SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Викторианцы. Разное.


Викторианцы. Разное.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Из истории женского образования в Европе
Школы для девочек.

Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов.
Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.

Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].

В Германии женские начальные школы возникли в период Реформации. В 1555 во Фрейбурге и др. городах были открыты женские школы повышенного типа, но они просуществовали недолго и возродились в отдельных городах лишь в конце 17 в. В конце 18 в. открываются в ряде городов женские средние учебные заведения, но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения. В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе.
В середине XIX века многие страны охватило движение женщин за равноправие и свободный доступ к образованию.
Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами) [8,59].
Луиза Отто Петерс - одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных школах и пансионатах семейного типа. В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы.

Так, в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. в университетах Гёттинга и Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных женских кружков.
В Германии при содействии женского движения "Реформа" в 1889 году были открыты женские гимназии и университеты.
К 80—90-м гг. 19 в. в Германии сложилась следующая система женского образования: начальная школа, совместная (городские училища для девочек в возрасте от 6 лет до 15 лет) и средние учебные заведения («повышенные женские школы») для привилегированных классов, которые тем не менее не давали нрава поступления в университет.
Высшими женскими учебными заведениями были открытый в 1867 лицей Виктории в Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце 60—70-х гг. женщины некоторое время допускались в университеты, то затем посещение университетов им было запрещено до начала 90-х гг.
Во Франции еще при феодализме, помимо начального, осуществлялось повышенное женское образование в монастырях для девушек дворянского сословия, где они обучались хорошим манерам, изящным рукоделиям, музыке, пению, поэзии и воспитывались в духе благочестия и покорности мужу.
В 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская школа повышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула женские школы под надзор церкви.
К 1880 были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires), средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учительские семинарии (Ecole normales). Женские лицеи» коллежи давали меньший объём знаний, чем мужские, и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет женщины должны были сдавать экзамен на звание бакалавра в объеме программы мужских учебных заведений. Наряду с государственными. сохранялись частные школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов, девочки из народа получали только общее начальное образование.
В Англии женское образование до сер. 19 в. находилось в руках духовенства и подчинённых ему организаций благотворительного типа. В начале 19 в. начинают создаваться паблик скула для девочек из привилегированных семей.
По закону 1870 о введении обязательного обучения для лиц обоего пола начальная школа развивается как школа совместного обучения. Наблюдается некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится доступным для девочек, учреждается Общество женского образования, открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for Girls).
К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и среднее женское образование было доступно в основном только представительницам привилегированных классов.

Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.

+2

2

Роль женщины в викторианскую эпоху

Статус женщин в Викторианскую Эру часто кажется нам иллюстрацией поразительного несоответствия между национальной властью Англии, богатством и т.д., и социальными условиями для женщин. XIX век - это время технической, научной и моральной революции в Англии.

Техническая революция привела к росту благосостояния нации: после «голодных 40-х», когда огромная часть населения нищенствовала, в 50-е годы Англия экономически резко пошла вверх, вперед, к цивилизованному рынку, росло количество богатых людей и людей с достатком, укреплялся в своих позициях и численно увеличивался средний класс - оплот цивилизованного государства. К 50-м годам завершается «моральная революция», которая изменила национальный английский характер. Англичане перестали быть одной из самых агрессивных, жестоких наций, став одной из самых сдержанных.

Индустриализация и урбанизация английского общества повлекла за собой серьезные изменения не только в производственной и экономической сферах, но и в сфере общественных отношений на всех без исключения уровнях: между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми, священниками и прихожанами, работодателями и служащими.
С ростом благосостояния многие женщины среднего класса, чьи матери и бабушки, помогая своим мужьям, принимали активное участие в семейном бизнесе, были «удалены» в загородные дома. Здесь их жизнь была ограничена приватной сферой, а их деятельность была направлена на воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

Юридическая сфера.
Парламентская реформа 1832г. утвердила определенное социальное положение женщины. Впервые в английской истории в законодательном акте появился термин «male person», использование которого позволило парламентариям лишить женщину возможности участия в выборах, мотивируя это тем, что граждане, чьи интересы являются частью интересов других граждан (male persons), должны быть лишены политических прав. В категории таких граждан оказались дети, а также женщины, чьи убеждения всегда должны были соответствовать убеждениям их отцов или мужей.
Последнее означало абсолютную зависимость женщины не только юридически и экономически, но и политически. Женщина была во всех смыслах созданием зависимым, в особенности замужняя женщина, чье имущество, доходы, свобода и сознание едва ли не целиком принадлежали мужу.
По закону, права замужней женщины были такими же, как и у ее детей. Закон рассматривал семейную пару как одного человека. Муж нес ответственность за свою жену, и должен был по закону ее защищать; жена должна была повиноваться ему. Собственность, которая принадлежала ей в девичестве, теперь переходила в распоряжение мужа, даже в случае развода. Доход жены также полностью принадлежал мужу, так же, как и право на опеку детей в случае чего отходило отцу. Он был в праве запретить любые контакты между матерью и детьми.
Жена не могла заключать контракт от своего лица, ей требовалось согласие мужа.
Однако были и плюсы. Например, жену не могли наказать за такие правонарушения, как воровство, так как считалось, что она действует по науськиванию мужа. Невозможно было обвинить женщину и в том, что она обокрала своего мужа, так как перед законом они были одним лицом.

Не менее значимым в формировании представления о социальном статусе женщины явилось широкое распространение евангелических идей. В 1790-е гг. возникло евангелическое движение за моральную реформу, пропагандирующее «Доктрину истинной женственности». Эта идея «приводила к сужению самого понятия «женская природа»: такие отличительные черты, как хрупкость, простота, чистота, нежность, доброта, терпение, привязанность и т. п. стали означать, что женщина принадлежит только дому и должна служить семье, что она выступает нравственно облагораживающей силой».

Женщина в рамках домашнего хозяйства.
Термин «Генерал домашнего очага» появился в 1861 году – в книге Изабеллы Битон «Mrs Beeton's Book of Household Management». Она пишет, что домашнюю хозяйку можно сравнить в командующим армией или президентом предприятия. Чтобы добиться уважения, успеха и комфорта для всей семьи, она должна вести дела благоразумно и основательно. Хозяйка в доме должна уметь организовывать слуг, поручать им задания, контролировать их – что не является простой задачей. Она должна устраивать званые обеды и вечера, чтобы поддерживать престиж своего мужа, а также приглашать в дом новых людей для возможных экономически выгодных соглашений. В то же время она должна быть уверена, что отводит достаточно времени детям, а также занимается собственным самообразованием и улучшает свои способности и знания (одной рукой помешивать суп на кухне, другой штопать детям носки, третьей, видимо, перелистывать страницы книги).
Важную роль миссис Битон отводит женщине в поддержании психологического климата в доме. Помимо того, что женщина должна ухаживать за больными в семье, и в обычное время она должна быть нежна, мила и терпима, манеры ее – мягки и ласковы. И не дай Бог чем-то навлечь гнев мужа.

Роль матери, хранительницы домашнего очага и добропорядочной христианки не ограничивалась рамками семьи. На женщину возлагалась моральная ответственность не только за мужа и членов ее семьи, но и за людей, находящихся ниже по социальной лестнице: ее слуг и живущих по соседству бедных семей.
Женщина оказывалась центральным звеном в организации социальной жизни принадлежащего ее семье поместья и чаще всего выступала в роли благотворительницы. В свете все более укреплявшейся в общественном сознании идеи патронажа, вменявшей в долг аристократам заботу о зависящих от них людях, благотворительность воспринималась как обязанность женщин. В этом заключалась, по мнению многих, особая миссия женщины «... расширять то влияние на все слои бедного населения, которое для всеобщего блага этой страны они и распространяют на большую часть классов, находящихся ниже», - писал в 1855 г. преподобный отец Брюер. Многие женщины осознавали, что за подобную благотворительную деятельность они не должны ждать благодарности, напротив, должны сами благодарить провидение за то, что им дана возможность помогать людям. «Большая собственность, - утверждала герцогиня Нортумберлендская, - заставляет человека чувствовать, что нужно делать еще больше, чтобы оправдать наличие этой собственности». Графиня же Минтоу писала о том, что «никогда не испытывала такой боли, как когда... не было возможности выполнить свой долг». Демонстрировать благо семейной жизни, расточать доброту, способствовать через благотворительную деятельность сокращению разрыва между «двумя нациями» богатых и бедных считалось почти исключительно женской миссией.

Тело женщины.
Женщина всегда должна быть опрятной и чистой, может быть кроме как во время менструации. Ее тело рассматривалось как эдакий оплот чистоты и непорочности. Женщине не полагалось пользоваться никакой косметикой и украшениями, или даже носить одежду, которая бы показывала кожу, а уж о том, чтобы показывать чулки или белье и речи быть не могло. Некоторые считали, что такое драконовские правила были распространены из-за того, что тело женщины рассматривалось как собственность ее мужа, а значит, женщины не могла показывать свои тела другим мужчинам. С другой стороны, это же правило касалось и мужчин – им тоже не полагалось пользоваться косметикой и украшениями, а также носить открытую одежду. Так что можно говорить, что викторианская мораль коснулась не только женщин, но и мужчин.

Женщина и секс.
В стране были широко распространены сексуально-этические ограничения, развилась двойная мораль. Установка - благовоспитанные дамы не шевелятся - предлагала "женщинам из общества" отдаваться пассивно, обездвиженно, без эмоций, вплоть до сокрытия оргастического переживания и уж без каких бы то ни было чувственных порывов (в постели, как в великосветском ритуале). Это было связано с толкованием христианской морали, нормы которой, как известно, осуждают любые сексуальные проявления, не связанные с продолжением рода.
Муж с женой ложатся спать. Перед сном муж стал исполнять свои супружеские обязанности. Внезапно он остановился и спросил:
- Дорогая, я, случайно, не сделал тебе больно?
- Нет, но почему ты так решил?
- Просто ты сейчас пошевелилась.
По викторианскому идеалу джентльмен в определенном возрасте влюбляется, делает предложение руки и сердца, идет под венец, а уж потом во имя продолжения рода время от времени совершает половой акт со своей супругой, сохраняющей полную невозмутимость.
Проституция между тем запрещена не была, она была допустимым явлением. Пусть таких женщин и за людей не считали, однако на мужчину, пользующегося услугами проститутки, смотрели совершенно спокойно, это было общепринято.
Если же муж заподозрил свою жену в чем-то аморальном, он в полном праве был выгнать жену из дома, и это была наиболее частая причина разводов. Оказываясь на улице, у женщины часто не было другого вывода, кроме как убить себя ап стенку торговать собой. Таким образом, женщина не могла заниматься сексом с кем-либо, кроме своего мужа, на мужчин же это запрещение не распространялось. Считалось совершенно естественным, если он захочет другую женщину, это даже не являлось должной причиной для развода (и правда, мелочи какие – тогда бы все были давно разведены ). Женщины же так вести себя не могли. Самым главным и ценным для них была их репутация, и ее было так легко потерять, стоило лишь распространиться слухам о том, что она падшая женщина!
Образование.
Разумеется, образование женщины сильно отличалось от образования мужчины. Женщина должна была знать лишь необходимые вещи для того, чтобы вести дом и растить детей. Обычно женщины изучали такие предметы как история, география и литература, иногда – латынь и древнегреческий. Над женщинами, которых интересовала физика, химия и биология, просто смеялись.
Путь в университеты был закрыт для женщин. Считалось, что обучение противоречит их природе, от этого они только больше болею и вообще сходят с ума. Никто не спорит, что пасти коров на лугу – здоровее, чем часами сидеть в Интернете и писат mdczrbt дурацкие статьи.

По целому ряду причин, среди которых наиболее значимыми являются парламентская реформа 1832 г., а до этого — либеральные идеи французской революции, в сознании викторианцев зародилась мысль о необходимости пересмотра вопросов, связанных с социальным положением женщины и ее правами. Женский вопрос оказался в центре идеологического конфликта между демократическими понятиями о
правах личности и традиционным восприятием социально - ролевых отношений внутри общества.
В 1869г. выходит в свет получившая широкую популярность работа Дж.С. Милля «Подчинение женщин» («The Subjection of Women», 1869), автор которой предпринимает попытку аргументированно доказать несостоятельность и ошибочность прочно обосновавшегося в сознании викторианцев принципа, регулирующего социальные отношения двух полов: узаконенное подчинение одного пола другому. Этот принцип, по мнению Милля, являлся ошибочным и препятствовал всему общественному развитию и поэтому нуждался в серьезном пересмотре и замене на предложенный автором труда принцип полного равенства, не допускающего каких бы то ни было привилегий для мужчин и ограничения прав женщин.

+2

3

"Поверьте старой женщине, только в очень исключительных случаях мужчины приносят женщинам радость. Знаете историю времен войны, как одна женщина, получая еженедельную пенсию, сказала: "Ох, надо признаться, война слишком хороша, чтобы длиться долго. Восемнадцать шиллингов в неделю и никакого мужа по ночам... Боже, я в раю!"
Шарлотта Шоу - Т.Э.Лоуренсу.

+2


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Викторианцы. Разное.