SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Женщины, дети, семья в средние века>>

Сообщений 151 страница 180 из 193

151

milka написал(а):

От 1,5 до 24 часов, а иногда (ой, мама!) и больше.

Знаю. :) Просто я там среднюю цифру привела.

milka написал(а):

И бывают роды почти без боли, это которые быстрые.

Про то, что не больно, слышала. Но моя мама, рожавшая ударно скоростными темпами, говорила, что больно ей было, и еще как. Наверное, всё как всегда индивидуально, плюс сопутствующие условия вроде того, какой медперсонал и т.д.?

milka написал(а):

и еще дулу

О, мне попадалось название даура/даула, но в связи с модой на Западе на такое вот, а не по поводу Израиля. А те, что в Израиле, - это вроде профессиональных психологов, которые помогают роженице, или нет?

Отредактировано Alga (2010-10-22 18:48:23)

0

152

иннета написал(а):

Святая Эбба, настоятельница Колдрингемского монастыря в Шотландии, отрезала себе нос и убеждала сестер-монахинь последовать ее примеру, дабы их красота не манила датчан-язычников.

УЖОС!!! Датчане, видать, приняли их за демонов ада...    http://s15.rimg.info/05fd3159ec4130d5e74be3d911cc46c9.gif

0

153

Женщина, любовь и брак во Франции

http://s002.radikal.ru/i199/1011/63/ac5bcfb2a932.gif

Выходец из старинного дворянского рода, побочный сын знаменитого солдата удачи Бернара де Ла Салля, служившего многим господам, Антуан де ла Саль - был живым воплощением рыцаря эпохи позднего феодализма.
Вряд ли Антуан де ла Саль, когда писал «Маленького Жана де Сентре», единственной своей целью ставил высмеять тщеславие и нелепость странствующих рыцарей. Еще в большей степени его книга представляется обвинительной речью против женского двоедушия, воплощенного в даме де Бель-Кузин, которая обманывает чересчур доверчивого рыцаря.
На смиренную и почтительную любовь, с какой относится к ней Сентре, готовый на любые испытания, лишь бы угодить ей, она отвечает самым низким предательством и в конце концов благородным и бескорыстным чувствам, кои питал к ней верный рыцарь, предпочла земные и весомые наслаждения, какие доставлял ей Дамп Аббат.

В самом деле, похоже, что идеализация женщины и женоненавистничество были теми двумя полюсами, между которыми колебался средневековый ум с тех самых пор, как в XII в. трубадуры создали новый стиль любовных отношений, превратив любовь в подобие религии, где место обрядов заняли правила куртуазности.

Конец Средневековья вносит в эту эстетику любви экзальтацию и утонченность, которыми отныне будут проникнуты все ее нравственные и интеллектуальные проявления.
Куртуазный и романтический вымысел пытается слиться — по крайней мере, если речь идет о высших классах общества — с реальной жизнью. Тему рыцаря, жаждущего обрести славу ради любви дамы, нельзя назвать новой, но в рыцарском идеале того времени она занимает главенствующее место, и вскоре подвиг начинают воспринимать лишь как доказательство любви.

Lady Under The Safeguard Of Knighthood-13th Century

http://s002.radikal.ru/i197/1011/9d/f7ace7d51eed.jpg

«Мало кто из благородных людей достиг высшей доблести и снискал добрую славу, не будучи влюблен в даму или девицу», — говорит отец Жака де Лалена сыну, который отправляется к клевскому двору показать свою храбрость.
Маршал Бусико дает нам типичный пример этого взаимного наложения вымысла и реальности.
«Ради любви он сделался отважным, щедрым и возвысился»
, — пишет о нем Кристина Пизанская, а его биограф показывает нам его на турнире «красивым, богато одетым, на добром коне и в хорошей компании... а получив нежный взгляд своей дамы, так, с копьем наперевес, пришпоривал боевого коня, что всех, встретившихся на его пути, повергал наземь».

На весь женский пол ложился отсвет того уважения, которое он питал к своей даме, ибо «всем служил, всех почитал ради любви к одной из них».
Именно для того, чтобы «защищать неправедно притесняемых женщин», он и учредил в 1399 г., вместе с двенадцатью другими рыцарями, орден Белой дамы на Зеленом поле.
С тем же намерением был год спустя учрежден и знаменитый «суд любви», созданный герцогом Бургундским Филиппом Храбрым.

Филипп Храбрый (1342-1404)

http://s013.radikal.ru/i323/1011/47/17f4865bd307.jpg

Чем занимался суд любви?
В уставе было сказано, что он был учрежден «при условии, в силу и под охраной весьма похвальных добродетелей, а именно смирения и верности, во славу, хвалу, назидание и служение всем дамам и девицам».
Но следует отметить, что ни одна женщина в него не входила.
Каждый год в день Св. Валентина (14 февраля) устраивалось пленарное заседание суда.
После мессы, которую служили в церкви Св. Екатерины в Валь-дез-Эколье, князь с министрами и прочими сановниками садились за стол. Там читали баллады, сирвенты и песни, — но на этот раз в присутствии дам, которые служили судьями.
Устав суда предусматривал, что тот, кто сочинит нечто «к бесчестью, с упреком или порицанием женскому полу, будет изгнан из всех приятных собраний дам и девиц».
Его герб будет стерт в зале заседаний, где он был изображен рядом с гербами его собратьев; его щит будет окрашен в пепельный цвет, и его станут почитать «бесчестным человеком».

http://s003.radikal.ru/i203/1011/fb/96a56bddf7fd.jpg

Отчетливое противоречие выявляет частная жизнь некоторых сановников суда любви: Рено д'Азенкура преследуют за попытку похищения вдовы торговца;
граф Тоннерра, Луи де Шалон, разводится со своей женой, чтобы жениться на даме, принадлежавшей к бургундскому двору и похищенной им...
Правила куртуазной игры теряют всякое значение, как только мы выходим из-под влияния атмосферы жеманства и возвращаемся к повседневной жизни.
«В грех похоти, — говорит Жак дю Клерк, — особенно часто впадали принцы и женатые люди; и самым приятным человеком считался тот, кто мог одновременно иметь и обманывать больше женщин».
Пример подавали сверху, и французский двор в первые годы царствования Карла VI превратился в двор «Госпожи Венеры».
Филипп Добрый, хотя его девиз и утверждал, что «Другой у меня не будет», содержал одновременно нескольких любовниц «и имел целую толпу незаконных сыновей и дочерей».
Мы могли бы привести бесчисленное множество примеров дворян или богатых горожан, живущих в незаконном сожительстве.
Куда же подевались несгибаемая верность и безраздельная преданность даме, составляющие самую сердцевину куртуазной доктрины?
Женщина утрачивает ореол, которым окружили ее поэты, она спускается со своего пьедестала, чтобы вернуться в мир, где чувственная и сексуальная жизнь отличаются удивительной свободой выражения и нравов.

Таким образом, параллельно с куртуазной литературой, «галльское» вдохновение питает по меньшей мере в течение трех веков другие литературные произведения, главной темой которых становятся искушения плоти, а главным содержанием — поношение женщины.
В царствование Карла VI и Карла VII эта волна вдохновения породила два равно характерных, хотя и весьма неравноценных произведения: «Пятнадцать радостей брака» и «Сто новых новелл»

http://s002.radikal.ru/i199/1011/63/ac5bcfb2a932.gif

«Сто новых новелл» представляют собой сборник рассказов.
Сквозь причудливое и порой изобретательное развитие интриги в различных эпизодах просвечивает все тот же неизменный сюжет: сотня способов для жены обмануть мужа, для мужчины — добиться благосклонности своей красавицы.
Никакой тонкости чувств: любовь, о которой здесь идет речь, немедленно переходит «к делу», и во время венчающего ее любовного поединка пользуются иным оружием, чем оружие риторики и поэзии. В этих приключениях большую роль играют священники и монахи, одни слишком пристально интересуются спасением души своих прихожанок, другие взимают натурой десятину с приходящих к ним грешниц.
Вывод, который можно сделать из всех этих анекдотов, — честных женщин не существует, и эпитеты «добрая и разумная», «любезная и милосердная» всегда употребляются в насмешку. Наиболее мудрой считается та из женщин, которая лучше всех сумеет вскользнуть из-под надзора ревнивого мужа или, против всякой очевидности, убедить его в том, что поведение ее безупречно.

Границы куртуазной и иной любви и в самом деле были предельно размытыми.
Автор «Маленького Жана де Сентре» предоставляет нам постоянно сомневаться в природе отношений между госпожой де Бель-Кузин и ее рыцарем, которому она дала ключ от своей комнаты.
Двусмысленность заходит еще дальше в исповеди дамы, обвиненной в преступных отношениях с неким сеньором:
«Клянусь тем, что сейчас приму (Святым Причастием) и осуждением собственной души, он ни о чем меня не просил и делал со мной низостей не более, чем зачавший меня отец; я не говорю, будто он не спал в моей постели, но в этом не было ничего плохого, и ни одной дурной мысли у нас не было...»
И потому, если, как в любую другую эпоху, и происходили любовные драмы, в те времена для преступницы нередко находились смягчающие обстоятельства: рыцарь де ла Тур Ландри приводит своим дочерям в пример трех женщин, две из которых были осуждены бесповоротно за то, что имели слишком много платьев или раскрашивали себе лицо, а что касается третьей, «которая несколько раз спала с оруженосцем» — раз десять или двенадцать, уточняет он, — то она отправилась в чистилище.
Правда, дама эта исповедовалась в, своих грехах, «потому что если бы она не исповедовалась как следует, она была бы осуждена».

Фреска 1303 г.

http://s014.radikal.ru/i329/1011/73/86c9791deda0.jpg

К мужской неверности относились еще более снисходительно, — должно быть, потому, что авторы наши были мужчинами...
Среди «заповедей» для женщин «Парижский хозяин» после благочестия, целомудрия, любви и послушания мужу называет искусство «мягко образумливать того, если он пытается шалить...», и де ла Тур Ландри рассказывает нам поучительную историю женщины, которая, зная об изменах мужа, далеко заходила в своем смирении, потому что, «когда он возвращался после своих шалостей, он находил зажженную свечу, воду и чистое полотенце... и, когда он возвращался, она ничего не говорила, только просила его вымыть руки».
Ее кротость в конце концов подействовала на мужа, который перестал грешить и, — заключает рыцарь, — «вот вам хороший пример того, как любезностью и послушанием можно лучше наказать и обезоружить своего господина и повелителя, чем грубостью и суровостью». И все же он соглашается с тем, что муж не должен слишком сердиться на жену за то, что она ревнует, «ибо мудрец сказал, что ревность придает терпкость любви, и я думаю, что он прав».

Noble Ladies. 14th century

http://s004.radikal.ru/i207/1011/1d/e85457df4f24.jpg

Но авторы, и тот и другой, придают огромное значение внешнему виду женщины или молодой девушки.
Они не должны делать ничего такого, что притягивало бы к ним внимание, избегать всего, что могло бы показаться вызывающим или хотя бы слишком привле¬кательным. Рыцарь рассказывает дочерям, что в молодости он едва не женился в первый раз на благородной девице, но, найдя ее слишком приветливой, отказался от своего намерения.
По улице женщина должна идти «держа голову прямо, недвижно опустив веки, и видеть прямо перед собой четыре туазы дороги, и не глядеть и не бросать взглядов ни на мужчин ни на женщин, хоть налево, хоть направо».
А в церкви, она не должна поглядывать влево-вправо, «вертя головой, словно ласочка».
Наконец, непрестанно храня подобающее ее званию достоинство, женщина должна пренебрегать непомерными требованиями моды". Конечно, нельзя от нее требовать, чтобы она хранила верность отжившим модам, — надо жить в своем веке и не отставать от других, — «но благоразумные женщины должны отступать так далеко, как только могут, и брать на себя скорее меньше, чем больше».

Noble Ladies and Their Children-14th Century

http://s009.radikal.ru/i308/1011/18/b1707097a1fe.jpg

Куртуазностъ и эстетика любви. Суд любви. Женоненавистничество.
«Пятнадцать радостей брака». Воспитание девиц. «Книга рыцаря де ла Тур Ландри».
Источник:
Марселен Дефурно
Повседневная жизнь в эпоху Жанны Д'Арк
http://io.ua/s35378

+8

154

Alga написал(а):

Наверное, всё как всегда индивидуально, плюс сопутствующие условия вроде того, какой медперсонал и т.д.?

Да, конечно, это индивидуально. Зависит от болевого порога и общего настроя на роды. Ну и от персонала и медицинских показаний. Если ребенок неправильно лежит, то и рожать больней. Или если он крупный. Да от кучи причин.
Рожать больно, но вообще не смертельно. Умирали и умирают не от боли, а от осложнений. :(

Alga написал(а):

О, мне попадалось название даура/даула, но в связи с модой на Западе на такое вот, а не по поводу Израиля. А те, что в Израиле, - это вроде профессиональных психологов, которые помогают роженице, или нет?

Наверняка, это одно и то же. Вот что говорит Википедия:

Дула или Доула (др.-греч. δούλη) — специалист по сопровождению родов. В ее функции входит помощь роженице и ее семье, начиная с периода беременности, во время родов и в первые дни после рождения ребенка.

Дула не заменяет собой ни врача, ни акушерку. Ее задача заключается в облегчении родовых страданий при помощи естественных средств, таких, как шиацу, рефлексология, ароматерапия, правильное дыхание, бальнеотерапия, иглоукалывание, массаж, а также методов аутотренинга, а иногда даже гипноза.

Поскольку дула — это новая профессия, по поводу круга обязанностей дулы пока не сложилось общепринятых международных критериев.

В Израиле эту профессию учат на спецкурсах. И рожать с дулой классно! Поддержка очень нужна, но не всегда семья дает именно то, что нужно. Волнуются сильно, и вместо того, чтоб успокоить, вводят в еще  больший напряг. А тут тетка, это ее работа. Она доброжелательна, знает как будет лучше, знает, что сказать и сделать. Вообще, в средние века должны были быть такие тетки, или повитухи соединяли в себе умение принять роды и поработать дулой. Древностью веет от этой профессии. :) Ну, конечно, тогда не было всяких шиацу и иглоукалывания, но и без них прекрасно можно родить.

Marion написал(а):

Есть еще такой момент - если женщина кричит от боли, все идет быстрее и не так больно.

Не совсем так. Просто когда кричишь, освобождаешься и кажется, что не больно. И еще это рефлекс. Вот ударилась допустим, больно, и вскрикиваешь. И как бы легче становится.

+1

155

ОБРАЗ ЗНАТНОЙ ЖЕНЩИНЫ XII-XIII вв.

Негативный образ женщины был создан средневековьем в сответствии с традицией жесткой субординации между мужчиной и женщиной. В Своде Грациана(широко известный североитальянский юрист) женщина трактовалась как существо низшее и зависимое от мужчины. Поскольку она не была создана по образу Бога, то, следовательно, не была способна действовать самостоятельно, не обладала властным авторитетом и правоспособностью как мужчина.
Сотворенный по образу и подобию Бога, мужчина изначально обладал гарантиями более высокого статуса и превосходства над женским началом. Женщина же, напротив, оставалась незащищенной, ее положение в обществе определялось исключительно посредством ограничений и запретов. Социальная активность женщины ограничивалась властью мужчины, которому она была обязана служить по установлениям канонического права. Женщина "не может учить, выступать свидетелем в суде и гарантом в сделках, она не имеет права заседать в суде..."(по: Bonnie S. Anderson, Judith P. Zinsser. A History of their own)

Кристина Пизанская

http://s011.radikal.ru/i315/1011/01/54a195c09ccd.jpg

Современница Столетней войны, одна из первых сторонниц женского равноправия Кристина Пизанская неоднократно обращается к примерам XII-XIII вв., разъясняя наиболее типичные заблуждения по поводу женской природы, выявляя истоки антифеминизма как в прошлом, так и в современности.
Ее "Книга "О граде женском" является результатом переосмысления традиционного толкования соотношения полов и роли женщины в социальной среде. Рассуждая о сотворении женщины, писательница критикует антифеминистскую по сути церковную идеологию предыдущих столетий.
Кристина обращается к проблеме творения: образ Бога запечатлен не в теле, а в душе человека, и "Бог сотворил совершенно одинаковые, равно благие и благородные души для мужского и женского тела "
(Кристина Пизанская. Книга о "Граде женском" // Пятнадцать радостей брака)
Участница Судов Любви и куртуазных прений, Кристина Пизанская опровергает религиозные основы женоненавистнической практики.
Она видит причины нападок на женщин, с одной стороны, в добрых намерениях служителей церкви, поступающих так, чтобы отвратить заблудших мужчин от падших женщин, с другой, - в недостатках и изъянах самих мужчин, которые путем агрессии в адрес женщин пытаются скрыть собственные комплексы.

Иллюстрация к «Книге о Граде женском». Рукопись XV века. Париж, Национальная библиотека Франции

http://s008.radikal.ru/i306/1011/09/4da7853125f2.jpg

Ж.Дюби в статье "Матрона и незамужняя женщина" выделяет наиболее типичные черты статуса знатной дамы: происхождение, нравственность, красота, равный брак. Ведущее место среди этих качеств занимает "титул рода".
Власть и богатство,основные атрибуты дворянства, гарантировали женщине этого круга почтительное отношение со стороны общества и возможность активно влиять на окружающих.
Однако не каждая знатная женщина могла подобно Алиеноре Аквитанской участвовать в крестовом походе, управлять королевством на правах регента и опекуна, возглавлять восстание против собственного мужа, устраивать браки детей.
Полнота привилегий женщины зависела от той ступеньки феодальной иерархии, которую занимал ее муж, отец или сын.

http://s015.radikal.ru/i330/1011/d9/7bc3c45f6a4b.gif

Дочь Вильгельма Завоевателя - Адель не признала действия супруга достойными чести их семьи, обвинила его в трусости и требовала до конца исполнить религиозный долг крестоносца, так как Стефан, будучи участником первого крестового похода, покинул военный лагерь.
После чего реальной угрозой для семьи Стефана Шартрского стало отлучение папы Урбана II и осуждение со стороны общества. Защищая престиж семьи, Адель настойчиво убеждала мужа вернуться в Святую Землю.
По словам Ордерика Виталия:"Она говорила ему:"Вспомни о рвении, которым ты был известен в молодости, и возьми оружие славного рыцарства ради спасения многих, так, чтобы во всем мире возликовали христиане..." .
"Спасение многих" обернулось бы спасением семьи, спасением престижа наследников, спасением авторитета самой Адели.
И только гибель Стефана в одной из последующих крестоносных экспедиций полностью оправдала его род в глазах современников.

Конфликт одной из самых блестящих супружеских пар в Западной Европе XII в. ярко иллюстрирует возможность влияния знатной женщины в вопросах морали, долга, родовой чести.
Адель, защищая авторитет семьи, собственный статус, вступает в противоречие с мужем и, более того, оказывает решающее влияние на его окончательный выбор. Графиня Шартрская придерживается общепринятых взглядов на долг крестоносца, защищает принципы официальной идеологии.
На основе анализа материалов исторических хроник, приводится широкий спектр данных о деятельности графини после смерти мужа. Поступки графини подтверждают широту ее влияния в феодальной Европе XII в.: она вступает в конфликт с епископом Ивом Шартрским и выигрывает судебную тяжбу, пытается урегулировать конфликт английской короны и Ансельма Кентерберийского, ведет переписку с признанными авторитетами католического мира. Она разрушает общепринятые представления о способностях женщины.

http://s015.radikal.ru/i330/1011/d9/7bc3c45f6a4b.gif

В Своде канонического права при характеристике брака и сексуальных отношений по значимости Грациан помещает понятия: Верность, Плодовитость, Таинство. Это три основания хорошего брака.
Брак, построенный на этих принципах, достоин прощения в День Страшного Суда.
В Своде Грациана устанавливаются основные принципы сексуальной жизни: воздержание и бесстрастность.
"В супружеском сексе одобряется воздержанность и вызывает отвращение супружеская измена, противоестественное совокупление или же избыток страсти..." (по: Bonnie S. Anderson, Judith P. Zinsser).
Такое представление о браке закономерно приводило к противоречиям в семейном положении женщины.
Порицались как страстность и чувственность в браке, так и отказ от супружеских обязанностей.  %-)

Супружеская пара на средневековой миниатюре (15в.)

http://s011.radikal.ru/i315/1011/03/40536c7767cd.jpg

Примером экстремального, крайнего понимания супружеского долга может служить история супружеских отношений графа Балдуина VI Фландрского(Duby G. What do we Know about Love in Twefth-Century France)
Противоречивость и странность поведения знатной супружеской пары состояли не в том, что молодожены, вступив в брак, сохраняли целомудрие. Супруга графа Мария после брачной церемонии закрылась в монастыре, отказавшись от выполнения супружеских обязанностей, а Балдуин, признавая выбор жены, сохранял ей супружескую верность, но в большей степени в том, что они предпочли аскетический образ жизни возможности чувственного удовлетворения, признанного церковным браком.
Балдуин, будущий император Латинской империи, получил репутацию странного и нелепого.
Его поведение было нетипично и неприемлемо для средневековой цивилизации мужчин, культивировавшей чувство превосходства и агрессии по отношению к женщине.
http://io.ua/s35421

Отредактировано иннета (2010-11-07 22:04:47)

+6

156

Порицались как страстность и чувственность в браке, так и отказ от супружеских обязанностей.

Сие крайности, ибо.
Кстати не только мужчины - клирики считали, что женщина не может учить и заседать в суде.
Некоторые женщины тоже так считали. Так что тут не все так просто.

Отредактировано Marion (2010-11-07 23:35:19)

+1

157

Marion написал(а):

Некоторые женщины тоже так считали.

Захотелось порассуждать на тему.
Сильная женщина, которая все может сама - это образ современный, полностью продукт глобализации. Еще сейчас бытует в разных странах мнение, что место женщины на кухне, и поддерживают его не только мужчины, но и женщины. Можно говорить, что это такие женщины, которые больше ничего не умеют, завидуют другим, более успешным женщинам, и оправдывают свою никчемность.
Но можно посмотреть иначе и увидеть в этом преемственность традиции.
Женщина на протяжении веков была экономически зависима от мужчины. Отсюда появилась и зависимость психологическая. Все обязанности четко делились между мужчинами и женщинами, и никому не приходило в голову видеть в этом несправедливость. Как никто не стал бы протестовать против того, что зимой идет снег, а летом жарко.
И вот, у каждого своя задача. У мужчины - воевать и обеспечивать семью, у женщины - создавать домашний быт, рожать детей и почитать мужа.
Если женщина занимается другими делами, значит она не может в полной мере посвятить себя своим главным делам, и будет с ними справляться хуже. И от этого вся система пострадает.
Вот по этой причине, скорей всего, многие женщины и считали, что им не место в судах и других местах, это отвлекает от быта.

В арабских странах женщина по сей день - только мать и жена. Там в быту и в отношениях между полами царит средневековье. И это всех устраивает. Может быть, если бы арабские женщины знали больше, они бы и задумались, но только молодые. Женщины средних лет и пожилые приходят в ужас, наблюдая за свободой нравов европеек. Европейские женщины этого не понимают и не принимают, и это очень понятно. Отказаться от всего и закрыться на кухне - это страшно. Также страшно для средневекового сознания из кухни выйти и шагнуть в мир.
Вот как-то так.

Ну и вот еще об этом и вообще 
Семья и брак в истории Европы
http://society.polbu.ru/giddens_sociolo … 3_all.html

В средние века, как мы могли убедиться, домохозяйства и местная община являлись основными центрами производства товаров и услуг. В семье производилось большинство вещей, необходимых для удовлетворения повседневных нужд ее членов; иногда некоторые товары покупались или продавались на деревенском или городском рынке. Семья обыкновенно выступала в качестве интегрированной производственной ячейки, и все ее члены - жена, муж и дети - работали вместе. Хотя на женщинах в основном лежала ответственность за воспитание детей, они также играли важную роль в экономике домохозяйства, носившего характер экономического партнерства (такое положение сохранилось до сих пор в сельских районах многих развивающихся стран). В Европе, начиная примерно с XVII века (в США несколько позже), по мере распространения крупного сельскохозяйственного производства началось вытеснение мелких фермерских семей с их земельных участков. Процесс вытеснения значительно ускорился с началом индустриализации, и производство товаров и услуг переместилось в мастерские и на фабрики. Люди (особенно мужчины и на первых порах дети) покидали дома, чтобы "наняться на работу". Семья перестала быть производственной ячейкой, "место работы" и "жилище" теперь существовали порознь.

Эти изменения привели к повсеместному разрушению открытой родовой семьи. Однако некоторые из этих изменений затронули первоначально лишь группы с высоким общественным положением. Торговцы, промышленники и крупные фермеры освободились от традиционных обязательств перед родственниками и от вмешательства общины в их дела, что было характерно для более раннего периода. Эти люди первыми начали образовывать изолированные патриархальные семьи, ставшие в дальнейшем типичными и для менее зажиточных слоев населения. В конце концов, благодаря их поведению, замкнутая привязанная к дому нуклеарная семья стала в большей или меньшей степени универсальной.

Ролевые функции мужчины, женщины и детей в семье испытали заметное влияние со стороны этих изменений. С первых лет индустриализации многие женщины, по-прежнему воспитывая дома детей, начали наниматься на работу. Однако среди обеспеченных слоев населения получило общее признание мнение, согласно которому мужчина должен быть "кормильцем", а "место женщины - дома". Многие замужние женщины стали домохозяйками, неоплачиваемыми домашними рабочими, чьи функции сводились к уходу за мужем и детьми. Ситуация изменилась и для детей, после того как были приняты законы, обязывающие их посещать школу и ограничивающие детский труд.

Изменения в природе любви и в ее взаимосвязи с сексуальностью были тесно связаны с описанными выше тенденциями. Идеалы романтической любви возникли в то время, когда брак перестал строиться на экономических основах. В патриархальной семье новые идеалы семейной любви получили поддержку, но семейному долгу все еще отдавалось предпочтение перед романтической привязанностью. Более того, с отделением жилища от места работы "личные" отношения в семье стали значительно отличаться от отношений в сфере труда. Распространился эмоциональный индивидуализм, сформировавший новую основу для брака и изменивший взаимоотношения между женщиной и мужчиной. К концу XX столетия стало общепризнанным, что семья представляет собой (или должна представлять) закрытый для посторонних мир, в котором первостепенное значение имеет эмоциональная и сексуальная близость между мужем и женой.

+4

158

Средневековые англичанки рожали по учебнику

http://s61.radikal.ru/i174/1012/62/47069961b171.jpg

В итальянских архивах нашлась уникальная книга XV века. Мало того, что ее написали на староанглийском языке, а не на латыни.
Она предназначалась только для женщин. И содержала почти полторы сотни советов.
Например, как помочь при родах, сварить бульон или изготовить сургуч.

Профессор Джеймс Велдон (James Weldon) из университета Уилфрида Лориера нашел английскую книгу 1457 года, которая свидетельствует о том, что богатые женщины в Средние века играли роль знахарок и активно управляли домашним хозяйством.

http://i039.radikal.ru/1012/58/7797abc0b1a5.gif

140 указаний для средневековой женщины

Ученый обнаружил сборник XV века, написанный на среднеанглийском языке, в национальной библиотеке Неаполя (Италия).
Книга состоит из 73 страниц, переплетена вручную и написана от руки на листах, сделанных из льняной ткани.
Этот сборник доказывает, что женщины в XV веке были «энергичными, умными и читающими» и часто играли немаловажную роль в обществе.

В сборнике затрагивается множество разных тем: там есть медицинские рецепты лекарств для обезболивания при родах; инструкции, как уговорить кролика выбраться из своей норы; способ, помогающий лучше сохранить груши; руководство по изготовлению сургуча.
«В то время существовало очень мало светских книг для женщин, тем более написанных на местном языке», — отметил Велдон.
Этот сборник представляет для историков особый интерес, так как позволяет расширить знания о культуре и круге чтения средневековой женщины.

Манускрипт предназначался для богатой женщины дворянского происхождения.
На это указывает упоминание корицы, которая в XV веке стоила больших денег и ее было нелегко достать даже богатым людям.
А содержание книги, в том числе большое внимание, уделенное родам, говорит само за себя – эта книга писалась именно для женщин.

Всего в сборнике насчитывается 140 рецептов или руководств по разным вопросам.
Большинство указаний относится к медицине, но есть и инструкции по поводу домашнего хозяйства – как лучше сохранить айву или приготовить густой бульон. По словам Велдона, все эти указания так или иначе связаны с областью деятельностью женщин.
«Сборник обрисовывает сферу влияния и деятельности средневековых женщин. Никто не знает, как и почему эта книга оказалась в Неаполе, однако ее содержание значительно дополняет наши знания о женской культуре в то время», — рассказал Велдон.

По мнению Велдона, сборник указаний перекликается с романами знаменитого английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340−1400). Возможно, этот сборник дополнял произведения знаменитого писателя.
Доклад о средневековом сборнике Велдон прочитал на встрече Канадского общества медиевистов в рамках ежегодного конгресса социологов и гуманитариев в Оттаве.
Новые новости.
http://www.infox.ru/themes/science/past/index.phtml

+5

159

Второй крестовый поход прошел без женщин

Ирландский историк развенчал миф о значительном влиянии французской королевы, Элеоноры Аквитанской (как, впрочем, и других женщин), на события Второго крестового похода.

http://i012.radikal.ru/1103/48/99f5258daac1.jpg

Согласно одной из известных историй о Втором крестовом походе (1147−1149) королева Элеонора Аквитанская, супруга французского короля Людовика VII, отправилась в поход вместе с мужем в сопровождении 300 придворных дам.
История, впрочем, оказалась легендой, однако сохранилось множество сообщений о роли Элеоноры и других женщин в этом походе. Новые исследования показали, что и эти сведения оказались сильно преувеличенными.

http://s47.radikal.ru/i115/1103/cf/d24f553cac3e.jpg

Доктор Конор Костик (Conor Kostick) с факультета истории Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия) пришел к выводу, что, по сравнению с Первым крестовым походом конца XI века, участие женщин во втором почти незаметно.
Он считает, что проповедники перед началом похода в Святую землю старались вдохновить воинов на подвиги, однако не поощряли участие в походе «гражданского» населения, в том числе и женщин.

По мнению исследователя, в академических книгах прослеживается одна и та же ошибка: разные историки писали, что множество благородных дам приняли участие во Втором крестовом походе, хотя на самом деле они прибыли в Святую землю в ходе других событий, которые произошли на несколько десятилетий раньше.
Костик отмечает, что «существуют достаточно убедительные доказательства, что идея об участии благородных дам во Втором крестовом походе возникла из-за ошибочных выводов, сделанных на основе информации о связи отдельных благородных дам с крестоносцами»

В качестве примера деятельности самой французской королевы Костик привел несколько конкретных случаев.
Согласно письменным источникам, во время Второго крестового похода Элеонора пыталась убедить своего супруга, Людовика VII, выступить в поход для поддержки своего дяди, Раймунда де Пуатье, князя Антиохии. Но когда король не одобрил эту идею, Раймунд, по словам хрониста Вильгельма Тирского, «собирался похитить у короля его жену (Элеонору), хотя в то же время считал ее глупой женщиной». В другом источнике сообщается, что Элеонора хотела в тот момент развестись с мужем, но заговор был раскрыт, а королева была принудительно вывезена (практически похищена) советниками Людовика VII из Антиохии. И после этого эпизода никакие хронисты больше не упоминают о какой-либо деятельности Элеоноры, которая была бы связана со Вторым крестовым походом.
Это все, что сделала королева в тот период, и поэтому говорить о ее влиянии на военную компанию тех лет нет никаких причин.

Костик опубликовал статью «Элеонора Аквитанская и другие женщины во Втором крестовом походе («Eleanor of Aquitaine and the women of the Second Crusade») в сборнике «Средневековая Италия, женщины в Средние века и ранее Новое время: сборник очерков в честь Кристины Мик» («Medieval Italy, Medieval and Early Modern Women: Essays in Honour of Christine Meek»).
Новые новости. Наука. Прошлое.
http://infox.ru/science/past/2011/01/20 … sade.phtml

+4

160

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+1

161

Мысли...Из Мемуаров Маргариты Наваррской

/Маргарита Наваррская Валуа, (королева Марго), 1492-1549 — французская принцесса, сестра короля Франциска I/

"Находить удовольствие в похвале — общий порок женщин. Я порицаю за это свой пол и не хочу быть такой".

Маргарита Наваррская играет в шахматы.
http://s57.radikal.ru/i158/1105/29/dbcf0bc1355e.jpg

"Когда мне было четыре или пять лет, отец посадил меня на колени и начал беседу.
Он сказал, чтобы я выбрала себе в услужение либо принца де Жуанвиля, которым был тогда этот большой и невезучий герцог де Гиз
или маркиза де Бопро, сына принца де Ларош-Сюр-Ион (природа постаралась снабдить его таким умом, что вызвала тем самым зависть у судьбы, которая, отняв у него жизнь в возрасте 14 лет, лишила его почестей и лавров, несомненно его ожидавших: так благороден и добродетелен был весь его облик).
Я смотрела, как оба они, будучи шести или семи лет от роду, играли возле моего отца, и выбрала маркиза.
На вопрос отца: «Почему? Он не так красив» (ибо принц де Жуанвиль был белокож и белокур, а маркиз де Бопро смугл и темноволос).
Я ответила: «Потому что он послушный, а тот, другой, не может оставаться в покое, пока не причинит кому-нибудь зло, и всегда хочет быть первым".

+3

162

Чем занимались женщины Средневековья?

Писали книги.

Эта миниатюра с изображением Кристин де Пизан или Кристины Пизанской (Christine de Pisan 1365 - 1430)писательницы и поэтессы, первой женщины которой удалось зарабатывать деньги благодаря своему писательскому труду.
http://i027.radikal.ru/1110/eb/ba5eeb13e7a7.jpg

Занимались врачеванием.
Каждая женщина независимо от сословия могла оказать некоторую помощь.На этой английской миниатюре 1400-1425 женщина делает кровопускание.
http://s06.radikal.ru/i179/1110/14/501b011512ed.jpg

Охотились.

Женщины вылавливают кролика из норы с помощью охотничьей собаки.
Кролик- это хоть и ценный мех и несколько КГ легкоусваяемого мяса, но вот тут охота идёт не за ради этого.  :P
На этой миниатюре показана игра, забава благородных женщин средневековья. Изображение взято из Псалтыри королевы Марии Тюдор, созданной в Англии около 1310-1320 и хранящейся в Британской библиотеке.
http://i074.radikal.ru/1110/ef/6f8aa863d5f5.jpg

Обучали наукам необразованных вьюношей.

Сцена, изображающая женщину, обучающую геометрии десятерых юношей. Рукопись была создана в 1309-1316 годах в Париже и хранится в Британской Библиотеке.
http://s011.radikal.ru/i315/1110/64/87d5cac5058e.jpg

Путешествовали /прям какой-то комфортабельный туравтобус 14 века/

http://s44.radikal.ru/i105/1110/70/99b98826fef9.jpg

Хозяйствовали:

стирали и вошкались на кухне,

from The Tacuinum Sanitas , Late 14th century.
http://s61.radikal.ru/i173/1110/59/8f5f0b1ae668.jpghttp://s005.radikal.ru/i210/1110/f5/f32468c78ce0.jpg

Работали в поле

Жатва.псалтирь Лутрелла. Luttrell Psalter - Medieval workers reap and bind sheaves, c.1325-35
http://s03.radikal.ru/i176/1110/9b/b4bc4250a3d5.jpg

Пряли,

Luttrell Psalter, British Library, London. 14век
http://s50.radikal.ru/i129/1110/42/11ca949eecf9.jpg

Были даже кузнецами!

Редкое изображение женщины кузнеца можно найти в знаменитой английской Холькхэмской библии(Holkham Bible Picture Book)1327-1335, заказанная для доминиканского ордена, хранящейся в Британской Библиотеке.

В центре миниатюры мы видим кузнеца с пораненной опухшей и кровоточащей рукой, который не может продолжат работу, и женщина, стоящая справа/возможно его супруга/ делает эту работу вместо него. Можно даже увидеть, что она делает гвозди, держа раскаленный металл щипцами и ударяя молотом по наковальне.
http://s011.radikal.ru/i316/1110/56/f7b20a36c5ab.jpg

А чем же ещё можно было занять себя средневековой женщине?
Врезать своему мужу прялкой! ;)
Как известно, для мужчины средневековья было вполне приемлемо ударить свою жену, ну а женщине в порядке вещей было использовать прялку с веретеном для прядения шерсти. Но ситуация, когда женщина могла ударить своего мужа прялкой вызывала по крайней мере улыбку и была частью народной смеховой культуры.
http://i055.radikal.ru/1110/c2/b8f571554697.jpg
http://muckley.us/1386/kitchen.html
http://www.arslongavitabrevis.ru/catego … ednie-veka
http://www.goldenacorn.net/weavers/spinningpix.htm
http://www.hn.flyingheron.co.uk/5th/lut … lpics.html

+5

163

Паоло из Чертальдо: Как управляться с женами и дочерьми
Из "Книги добрых нравов" (XIV век, Тоскана):

http://s017.radikal.ru/i438/1111/81/f74b4f98369c.jpg

           Сына надлежит держать в чистоте и тепле, и часто справляться о нем, и заботиться о каждой части тела; и в первый год ему не следует давать ничего, кроме груди, а потом начинать понемногу давать разные съедобные вещи.
Затем, в шесть или семь лет, надлежит учить его читать; затем послать в школу или же приставить к тому мастерству, кое ему больше по душе: и станет он хорошим мастером.
А если это дочь, ее надлежит учить вышивать, а не читать; ибо для женщины нехорошо уметь читать, если только ты не хочешь сделать ее монахиней. Если хочешь сделать ее монахиней, отдай ее в монастырь раньше, чем у нее появится сообразительность, чтобы увидеть суетную сторону мира, и там она научится читать.

Мальчика корми хорошо, и одевай как только можешь, правильным и достойным образом, и он будет сильным и энергичным; и если будешь хорошо его одевать, он привыкнет к доброму обычаю.
Девочку одевай хорошо, и не важно как ты ее кормишь, если ей достаточно для выживания; не давай ей слишком толстеть.
Обучай ее всем сторонам домашнего хозяйства, кои суть печь хлеб, мыть каплунов, просеивать муку и готовить и стирать белье, застилать постель, прясть, и шить французские кошели и вышивать по шелку иглой, и резать ткани льняные и шерстяные, и штопать носки, и все подобные вещи, так что будучи выдана замуж, не будет казаться дурой, и о ней не будет сказано, что она вышла из леса.
И тебя не будут порицать за ее воспитание.

Для доброй лошади и для дурной лошади нужны шпоры; для доброй женщины и для дурной женщины нужны хозяин и большая палка.

Юная и девственная женщина должна в жизни следовать примеру Благословленной Девы Марии, коя была первейшая и высшая дева девственности, и была королева и зерцало всех прочих девственниц; и то же самое скажу про всех прочих донн.
Она не оставалась за пределами дома, бродя взад и вперед, здесь и там, слушая и созерцая суетных людей и прочую суету, но оставалась закрытой и запертой в уединенном и приличном месте.

Опять тебе напоминаю и говорю, что, если имеешь в доме девочек или юных девушек, наказывай их и держи в узде.
И если, как часто бывает, на какую-то из них станут заглядываться молодые люди, не злись и не гневайся на тех молодых людей, а наказывай и отчитывай названных девушек.

Ежели случится тебе заболеть и, пребывая в страхе смерти, решишься ты составить завещание, оставляя жену и детей, как огня бойся оставлять свои дела и дела своих детей в руках одной только жены, даже если она их мать, ибо женщины почти все суетны и легкомысленны, и легко отвлекаются. И по многим причинам может случиться так, что она оставить твоих детей и заберет с собой их наследство, или будет дурно с ними обращаться, или будет смотреть и молчать, когда кто-то еще дурно с ними обращается, ради собственной выгоды или выгоды своих детей от предыдущего брака, или своей родни, или друга, в которого влюбится, или из страха: так или иначе, почти никакая женщина не остается верной и стойкой.

КОММЕНТАРИИ

О Паоло да Чертальдо известно мало. Он жил в XIV веке и был флорентийцем, сыном нотариуса. Предположительно, торговал зерном. Бессмертие ему принес сборник повседневных советов, озаглавленный "Libro di buoni costumi".
    Подобный жанр процветал в позднесредневековой Италии, и его вершиной следует, безусловно, считать трактат Альберти "О семье", написанный в следующем столетии. Однако, в свое время книга Паоло да Чертальдо была абсолютным бестселлером.
http://posidelkin.livejournal.com/21118.html

+5

164

О детских игрушках

Историки не часто вели раньше расследования по этой теме, вероятно потому, что не было обнаружено нужное колличество материалов/источников/.
Но когда наконец у исследователей возник интерес, то жизнь средннвекового ребёнка стала освещаться обширнее.
В расследования включали и новые и старые археологические находки, которых как оказалось, было достаточно.

Действительно, в последние десять лет, археология сделала серьёзный прорыв в расследовании жизни детей в Средние века.
Игрушки, найденные множество раз показывают уровень интереса у детей.

Малец играет с деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./
http://s017.radikal.ru/i443/1112/d7/bdd70d8f4791.jpg

и реконструкция:
http://s017.radikal.ru/i444/1112/dd/67fc4205b15d.jpg

Игрушки в виде лошадей по всей видимости пользовались наивысшим спросом у детёнков.

керамические лошади.14 в. Нюрнберг
http://s017.radikal.ru/i436/1112/03/8202222dc5a2.jpg http://s011.radikal.ru/i315/1112/7d/65ddd08346f4.jpg

Конный рыцарь, Регенсбург , 13-14-го век. и оловянный рыцарь 1300 г.Европа.
http://s017.radikal.ru/i426/1112/5e/dacd0362d1c5.jpg http://s017.radikal.ru/i407/1112/d2/43abeb247037.jpg

Молящийся монах и снова лошадь.15 в. Тульн. Австрия.
http://s48.radikal.ru/i120/1112/2f/c1b29e99c95d.jpg

Бронзовая игрушка рыцарь с деревянным копьём. Датировка 13-14 в.
http://s50.radikal.ru/i129/1112/4a/d707f3bea57a.jpg

Шарики из глины (и глазированной керамики) находили много раз по всей Европе.
А вот эти найдены в Кане (датировка 14-15 в.)
http://s017.radikal.ru/i431/1112/f5/86b3592de764.jpg

Точных доказательств того, как могли использовать эти шарики, найдено не было, но скорей всего было так:
французская реконструкция
http://s017.radikal.ru/i404/1112/0a/800a7e18bbc3.jpg

http://s57.radikal.ru/i155/1112/83/cbe3df19c9d6.jpg

Птица-свисток. 14 век. Руан.
http://s017.radikal.ru/i409/1112/51/a2d0a8aae901.jpg

Палка-лошадь -важная игрушка для будущего рыцаря. ^^
http://s08.radikal.ru/i181/1112/51/de2e2540499e.jpg

Много таких игрушек было найдено в России под Новгородом.

Кости крупного рогатого скота использовались для игры. Это было что-то наподобие  боулинга.
http://s017.radikal.ru/i408/1112/7a/cfdbd7980c47.jpg

http://s017.radikal.ru/i431/1112/46/8f3e16482448.jpg

Вот ещё такая вещица. Небольшой рог вместо бутылочки.
И хотя вещдоков  не было найдено, то как использовали  рог, доказано по миниатюрам.

Библия Жан-де-Си /Bible de Jean de Sy/, XIV в. Лондон.
http://s017.radikal.ru/i415/1112/28/b60fdbd70e8a.jpg
http://www.fiefetchevalerie.com/fief/?2 … -medievaux

+7

165

Инициал в рукописи «Декрет Грациана». Этот сборник законов предусматривал разрешение сложных семейных конфликтов/по всей видимости, миниатюра как раз и показывает такой конфликт  ^^ / Франция, XIV век.
http://s018.radikal.ru/i521/1201/fc/cb65b3af0bf9.jpg

Жена бьет своего мужа. Рельеф в хоре церкви в Саморе. Испания, XV век.
http://s59.radikal.ru/i163/1201/ad/a5b3b03d2806.jpg

Генеалогическое древо с указаниями, какая степень родства не позволяет вступать в брак. Нарушение правил считалось инцестом (кровосмешением). Однако трудно сказать, насколько точно эти запреты соблюдались.Германия, ок. 1300.
http://s018.radikal.ru/i528/1201/2e/bebe472b41fdt.jpg

Отредактировано иннета (2012-01-23 18:40:23)

+6

166

Петрарка известен как автор любовных стихотворений.  Его сонеты и баллады,  посвящённые Лауре, надолго определили пути развития европейской лирики, многократно переводились на русский язык.
Между тем, сам Петрарка гораздо большее значение придавал своим философским и полемическим трактатам, написанным на латинском языке.  Они очень мало известны читателю, хотя очень важны для понимания его мировосприятия.

http://i037.radikal.ru/1202/3a/b1800d245c23.jpg

Самым большим по объёму философским сочинением является трактат « О средствах против превратностей судьбы»
Он создавался несколько лет,  был написан, в основном, к 1360 году и ещё дополнялся в течение нескольких лет.
Это итоговое произведение,  представляющее философские и общественно-политические взгляды великого гуманиста.

Это сочинение разделено на две книги и состоит из диалогов, где собеседники рассуждают о самых разных вещах: о здоровье и болезнях, о знатном и незнатном происхождении,  о власти и спокойной жизни частного человека, о войне и мире, о пирах и танцах, о любви и ненависти, о жизни и смерти и о многом другом, что составляет содержание человеческой жизни.

миниатюра с французской рукописи 14 века.
http://s14.radikal.ru/i187/1202/09/be7b00f4d49c.jpg

В книге первой Разум ведёт диалог с Радостью.
И именно тут можно прочесть взгляд мыслителя того времени на семейные отношения.

Радость. Мне досталась жена, которой я нравлюсь.

Разум.   Может, было бы лучше, если бы ты ей не нравился, тогда она не угнетала бы тебя и не истощала своей любовью и позволила бы тебе думать, заниматься своими делами, спать. А теперь, нравясь жене, не надейся, что тебе может что-то нравиться, кроме неё. Она требует всего тебя, да и всего ей не будет достаточно.
Если ты куда-нибудь захочешь пойти, она выдумает причину побежать за тобой;
если ты захочешь что-то сделать, она скажет, что ты забыл о ней;
если захочешь о чём-то подумать – она скажет, что ты сердишься на неё;
откажешься от еды – скажет, что её пища вызывает у тебя отвращение; если тебя свалит сон, скажет, что ты вернулся от любовницы.
И наконец, с неизбежностью последует, что, оказавшись в подчинении у жены, ты станешь совершенно бесполезным для себя и для других».

Радость. У меня есть жена, которая горячо меня любит.

Разум.   Лучше бы она любила целомудренно, благочестиво, разумно и стыдливо. Ибо горячая любовь не что иное, как пожар души. Когда душа пылает, нет места умеренности, супружескому уважению, спокойствию и сдержанности.
Жена любит тебя горячо, но, если не почувствует, что в свою очередь и она любима так же, то охладеет и сменит любовь на ненависть.Твоя любовь к ней должна быть такая же, как и её любовь к тебе; необходимо, чтобы и ты пылал.
Ты должен быть предан одной возлюбленной, должен быть недремлющим мужем ревнивой жены, которая будет донимать тебя то ласками, то жалобами, то вымышленными изменами; ты не будешь иметь покоя всю ночь.
Скосишь ли ты более вольный взгляд или подольше улыбнёшься той, которая улыбнулась тебе, или поздороваешься с соседкой или похвалишь внешность другой, или позже вернёшься домой – короче говоря, всё, что ты сделаешь или скажешь, вызовет подозрение, и ты окажешься виновником оскорблённой любви. Если всё это называется жизнью, то уж и не знаю, что нужно называть смертью.
Таково моё мнение о твоей пылкой любви.

Радость. У меня есть та, с которой я постоянно разделяю ложе.

Разум.   Значит, есть постоянная помеха сну. Поверхностен и неглубок сон на супружеском ложе: с одной стороны, наслаждение, с другой, - перебранки, а покоя – никогда.
-----------------------
Да уж...http://s15.radikal.ru/i189/1202/6a/b47ace463be6.gif

Научные публикации по истории Средних веков. Институт истории и международных отношений  ИИМО СГУ.
http://www.sgu.ru/faculties/historical/ … trarca.php
http://www.sgu.ru/faculties/historical/ … trarca.php

Отредактировано иннета (2012-02-26 14:00:23)

+6

167

Петрарка был монах, которому не грозило отсутствие покоя в виде жены. У него были любовницы и виртуальная Лаура.
Значит что? Он или так жил, потому что так думал, или так думал, потому что так жил. Чего-то жалко его стало.

+1

168

Лауру он встретил уже будучи священником.
Но годиков-то на тот момент ему уже было 22-23 где-то. 

milka написал(а):

Он или так жил, потому что так думал,или так думал, потому что так жил.

Или же он сам по себе такой занудище. Или... всё вместе взятое.  http://s4.rimg.info/697e7bf03714a0175ceff55cef81032b.gif

Вот тоже его слова:

"Когда-то я думал, что без женской близости мне не обойтись, а теперь я ее боюсь хуже смерти, и хоть меня часто тревожат самые злые искушения, но едва вспомню, что такое женщина, все искушения тут же исчезают и ко мне, возвращаются мои свобода и покой"
(Франческо Петрарка)

0

169

иннета написал(а):

Лауру он встретил уже будучи священником.

Но сан ему не мешал иметь любовниц. А вот Лаура - это вот, это любоф! Очень удобная любовь, возвышенная и далекая. Она беспокойства в постели не принесет, о ней думать хорошо и стихи классные писать.

иннета написал(а):

Или же он сам по себе такой занудище. Или... всё вместе взятое.

Вот все вместе, и еще травма от женщины, может, от мамы. Короче, все гении психи.

0

170

Про игры и игрушки детей Средневековья.

Керамические фигурки кукол 14 века с Нюрнбергского музея.
http://s001.radikal.ru/i194/1202/de/5a294ff746ef.jpg

Рейнланд (Глогау), 15 век
http://s017.radikal.ru/i419/1202/fe/d40cbe3ca9f5.jpg

Вот ещё малоизвестное приспособление для детских игр.
Нижняя челюсть лошади (или осла) служила в качестве полозьев для санок.
На одном историческом французском форуме писали, что всё это подтверждается археологическими находками в Швейцарии и Австрии.

Оксфордский Часослов, 13 век.Бодлеанская библиотека.
http://s018.radikal.ru/i523/1202/30/895ae739b001.jpg

http://s52.radikal.ru/i138/1202/37/fe2e5341d5cc.jpg http://s017.radikal.ru/i420/1202/98/f9436c57e4cd.jpg

На миниатюре Оксфордского Часослова,рядом с саночником находится и юный средневековый фигурист на коньках из костомашек.
Сие так же подтверждено археологическими раскопками в местах, рядом с водой: Дублин, Брюссель, Лондон, Париж, Сен-Дени.

1) фотография документов археологического отдела  Сен-Дени.Париж.
2) реконструкция
http://s017.radikal.ru/i402/1202/ee/137ef87c2309.jpghttp://s018.radikal.ru/i527/1202/f9/d9c0624e0f00.jpg

+5

171

Из проповеди Бернардино Сиенского:

«Что это за дом без женщины?
Одна разруха и свинство! Женщина рожает тебе детей, растит, воспитывает их, выхаживает в болезнях.
Весь труд, связанный с детьми, лежит на женщине.
А если ты болен, она служит тебе с верностью, любовью, милосердием, и в отношении тела, и в отношении души …
Еще скажу тебе, что она хранительница и хозяйка твоего добра. Ты находишься вне дома и зарабатываешь, а она в доме и хранит добро. Порой сохранять заработанное столь же хорошо, сколь зарабатывать его. Если ты, муж, зарабатываешь, а у тебя нет никого, кто бы это сохранял, то дом устроен плохо».

Nouvelle acquisition latine 1673, fol. 50v, Aliment bouillie de froment.
http://s019.radikal.ru/i600/1203/86/e3f2a9fe0396.jpg

В другой проповеди Бернардино еще более подробно расписывает домашние обязанности женщины:

«Она заботится об амбаре; содержит е го в чистоте , чтобы ничто плохое туда не попало.
Она хранит кувшины с маслом, рассуждая так: это надо использовать, а это сохранить. — Она следит за тем, чтобы ничто не попало туда, и чтобы до них не добралась ни собака, ни какое другое животное. Насколько она умеет и может, она всячески заботится о том, чтобы масло не пролилось.
Она заботится о засоленном мясе, и как солить его, и как хранить. Она его моет и принимает решение: это надо продать, а это сохранить. — Она следит, чтобы пряли, а из полотна делали холст.
Она продает отруби, а на (вырученные) деньги покупает ткань . Она заботится о бочках с вином; не полопались ли обручи и не проливается ли вино.
Обо всем в доме заботится она.»

«ЖЕНСКАЯ ТЕМА»
В ИТАЛЬЯНСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРОПОВЕДИ
перевод: А.В. Топорова
http://religio.rags.ru/journal/2010/2010_01/J_1-10(A4)_117.pdf

+6

172

Семья в высоком средневековье.

http://s019.radikal.ru/i605/1203/ff/b35598a5c68f.jpg

Люди того времени перед лицом бурного мира, где каждый день нес новые проблемы, не вели себя легкомысленно.
Не был легкомыслен крестьянин, откладывая на время после Великого и Филиппова поста, с весны на осень и с осени на следующую весну свою женитьбу, которой он хотел как молодой парень, но опасался как владелец клочка земли: каким бы ничтожным тот ни был, его придется поделить между наследниками.
Не меньше колебаний проявлял и ремесленник, знавший как хозяин мастерской, что прокормит работника, но две-три семьи содержать не сможет. И все знали, сколько стоит свадьба, ведь неприлично было не угостить по этому поводу родню и соседей.
Богач отлынивал, бедняк отсрочивал. От этого проигрывал кюре и падала нравственность. Сожительство обходилось дешевле законного брака.
Пока безработица никому не грозила, самым бедным был обеспечен кров и пища, если они не надумают жениться: поденщик, батрак в селе, слуга городского ремесленника понимал, что не может создать семью, не влезая в долги, выплачивать которые придется лишь за счет своего труда. Взять жену означало попасть в полную зависимость от хозяина. Уж не будем говорить о девушке, которой муж сто раз напомнит, что взял ее без приданого.

К счастью, бывали «добрые хозяева». Известны случаи, когда подмастерья в день свадьбы гуляли за счет хозяина, в семье у которого их было немного. Но бывали и бедолаги, подмастерья, прозябавшие всю жизнь в каморке и время от времени утолявшие жажду любви с дешевой проституткой, бывали поденщики, не знавшие в жизни иного тепла, кроме близости животных, с которыми делили хлев или конюшню. У кого котелок был слишком мал, не спешил плодить нищету, да и котелок-то был не у всех.
Легче было бюргеру, даже если он не желал делить унаследованный или накопленный капитал. Он женился поздно, часто после тридцати. Брал девушку, которую быстро делал матерью. В восемнадцать лет незамужняя девушка начинала всерьез интересовать почтенного купца или преуспевающего адвоката.
Дети рождались один за другим, но намного реже, чем хотелось бы некоторым, простодушно считавшим, что каждый год можно рожать по ребенку. Все время кормления мать была бесплодной, и уже этого вполне хватало, чтобы между рождением детей были интервалы.
Те немногие приемы, которые церковь осуждала, но которым девушки учились у матерей, помогали некоторым растянуть межродовой период — в среднем до полутора-двух лет. В остальное время женщина все-таки имела жалкий вид.

Увы, смерть родами была не мифом. Женились снова. Вдовцу это было совсем нетрудно, а разница в возрасте между супругами в результате повторных браков часто росла. Но муж старел, и после женитьбы сорокалетнего мужчины на юной девушке оставалась вдова, а не вдовец.
Если вдова не наследовала ничего, она могла оказаться в затруднительном положении. Зато повторное замужество было ей обеспечено, если она получила наследство, имела лавку и инструмент, могла передать поклоннику ремесленный патент первого мужа.
Двадцатипяти-тридцатилетняя вдова, если была женщиной мудрой, весьма удачно выходила замуж, тогда как старая дева того же возраста шансов уже почти не имела.
Старый муж, впрочем, не питал иллюзий. Но пусть вдова не будет слишком разборчивой:
"Если после меня, друг мой, у Вас будет другой муж. Вы должны будете весьма заботиться о нем. Я настаиваю, ибо, когда женщина потеряла первого мужа и вернулась к прежнему положению, ей нелегко будет найти второго по вкусу"
Иначе говоря, на вдове женились по расчету. Будь второй муж ровней первому, он и поступил бы, как тот, — женился на девушке.

Шли годы. Семейная пара, старевшая вместе, прекращала рожать детей задолго до менопаузы. Наступало время воздержания.
Впрочем, честная жена предпочитала, чтобы муж иногда бывал в парильнях, проводя там время с «девушками на час», или даже содержал не слишком требовательную любовницу, чем еще беременеть в сорок лет.

Старая дева в доме отца или брата была дармовой рабочей силой или лишним ртом, в зависимости от нрава и ремесла. Зажиточная вдова жила за счет дохода и командовала зятьями. Хуже было вдове, которая была всем обязана детям: они давали ей это почувствовать. Некоторые выживали только за счет того, что собирали милостыню или торговали телом. Что касается младших сыновей, женитьбу которых не слишком поощряли, то это были слуги брата, их попрекали любой мелочью, словно чужих наемных работников, они подавались к капитанам, собирающим компанию.

Конечно, были исключительные семьи. Бывало, что мать рождала двадцать детей. Но это редкость. Чаще всего женщина, не умершая родами, могла гордиться, если подарила мужу шесть-восемь детей. Выживало два, три или четыре. Но это средние цифры, их надо раскидать: чуть больше детей было в деревне, где детские заразные болезни не всегда переходили в эпидемии, от каких страдали городские дети, чуть меньше в городе у бюргера-мальтузианца, намного меньше у бедняка, который не спешил жениться и чьи дети страдали как от плохой гигиены, так и от недоедания. Когда отцу приходило время задуматься о завещании, у него оставалось лишь два-три ребенка. Для всех социальных слоев Перигё — кроме бедняков, которым оставлять было нечего, — в завещаниях 187 семей насчитывается всего 491 ребенок, еще живой в то время, когда отец составлял завещание, то есть в среднем 2,6 ребенка на семью.

Жан Фавье. перевод: М. Ю. Некрасова

+5

173

Лондон 1600-х - семейные разборки
На рубеже 1600-х годов главным врагом жительницы Лондона была другая жительница Лондона. Судя по статистике, женщины судились с женщинами в 6 раз чаще, чем мужчины судились с мужчинами. Даже причины обращения к суду у мужчин и женщин были разными. Подавляющее большинство рассматриваемых «женских дел» имели отношение к сексуальному поведению. Мужчины, как правило, судились с мужчинами в церковных судах за распускание слухов, наносящих ущерб деловой репутации.

Репутация – это было очень серьезно. Человек, игнорирующий оскорбления, вызывал не восхищение, а подозрение в том, что оскорбления совершенно справедливы. Если какая-нибудь языкастая бабенка заявляла про новых соседей, что те «десять лет в Норвиче бордель держали, и все это знают», то единственным путем очистить свою репутацию было судебное дело. Кстати, дела эти редко доводились до вынесения приговора. Полное рассмотрение было довольно дорого, до 10 фунтов, да еще приговором мог быть не только штраф и публичное покаяние, но и возмещение судебных издержек пострадавшей стороны. Поэтому чаще всего, дело прекращалось после того, как показания высказывались, записывались и оглашались. После этого начинался процесс примирения, что суды очень поощряли.

Уже в те времена большинство людей имели сертификаты о хорошей репутации, благодаря которым могли доказать новым соседям, что заслуживают право жить среди приличных людей. Не то, чтобы это сильно помогало. Женщины пристально наблюдали за своими соседками, тщательно вычисляли даты рождения детей, время, которое прошло между заключением брака и родами, приглядывали за случаями нелегальных беременностей.

В 1634 году Мэри Хил заподозрила, что служанка ее соседки беременна, и бесцеремонно потискала молодку за грудь, чтобы проверить на предмет выделения молока. В 1613 Сьюзен Чеддок обвинила Элизабет Барвик в том, что та забеременела, хотя ее мужа не было дома. Не поленилась Сьюзен проверить содержимое ночного горшка соседки, проинспектировала урину.

Причины, по которым женщины вели себя таким образом, были довольно простыми: ревность, деньги, распространение болезней и рождение бастардов, которых ни о чем не ведающий муж мог вырастить, как собственных детей. Не было чем-то исключительным, если семейные дела выносились на люди. В 1609 году в Эссексе Дороти Хоу, работающая в пекарне вместе со своим мужем, заявила ему в присутствии свидетелей: «Давай, иди к своей шлюхе на холме», и обратилась к другим женщинам, что «давайте мы все станем шлюхами! Их больше любят, чем честных женщин. Мой муж любит свою шлюху, а я вам говорю, что пусть у нее красивые платья, но она – шлюха и стерва!»

«Шлюху и стерву» звали Джейн Хертфорд, и она была прекрасно известна всем присутствующим. Надо сказать, что большинство подобных драм изначально улаживались наиболее уважаемыми членами общины, соседями и родственниками. И в этом случае, сосед Дороти Хоу, Джон Фелтхем, предложил Дороти помириться с Джейн. Но та была непреклонна: «никогда я не буду подругой с этой бесстыдной мордой, с этой косоглазой шлюхой, которая украла у меня любовь моего мужа!». Фелтхем возразил, что Джейн вовсе не производит впечатления подобной женщины, потому что у нее «такие хорошие манеры» (мужская логика!). На что Дороти ответила, что «чем лучше шлюха, тем лучше манеры», и нельзя сказать, что она уж совершенно была не права.

Иллюстрацией к финансовому разочарованию законной жены может послужить ссора Элизабет Фрайер с Маргарет Ярд, которая имела место в 1611 году в таверне на Сен-Джон Стрит: «ты – жена Стивена Ярда и шлюха моего мужа! Отъявленная, грязная шлюха, вот кто ты есть. Он счастлив потратить на тебя 10 шиллингов, а в моей компании ему и 2 пенсов жалко!».

Иногда любовные треугольники осложнялись не только оскорбленной любовью и финансовыми потерями, но угрожали самому статусу обиженной стороны. В 1579 году Агнес Сир, жена возчика, серьезно и неоднократно оскорбила Элис Лиланд. Первый случай имел место в доме соседей, где Агнес обратились к мужу насчет Элис, утверждая, что тот «занимался» с Элис не реже, чем с собственной женой, и что из-за Элис он так поколотил ее однажды, что она с кровати не могла встать несколько дней. Разумеется, Элис Лиланд подала на Агнес в суд, раз уж ее честь была столько публично опорочена. Из показаний Агнес на суде следует, что Элис – «потаскушка, и мой муж потратил на нее 40 фунтов, и ее брат приходил к моему мужу домой, когда меня не было, и говорил ему: брось жену и пойдем со мной, я дам тебе за моей сестрой 10 фунтов, лошадь и повозку. Мой муж потратил на нее все, что у него было, и я вам говорю, что она – шлюха, я пять лет это говорила и буду стоять на своем».

Что ж, в те годы иногда было нелегко разобраться, кто же именно является законной женой, потому что брачный договор, еще недавно равнозначный браку, именно в тот момент переходил в стадию переговорную, предшествующую заключению брака. И люди привыкли к тому, что церковь веками признавала законным брак, совершившийся де-факто без всякого амена, не говоря о том, что были слова, сказанные при свидетелях, которые можно было истолковать обещанием жениться. И если за этими словами следовали интимные отношения, то отношения рассматривались вполне законными. Вот и получались ситуации, когда женщина заявляла про другую: «шлюха, которая спала с моим мужем, а потом еще и вышла за него замуж!»

http://mirrinminttu.diary.ru/?tag=631706

+6

174

Как учили детей ходить.

1440 год. Святое семейство
http://s018.radikal.ru/i521/1211/68/01dae4fd2a15.jpg

15 век. Бартоломей Английский
http://s48.radikal.ru/i120/1211/7d/bd83686c2429.jpg

1561 год, Конрад Шварц
http://s55.radikal.ru/i150/1211/6d/676795b58b68.jpg

фрагмент миниатюры 1577 года
http://s002.radikal.ru/i199/1211/f4/8220cc95912b.jpg

+5

175

Помолвка и свадьба в Средние века

Брак простолюдинов обычно заключается у церковных дверей (на паперти) или прямо в церковном дворе (хотя затем молодожены заходят внутрь, чтобы послушать мессу). Внутри церкви (в нефе) преимущественно венчаются знатные лица – чем знатней, тем ближе к алтарю. Но помолвка (уговор) может совершаться и вне церковной территории. Вот характерный пример: «Джон берет Марджори за правую руку, надевает на третий палец кольцо и говорит ей: Марджори, я беру тебя в жены, чтобы жить с тобой, в богатстве и в бедности, до конца моих дней, и в этом я тебе клянусь». Марджори отвечает тем же. После чего они целуются через венок». Существуют записи о подобных «уговорах», состоявшихся в спальне (!), в саду, в лавке, в поле, в кузнице, «возле изгороди», «под дубом», в кухне, в таверне и даже прямо на дороге.
  В понедельник вечером, накануне Вознесения, свидетельница зашла в комнату во втором этаже дома и обнаружила там, по ее словам, Роберта и Агнесс, которые лежали вдвоем в одной постели. Свидетельница спросила: «Роберт, что ты здесь делаешь?». На что Роберт ответил: «Я уже здесь, и отсюда никуда не пойду». Свидетельница сказала: «Тогда возьми Агнесс за руку и обручись с ней». Роберт ответил: «Прошу тебя, давай подождем до утра». Но свидетельница сказала: «Клянусь Богом, нет. Ты сделаешь это немедленно». Тогда Роберт взял Агнесс за руку и сказал: «Я возьму тебя в жены». Свидетельница сказала: «Нет, скажи так: я беру тебя, Агнесс, в жены и в сем тебе клянусь». Роберт, подчинившись, взял Агнесс за правую руку и обручился с ней, произнеся помянутые слова. Агнесс ответила, что вполне удовлетворена. Что было дальше, свидетельница не знает, потому что вышла и оставила их наедине.
Иными словами, далеко не каждая помолвка проходила в церкви – но церковное венчание следовало за большинством помолвок. Впрочем, даже в этом случае священная церемония вовсе не обязательно проходила на церковном крыльце или в нефе – есть достаточное количество свидетельств о «браках на дому» (а если предполагались осмотр приданого и составление брачного контракта, то, помимо священника, непременно присутствовал и нотариус). Празднований помолвки, как правило, не предполагалось; для того, чтобы она считалась состоявшейся, достаточно было кольца и поцелуя.
     
http://www.bookdrum.com/images/books/46565_o.jpg

http://publishing.cdlib.org/ucpressebooks/data/13030/d9/ft1d5nb0d9/figures/ft1d5nb0d9_00011.jpg

http://4.bp.blogspot.com/_gqQO2Ra76Kg/TL6uvGD7EDI/AAAAAAAAAFc/gPgRUI_jNPI/s1600/garden+resized.jpg

http://25.media.tumblr.com/501480b8cedb9b329dce4e83b5b47933/tumblr_mf4vmw5HSZ1r4xf9do1_500.jpg

Церковь, разумеется, осуждала внебрачное сожительство и тем более промискуитет, за это могли наказать – оштрафовать или приговорить к церковному покаянию. Хозяин манора мог приказать провинившейся паре расстаться или, напротив, поскорей сочетаться законным браком. Некоего серва, виновного в сожительстве с односельчанкой, держали в колодках до тех пор, пока он не согласился оставить свою сожительницу и не дал клятву впредь не грешить. При рождении незаконного ребенка сервки уплачивали специальный штраф в пользу сеньора (т.н. leytage) – ведь ребенок, рожденный от «неизвестного отца», считался свободным, а значит, сеньор лишался рабочих рук, которые, родись ребенок «в законе», принадлежали бы ему по праву.

Нижеследующие женщины утратили честь и должны заплатить за блуд: Ботильд дочь Альфреда (штраф 6 пенсов), Маргарет дочь Стивена (штраф 12 пенсов, поручитель Гилберт сын Ричарда), Агнесс дочь Симона (штраф 12 пенсов, поручитель помянутый Симон), Агнесс дочь Джора (штраф 6 пенсов).

За тем, чтобы девушки и женщины вели себя благопристойно и блюли целомудрие, наблюдали не только семья, церковные и светские власти, но и, как водится, добропорядочные соседи. "Джон Р. в суде заявляет, что его соседка Энн Ламберт - публичная женщина, на том основании, что, когда-де он на реке увидел, как у нее задралась юбка, она ее не одернула тотчас и ему отвернуться не приказала; посему Джон Р. требует, чтобы помянутую Энн поставили к позорному столбу как бесчестную…". Нестарая вдова, которая не спешила вторично вступить в брак, рисковала подать повод для пересудов – особенно в городском и деревенском простонародье. «Вдова Джейн Болдри пришла в суд с жалобой, что ее-де, которая вдовеет честно уже 14 лет и все это время ходит в одну и ту же церковь, соседи прозвали шлюхой за то, что она не желает вторично выходить замуж, заподозрив в том, что, значит, она, Джейн Болдри, принимает мужчин. Однажды, когда она, как обычно, пошла в церковь, прихожане вытащили ее со скамьи, где она всегда сидела, вывели из церкви и отвели в городскую тюрьму». Овдовевшим дворянкам, понуждаемым к вторичному браку в связи с наследственными или политическими соображениями и при этом не желающим идти в монастырь, приходилось давать отступного…

1205 г. Мэйбел, вдова графа Хью Бардольфа, заплатила в казну 2000 марок и пять лошадей за то, чтобы ее не принуждали выходить замуж и чтобы она могла остаться вдовой, сколько ей вздумается. В том же году графиня Уорик отдала тысячу марок и 10 лошадей за то, чтобы ей позволили остаться вдовой и не принуждали к замужеству.

Тем не менее, традиция дозволяла добрачное сожительство обручившимся. Помолвленные («условившиеся») считались мужем и женой и могли жить вместе, как муж и жена, вплоть до церковного венчания, которое как бы подтверждало их союз перед Богом. Впрочем, в глазах Церкви и закона дети, зачатые или рожденные в «условном» браке, не считались полноправными. Традиция не столько давала «условившимся» мужчине и женщине права и привилегии полноценной семьи, сколько спасала от общественного осуждения. При желании, «условный» брак можно было расторгнуть, поскольку с точки зрения церкви и закона он не являлся подлинным браком, а лишь помолвкой. Браком в глазах окружающих его делали исключительно традиция и неопределенность существующих норм, о чем чуть ниже.

читать полностью >>

+5

176

Из раздела исторических анекдотов на тему женской сексуальности и отношения к ней в Средние века.  :)

В средние века церковь строго запрещала женщине "шевелиться, непристойными движениями разжигать сладострастие в муже" и предписывалось во время акта "лежать тихо и смиренно". В результате некий барон, вернувшись с охоты глубокой ночью, оприходовал свою супругу, которая показалась ему несколько холоднее обычного, но она всегда такою и была. И только утром он узнал, что спал с покойницей - она преставилась за несколько часов до его приезда. Бедолаге пришлось пешком идти в Рим замаливать грехи, а к вышеописанному правилу сделали приписку "однако исполняя супружеский долг, жене надобно легким шевелением показывать наличие жизни".

+1

177

LinLis написал(а):

А Златоуст - вот тут не очень знаю. Вроде как гимны тоже используются, но точно не скажу, потому что лично мне кажется, что используются более поздние...

На самом деле современная литургия Иоанна Златоуста не является стопроцентно тем самым чином, который был составлен в IV веке, но восходит к нему. Про католическое богослужение ничего не скажу, ибо сей предмет не изучала.

А ещё проверила: у католиков память Иоанна Златоуста - 13 сентября. Это для тех, кто сомневается в почитании его католиками.

0

178

Bobby

Bobby написал(а):

Иудаизм - вот тот мир, в котором женщина изначально выше мужчины.

http://s15.rimg.info/f424bbadf5cc6434898ae06d59ee8867.gif 
да!

0

179

Княгиня

Княгиня написал(а):

Может, в современном иудаизме оно и так, но в книгах Ветхого завета женщина в социуме занимает подчинённое место в вопросах хозяйства и брака. Плюс все эти гаремные моменты, плюс... Да и в современном это положение "выше" не возносит женщину автоматически на престолы и в кресла.

Не нужно мерять нашими  современными мерками ВЗ. Время-то какое было?
Медно-каменный век.
А зачем иудейской женщине престолы и кресла? У нее другое предназначение в жизни.

0

180

Мария Мирабелла написал(а):

Не нужно мерять нашими  современными мерками ВЗ.

А что такое "мерить"? Я констатирую факт: в то время не было не только современных технологий, но и равноправия полов. Что тут можно померить? Впрочем, надо признать, что в книгах Ветхого завета с женщинами в семье обращаются неплохо - во всяком случае, историй о злых мужьях или отцах-садистах я что-то не припоминаю, в отличие, скажем, от античной литературы.

Мария Мирабелла написал(а):

А зачем иудейской женщине престолы и кресла? У нее другое предназначение в жизни.

Упс, - подумал Штирлиц. Только у иудейской - другое? А у остальных женщин? А что такое - предназначение? Оно выше прав или как?

0