не акцидентного) превращения хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову верит Католическая Церковь  и Православная Церковь  Церковь видит в пресуществлении чудо всемогущества Божия, подобного чуду сотворения Богом мира из ничего или претворения воды в вино.
В Католической церкви принято учение о «трансубстанации» (transsubstantiatio) или «пресуществлении» хлеба и вина на Евхаристии в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, которое окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Согласно ему во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (акциденции) остаются неизменными. Католическая церковь не делает попытки точно установить момент пресуществления и подчёркивает, что для Евхаристии важна вся анафора в её совокупности, хотя исторически в западных анафорах центральное место занимают тайноустановительные слова Христа. Согласно Катехизису Католической церкви Евхаристия происходит благодаря действенности слова Христова и действию Святого Духа.

Исповедь -  таинство покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и решение в дальнейшем не грешить.
Исповедь строго обязательна для всех католиков раз в год (даже если нет тяжких грехов), а также в случае тяжёлого греха (имея на совести тяжёлый грех до исповеди нельзя приступать к причастию). Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц.
Для того, чтобы исповедь была действительной необходимо выполнение следующих условий:
Испытание совести.
Искреннее сокрушение о грехах.
Твердое намерение больше не грешить.
Искренняя исповедь перед священником.
Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).
Порядок исповеди такой же, как в православии.
Исповедание грехов обычно (но не всегда) происходит в специальной кабине, называемой исповедальней. Исповедальня сконструирована таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).

Елеосвящение -  таинство православной и католической церквей, совершаемое над больными, заключающееся в помазании тела освященным елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться (или забыл их, но именно забыл, а не утаил сознательно).
Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании:
Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак.5:14-15)
В Католической церкви таинство совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв над больным и помазания его лба и ладоней освящённым елеем. Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь».
Если таинство соборования проводится над умирающим человеком, то вслед за ним обычно преподаётся причастие, которое называют виатиком (лат. viaticum) или последним напутствием.

Священство, рукоположение или хиротония -  в общехристианском использовании - посвящение человека, наделяющее его правами публично проповедовать, совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий.
В Католической Церкви, как и в Православной существует три степени священства — диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом на кандидата и молитва призывания Святого Духа. После совершения таинства рукоположенный простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм

+6

11

J. MacCaffrey
History of the Catholic Church Vol. 1
http://www.web-books.com/BookInfo.php?BookID=840

+3

12

Вселенские соборы

Вселенские соборы (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) - собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам вселенских соборов относятся:

участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
признание собора вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нем, так и теми, от которых на нем не было представителей.
Внутренние признаки вселенских соборов:

соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам вселенской церкви всех предшествующих веков;
единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
свойственная в церкви только вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения - в «Деяниях».

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 — IV Константинопольский (осуждение константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII вселенским, Православная — не признаёт.
9. 1123 — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру).
10. 1139 — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского).
11. 1179 — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского).
12. 1215 — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции).
13. 1245 — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена).
14. 1274 — II Лионский (уния с Православной Церковью).
15. 1311—1312 — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров).
16. 1414—1418 — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа).
17. 1438—1445 — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей).
18. 1512—1517 — V Латеранский (церковная реформа).
19. 1545—1563 — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа).
20. 1869—1870 — I Ватиканский (догмат о первородном грехе, чистилище, Догмат о папской безошибочности).
21. 1962—1965 — II Ватиканский (церковная реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).´

Из постановлений IV Латеранского собора:

- предписание христианским правителям "не допускать евреев к общественным должностям; не позволять им показываться на улицах в дни страстной недели, накануне католической Пасхи; следить, чтобы крещеные евреи не соблюдали обрядов прежней веры; обязывать евреев, купивших дома у христиан, платить налог в пользу церкви".
-  было принято окончательное решение о создании инквизиции. Ее полное название на русском языке выглядит так: "расследование извращающей ереси". Инквизиции было придано значение особого следственного и судебного органа при католической церкви для преследования еретиков.
-  указ о «четвертой степени родства». Согласно ему, запрещался брак между близкими родственниками (в пределах четвертой степени), исключения составляли те пары, которые получали согласие самого Папы Римского. Более того, к инцесту причисляли отношения между, так называемыми, «духовными родственниками»: крестным отцом/матерью и его/ее крестницей(ком), а также между самими крестными. Супружество между такими «родственниками» также считалось кровосмесительным.

+3

13

Аббат/Абаттиса.

"Аббат (лат. abbas, от ивр. אבּא‎ — отец) — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Аналогичное звание с женским окончанием, аббатиса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости".

С  X века начали возникать новые духовные ордена, и лишь немногие из них, как, например, премонстрантов, цистерцианцев и траппистов, управлялись аббатами, а главы большей части остальных назывались: старшинами (majores) (у камальдулов), приорами (у картезианцев, иеронимитов, доминиканцев, кармелитов, августинцев и пр.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали использовать этот титул из чувства смирения.

Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчинённым им монахам их монастырей. Например, у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полной самостоятельностью, а у цистерцианцев он бюрократически подчинён верховному совету в Клерво. До причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; ранее нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатиссы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или папе.

далее и подробнее
на страничке  Википедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Аббат

Отредактировано Marion (2010-03-01 19:21:38)

+4

14

Кхм. Касательно фильма. Возможно, в книге сей момент описан иначе, но в самом фильме жутчайшим ляпом является наказание отлученных от церкви церковью же. Отлучённый от церкви лишается её покровительства, лишается права на церковные таинства, следовательно, не может жить монашеской жизнью в монастыре (как Сесилия). Что касается главного героя, тамплиеры проявляли, скажем так, участие, в судьбах отлучённых, что не особо приветствовалось духовенством, но изменить существующие порядки было духовенству не по силам, потому как тамплиеры обладали духовной независимостью, подчиняясь напрямую Папе.
Временная служба в ордене главного героя, таким образом, может быть оправдана.

0

15

Все это, наверное, является оффтопом в теме про тамплиеров, но меня этот вопрос заинтересовал :)

Bobby написал(а):

Возможно, в книге сей момент описан иначе, но в самом фильме жутчайшим ляпом является наказание отлученных от церкви церковью же. Отлучённый от церкви лишается её покровительства, лишается права на церковные таинства, следовательно, не может жить монашеской жизнью в монастыре (как Сесилия).

Так Сесилия вроде как послушница жила в монастыре? Не монахиня? Но вообще-то я не спец по отлучениям и слабо знакома с церковными тонкостями :) В общем, как об этом написано в книге.

Через две недели епископ Бенгт в  соборе  Скары  произнес  анафему Сесилии дочери Альгота и Арну сыну  Магнуса.  Ни  один  священнник  во  всем Западном Геталанде не имел лрава вступать в церковное общение с этими двумя.
Единственное убежище, которое они могли себе найти, - монастырь.

Я так поняла, что ничего такого необычного в том не было, что монастырь был обычным убежищем в таких случаях. Может быть, при отлучении от церкви просто исключается участие в церковных обрядах? А жить в монастыре возможно? Только в обрядах нельзя участвовать?
А вот еще, как в книге Гийу настоятельница монастыря просила об отлучении:

Она написала два письма: Болеславу, где советовала ему обратиться с  этим делом к архиепископу в Восточном Аросе, и епископу Бенгту в Скару, чтобы тот как можно быстрее объявил об отлучении, иначе  какой-нибудь  слуга  Божий  в епархии только усугубит тяжесть содеянного,  обвенчав  ненароком  грешников.

То есть, как я поняла, опасались именно того, что совершится церковный обряд венчания. И отлучили затем, чтобы этого обряда не совершили. Потому что считалось самым страшным грехом то, что Арн вступил в связь с двумя сестрами (если бы они не были сестрами, то это не так страшно, и он мог бы жениться на Сесилии, как написано в книжке)

А еще, касательно монастырей, мне Абеляр вспомнился. Ведь его тоже отлучали от церкви, и он нашел приют в одном из монастырей. Ну и еще Толстой, конечно. Он же посещал Оптину пустынь, будучи отлученным? Вот, кстати, совершенно случайно, наткнулась еще на такую статью о Толстом,где говорится о "воспитательном" характере отлучения:
http://www.krotov.info/history/20/1900/alek2005.htm

...отлучение от церкви как таковое преследует не карательные, а педагогические, воспитательные цели и направлено на исправление отлучаемого и возвращение его в лоно церкви.

Как раз, как в случае с Арном и Сесилией, на отлучаемых наложили епитимью, и они должны были 20 лет нести свое послушание в монастыре.

Наверное, все-таки нет никакого противоречия в том, чтоб быть отлученным от церкви (не участвовать в обрядах) и жить при этом в монастыре.

Хотя... Может, мне еще зарегиться на каком-нибудь "церковном" форуме, чтобы прояснить все эти тонкости? :)

0

16

Lampa написал(а):

Так Сесилия вроде как послушница жила в монастыре?

Не имеет значения. Она была отлучена, следовательно, не могла общаться с членами церкви.

  Средневековые католические канонисты стали различать два вида великого Оотлучения: простое (excommunicatio major simplex) и торжественное (exc. major solemnis); последнему усвоено специально название анафемы.
Первое стало функцией низших церковных судей, второе - епископата. Существовало еще малое О. (ехс. minor), которое не исключало из церкви и лишало только участия в таинствах. Оно носило название врачующего (medicinalis), в противоположность великому, которое называлось смертоносным (mortalis). Во времена констанцского собора отлученные делились на excommumcati tolerati, над которыми не было произнесено судебного приговора в смысле поименного Отлучения и excommunicati vitandi, seu non tolerati, подвергшиеся Отлучению поименно. Подвергшийся анафеме лишался "права уст", т. е. лобзания и разговора и всякого другого способа (письменного или знаками) общения с верными. С ним нельзя было вместе молиться, трапезовать, спать или жить. Анафематствованный не мог быть ни судьей, ни истцом по собственным даже делам, ни свидетелем, ни адвокатом, ни нотариусом, не мог ни вступать с кем-либо в договоры, ни составлять завещание.

источник

Lampa написал(а):

на отлучаемых наложили епитимью, и они должны были 20 лет нести свое послушание в монастыре.

Угу. Только это нечто странное. Анафема исключает такую епитимью. Малое отлучение позволяет.
Что касается Толстого, можно поглядеть здесь.
В частности, сказано, что "с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась".

0

17

Bobby написал(а):

Анафема исключает такую епитимью. Малое отлучение позволяет.

Так может у них и было это "малое отлучение"? А "анафема" в книжке - ошибка переводчика? :) В фильме, кстати, про "анафему" не говорили, только про "отлучение"

0

18

Bobby написал(а):

Угу. Только это нечто странное. Анафема исключает такую епитимью. Малое отлучение позволяет.
Что касается Толстого, можно поглядеть здесь.
В частности, сказано, что "с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась".

Хочу обратить внимание на разницу между православным и католическим пониманием анафемы. В католической практике анафема включает активное проклятие. В православной практике это всего лишь констатация того факта, что сей человек перестал быть членом Церкви. Нет запрета на частное общение с ним, но нет и допуска к церковным Таинствам; если отлучённый входит в храм во время службы, службу, за исключением литургии, следует прервать, пока отлучённый не покинет храм (или его не выведут). Однако никто не мешал отлучённому прийти, допустим, в монастырь, и сказать: "Я раскаиваюсь, что надо сделать, чтобы снять отлучение?"

В христианской традиции первого тысячелетия различают четыре степени отлучения; я могу разыскать более подробное описание, но на это нужно время - книжка толстая и бумажная, в ней ctrl+F не работает. В ближайшее к нам время, включая период Толстого, "малое" отлучение мог назначить духовник - то есть, не допустить до Причастия, пока человек не исправится по указанным духовникам статьям или не выполнит наложенную епитимью. Большое отлучение - это решение Синода или собора, о нём объявляется публично: глашатаями или, во времена Толстого, через газеты; цель объявления - оповестить всех чад Церкви о том, что данное лицо чадом Церкви быть перестало, и его взгляды не есть взгляды православного. Именно это и было с Львом Толстым (а взгляды свои и своё понимание Евангелия он проповедовал очень и очень усердно, поэтому было важно подчеркнуть, что за его творчество Церковь ответственности не несёт и его понимание общецерковным не является).

В отличие от православной практики, католическая анафема включает в себя активное проклятие и представляет собой обряд с затаптыванием свечей и произнесением специальной формулы. При этом должен присутствовать сам анафематствуемый: лично, трупом, или изображением (если сбежал и не поймали). Но подчёркиваю ещё раз: в православной традиции такого обряда нет. Рассказ "Анафема" есть личное творчество товарища Куприна.

Отредактировано Княгиня (2010-03-08 18:57:48)

+1

19

Lampa написал(а):

к может у них и было это "малое отлучение"? А "анафема" в книжке - ошибка переводчика?  В фильме, кстати, про "анафему" не говорили, только про "отлучение"

Малое отлучение не предполагает столь необъяснимого наказания. Речь шла о покаянии длинной в жизнь, которое было "милосердно" заменено двадцатью годами. Малое отлучение не предполагает столь сурового наказания.
Я признал бы сей момент гиперболой либо даже сознательным искажением, не будь он основополагающим условием конфликта. В историческом романе, претендующем на достоверность, подобные перегибы не приветствуются.

Княгиня написал(а):

В христианской традиции первого тысячелетия различают четыре степени отлучения; я могу разыскать более подробное описание, но на это нужно время - книжка толстая и бумажная, в ней ctrl+F не работает.

Если речь идёт о первом тысячелетии, до разделения церквей, традиция общая для всех христиан того времени? Пищи, коли будет время и возможность.
Православное отлучение явно мягче католического, не говоря уже об иудейском хереме.

0

20

Bobby написал(а):

Малое отлучение не предполагает столь необъяснимого наказания. Речь шла о покаянии длинной в жизнь, которое было "милосердно" заменено двадцатью годами. Малое отлучение не предполагает столь сурового наказания.

Поскольку я не смотрела фильм, мне не ясен контекст обсуждаемых событий. Однако замечу, что бывают епитимьи в 20 лет и даже до смертного часа, которые не равнозначны отлучению. Ключевой отличие: епитимья предполагает отлучение от Причастия, но не от церковного общения  и посещения богослужений; напротив, усердное покаяние предполагает усердную молитву, в том числе и церковную, а братьям по вере следует усиленно молиться за кающегося. За отлучённого же молиться церковной молитвой нельзя. Это всё относится к православной традиции (хотя в наше время двадцатилетнюю епитимью никто не применяет, но в церковных правилах такое положение есть) и к практике первого тысячелетия христианства. Однако замечу, что и в первом тысячелетии наблюдались различия между практикой поместных церквей в частных вопросах, так что я не могу дать абсолютно точную картину (для абсолютно точной надо обращаться к хроникам и историческим архивам).

Навскидку могу сказать, что за убийство налагалась епитимья на 10 лет - отлучение от Причастия, но не от церковного общения. За аборт отлучали от Причастия как за убийство (есть упоминания, что самые ранние правила отлучали до смертного часа; в реалиях наших дней длительность епитимьи снижена до года, но это не отмена правила как такового, а применения принципа икономии, то есть, снисхождения). А, скажем, за скотоложество длительность епитимьи зависела от возраста и смягчающих/отягощающих обстоятельств: если в такое прегрешение впадал зрелый муж, то срок покаяния был значительно больше, чем для невоздержного юнца. Во всех этих случаях речь идёт об епитимьи, о покаянии, а не о полном извержении из Церкви.

0

21

Княгиня написал(а):

Однако замечу, что бывают епитимьи в 20 лет и даже до смертного часа

Бывают, разумеется. Но в данном случае смущает и мешает именно факт отлучения от церкви, анафема. Церковь католическая, век 12.
Если вопрос с главным героем, которого, отлучив, наказали плащом тамплиера, можно объяснить участием рыцарей ордена в судьбе таких людей, вопрос с героиней остаётся ляпом, с какой стороны на него ни посмотри.
К тому же, я сомневаюсь, что за их грех следует такое суровое наказание как анафема.

0

22

Bobby написал(а):

Православное отлучение явно мягче католического

По правде говоря, не могу вспомнить в русской истории отлучений, применённых к живым людям, за исключением Разина, Пугачёва и Толстого (первые два то ли анафематствованы после  смерти, то ли прожили после отлучения недолго). Вот насчёт Аввакума и Ко не помню - что там с ними было насчёт анафем. В истории других поместных Церквей был разные случаи, про которые сейчас распространяться не буду. Но тут важно понимать, что отлучение есть признание взглядов данного человека нецерковными. Если его взгляды никому, кроме его жены, неинтересны, то и публичная анафема не нужна, достаточно запрета от местного священника. А вот если проповедь пошла в массы, вот тогда нужно чёткое "Стоп, не наше!"

Вот ещё что подумала: часть церковных правил идёт от тех времён, когда "верных", то есть, христиан было сравнительно немного. Тогда отказ от общения с отлучённым означал, что отлучённый находится "вовне", в нехристианском обществе. А потом христиан становится много, до 100%. При таком раскладе запрет на общение с "верными" означал поголовный запрет для всех, ибо "неверных" просто не было. В этом случае человек оказывается "в пустыне".

0

23

Bobby написал(а):

К тому же, я сомневаюсь, что за их грех следует такое суровое наказание как анафема.

Что там у них было, я-таки не в курсе? Двоежёнство или прелюбодеяние? Это действительно не тянет на отлучение - они же не проповедовали "Новой евангельской церкви двоебрачных" или вроде того. Это из разряда "согрешившие под законом по закону осудятся". Осудятся, а не извергнутся.

0

24

К вопросу, что там у них было, и почему так строго наказали. Из книжки:

За то время, что Арн  провел  в  миру,  он  совершил  три  тяжких  греха.
Во-первых, он убил двух пьяных бондов, во-вторых, напился сам  и  вступил  в
связь с Катариной и, наконец, в-третьих, вступил в связь с Сесилией.
   Из этих трех грехов два первых были прощены очень  быстро,  так  что  Арн
даже удивился. Но третий грех - связь с  Сесилией  -  женщиной,  которую  он
любил и на которой хотел жениться, - оказался таким тяжким, что его отлучили
от церкви, да и Сесилию заодно с ним. Это было  трудно  понять.  Убить  двух
людей - это ничего, вступить в связь с женщиной, которую он не любил, - тоже
ничего. Но сделать то же самое с женщиной, которую он любил больше всего  на
свете, так, как описано в Библии, - оказалось страшным грехом!
   Ему послали текст закона из архива Варнхема, и в  нем  все  было  ясно  и
неумолимо. В архиве имелись  только  те  тексты  законов,  которые  касались
ведения Церкви, а все прочее - поединки, клевета, штраф, убийство рабов  или
кража скота - мало интересовало церковников.
   Тот закон, который нарушил Арн, был как раз церковным. В тексте  брачного
кодекса Западного Геталанда, в восьмой главе, было написано: "Спал кто-то со
своей дочерью - это дело должно быть передано из страны в Рим. Спали отец  и
сын с одной и той же женщиной, или два брата, или сыновья двух братьев;  или
мать и дочь - с одним и тем же мужчиной, или две  сестры,  или  дочери  двух
сестер, или дочери двух братьев - это противно закону".
   
Буквы закона были красиво выведены по-латыни, а  перевод  его  на  родной
язык, следующий ниже, выглядел более небрежным. Арну  нетрудно  было  узнать
эти слова, ибо они были взяты из Пятикнижия Моисеева.

То есть если бы он согрешил не с сестрами, то его могли бы простить.

Отредактировано Lampa (2010-03-08 20:56:37)

+1

25

Княгиня написал(а):

Двоежёнство или прелюбодеяние?

Двойное прелюбодение. Якобы герой познал одну сестру, а после и вторую. Хм. И ещё три раза. Очень сомневаюсь, что подобный поступок тянет на отлучение.
Разумеется, новых идей и тем более  "Новой евангельской церкви двоебрачных" они не проповедовали.

Если бы их не отлучили, а наказали двадцатилетней епитимьей, полагаю,  вопроса бы не возникло.

0

26

Lampa написал(а):

или мать и дочь - с одним и тем же мужчиной, или две  сестры,  или  дочери  двух сестер, или дочери двух братьев - это противно закону".

Если я правильно понимаю, то дело подводят под кровосмешение. То есть, две женщины были друг другу сёстрами? В этом случае с первой - просто блуд, со второй - кровосмешение. Это более тяжёлый грех. (Хотя как быть со случаями, когда брат женился на вдове брата?) Но опять-таки, тянет на хорошую долгую епитимью, а не на отлучение. Или тут путаница в терминах (возможно, с переводами), или действительно ляп. Или какая-то особенность католической практики, которую я уяснить не могу. Чтобы доказать последнее, надо найти подобный случай в реальной истории.

0

27

Lampa написал(а):

"Спал кто-то со
своей дочерью - это дело должно быть передано из страны в Рим.

Lampa написал(а):

Арну  нетрудно  было  узнать
эти слова, ибо они были взяты из Пятикнижия Моисеева.

О передаче в Рим взято из пятикнижия?!
Не говоря уж об остальном. :(

0

28

Bobby написал(а):

О передаче в Рим взято из пятикнижия?!

Нет, я так поняла, что о передаче в Рим сказано "в тексте брачного кодекса Западного Геталанда, в восьмой главе". Текст кодекса заканчивается на том, что "это противно закону".   И далее про сам "закон":

"Буквы закона были красиво выведены по-латыни, а  перевод  его  на  родной язык, следующий ниже, выглядел более небрежным. Арну  нетрудно  было  узнать эти слова, ибо они были взяты из Пятикнижия Моисеева."

Текст "закона" просто не приводится в книжке Гийу, написано только, что он написан по латыни, а перевод на родной язык следует ниже. Наверное, этот "закон" был всем  хорошо известен, поскольку "был взят из Пятикнижия Моисеева". Арн, во всяком случае, знал его, ему "нетрудно было узнать эти слова".
В общем, вот так я поняла этот кусочек текста из книги.
Что же касается "Пятикнижия Моисеева", то я его не читала, поэтому судить не берусь, есть там какой-то подобный "закон" или нет. Но можно в инете поискать. Наверное, где-нибудь да лежит его текст.

А вообще-то лучше поверю автору на слово :) Влом искать :)

Отредактировано Lampa (2010-03-09 08:22:12)

0

29

Lampa написал(а):

Что же касается "Пятикнижия Моисеева", то я его не читала, поэтому судить не берусь, есть там какой-то подобный "закон" или нет. Но можно в инете поискать. Наверное, где-нибудь да лежит его текст.

Текст лежит у меня на полке. В составе синодального перевода Библии. При беглом просмотре я не нашла там законов на эту тему. На детальный просмотр нет времени. Вот указание брать в жёны вдову брата есть (и описание, что делать с тем, кто не хочет этого делать). А про двух сестёр - не вижу. Кстати, Иаков был женат на двух сёстрах (Лия и Рахиль). Это тоже описано в Пятикнижии. Так что идея о недопустимости подобных союзов родом из более поздних времён.

0

30

Все-таки поискала :). Нашла текст в инете. В общем, подобный "закон" был в "Пятикнижии". Во "Второзаконии":

27.
1. И заповедал Моисей и старейшины [сынов] Израилевых народу
...
20 Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь.
21 Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь.
22 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.
23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.]

Скачала отсюда: http://www.oreola.org/index.php?id=429

+2