SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Средневековый город

Сообщений 61 страница 89 из 89

61

Ранее в рассказе об Уппсале я упоминала о королевских курганах...

ВЕЛИКИЕ КУРГАНЫ УППСАЛЫ

Самые знаменитые из серии монументальных насыпей, сооруженных в эпоху Великого переселения народов и последующие столетия. Представляют собой цепочку из курганов, три из которых представляют собой, по преданию, захоронения конунгов свеев – Ауна, Эгиля и Адильса. Расположены около Старой Уппсалы (Швеция). До восьмисот небольших курганных насыпей сосредоточено по склонам гряды, протянувшимся с северо-запада на юго-восток. Этот "курганный шлейф" на окраине уппсальского могильного поля завершают прямоугольные каменные ограды с ингумациями поздней эпохи викингов (XI в.).

Западный курган, высотой 12 м, исследован в 1873-1874 гг. широкой шахтой с восточной части. Под каменной насыпью 1 м высотой и 1,5 м диаметром, на основании скрывалось кострище, устроенное на глиняной площадке 3 м в поперечнике, останки сожжения были собраны в маленькую кучку. Золоченая рукоять меча с гранатами и прочие мелкие детали, части гребня, металлические вещи, украшенные во "II стиле Салина", позволяют датировать захоронение серединой или концом VI в., Нильс Оберг ограничивал его датировку 550 г.

Восточный курган раскопан в 1846-1847 гг. одним из основоположников шведской археологии, Брором Хильдебрандом. Раскопки велись тоннелем, прорезавшим естественное возвышение, составлявшее до трети общей высоты насыпи. Как и в западном кургане, на основании открыта полусферической формы каменная кладка высотою до 2,5 м, над сожжением на глиняной площадке, где располагалась могильная яма с кострищем, в ней – глиняная урна с останками сожжения, а также кости собаки, лошади, быка, овцы, свиньи, кошки и петуха. Собраны фрагменты высококачественных вещей, уложенных на костер, в убранство входили игральные шашки, стеклянный кубок (расплавился). Кости конунга были снова, после раскопок, собраны в урну и оставлены на месте. Изъятые вещи замещены монетой правящего короля.

Средний курган в то же время копали шахтой, на 4,5 м вышли на каменную насыпь и остановили раскопки. Эта консервация, выжидание более совершенных методов археологического исследования, остается в силе до наших дней.

Итак, три кургана, расположенные цепочкой к юго-западу от уппсальского святилища, однотипны по устройству и погребальному обряду. На естественном возвышении устраивалась площадка, перекрытая слоем глины и служившая местом кремации. Среди вещей, уничтоженных в пламени костра, – драгоценное оружие (золото с гранатовой инкрустацией), златотканая парча, стекло. В составе жертвоприношений – кости собаки, лошади, быка, свиньи, овцы, а также кошки и петуха (петух Сальгофнир будит эйнхериев в Вальхалле, дворце Одина; кошка – священное животное Фрейи, его жены; собака сопровождает всадника в Вальхаллу на изображениях готландских стел VIII-XI вв.). Остатки сожжения помещали в глиняную урну или сгребали в кучку на кострище. Над погребением сооружали каменную насыпь высотой 1-2,5 м, а затем насыпали земляной курган (самый высокий из них, западный в Упсале, достигал 12 м).

Эпическая традиция, связавшая курганы Уппсалы с конунгами племени свеев, Инглингами Ауном, Эгилем и Адильсом, в общем подтверждена этими археологическими данными. Сын Эгиля Оттар (упомянутый в "Беовульфе"), погребенный, по преданию, близ Венделя в кургане Оттарсхёген, умер, судя по датировке комплекса находок, около 550 г.; для остальных "курганов Инглингов" предлагались различные датировки; наиболее вероятные из них – в интервале 500-550 гг.

В погребальном обряде уппсальских курганов черты ритуала, традиционные и типичные для Средней Швеции, гиперболизированы до монументальности: "Великие курганы" выделяются и размерами, и конструкцией (требовавшей большого труда), и роскошью погребального инвентаря, и обилием жертв.

Литература:

Г. С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. – СПб., 2005.

N. Aberg. Uppsala högars datering. – Fornvännen, 1947.

http://www.ulfdalir.ru/mounds/34

увеличить

+2

62

Любек

Любек – город на севере Германии, в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн, на реке Траве. Выгодное географическое положение благоприятствовало развитию города как балтийского порта и явилось причиной его стремительного подъема еще в период средневековья.

Название города Любек (“прекрасный”) говорит само за себя. Это действительно очень красивый североевропейский город, уникальный тем, что весь его исторический центр находится под охраной ЮНЕСКО, как часть мирового культурного наследия.

Город основан в XII веке на месте бывшей славянской крепости. С 1815 по 1937 г. имел статус вольного города.  Он известен как свободный ганзейский город, при этом Любек по праву считался одним из главных городов союза. Недаром с 1293 по 1669 годы Любек носил гордое имя “королевы Ганзы”. А ведь в состав Ганзейского союза в разные времена входило до 200 городов, в том числе Лондон, Рига, Новгород. Ганзейский союз представлял из себя довольно мощное объединение, в период своего расцвета (XIV-XV вв.) он контролировал всю торговлю на побережьях Северного и Балтийского морей, оставаясь при этом исключительно торговым сообществом, не имевшим, к примеру, ни своей конституции, ни общей казны. Однако по своей экономической мощи он превосходил целые государства.

Как и Любек, сильнейшим ганзейским городом являлся Гамбург. В эпоху Средневековья Любек и Гамбург соперничали друг с другом. Но если Гамбург и далее последовательно развивался как крупный деловой и промышленный центр (сейчас это второй по величине город Германии), то Любек как бы застыл в своем средневековом обличии, сегодня он известен прежде всего как ценнейший памятник архитектуры. “Готическая сказка из красного кирпича” – таков современный Любек. Еще в XII в., после череды пожаров, властями города было принято решение строить все дома из обожженного кирпича. Это позволило Любеку сохраняться на протяжении столетий практически без изменений и разрушений, и сегодня на территории Старого города Любека мы можем видеть потрясающей красоты готические здания с остроконечными шпилями. По Любеку вполне можно изучать стиль кирпичной готики. Вообще готика как направление архитектуры была распространена по сей Европе, но если, например, французские готические соборы строились из известняка, то на севере Европы вместо него использовали кирпич. И сложно сказать, из какого материала готические своды получались красивее. Старый город Любека, исключительно целостный, без каких-либо современных вставок, целиком сложен из красного кирпича. Это настоящий музей под открытым небом. Расположен Старый город на острове, к нему ведут несколько мостов, самый известный из них – мост перед воротами Хольстентор. Эти ворота, с двумя круглыми массивными остроконечными башнями, построенные в XV в., стали символом Любека и изображены на гербе города. Сейчас в них находится музей города Любека.

Яркими примерами кирпичной готики являются также Любекский собор, городская ратуша с красивым резным фасадом, церкви св. Петра, св. Марии, монастырь св. Анны, госпиталь св. Духа.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+3

63

Так, церковь св. Марии (Мариенкирхе), построенная в XIII веке, - одна из первых кирпичных готических церквей. С 1226 по 1937 год (в 1937 году Любек официально вошел в состав земли Шлезвиг-Гольштейн) здесь хранились документы, подтверждающие свободный статус Любека. Мариенкирхе – это настоящий шедевр архитектуры, особую ценность представляет алтарь (1512 г.). В церкви находится самый большой механический орган в мире, а также капелла "Протест против войны и насилия", в которой можно увидеть два расколотых старинных колокола (весом по 4 тонны каждый), отлитые в 1508 и 1669 годах. Из-за бомбардировок во время войны колокола обрушились на каменный пол. Жители города решили оставить фрагменты колоколов на том месте, куда они упали, как горькое напоминание о войне.
Церковь св. Петра была возведена в первой половине XIII века, а перестроена в начале XIV века в пятинефную готическую церковь. Если подняться на башню церкви, можно увидеть красивейшую панораму всего города.
Кафедральный собор Любека заложен в 1173 году герцогом Генрихом Львом. В XIII в. были пристроены капеллы, а в XIV веке собор перестроили в готическую церковь, боковые нефы которой имеют одинаковую высоту сводов с центральным. Собор имеет две квадратные в основании башни, каждая - высотой 120 метров.
Ренессансная ратуша (построенная в 1570-1594 гг., реконструирована в 1895 г.), рынок и Мариенкирхе представляют собой один из интереснейших архитектурных ансамблей в Германии.
Старинный Любек – это, конечно, не только ратушная площадь, город славится своими очаровательными, выложенными брусчаткой улочками и внутренними двориками.
Еще одна достопримечательность Любека – дом Будденброков из знаменитого романа Томаса Манна «Будденброки», который на самом деле был фамильным домом Генриха и Томаса Маннов. Сейчас это музей семьи Манн.

А еще существует легенда: в 1407 году в Любеке был голод, в городских амбарах совсем не осталось муки. И тогда пекари решили выпекать хлеб из миндаля. Так появился знаменитый Маркус-пан, хлеб святого Марка – марципан. Выпекают его из миндаля, сахара и розовой воды.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+4

64

Развитие темы.

Город

«…Глашатай городской привел
Меня в большой красивый дол,
Который был покрыт песком
И опоясан дубняком.
Мне показал старик-глашатай
На крепость со стеной зубчатой;
Стояла на скале она,
Глубоким рвом окружена,
И в небо башни возносила.
Была в ней красота и сила;
Искусных мастеров резцы
Отделать окна и зубцы
Сумели так, что дашься диву…
Мы ближе подошли к обрыву
И по подъемному мосту
Вступили вместе в крепость ту.
За крепостью открылся мне
Чудесный вид: там в глубине
Долины, город предо мною
Лежал. Он каменной стеною
Был огорожен от врагов;
Без счета было в нем домов –
Высоких, низких, новых, старых.
Не забывая о пожарах
Их строили: возведена
Была защитная стена
Меж каждыми двумя домами…
Двенадцать в городе холмов,
Одиннадцать больших мостов
(и все из камня – все как есть!),
Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил.
Затем, что их никак не счесть…
У нас есть мудрый магистрат,
И бдит без отдыха и срока
Его недреманное око.
Разбит заботой сих властей
Весь город на восемь частей…
Имеет каждый из цехов
Своих присяжных мастеров…
Есть в граде том законов свод;
Он толкованье нам дает,
Что можно и чего нельзя,
Всем нарушителям грозя
Суровой карой или пеней…»

«Похвальное слово городу Нюрнбергу».
Ганс Сакс. Избранное. – М. – Л., 1959. – С. 70 – 74.
(Цит. по изд. «Средневековая Европа глазами
современников и историков». Ч. 2. – М., 1994.)

+6

65

О́денсе — третий по величине город Дании, расположен на острове Фюн  недалеко от фьорда Оденсе и стоит на реке Оденсе.
Оденсе (переводится как «святилище Одина») — один из старейших датских городов, был основан в 988 году, и являлся важным поселением викингов, о которых напоминает и присутствие в его названии имени варяжского бога Одина. Собор Святого Кнуда, построенный в ХIII веке, хранит мощи короля Кнуда Святого, павшего в 1086 году жертвой народного бунта. Его усыпальница в Средние века служила местом массового паломничества.
Кстати, в Оденсе 2 апреля 1805 родился всемирно известный сказочник Ганс Христиан Андерсен.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+5

66

Гнезно - первая столица Польши и город Святого Войтеха

Как говорит пястовское предание - Гнезно образовалось в месте показанным Леху, брату Чеха и Руса, гнездом белого орла.
Места эти Леху приглянулись: кругом живописные озера, холмы, а на самом высоком из них - старый одинокий дуб с орлиным гнездом. Словом, все это он истолковал как знак самого бога Световида и повелел построить здесь город, назвав его в память о том гнезде Гнезном. Воины ответили на это решение троекратным "ура". Только вот Рус нахмурился, рассудив, что здешняя земля не прокормит всех. Вместе с Чехом они отправились дальше, а Лех остался тут со своим народом. То место, где братья увидели орла, раньше называли Королевским холмом, а теперь - холмом Леха.

Предание нашло отклик в самом названии города и гербе, где хищная птица нашла почётное место.

Первое поселение на этом холме возникло на рубеже VIII-IX вв., а в 990 г. Гнезно впервые было упомянуто в хрониках. Здесь располагалась княжеская резиденция, а позднее город стал столицей средневекового Пястовского государства.
Удобное положение среди  Гнезненского Озёрного края свелось к тому, что пясты построили здесь приблизительно  940 г. мощный город-крепость.

Именно в Гнезне произошло одно из главных событий в нашей истории - принятие в 966 года крещения пястовским князем Мешко I.

Главная достопримечательность холма Леха - старинный католический костел, один из самых ценных исторических памятников в Польше. Первый костел на этом месте построил еще Мешко I в 970 г., и в конце тысячелетия сюда перенесли останки Св. Войцеха. В 1000 г. собор стали называть кафедральным. Его потом перестраивали в романском стиле, позднее - в готическом, а сейчас, после реставрации, храм выглядит так, как это было в XV в., и его называют архикафедральной базиликой.
У алтаря покоится серебряный гроб с мощами св. Войцеха, сделанный в 1662 г. гданьским мастером. Здесь же, в храме, расположилась и знаменитая кафедральная библиотека, где собраны рукописи и старые книги начиная с VIII в. Это собрание - одно из самых богатых в стране.

Обязательно стоит обратить внимание на знаменитые Гнезненские ворота, отлитые из бронзы в 1175 г. Они украшены многочисленными барельефами - сценами из жизни св. Войцеха.

Рядом с собором стоит бронзовый памятник Болеславу Храброму. Открыли его в 1929 г., но простоял он только до прихода гитлеровцев. В восьмидесятые годы памятник восстановили, и теперь он снова на прежнем месте. 33 года правления Болеслава поляки считают периодом не только военных побед и поражений, но и важных политических решений. Отсюда, из Гнезненского собора, он впервые в польской истории вышел королем. Правда, правил в этом качестве недолго, и летом того же года 58-летний монарх закончил земной путь. Каким же остался в памяти первый король? Если верить хронике Галла Анонима, то получается идеальная фигура христианского правителя с единственной индивидуальной чертой - вспыльчивостью, так свойственной самодержцам. Другой летописец иронизирует по поводу его тучности, но в то же время отмечает незаурядный ум. Третий награждает его такими эпитетами, как "рычащий лев" и "ядовитая змея"; четвертый отзывается о нем с большой любовью... Мы же, спустя тысячу лет, можем лишь предполагать, что личность эта была противоречивая и незаурядная. Он брал Прагу и Киев, много лет воевал с немцами. Трижды был женат. Один из его сыновей, Мешко II, был коронован после смерти отца и пошел по его стопам, первым делом выгнав из страны своих братьев. Но королевские судьбы часто бывают переменчивы. В 1031 г., обложенный с обеих сторон немцами и русскими, он бежал к чехам, где был оскоплен. На родину вернулся, но пришлось-таки поделиться с братьями властью. Однако от королевских амбиций не отказался и в конце концов снова объединил государство. Ну а в свое время успел осуществить едва ли не главное дело своей жизни: оставил наследника, который вошел в историю под именем Казимира Обновителя.

Источники: http://gniezno.eu
                 http://www.polsha.ru
                 http://ru.wikipedia.org/wiki/Гнезненские_врата

ЗЫ. Кстати, Гнезно - побратим Сергиева Посада  ;)

увеличить

увеличить

увеличить

+5

67

Первые университеты (не знаю, это сюда?  http://sherwood.mybb.ru/uploads/0000/09/8a/56906-1.gif  Я как-то образование не нашла...)

Именно в Болонье и Париже в XII в. возникли первые университеты, дававшие по тем временам блестящее образование. В XIII—XV вв. университетами «обзавелись» почти все страны Европы. Их основывали епископы и папы, короли и императоры, князья и города. Старейшими университетами в Англии были Оксфорд и Кембридж. (Известно, что Кембриджский университет начинался с обыкновенного сарая, в котором четыре учителя из Франции открыли свою школу.) В Италии помимо Болоньи славился Неаполитанский университет, основанный императором Фридрихом II. В христианской Испании самым большим почетом пользовался университет в Саламанке. В Священной Римской империи первые университеты появились в Чехии — в Праге (1348), затем в Австрии — в Вене (1365) и уж после этого собственно в Германии — в Гейдельберге, Кёльне и Эрфурте. Первый польский университет возник в Кракове в 1364 г.

Картинка 1 - Средневековый университет (миниатюра 14 века)
Картинка 2 - Старейшие университеты Европы и годы их основания (XII - XV вв.)

увеличить

увеличить

+2

68

Давно уже собираю информацию про один старый город в Черногории. Но все никак руки не дойдут привести ее в божеский вид.

Вот пока картинка: Старая Будва

увеличить

+3

69

Сцена на рынке. Гравюра (XV в.)

увеличить

+2

70

Продолжим.

Избранные иллюстрации из газеты "Французский язык".
г.  Париж.

http://s07.radikal.ru/i180/1007/6f/d68400d4f515t.jpg

http://i069.radikal.ru/1007/b8/17c42560643ft.jpg

http://s003.radikal.ru/i202/1007/fb/d01ce212267ft.jpg

Здесь с текстом и подробнее
http://fra.1september.ru/articles/2008/21/08

Отредактировано Marion (2010-07-21 15:24:40)

+3

71

Наконец - то нашлось на русском.

Как в средние века люди добирались из одного города в другой?

От одного города до другого можно было добраться разными способами, по суше и по воде. По суше чаще всего отправлялись на повозках или верхом. В раннее средневековье в повозки впрягали быков— о последних королях франкской меровингской династии хронист Эйнгард писал, что они ездили из одного поместья в другое на повозках, влекомых быками, «по крестьянскому обычаю». Позже, в эпоху развитого средневековья, когда научились запрягать лошадь так, чтобы хомут давил ей на плечи, а не на шею, стало возможным впрягать их в повозки, и езда стала более быстрой. В странах Средиземноморья с этими же целями использовали ослов и мулов. Если путь был недалек, например, крестьянин вез на городской рынок на продажу птицу, рыбу, фрукты, на повозке везли поклажу, а хозяин шел рядом.
Купцы, отправляясь в дальнюю дорогу, снаряжали обоз, а сами, вместе с помощниками и слугами, ехали верхом. В средние века в деревнях и селах часто появлялись бродячие торговцы, которые продавали мелочь, нужную в обиходе, но редкую в деревне: веревки, булавки, ленты, пряжки, снадобья, сладости. Они везли поклажу в мешках, переброшенных через спину мула или осла (лошадь была редкостью — она стоила гораздо дороже), а иногда и в коробке на спине.
Знатные люди путешествовали верхом, знатные дамы — в крытых повозках (к концу средневековья их украшали шелком, бархатом). Обычно с собою брали запасных лошадей, чтобы можно было менять их в дороге. Иногда этим злоупотребляли, и короли издавали специальные законы, ограничивающие количество верховых и вьючных лошадей у знати, чтобы их чрезмерное количество не нанесло ущерба тем городам, куда заезжали такие путешественники.
Дороги в средние века не были безопасны — горные перевалы, зимние метели, лихие люди-разбойники — могли помешать путнику. Ему в помощь во многих местах, особенно в горах, строились специальные приюты, где люди могли переночевать или переждать
непогоду; смотрители этих приютов были обязаны в туман и метель звонить в колокол, выходить на дорогу, встречать путников и провожать их через опасные места. В городах путешественники останавливались в гостиницах, для паломников сооружались специальные постоялые дворы; но можно было постучаться и в ворота монастыря и даже в любой дом — мирный путник мог рассчитывать там на пристанище. Короли и знатные люди широко пользовались и своим правом постоя. Когда они приезжали в город или замок своего вассала, любой горожанин или владелец замка должен был предоставить им свой дом с утварью и кормить их, что было почетно, но
очень разорительно.
Передвигались и речными путями — это было дешевле, а иногда и быстрее, чем по суше. В средние века реки были более полноводными, а суда — более легкими, чем сейчас, поэтому многие реки, о которых мы и подумать не можем как о судоходных, несли сотни купеческих кораблей. Хронист пишет, что в XIV в. на реке Мондегу у Коимбры в Португалии одновременно собиралось до сотни кораблей, а у Лиссабона — до 400. Гораздо опаснее были путешествия по морю: бури и пираты подстерегали корабли. Один из участников путешествия 1217 г. из Фрисландии в Святую Землю оставил подробное описание плавания: крестоносцы не раз попадали в бурю, не раз много дней ждали попутного ветра, подверглись нападению пиратов и сами разграбили два города, заблудились в Средиземном море и, наконец, через год добрались до Акры. Более быстрым и если не безопасным, то надежным, плавание по морю стало после изобретения компаса, астролябии и косого паруса— он позволил двигаться не только по ветру, но и против него, галсами. При благоприятных   условиях   по   воде   можно   было   за   день   покрыть 100—150 км, по суше — 30—40.

Источник
http://pochemuchca.ru/sredn-vek/srednevek83.html

+1

72

Будва (черногор. Будва/Budva) — город в Черногории, центр одноимённого муниципального округа. Будучи основанной 2500 лет назад, Будва является одним из самых древних поселений на берегах Адриатического моря.

Есть множество археологических подтверждений тому, что первые поселения на территории Будвы были в V веке до нашей эры. По легенде, город был основан Ка́дмусом Финикийским, который был изгнан из Греции и нашёл здесь пристанище для себя и своей жены Гармо́нии. Две другие цивилизации, греческая и римская, также оставили здесь бессчётное количество следов. После падения Римской империи и её разделения на две части, разделительная черта между образовавшимися державами проходила через Будву, что оказало огромное воздействие на культуру этого региона. В средние века Будва находилась во власти королей Дукли, сербских и зетских аристократов.

Венецианцы правили городом на протяжении почти 400 лет, с 1420 по 1797 год. В то время город носил название Бу́дуа и относился к Венецианской Албании. Он был окружён неприступными стенами, защищавшими его от турецких набегов. Жители города говорили на венецианском языке вплоть до XIX века.

Большинство памятников истории сконцентрировано в Старом городе Будвы. Старый город представляет собой образец типичного средневекового города-крепости: он окружен стеной с бойницами, в 2 метра толщиной, построенной венецианцами в 15 веке для защиты от турков. В некоторых местах на ней вам попадутся на глаза изображения крылатых львов. Это знаменитый знак Святого Марка Евангелиста, ставший в 12 веке символом венецианской империи.

Стена соединяет две крепости. Большая крепость Цитадель (Citadel) защищала город от атак с юга, а небольшой форт Могрен (Mogren) – с запада.

Информации очень много, поэтому буду выкладывать маленькими частями. (Продолжение следует...)

увеличить

увеличить

+1

73

Из книги: А.А. Шенников. Средневековые жилые дома на Руси и в Скандинавии. // Славяно-русские древности. Выпуск 1. Историко-археологическое изучение Древней Руси. Л., 1988. С. 113-114.

Взято отсюда: http://via-midgard.info/blogs/4268-isto … yanie.html

Наиболее важным элементом и яркой отличительной чертой традиционного русского зодчества является срубная конструкция. Корни классического русского сруба восходят к дьяковской культуре, которая была распространена на землях средней России в 7 в. до н.э. – 6 в. н.э. На первом этапе дьяковской культуры наблюдается большое разнообразие домостроительных традиций, включая «жилые стены» (дома по периметру поселений, служившие одновременно стенами), многокамерные «длинные дома», небольшие круглые землянки. Классические образцы «длинных домов», разделенных на комнаты-отсеки с открытыми очагами внутри, обнаружены на московском Дьяковом городище, давшем название всей культуре. Они имели двускатные крыши, державшиеся на центральных столбах, и стены из столбового каркаса и плетня.

Уже на первом этапе дьяковской культуры отмечено появление небольших наземных прямоугольных или квадратных срубных домов, которые на втором этапе (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.) начинают преобладать, ещё более распространившись в последние века существования дьяковской культуры. Известным образцом позднедьяковского городища (3-5 вв. н.э.) являются Березняки под Рыбинском (Ярославская область). На нём находились 11 построек в два ряда, разделённых улицей длиной 10-12 м, с юга от которой было расположено 7 домов, с севера – 3. В середине находился дом размером 5х8 м, срубленный «в чашу». У него имелась двускатная крыша, а с западной стороны навес на столбах. В середине на земляном полу находился очаг из камней. Судя по большому размеру и отсутствию бытового инвентаря, это было общественное здание. Остальные постройки городища были срубными жилыми домами меньшего размера.

Сложная картина домостроительства наблюдается также на территории распространения культуры длинных курганов (6-10 вв.), которую некоторые исследователи склонны выводить из дьяковской. Здесь отмечаются два основных вида домов. Во-первых, достаточно крупная (5х7 м) постройка со стенами из бревен – как срубной, так и столбовой (горизонтальные доски, укрепленные в пазах угловых столбов) конструкции. Щели между досками замазывались глиной. Крыша в таком доме держалась на двух рядах столбов посредине помещения, доски пола были уложены прямо на землю. Открытый очаг располагался в центре дома.

Второй разновидностью жилой постройки культуры длинных курганов были небольшие квадратные срубы (4х4 м) с каменной печью в углу, рассчитанные на одну семью.

Именно эта вторая разновидность оказалась усвоена северными восточнославянскими племенами России – кривичами и ильменскими словенами, в отличие от их южных соседей – вятичей и северян, принесших с собой из лесостепных областей полуземляночные жилища. Срубы полностью преобладают в том числе на территории распространения словенской культуры сопок. И именно на этой территории произошла встреча двух очень разных традиций домостроительства – германско-скандинавской и северо-восточноевропейской, или же севернорусской.

В течение всего I тыс. н. э. в Скандинавии основной жилой постройкой был так называемый «длинный дом», – крайне примитивная постройка в виде очень длинного (несколько десятков метров) двускатного шалаша с крышей, опертой на два ряда внутренних столбов и на низкие, не выше человеческого роста, стены, очень грубо сложенные из камня. Большую часть этой совершенно холодной постройки занимал скот, в одном конце у открытого очага ютились люди. Это был вариант «длинного дома», распространившегося южнее Балтийского моря у германоязычных народов и их предков гораздо раньше, за полтора тысячелетия до н.э., и отличавшегося, в основном, лишь стеновыми конструкциями, обычно мазанковыми. У славян, по крайней мере с VI в. н. э. (более ранних сведений нет), господствовали постройки меньших размеров, но более высокого строительно-технического уровня, в частности, со срубными стенами и с печами.

К концу I тыс. скандинавские «длинные дома» начали уменьшаться в размерах, для скота стали возводить отдельные постройки, в жилище появились перегородки, начались попытки пристраивать одну постройку к другой. Но общий тип постройки и ее конструкция не менялись до начала Х в. Вплоть до этого времени викинги переносили на Гебридские острова, в Исландию и, далее, в Гренландию и в Винланд (Северная Америка) только этот тип постройки, не зная еще ничего более совершенного.
Далее, примерно в течение Х в., в Скандинавии «длинный дом» был заменен сравнительно небольшим однокамерным домом без внутренних столбов, с очагом посредине. Стены были каркасные, сперва на стойках, врытых в землю, потом с нижней обвязкой на каменном фундаменте, с заборным, тыновым или мазанковым заполнением ячеек каркаса. Это были варианты каркасных стен, за много столетий до того известные в Западной и Центральной Европе. Но все они по климатическим причинам были пригодны только для юга Скандинавского полуострова, где они впоследствии и сохранились. Севернее, в условиях, близких к восточноевропейской лесной зоне, была нужна срубная стена, обеспечивавшая достаточную теплоизоляцию и не требовавшая необожженной глины, разрушавшейся от мороза.

Картинка № 2: реконструкция городища Березняки
Картинка № 3, 4, 5: длинные дома Скандинавии

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+3

74

Вспомнила в своих запасниках фотку, не знаю, в какую тему разместить. Это одна интернет-знакомая ездила в Исландию. Вот такое вот жильё:

http://s41.radikal.ru/i094/1007/ba/dafb4ff9eb06.jpg

+2

75

Княгиня написал(а):

Вот такое вот жильё

В не м и сейчас живут или это музей?

0

76

Lady Nazira написал(а):

В не м и сейчас живут или это музей?

Не знаю. Это же не я ездила. Но для музея не хватает вывески или таблички.

0

77

Княгиня написал(а):

для музея не хватает вывески или таблички

Не факт. Я была в Народном музее Норвегии, там таблички только на входе, для прогулок выдают план с комментариями.
А так - как будто по средневековому городу ходишь.
Отсканирую на выходных фотки и выложу здесь.

0

78

Lady Nazira написал(а):

Не факт. Я была в Народном музее Норвегии, там таблички только на входе, для прогулок выдают план с комментариями.

На фотках других зданий не было. Зато было множество исландских пейзажей. Все, как на подбор - сюр космического вида.

0

79

Ну вот, приврала насчёт "не было" - нашла в другой папке. (Если это не в эту тему, то пусть администрация переместит на своё усмотрение.)

http://s55.radikal.ru/i147/1007/b8/d144831973f1t.jpg

http://s002.radikal.ru/i198/1007/a1/b5bdda23406ft.jpg

http://s51.radikal.ru/i132/1007/c6/021e04f73614t.jpg

http://s001.radikal.ru/i195/1007/52/cffed83889e7t.jpg

http://s59.radikal.ru/i164/1007/db/fab15202c862t.jpg

+4

80

город Шверин (Померания) на гравюре XVII века:

увеличить

+4

81

Трир (нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) — «Северный Рим», старейший город Германии.

Основанный в 16 г . до н.э., город долгое время был столицей римской провинции Бельгика Прима, отсюда римляне управляли частью современной Германии, Бельгии, Люксембургом. Само название города - Трир - упрощенное римское «Августа Треверорум», что дословно означает «Август в земле треверов» (треверы - галльское племя, жившее в долине Мозеля).  На одном из старинных домов Трира выбита надпись: «До Рима стоял Трир тысячу и триста лет» ("Ante Romam Treveris stetit annis mille Trecentis").

Уже в 300 году н.э. численность населения города достигла 80 тыс. человек, и Трир стал, таким образом, крупнейшим городом, расположенным севернее Альп. В то время город стал резиденцией императора Константина (фото 1), а для его матери Елены (фото 2) - родным городом, в котором она проводила немало времени. История назвала Константина великим, Церковь - Святым и Равноапостольным. Шесть императоров правили в Трире один за другим. Наибольшего расцвета Трир достиг при императоре Диоклетиане, который провел административную реформу в Римской империи, разделив ее на четыре части и сделав Трир одной из четырех столиц. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор (отец императора Константина Великого) управлял всей Галлией и Британией. С 306-го по 316-й годы при императоре Константине Трир становится столицей объединенной Римской империи. Город рассматривался как вариант постоянного местопребывания императора взамен старого Рима.

В 306 году св. Константин Великий, став императором и правивший в Трире, первым делом объявил свободу христианского исповедания. В 313-м он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости, положивший конец кровавым гонениям христиан. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. Он понимал, что только христианская вера может объединить огромную и разнородную Римскую империю, всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве. Одна из величайших заслуг Константина – созыв Первого Вселенского собора в городе Никее в 325 году. Незадолго до смерти Св. Константин принял крещение.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства.

При раскопках в Святой земле было обретено множество реликвий, ставших бесценными христианскими святынями, многие из которых святая Елена привезла в Трир и среди них – святой Хитон Спасителя. Это и есть Сердце древнего города – сокровище в прозрачном кристалле. В Трире была выстроена для Хитона специальная часовня, в которой Св. Хитон находился до VI века, а затем, из-за опасности утраты, до XI века хранился замурованным в стену Собора. При архиепископе Поппо был вновь обретен и с тех пор хранится в особо устроенном ковчеге в главном алтаре. В 1700 году алтарь перестроен – хитон Спасителя помещен в драгоценный ковчег на возвышении в вертикальном положении и был доступен для обозрения и поклонения всем молящимся. В 1975 году сооружен новый ковчег, в котором (для большей сохранности) Св. Хитон располагается на плоскости. Он находится в трех, вложенных друг в друга ковчегах – стеклянном, серебряном и золотом (фото 3).

Еще одно важное лицо в истории Трира - Карл Великий (фото 4), сделавший Трир столицей большого епископства и, таким образом, богатым городом.
Символ Трира - ворота Порта Нигра (фото 5), построенные во 2 веке н.э. римлянами и великолепно сохранившиеся. Ворота построены без цемента, «всухую»: блоки из песчаника плотно пригонялись друг к другу и в некоторых местах скреплялись железными скобами. С течением времени песчаник потемнел (от этого - название ворот: porta nigra (лат.) - черные ворота. Это самые большие и лучше всего сохранившиеся ворота на всей территории Западной Римской империи. Сохранились же они благодаря тому, что в башне была в ХI веке устроена христианская церковь. Porta Nigra в своё время служили таможней.

(продолжение следует)

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+2

82

Трир (продолжение)

В северной башне Черных Ворот распорядился замуровать себя Святой Симеон, Затворник Трирский (фото 6), где и умер 1 июня 1035 г.  Он был сыном грека в Сиракузах (Сицилия), однако вырос в Константинополе и там получил образование. Затем он семь лет служил как руководитель паломников (богомольцев) в Иерусалиме и, наконец, удалился как отшельник и монах в монастырь в Вифлеем, а позднее в монастырь Св.Екатерины на Синае. Отправленный своим настоятелем к герцогу Нормандии Рихарду II за ежегодной милостыней, в 1026 г. он встретил в Антиохии настоятелей Рихарда из St. Vanne in Verdun и Эбервина из монастыря Санкт-Мартин в Трире, находившихся в паломнической поездке в Св. Землю, к которым он присоединился во время их возвращения. Когда он прибыл в Руан, герцог Рихард умер. Тогда он отправился в Верден, затем в Трир. В 1028 – 1030 гг. он сопровождал архиепископа Трирского Поппо в его паломнической поездке в Св. Землю. Еще в конце 1035 г. он был причислен к сонму святых Бенедиктом IX. В 1041 г. архиепископ Трирский Поппо принялся за перестройку Черных Ворот с могилой Симеона в двойную церковь, в которой 750 лет не прерывалась молитва. Об этих блаженных временах напоминают сохранившиеся в западной башне Ворот 10 больших барельефов с изображениями святых разных веков.

Рядом с воротами (можно сказать, пристроен к ним) - бывший монастырь Св. Симеона (фото 7), в котором сейчас краеведческий музей. От ворот Порта Нигра совсем недалеко до Рыночной площади Трира, облик которой, как во многих старинных немецких городах, определяют здания зажиточных горожан эпохи Ренессанса. На площади бьет фонтан, многочисленные ресторанчики предлагают местное вино - мозельвейн (с виноградников по реке Мозель).

А рядом с Рыночной площадью - Трирский собор (фото 8). Собор был заложен в 320 году святым Агрицием Трирским по повелению императора Константина. Недавние раскопки дали возможность показать, что Елена, мать Константина, сыграла важную роль в его строительстве. Основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь.  Интерьер собора формируют романские, готические и барочные архитектурные элементы. Гигантские размеры колонн, чистота и гармония сводов делают этот самый старый собор на территории Германии одним из чудес романского искусства. Святая Елена в IV веке перевезла в собор рубаху Христа. Сейчас она покоится в хрустальном саркофаге и достаётся раз в несколько лет на страстную пятницу.

Возведенная Константином Великим в 310 году базилика Константина Великого (фото 9) из плоского кирпича подкупает своей величественной и строгой простотой. В оконных нишах базилики, чей пол был некогда выложен черным и белым мрамором, а стены украшены мраморными инкрустациями, сохранились остатки росписей. С XII века это здание было дворцом епископа. Полностью встроенный в XVII веке в замок курфюрста огромный зал был переоборудован в 1846—1856 годах по решению короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV в евангелическую церковь. За исключением деревянного кессонированного потолка, базилика полностью лишена украшений.

В восточной части Трира располагаются некогда огромные купальни — императорские термы (фото 10). Их начали сооружать в III веке и завершили при императоре Константине. Позже весь комплекс был перестроен и превратился в форум. Еще более величественны термы Барбары, отапливавшиеся древесным углем с помощью специальной установки в подвале.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+3

83

Трир (часть 3, она же последняя):

Римский мост (фото 11), по которому и сегодня проходит автодорога — великий урок строителям. Его опоры из монолитного бетона, облицованного камнем вулканического происхождения, выдержали даже заряды взрывчатки, заложенные французской армией, вторгшейся сюда в XVII веке.

Монастырь Cв. апостола Матфия, Бенедиктинский монастырь (фото 12) возник на месте римского кладбища. Некая вдова Альбана похоронила на нем первого епископа Евхариуса в своем склепе. Позднее на этом месте была устроена христианская церковь. В этой церкви находились мощи Cв. Aпостола Матфия, по преданию их тоже привезла в Трир св. Елена. Позднее мощи были скрыты среди других могил при нападении норманнов в 882 году. Около 1000 года н.э. монахи–бенедиктинцы устроили на месте погребения св. Евхариуса монастырь.
При раскопках на кладбище в 1127 году вновь обретены мощи апостола Матфия, что послужило причиной для устройства большого великолепного храма, освященного в 1148 году и получившего наименование церкви Cв. Матфия.

Написано по материалам сайтов:
http://1001doroga.ru
http://www.palomnik.od.ua
http://ru.wikipedia.org/wiki/Trier
http://community.livejournal.com/ru_tra … 30058.html - фото

Официальный сайт города, на нескольких языках, с фотографиями:  http://cms.trier.de/frontend/resource/

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано Lady Nazira (2010-09-18 14:59:42)

+3

84

Изображения средневековых городов.

Милан
http://www.kimballtrombone.com/wp-conte … /Milan.jpg

Вена.
http://www.kimballtrombone.com/wp-conte … Vienna.jpg

Неаполь
http://www.kimballtrombone.com/wp-conte … Naples.jpg

+2

85

Городская торговля.
Кулишер И.М., История экономического быта Западной Европы. Социум., 2004 г.

Средневековое городское простое меновое, товарное хозяйство находит себе отражение в хозяйственной политике городов. Ввиду того что город прежде всего нуждался в привозе съестных припасов, он старался направить последние, в первую очередь хлеб, из окружных деревень (иногда и из более отдаленных местностей) в город. Для этого существовал ряд правил, которые должны были обеспечить горожанам нужные им продукты питания. Таково штапельное и рыночное право, принуждение езды по определенным дорогам, запрещение скупки хлеба до доставки его на городской рынок, допущение торговцев к приобретению его лишь после того, как потребители закупили нужное им количество, требование выставления товаров на городском рынке в течение трех дней, лишь после чего они могли быть обратно вывезены. Другую сторону городского хозяйства составляла промышленная политика. Производство и сбыт изделий являлись привилегией городского ремесленника, последний должен был выделывать «справедливый» (т.е. доброкачественный) товар. Виды сырья, способы переработки его, применяемые при этом инструменты устанавливались специальными правилами. Существовали определенные места продажи на рынке, предписывался осмотр товаров до вывоза их, имелись городские меры и весы, пользование которыми было обязательно для всех.
Хозяйственная политика городов производилась в интересах горожан и в ущерб как иногородним, так и крестьянам, доставлявшим свои товары на городской рынок. Чужие, под которыми разумелись обычно и жители других городов, находившихся на той же территории, подлежали специально установленному для них гостевому праву, сильно ограничивавшему их деятельность в интересах городских жителей. Сюда относится штапельное право, которое заставляет приезжих торговцев обязательно сбывать свои товары здесь (а не везти далее или обратно), им запрещена продажа в розницу, как и торговля с другими иногородними (гостя с гостем). Пребывание их в городе ограничено определенным сроком. Они могут сбывать товары только через маклера-посредника. Им не дозволено привозить в город изготовленные за его пределами промышленные изделия, поскольку это может нарушить интересы городских ремесленников. Но и взаимоотношения между городом и деревней приобретали характер своего рода «принудительных отношений между главой и членами». Крестьянин должен обязательно доставлять хлеб в ближайший город, а не в другие местности, он обязан и приобретать промышленные изделия в городе, в деревне же не должно быть промыслов. Цена хлеба в городе определялась установленными из интересах горожан максимальными таксами, когда как цеховые ремесленники имели возможность входить между собой в соглашение относительно  низшей цены сбываемых ими товаров.
Нельзя, впрочем, отрицать того, что и гостевое право, господство города над деревней не всегда проводились последовательно. Точно так же, при всем стремление городских властей устранить торговое посредничество, все же и оптовая и розничная торговля существовала в известных пределах. Гостевое право иногда превращалось в противоположность, в предоставление особо привилегированного положения иностранцам, или по крайней мере оно нарушалось различными установленными для них правами и преимуществами. Деревенским жителям город не только давал возможность сбыта сельскохозяйственных продуктов и закупки промышленных изделий, но и являлся для них убежищем, куда крепостной крестьянин мог спасаться бегством, когда он хотел избавиться от давивших его повинностей, оброков и платежей. Вследствие этого возникновение городов имело большое значение для понижения и даже отмены тяжелых крестьянских служб и поборов, как и для установления известной свободы передвижения.
Наконец, не следует упускать из виду, что если город как целое противопоставлял  себя всему, что находилось за его пределами, будь то другие города или деревни его округи, и соответственно этому строил своей хозяйственную политику, то и город как таковой не представлял собой чего-либо единого, а распадался на ряд чуждых друг другу организаций и групп. Это обнаруживается особенно в политике городских ремесленных корпораций, которые не только добивались монополии сбыта па городском рынке, но из которых каждая в свою очередь лишает всех ее входящих в ее состав права производства данного промысла. Это относится как к нецеховым (не принадлежащим ни к какой ассоциации), так и к членам иных организаций (резкое разграничение поля деятельности каждой). Наконец, при приеме в корпорацию отдается предпочтение членам семьи мастера перед посторонними. Все это составляет выражение той же политики разграничения «своих»  и «чужих", которая господствует и Средние века.

+6

86

http://i066.radikal.ru/1104/08/41b211b8aba1.jpg

Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке. До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они  имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения. Большинство исследователей полагают,  что владельцы устанавливали и меняли их совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.  Но изменение могло вызвать путаницу, потому что дом нельзя будет узнать под новой вывеской или потому , что такое изображение уже имелось на этой улице.

Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих  изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе. Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески. Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти. Медленность разработки чётких и полных систем обозначения объясняется не столько неспособностью к организации или косностью, сколько преднамеренным поведением общины обитателей улицы, желающей сохранить свою власть в своих пределах. Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.

И несколько миниатюр из жизни средневекового Парижа:

http://s015.radikal.ru/i330/1104/cb/01c4ec2ba351.jpg

http://i044.radikal.ru/1104/e1/8b6cb659f7fa.jpg

http://i082.radikal.ru/1104/fc/880d80807f98.jpg

Симона Ру "Повседневная жизнь Парижа в средние века"

+5

87


Париж времен Генриха 2го.

Отредактировано Мария Мирабелла (2012-10-13 09:28:34)

+4

88

Мария Мирабелла! Прекрасная экскурсия по средневековому Парижу. Будто сама там оказалась, так в шапке-невидимке на дельтаплане... http://s8.rimg.info/31de369cff30c8d259395fbd50f4e52f.gif  О, всемогущий комп! Отличный материал, спасибо! http://s.rimg.info/5962bb18d0aff8d7b1a22b492ef7b499.gif

Отредактировано izadora (2012-10-14 01:36:11)

0

89

Я совсем недавно прочитал книгу Константина Иванова "Средневековые замок, город, деревня и их обитатели". И знаете, написано очень даже интересно, много фактов, которые мне доселе были неизвестны я для себя открыл.
Для тех, кто не читал, очень советую ознакомиться с этой книгой. И вообще издательство, которое эту книгу издало, выпускает весьма занимательные книги по истории, на самые разные темы. http://s.rimg.info/5962bb18d0aff8d7b1a22b492ef7b499.gif

+2