SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Прически средневековья

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Наверное, для сравнения.

Мужские (и женские) прически в средневековой России.
хотелось бы еще увидеть статью, где бы было много иллюстраций европейских причесок :unsure:

"Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч. Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена. Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) волосы, усы и борода имели максимально возможную длину. В дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались - внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени. Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конце XVI - начало XVII века), мода в ношении усов и бороды изменений не претерпевала: усы и бороду не брили. Волосы стригли под горшок.
С воцарением Михаила Федоровича - первого царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем облике царствующих князей сохранялся стиль одежды предыдущего правителя - Василия Шуйского: богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины. Русские женщины, особенно жены и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами. Они знали только терем да церковь.
Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины - убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. (Опростоволоситься - значит сделать грубый промах, оплошать.) Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали острижению.()".

Источник

Отредактировано Marion (2010-03-24 00:18:01)

+6

2

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XIV вв.)
История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (IX—XII века) и позднее средневековье (XIII—XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».
В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди — челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.
Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

В средние века зарождается культ Прекрасной Дамы, рыцарского служения ей, процветает любовная лирика. Вспомним, к примеру, роман об удивительной любви Тристана и Изольды, когда Тристан, увидев волос Изольды, принесенный ласточкой, воспылал к ней пламенными чувствами.

Благодаря поэтам, легко представить себе идеал женщины того времени: Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, почти бесплотной, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными. Замужние дамы должны были прятать волосы под покрывалом, чтобы только муж - господин и повелитель - мог любоваться их красотой. Непременным условием красоты были кудри. Их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Хотя блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть. Те, кто делает себе волосы кудрявыми, должны идти в ад, ибо другого пути для них нет, - реплика из средневековой пьесы.

Во времена позднего Средневековья женщины, согласно указанию костелов, должны были укрывать волосы чепцами, косынками, покрывалом, вид непокрытых женских волос считался греховным. Они носили длинные волосы с пробором посередине, заплетали их в косы и убирали на затылке, поверх прически надевалось убранство.

Молодые девушки волосы также собирали аккуратно в косы, переплетали лентами и сверху укрывали накидками.

Мужской стиль - это гладко зачесанные назад и убранные в пучки волосы, свободно растущие борода и усы. Парикмахерское искусство в это время развития не получило.
http://www.ligaspb.ru/announcesec101.html

+4

3

Выдержки из общей статьи Френсис Келли. Рендольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей, М., Центрополиграф, 2007. Оформление худ. И.А. Озерова.
http://academy.chelkon.org/?article=21

Большинство норманнов, ступивших на английский берег, были коротко острижены и гладко выбриты. Усы являлись редкостью, вызывавшей толки. Отличительной чертой норманнов являлся выбритый до ушей затылок. В течение короткого промежутка времени мода сделала крутой поворот: теперь волосы и бороды отращивали как можно длиннее, их искусственно завивали и заплетали. Эта тенденция сохранялась приблизительно до середины XII века. Характерная черта моды этого столетия – разделение длинных волос пробором и центральные пряди, начесанные челкой на лоб. В период 1180-1210 годов волосы носят средней длинны, как и бороду. В остальное время описываемой эпохи у мужчин модна кроткая стрижка, аналогичная столь популярной в XX веке после Первой мировой войны: длинная челка, сзади волосы обрезаны прямо или закручены в локоны, опускающиеся ниже ушей. В моде были выбритые лица, но встречались и короткие бородки с усами.

Скрытые под покрывалами в начале XII века, женские прически производили почти фурор, появившиеся у знатных дам в период между 1120 и 1150 годами. Волосы разделены посередине и уложены в два длинных хвоста, заплетенные в косы, перевязанные лентами, или заключенные в шелк и переплетенные лентой. Эти косы, длина которых зависела от моды, обычно свисали спереди и часто дополнялись накладными волосами и другими элементами, доходя до колен, а то и ниже, и оканчиваясь украшенными наконечниками. Их носили вместе с обручами и легкими покрывалами. Волосы могли свободно падать на плечи или связываться в один заплетенный хвост сзади – такова была обычная повседневная прическа того периода, главным образом, для юных девушек. С конца XII века волосы, теперь уже не скрываемые, укладывались в косы и свивались в шиньоны или венцы. С последней четверти XIII века и до конца XIV века типичной модой было укладывать косы в спиральные пучки, похожие на раковины улитки, над ушами.
Головные уборы. В отношении головных уборов, скрывавших также и шею, существовало большое разнообразие, и ничто иное, за исключением может быть, причесок, так не отличало мужской и женский пол. Самым простым и самым древним головным убором является покрывало - обычный кусок полотна (обычно льняного или шерстяного), прямоугольный или выкроенный “солнцем”. Им покрывали голову так, чтобы один прямой край закрывал лоб, а остальное полотно ложилось на шею и плечи по бокам и сзади. Это самый простой способ использования, хотя концы полотна можно было, как угодно драпировать на шее или вокруг плеч. Покрывало часто удерживалось на голове обручем или лентой. По меньшей мере до второй четверти XII века знатная женщина появлялась на публике с покрытой головой. В той или иной форме платки были в моде до конца Средневековья. Примерно в середине столетия появляется барбет – широкая полотняная лента, проходящая под подбородком, концы которой завязывались на темени. Вимпл – полотняное покрывало, закрывавшее и грудь, появляется около 1190 года. Оно обрамляет лицо, прикалывается к волосам над ушами или на темени под покрывалом, обычно прячется за вырез платья. Как правило, оно прикрывает подбородок.
Около 1220 года горизонтальная повязка на висках превращается в широкую ленту из жесткого полотна, которую носили вместе с барбетом и которая по форме напоминала “таблетку” – маленькую шляпку без полей и с плоским донышком, иногда ее надевали поверх узкого чепца. Знатные женщины могли дополнять головной убор диадемой. Повязка, изначально прямая, цилиндрическая, постепенно расширяется кверху и к 1290 году расходится в стороны в виде эллипса. Как правило, ее носили без платка и прикалывали к волосам. Иногда один конец барбета проходил через “таблетку” и свисал с одного бока. Эллиптическая форма стала результатом моды на более объемные прически.
С середины XIII века волосы обычно собирались в плетеные сетки, образуя выпуклый пучок на затылке или (после 1270 года) пучки, нависающие над ушами (эта мода сохранилась и в XIV веке).

+5

4

milka
Спасибо за интересную информацию.  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif
Вот ещё интересный сайт по причёскам.
http://moe-umya.livejournal.com/72472.html

Во времена Средневековья в Европе творческим девушкам сложно было показать свою индивидуальность с помощью прически, поскольку ее полагалось укрывать головным убором. Более того, суровые блюстители морали называли греховным желание как-то приукрасить себя - завиться или поменять цвет волос.
http://i027.radikal.ru/0911/94/237c32636e54.jpg

Мария Французская.
http://s44.radikal.ru/i105/0911/7f/941448d413df.jpg

У знатных дам было множество аксессуаров для волос.
Формы для средневековых причёсок. :rolleyes:
http://i002.radikal.ru/0911/93/9d0c224430ff.jpg

http://s58.radikal.ru/i160/0911/21/a98d83c3d83b.jpg

http://i056.radikal.ru/0911/d7/3b0c0a1723c0.jpg

В эпоху Возрождения, казалось бы, таких строгостей уже не было. Но модницы сами осложняли себе жизнь, превращая работу над своей внешностью в настоящую пытку: они выщипывали целые ряды волос на голове, чтобы сделать лоб более высоким и выразительным. Представляешь, какой силой воли надо обладать, чтобы добровольно решиться на такую процедуру! То, что оставалось от пышных локонов, туго стягивали назад, а перед этим еще и осветляли своеобразным способом: дамочки часами сидели под палящим солнцем. В почете тогда была белая кожа, поэтому, чтобы не загореть, барышни надевали шляпы без тульи с огромными полями, на которые выкладывали пряди волос.  :D

+7

5

Какие классные формы! И как здорово, что прически вообще есть!
Мне однажды один знакомый сказал "Почему бы тебе не сделать прическу?" а я тогда не знала какие вообще можно делать прически. Как много их всяких есть.
Зато теперь знаю. И это оч. хорошо  :)

офф - топ
Да, насчет загорать...  загар же был не в моде до  20 века.
И несчастные женщины с белой кожей были в безопасности под своими зонтиками и шляпами.
Жаль, что потом эти зонтики вышли из моды  :pained:  и не вернулись.

Отредактировано Marion (2010-05-19 21:00:44)

0

6

Помещу сюда, раз речь идёт о волосах. Сорри, если немного повторюсь по теме "Женщина, дети, семья в средние века". :)

http://i056.radikal.ru/1003/ba/eed015b7d088.jpg

Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.
Косам - причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы - самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей - о племени, о характере, о намерениях.

http://s001.radikal.ru/i194/1003/61/6982964fb76f.jpg

В Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного, в четыре-пять плетешков, плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название

http://i064.radikal.ru/1003/98/d79e8a02553d.jpg

Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.
http://i069.radikal.ru/1003/61/7c6420455c39.jpg

О цвете волос:
О мистической силе волос говорят многие мифы. Древневосточных и античных богов, евангелистов и апостолов чаще всего изображали с длинными волосами, что указывало на их физическую стойкость и духовную твердость. Считалось, что именно в волосах обитает душа, и если их отрезать, то человек может лишиться психической и физической силы.
Например, очень короткие волосы пользовались недоброй славой. В Ирландии верили, что люди с такой стрижкой поддерживают связь с потусторонними силами, потому что «ежик» на голове как будто всегда стоял дыбом от ужаса при контактах с нечистью.

Не менее важную роль в мистической оценке волос играет цвет.
Белые и отливающие золотом напоминали о божественном свете и символизировали бессмертие. С такими длинными локонами обычно на византийских иконах рубежа XII и XIII веков изображали ангелов.

http://i068.radikal.ru/1003/0b/245120f6e62a.jpg
С античных времен светлые волосы считались признаком аристократизма и сексуальной привлекательности. По заверениям социологов именно этот цвет волос больше всего нравится мужчинам.
Первая из женщин, Ева, была блондинкой. Парис, юный герой греческой мифологии, которому надо было рассудить богинь, выбрал светловолосую Венеру, а не шатенку Юнону. Римляне стремились подражать покоренным ими галлам, восхищаясь их золотистыми волосами. В средние века светловолосая женщина считалась символом невинности, непорочности.

Каштановые указывали на сильную внутреннюю энергию человека.

Медно-рыжие были связаны с богиней Венерой, являющейся для многих верующих олицетворением прелюбодеяния, поэтому этот цвет якобы свидетельствовал о развратном и демоническом характере. Немудрено, почему венецианские художники куртизанок изображали только рыжеволосыми.

Женщин с красновато-рыжими волосами обвиняли в причастности к сообществу злых духов. Этот цвет был знаком нравственного падения и предательства. С такими волосами изображали Иуду.

http://s45.radikal.ru/i110/1003/e1/6d0d29faebd4.jpg
Что общего между раскаявшейся грешницей Марией Магдаленой, Саломеей, по капризу которой был обезглавлен Иоанна Креститель, и Иудой, предавшим Христа? Рыжие волосы, которые свидетельствуют об их принадлежности к сложным и неоднозначным натурам.
В средние века рыжие волосы могли навлечь на их обладателя обвинение в колдовстве, которое вело прямо на костер. Рыжеволосые люди вызывали беспокойство и страх у соплеменников. Рыжеволосая женщина - пария и сатанинское отродье - вдвойне соблазнительна.

http://i079.radikal.ru/1003/ed/555155b283f9.jpg
Столь же мрачной репутацией были наделены и чёрные волосы. Они как бы несли на себе след адской копоти и отпечаток зла. Черноволосыми в воображении наших предков были дьявол и адские демоны, а в брюнетках подозревали скрытых ведьм.

Древние поверья о силе волос

В Западной Сербии, подстригая волосы детям, оставляли прядь на голове — «на счастье».

В Германии давшие обет мести не стригли волосы, чтобы сохранить силу и остаться физически неуязвимыми.

Франкским королям с детства не стригли волос, а если это случалось — необязательно добровольно, то служило знаком отказа от прав на престол.

В Средние века верили, что вредоносная сила колдунов и ведьм через волосы уходит в пространство и отравляет его. Поэтому палачи священной инквизиции перед пыткой сбривали им все волосы на теле.

Добровольно и даже с радостью остригались только люди, находящиеся в состоянии душевного потрясения, следуя ветхозаветному предписанию в печали «отречься от волос и бросить на них все злое».

Жертвуют свои волосы Богу как частицу самого себя индийские брамины и буддийские монахи. Они бреют себе головы, тем самым подчеркивая свое рабское подчинение божеству.

До сих пор сохранилось поверье, что не следует выбрасывать волосы после стрижки, чтобы не привлечь беды и болезни. Их сжигают, смывают в унитазе, прячут под порогом дома или в дупле старого дерева.

Стараясь помочь больному, его волосы, в которых могла находиться болезнь, закручивали на ветке дерева или отдавали на съедение собаке, полагая, что недуг перейдет в растение или на животное.

Однако волосы близкого человека старались иметь при себе. После его смерти их хранили в особых красивых шкатулках или делали из них браслеты и амулеты.

Особой мистической значимостью был наделен узел из волос. Как узел на веревке и любое кольцо, он магически «запирал» человека и вводил его в замкнутое, то есть безопасное пространство.

До сих пор в некоторых местностях не забыто верование-традиция, что ребенку до года нельзя обрезать волосы. Наши предки верили, что девушка с длинными волосами приносит в семью счастье. Также считали: если девушки с распущенными волосами побегают по полю, будет хороший урожай. С помощью волос гадали, предсказывали будущее.

Сюда же относится и традиция покрывания головы замужней женщиной. Она уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.

http://s52.radikal.ru/i137/1003/83/854c990eabab.jpg
И просто о красоте:
Описание красавицы из легенд о короле Артуре. …черты лица девушки были правильны и прекрасны, а волосы были ещё более золотисты, чем оперение крыльев иволги. Лоб её был высок, чист и бел, брови же – черны и изогнуты дугой и превосходнейшим образом очерчены; они были столь хороши, что можно было подумать, что какой-то великий мастер нарисовал их от руки. В глазах её светились столь глубокий ум и проницательность , что, вероятно, стрела её взгляда могла бы пронзить не только толщу золотых монет достоинством в пять экю, но и сердце того, кто вздумал бы закрыть от сего оружия свою грудь столь невиданным щитом и таким образом одержать над ним победу. Уверяю вас, взора столь проницательного стоит опасаться и лучше избегать, ибо никто не смог бы устоять против него, никто не смог бы не воспылать к его обладательнице пылкой любовью….ланиты её были свежее и розовее, чем лепестки дикой розы. Следует добавить, что если она отличалась хорошеньким личиком, приятным для взоров всех людей, то и станом она обладала стройным и гибким, и с ней, пожалуй, не смогла бы соперничать сама Лоретта де Бребрас. У сей юной девицы были прекрасные покатые плечи, красивые и тонкие руки, которые никогда не оставались безвольно лежать на коленях или покорно висеть вдоль тела, когда представлялась возможность подать их для поцелуя.
     Из легенд «О короле Артуре, чаше Грааля и рыцарях Круглого стола».

Источники:
http://www.domashnie-posidelki.ru/publ/2-1-0-734
http://earving.nm.ru/krasota.html
http://revolution.allbest.ru/culture/00085171_0.html

Отредактировано Ксения (2010-03-12 17:55:10)

+8

7

Отличная статья! Спасибо, Ксения

Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы.

Вот.
Кстати на востоке все наоборот с цветом волос, кажется.
Там блондинок (ов) боятся.  :) Хотя м.б. сейчас уже не так всё.

+1

8

Есть люди, которым интересен вопрос средневековых причесок, они начинают загоняться скрупулезным изучением изображений и статуй, читают литературные описания красоток времени, даже пишут трактаты об идеалах средневековой красоты.
И всё-таки спор о чёлках не мог не заставить задуматься, отчего же действительно в  произведениях искусства средневековья девушкам почти всегда заголяли лбы?

http://s14.radikal.ru/i187/1003/bb/16f58b64810a.jpg

Гипотеза №1.
Очень приземленная – что это было такое веяние моды.
Действительно, в произведениях куртуазной литературы  нередко встречаются описания юных дев со светлыми глазами, в которых будто бы отражается чистота их души и набожность. А глаза под густой чёлкой разглядеть весьма проблематично.

http://i057.radikal.ru/1003/6e/cd86e671c62c.jpg

Гипотеза №2.
Религиозная – и по сей день женщин заставляют покрывать голову косыночкой, если они идут в христианскую церковь – всё от того, что запятнала себя когда-то леди Ева порочной связью, ну и в знак её безусловной виновности все женщины, кто верит в Христа единого, должны носить на голове платок раскаяния, чтобы прятать свое лицо, не смотреть честным людям в глаза. Во веки веков. Аминь! Ослушаться этого правила, конечно, можно, но тогда и относиться будут соответственно, что в общем-то не больно приятно для приличной женщины с именем и положением в обществе. Вот и прятали кудри под косынки, и чёлки вместе с ними.

http://s61.radikal.ru/i173/1003/96/64c84bb0218e.jpg

Гипотеза №3.
Изобразительная. Дурацкая гипотеза, но очень простая: художнику было в лом вырисовывать столь мелкие детали как чёлочки на лицах, или он всех женщин срисовывал с одной и той же модели, в конце-то концов – может, это у него такой художественный стиль и замысел. Не буду рисовать прядки на лбу дамы – и всё тут!

http://i060.radikal.ru/1003/69/e43eb75cc294.jpg

Гипотеза №4.
Житейская. Волосы мыли не так часто, они бывали некрасивые,мешались – поэтому их прятали под платками.
Может быть, чёлки-таки были, но были под льняными и шёлковыми покрывалами?
При археологических раскопках было найдено множество всяких шпилек для волос, что, вполне вероятно, что они-то и предназначались для закалывания чёлок.
Но ведь любая девушка знает,что спать с кучей шпилек-заколок  на голове совсем невозможно. Значит, средневековые дамы перед сном снимали головные уборы, покрывала, вытаскивали шпильки и расчесывали волосы с чёлками естественно.

Вот такие рассуждения.

http://s002.radikal.ru/i200/1003/e3/232e915f1e36.jpg

Прически и бороды

Такие же точно споры шли о мужской прическе и бороде.
В 1043 г. один немецкий аббат в письме к другому сетовал на распространение «отвратительного для скромных глаз постыдного обычая пошлых французов ... стричь бороду, укорачивать и деформировать одежду».
Полвека спустя нормандец Ордерик Виталий, напротив, пишет, что «сейчас почти все наши соотечественники посходили с ума и носят маленькие бородки, признавая тем самым, что, подобно козлищам смердящим, они погрязли в мерзких вожделениях».
Проповедник Серлон Сеезский в читанной перед королем в 1105 г. проповеди говорил, что "длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности постыдно подражают своими грехами прелюбодеи". Далее он обрушивался на тех греховодников, которые не брили своей бороды "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".

http://s45.radikal.ru/i107/1003/13/9c5e2337ace8.jpg

  Так, Ратхер Веронский (конец Х в.) говорит, что мирянина легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.
Развернувшаяся в 1031 г. на Лиможском соборе дискуссия о бритье церковнослужителей также подтверждает, что в отличие от клириков миряне носили бороды.
Мысль о том, что волосы символизируют пороки, и поэтому отрезание их символизирует обновление духа, была общепринятой в XI и XII столетиях.

http://i038.radikal.ru/1003/db/e7890d7cfcad.jpg

Древнее происхождение имеет ассоциативная связь ношения длинных волос и святости.
Святые отшельники и затворники, как правило, носили длинные бороды - и в качестве знака своей свободы и отрешенности от мира, и в качестве награды за свои страдания.

http://i052.radikal.ru/1003/aa/1b38f7b0d419.jpg

  Особенно распространилось во второй половине XI в. бритье бороды во Франции и Англии.
Уильям Малмсберийский писал, что незадолго до вторжения норманнов в Англию посланные Гарольдом лазутчики сообщили, что все норманнские воины - священники, "ибо все лицо их и обе губы обриты, тогда как саксы оставляют волосы над верхней губой".
По сообщению Геральда Валлийского, в Уэльсе "мужчины привыкли брить бороду, оставляя только усы, и они придерживаются этого обычая не с недавнего времени, но с древних веков".

  Особый оттенок приобрел спор о ношении бороды в среде крестоносцев.
Епископ Ле Пюи побуждал воинов крестоносного войска, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником "из-за схожести бород". Греческие писатели, больше, чем латинские, обращавшие внимания на бороды, быстро заметили, что франки брились.

В миниатюрах XII в. почти все солдаты изображены безбородыми.
Причиной этого была, возможно, трудность носить бороду под металлическим шлемом или кольчугой, но, видимо, это соответствовало и возобладавшей постепенно моде. Тогда как крестьяне часто фигурировали с бородой.
На особый манер были обриты и комедианты. В "Бруте" Лайэмона говорится о Бадульфе, который, переодевшись шутом, вовсе сбрил бороду.
У большинства правителей в XII в. либо вовсе не было бороды, либо была коротенькая бородка вроде той, что у Фридриха Барбароссы.

http://s16.radikal.ru/i190/1003/4c/ffaaadc5c176.jpg

Одновременно с бородами идут гонения на длинные волосы.
Руанский собор 1096 г. постановил, что «ни один мужчина не должен отращивать длинных волос», а епископ Годфруа Амьенский даже отказался принять пожертвования от человека, «который явился неподстриженным... полагая, что не стоит принимать дары от того, кто, подобно женщинам, распустил кудри по плечам». 

http://s44.radikal.ru/i104/1003/73/9e1bf5fb51ef.jpg

Но как быть с канонически длинными волосами Христа? Авторитетный церковный комментатор ХII в. разъясняет: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, а из соображений святости». 

Даже против бороды как символа мужественности был аргумент.
По словам Сикарда Кремонского (вторая половина 12 в.), «мы бреем бороду свою, дабы выглядеть как мальчики; подражая их скромности и невинности, мы будем пировать с Господом и войдем во царствие небесное (Матфей. 18:3) и мы будем равны ангелам с их вечно цветущей юностью. Но в течение постов мы отпускаем наши бороды, стараясь выглядеть как кающиеся грешники...». 
(энциклопедия культуры. Джайлз Констебл)
http://www.deja-vu4.narod.ru/Publ_Constable_Beard.html
http://citadelblog.ru/o-klube/

Отредактировано иннета (2011-04-25 01:58:47)

+6

9

Вот еще, какие можно делать прически из кос.
С иллюстрациями.
Косы

(кажется, придется взять свои слова насчет архаичности кос, назад).

Отредактировано Marion (2010-03-24 00:15:49)

+3

10

Просто подборка.

Убранство волос в костюме незамужних не является обязательным,
вот здесь, в сельском танце - у одной девушки есть венчик, у другой - просто распущены волосы:

http://s005.radikal.ru/i210/1005/db/3a84c01fed4b.jpg

1. Довольно часто никакого особого убранства нет,
и у благородного сословия и тем более у простых девушек или на селе - просто распущенные волосы или хвостик:

http://s002.radikal.ru/i200/1005/de/2af6e704da29.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/1005/12/5301d82e540f.jpg

http://i024.radikal.ru/1005/ba/16b571b5e5ac.jpg

http://s15.radikal.ru/i188/1005/a4/bfa182dcfaf1.jpg

http://s004.radikal.ru/i205/1005/7f/169d8eac1feb.jpg

http://s001.radikal.ru/i193/1005/c2/54ff70230b9b.jpg

http://s52.radikal.ru/i136/1005/c0/adf2434a2931.jpg

http://forum.hayastan.com/style_emoticons/default/whistling.gif  И таких изображений довольно много.

Прижизненное изображение Жанны д'Арк.

http://s39.radikal.ru/i083/1005/c7/1f671425b661.jpg

2. Чуть посложнее способ - косы, уложенные вокруг головы, или сходным образом забранные волосы.
Тоже часто можно видеть (возможно, туда попадают и женщины в домашней ситуации).

Косы на "античный манер" (две)

http://i027.radikal.ru/1005/19/1df2c4ddab64.gif

http://s55.radikal.ru/i147/1005/68/d85f87b3d176.gif

http://i029.radikal.ru/1005/e7/a9e79cc7928d.jpg

http://s04.radikal.ru/i177/1005/c7/a0f3386798e0.gif

http://s44.radikal.ru/i103/1005/f3/afa52ef8d09a.jpg

Подобранные волосы горожанок

http://i073.radikal.ru/1005/d2/39fb68086225.jpg

Просто коса (в колличесве 1 штуки)

http://s003.radikal.ru/i203/1005/f4/6580f214f904.jpg

3. Ещё к девичьему способу убирать волосы относят различные аналоги очелья, это более нарядный способ. Также можно видеть в них иногда невест.

[u]Не всегда можно точно сказать, как сделаны эти очелья или венчики, но некоторые - явно ободки(венцы) из металла, другие же - тканые филлеты.

К богатому платью в передовых по моде странах уже и девушки могли носить головной убор
    - на изображении ниже видны как венчики, так и головные уборы поверх распущенных волос.

http://s49.radikal.ru/i123/1005/75/ffa10aa0b5f0.jpg

Венчики, очелья, налобная лента

http://s40.radikal.ru/i089/1005/20/25954f974e25.jpg

http://s43.radikal.ru/i099/1005/4c/7662365389dd.jpg

http://s49.radikal.ru/i125/1005/02/dc9e4b41cd95.jpg

http://s44.radikal.ru/i106/1005/d6/f81b3517126d.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1005/e0/50af2090f2f6.gif

Набивные валики - обычно к парадному, богатому платью.

http://s56.radikal.ru/i153/1005/cf/fcdc3826e871.jpg

http://i067.radikal.ru/1005/4d/342ec57e6e01.jpg

http://s49.radikal.ru/i126/1005/e3/56a4712b4427.jpg

+5

11

Еще прически (точнее убранства волос) конца 13 - нач. 14 в. Из тв - сериала "Дамские комнаты" (комната)

женские

девочка
http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/a7/a7f3b4385bdecd436ea10a15f7fc8ed2.jpg

девушка на выданье.
http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/5f/5f1ef796862e3065545f91ba65516929.jpg

http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/6b/6b27466e7705ab460eb2459f8cc615b4.jpg

замужняя молодая женщина.
http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/72/727bac11e7112c04b00c9eeb8f5763d0.jpg

мать семейства.
http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/76/769eade6195235ece87236bf1778d7c6.jpg

Отредактировано Marion (2010-10-11 14:05:41)

+4

12

И еще оттуда же:

http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/2c/2c071b9bcd5ce33afc7b675b28960cf2.jpg

И мужчины. Богатый купец и домашние слуги. Слуги постоянно ходили в белых чепцах.
http://ib1.keep4u.ru/s/2010/10/11/76/76775efdd922c7f185364df06d6442c9.jpg

+4

13

Прически Средневековья. Романский период
Со временем длина волос перестала служить знаком различия между свободными гражданами и рабами.
      Мужчины племени галлов носили большие бороды. Но под влиянием римской культуры появился обычай брить бороду, оставляя, однако, большие усы. Часто оставляли на щеках небольшие клочки волос - подусники.
      Женщины во время пиров и турниров на голову повязывали ленты, надевали венки из цветов и листьев, украшали тонкими металлическими обручами и витыми шнурами.
http://s009.radikal.ru/i309/1011/6f/760335c0c4d8.jpg

Иногда женщины делали из прядей на затылке свободный пучок - "по-римски", при этом покрывали голову покрывалом или платком.
     В конце 8 - первой половине 9 века , во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей.
    Такую косу называли многопрядной.Косы заплетали от висков и макушки.
    Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров, образуя своего рода футляр.
Примитивность силуэтов причесок скрадывалась разнообразием головных уборов. Фантазия в изобретении новых уборов не знала предела. Но несмотря на излишество деталей все они были практичны. Делались из велюра. фетра, войлока, плотных тканей.

   Исходным  силуэтом в мужских уборах былл колпак, который все время видоизменялся, превращаясь то в трубу с отогнутыми вверх полями или удлиненным мысом, нависавшим надо лбом, то в низкую плоскую шляпу, напоминающую тарелку. Многие носили капюшон куаф, который переходил в пелерину, матерчатые чепцы - бегуины, поверх них надевали шляпы. Часто знатные люди носили одновременно две шляпы.
  Женские головные уборы в большинстве своем состояли из легких повязок, платков. Одной из самых рапространенных была так называемая "романская" повязка. Она состояла из двух частей: одна плотно облегала голову, другая, из легкой ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть щек. При помощи повязки  можно было придать лицу правильный овал.Верхняя часть убора придерживалась обручем или широкой лентой.
  Знатные дамы надевали поверх легких покрывал короны, венцы с зубцами, атур.
http://s016.radikal.ru/i336/1011/27/6f08c552fa70.jpg

Основным материалом была серебряная проволока, цветные камни, стеклянные бусы разной формы, золотые блестки
http://s014.radikal.ru/i326/1011/82/aee05a9b2fdc.jpg

  Наиболее богатые и знатные невесты могли украсить свадебную корону павлиньими перьями и драгоценными камнями.
   Девушки из небогатых семей украшали голову металлическими обручами с цветными бусинами
http://s013.radikal.ru/i325/1011/ec/1c69db06e892.jpg

С распущенными волосами в то время изображались только ведьмы и русалки. Дамы должны были казаться хрупкими утонченными, бледными, с маленькими ухоженными руками. Женственность и нежность, изящество и утонченность становятся предметом культа и прославления. Косметику употребляли редко.

Прически Средневековья. Готический период

Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.
     В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.
    Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.
Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.
Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты  в одежде 13- 14 веков.
     Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт,  напоминающий латинскую букву "S".
http://s008.radikal.ru/i306/1011/a7/bba8a5f2436c.jpg

Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.
http://s015.radikal.ru/i330/1011/d4/8f6934543052.jpg

http://s012.radikal.ru/i319/1011/f8/19b013d22d5c.jpg

Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

http://s011.radikal.ru/i317/1011/b2/f13a32e9a7d4.jpg

http://s013.radikal.ru/i324/1011/22/c09b28dbc7c3.jpg

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.
http://s015.radikal.ru/i330/1011/d9/fe81b2e7cfca.jpg

Темплеты  укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".
http://s008.radikal.ru/i304/1011/28/c3b80c690176.jpg

http://s009.radikal.ru/i309/1011/0a/13425ab9ee5e.jpg

Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

     В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами.  Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы - черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.
Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.
     Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.
Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали  утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи  длинными концами.
     В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий  собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.
    Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.
http://s008.radikal.ru/i306/1011/fd/b0eaa3a92264.jpg

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.
   Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.
http://s008.radikal.ru/i306/1011/13/a565f8c967d0.jpg

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы , которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.
    В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей.  Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.
   Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.
   На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной аводой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.
источник

+7

14

Немного о бороде....

Сегодня мало кто сомневается в том, что форма прически (или борода) может иметь символическое значение.
Силу моды демонстрирует приведенная Беренгарием из Пуатье средневековая поговорка, которую можно перевести приблизительно так: "Носи такую же бороду, как и твой сосед".

http://s013.radikal.ru/i322/1011/a9/251c97006c57.jpg

Символическое значение волос и бороды уже давно отмечается этнографами.Ван Геннеп констатировал, что в разных обществах волосы воспринимались по-разному, иногда в них видели составную часть самой личности; соответственно с волосами обращались неодинаково и неодинаково стригли...
В отличие от этнографов историки уделяли бороде и волосам мало внимания.Более чем за тысячу лет, прошедших между "Брадоненавистником" Юлиана (353 г.) и сочинением "О пользе бороды у священников" Валериана (1531 г.) известен лишь один трактат специально на эту тему - "Апология бороды" Бурхарда Беллевосского, написанный в начале 1160-х годов и впервые найденный в 1929 г.
Какова же была мода ношения бороды?
В эпоху античности и средние века бороды носили далеко не все мужчины.В период от Адриана до Константина многие императоры, подражая мудрецам и святым мужам, носили бороды, но они, по-видимому, были исключением. Питер Браун писал, что борода императора Юлиана была "колким намеком на то, что после правления поколений гладковыбритых христианских генералов трон сейчас занимает интеллектуал поздней античности". Однако бритье в те времена не обязательно означало такое подстригание бороды ad cutem, чтобы кожа была гладкой без единого торчащего из нее волоска. Римские бюсты и египетские мумии свидетельствуют, что многие мужчины носили короткие бородки или по крайней мере были покрыты щетиной, оставшейся после стрижки бороды или успевшей вырасти в перерыве между не столь частым бритьем.

http://s015.radikal.ru/i333/1011/b6/9278f361613f.jpg

Когда именно бороды снова вошли в моду в Средиземноморском мире, точно не известно. Монеты и печати свидетельствуют о том, что до VII в. на Востоке не было обычая носить бороду. На Западе же бороду, по-видимому, носили представители многих, хотя и не всех германских племен. В своем панегирике императору Майориану Сидоний Аполинарий писал о франках, что "их лица сплошь выбриты, и вместо бороды у них тоненькие усы, которые они расчесывают гребнем"
Иконография подтверждает то наблюдение, что большинство королей раннего средневековья брились или же в крайнем случае носили короткую бородку и усы. Не носили бороды и правители из династии Каролингов, включая Карла Великого.
"Окладистая борода вошла в моду лишь на рубеже тысячелетий". Все три Отгона постоянно изображались безбородыми; лишь в конце своих царствований и Отгон I и Отгон II начинаюг изображался с бородой, что скорее было символом их возраста и достоинства, чем свидетельством изменения моды.
Однако эти иконографические данные находятся в некотором несооветствии с письменными источниками, в которых часто упоминаются бороды мирян, особенно когда речь идет об их бритье при переходе в монашество.Так, Ратхер Веронский (конец Х в.) говорит, что мирянина легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.
Объяснить разноречие иконографических и письменных памятников довольно трудно. Возможно, что правители, чьи изображения собственно и составили основу иконографии, либо брились чаще, чем их подданные, либо их просто изображали безбородыми. Что касается простых мирян, то, видимо, разные их группы придерживались различной моды. Солдаты, например, постоянно в IХ-ХП вв. изображались на миниатюрах безбородыми, тогда как крестьяне часто фигурировали с бородой.

http://s015.radikal.ru/i333/1011/1f/5a5ab8de48a6.jpg

В начале XI в. мода на бороду изменилась. После Отгона Ш все императоры изображаются с бородой, хотя и разной длины. Так, немецкий король Генрих Ш изображался на своих евангелиях с длинной окладистой бородой, на печатях — с короткой бородой, а на некоторых миниатюрах только с усами.
Мода на окладистую бороду продержалась, видимо, не очень долго, и к середине XI в., по крайней мере в Империи, распространился обычай подстригать бороду и даже сбривать ее начисто.
Руанский собор 1096 г. постановил, что в соответствии с заповедью от Павла "ни один мужчина не должен отращивать длинных волос".
Епископ Годфруа Амьенский отказался в 1106 г. в Сент-Омере принять пожертвования от человека, "который явился неподстриженным... полагая, что не стоит принимать дары от того, кто, подобно женщинам, распустил кудри по плечам". Предубеждение против длинных волос было тогда настолько сильным, что Петр Коместор счел необходимым подчеркнуть, что "Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости".
Особый оттенок приобрел спор о ношении бороды в среде крестоносцев. Епископ Ле Пюи побуждал воинов крестоносного войска, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником "из-за схожести бород".
В миниатюрах XII в. почти все солдаты изображены безбородыми. Причиной этого была, возможно, трудность носить бороду под металлическим шлемом или кольчугой, но, видимо, это соответствовало и возобладавшей постепенно моде. У большинства правителей в XII в. либо вовсе не было бороды, либо была коротенькая бородка вроде той, что у Фридриха Барбароссы в так называемой "каппенбергской голове". Согласно обряду коронации первой половины ХП в., императоры "должны быть бриты", когда папа римский целует императора в лоб, щеку и уста.
Мода на бороды возвращается лишь в ХVI-ХVII вв. На французских королевских печатях бородатая фигура короля, восседающего на троне, в XVI в. впервые появляется в годы правления Генриха П (1547-1559).

http://s015.radikal.ru/i333/1011/1f/5a5ab8de48a6.jpg

Символика бороды.
Борода чаще всего была знаком физической зрелости и возраста. Ею была отмечена граница между мальчиками и мужчинами, а также между мужчинами и никогда не стареющими богами. Сбрив себе бороду, Александр положил начало долгому периоду безбородости в греко-римском мире, что, возможно, было вызвано желанием, чтобы его вечно-молодая внешность ассоциировалась у всех с богами.
Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших.
В средние века мужчина без бороды или с жиденькой бородкой воспринимался обычно как слабый, немужественный и бесплодныЙ.Иногда безбородость воспринималась как результат аскетизма, и в ХП в. считалось, что бритые священники напоминают своим видом и ангелов в их божественности, и мальчиков в их невинности и смирении. Тем не менее способность отрастить бороду считалась в целом существенной для мужчины, и даже в те времена, когда бороду в массе не носили, имелась тенденция считать гладко выбритое лицо признаком женственности и подыскивать некое особое оправдание для тех групп мужского населения, которые регулярно брились, например для монахов и духовенства.
Борода была также знаком достоинства, символом свободы и почестей. Отрезать или выдрать бороду - если конечно, речь не шла о части общепризнаного ритуала - считалось тяжким оскорблением. Бороды были объектом особой защиты уже в древнегерманских судебниках. Так, в Англии в англосаксонскую эпоху любой, кто отрезал человеку бороду, должен был, по законам Альфреда, заплатить вергельд в 20 шиллингов.

http://s015.radikal.ru/i333/1011/1f/5a5ab8de48a6.jpg

Существовало понятие внутреннего и внешнего бритья,которое часто соотносилось в средневековых текстах с внутренней и внешней бородой, причем волосы уподоблялись мыслям, особенно злым мыслям и грехам, что помимо воли растут в душе.Мысль о том, что волосы символизируют пороки, и поэтому отрезание их символизирует обновление духа, была общепринятой в XI и XII столетиях. Так, в XIв. мирянин, вступавший в Леринский монастырь, произносил следующий обет: "Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье как символ (figuraliter), чтобы после того, как стану я слугой Христовым в монастырском затворничестве, мог я презирать волю свою, дабы ангелы охраняли с Божьей помощью душу мою в будущей жизни"'.
Мода на бороду и символика неоднозначны.
До сих пор нет точного ответа почему обычай отрезать волосы и сбривать бороду распространился в середине XI в. и продержался весь XII в.Иногда это связывают с возросшим в ХП в. влиянием античных образцов,а иногда с тщеславием или просто ленью.

Джайлз Констебл

БОРОДЫ В ИСТОРИИ.  СИМВОЛЫ, МОДЫ, ВОСПРИЯТИЕ

Одиссей. Человек в истории. 1994. - М., 1994, с. 165-181

Отредактировано Regina (2010-11-23 19:44:13)

+8

15

Для начала небольшая подборка изображений  по теме

Luttrell Psalter (British Library ADD. 42130, fol. 63), c. 1325-1335

http://s42.radikal.ru/i095/1101/44/950a63fbd2b9.jpg

Тут по всей видимости постриг
St. Francis accepts St. Claire as a novice, c. 1465

http://s011.radikal.ru/i318/1101/d2/1f78b5cfe4ec.jpg

Confirmation from the Seven Sacraments, a tapestry woven c. 1470

http://s46.radikal.ru/i113/1101/ea/de7f826a1866.jpg

Germany, c. 1320

http://i040.radikal.ru/1101/a5/439b6838594e.jpg

И еще вот несколько приспособлений для закрепления причесок - можно назвать булавками для волос.

Резная кость, 14 век.

http://s008.radikal.ru/i306/1101/65/e834907919fa.jpg

Эти булавки вероятно использовались для волос, исследователи описывают их как для волос и для платья.

Бернстон, Северный Йоркшир, Англия, 13-14 век.Медный сплав.

http://s58.radikal.ru/i159/1101/87/bf308cceca19.jpg

1250-1450 гг.

http://s014.radikal.ru/i329/1101/85/1bb10a13186c.jpg

Гребень Italy  1400 г.

http://s43.radikal.ru/i101/1101/1c/ca1fe1232652.jpg

Left: Bone, France, 12th or 13th century
Right: Ivory, southern Italy, 11th or 12th century

http://s016.radikal.ru/i336/1101/a2/ad8feca1b3eb.jpg

Ароматизаторы\ для волос
источник рецептов Plat's Delightes for Ladies, Trotula (12-го века)

"Когда она расчесывает волосы, дайте ей этот порошок. Возьмите несколько высушенных роз, гвоздику, мускатный орех, жеруху лекарственную и galangal. Смешайте все измельченные компоненты в розовой воде.
Опрыскивайте ее волосы этой водой и расчесывайте гребенкой, опущенной в эту ту же самую воду.
Её волосы будут пахнуть удивительно."
(Trotula)

"Также, дворянки должны носить мускус в их волосах, или гвоздику, или и то и другое, но заботиться о том, чтобы это осталось незамеченным. Также к платку, покрывающему голову, должна быть прикреплена гвоздика и мускус, мускатный орех и другие душистые вещества." (Trotula)

Для роста и аромата волос:
источник Manual de Mugeres (16-го века) и
по English Housewife, написанная Gervase Markham.

"Если вы желаете иметь длинные и ароматные волосы, вы должны постоянно расчесывать волосы с жиром стервятника на солнце." (de Mugeres)

"Возьмите листья ивы и прокипятите их хорошенько в масле, этим помажьте место, где Вы хотите, чтобы у вас росли волосы: на голове или бороде." (Markham)
http://mag-az.ru/recept2.html

Отредактировано иннета (2011-01-11 22:47:34)

+6

16

Помнится,  мы тут обсуждали почему женщины в средние века покрывали голову. Как оказалось, женщины покрывали голову, и надевали на голову разные уборы, и т.д. еще до начала Второй Эпохи.
т.е. до Рождества Христова, ...потому что боялись все тех же ведьм и колдунов. Не назову навскидку источник, но в одном тексте попался этот факт.
Без уборов ходили только девочки и то не все. Те, что постарше уже надевали обручи и т.д.
И, конечно, без головного убора по ночам шатались по округе разные колдуньи....  :) русалки и феи.

0

17

Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч.

А вот это неточность. На златниках и сребрениках, выпущенных князем Владимиром, сам Владимир изображён с коротенькой бородой, гладкими щеками и длинными усами. Традиция делать его длиннобородым появилась позже.

Вот златник:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/Zlatnik_HQ.jpg

А вот прорись со сребренника:

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Srebrenik_2.gif

+1

18

Мужские  причёски

"Норманнская стижка", показана ещё на ковре из Байё.   Как "под горшок", но очень высоко выстрижен затылок.
http://i050.radikal.ru/1107/74/1a4872df34bc.jpg

В XV веке норманнская стрижка становится дико популярна в Западной Европе, причём не только у военных.

http://s05.radikal.ru/i178/1107/41/7bf08f86dea2.jpg

http://i028.radikal.ru/1107/d9/eb2a23d9edf0.jpg

http://i064.radikal.ru/1107/ab/6a65431e7ec7.jpg

Удлинённое каре.
Сейчас ещё эту причёску называют "стрижкой пажей", но тогда в XV веке её носили все слои населения: от королей до простых горожан, очень типичная причёска XV века, каре могло быть разной длины ("Битлз" бы порадовались, в общем...)

http://i001.radikal.ru/1107/86/15754b6b4222.jpghttp://s40.radikal.ru/i088/1107/74/65cc321d8dec.jpg
http://s39.radikal.ru/i084/1107/77/f9931e9aa0ec.jpghttp://s58.radikal.ru/i160/1107/76/292c230b527c.jpg

Длинные волосы.
Судя по некоторым миниатюрам, рыцари прежних веков носили удлинённые волосы.
В общем, причёска эта могла быть у свободнорождённых, либо у людей, типа горных шотландцев.
Встречается у художников, у немецких и итальянских юношей часто, а также есть у ряда рыцарей с английских надгробий XV века. 

http://s16.radikal.ru/i191/1107/35/bea26a56c824.jpghttp://s50.radikal.ru/i129/1107/3e/acb40ee62245.jpg

И ещё бывают не очень уловимые по форме просто короткие стрижки, особенно у низших классов, а также иногда на кучерявых волосах.
http://s001.radikal.ru/i193/1107/21/061cab936fb5.jpg

+6

19

Marion написал(а):

потому что боялись все тех же ведьм и колдунов.

Я знаю только про ветхозаветную обязанность покрывать голову, и она не связана с колдунами. Просто замужняя женщина принадлежит мужу, и ее волосы - это ее красота и способ привлечь внимание других мужчин, а вот этого делать нельзя. Женщина покрывала голову, чтоб ее красоту видел только муж, и больше никто.
А про демонов тоже есть, типа они через волосы влияют на характер и делают женщину сварливой и злой, и она потом всю эту злость на мужа и детей выливает.

0

20

Имхо. Самые классные мужские стрижки - чисто норманнская или а ля норманны 15 века,  и стрижка 13 века, с челкой. Особливо если волосья кудрявые...

+1

21

Это не совсем причёска. Это литургический гребень, которым причёсывается епископ в алтаре (не знаю, как сейчас у католиков, а у православных на архиерейской службе такой есть). Англия, аббатство св. Альбана, 1130 год. Резьба по кости.

https://lh3.googleusercontent.com/-fLWyXE0XCFg/Tp4NTkyqrWI/AAAAAAAACGM/HXStautbAks/s800/london2011%252520%252528210%252529.JPG

7 евангельских сюжетов:

Рождество Христово

Распятие

Омовение ног

Тайная вечеря

Предательство Иуды

Бегство в Египет (на одном ресурсе сказано, что это Вход  в Иерусалим, но мои глаза что видят, то видят, проверьте сами)

Оплакивание

Обратная сторона, по свидетельствам, гладкая (на фото не видно :) ).

Отредактировано Княгиня (2014-02-12 13:00:13)

+4