SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары


Одежда, обувь, аксессуары

Сообщений 121 страница 150 из 229

121

Ой, как интересно всё тут. Читаю и прикидываю, кто из наших героев-героинь как одевался. Аж самой захотелось в таком вот виде на какую-нибудь вечеринку заявиться! Ну или хотя бы кошель такой или пояс завести! Кстати, а что по поводу детской одежды? Насколько я знаю, очень долго дети носили уменьшенные копии взрослого гардероба. Ну, исключая только младенцев... хотя как же быть с чепчиками?  :)

Отредактировано Alga (2009-03-16 03:24:06)

+1

122

иннета написал(а):

Рыцарская цепь

Вот еще такие. Не написано, какого века :(

http://s57.radikal.ru/i156/0903/1a/6cf8086ffbc1.jpg

http://s56.radikal.ru/i153/0903/5b/b319a5bb4b23.jpg

+6

123

Какие цепи роскошные!
Выходит, и на них было изображение герба?

0

124

Там нет комментариев :( Наверное можно и на цепи герб. Красиво!
Вот ссылка, там еще есть фотки "Предметы быта" http://www.bel-knight.com/gallery/viewpics.php?gal=4

+4

125

milka написал(а):

монашеская одежда 13 века.

Продолжим.
Для начала – несколько изображений монахов XIII в., в том числе и тамплиеров.

http://s59.radikal.ru/i165/0903/ec/78c4b5e3f78a.jpg http://s44.radikal.ru/i104/0903/ba/8a966679d6f9.jpg

http://s46.radikal.ru/i111/0903/9f/ec984cb4bbb2.jpg http://s60.radikal.ru/i170/0903/40/fe427d8c6836.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/0903/1e/2151f47d91e4.jpg http://s46.radikal.ru/i112/0903/31/7217669965fb.jpg

Вот этот вот вид монашеской одежды, представляющий собой просторное длинное одеяние с широкими длинными рукавами, называется Хабит (гарнаш).
Носили его  поверх камизы и котты. Причем, хабит имеет пришивной капюшон, а гарнаш – предполагает ношение шаперона.
(Использованы материалы из Манесского кодекса, Библии Сен-Дени)
Северный храм Beauseant.ru
http://beauseant.ru/friends.shtml

Отредактировано иннета (2009-03-16 13:26:49)

+6

126

milka написал(а):

Не написано, какого века

Похоже на современный польский орден Белого Орла

0

127

Ещё немного об украшениях. В РОС часто на одежде героев (особенно мне запомнились круглый броши на плечах садовника из Каслтона) видны круглые броши. В Латвии их называют сактами (сакта). В средние века сакты были особенно популярны. Несколько фотографий и маленькая справка.

http://s61.radikal.ru/i174/0903/d4/44af54548598.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/0903/99/de340fa02490.jpg

Любимым украшением латышей всегда была сакта – медная, латунная или серебряная брошь, отделанная янтарём, недорогими камнями или шлифованными стёклами. Сакта, как говорили в народе, скрепляет дружбой семью, родню. Поэтому её дарили и дарят только близким людям. Сакту очень ценили, она была у любого латыша. Сакты были любых размеров, маленькой застёгивали ворот рубахи, большой скрепляли ”виллайне” – наплечное покрывало.

Формы сакт и традиции их ношения были неодинаковы в разных районах. На юге Курземе ”виллайне”скрепляли на плече так называемыми ”кучевЫми сактами” – набором сакт, наложенных одна на другую. В Латгалии ”виллайне” набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой.

Распространены были кованые сакты с выпуклостями наподобие пузырьков, украшенными гравировкой. Мелкие и крупные выпуклости на сакте образовывали цветочный узор или узор ”солнышко”. Популярны были сакты с подвесками, славились янтарные сакты: круглые, сердцеобразные и с подвесками из янтаря.

http://s50.radikal.ru/i129/0903/11/928b21126075.jpg

+5

128

А чем сакта отличается от фибулы? Это вариации одного, или разные приспособления?

0

129

Сакта обязательно круглой формы. Насколько мне известно, фибулы были не только круглые (ладьеобразной и змеевидной формы также и т.д.)

0

130

http://s59.radikal.ru/i164/0903/28/c44a4e4e8cf6.jpg

Сакта на национальной латышской кукле.

Отредактировано Vanessa (2009-03-16 22:30:32)

0

131

Одежда
В те времена не существовало какой-либо особой униформы для солдат в современном понимании этого слова. Таким образом, за исключением оружия и защитного вооружения, одежда солдата была такой же, как и у горожанина. Одежда состояла из следующих частей: брэ (нижнее белье), рубашки, шосс (штанов-чулок), дублета (то, к чему крепились шоссы), куртки, шляпы или капюшона и обуви. Так же присутствовали дополнительные аксессуары (ремень, сумка, нож).

Английская мода следовала французской и бургундской, но была несколько более "старомодной". Качество одежды зависело от того, был ли этот лучник простым рекрутом из крестьян или состоял в личной гвардии феодала. Собственные солдаты феодала находились на его обеспечении. Одежда или материалы на нее выдавались, как правило, дважды в год - на Рождество и Троицын день, хотя существовали и персональные подарки солдатам, которые могли быть куда более частыми.

Большинству феодалов было свойственно подчеркивать свое богатство и важность путем демонстрации значительного количества богато одетых слуг, которых он мог содержать. Большинство иллюстраций того периода демонстрируют хорошо вооруженную группу солдат. Пожалуй, некорректно судить по этим изображениям обо всех солдатах, однако источники свидетельствуют о том, что даже достаточно бедный воин был одет в добротную, долговечную одежду.

Доспехи
Большинство лучников в качестве основного средства защиты носили стеганку (gambeson). Она представляла собой куртку из нескольких слоев ткани, простеганных между собой, набитую паклей или другим подобным материалом. Стеганка 14-го века обычно была длиной до колен, с рукавами или без, простеганная вертикальными полосами. Иногда она была приталенная. К середине 15-го века стеганка укоротилась до середины бедер и в употребление вошла горизонтальная и диагональная простежка, что давало квадратный либо ромбический рисунок на поверхности стеганки.

Большинство стеганок было с рукавами, которые могли иногда отстегиваться. Из-за толщины стеганок дублеты часто не носились. Для поддержания штанов использовались специальные пояса из ткани. Стеганки могли носиться либо сами по себе, либо в комбинации с кольчугой. Кольчуга могла быть разной длины - от бедер до колена и носиться как на стеганку, так и под нее. К некоторым стеганкам 15-го века подшивался внутренний слой кольчуги и, изредка, роговых пластинок. Наличие толстой стеганки существенно улучшало защитные свойства кольчуги, в том числе, и против стрел.

В 15 веке, в связи со все большим распространением лат, толстые стеганки и кольчугу постепенно сменил новый вариант защиты - arming doublet. Он представлял из себя куртку, достаточно слабо набитую по сравнению с ранними стеганками. На нее нашивались куски кольчуги в тех местах, где не было латного прикрытия и на суставах (локтях, плечах). Кроме того, к этим курткам привязывались штаны. Наилучшие куртки имели подкладку из мягкого материала (шелка, льна и т.д.) и могли носиться без рубашки.
В 14 веке многие рыцари носили coat-of-plates - панцирь, состоящий из крупных металлических пластин, приклепанных изнутри к суконной или кожаной основе (т.н. "панцирь Висби"). Документальных свидетельств того, что лучники носили такой вид защиты, нет, однако в 15 веке они носили бригантину - более поздний вариант coat-of-plates. Изображения того времени часто показывают лучников, одетых в большое количество доспехов. Однако возможность стрельбы в полном доспехе с защитой рук, наплечниками и предличной защитой (бавигер) выглядит достаточно сомнительной. Скорее всего, реальное вооружение защищало корпус стрелка (кираса, бригантина) и вероятно, ноги.

Шлемы.
Для 14-го и начала 15-го веков наиболее распространенным был бацинет без забрала. Такие шлемы снабжались кольчужной бармицей. Помимо бацинета встречались сферо-конические шлемы, выполненные из одного куска металла или состоящие из находящих друг на друга металлических или роговых чешуек (сервильер). С середины 15-го века основным шлемом становится салад. Иногда с забралом.

Помимо этого, упоминаются различные шапки, подбитые рогом или кольчугой, хотя непонятно, как они выглядели.
Оружие. В качестве оружия для рукопашной, лучники имели кинжал, меч или тесак и баклер - маленький круглый щит. Англичане были знамениты фехтованием с использованием баклера вплоть до 17-го века. В течение битвы, когда становилось туго, лучники часто использовали все, что попадется под руку: колья, молотки, топоры, лопаты.
Знаки различия
Знаменитый английский Крест Св.Георгия впервые появился при Эдуарде I (1272—1307 )в качестве опознавательного знака английской армии. Кресты пришивались на верхнюю одежду либо были нарисованы на доспехах.

Согласно действовавшим законам, смертная казнь ждала любого вражеского бойца, пойманного носящим Крест. По указу Генриха V убийство одним англичанином другого англичанина во время войны не считалось преступлением, если последний не имел Креста на одежде или доспехе.

увеличить

увеличить

+3

132

Детская мода относительно молода – ей немногим более 200 лет. До этого времени детская одежда являлась, по сути, уменьшенной копией одежды для взрослых. А уж у младенцев и вовсе никакой одежды сначала не было.

В эпоху средневековья новорожденного ребенка было принято туго пеленать, что делало его похожим на маленькую мумию. При этом ноги бэби были вытянуты и буквально примотаны одна к другой, а руки – тоже выпрямленные – «прибинтованы» вплотную к бокам. Согласно тогдашним понятиям, это позволяло сформировать у ребенка прямые конечности. Кроме того, чадо, лишенное возможности двигаться, не могло нашкодить или причинить себе вред. Однако, пеленать младенца было принято не везде – например, в Ирландии это не практиковалось.

Когда ребенок уже мог самостоятельно передвигаться, его, независимо от пола, начинали наряжать в простые туники и длинные свободные платьица. Поскольку в этом возрасте дитя быстро росло, родители, особенно небогатые, не видели смысла в пошиве каких-то особых костюмов.

Вообще, считается, что средневековые родители относились к своим отпрыскам гораздо менее эмоционально, чем люди последующих эпох. Якобы это было вызвано высоким уровнем детской смертности: поскольку многие младенцы умирали в возрасте до 1 года, мама с папой не спешили к ним привязываться, чтобы потом, если что, философски перенести утрату. Несмотря на то, что это утверждение, пусть и в менее категоричном виде, часто встречается в статьях о средневековой культуре, вряд ли оно на 100% объективно отражает реальное положение вещей. В конце концов, для аграрного общества дети были очень важны – ведь им предстояло унаследовать имущество и землю родителей, стать их опорой в старости.

Тем не менее, надо признать, что в Средние Века отношение к малышам было далеко не таким сентиментальным, как сегодня – их стремились как можно скорее превратить в «больших». Интересно, что дети (исключая, конечно, младенца Христа) редко становились объектом художественного изображения: даже на картинах они выглядели как копии родителей в масштабе 1:3, не отличаясь ни костюмом, ни сложением. В жизни дети также были миниатюрными подобиями взрослых, поскольку уже с 7-9 лет (именно в этом возрасте они утрачивали детский статус) начинали одеваться как мужчины и женщины и следовать всем прихотям моды.
Начиная с 17 века ситуация постепенно стала меняться. Немалую роль здесь сыграли мнения прогрессивных мыслителей (Руссо и Локка), которые выступали за естественность и близость к природе. Младенцев перестали так плотно пеленать, у них появилась особая одежда – длинные платьица, рубашки, чепцы, переднички и прочие предметы туалета, украшенные, в зависимости от благосостояния родителей, набивным рисунком или вышивкой. В то время еще не было привычного для нас разделения по цветам: девочкам – розовое, мальчикам – голубое, оно возникло лишь в 19 столетии.

+2

133

И еще про одежку. Вот тут картинки и подробное достаточно описание одежды 11-14 век.
http://dio-eraclea.diary.ru/p38798490.htm
ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ XII — XIII вв.

На историю XII и XIII ст. наложили особый отпечаток, главным образом в Германии и Франции, рыцарство и куртуазная поэзия. Если в крестовых походах, внутренних междоусобицах и на турнирах выставлялась в выгодном свете мужская сила, то поэтически просветленный культ прекрасной дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные свойства натуры.

Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов. Если упражнения и подвиги на турнирах и охоте, в военных походах и междоусобицах, приключения и пирушки формировали чисто мужские черты характера, то занятия изящными искусствами — поэзией и игрой на струнных инструментах, а также куртуазное служение прекрасной даме смягчали слишком суровые нравы, способствовали выработке мягкой и любезной манеры держаться, а в особенности — нового, уважительного отношения к слабому полу, наложившего свой отпечаток на культуру этого времени. Женщина, возвысившаяся благодаря образованию, утонченная, полная достоинства, изящная, поэтически настроенная, — призвана повелевать. Рыцарь служит ей, носит ее знаки и цвета, совершает подвиги в ее честь. Рыцарская поэзия и нормы поведения, обязанные своим появлением южнофранцузским (провансальским) трубадурам, внесли утонченность в личные и общественные отношения, и на этой основе сформировался кодекс поведения. Все современные правила этикета, все представления о том, как держать себя достойно, как вести себя за столом, как ухаживать за телом и одеждой, — восходят к временам куртуазной культуры. Тогда же наполняются новым содержанием понятия женской и мужской красоты. Нет ничего удивительного в том, что с возвышением женщины и возникновением культа прекрасной дамы в корне изменились критерии мужских достоинств. Зрелая мужская сила, воинственный характер уже не вызывают прежнего восхищения; теперь считается «мужественной» тонкая, грациозная фигура молодого человека; идеалом становятся юноши Парсифаль и Тристан. Если военное снаряжение, предназначенное для битв и турниров (кольчуга, тяжелый шлем, меч), подчеркивало воинственно мужественный характер, то в одежде и облике рыцарей-миннезингеров мы обнаруживаем уподобление женскому типу: длинные кудри, безбородое лицо, верхнее платье до лодыжек.

Мужчины носили две одежды — одну поверх другой: верхняя, длинная и ш ирокая (suckenie или suggenie), была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды или сорочки. Носили также и другую верхнюю одежду (cotte) — с рукавами и поясом вокруг бедер, отделанным золотом. Вырез для шеи часто был украшен орнаментом по краю наподобие пояса, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек. Но только плащ мог наилучшим образом представить фигуру в целом. В продолжение всего Высокого средневековья (XII и XIII ст.) эту роль играл выкроенный в виде полукруга «плащ с замочком», получивший свое название благодаря украшению из дискообразных пластинок, сквозь отверстия которых продергивался шнур, удерживавший плащ на плечах. Длинные кудри украшали по праздникам обруч или венок ювелирной работы, либо венок из живых цветов. Это праздничное украшение (schapel) характерно для всего средневековья.

Женская одежда существенно не отличалась от мужской. Это также suckenie с более или менее широкими прорезями для рук или только простая одежда типа рубахи с высоко завязанным поясом, а поверх нее — широкий «плащ с замочком», отороченный мехом. Характер этой придворной моды гораздо более изыскан (в частности, и в покрое), чем раннесредневековой. Такая форма мужской и женской одежды в основном сохранялась и в начале XIV ст., но в зависимости от обстоятельств могла становиться или более широкой, или тесно прилегающей, из тонкой шелковой ткани или из плотной грубой шерсти. Верхняя одежда всадников или охотников (которую можно сравнить с более поздним упландом бургундской одежды) изготавливалась из более грубого материала, с разрезами для удобства верховой езды и с воротником-капюшоном. Охотничий наряд рыцаря дополняла высокая шляпа с полями, подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями (так называемая «шляпа с павлином»), и богато украшенные элегантные перчатки с отворотами. На поясе висели кошель с милостыней для раздачи бедным и меч. Основной женский головной убор представлял собой изящное сочетание широкого венца с полотняной повязкой, охватывающей голову и подбородок. Верхний край венца был украшен зубцами, как корона.

ДОСПЕХИ И ОРУЖИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. Уже римляне старались защитить солдат, в основном пеших, металлическими щитками, не сковывающими движений рук и бедер. В средние века сражались в основном в конном строю — как сомкнутыми массами кавалерии, так и в поединках. Снаряжение всадников или рыцарей — средства защиты и оружие, соответствовавшие уровню развития оружейного дела в целом, — постепенно изменяли свою форму и совершенствовались. До начала крестовых походов (1096 г.) в Германии, Франции, а также у нормандцев были в употреблении чешуйчатые панцири и панцири из колец. Железные чешуйки нашивали на доходящую до колен верхнюю одежду из кожи или ткани таким образом, чтобы они перекрывали друг друга внахлест, как черепица на кровле, металлические же кольца пришивались одно к другому. Такой панцирь мог защищать также ноги и голову до подбородка, как, например, у нормандских воинов, изображенных на ковре из г.Байи (ок. 1066 г. — года завоевания Англии нормандцами).

Существовало две разновидности шлема: в виде полусферы, плотно, как шапка, прилегающей к голове {шлем с застежкой), и в виде остроконечного конуса, окованного железом (шлем с острием, остроконечный шлем). Оба шлема имели спереди вертикальную полоску (nasale), защищавшую лицо. В XII ст. произошли коренные изменения: появилась кольчуга. Теперь тонкие железные кольца стали вплетать одно в другое и склепывать так, чтобы они образовывали плотную, эластичную сетку, благодаря чему отпала необходимость в подложке из ткани. Особенностью кольчуги являлись закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки (они соединялись сзади шнуром); сверху она закрывала плечи, затылок и голову наподобие капюшона, оставляя открытой только верхнюю часть лица. В это же время появилась и новая форма шлема — цилиндрический «шлем-горшок» с двумя смотровыми щелями, который надевался поверх кольчужного капюшона. Этот шлем закрывал всю голову, но был неудобен — сидел неплотно и служил недостаточной защитой в сражениях с пехотой и легкой кавалерией. Несмотря на это, он сохранялся еще в XIV в., в частности, в измененной форме (Stechhelm) — для турниров. Поверх кольчуги рыцарь носил широкую верхнюю одежду без рукавов («камзол с гербами»), демонстрировавшую цвета и гербы рыцаря или его сеньора. Подобные же знаки украшали и попону лошади, служившей рыцарю в битве или на турнире.

В таком снаряжении, которое в основном сохранило свой вид и в XIII в., рыцарь выглядел блистательно. В XIV ст. коренным изменениям, произошедшим в одежде, сопутствовало и полное преобразование рыцарского снаряжения. Вместе с тем на его форму повлияла и возросшая потребность в защите. Новая тенденция в середине XIV ст. в основном заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать мужскую одежду; соответственно изменялась и форма доспехов. Прежде всего стали короче кольчуга и «камзол с гербами», затем они были сужены вокруг груди и бедер, а на талии появилась втяжка, как на обычной верхней одежде. Но из-за увеличившегося натяжения кольчуга стала менее прочной, поэтому надевавшийся поверх нее «камзол с гербами» потребовалось заменить кожаным колетом, зашнурованным спереди и плотно прилегающим к бедрам (в Германии он получил название «Lendnеr», от Lende — нем. бедро). В это же время кольчуга была усилена: сначала железными пластинами на плечах, потом дисками на локтях и подмышками, затем полосками для защиты рук сзади; к этому добавились железные перчатки и обувь. Все эти защитные элементы накладывались различными способами на плечевые, локтевые и коленные суставы.

Шлем приобрел более рациональную форму после того, как кольчуга в конце XIV ст. лишилась части, закрывавшей голову воина. Прежний высокий овальный железный шлем принял теперь форму чаши — характерную форму шлема всадника времен поздней готики (XV ст.): плоский колпак со смотровой щелью или высоко поднимающимся забралом заканчивается сзади сегментом, нередко вытянутым в длину, который служит для защиты затылка. Кроме того, нижняя часть лица теперь защищена крепко привинченным к панцирю на груди «набородником» — пластиной, закрывающей подбородок. Мы не будем останавливаться на дальнейшем развитии отдельных элементов рыцарского снаряжения (шлемов и др.), доходившем до создания порой фантастических форм и украшений, и обратимся к важнейшему новшеству в этой области — пластинчатому панцирю, получившему название «рак». Пластины и диски, усиливавшие кольчугу, уже в конце XIV ст. были перенесены на кожаный ленднер: сначала на грудь, спину и бедра накладывали подвижные полоски, потом на груди и спине их сменили толстые изогнутые или выкованные по форме тела пластины, которые соединялись на боках, а ниже пояса спереди — похожий на юбку железный передник. Из этих элементов в конечном счете и образовался пластинчатый панцирь, который заключал все тело в тесно прилегающую, подогнанную к каждому суставу оболочку из подвижных пластин. Для защиты подбородка и шеи на боковых стенках шлема был укреплен набородник. Кольчуга и ленднер уступили место пластинчатому панцирю. Но это технически совершенное снаряжение, которое выходило из рук оружейников и полировщиков блестящим, художественно исполненным и украшенным, не выполняло своего основного назначения — защищать от нового вида оружия — огнестрельного. И вот с конца XV ст. и далее в XVI ст. эти доспехи продолжают свою жизнь главным образом в княжеских оружейных палатах или как позднерыцарское праздничное убранство на турнирах
Перая половина 12 века Долматика
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/cotte/dalmatic-01.jpg
М.Н. Мерцалова: Средневековая одежда, которую одевали поверх котт. Мужское сюрко было коротким, женское - длинным. Цельнокроеные платья, с рукавами как длинными, так и короткими, а то и вовсе без рукавов, но с глубокими вырезами по бокам.

Р.В. Захаржевская: Королевское платье дополнялось сюркотом - верхним платьем без рукавов, отделанным шкурками горностая (королевским мехом). Сюркот - одежда, обязательная в торжественных случаях (на выходах, турнирах); она свободно ниспадала с плеч и плавно прилегала к торсу. Сюркот мог быть и со свободными рукавами, свисавшими как два плаща с обоих плеч. В конце XIV века сюркот будет означать верхнюю мужскую одежду, надетую на узкое платье котарди. Будучи одеждой привилегированных лиц, сюркот делался из дорогих тканей - тонкого сукна, парчи, шелка, бархата.
Сюркот исчезает с появлением гупелянда, который в свою очередь закончит свое существование в XVI веке

Н.М. Каминская: В XIII веке появляется сюрко, сшитое по бокам, с глубокими проймами. Сюрко носится поверх котт, откуда произошел и сам термин.

Джоан Нанн: Первоначально это была простая накидка на доспехи (наподобие кольчужного жилета) - прямоугольный кусок тканис отверстием для головы. Плащ, который носили рыцари поверх лат, стал частью обычной одежды, преобразившейся в тунику для рукавов, достигавшую колен или лодыжек, в проймами, достаточно широкими для того, чтобы вместить рукава котты, она могла иметь разрезы спереди или сзади и носилась как с поясом, так и без. Позже, по-видимому, приделали рукава, и она стала выглядеть как платье. Обычай носить один предмет поверх другого или несколько одновременно и отстегивающиеся рукава затрудняют идентефикацию видов одежды.
В XIV веке женское сюрко, отличается от мужского: оно имеет глубокий вырез горловины и широкие разрезы по бокам от плеча до бедра, сквозь которые была видна нижняя одежда. Богачи оторачивали вырезы мехом, а на груди шла низкая кокетка или пластрон из меха, богато декорированный, "плакард". Некоторые сюрко без боковых швов висели свободно, другие тесно прилегали, но самые великолепные были очень длинными спереди и сзади, и носивший их должен был приподнимать подол при ходьбе, демонстрируюя подкладку из контрастной ткани или меха. Такую одежду носили со второй половины XIV в. до начала XV в. по торжественным случаям до 1525 г.

Вольфганг Брун и Макс Тильке: мужчины носили две одежды - одну поверх дургой: верхняя, длинная и широкая (suckenie или suggenie) была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом. (думаю, все-таки имеется ввиду немецкий аналог сюркот)

Взято с иностранного сайта, (урл которого не смогла восстановить за давностью инфы): 9th to 14th century tunic worn by both sexes, starting as a rectangular piece of fabric having a slit at the top for the head and slits for the sleeves. Then becoming the T-tunic which may have had wide sleeves at the wrist. Later, it became more shaped and eventually cut away to become the sideless surcote, then the super-cotehardie.

Авторский перевод: с 9 по 14-е столетие, туника, носившаяся без различия пола. Сначала выглядела как прямоугольный кусок ткани, имеющий разрез сверху для головы и разрезы для рукавов. Затем она стала T-образной туникой, рукава которой в запястье возможно были широкими. Позже, она стала более оформленной и вероятно обрезалась, чтобы стать безрукавным surcote, а затем super-cotehardie.
безрукавное женское сюрко
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-02.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-1244.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-1333.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-1350.gif
Мужское, безрукавное сюрко
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-01.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-06.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-04.gif
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/surcot/pattern-surcot-05.gif
М.Н. Мерцалова: Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими рукавами или без рукавов. Женское блио имело несколько форм - типа далматики (Dalmaticca (лат.) - верхняя узкая одежда с рукавами длиной до колен или несколько ниже. В Западной Европе была распространенна в эпоху Каролингов (8 - 9 в.в.): …стольники одевались в далматики наподобие дьяконов, прислуживающих при богослужениях, но только были подпоясаны… (Р.М. Кирсанова)), длинное, с расширенными к низу рукавами, и с очень широкими рукавами из гофрированной ткани.

Р.В. Захаржевская толком ничего не говорит об этой, в общем-то характерной части костюма.

Н.М. Каминская: глухая накладная одежда с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина достигает линии коленей - середины икр. Рукава блио цельнокроенные узкие с воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней части просматривается нижняя туника, яркая и контрастная по цвету. Женское блио от мужского отличается своей длиной до пола. Боковые разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии.

Джоан Нанн информация отсутствует, т.к. о раннем средневековье в той книге, что есть у меня, она не пишет.

Мишель Пастуро: Это шерстяное или шёлковое платье с глубоким вырезом, одевавшиеся через голову, с полудлинными и очень объёмными рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Различали два вида: обычное блио - простая туника до середины икры, и сложное, появившееся в к.12 в. и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам.

Вольфганг Брун и Макс Тильке в описаниях присутствует "блуза" и ее аналог 11 века, по-видимому, являвшийся германским вариантом блио: "Примерно с 1050 г. знатные люди начинают наряду с короткой блузой носить одеяние, доходящее до середины икр, со втяжкой на бедрах и складками на полах."
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/bliaud/pattern-bliaud-000.gif

+5

134

Р.В. Захаржевская: Пурпуэн (гамбуаз, или гамбизон) - простеганная с тряпками и льняными очесами куртка (в нашей театральной терминологии - дублет, колет, камзол) с искусственно выпуклой грудью, узкой талией и узкими рукавами. Пурпуэн, плотно обтягивающий стан, выгибал грудь и расширял плечи своего владельца, делал талию его по-девичьи тонкой. По мере обуживания пурпуэн укорачивался, и этот процесс, как всегда в любой моде, двигающийся поступательно, привел к тому, что штаны-чулки, достигнув предельной длины до середины бедра, оказались открытыми.

М.Н. Мерцалова: Пурпуэн - в эпоху средневековья стеганная на вате одежда, надеваемая под воинские доспехи. В XII веке покрой ее соответсвовал конструкции лат. Однако уже в 1340 году пурпуэн становится верхней светской одеждой, и покрой его несколько видоизменяется. В последующее время - вторая половина XIV, XV и XVIвека - появляется ряд новых видов пурпуэна, но характерной особенностью его покроя остается отрезной лиф, облегающий фигуру, и баска - от широкой, заложенной кругом крупными складками, до узкой, состоящей из отдельных трапециевидных деталей.
Джуббоне / Giubbone - Верхняя мужская итальянская одежда в XVI веке. По назначению она соответствовала французскому пурпуэну, английскому джеркину, испанскому хубону, немецкому вамсу.

Джоан Нанн: Из военной одежды в гражданскую перешел "гибон" (1290-1400), надевавшийся на рубашку и произошедший от короткой кожаной или стеганой куртки "гамбизон", которую носили под доспехами, чтобы избежать раздражения кожи. Гражданская одежда также простегивалась или подбивалась мехом, она могла быть с рукавами, которые ко второй половине XIV века укоротились и стали достигать запястья, а не колен, или без рукавов; к концу того же века она стала называться дублет (род камзола), название возникло во Франции.
http://www.cross-roads.ru/dress-history/photo/pourpoint/pattern-pourpoint-01.gif

Отредактировано Greamreaper (2009-12-03 19:53:34)

+5

135

Сайт с выкройками средневековой одежды.
http://www.monacensis.de/tipps/gewand/C … ex_Manesse
http://www.monacensis.de/tipps/gewand/D … auengewand

Отредактировано Greamreaper (2009-05-14 16:19:42)

+3

136

Журнал "Цейтхаус"
http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/index.html

Мужские прически и головные уборы, западная Европа 12 -15 веков

http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/004.gif

Мужская обувь и перчатки, западная Европа 12 -15 веков
http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/005.gif

Мужские плащи западная Европа 12 -15 веков
http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/006.gif

Мужская верхняя одежда , западная Европа 13 век
http://gorod.crimea.edu/librari/ceithouse/013.gif

+8

137

История костюма - ссылки.

--

+6

138

Еще костюмы.
Времен первого Крестового похода.

http://s58.radikal.ru/i162/0905/8a/04186080ed68t.jpg

+4

139

Мужская (слева) и женская (справа) туника 10 век
http://theater.siteedit.ru/images/schnitt_um_1000.jpg
Женская одежда 12 в.
http://theater.siteedit.ru/images/frauengewand12.jpg
http://theater.siteedit.ru/images/franz12.jpg
Мужская и женская одежда 13 век.
http://theater.siteedit.ru/images/muzhskoy_13.jpg
http://theater.siteedit.ru/images/frauengewand13.jpg

+3

140

Германские девушки с косами (раскрашено вручную  ;)  )
Середина XII века.
http://s44.radikal.ru/i103/0905/8b/834477813f94t.jpg

+6

141

Имитация средневековых украшений, которые изготавливали в Латвии (в районах Латгале и Видземе)

http://s44.radikal.ru/i106/0906/8e/9a93ad711c25.jpg

http://i053.radikal.ru/0906/b7/112c42e6540d.jpg

Фибулы.

http://i020.radikal.ru/0906/d5/0a5141424f92.jpg

Отредактировано Vanessa (2009-06-07 16:51:45)

+5

142

http://s44.radikal.ru/i106/0906/cc/5fc88c3bcd05.jpg

http://s59.radikal.ru/i165/0906/53/1f0c10c772a8.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/0906/47/b721d6ecd640.jpg

Отредактировано Vanessa (2009-06-08 10:09:32)

+4

143

Приблизительно так выглядели иголки для шитья в средние века.

http://i027.radikal.ru/0906/43/24091449a8b1.jpg

+5

144

У портного (рисунок)
http://i048.radikal.ru/0906/9a/79cbec81aa7bt.jpg

+4

145

Что - то давно никто ничего не постил в эту тему....
Обувь из коллекции Британского музея (1200 - 1400 г.г).
Кошели и поясная сумка - реконструкция.

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано Marion (2009-07-05 15:47:54)

+3

146

И еще две поясные сумки, в которые без сомнения поместятся и свитки и кинжалы.

увеличить

увеличить

+2

147

Marion, спасибо.

Marion написал(а):

И еще две поясные сумки, в которые без сомнения поместятся и свитки и кинжалы.

Эмм, первая сумочка выглядит уж как то очень "современно"... а это какой век примерно, не в курсе?

Отредактировано Lessya (2009-07-06 22:17:57)

0

148

Lessya
Не за что.
Век обозначен там не был. Но , думаю, где - то 13  -14й.

Lessya написал(а):

Эмм, первая сумочка выглядит уж как то очень "современно".

Так ведь сие - новодел. Не поизносилась еще :)

Отредактировано Marion (2009-07-06 23:26:00)

0

149

Хехе  http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif  , я не это имела ввиду, а замочек навороченный, да заклепочки почти современные :). Ну, да ладно - новодел, так новодел...

0

150

Замочек там, кстати, тоже реконструкция. Тоже не поизносился :)  потому так и выглядит.

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары