SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Женщины, дети, семья в средние века>>

Сообщений 121 страница 150 из 193

121

Вдовство в средневековой Англии - законы

Текст законов XII века Glanvill говорит о том, что вдовство женщины должно быть предусмотрено уже в день свадьбы. Муж был обязан обеспечить свою жену ее «вдовьим наследством» - третьей частью своего состояния на день свадьбы. Обычно землей, которая ценности не теряла, но не только.

Вдова получала полные и неоспоримые права на свою долю, которые оставались за ней и в том случае, если она снова выходила замуж. Во всяком случае, закон XIII века (Брактон) говорит, что она имеет на это права. Считалось, что сам по себе брак – это, кроме прочего, и экономический союз тоже, в который жена вносит свой вклад работой. Любая женщина что-то приносила из семьи в виде приданого, так что обмен был только справедлив.

Был один момент, по которому жена могла потерять право на свою вдовью часть имущества: доказанная ситуация, в которой брак, по сути, не вступил в силу. Но в таком случае, как правило, и приданое в руки мужа не переходило. Как правило, потому что наверняка случалось всякое, особенно, если речь шла об очень влиятельных персонах. В случае развода, жена получала свою «вдовью часть», если только развод не случился из-за ее измены. Хуже всего приходилось семьям тех, кто был казнен по обвинению в государственной измене. Там жене могли позволить, и обычно позволяли, оставить то имущество, которое она принесла в виде приданого, но имущество предателя полностью конфисковалось короной. Завещать свою долю вдова могла кому угодно. Из оставшихся двух частей имущества, одна делилось между детьми, а вторая использовалась «в пользу души усопшего», то есть, проще говоря, переходила в руки церкви.

Далее

+5

122

Как мудро придумано. Только жаль женщин, у которых было приданое "вилки и ложки", если их муж умирал, они только с ними и оставались, получается.  :pained:

Отредактировано Marion (2010-03-25 21:50:33)

0

123

В этот самый год супруга французского короля Людовика VIII Бланка Кастильская дает жизнь двум сыновьям-близнецам. Один из них — Иоанн — умер в возрасте 18 лет, успев всего лишь принять участие в VI Крестовом походе в Акру, этим его вклад в мировую историю и ограничивается. С именем второго — Альфонса, графа Тулузского, — связан закат блистательной провансальской поэзии трубадуров.

Читая биографию Луиса 8го я обнаружила, что тот источник не согласен с этим, ибо говорит:

У Луи и Бланки было 2 сына по имени Альфонс.
2й, видимо был назван в честь первого, а может им просто это имя было дорого.
Вот первый и его брат - близнец.
Alphonse (b. and d. Lorrez-le-Bocage, 23 January 1213).
John (b. and d. Lorrez-le-Bocage, 23 January 1213), twin of Alphonse.
И второй.
Alphonse (Poissy, 11 November 1220 – 21 August 1271, Corneto), Count of Poitou and Auvergne, and by marriage, of Toulouse.

Нельзя точно сказать, что "близнецовый ген" был у Луиса, хотя его мать также родила близнецов (после чего умерла).

Отредактировано Marion (2010-04-08 23:27:00)

0

124

Женщины темных веков. Англо-саксонский вариант

Роль жены в англо-саксонской семейной жизни освещают и судебники, и литературные памятники. Как хозяйке дома, ей официально вручались ключи к «ее кладовым, ее сундуку и ее денежному ящику»39. Особой обязанностью женщины, будь то рабыня, разносящая чаши, или дама и хозяйка дома было угощение напитками. Одно из гномических стихотворений в «Эксетерской книге» предписывает:

Женщина должна благоденствовать,

любимая своим народом, должна быть веселой,

должна хранить секреты, должна быть щедрой

на коней и сокровища. На пиру

она должна всегда быть повсюду перед соратниками,

прежде всего приветствовать защитника знатных,

быстро вкладывать первую чашу

в руку своего господина, и давать добрый совет

для обоих вместе в их семье.

Другое гномическое стихотворение в «Эксетерской книге» отмечает еще одну роль женщины:                    ,

Женщине подобает место за рукодельем; шатающаяся без дела женщина вызывает пересуды,

ее часто обвиняют в грехах; мужчины говорят о ней с презрением;

красота ее нередко увядает.

Несмотря на то, что заключение брака всегда учитывало материальные вопросы, в хрониках проглядывают свидетельства нежных отношений между мужьями и женами. Беда сообщает нам, что матери Хильды, прославленной аббатисы в Уитби, жившей в VII  приснился кошмарный сон, в котором она «упорно искала» своего изгнанного супруга «и нигде не могла найти». Другой человек VII в., описанный Бедой, Хильдемер, друг св. Кутберта, ухаживал за своей душевнобольной женой и рыдал, когда счел, что она умирает. Беда описывает также радость короля Нортумбрии Эдвина, когда его молодая жена родила ребенка «благополучно и без боли». Эдвин, замечает Беда, «возблагодарил своих [языческих] богов», но ребенок был крещен как христианин и стал первым крещеным нортумбрийцем.

Среди литературных описаний семейной жизни — пассаж из того же гномического стихотворения, в котором описывалась жена, подносящая чаши:

Дорог привет человека

его жене-фрисландке, когда его корабль становится

на якорь;

его судно прибыло, и ее муж вернулся домой, ее собственный супруг;

и она приглашает его войти, омывает его просоленные морем одежды

и дает ему

чистые одеяния, и дарует ему землю, которой требует его любовь.

Определяя отношения между мужем и женой, литературные тексты часто используют англо-саксонский термин freondscype. Он означает нечто большее нежели современное friendship «дружба», хотя и меньшее, чем «страсть». Вероятно ее можно перевести как affection «привязанность, любовь».

http://community.livejournal.com/femini … tml#cutid1
Там ссылки на другие статьи про средневековых женщин.

+6

125

Кстати насчет слова друг (friend)
Оксфордский словарь, кажется он, говорит, что оно обозначало и возлюбленных, отсюда современные бойфренды и гелфренды.

0

126

Каждая эпоха дарит свой неповторимый идеал женской красоты, и он является олицетворением мыслей, желаний, потребностей современников.

Если анализировать литературные произведения авторов 14-го века, в описаниях героинь мы встретим очень мало «внешности» и очень подробное изложение душевных переживаний, выплескиваемых в самых ярких аллегориях и метафорах.
Средневековье преподнесло очень бледный, одухотворенный образ красоты - в ней гораздо больше неземного, чем плотского.

http://i015.radikal.ru/1006/f8/edc24e7dfa4c.jpg

Именно этот идеал слабой надежды был нужен обществу, запуганному страшными эпидемиями Чёрной смерти, терзаемого войнами и сомнениями «за что же люди прогневили Бога?», вообще европейской цивилизации, которая в то смутное время копалась в себе, напряженно работала, рождая принципы и нормы.

http://i029.radikal.ru/1006/11/b66bb12b3543.jpg

В те века женщина должны была быть покорной, целомудренной – отражением Великой, недостижимой духовности Богоматери - от неё этого требовали не только строгие каноны церкви, но и обычные миряне, которым с детства внушали, что за все беды людей на земле несёт ответственность Ева, ведь из-за неё всех выгнали из рая.
А там где Ева – там и все ей подобные. Их надобно терпеть, но держать в  строгости, дабы они опять своими ужасными деяниями и помыслами не погубили человечество.

http://s48.radikal.ru/i121/1006/5e/b6481753a979.jpg

Наиболее лаконично все основные качества идеальной средневековой женщины изложил сиенский священник Сан Бернардино (1380—1444)  в своей знаменитой проповеди про двенадцать служанок Девы Марии  символизирующие женские добродетели. Имена их —

    * Умеренность,
    * Замкнутость (clausura),
    * Стыдливость,
    * Внимание,
    * Благоразумие,
    * Робость,
    * Честь,
    * Усердие,
    * Целомудрие,
    * Послушание,
    * Смирение,
    * Вера

“Долг настоящего христианина - украшать свою душу, а не тело” -
именно  так считалось в каталическом мире со времен Тертуллиана(выдающийся раннехристианский писатель и теолог)

Ценилась ещё и молчаливость - одно из лучших проявлений Воздержанности, ведь в противном случае, как пишет Веспасиано да Бистиччи, “те девочки, которых в детстве не учат быть молчаливыми, вырастают лживыми, что приводит к разрушению дома“ (Веспасиано да Бистиччи -автор историко - морального трактата "Заметки о некоторых выдающихся женщинах XV в.")

http://s57.radikal.ru/i157/1006/6a/56e71b3c3b1e.jpg
citadelblog.ru/

Отредактировано иннета (2010-10-20 21:09:53)

+5

127

Женщины эпохи трубодуров

Средневековье – эпоха мрачных рыцарских замков, бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости, охоты на ведьм… Такой эта эпоха предстает перед нами на страницах учебников истории. По сравнению с античной эпохой ее часто называли ледниковым периодом в истории европейской культуры.
Так оно, наверное, и было. Но, с другой стороны, чувствительные юноши, при лунном свете посылавшие к небу душераздирающие вздохи под окнами своих златокудрых возлюбленных, бродячие певцы, чьи баллады исторгали слезы из глаз даже самых зачерствелых в битвах вояк, проникновение в уклад жизни европейских владык утонченных нравов Ближнего Востока. В мире таких резких контрастов и жила женщина эпохи трубадуров.

На рубеже V – VI вв. разбросанные по Центральной Европе франкские княжества слились в единое государство франков. Возник пышный королевский двор. В высоких залах звучали тысячестрофные романы в стихах придворных певцов – трубадуров. Они воспевали не только подвиги древних героев, но и красоту нежных чувств. Пели о женщинах; пели и сами женщины. Иногда столь активно, что в наставлениях хорошего тона того времени женщинам советовалось не заставлять себя долго упрашивать, но и не утомлять своим пением, т.е. соблюдать разумные пределы.
Огромная популярность любовной лирики породила один из самобытных феноменов средневековья – рыцарское служение даме.
Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности. Молодого рыцаря еще мальчиком посылали ко двору знатного человека обучаться манерам и ратному искусству. Служа пажом у хозяйки замка, он обязан был посвящать ей все свое внимание. Впоследствии юноша избирал себе даму сердца, посвящал ей все свои подвиги, клялся защищать ее от всякого зла, сражался в честь ее на турнирах и слагал ей песниВ противоположность земной любви, которая могла быть только между супругами, рыцарская любовь была чем-то возвышенным, небесным. Это была строго регламентированная светская игра, воспринимаемая совершенно всерьез ее участниками. Как всегда, так и в ту эпоху, правила игры порой нарушались, что влекло за собой жестокие любовные драмы. У рыцаря, кроме дамы сердца, была и законная жена. Та сидела дома, вела хозяйство, воспитывала детей и ждала, когда же супруг явится домой.

В нижестоящих кругах ничего подобного не знали и не признавали. Главными добродетелями девушки считались трудолюбие и скромность. После замужества она становилась первой служанкой в доме. Она не смела даже взглянуть в глаза своему повелителю и в разговоре с ним могла отвечать только “да” и “нет”.

Свадьба была самым значительным событием в жизни женщины. Свадьбу справляли несколько дней, а среде правящих классов – даже несколько месяцев. В Венеции, например, долгое время было в обычае заключать все браки в один день. Такая коллективная свадьба становилась праздником для всего города.

Одним из положительных результатов рыцарского служения даме было культурное развитие мужчин, в чем заслуги женщин несомненны. Первая жена императора Священной Римской империи Оттона I научила супруга читать, вторая – латинскому языку и хорошим манерам. На смену игре в кости и попойкам пришло музицирование и исполнение саг.

Образованные женщины встречались во всех сферах жизни. Школа в Салерно дала миру выдающихся женщин-врачей, которые прекрасно знали арабскую медицину, разбирались в хирургии. Прославились женщины-писательницы, широко известна была жившая в XII веке в Англии Мария Французская. Аббатиса Геррада Ландсбергская составила книгу “Hortus deliciarum” – отлично проиллюстрированный лексикон тогдашней жизни.
О внешности женщины эпохи трубадуров можно составить представление по любовной лирике той поры.

Идеализированная дама сердца была хрупкой и нежной, как лепесток розы, походка у нее была легкой и воздушной, ножки маленькие, пальцы длинные и тонкие, шея лебединая, золотые локоны падали до бедер. Лицо хранило детски невинное выражение, взор скромно потуплен. Руки она держала скрещенными на груди (размахивать руками считалось признаком дурного тона). Кожа у нее была белоснежная, щеки румяные – совсем как в сказке о Белоснежке. В действительности же достичь такого идеального облика было трудно. Особенно трудно было добиться белоснежной кожи лица на юге Европы – разве что с помощью грима. Грим использовали в таком количестве, что священнослужители даже жаловались богу на то, что женщины изводят все краски и их не хватает на иконопись. В Англии дамы, чтобы добиться интересной бледности, пили смесь уксуса и золы. Можно лишь догадываться о том, что влекло за собой питье этого зелья. Румянец на щеках возникал от обильного питья вина, но от этого, к сожалению, краснел и нос. Чтобы не загорали руки, женщины и летом носили перчатки. Невинный облик помогали создать также тонкие выщипанные брови и прямые зачесанные назад волосы. Девушки носили волосы распущенными, женщины заплетали их в косы. Позже по требованию церкви женщины стали прятать их под головной убор, который символизировал подчиненность жены мужу, ибо только законный супруг имел право видеть ее с непокрытой головой. Дамы носили вуаль, но она была так тонка, что великолепные прически под нею казались еще более притягательными. Если волосы не отличались особой густотой, женщина надевала парик.
Из вуали позднее сформировались интересные головные уборы – в форме тюрбана, короны или венка, завязываемого под подбородком тесемками.

Такие уборы могли быть очень ценными и декоративными, так как украшались жемчугом и драгоценными камнями. Ими украшали и пояс, которому также приписывали различные волшебные свойства. Магической силой обладал каждый камень на поясе: бриллиант защищал от яда, рубин способствовал душевному покою, сапфир обещал небесное блаженство, изумруд – земное благополучие, халцедон – силу и т.д. Позднее пояс стали носить как украшение вокруг бедер. К поясу прикреплялось зеркальце с рельефным украшением из слоновой кости на оборотной стороне.
В первые века после падения Западной Римской империи (476 г.) одежда долгое время была простой и однообразной, ибо христианская церковь требовала полностью закрывать тело. Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время и нескольких) платьев – длинных, широких, с длинными рукавами.

Рукава нижнего платья были обычно уже и длиннее и выглядывали из запястья. Поверх платья носили широкую четырехугольную накидку, которая закреплялась на плече. Вырез горловины был достаточно широким, чтобы надевать платье через голову. Если платье имело спереди длинный вырез, его скрепляла брошь.

В XI в. стало сказываться уже влияние роскошной одежды византийского двора. Верхнее платье укоротилось, из-под него выглядывал богато украшенный складками край нижнего платья, которое было светлее верхнего, иногда совсем белым, как ночная сорочка. Рукава верхнего платья расширялись книзу – плавно наподобие воронки, либо резко, так что создавалось впечатление, будто через руку перекинуто длинное полотенце. Такие рукава были первым капризом моды в европейской одежде, функционального значения они не имели. (Мы сталкивались с этими рукавами в раннем детстве – знаменитый костюм Пьеро выполнен именно в средневековой манере.) Рукава в то время не пришивались, а привязывались, их можно было менять, к одному платью обычно полагалось иметь несколько комплектов рукавов.

В начале XI в. в придворной одежде появился такой элемент, как подчеркнутая талия. Она должна была показать, что дама не принадлежит к трудящимся классам – в таком платье просто невозможно было работать. Нижнее платье зашнуровывалось на спине и по бокам так туго, что эффект был почти тот же, что и при ношении корсета в более поздние времена.

Ниже талии платье ложилось пышными складками до самых пят; и чем шире становилась юбка, тем длиннее тянулся за ней хвост. Впоследствии он превратился в один из самых элегантных элементов торжественного дамского туалета – шлейф, который по сей день не исчез из моды. Шлейф придавал стройность и грациозность, длина шлейфа подчеркивала знатность происхождения, благородство. Акцентирование талии принесло с собой и декольте. К концу XI века оно, по утверждения моралистов, превзошло всякие допустимые нормы. Ноги, напротив, строго прятались, ибо они возбуждали греховные мысли.

Нижнее платье долго оставалось элементом женской одежды, исполняя роль сорочки. В нем работали, в нем и спали в холодное время. Летом спали обнаженными, главным образом чтобы спастись от блох. Дети летом бегали нагишом, как это видно на многих картинах вплоть до XVI века. Позднее им стали шить одежду по образцу взрослой, и дети ходили как миниатюрные копии взрослых.

Важнейшей частью одежды был плащ. Без него считалось неприличным появляться в свете. К началу XI в. он был уже не четырехугольным, а колоколообразным, доходящим до самой земли. Скреплялся он спереди, так что оба плеча были одинаково закрыты тесемками или цепочкой, которую элегантная дама держала между двумя пальцами правой руки, а левой при ходьбе слегка приподнимала полу плаща. Эти плащи назывались по-разному и изготовлялись по-разному. Плащ мог иметь капюшон или воротник. Важное значение имела меховая подкладка. Ценился мех соболя, бобра, горностая. О мехе куницы дамы будто бы мечтали больше, чем о благословении души.

Появление талии в модном силуэте предъявило к портновскому искусству ряд новых технических требований. Самым важным элементом стал крой – умелое пользование кроем позволяло свободно оперировать шириной ткани. На утверждение новой моды ушел весь XII век. В течение этого периода ушли из одежды преувеличенные элементы: длинный шлейф, висячие рукава, осиная талия. Яркие украшения по краям сузились до каймы по вырезу горловины, низу рукавов и подолу платья. Выработался простой, но утонченный стиль одежды, роскошная драпировка которой чем-то напоминает классическое одеяние. Вплоть до прошлого века сохранялась традиция носить одновременно несколько платьев, выглядывающих одно из-под другого. Верхнее платье было просторным, свободно падающим, что требовало умения носить его. Платье следовало при ходьбе приподнимать так, чтобы из-под него видны были все нижние платья. Это требовало привычки и безупречного вкуса при подборе цветовых тонов. Красивым считалось, например, сочетание красного, затканного золотом платья с декольте “мадонна” и золотисто-нижнего платья. К ним полагалась накидка глубокого синего цвета на меховой подкладке, в великолепной прическе было жемчужное ожерелье. Желтый цвет долгое время оставался основным в торжественной одежде.

Основные ткани – шерсть и лен – до конца XII в. изготовляли домашним способом. Женщина пряла, ткала, красила ткани сама – это были ее основные занятия. Лучшую шерстяную ткань – шарлах – изготовляли в Англии и Нидерландах (название ткани обозначает не красный цвет, а сорт ткани. Она могла быть также коричневой, синей, белой и даже полосатой.). Хлопок доставляли с Востока через Венецию и Испанию при посредничестве мавров. Роскошным материалом считался бархант – ткань с льняной основой и хлопковым утком., который позднее стали изготовлять в Германии.
Шелкопрядение развивалось в Сицилии и Венеции благодаря арабам. Лучшим шелком считался пурпур (это название тоже обозначало сорт ткани, а не цвет). В XII в. в Германии умели изготовлять уже набивные ткани с помощью деревянных брусков, но поскольку узор печатали только на льне, то из нее шили одежду в основном для простолюдинов. Ввозимые извне орнаментированные ткани были настолько дорогими, что их могли приобретать только богачи. Цвета почитались чистые, кроме серого и коричневого, которые можно было получить из овечьей шерсти, не окрашивая ее.

Эпоха трубадуров не блещет достижениями культуры по сравнению с другими эпохами. Зато в совершенстве были развиты манеры. Это было время расцвета любовной лирики и красноречия. Говорили о цветах и с помощью цветов. Цветы украшали здания и сады. Розарии имелись в каждом монастыре, каждом замке, на каждом крестьянском дворе. Искусство того времени наводнено мотивами из роз. Розами украшали обеденный стол, лепестки роз плавали в винных чашах и ваннах, венки из роз носили юноши и девушки. Итог этой эпохе подвел появившийся в 1237 году “Роман о розе”, первая часть которого явилась последним образцом рыцарского служения даме. Это трогательная история любви юноши к розе, состоявшая из 4150 стихов. Во второй части романа, написанной уже другим автором, с рыцарским служением покончено; читателю советуют заняться делом, за которое прилично платят.

http://www.devichnik.ru/9905/epoha.htm

+4

128

Не могу без своих пяти копеек. Почему в русской медиевистике Средние века - это Франция-Германия в 12-14 веках? Поэтому добавляю исторический документ, кусочек саги об Эйрике Рыжем, в котором отражено краткое содержание утраченной саги об Ауд Мудрой.
"Олавом Белым звали одного конунга. Он был сыном конунга Ингьяльда, сына Хельги, сына Олава, сына Гудрёда, сына Хальвдана Белая Нога, конунга уппландцев.
Олав отправился в поход на запад и завоевал Дублин в Ирландии и всю округу и стал там конунгом. Он женился на Ауд Мудрой, дочери Кетиля Плосконосого, сына Бьёрна Бычья Кость, знатного человека из Норвегии. Их сына звали Торстейном Рыжим.
Олав Белый пал в битве в Ирландии, а Торстейн и Ауд уехали на Гебридские острова. Там Торстейн женился на Турид, дочери Эйвинда Норвежца и сестре Хельги Тощего. У них было много детей.
Торстейн стал конунгом викингов. Он заключил союз с ярлом Сигурдом Могучим, сыном Эйстейна Грома. Они завоевали Катанес, Судрланд, Росс и Мерэви и больше половины Шотландии. Торстейн стал там конунгом, но шотландцы предали его, и он погиб в битве.
Ауд была в Катанесе, когда до нее дошла весть о гибели Торстейна. Она велела построить тайно в лесу корабль и, когда он был готов, отправилась на Оркнейские острова. Там она выдала замуж Гро, дочь Торстейна Рыжего. Гро была матерью Грелёд, на которой женился ярл Торфинн Кроитель Черепов.
После этого Ауд направилась в Исландию. У нее на корабле было двадцать свободных мужей. Она приехала в Исландию и провела первую зиму в Бьёрновом Заливе у своего брата Бьёрна. Затем Ауд заняла все долины от Завтрачного Мыса до Шумной Реки. Сама она поселилась в Лощине. Она ходила на молитву на Крестовые Бугры. Там она велела поставить кресты, потому что она была крещеная и набожная.
С нею приехали в Исландию многие знатные люди, которые были взяты в плен викингами на западе и назывались рабами. Одного из них звали Вивиль. Он был знатного рода и попал в плен на западе за морем. Он назывался рабом, пока Ауд не дала ему свободу.
Когда Ауд стала селить своих людей, Вивиль спросил, почему она не селит его, как других. Ауд сказала, что это все равно и что он всегда будет считаться знатным, где бы он ни был. Она дала ему Вивилеву Долину, и он там поселился."

Отредактировано LinLis (2010-06-02 11:35:36)

+5

129

LinLis
А надо отдельный раздел про скандинавов. Много же про них есть всего, не меньше, чем про Англию с Францией!

0

130

Теперь разбор. Итак, сначала посчитаем возраст главной героини, Ауд Мудрой: замуж она вышла примерно в 16-17 лет. Родила сына Торстейна, женила его после смерти мужа примерно в 20 лет, т.е. на тот момент ей около 35-38лет. Родились внуки, внучку Гро бабушка выдала замуж тоже примерно в 16-17 лет, т.е. бабушке примерно 52-55 лет. После этого бабушка с 20 "свободными мужами", т.е. викингами отправляется колонизировать Исландию, где уже обосновался ее брат. Проведя первую зиму у брата, начинает расселять своих людей на довольно обширной территории, соответственно, становясь хозяйкой "горда", т.е. укрепленного поселения, центра округи хуторов. Дополнительные мечи приобретает бесплатно, заранее захватив с собой перспективных вольноотпущенников. В продолжении саги сказано об организации морской разведки побережья Исландии и продвижении жителей ее горда до ледников "Белая рубашка" и "Снежная гора".
И это тоже о женщинах и семьях в Средние века.

Отредактировано LinLis (2010-06-02 09:52:25)

+4

131

Михаил АБРАМСОН
Брак по расчету: как это делалось в средние века
В Х–ХIII веках самого термина “семья” вообще не существовало, отсутствовало представление о ней в современном смысле слова. Человек того времени не отграничивал себя с женой (или мужем) и своих детей от родителей, близких или дальних родственников, живших с ним под одной крышей. Однако были две тенденции: семья, разрастаясь, стремится сохранить единое хозяйство – или многоячейные семьи растут лишь до определенного предела, а потом распадаются на малые.
На юге (Италии), как правило в небогатых семьях, применялись обычные для средневековья способы регулирования числа детей. В источниках говорится о приютах для подкидышей, что свидетельствует о немалом числе подкинутых младенцев. В протоколах епископского суда в Альтамуре (1299 г.) содержится 16 упоминаний о жителях города (чаще о женщинах, но иногда и о мужчинах, в том числе о городском нотарии), приходивших каяться (упав на колени и плача) в том, что они “находили у себя под боком своих младенцев мертвыми”. Может быть, в отдельных случаях они действительно неумышленно придавливали во сне спавших в той же супружеской постели младенцев. Но в своем большинстве это намеренное детоубийство, способ избавиться от детей (к тому же еще не крещенных) в том возрасте, когда родители, особенно матери, не успели к ним привязаться. Мягкость кары – покаяние – объяснялась и массовым характером явления, с которым церковь была бессильна бороться (в этом отношении Южная Италия не отличалась от других регионов Европы).
Но равнодушия в отношении к детям не было (за исключением некоторых младенцев в бедных семьях). Особая забота о своей больной дочери (которой не суждено выйти замуж) либо обеспечение будущего дочери даже в том случае, если она не захочет обзавестись семьей, отнюдь не случайное выражение отцовского чувства человеком, стоящим на пороге смерти. Типичная для тех далеко не спокойных времен ситуация: в начале ХIII века малоимущие супруги продают виноградник, для того чтобы освободить из тюрьмы своего сына.
Отношения между мужем и женой могли быть, разумеется, самыми разнообразными – от любви до острой неприязни, доходящей даже до ненависти. В слово “любовь” средневековые люди, и особенно супруги, вкладывали специфический смысл. Сильная, стихийная чувственная любовь была более характерна для людей, не связанных официальными брачными узами. Для супругов же это скорее чувство привязанности, развившееся и окрепшее в совместной жизни. Муж более всего ценил в жене ее послушание и служение ему “как своему господину”. Бить жену, если имелись достаточные основания, считалось настолько естественным, что это условие особо оговаривалось лишь в нескольких ранних брачных соглашениях.
На этом фоне особенно ярко выделялись уникальные случаи, когда мужа и жену соединяло сильное чувство.
Острой проблемой для малой семьи был развод – законы исходили из нерасторжимости брака. Изредка супруги начинали жить раздельно. Гораздо чаще один из них с согласия второго уходил в монастырь, не вызывая нареканий ни церкви, ни общества. И все же развод или открытый уход от мужа (жены) был возможен. В Х веке беневентинский князь, возненавидевший свою бездетную жену, дал ей развод и отправил к родителям. В следующем столетии так же поступил Роберт Гвискар.
Интимные отношения за рамками церковного брака очень нелегко выявить: сожительница почти никогда не фигурирует в грамотах как “конкубина” – любовница. Мы можем предположить, что женщина, часто вместе с детьми, фигурирующая, скажем, в завещании не как родственница, – тайная любовница человека, который хочет материально ее обеспечить. Очень часто конкубина выступает в актах как служанка; в документах обычно говорится об одном или нескольких ее детях.
Наиболее распространен был конкубат в среде клириков. В конце ХIII века клирик Квинт дает архиепископу Бари обязательство: “Если я не прекращу открыто держать конкубину в собственном доме или чужом, то заплачу 4 унции золота штрафа”. Многие духовные лица живут в собственных домах со своими семьями.
В брачные контракты всегда включалось условие: если будущий супруг сделает любовницей служанку – свободную женщину, он изгонит ее из своего дома, если же рабыню (а они имелись во всех состоятельных городских семьях) – передаст ее в руки жены, “дабы исправила ее и делала с ней все, что ей (жене) будет угодно”. Иногда мужу разрешалась альтернатива: освободить рабыню и дать ей законного мужа.
Вот сведения из протокола церковных процессов в Альтамуре (конец ХIII века). Некий мужчина, имевший законную жену, открыто живет с конкубиной. Когда его возлюбленную в 1299 году приговорили к публичному бичеванию, он на коленях умолял прелата бичевать его самого вместо нее, на что епископ дал согласие. А другого жителя города, Петра Пикано, не устрашило даже церковное отлучение: имея семью, он продолжал встречаться с любовницей. Только посадив Петра в тюрьму, его вынудили отречься от нее. От церкви был отрешен Иоанн Руссо, из-за конкубины отказавшийся от церковного брака с невестой. Разумеется, такое открытое неповиновение церковным канонам встречается в официальных актах крайне редко.
В духе того времени смиренное приятие всех поступков супруга и повелителя считалось одной из главных добродетелей женщины. Жены участвовали в дарении имущества бастарду – незаконному сыну мужа. В ее собственное завещание могли быть включены побочные дети и даже конкубина мужа или сына. Фактически ей было положено терпеть и связь мужа, и заботиться о бастардах, если незаконные дети росли по воле мужа в ее собственной семье.
Но во время торговых путешествий и других отлучек мужа руководство хозяйством полностью переходит в руки жены. Особенно активны вдовы, чьи права и возможности шире. Обычно мужья завещали им – с непременным условием “сохранения чистоты брачного ложа” – право распоряжаться всем состоянием, опекать малолетних детей, выдавать замуж дочерей и женить сыновей. Впрочем, подчас они нарушали это непременное условие.
Вдовы, реже жены, иногда даже девушки занимаются торговлей и ростовщическими операциями. Упоминаются даже женщины, занимавшиеся ремеслом, – такие, как владелица мастерской Рита или же булочница из Салерно Родоленда, которая арендовала печь, чтобы “днем и ночью выпекать хлеб”.
Частная жизнь в средние века была пронизана противоречиями. Сознание горожанина было расколото, о чем он сам скорее всего не подозревал. Унаследованный исстари взгляд на мир, общество, семью сосуществовал с представлениями, которые вырабатывались в повседневности и явно расходились с официальной догмой.

увеличить

+8

132

Не знаю в какую тему. Пусть будет здесь. :unsure:

Красота спасет мир.

Но какая она, красота? Что из себя представляет? Почему это понятие окружает нас с самого рождения и до самой смерти не перестает будоражить и волновать наш ум?

«Красота? — эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. «Красота» является важнейшей категорией культуры».

Так сухо и наиболее понятно пытаются описать нам красоту учебники по эстетике и культурологи.
Но больше всего с понятием красоты связано представление о женщине. Красивая женщина…какая она? Этим вопросом задавались все поколения, начиная с первого мужчины на земле – Адама. Что представляет из себя канон красоты, и почему он так важен?
Три с половиной тысячи лет назад в Египте идеалом женской красоты была субтильная (худощавая и низкорослая) женщина с мальчиковой грудью. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок белладонны, так называемую "сонную одурь".
Идеальной формой глаз считалась миндалевидная – её подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. Ни одна египтянка не обходилась без восковой эпиляции. По идеалу красоты и традициям волосы удалялись со всего тела, в том числе и с головы. Но красиво-вытянутая форма черепа с округлым затылком позволяла им это делать без ущерба всему гармоничному образу. На голову, подвергнутую довольно жестокой операции депиляции или просто выбритую надевали парик или сложную конструкцию из накладных волос. Для придания очам блеска египетские красавицы капали сок белладонны, веки подводили краской углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови. Кстати, именно в этой стране создали белила и пудру
http://s58.radikal.ru/i162/1006/7d/04cfa449f57d.jpg
В Древней Греции идеалом красоты считалась женщина скорее крепкого телосложения с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами и небольшой грудью. Для примера - параметры Афродиты Книдской: рост – 164 см, грудь – 86, талия – 69, бедра – 93.
Красоту лица определяли так называемый греческий нос, линия которого продолжает линию лба почти без перехода. Именно греки ввели понятие классическая красота. Лицо греческой красавицы - невысокий лоб, большие глаза, округлая линия бровей. Волосы гречанки укладывали узлом или перевязывали на затылке лентой. Они обесцвечивали их щелоком, а затем натирали помадой из козьего жира и желтых цветов. Знатные дамы в Греции тоже весьма любили косметику: пудру, помаду, румяна.
По поводу красоты лица можно ещё сказать, что идеальным всегда считалась симметричность различных его частей (глаза, уши, нос) пропорциональность, отсутствие изъянов в виде пятен и неровностей на коже – это все опять же говорило о здоровье.
http://s53.radikal.ru/i140/1006/a9/3432cb72b0e4.jpg
В Древнем Китае восторгались маленькими хрупкими женщинами с крошечными ступнями. «Красота требует жертв» – такой девиз могли смело написать на своих знаменах китайские женщины. И наиболее ярким примером этому может служить бинтование женских ног. Цель этого обычая – сохранить маленькую ножку, поскольку в Китае высшей добродетелью девушки считалась ножка в форме лотоса. Годовалой девочке стягивали бинтами ножку таким образом, чтобы бинты не позволяли костям и мышцам нормально развиваться, а пальцы были подогнуты. К совершеннолетию ноги уродовались так, что женщина не могла быстро ходить и преодолевать большие расстояния. С течением времени бинтование ног стало настолько обязательным, что девушки с нормальными ногами практически не имели шансов выйти замуж. Им тяжело было стать даже наложницами или проститутками.
Практически на всем протяжении японской истории в понятие женской красоты включались, помимо природных внешних данных, и другие качества – манера поведения, умение одеваться, грациозно двигается, танцевать, писать стихи и музицировать и петь.
Эталоном японской красоты являлись круглые овалы лиц, удлиненные узкие глаза, маленький рот с пухлыми губами, прямой нос. Как и у многих перечисленных выше народностей, японским мужчинам нравились миниатюрные, очень стройные женщины, с маленькими ножками, ручками и небольшой грудью, изящной линией шеи и густыми черными волосами. Стоит ли упоминать о том, что косметика была неотъемлемой частью жизни японских женщин?
Японки обладают чертами характера и способностями, которые западные мужчины редко встречают у своих женщин.
http://i015.radikal.ru/1006/87/0ba9186ab346.jpg
Идеалы восточной красавицы (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из"1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови – густые и черные "как смоль", груди – подобные «двум холмам, увенчанным алыми вишнями», полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки. Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха". Нижняя часть торса настоящей азиатки должна быть широкой и тяжелой. Живот красавицы обычно сравнивается с множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать». В пупке красавицы должна помещаться унция масла.
Идеал красоты восточной женщины полностью закручен вокруг способности принести здоровое и многочисленное потомство. В их культуре было принято иметь много детей. К тому же, идеализация фигуры с формой «песочные часы» (тонкая талия при крупных бедрах), в восточных странах доведена до максимума
http://s001.radikal.ru/i196/1006/1c/c8464a4edfd8.jpg
На Руси красавиц растили по-своему. В средние века девочкам из богатых семей запрещали шить, чтобы они не привыкали держать голову опущенной и не кололи пальцы, читать, чтобы не портили глаза, много есть, чтобы не толстели. На ночь в волосы втирали благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали нитяные перчатки, а грудь массировали специальной помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед модой: белились и румянились так, что начали походить на размалеванных кукол.
http://s46.radikal.ru/i112/1006/cd/239d1cac3f26.jpg
Мода на Руси зависела, опять же, от достатка отдельно взятой семьи. И хоть полнота не ценилась, так как в других странах, в виде признака богатства – сам факт слежения за фигурой и здоровым видом лица, холеными руками, характеризовал женщину как живущую в относительно благоприятных условиях, раз она может себе позволить не мозолить руки и следить за фигурой, кушая не то, что есть, а то, что нужно.
http://i029.radikal.ru/1006/6c/95580068c61b.jpg
В эпоху средневековья, во времена бушевавшей инквизиции, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считалась затянутая в корсет дама с миниатюрными ручками. Пышные формы бинтовались туго-натуго бинтами, дабы уменьшить их и не вводить в искушение мужчин и инквизицию.
Модницы “носили” высокое чело — для этого приходилось подбривать волосы надо лбом чуть ли не до макушки, а брови и ресницы выщипывать. Косметика не поощрялась, а потому средневековые красавицы имели, что называется, бледный вид с голубым оттенком.
Уж очень не нравилась святой инквизиции в те времена шевелюра рыжего цвета и зеленые глаза прелестниц, что в одночасье относило их в разряд ведьм. Поэтому бледная, худощавая блондинка со светлыми, а лучше голубыми, как у ангела глазами, лебединой шеей, удлиненным овалом лица – вот средневековый эталон красоты. Волосы женщины осветляли всеми подручными средствами.
В Средневековье здоровье и долголетие было в большом дефиците. Да и мужчины тысячами гибли в крестовых походах и в местных войнах. Поэтому для женщины считалось престижным быть замужней и беременной. В моду вошла S-образная фигура, некоторые дамы носили накладные животы.
Элеонора Аквитанская, которая, по словам современников, имела золотисто-рыжие волосы, мраморную кожу, большие голубые или зеленые глаза была самой прекрасной женщиной того времени.
Так, для испанского архипресвитера Хуана Руиса, автора «Книги благой любви», эталонная красота складывалась из серповидных бровей, светлокудрых волос, маленькой головки, тонкого стана, изящных ушек, точеного носика, белых ровных зубов и лебединой шеи.
http://s61.radikal.ru/i172/1006/0d/6c5ba9940fc0.jpg
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека— аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины.
Все что отличает женщин от мужчины, находится под запретом, причем наказание – смерть. Однако, несмотря на строгий запрет на все физическое, человеческое естество нашло лазейку в «культе прекрасной дамы».
Мотивы розы— цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.
http://s52.radikal.ru/i135/1006/fa/6321d6843709.jpg

http://dreamworlds.ru/gazeta/page,1,5,4 … usk-6.html

Отредактировано Ксения (2010-06-04 15:32:00)

+4

133

Ксения написал(а):

. Годовалой девочке стягивали бинтами ножку таким образом, чтобы бинты не позволяли костям и мышцам нормально развиваться, а пальцы были подогнуты.

Я читала, что с 5-6. И мне кажется, это больше похоже на правду: годовалого ребёнка, который учится "ходить и говорить", не заставишь терпеть боль, а пятилетнего, которого уже научили "сидеть и молчать" - вполне.

Вот, кстати, заметка на эту тему: http://community.livejournal.com/feminism_ua/92560.html И даже с картинкой такой ноги.

А, и вот ещё с фотками: http://gorod.tomsk.ru/index-1201350074.php Жуть, одним словом.

Отредактировано Княгиня (2010-06-04 17:14:44)

+3

134

А еще жуть, что бедных женщин заставляли бинтовать себя, ибо во - первых от этого сильно болит сердце и трудно бегать (а как молодой девушке без бега?), а во - вторых красивые пышные формы - еще один признак здоровья и ценности женщины, как матери.
Видно сильно жгло глаза инквизиторам, что они были так строги.  :D

Что касается тонкой талии - как говорила одна мудрая женщина
"Если у женщины есть талия, то у нее все в порядке со здоровьем".

Отредактировано Marion (2010-06-04 18:22:58)

+1

135

И еще о близнецах немножко.

Констанция  Британская, утвержает один источник, тоже умерла, родив близнецов. Девочек.
Одним из сих близнецов была Аликс (будущая герцогиня), а второй ее сестра - близнец, Катрина  ( Catherine).

0

136

Еще немного о детях. Не законных.

Дети короля Генриха (кажется 1го)

"Известные и вероятные незаконные дети матери которых неизвестны:

1. Роберт, граф Глостер (возможно от Сибиллы Корбе)

2. Мод ФитцРой, замужем за Конаном III, герцогом Бретани

3. Констанс ФитцРой, замужем за Ричардом де Бомоном

4. Мэйбл ФитцРой, замужем за Вильгельмом III Гуэ

5. Эйлин ФитцРой, замужем за Матье I Монморанси

6. Гилберт ФитцРой, ум.после 1142

Известные и вероятные незаконные дети от известных матерей:

От Эдит:

1. Матильда дю Перш, замужем за Ротру II графом Перша

От Гьевы де Траси:

1.Вильгельм де Траси (ум.ок. 1189)

От Ансфриды (ок.1070):

1. Джулиана де Фонтевро (ок.1090), с 1103 года замужем за Эсташем де Паси

2. Фульк ФитцРой (ок.1092), монах в Эбингдоне

3. Ричард Линкольн (ок.1094-1120)

От Сибиллы Корбэ (ок.1077 - после 1157):

1. Сибилла Нормадская, замужем за Александром I Свирепым, королем Шотландии

2. Вильгельм Констебль (до 1105-после 1187)

3. Реджинальд де Дунстанвилль, граф Корнуолл (ок.1110-1175) женат на Мэйбл ФитцРичард.

4. Гундред (1114-1146), с 1130 года замужем за Генри де Ла Померуа

От Эдит ФитцФорн:

1. Роберт ФитцЭдит, лорд Оукхэмптон (1093-1172), женат на Мод д'Авранш дю Сап.

2. Аделиза ФитцЭдит

От принцессы Нест ферх Рис (ок.1073):

1. Генри ФитцРой (1103-1158)

От Изабель де Бомон (после 1102-после 1172):

1. Изабель Эдвига Английская.
2. Матильда ФитцРой (ок.1102-ок.1172), аббатиса Монвилье

+3

137

Еще немного о семьях.

Многодетный отец.
Бернард Стрингел /Bernhard Strigel
Portrait of Conrad Rehlinger and his children
http://s60.radikal.ru/i169/1007/b2/f678bf47b60bt.jpg

Дед и внук.
http://s46.radikal.ru/i113/1007/66/2126e6a57617t.jpg
Domenico Ghirlandaio — An old man and his grandson

Отредактировано Marion (2010-07-09 23:26:05)

+3

138

Еще немного про конкубин и особенно их детей.

Все знают, кем была мать Вильгельма Завоевателя.
А вот еще один Вильгельм:

Вильгельм Ипрский Бастард (...1127-1141...), незаконнорожденный сын Филиппа ван Лоо, виконта Ипра, от саксонки, чесальщицы шерсти; двоюродный брат Бодуэна VII и Карла Доброго, графов Фландрских. Он был женат на племяннице Клеменции Бургундской, вдове графа Робера II Иерусалимского. Претендент на графство Фландрское в 1119-1127 гг.

Но  не только сыну чесальщицы так повезло:

"... дочь Юлиану, рожденную от куртизанки и выданную за Эсташа, сира де Бретей (-ан-Уш) и де Паси (†1136)".

Здесь немного оборвано, постараюсь найти начало фразы.

+3

139

Про прялки

Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки. Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки).

Немного об истории этого ремесла. С давних пор прялка сопровождала женщину с раннего детства и до самой старости. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, декорированные резьбой, резьбой с подкраской и росписью.

Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках.

Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. В отдельных районах оно было связано и с изготовлением холстов на продажу - работа трудоемкая и однообразная. Народная мудрость научила выполнять ее коллективно и связала с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к трудовым календарным праздникам и событиям свадебного цикла. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест". К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста.

Дарение прялки сопровождалось выражением девушке-невесте добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в украшение прялки и раскрывалось средствами наглядного образного языка народного декоративного искусства. На вопрос о том, что означают изображения на прялках, северные старожилы отвечали: "Добрые пожелания", "Родительское благословение", "Пожелание, чтобы жизнь была подобна цветущему саду", "Напутствие", "Мир божий". Эти ответы, близкие по смыслу, дополняют друг друга, помогая понять, что смысловое толкование получали и форма прялки и рисунок орнаментального декора.
http://www.narodko.ru/article/tkach/pry … adenie.htm

Прялки и веретена присутствую в фольклоре и произведениях классиков разных стран. Германская сказка "Три пряхи" http://www.peskar.net.ru/index_a.php?id … ;id_cat=10
Спящая красавица
http://www.kostyor.ru/tales/tale39.html
"Сказка о царе Салтане" Пушкина
http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt

И на средневековых миниатюрах:

http://www.goldenacorn.net/weavers/French15c3.jpg
Woman spinning flax using a drop spindle and distaff.
MS Fr. 599, f. 40, Bibliotheque Nationale, Paris
15th c. France

http://www.goldenacorn.net/weavers/French15c4.jpg
Unwinding thread from the drop spindle and making a skein.
MS Fr. 599, f. 48, Bibliotheque Nationale, Paris
15th c. France

http://www.goldenacorn.net/weavers/spinningpix.htm

+6

140

Средневековые английские теории о воспитании в значительной мере на работе Исидора Севильского The Etymologies of Words. Согласно представлениям того времени, человек был малышом до 7 лет, ребенком до 14, и молодым до 28 лет.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Исидор Севильский

http://s005.radikal.ru/i210/1010/ae/97235dc20b26.jpg

Считалось, что до 7 лет дети не имеют представления о моральных установках, не могут отличать правильное от неправильного, и, поэтому, требуют к себе неустанного внимания со стороны крестных и матери.
В семьях ноблей мальчики, правда, уже начинали свое обучение у воспитателей (tutor), а девочек довольно рано начинали обучать всяким хозяйским и девчачьим премудростям воспитательницы (mistress). Это в теории.

На практике, наследники и наследницы ноблей имели такую колоссальную ценность на брачном и политическом рынках, что зачастую ребенка забирали от матери чуть ли не в младенческом возрасте, помещая в семью «хранителя» до достижения 14 лет.
Мать, конечно, могла потребовать должность хранителя для себя, но мало у кого было достаточно влияния и силы, чтобы получить согласие королевской администрации.
Известны даже случаи, когда матери похищали своих детей, вместо того, чтобы передать их в чужие семьи, но никто теперь не может с уверенностью сказать, что ими двигало: то ли материнская любовь, то ли понимание того, какой ценностью является наследник или наследница семьи.

В целом, благородные леди не могли рассчитывать, что им позволят самим вырастить своих детей.
Кто знает, кто из них даже хотел бы этого, ведь их уже самих воспитывали в определенных традициях.
Сохранилось письмо короля Генриха Третьего к Мэйбл, вдове Роджера Торпелла: «Мэйбл, вдове Роджера Торпелла. Она должна помнить, что король дает права на земли и наследников вышеупомянутого Роджера Торпелла, с правом женить наследников, Р. Епископу Чичестрскому, канцлеру на время детства наследников...
Поскольку Уильям, старший сын и наследник, умер, король приказывает ей, ради нее самой и ее добродетели, не задерживать Эйселоту, следующую по старшинству и наследованию, а передать ее посланцу епископа, который предъявит письмо, доказывающее, что он этим посланцем является».

http://s002.radikal.ru/i200/1010/7c/9c970b2a428b.jpg

В крестьянских семьях дети воспитывались дома, и вдовы практически автоматически назначались лордом или помещиком хранителями своим детям. Конечно, во время эпидемии Черной Смерти многие дети лишились обоих родителей, и права на их воспитание были даны либо дальним родственникам, либо вообще приходским священникам.

По поводу выкармливания детей и Тротулла, и Бартоломью Англичанин в один голос говорят, что лучшим питание для ребенка является молоко матери, но там, где Тротулла просто пишет, что «грудное молоко собственной матери является лучшим для ребенка» и не рекомендует кормилиц, Бартоломью пускается в философию: «мать (mater) потому так и зовется, что выкармливает ребенка своей грудью (mamma)».
На практике, знатные леди регулярно нанимали кормилиц с проживанием в замке.
Генриетта Лейзер указывает, что по какой-то причине использование кормилиц совершенно не зарегистрировано в средневековом Лондоне, хотя во Флоренции, например, об этом есть достаточно много письменных материалов.

Пеленание детей не обсуждалось, считалось, что если этого не делать, ребенок получит многочисленные искривления.
Гаральд Уэллский (1147 – 1223) упоминает то, что ирландцы не пеланают своих детей, как доказательство их варварской жизни и обычаев.

Крестьянки, разумеется,  были сами кормилицами. Иногда это приводило к трагедиям.
В 1300-м году суд Бедфорда рассматривал дело о том, что Николас ле Свон убил свою жену Изабель за то, что та проводила слишком много времени у соседей, вскармливая их ребенка.
Некоторые женщины думали о заработке меньше, чем о здоровье собственных детей.
Некая Елена из Йоркшира в 1366-м году отказалась идти в кормилицы к своей бывшей хозяйке, потому что не хотела обделять своего ребенка. Через 18 месяцев Елена продолжала кормление, когда к ней обратились еще раз: ее бывшая хозяйка родила нового ребенка, и снова нуждалась в кормилице. На этот раз Елена согласилась.
Благодаря практике использования кормилиц, до нас дошли некоторые распоряжения, дающие представления о том, как жил средневековый социум. Например, тот же король Генрих Третий специальным указом запретил кормилицам-христианкам вскармливать детей евреев.

Тротулла дает указания, что кормилица должна быть женщиной бело-розовой комплекции, избегающей пряной пищи.
Особенно запрещался чеснок. Кормилице рекомендовалось делать физические упражнения, пить легкое вино и виноградный сироп.

Похоже, что мода на использование кормилиц пришла в Англию вместе с норманнами.
Известно, что одна из невесток Вильгельма Завоевателя умерла именно от грудного воспаления, последовавшего за бинтованием груди, имеющим целью прекратить выделение молока.
Почему они это делали? Потому, что верили, что кормящая мать не должна иметь сексуальные отношения.
Некоторые священники, как Томас Чобхемский (1160 – 1236) категорически возмущался отговоркой матерей-аристократок о своем «деликатном сложении». Смогла родить – сможешь и выкормить, было его философией. Он возмущался тем, что матери-аристократки зачастую вообще не подходят к своим детям.
Учитывая, что большая их часть была вынуждена отдавать своих младенцев в те руки, в которые велит король, удивляться не приходится, но церковь не сдавалась, вдалбливая женщинам всех сословий неделю за неделей, что те должны относиться к нуждам своих детей «с вниманием».

Детёнок из простонародья. Реконструкция. Германия.

http://s39.radikal.ru/i083/1010/ad/841476f9f732.jpg

Как только ребенок выходил из пеленочного возраста, он начинал имитировать тот тип жизни и отношений, которые его окружали. Девочки с малых лет начинали прясть, независимо от того, росли они в замке или в деревенском доме. Что не означает, что они всегда следовали по стопам своих матерей.
В Лондоне в 1286-м году была известна Катарина – «хирургиня», которая работала с отцом и братом. Учиться детей посылали в школы уже в средние века. Указ от 1406-го года гласит: «каждая женщина и каждый мужчина, независимо от их статуса и состояния, должны быть свободны посылать своих сыновей и дочерей учиться в любую школу королевства».
Достаточно обычным было посылать детей в хорошие дома либо в качестве воспитанников, либо хотя бы в качестве слуг, чтобы кругозор их не ограничивался, чтобы они учились хорошим манерам и полезным навыкам.
Средневековая поэма Как Хорошая Жена Учит Свою Дочь говорит:

«Когда ты идешь, не иди слишком быстро
Не крути головой и не сутулься
Не болтай слишком много и от ругательств воздержись,
Потому что такие манеры до добра не доведут»

(текст на английском здесь homepages.gac.edu/~ecarlson/Women/Goodwife.htm)

Мы не можем знать, насколько грамотны были женщины английского Средневековья.
Известно, что интерес Альфреда Великого к книгам был результатом того, что его мать устраивала соревнования Альфреда с братом, кто из них лучше запомнил поэмы, которые она читала вслух. 
В середине тринадцатого века Вальтер Биббесворт составил для Дениз Монтези пособие, по которому она могла бы учить своих детей французскому, необходимому «для замужества и ведения дел».

В наши дни ожидается работа Майкла Кленси (Michael Clanchy), который собрал много сведений о женской грамотности.
Он упоминает в ней и работы Кристины Пизанской (1365 – 1430), пять из которых были переведены на английский уже в пятнадцатом столетии.

http://s50.radikal.ru/i129/1010/70/b5be3b2c8132.jpg

Не лишним будет упомянуть о романе 13-го столетия, который называется «Тишина», и который написала Хельдрис Корнуэллская.
Роман о девушке, которую родители вырастили, как юношу.
Дело было в том, что в романе король запретил девушкам наследовать за родителями, поэтому история и закрутилась.
Тишина, Сайленс, такое имя было дано девушке, которая, подрастая, думала отнюдь не о любви, а о том, сможет ли она стать добрым рыцарем. И, если закон о наследовании будет изменен, и ей больше не придется скрывать свой пол, сможет ли она быть хорошей женщиной, не умея ни шить, ни вышивать?
Она убегает с менестрелями, потому что менестрелем может быть и женщина, и мужчина. И потом одерживает всяческие победы, и как менестрель, и как рыцарь.
Правда все-таки выходит наружу, но Сайленс вызывает такое восхищение, что ей разрешают наследовать родителям, как женщине. Похоже, что фэнтези было избретено, как жанр, уже в средневековье. ^^
http://mirrinminttu.diary.ru/p72609151.htm#more1

Отредактировано иннета (2010-10-06 11:28:27)

+8

141

http://i013.radikal.ru/1010/2b/6556221e6c64.jpg

Возрождение 12 века породило, как мы уже видели, расцвет личности.
Одновременно больше внимания стали обращать и на страдающее человеческое тело.
Жорж Дюби в книге «Мужское Средневековье»(Georges Duby, «Reflexions sur la douleur physique», in Male Moyen Age, Paris) отмечал, что до XII века «"феодальная" культура вовсе не проявляла интереса к страданиям тела, во всяком случае, они беспокоили ее гораздо меньше, чем нашу». Жорж Дюби отметает слишком примитивное объяснение этого явления суровостью и трудностью жизни и подчеркивает военный и мужской характер идеологии Средневековья.
«В страдании будешь рождать детей», - говорит Бог Еве в Библии. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», - предрекает Он Адаму. Таким образом, виновные осуждались не только на смерть, но еще и на страдания.
Уделом мужчины становился труд (labor), уделом женщины - боль (dolor).
«Из этого естественно вытекает, что, коль скоро боль свойственна женщине, мужчина обязан ею пренебрегать.
Мужчина, достойный этого звания, не страдает; во всяком случае, он не должен демонстрировать страдание.
В противном случае он теряет мужественность, унижается, опускается до состояния женщины», - продолжал Дюби. Однако «подобная холодность недолго оставалась в ходу». Изменения наметились уже с конца XII века, когда боль начали почитать и даже превозносить.

В эпоху Средневековья не проявляли большого интереса к беременной женщине.
Она не становилась объектом какой-либо специальной заботы.
Причем подобное равнодушие или, вернее, нейтральное отношение к беременным наблюдалось независимо от того, принадлежала ли женщина к верхам или низам общества.

Отсутствие внимания к беременной женщине подтверждает и несчастный случай с женой Филиппа Храброго, сына и наследника Людовика Святого.
Она последовала за мужем в последний крестовый поход в Северную Африку и сопровождала его, когда он, тогда уже король, возвращался во Францию. После плавания из Туниса на Сицилию путешествие продолжалось сухопутным путем.
В Калабрии во время переправы через поднявшийся от дождя поток королева упала и погибла вместе с ребенком, которого вынашивала. Итак, никакого особого отношения к беременной женщине даже высокого ранга не существовало.
А о крестьянках, которые во время беременности продолжали работать, нечего и говорить.

иллюстр.из книги "Love, Marriage, and Family in the Middle Ages"(David Herlihy)

http://s41.radikal.ru/i091/1010/22/85011b27f605.jpg

К концу рассматриваемого периода образы Рождества, следуя общей эволюции изобразительного искусства, обрели реалистичность. Рождения Христа теперь выглядело как настоящая сцена родов.
Дева становилась роженицей, окруженной служанками, которые обмывали ребенка в тазу.
Это сильно отличалось от более ранних изображений, на которых в углу сидел озадаченный или даже недовольный, подчас комичный святой Иосиф, весь вид которого словно вопрошал, как такое могло произойти. ^^

http://i071.radikal.ru/1010/ed/09f69b1d92d3.jpg
(Жак Ле Гофф, Николя Трюон "История тела в средние века".Перевод с французского Елены Лебедевой)

Отредактировано иннета (2010-11-08 20:32:11)

+2

142

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано Alga (2011-02-27 19:13:48)

+9

143

http://i013.radikal.ru/1010/2b/6556221e6c64.jpg

Любовь – непреходящий, неоценимый вклад женщины в жизнь!
Какие бы сложности и искажения ни придумал Адам, Ева украсила довольно грубую биологическую необходимость тайной, красотой и очарованием.
Мужчина, конечно, должен был все испортить, обвинив Женщину в «первородном грехе», тогда как она совершила одно – возвысила простой инстинкт до искусства.

Не будем лицемерить! Не может быть речи о паре невинных существ, веселившихся в садах Эдема даже без мысли о сексе. Божественный приказ гласил: «Плодитесь и размножайтесь», и они повиновались.

В то же время мужчина демонстрирует большую остроту ума, а его семя - единственное, что увековечивает человеческий род в момент соединения мужчины и женщины, единственное, что получает божественное благословение.
Невысокое положение женщины в обществе объяснялось несовершенством ее тела, о котором писал Аристотель, а также его средневековый читатель Фома Аквинский. В их сочинениях оно идеологически обосновывалось уже не первородным грехом, а естественными телесными причинами.

Любовь плотская  отодвигалась на задний план и отношения супругов отвечало одной цели – производству потомства.

Монахинь готовили к огромным жертвам ради сохранения девственности.
Святая Эбба, настоятельница Колдрингемского монастыря в Шотландии, отрезала себе нос и убеждала сестер-монахинь последовать ее примеру, дабы их красота не манила датчан-язычников.
Хотя монахини и не стали объектом их похоти, разгневанные датчане превратили их в объект своей злобы и подожгли вместе с монастырем.

иллюст. из книги Medieval Women

http://i019.radikal.ru/1010/d9/af921359c2c3.jpg

Бывали случаи, когда мужчины преисполнялись чересчур рьяной веры, и порой для того, чтобы секс наверняка никогда не осквернил их тела, независимо от происходящего в сознании, сами себя оскопляли. %-)
Большинству мужчин, не способных или не желавших жить и умереть в целомудрии, христианство предъявило в Европе другое требование – сохранять моногамию.

иллюст. из книги Medieval Women
* Eileen Power

http://s57.radikal.ru/i158/1010/d0/58069816a6ed.jpg

За фокус теологов, преобразивших первородный грех в грех сексуальный, женщине приходилось платить всей своей жизнью.
Она считалась бледным отблеском мужчины.
«Божественный образ проявляется в мужчине так, как он не воспроизводится в женщине», - утверждал тот же Фома Аквинский, подчинявшийся порой расхожему мнению.

С женщине в браке говорится в «Книге рыцаря Замка Ландри», опубликованной в 1371 г. и составленной пожилым вдовцом:
«Женщина не должна спорить, досаждать мужу, отвечать ему перед чужими, хулить, высказывать пренебрежение».

http://i013.radikal.ru/1010/2b/6556221e6c64.jpg
(Барбара Картленд "Таинство любви сквозь призму истории. Отношения мужчины и женщины с библейских времен до наших дней")
(Жак Ле Гофф, Николя Трюон "История тела в средние века".Перевод с французского Елены Лебедевой)

Отредактировано иннета (2010-10-22 02:25:06)

+9

144

Мужчина, конечно, должен был все испортить, обвинив Женщину в «первородном грехе», тогда как она совершила одно – возвысила простой инстинкт до искусства.

Меня удивляет, что первородный грех часто усматривают в сексуальных отношениях. Во-первых, история грехопадения называет совсем другую причину, а во-вторых:

иннета написал(а):

Божественный приказ гласил: «Плодитесь и размножайтесь», и они повиновались.

То есть, секс никакого отношения к грехопадению не имел. Но почему-то эта идея упорно блуждает по умам (упорно раздражая меня своей абсурдностью).

иннета написал(а):

Бывали случаи, когда мужчины преисполнялись чересчур рьяной веры, и порой для того, чтобы секс наверняка никогда не осквернил их тела, независимо от происходящего в сознании, сами себя оскопляли.

Ориген, к примеру. Кстати, по правилам святых апостол, сам себя оскопивший не может быть священником:

22. Сам себя оскопивший да не будет принят в клир. Ибо [он] есть самоубийца и враг Божия создания.

0

145

Кажется, я нашла объяснение бреда!

Августин (354-430) объявил, что сексуальное вожделение явилось первородным грехом Адама и Евы. В его писаниях было официально закреплено представление о том, что половой акт возможен только в браке с целью воспроизведения. Августин считал также, что подчиненное положение женщин являлось частью Божественного плана творения. Вследствие этого все сексуальные позиции, за исключением "мужчина сверху", должны рассматриваться как "противоестественные" (Wiesner-Hanks, 2000).

И вот, он сказал, что похоть - результат первородного греха, и его учение упростили для неграмотных, ну и еще чтоб обуздать народ, напугать. А кто там будет разбираться и вдумываться в богословские умности? Ну и вот, обыватели до сих пор заблуждаются. Проще понять, что ЭТО плохо, чем размышлять об испорченности природы человека.

Alga написал(а):

Момент истины, растянутый часов на 8-13,

Ох. Временные рамки не совсем отражают сущность. От 1,5 до 24 часов, а иногда (ой, мама!) и больше. А дядька, который там жен поддерживал, наверное был слабоумный, который не понимал, что вокруг него творится. Или какой-то совсем без нервов. Ну или сам гинеколог. Потому что вот.
А как рожать без спинки, вообще представить не могу! Это пыточный инструмент там нарисован.  http://s15.rimg.info/05fd3159ec4130d5e74be3d911cc46c9.gif

0

146

milka написал(а):

От 1,5 до 24 часов, а иногда (ой, мама!) и больше.

В каком-то средневековом трактате было сказано: "Солнце не должно дважды взойти над роженицей". Полагаю, что это мера квалификации акушеров. А ещё я слышала, что сейчас есть маньячки, рожающие на дому, так эти по четверо (мама!) суток маются, а врача не вызывают. Принципиально. Типа, ребёнок от этого будет здоровее.

+1

147

Княгиня написал(а):

. А ещё я слышала, что сейчас есть маньячки, рожающие на дому,

Есть такие. Я одну знала лично.
Короче, она рожала дома всех своих детей (пятерых), и говорила, что это классно. Ну, я с ней не спорила, но не могу даже представить себе  кошмар рожать дома. ААААААААААА! Но вот те, которые рожают дома, они вызывают к себе повитуху и еще дулу (есть такое понятие на русском? Это такая тетка, которая морально поддерживает, напоминает, как дышать и все такое).
Но все равно, очень опасно рожать дома! А вдруг что-то случится? А вдруг гипоглекимия? Или плод обвит пуповиной и не дышит? А вдруг у женщины кровотечение не прекращается? Да мало ли что может быть! А они вот.  :'(
   

Княгиня написал(а):

"Солнце не должно дважды взойти над роженицей".

Типа, если все затянулось, то кердык? А если еще жива и роженица и плод?
Да, и еще вот! В Библии не написано, что женщина в муках должна рожать. Потому что там слово "цаар", которое значит тяжелый труд, печать и заботу. В современном языке еще и горе. Но не муки и не боль. Так что вот. И бывают роды почти без боли, это которые быстрые. Но я про такое только слышала.

0

148

milka написал(а):

Но вот те, которые рожают дома, они вызывают к себе повитуху и еще дулу (есть такое понятие на русском? Это такая тетка, которая морально поддерживает, напоминает, как дышать и все такое).

Это у вас, наверное. А те, о которых слышала я, никого не вызывали, кроме мужа. И даже требовали, чтобы он её не слушал, если она начнёт просить вызвать "Скорую". И есть ещё такие "духовные акушерки", хотя судя по тому, что я о них слышала, они не акушерки в медицинском плане, а в "духовном" - просто трепачки.

milka написал(а):

Типа, если все затянулось, то кердык? А если еще жива и роженица и плод?

Нет, я это поняла так, что у хорошего акушера/акушерки роды так долго не длятся.

milka написал(а):

Но все равно, очень опасно рожать дома! А вдруг что-то случится? А вдруг гипоглекимия? Или плод обвит пуповиной и не дышит? А вдруг у женщины кровотечение не прекращается?

А есть ещё поборники родов в воде. При том, что ни одно сухопутное млекопитающее в воду не рожает, да плюс пребывание в воде может способствовать усилению кровотечения.

Отредактировано Княгиня (2010-10-22 11:05:39)

0

149

Княгиня написал(а):

Нет, я это поняла так, что у хорошего акушера/акушерки роды так долго не длятся.

Не, рожает-то не акушерка :) Роды и сейчас считаются до 24 часов норма. Это личные особенности. Например, при обвитии шеи или разгибании головки если будут быстрые роды, то это кердык без вариантов. А если обычные, то вполне себе оживет.
Народный опыт подсчитал, сколько живет ребенок без воды при затяжных родах. Просто в Средневековье были всякие суперприколы о крещении неродившихся/недородившихся младенцев. Фома Аквинский предлагал крестить ребенка, если хотя бы его часть видна :) Были и варианты по вливанию святой воды в утробу матери :) Там куча куч диспутов была на эту тему. Смерть некрещеного младенца была горем вдвойне. Акушерка должна была судить о том, надо ли срочно крестить то, что уже успело родиться, потому как больше ничего живого не получится, или можно подождать, пока родится целиком. Вот ей и давали советы, на основании опыта, сколько протянет ребенок в родах.

+1

150

Касательно длины родов.
Есть еще такой момент - если женщина кричит от боли, все идет быстрее и не так больно. Парадокс, но это так. И без опытной акушерки, без стерильных условий и врача поблизости - все это смертельно опасно, да.

0