SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Скандинавские руны и их значение

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s47.radikal.ru/i118/0902/27/eaf9006bc53c.gif

1. Феу
     Руна собственности. В первом, наиболее распространенном рассмотрении -- собственности сугубо материальной. Однако, работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в частности, ее связь с собственностью душевной (но не духовной! - делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром материальным чем-то приниженным -- это ее основное содержание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением.
     Магическое применение руны весьма широко и связано, главным образом, с материальными ценностями. Начертанная на кольце или браслете, на может помочь выбраться из нужды, подталкивая к определенным ситуациям и указывая на открывающиеся возможности. Предохраняет от ошибок при приобретении недвижимости и помогает ее сохранить и улучшить. Этот же талисман может защитить от неприятностей при перевозке ценных грузов. Необходимо учитывать, что, хотя руна эта и способствует сохранению благополучия, в том числе и финансового, напрямую с деньгами она не связана и вряд ли окажет помощь в спекуляциях и ростовщичестве.
     Кроме того, существует мнение, что руна феу способна оказывать определенную помощь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это, видимо, действительно так, однако прежде, чем применить эту руну к данной проблеме, необходимо вспомнить область ее действия -- мир явленый и наиболее грубые проявления мира тонкого, т.е. физическое, эфирное и витальное тела человека. Так что есть о чем задуматься.

     2. Уруз
     Руна Силы. Область действия -- физический и тонкий миры, каузальный (событийный) план.
     Не следует понимать эту руну как руну силы довлеющей, но -- как Силы, всеохватывающей и всеобъединяющей. В ней неразрывно слиты, подобно "инь" и "янь", мужская и женская компоненты, и руна эта придает мужчинам мужественность, женщинам -- женственность, и уверенность -- и тем, и другим. С другой стороны, любые связи могут возникнуть только там, где присутствует энергия -- компонент Силы; бессильный человек не способен ни любить, ни быть другом. С этим связано второе магическое применение руны Уруз -- она может помочь зарождению и укреплению любви и дружбы, заключению брака или партнерского соглашения.

     3. Турисаз
     Могучая, но очень тяжелая руна. Энергетика Сатурна; цвет -- черный, иногда багровый или густо-фиолетовый. Дает силы и способности для размышления, сосредоточения и принятия важных решений. Вырезанная на большом обсидиановом шаре, пластине и т.д., представляет собой идеальный талисман для медитации.

     4. Ансуз
     Одна из самых священных рун. Энергетика Меркурия. Область действия неограничена. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной -- с Локи, коварным асом, темным и светлым одновременно.
     Магическое применение руны Ансуз -- дело сложное, требующее опыта и определенного количества личной силы.

     5. Райдо
     Руна пути. Сфера действия широка, в основном -- каузальный (событийный) план. Несет на себе отпечаток энергетики Меркурия. Работа с ней чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу "дорога - это жизнь". Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом.
     Кроме того, является руной объединения и гармонизации, руной завершающего синтеза -- но не завершения как такового.
     Применение этой руны в целях практической магии может быть описано абсолютно четко -- это, как уже сказано, руна пути. Если вам предстоит путешествие, талисман с изображенной руной Райдо спрямит и сократит ваш путь, сделает его приятным и оградит вас от ненужных неприятностей. Если вы вступаете на путь какого-то иного плана, руна Райдо также поддержит ваши силы.

     6. Кано
     Руна воплощения. Очень мощная руна; способна не только направить деятельность человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и придать ей необходимую силу. Ральф Блюм характеризует руну Кано как "руну обновленной ясности".
     Магическое применение этой руны чрезвычайно широко, однако при должном анализе может быть сведено к одному -- руна Кано способствует сосредоточению воли и воплощению задуманного. Женщины применяют амулеты с начертанной на них руной Кано при зачатии и беременности, чтобы придать ребенку желаемые качества. Художники, писатели, поэты и другие люди искусства могут применять эту руну для наиболее четкого и качественного воплощения задуманного. Амулет с этой руной можно порекомендовать и кладоискателям, и магам.
     Необходимо также отметить, что руна эта имеет и второй аспект -- это еще и руна раскрытия. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны -- невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.

     7. Гебо
     Руна единства. Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно перерабатываемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают свобода и партнерство. Искренний и плодотворный союз невозможен там, где члены его не обладают полной свободой. Так, узы истинного братства всегда оказываются крепче сил, поддерживающих целостность тирании. Но и свобода -- в глубочайшем смысле этого слова -- невозможна там, где "каждый тянет одеяло на себя".
     С этим содержанием руны Гебо связано и ее магическое применение, заключающееся в помощи при установлении партнерских отношений, будь то брак или деловое предприятие. Руна поможет и в правильном выборе партнера и в поддержании налаженных отношений.

     8. Вуньо
     Светлая, радостная руна. Несет отпечаток энергетики Юпитера и Венеры, сфера действия -- слишком широка для четкого определения.
     Магическое назначение -- вызывать радость, прилив энергии, ощущение приподнятости и хорошее настроение, что гораздо важнее, чем многие склонны думать. У некоторых людей способна вызывать благотворное очищение астрального тела, снятие энергетических блоков и улучшение самочувствия.

     9. Хагалаз
     Руна разрушения. Сфера действия широка, в основном -- Тонкий мир и каузальный (событийный) план. Энергетика Урана и Марса; цвет чисто-алый, багровый, иногда черный. Связана с природными силами деструкции, разрушения, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны.
     Основное магическое применение этой руны -- способствовать выходу из "заколдованного круга". Простейший пример -- знакомое почти всем, до боли приятное чувство жалости к самому себе. Нередко человек проводит часы и дни, смакуя собственные неприятности, отчего последние разрастаются и заслоняют свет. Состояние энергетически устойчивое и от того еще более патологическое. Осознать, что попал в такой "заколдованный круг" и находишься в плену бесконечных внутренних отражений собственной негативной энергии -- это добрых три четверти освобождения. А дальше, если самостоятельно выйти вы не всостоянии, начертайте руну Хагалаз -- она произведет необходимый "взрыв" и разомкнет круг. К слову -- если вы видите, что в подобном положении находится другой человек, начертайте руну для него: она поможет ему и осознать ситуацию, и выйти из нее.

     10. Наутиз
     Энергетика Сатурна. Сложная руна. Поддерживает человека в тяжелое для него время -- это ее основное назначение, но требует при этом и определенной сдержанности в эмоциях и поступках и способствует проявлению этой сдержанности. Как и большинство рун, может быть нанесена не только на какой-либо специально для нее созданный амулет, но и на любой подходящий предмет (например, на авторучку) или, как советует Сигрдрива в Codex Regius 2365 -- на руку или ноготь.

     11. Иса
     Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Область действия широка и охватывает все тела человека от физического до ментального, распространяется и на каузальный (событийный) план.
     Основное магическое назначение руны Иса -- "замораживание" чего бы то ни было. С ее помощью можно приостановить (но не ликвидировать!) негативный процесс болезнь (физическую или душевную), вспышку гнева (не только своего), какое-то явление в общественной жизни и т.д... В некоторых ситуациях позволяет получить необходимую передышку.

     12. Йер
     Руна завершения. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны, и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возмож-ным само существование термина "год". С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его "урожаем".
     Руна способствует успешному завершению какого-либо важного дела; можно начертать ее перед началом этого дела, вырезать на амулете или на предмете, участвующем в деле непосредственно. Кроме того, эта руна может помочь и в том случае, если уже в середине дела появились неожиданные препятствия, мешающие его благоприятному исходу. Необходимо, однако, упомянуть, что применение руны Йер требует от человека приложения личной силы и определенных затрат энергии.

     13. Эйваз
     Одна из наиболее сложных рун футарка. Магическое применение основано на ее способности оказывать помощь в преодолении препятствий, как чисто физических (например, в спорте), так и душевных или связанных с какой-либо деятельностью. Кроме того, вы можете начертить ее, когда хотите оказать кому-то поддержку и защиту.

     14. Перт
     Руна посвящения. Энергетика Плутона и Марса; символ внутреннего содержания этой руны -- феникс, т.е. возрождение через смерть в собственном огне. Энергией, заключенной в этой руне, нередко владеют люди, в натальной карте которых Солнце находится в Скорпионе.
     Руна Перт подталкивает и облегчает процесс качественного изменения сознания (внутреннего посвящения) -- на любом уровне. В определенных ситуациях может действовать подобно руне Хагалаз, обрывая замкнувшуюся цепь мыслей и вызываемых ими к жизни событий. Использование руны Перт в магических целях может привести к совершению акта психической смерти -- разрыву каузальных и астральных связей между прошлым и будущим человека. В одних ситуациях это может пойти на пользу, в других - приведет к обострению вызванных ею ситуаций. Посему использовать эту руну нужно с разумной осторожностью.

     15. Альгиз
     Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом "защищенность", несущим несколько иной смысл. При любом определении, однако, необходимо отметить, что защита здесь носит характер пассивный, хотя руна и требует от защищающегося определенного количества личной силы. Применение руны Альгиз создает определенные астральные и каузальные (событийные) условия, препятствующие вторжению внешних вредоносных сил -- будь то чужое колдовство или падающий с крыши кирпич. В этом плане определение "руна защищенности" действительно оказывается несколько более точным. Кроме того, руна Альгиз действует подобно "глазастым" камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем или иным способом.

     16. Соулу
     Руна целостности. Несет отпечаток энергетики Солнца. Некоторые авторы склонны определять руну Соулу как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл -- действительно, целостность, синтез противоположностей -- это итог любого движения. На этом базируется и магическое применение этой руны, способной устремить к достижению целостности человека или создавшуюся ситуацию. Кроме того, руна Соулу может помочь вам прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

     17. Тейваз
     Руна Воина. Энергетика Марса в наиболее чистом ее проявлении, нередко -- с оттенком Солнца, Юпитера или Плутона. Сфера действия чрезвычайно широка и охватывает практически все миры -- от физического до огненного.
     Посвящена Тюру (Тиву) -- богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать фенрира, Мирового Волка -- причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут снять! И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра -- но победа над Хаосом была достигнута.
     Словно в память об этом деянии Тюра руна Тейваз хранит способность помогать людям в любой их борьбе, но прежде всего -- в их борьбе с силами Хаоса собственного "Я". В древности воины рисовали эту руну на щитах и рукоятях мечей, чертили ее перед битвой, дабы укрепить свою решимость.

     18. Беркана
     Руна роста. Энергетика Венеры, со множеством оттенков и наложений; цвет зеленый. Сфера действия руны Беркана чрезвычайно широка; рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящая к расцвету и созреванию.
     На этом базируется и магическое применение этой руны. Она может служить как стимулятором плодородия в целом, так и стимулятором роста в частности. Способствует рождению и возрождению. Может помочь при решении проблем, связанных с воспитанием детей, а также облегчить роды и исцелить от бесплодия. Не забывайте и о чисто физических проявлениях действия этой руны.

     19. Эваз
     Руна изменений (движения, прогресса, сдвига с мертвой точки). Сфера действия -- астральный и каузальный (событийный) планы. Несет сильный отпечаток энергетики Меркурия; цвет зеленый.
     Магическое применение следует из самого определения - руну используют, чтобы изменить, "растормошить" нечто, вошедшее в фазу застоя. Этим нечто может быть и какая-то ситуация, застрявшее дело, и хроническое заболевание, и, наконец, человек, впавший и душевную летаргию или зациклившийся на некоторой неразрешимой проблеме. В этом плане можно сказать, что руна Эваз работает точно противоположно руне Иса. Другой аспект ее действия -- облегчение пути путешествующих (как говорят, особенно - путешествующих по воде).

     20. Манназ
     Непростая руна. Ральф Блюм определяет ее как руну собственного "Я". Несет отпечаток энергетики Сатурна. Использование руны Манназ в магических целях неоднозначно и требует приложения значительного количества энергии.

     21. Лагуз
     Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени ("вода") не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но -- проточную воду, движущуюся -- ту, которая формирует поток и увлекает за собой. Руна несет отпечаток энергетики Меркурия.
     Руна Лагуз -- руна интуиции, и с этим сзязано ее магическое применение. Использование ее обостряет и усиливает интуитивное восприятие мира, помогает в изучении оккультных наук и в проникновении в тайну -- это один аспект ее действия. С другой стороны, руна способствует заключению брака, образованию новой дружбы и восстановлению старой, прекращению размолвки или ссоры.

     22. Ингуз
     Одна из самых прекрасных и наиболее могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном (произрождающем) аспекте. Сфера действия широка, охватывает физический и Тонкий миры и каузальный (событийный) план. Энергетика Венеры со множеством оттенков и вариаций; цвет зеленый.
     Руна посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя -- Инг или Ингви).
     Магическое применение руны Ингуз связано с силами светлого Фрейра; фактически, использование этой руны -- это непосредственное обращение к этому богу. Руна может быть использована везде, где ощущается недостаток природных сил плодородия: в случае женского бесплодия или мужского бессилия, неурожайности земли или неплодотворности работы. Также руна Ингуз способна снять излишнее напряжение и восстановить баланс (равновесие) витальных сил человека.

     23. Отал
     Очень условно можно определить эту руну как руну отступления (разделения). Энергетика Сатурна, иногда -- с отпечатком Меркурия или Урана. Магическое применение неоднозначно и многого требует от действующего.

     24. Дагаз
     Очень светлая руна. область действия чрезвычайно широка. Несет отпечаток энергетики Солнца и Юпитера; цвет -- часто золотой (не желтый!).
     Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них руну Дагаз можно определить как руну трансформации. В плане второй -- как руну процветания. Обе концепции объединяются в магическом применении руны -- приближении конца периода тьмы ("ночи") и начала периода света и процветания ("дня"), осуществлении прорыва в каком-либо деле или сдвига его с мертвой точки. Также может быть использована при лечении затяжных болезней.

+6

2

Знаю, висел я
в ветвях, на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину
в жертву себе же
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял,
и с древа рухнул.
(Перевод А. Корсуна)

+4

3

Смысловые связи слова «руна» сами по себе показывают, что даже в самой глубокой древности руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Это значение явно проступает в языках Северной Европы, где оно близко примыкает к группе слов, обозначающих «шептание»: в их числе старокельтское слово «ran», средневаллийское «rhin”, староанглийский глагол «town» и современное немецкое слово «raunen». В современном ирландском языке слово «run» означает «секрет» или «решение», «rundiamahair» — тайну, «runai» — это секретарь, a «rancleireac» — чиновник для особо важных поручений. Как свидетельствуют современные ирландские слова, рунами обычно пользовались для гадания и принятия решений. В англосаксонской Англии совещания государственных советников назывались «рунами». К рунам на таких собраниях прибегали, когда возникали затруднения. В традиционной шотландской системе фермерского хозяйствования, известной под названием Run-Rig, жребии (руны) использовались для того, чтобы определить, какой «rig» (надел) достанется какому крестьянину.

+5

4

Происхождение рунического алфавита или, если точнее, «Футарка» долго было предметом ожесточенных споров между исследователями древней европейской культуры. Теории возникали и исчезали в соответствии с духом времени, а ученые выводили руны то от финикийского, то от полинезийского, то от классического греческого, латинского, этрусского или готского письма. В некоторых случаях шовинистически настроенные националисты и даже расисты использовали теории о происхождении рун для обоснования заявлений о собственном национальном превосходстве. В таких случаях они утверждали, что руны возникли совершенно независимо, не имея предшественников, и были творением той национальной группы, к которой принадлежали сами исследователи. Даже теперь, несмотря на множество научных изысканий и умозаключений, существует множество противоречивых мнений. Большинство ученых, однако, считают доказанным, что, как алфавит, рунические знаки происходят от североиталийского письма, употреблявшегося этрусками. История свидетельствует о том, что руны использовались этрусскими торговцами янтарем, которые завезли их из Италии через Центральную Европу на побережье Балтийского моря. Имеются также археологические свидетельства о связи между североиталийским письмом и рунами. При раскопках в районе Негау в Австро-Венгрии в 1812 г. было обнаружено 26 бронзовых шлемов с полями, датируемых IV в. до н. э. На шлемах были выгравированы надписи на германском языке, среди них — имя бога войны. Интересная особенность этих шлемов заключается в том, что все надписи выполнены североиталийским письмом. Однако, несмотря на эти доказательства, некоторые исследователи считают рунический алфавит прямой модификацией римского письма. При статистическом подходе можно обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв всего 8. Но этот аргумент слабоват, поскольку в римском алфавите есть еще пять букв, похожих на руны, но не идентичных с ними. Кроме того, некоторые буквы в этрусском, древнелатинском, римском и руническом алфавитах почти идентичны между собой, доказывая тем самым свое общее происхождение от финикийского алфавита Ахирама, употреблявшегося около 1000 г. до н. э. Но, как вы уже смогли понять из этой книги, в любом исследуемом алфавите можно обнаружить различные отклонения в написании одних и тех же букв. Какое количество таких отклонений превращает «старый» алфавит в «новый» и «другой», зависит, прежде всего, от позиции исследователя. Без сомнения, страсти вокруг аргументов будут бушевать до тех пор, пока люди будут интересоваться рунами.

+5

5

РУНЫ И ОРУЖИЕ

Начиная с середины третьего века нашей эры и вплоть до конца XVIII века рунические надписи можно было увидеть на многих предметах повседневного назначения. Одни из них указывают на предназначение предмета, другие — на имя его создателя или владельца, а третьи имеют магическое назначение. Сохранилось множество свидетельств, доказывающих, что руническая магия имела большое значение в боевом искусстве Севера. Были обнаружены отдельные руны, вырезанные на древках стрел, найденных в болотах Нидама в Дании, датированных приблизительно 400 гг. н. э. Существовал обычай давать имена военному снаряжению и оружию всех видов. Эти имена имели магическое значение и вырезались руническими знаками. Целый ряд их сохранился до сих пор. Самые ранние рунические надписи на оружии — это надписи на копьях. Копье из Овре-Стабу (Дания), носящее имя Raunyar (“Испытатель”), датируется приблизительно 150 гг. н. э. Другое копье, найденное в Дамсдорфе (Бранденбург, Германия) и датируемое столетием позже, носило родственное имя Rannja, “Нападающий”, а еще одно, алеманского происхождения, обнаруженное в Вурмлингене (южная Германия) и датируемое приблизительно 600 гг. н. э., имело руническое название Dorih, означавшее “Могучий храбростью”. Считается, что другие известные рунические названия копий, включая Gaois, означают “крикун” и “горлопан”. Во времена викингов и норманнов самым грозным оружием были боевые топоры, и они также получали имена, записанные рунами. Среди надписей такого рода имеются “Дьявол щита”, “Волчья рана”, “Колдунья битвы”. “Дьявол” и “Колдунья” были наиболее популярными названиями боевых топоров. Самым мистическим видом оружия всегда считался меч, и названия мечей в самых ранних записях свидетельствуют об этом. Старинная англосаксонская поэма “Беовульф” называет одни из них:

Также герою стало подспорьем
то, что вручил ему вития Хродгаров:
мен. с рукоятью, старинный Хрунтинг,
лучший из славных клинков наследных
(были на лезвии, в крови закаленном,
зельем вытравлены узорные змеи);
в руке героя, ступить решившеюся
на путь опасный, на вражью землю,
тот меч не дрогнет — не раз бывал он,
клинок остреный, в работе ратной.
(Перевод В. Тихомирова)

Названия мечей передают свойства оружия как на физическом, так и мистическом уровне. Значения некоторых из них сейчас утрачены и остаются частью все еще нерасшифрованной магической криптологии рун. Так, меч, принадлежавший двум королям по имени Оффа, символ саксонского и мерсийского королевского сана, именовался Скреп. Названия нескольких прославленных мечей записаны в норвежских сагах. Сага о Босоногом Магнусе сообщает, что король Магнус “был опоясан мечом, который звался Леггбитр (“кусающий за ноги”). Его гарда была из моржовой кости, а рукоятка инкрустирована золотом. И было это одно из лучших оружий”. Сага о Кормаке рассказывает о злоупотреблении знаменитым мечом, известным как Скефнунг. В отрывке из Саги об Этиле, которая повествует о битве при Брунабурге, произошедшей на севере Англии в 937 году, тоже упоминаются рунические имена мечей: “Торольф имел широкий и толстый щит, очень крепкий шлем на голове и меч, который он называл Ланг (Длинный), большое и хорошее оружие. У Эгила было такое же снаряжение, как у Торольфа: он имел меч, который он называл Надр (Гадюка), полученный им из Курляндии; и было это отличное оружие...” Среди названий мечей, упоминаемых в сагах, встречаются следующие имена: Пламя Одина, Лед битвы, Огонь щита, Огонь морского короля, Огонь битвы, Факел крови, Змея раны, Змея кольчуги, Страх кольчуги, Разрыватель сетей войны, Шлем собаки, Язык ножен. Все эти имена являются кеннишами (метафорическими оборотами речи), и многие из них — явно рунические. Традиция рунических названий мечей продолжалась и во времена рыцарства. Например, меч, обнаруженный в каменной гробнице в Коросойгадене, вблизи Осло, не имеет письменных знаков на лезвии, но на верхнем ребре эфеса, сделанного из бронзы, имеется руническая надпись, выполненная, по всей видимости, в начале XIV в. Сам же меч, скорей всего, был изготовлен в тринадцатом столетии.

+1