SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Танцы>>

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Средние века. Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ – например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов. Но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» (danse macabre), особенно широко распространился в Европе в 14 в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; если девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал общий хороводный пляс.
От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла».
Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением. Наибольшей популярностью пользовалась карола, первоначально представлявшая собой танец-шествие. Возникнув в Провансе как песня-танец, исполнявшийся только в мае, карола быстро распространился по Европе благодаря странствующим менестрелям и в конце концов стал обязательным атрибутом всех праздников.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми.
В 12 в. культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно эротические черты. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом воздухе. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал полонез.
В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. В социальном плане жесткого водораздела тогда еще не существовало. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз присоединиться к сельскому хороводу. Крестьяне отдавались танцу с ничем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.
Большое значение в развитии придворного танца сыграло появление профессиональных учителей танца, которые не только обучали знать, но и являлись арбитрами в области этикета и манер и оказывали обычно большое влияние на атмосферу при дворе.

+4

2

В самом конце  XIII  века центром европейской культуры становится Южная Франция. Здесь начинают формироваться те танцы, которые впоследствии станут наиболее распространенными среди европейцев. Новые танцы ничего не имитируют. Их цель – выразить различными способами бесконечное преклонение перед дамой сердца. Культ Прекрасной Дамы – такой характер несло искусство конца XIII  века – начала XIV века. Но эта совершенно новая для истории культуры идея тесно связана все с той же христианской идеологией – любовь к Прекрасной Даме имеет в своей основе благоговейное отношение к Богоматери (центральная фигура католичества). Литературные герои произведений эпохи Возрождения, как правило, любят не столько реальную женщину, сколько ее образ, наделенный божественными добродетелями.
     Но поскольку на женщину переносились свойства Богоматери, то и в танце начинают появляться движения, связанные с поклонением божеству, то наряду с преклонением колена в танце появился поклон.    Таким образом, была заложена основа для популяризации парных танцев, в которых уже был готов сюжет – дама является символом поклонения, а кавалер своими движениями демонстрирует это поклонение.

     Похожие танцы XIV века включают в себя istanpitta и saltarello, оба инструментальные танцы из Италии.
     Обнаруженные в начале XV века, эти танцы, вероятно, являются предшественниками самых ранних известных композиций.
     Использование танцев в итальянском обществе XIV века описано в "Декамероне" Боккаччо.
     Упоминания танцев находят и среди миниатюр эпохи средневековой Франции. В этих миниатюрах веселые фигуры, в животных масках и без них, скачут друг с другом.
     Классические английские Кентерберийские истории Джефри Чосера наполнены упоминаниями местных танцев в общественном и метафорическом контекстах, начиная с пролога, где молодой человек признан социально и сексуально превосходным, так как он мог "песни исполнять и танцы".
     В различных культурных памятниках XIV века часто прослеживается религиозность танцев.

     Первый танцевальный трактат в западной культуре появился в первой половине XV века. Найденные только в Италии, эти источники дают описания шагов и хореографию для некоторых танцев.
     Гульельмо да Пезаро (местность на берегу Адриатического моря, в которой он родился), получивший прозвище «Эбрео» (ит. - «еврей»), был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Гульельмо Эбрео после 1475 г.  обратился в Христианство и взял имя Джованни Амброзио – именно он  написал самый ранний из известных танцевальных учебников (включает описания шагов, хореографии и танцевальные мелодии для общественных танцев).
     Память об известнейшем учителе танцев Гульельмо Эбрео (да Пезаро) дошла и сохранилась и в наше время – в Италии ежегодно проводится конкурс и вручается премия Гульельмо да Пезаро за достижения в области хореографии.
     В конце XV века Франция увидела создание своего первого танцевального учебника. Изящно украшенный манускрипт, известный как Брюссельский, принадлежащий Маргарите Австрийской, содержит несколько хореографий.

Ещё кое-что о танцах http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2184

Судя по описанию, этот танец танцевала Мэрион в доме графа Хантигтона:

Свечной бранль

Существует несколько похожих реконструкций этого танца, некоторые из которых известны под разными названиями (напр., torch bransle, chandelier bransle и др.). Здесь приводится одна из самых распространенных версий этого танца.
Требуется одинаковое количество кавалеров и дам. Дамы расходятся по залу в более или менее случайном порядке, а кавалеры собираются в одном месте, и каждый из них получает зажженную свечу, которую берет в левую руку.

Шаги
Приводим шаги, составляющие сет для этого танца. Сет проделывается четыре раза по-разному, как указано ниже.

Часть I
ДЛв ДПв ДЛв ДПв ДЛв ДПв ДЛв ДПв
(8 двойных шагов с продвижением вперед, чередуя левые и правые)

Часть II
ОЛв ОПв ОЛв ОПв ОЛв ОПв ОЛв ОПв
(8 одинарных с продвижением вперед, чередуя левые и правые)
Rv [1]

Танец
Теперь вы знаете, как выглядит сет. А сам танец выглядит следующим образом:
Во время первого сета дамы стоят, а кавалеры танцуют сет, перемещаясь по залу. В конце сета каждый кавалер должен остановиться слева от одной из дам. Если кавалер не успел дойти до дамы, то он должен быстро, но грациозно найти себе даму, у которой нет кавалера. Если рядом с одной дамой останавливаются несколько кавалеров, то дама получает возможность выбрать из них одного, с которым она желает танцевать, а остальные должны найти себе других дам.
Во время следующего сета каждая пара берется за руки и делает сет одновременно. В конце второго сета партнеры разворачиваются лицом друг к другу, кавалер отдает свечу даме в правую руку, и пара целуется.
Во время третьего сета кавалеры стоят на своих местах, а дамы перемещаются по залу. В конце сета каждая дама должна остановиться справа от одного из кавалеров, но не того, с которым она танцевала второй сет. Как и ранее, дамы, не успевшие прийти к кавалеру, должны быстро найти себе партнера, но в этот раз кавалеры без пары могут помочь дамам, пойдя им навстречу.
Четвертый сет пары опять танцуют вместе. В конце сета партнеры разворачиваются лицом друг к другу, дама собирается отдать свечу кавалеру в левую руку, но не отпускает ее, так что они держат ее вместе, затем кавалер задувает свечу и пара целуется (в темноте).
Лучше всего танцевать этот танец в затемненном зале, где единственным освещением являются свечи в руках у танцующих.
[1] Здесь двусмысленность. Аббревиатура Rv означает реверанс. А по описанию танца в двух случаях из четырех на этом месте стоит действие, именуемое поцелуем. Выбирайте то, что вам больше нравится.
Взято с http://entel-edegil.narod.ru/librery/da … e_book.htm

+2

3

Alisa написал(а):

Судя по описанию, этот танец танцевала Мэрион в доме графа Хантигтона: Свечной бранль

Спасибо, Alisa! С 1997 года интересовался, что за танец танцевала Марион с Гизборном.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/thank_you.gif 

Судя по всему, бранли появились много позже XII века, и танец в фильме - анахронизм. Но не показывать же в старинном замке хоровод!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif 

Вот еще много информации по средневековым танцам: Школа старинного танца "Виланелла"

Одним из основных направлений Школы является научная деятельность: реконструкция исторического танца, изучение взаимосвязей истории повседневности и истории танца, систематизация знаний о танцевальной культуре Европы со времен Древнего мира и изучение влияния танца на культурную жизнь Европы. Мы собираем исторические документы и современные исследования, переводим зарубежную литературу и формируем сборники статей по периодам.

Также у них есть каталог со старинными средневековыми танцами, их описания и некоторые обучающие ролики.

+2

4

Основными видами танца в Средние века были "кароль" и "эстампи".
XIII век также видел начало записи инструментальной музыки и светской музыки. Танец "Кароль", популярный сначала во Франции, а затем в Англии, был танце-песней, возможно, происходящим от греческого дифирамба. Кароль являл собой круговой танец,во время которого участники держатся за руки и создают определенные фигуры,в то время как им аккомпонируют певчие. Он мог танцеваться  в цепочке, или как процессия.
Эстампи явлил собой весьма подвижный танец,
Иллюстрации этого танца находят даже во Французской библии этого периода.

http://s51.radikal.ru/i132/0812/5c/c35d2760cdea.jpg

Танцы были очень популярны как среди крестьян, горожан и  благородных. Хотя церковь и относилась к ним неодобрительно:

    * Во-первых, деревенские танцы, несомненно, имели в своей основе что-то глубоко-языческое, древнее, народное.
    * Во-вторых, зачастую во время них происходили всякие (в том числе и очень неприличные эксцессы).

Люди, как правило, танцевали под аккомпанемент музыкальных инструментов, или под пение баллады. В сельской местности местом для танцев, как правило, выбирали пространство возле загонов для стрижки овец, или амбаров. В городе – например, таверна или рыночная площадь.
В замке – это мог быть главный зал.

http://s53.radikal.ru/i139/0812/a9/a50c655fb19d.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/0812/bb/8a81f8d96de6.jpg
(Картинки - “Манесский кодекс”)

+6

5

Средневековье.

Как бы удивительно это не звучало, но прототипом современного балета являлся образ смерти. Дело в том, что для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха перед концом земной жизни. Изображения смерти, как и дьявола, постоянно встречаются в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности, она появляется также в танцах многих первобытных обществ. Но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» (danse macabre), особенно широко распространился в Европе в XIV в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, сродни смерти, уравнивал представителей разных сословий.

Сам балет, как вид сценического искусства, возник во времена эпохи Возрождения. Но вряд ли мастера танца, развлекавшие государей роскошными представлениями, могли предположить, что сеют семена искусства, которым в грядущие века будут наслаждаться миллионы людей во всем мире.

Первородные формы современного балета появились в конце XV века в Италии, где владетельные князья нанимали профессионалов для постановки пышных зрелищ, чтобы произвести впечатление на знатных гостей. Помимо элементов драмы, эти представления включали величавые танцы, шествия в исполнении придворных дам и кавалеров.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 году он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. Став супругой французского короля, итальянка Екатерина Медичи привезла во Францию и моду на диковинные придворные балеты. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору.

Они не только обучали балету, но и являлись основоположниками моды в области этикета и манер и оказывали огромное влияние на атмосферу при дворе. Итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайe) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название «Комедийный балет королевы» и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем.

Маскарады, постановки балета и карнавальные шествия устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Больше всего в эпоху Ренессанса увлекались маскарадами. Люди, желавшие сохранить свое инкогнито, путешествовали в масках; представители враждующих знатных семейств также скрывали свои лица под масками.

+1

6

http://s46.radikal.ru/i113/0910/33/1d3c72694ad8.jpg

Любимейшим развлечением в средние века были танцы, хотя на них смотрели не всегда благосклонно как духовные лица, так и городские советы. Когда прошло время такой неблагосклонности, городские правители стали давать разрешение на устройство особых танцевальных помещений. Иногда танцы устраивались и в зале городской ратуши, далеко, впрочем, не во всех городах. Танцы разделялись на несколько видов, но все они могут быть сведены к двум:
- один вид соединялся с прыганьем, отличался, так сказать, большей ширью, удалью;
- другой заключался в движениях спокойных, сводился к медленному и плавному круговращению.
Собственно танцем назывался второй вид. Танцевали под музыку, но иногда и без нее. В таком случае прибегали к пению, причем пел кто-нибудь один или все присутствующие хором. Постепенно распространился обычай соединять танцы с играми. Если танцы происходили на свободе летом, по окончании их играли в мяч. Отсюда некоторые исследователи производят слово бал (der Ball, la balle - мяч).
Общественные события и светские праздники, которые часто были связаны с религиозными торжествами, также разнообразились танцами, как и официальные церемонии - королевские визиты и коронации. Но это физическое проявление радости и восхваления не было ограничено особыми поводами. Танец был также частью повседневной жизни. Существует множество сообщений о послеобеденных танцах и использовании танцев для создания здорового тела.

http://i033.radikal.ru/0910/4f/9c719676276c.jpg

Первая сохранившаяся средневековая танцевальная музыка датируется периодом 12-13вв.
Одон, Епископ Парижа в ещё XII веке, воевал против танцев,а столетье спустя Южная Франция становится центром европейской культуры. Здесь начинают формироваться те танцы, которые впоследствии станут наиболее распространенными среди европейцев. Новые танцы ничего не имитируют. Их цель – выразить различными способами бесконечное преклонение перед дамой сердца. Культ Прекрасной Дамы – такой характер несло искусство конца XIII века – начала XIV века.Любовь к Прекрасной Даме имеет в своей основе благоговейное отношение к Богоматери (центральная фигура католичества). Литературные герои произведений эпохи Возрождения, как правило, любят не столько реальную женщину, сколько ее образ, наделенный божественными добродетелями.
В "Кантигах Святой Марии" XIII века, собранных испанским королем Альфонсо X (известным как "Мудрый"), танцы являются частью текста книги, также как и изумительные украшения миниатюрами. Некоторые из миниатюр показывают танец как часть религиозного сюжета этих песен; другие изображают его как часть деревенской жизни.Например,Кантига 409 начинается словами: "Может Совершенная Дева, которая есть наша надежда, прославляться нами песнями и танцами".
Но поскольку на женщину переносились свойства Богоматери, то и в танце начинают появляться движения, связанные с поклонением божеству, то наряду с преклонением колена в танце появился поклон. Таким образом, была заложена основа для популяризации парных танцев, в которых уже был готов сюжет – дама является символом поклонения, а кавалер своими движениями демонстрирует это поклонение.

http://i064.radikal.ru/0910/2a/e6078dc588de.jpg

Кароль, популярный сначала во Франции, а затем в Англии, был танце-песней, возможно, происходящим от греческого дифирамба. Он мог танцеваться в кругу, в цепочке, или как процессия. Иллюстрации этого танца находят даже во Французской библии этого периода.Три других французских танца, ductia, estampi (также называемая stantipes) и nota,сохранились только в виде их музыки.
Похожие танцы XIV века включают в себя istanpitta и saltarello, оба инструментальные танцы из Италии.Использование танцев в итальянском обществе XIV века описано в "Декамероне" Боккаччо. В конце большинства из десяти дней юные рассказчики развлекают себя после обеда музыкой и танцами. Особо упоминается карола, наиболее вероятно, родственная французскому каролю.

http://i074.radikal.ru/0910/32/08534cd32a23.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/0910/13/df9d0c1716ca.jpg

http://i061.radikal.ru/0910/cd/8acab8c4fda4.jpg

Первый танцевальный трактат в западной культуре появился в первой половине XV века. Найденные только в Италии, эти источники дают описания шагов и хореографию для некоторых танцев.Гульельмо да Пезаро(Эбрео) был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Гульельмо Эбрео после 1475 г. обратился в Христианство и взял имя Джованни Амброзио – именно он написал самый ранний из известных танцевальных учебников (включает описания шагов, хореографии и танцевальные мелодии для общественных танцев). Память об известнейшем учителе танцев Гульельмо Эбрео (да Пезаро) дошла и сохранилась и в наше время – в Италии ежегодно проводится конкурс и вручается премия Гульельмо да Пезаро за достижения в области хореографии.
В конце XV века Франция увидела создание своего первого танцевального учебника. Изящно украшенный манускрипт, известный как Брюссельский, принадлежащий Маргарите Австрийской, содержит несколько хореографий.

http://s46.radikal.ru/i111/0910/bf/4aba0ebfd99b.jpg
(похоже человек слева и есть учитель танцев)

Хотя в хореографических источниках существует мало материала для реального представления о самых ранних типах исторического танца, то, что он действительно существовал, подтверждается иконографическими источниками.Гравюры, рисунки, скульптуры несут визуальную (графическую) информацию о танце. Танцы редко идентифицируются, но предполагаемые движения часто наводят на мысль о вполне определенных танцах. Группы людей, держащихся за руки, в линии или в кругу,особенно в случае если поблизости есть музыканты, и если эти музыканты, по-видимому, участвуют в исполнении. Пары в правильных линиях, движущиеся к королевским особам.Одиноких танцоров или группы прыгающих или с ногами в воздухе, тогда как они имеют веселое выражение лица, можно интерпретировать как танцоров.

http://s44.radikal.ru/i105/0910/50/c97a0aa69246.jpg

+6

7

http://s52.radikal.ru/i136/0911/81/014e4e193260.jpg

http://i020.radikal.ru/0911/71/ccc75c079c2c.gif
Танцевальные жанры и их музыкальное сопровождение, манера и техника исполнения на протяжении средних веков не были однородны.
Во время раннего средневековья танцы были в основном хороводными, а танцевальные движения — достаточно примитивными, состоящими из шагов, изредка из скачков. Руки держали на бедрах или подавали друг другу, женщины свободной рукой придерживали юбку.
Музыкальным сопровождением служило пение самих танцующих, причем, на современный взгляд, достаточно монотонное.
Песня напоминала речитатив и состояла из куплета и припева. Во время припева начинался танец, движения которого как бы иллюстрировали песню.
В целом, танец мало зависел от музыки, которая воспринималась танцующими как нейтральный звуковой фон.

http://i073.radikal.ru/0911/57/49c2a4c98195.jpg

Карола

КАРОЛА (также кароль) — западноевропейский, преимущественно французский придворный хороводный танец или танец-шествие XII—XIII веков.
Многочисленные упоминания о кароле можно встретить в эпосе и в лирике, в песенных текстах и хрониках, в проповедях и рыцарских романах XII—XIV веков.
Там фигурирует и карола-песня (chanson de carole), и глагольная форма caroler — «каролировать», т. е. «петь-плясать (петь-играть) каролу».
«Каролируют» в средневековом обществе все — от куртуазной дамы до молодых вилланов.
Российский музыковед М. Сапонов приводит в своей книге «Менестрели» (М.: Классика-XXI, 2004) такой отрывок из средневекового романа:

«И не было ни одного зверюшки в тот день, кто бы не каролировал и не пел».

http://s44.radikal.ru/i105/0911/d1/9f459cb0bb52.jpg http://i060.radikal.ru/0911/d0/648f8bd66415.jpg

Таким образом, карола — это весьма широкое понятие.
Впервые встречающееся с XII столетия и не потерявшее популярности до начала XIV века, оно варьировалось очень широко — от специального жанрового термина до обозначения увеселения вообще. Карола была  и карнавальной процессией, и бурным торжеством, более известное нам под названиями «празднества дураков», «буффонная литургия», и любое празднество вообще.

http://s58.radikal.ru/i160/0911/94/075e17140ed2.jpg

Карола всегда сопровождалась пением — впереди танцующих шел запевала, припев исполняли все участники.
Ритм танца был то плавным и медленным, то ускорялся.
Исходя из источников, одним из основных видов движения в кароле являлся хоровод, поскольку часто персонажи каролируют коллективно, взявшись за руки, а по иконографическим материалам нередко и вокруг дерева, символического «древа жизни».

http://s58.radikal.ru/i159/0911/3a/465f26f10480.jpg

Интересно, что в то время существовала традиция осуждения самих «круговых плясаний» как языческой атрибутики жонглерства.
Поэтому нередко в литературных источниках эпохи средневековья карола символизирует нечистый ритуал, процессия к дьяволу, а ее хореографическая траектория — дьявольский круг с самим сатаной в его центре.
Хотя также встречались трактовки каролы как образа небесных вращений.
В таком случае сцепление рук танцующих означает соединение элементов, пение уподобляется гармонии, а хлопки и притоптывания — шуму грома небесного.
(изображения каролы из литературных источников средневековья)
http://www.balletmusic.narod.ru/dances_3.htm

http://s47.radikal.ru/i117/0911/ca/7401668e4784.jpg

Страница нотной рукописи 13 века из библиотеки города Монпелье. Франция

http://s55.radikal.ru/i149/0911/0e/a3ffd95ce74d.jpg

«Застольное пение». Из сборника застольных песен на средневековой латыни. Виндзор. Ныне в Британской библиотеке. Между 1430 и 1444.

http://s49.radikal.ru/i124/0911/dd/56ac2e726c82.jpg

+5

8

Танцы

(Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль
Жизнь и развлечения в средние века)

У германцев было принято, чтобы после трапез молодежь исполняла танцы, имитирующие бой.
В Римской империи один-единственный мим на пирах исполнял отдельные акты драмы; в зависимости от разыгрываемого эпизода он менял маски и костюмы. Это отражено в анекдоте, который рассказал древнегреческий писатель-сатирик Лукиан:
«Некий увидел, что для актера пантомимы приготовлено пять масок — по количеству частей в пьесе.
Видя лишь одного танцора, варвар спросил: где же актеры, что должны изображать остальных персонажей? Узнав, что все роли будет играть один иктер, он воскликнул: "Право, я не знал, что в одном теле у вас несколько душ"»

http://s001.radikal.ru/i196/1001/3a/5267b543fbeb.jpg

В начале средневековья мимы исполняли танцы и драматические сцены в сопровождении музыки, а иногда и песен ( cantica ). Христианство, не уничтожившее этот обычай, со временем могло убедиться, что он получил довольно широкое распространение, — даже среди священнослужителей.
В конце VI в. Онакер, или Онер, епископ Осерский (572—603), председательствуя на заседании синода, первым каноном, возведенным в закон, утверждает запрет «на январские календы некоторых обычаев, что пришли из язычества»; они представляли собой пиршества и танцы в церкви с игрой на инструментах.

http://s001.radikal.ru/i194/1001/d6/c9badc4eca6c.jpg

В иллюстрациях к памятникам XI и XII вв. (например, в рукописи начала XII в. из бывшей коллекции Гарнере) нередко изображены трапезы, во время которых актёры танцуют, исполняют акробатические номера, в которые иногда вводится ходьба на руках, и все — под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Такие представления были распространены до XIV в., когда на смену представлениям гистрионов пришли интермедии — сценки, текст которых разыгрывали — читали или пели — между подачей блюд на пиршествах.

http://s004.radikal.ru/i205/1001/80/b5561ea29434.jpg

Танцы, исполнявшиеся на пирах одной-единственной танцовщицей, по-видимому, были модны в XII в.
Обычай этот мог иметь восточное происхождение. Длинная одежда танцовщиц была легкой, обрисовывала формы тела. Виньетки в рукописях, скульптурные работы сохранили образы таких танцовщиц, которые обычно аккомпанировали сами себе на колокольчиках. Подобный сюжет можно увидеть на барельефе с капители колонны, хранящейся в Тулузском музее: на нем изображен Ирод за столом и танцующая перед ним Саломея. Женщина одета в платье без блио, облегающее грудь и бедра и образующее тончайшие складки на восточный лад.

http://s002.radikal.ru/i199/1001/13/4f732f92c6f6.jpg

На барельефах XII и XIII вв, часто встречаются фигурки гистрионов, которые во время трапез ходят по канату или делают акробатические упражнения.

http://i069.radikal.ru/1001/97/ac6482cd67f1.jpg

Если вельможи оставались довольны выступлениями, фигляры получали щедрые подарки — одежду и драгоценности, дмвая духовенству повод к горьким упрекам. Недовольство духовенства не влияло на горячее пристрастие дворян к этим представлениям.

В Национальной библиотеке хранится рукопись, датируемая приблизительно 1440 г., где на изящной миниатюре изображены танцор и танцовщица.

http://s53.radikal.ru/i142/1001/b8/bb4404dadeea.jpg http://i057.radikal.ru/1001/1b/00da026b884d.jpg

Не следует считать, что танцами в средние века занимались только профессиональные танцовщики и танцовщицы. Не было праздника — у дворян, горожан или крестьян — который не оканчивался бы танцами. Танцы были одним из любимых ри.тлечений для представителей всех классов, танцам со страстью предавались женщины. Днем могли танцевать под открытым небом, на лугу, а вечером — в залах замка, лишь бы общество было достаточно многочисленным.
Короле ( caroles или karoles ) напоминало хоровод; нередко его предпочитали танцевать одни девушки.
В романе о Ги Нантейском они заставляют перед боем раскинуть шатер между враждующими армиями:
«Потом тридцать дев в облегающих блио Взялись за руки в тепа олив, Начали плясать кароле, и тела их были легки...»

http://i082.radikal.ru/1001/2e/cd19b7f85ce3.gif

Роман в стихах, приписываемый Кретьену де Труа и Годф-руа де Леньи, о Рыцаре Телеги, содержит описание развлечений девиц и рыцарей на лугу.
Молодые люди ведут веселые беседы, увлечены играми в триктрак, в шахматы, кости, в «короткую соломинку» ( courte -раШе).
Они резвятся как дети: «Танцуют, водят хороводы, поют, шутят и играют на лютнях».

http://s005.radikal.ru/i209/1001/43/e05be88cd3ab.jpg

Во время турниров каждый вечер после ужина начинались танцы и продолжались допоздна.
Было принято приглашать на танец даму или девицу, сидевшую рядом за столом, и в течение вечера ни в коем случае не менять партнершу; так в обществе завязывались связи, вызывавшие к подобным собраниям живейший интерес, который утрачен в наше время. В залах, где танцевали, посыпали пол душистой травой и цветами.

http://i057.radikal.ru/1001/13/8b275b0d8498.jpg

Танцевали щепочку» ( chapellet ), «три на три» ( trois а Irois ), «по кругу» ( laronde ). Некоторые из современных танцев, сохранившиеся в сельских местностях, вдали от крупных центров, — это танцы средних веков.

http://s49.radikal.ru/i124/1001/3e/c7d9c3c33af8.jpg

+6

9

иннета написал(а):

Танцы, исполнявшиеся на пирах одной-единственной танцовщицей, по-видимому, были модны в XII в.

Это могло выглядеть вот так

Звук нормально работает?

Отредактировано milka (2010-01-10 10:37:18)

+5

10

milka написал(а):

Звук нормально работает?

К сожалению у меня звука нет, даже при переходе на ютуб :(. Но, суть ясна :))

0

11

Goodrich Castle

http://s58.radikal.ru/i161/1001/7f/36b2028a313b.jpg

Замок Гудрич расположен в сельском районе, на скалистом возвышении над рекой Вай (River Wye), в английском графстве Херефордшир.Первоначальный Замок Гудрич был построен по Норманнскому типу – холм с оградой (motte and bailey) Годриком Мапстоуном. Затем замок перешёл в руки короля Генриха II, который владел им небольшой промежуток времени, прежде чем передать его Ричарду де Клэру, Графу Пемброка и Лорду Гудрича. Именно он построил каменную трехъярусную цитадель между 1138 и 1153 годами. В 1176 замок вновь является королевской собственностью, но к 1204, Король Иоанн передал Замок Гудрич Уильяму Маршалу, Графу Пембрука. ;)

Средневековые танцы на территории замка в августе 2009 года

http://s002.radikal.ru/i200/1001/a3/a58b2bbd5e9f.jpg

Танец с мечами.

+6

12

Вот еще оттуда же
http://www.youtube.com/watch?v=Kqe3cXQO … re=related

+4

13

Marion!
красивый танец!
а мне ещё вот этот понравился.Парный.

+5

14

Regina написал(а):

а мне ещё вот этот понравился.Парный

Этот вообще супер!
По - моему, когда танцуют м.ч. и д. - это лучше смотрится, чем когда одни д.  :)  :glasses:
Жаль некоторые м.ч. не танцуют... жаль.

д - девушки.

0

15

Танец от древних времен до XV века.

http://i037.radikal.ru/1002/98/4d845c97ed3e.jpg

Однако с того момента, как христианство становится главенствующей и общепризнанной религией, мы находим изображения религиозных танцев, призванных продемонстрировать радость, даже в церквях. Тертуллиан сообщает нам, что христиане танцевали под пение гимнов и кантиг.
Подобные танцы исполнялись на торжественный и по-своему изящный старинный манер, и их продолжали танцевать, несмотря на множество запретов, подобных тем, что провозгласил Папа Захарий в 744 г. н. э.
Танцы на Пасху в кафедральном соборе в Париже были запрещены архиепископом Одо еще в XII веке, но, невзирая на сопротивление отцов церкви, подавлены были лишь частично.

http://s51.radikal.ru/i133/1002/c7/334f8fc1f153.jpg

Известно, что религиозные танцы являлись элементом богослужения, и они все еще используются в этом качестве мусульманами, индейцами и индийскими бедуинами, танцующими в состоянии экстаза.
Рождественские гимны изначально исполнялись хором. Исполнители танцевали и пели, стоя в кругу.

Картина с изображением танца ангелов и верующих показывает нам, что люди видели в танце источник радости.

http://s005.radikal.ru/i212/1002/ef/06bb58d8b9c1.jpg

Другой танец, изображенный Сандро Ботичелли — часть его знаменитого «Рождества», находящегося в Национальной Галлерее.
Хотя в нашем распоряжении есть письменные свидетельства о том, что в церквях устраивали своего рода представления.

http://s59.radikal.ru/i164/1002/47/ae9521e38964.jpg

Можно допустить, что танцевали коренные жители Британии, что танцевали пикты, датчане, саксы и римляне, но то, что самые ранние из доступных нам танцевальных изображений соответствуют романской традиции, почти не вызывает сомнений.
Позы, инструменты, аккомпанимент из хлопков в ладоши — все имеет несомненый классический характер.
Тацит пишет, что тевтонские юноши танцевали с мечами и пиками, а Олас Магнус — что у готов и других племен были военные танцы; в то же время военные танцы в английских манускриптах больше похожи на древнегреческие пирические танцы, которые Юлий Цезарь, завоеватель Англии, привез в Рим.

Англо-саксонский танец с мечами. Из манускрипта C.,Британский музей.

http://s43.radikal.ru/i101/1002/76/f66a03ac9d42.jpg

Танец с мечами под звуки волынки, XIV век.
Из Королевского манускрипта, Британский музей.

http://s002.radikal.ru/i197/1002/9d/491084679983.jpg

Изображение того, что, возможно, представлял собой саксонский танец жонглеров, показывает нам, какие именно развлечения они могли себе позволить и насколько это соответствует классической традиции.

Танец жонглеров, IX в.
Коттонский манускрипт, Британский музей.

http://i059.radikal.ru/1002/90/4ea5e6bd1107.jpg

Жонглеры были чтецами-декламаторами, певцами и танцорами; ниже в иерархии стояли акробаты, циркачи и фигляры (затейники).

Танец под звуки рожка и дудки.
Из Англо-Саксонского манускрипта.
Здесь танцоры двигаются под звуки рожка.

http://s006.radikal.ru/i213/1002/73/8a679ea994d2.jpg

Менестрели и арфисты не уделяли танцам большого внимания, оставляя это занятие для шутов, и, судя по всему, танцующие и даже выполняющие акробатические трюки женщины были обычным делом до времени «Циркачей» Чосера.

http://s003.radikal.ru/i201/1002/dd/6518da15471a.jpg

http://s001.radikal.ru/i195/1002/32/ff57edff93d6.jpg

То, что акробатика и танец были распространенны в XIII веке, видно по иллюстрации с изображением скульптур в Руанском Кафедральном Соборе, по иллюстрациям в манускриптах из Британского музея, по рисункам на стеклянных изделиях из Линколь, Идсворта в графстве Хэмпшир, Понсэ во Франции и т. п.
Есть основания предположить, что участники крестовых походов, возвращаясь, привозили танцы, и некоторые из них были акробатическими, что вызывало гнев духовенства.

Акробатка-кариатида.
Кафедральный Собор в Руане, XIII век.

http://i058.radikal.ru/1002/d8/32c900073bf8.jpg

Танцоры XIV века. Танец шутов под звуки органа и волынки.
Видно, что на колпаках у них бубенцы; чтобы они звенели в такт и созвучно музыке, под которую шуты танцевали, требовалось мастерство и большая практика.

http://s42.radikal.ru/i096/1002/76/ad8c9c14fb1e.jpg

Забавные наряды и комические танцы сохранили свои характерные черты почти до нашего времени.
Комические танцоры, являют хороший пример такого рода развлечений.

Комический танец под барабан и дудку.
Карандашный рисунок в Средневековой Домовой Книге в замке Wolfegg.

http://i057.radikal.ru/1002/99/1b040182b00b.jpg

Что касается танца как средства общения, до конца XIII века подобная его роль была слабо выражена.
Позже он получил свое развитие как один из элементов обучения тому, что мы сейчас называем манерами и умением держать себя.
Дошло до того, что умение танцевать стало почти обязательным для определенных классов общества, что в свою очередь нашло выражение в литературе того периода.

Итальянский танец.
Гравюра XV в., предположительно Баччио Бальдини (Baccio Baldini)

http://i054.radikal.ru/1002/1b/c19d16fdf1a1.jpghttp://s002.radikal.ru/i198/1002/1d/3ecd83f3185e.jpg

Великолепное действо на открытом воздухе в саду из «Романа о розе»  демонстрирует нам одну из тех возможностей, которые предоставлял танец танцующим, и которая описана в переводе Чосера: «Они обращали к партнерам лица с таким движением губ, что казалось посылают воздушные поцелуи».

http://s09.radikal.ru/i182/1002/98/8b022d75d2ca.jpg

Уличные танцы.

http://s006.radikal.ru/i213/1002/2d/0f739b619de3.jpg

http://s14.radikal.ru/i187/1002/30/b3bd89952528.jpg
http://www.bencourtney.com/ebooks/dance/

+6

16

Кратко о средневековом танце

1. Танец в контексте эпохи.

Человеку свойственно проявлять свою радость с помощью музыки и танца, поэтому танец как атрибут праздника сопровождает всю эпоху Средневековья, являясь символом торжества и веселья включительно до наших дней.

Сакральный, языческий смысл танца в Западной Европе постепенно забывался, и уже в конце 12 века танец представлял собою увеселительное действо, развлечение, в котором мог принять участие любой желающий. Танцы сопровождали значительные общественные события, светские и религиозные праздники.

Церковь поспешила взять танцы на вооружение, и не только разрешала, но и поощряла святочные танцы под гимны и молитвы, во время которых священнослужители могли объединяться с мирянами в едином танце во славу Господа. Хотя, так было далеко не всегда, и не повсюду. Известны запреты на танец как аморальное и богомерзкое явление, которые распространялись не только на церковных клириков, но, порою, и на мирян.

Особых порицаний удостоился так называемый Танец Смерти, пляска Св. Витта. Эпидемия бубонной чумы заставила европейцев не на шутку задуматься о бренности бытия. Литературные источники рассказывают о безумных танцах на церковных кладбищах, иконографические материалы изображают полуразложившиеся трупы, пришедшие забрать на тот свет грешников и выполняющие при этом немыслимые движения Танца Смерти.

Уже в Средние века в Европе выступали специально обученные музыканты, комедианты и танцоры – жонглёры. Их профессией были сложные танцевально-акробатические театральные представления. Позже из бродячих жонглёров выделилась особая группа танцоров – морискьеры, которые танцевали мориски (морески). Переодетые в мавров, танцоры выполняли сложные акробатические движения, развлекая публику.

Главной особенностью средневекового танца являлось то, что песня не была отделена от танца. Зачастую, танцоры одновременно исполняли и роль хора. Кроме того, написанные для танцев песни имели танцевальные имена: «рондо» - круг, «вирилей» - кручение, «баллата» - танец.

Хотя большинство светских танцевальных песен было о любви, в танце разрешалось только касания рук – ни о каких объятиях речи идти не могло.

Танцы Средневековья были одинаковыми для всех слоев общества и оставались таковыми вплоть до конца 14 века.

2. Основные источники по танцам Средневековья.

Поскольку записанных схем средневековых танцев не сохранилось, ни одной на сто процентов достоверной реконструкции танцев до появления хореографии в конце 14 века не существует. Все имеющиеся на сегодня реконструкции принадлежат тем или иным современным хореографам.

Тем не менее, большинство авторов основывается на исследовании источников, которых существует четыре вида: музыкальные (нотные), иконографические, литературные и упоминания в хрониках.

Танцевальных музыкальных композиций до нашего времени дошло менее 50. Это был период становления нотной записи, и не все музыканты ею владели, поэтому записывали свои произведения не часто. Композиции были довольно простыми и передавались «из уст в уста».

Ниже приведены некоторые нотные источники средневековой музыки и их краткое содержание:

• Парижский манускрипт (Chansonnier du Roi, около 1280 г.) вмещает 8 «Королевских эстампи» и ещё три танцевальные мелодии;

• Лондонский манускрипт (ок. 1285 г.) содержит ноты трех эстампи, а также каноны.

• Робертсбриджский кодекс, Англия (1320 г.) – сборник органной табулатуры, содержащий три танца, два из которых эстампи.

• Селденская книга каролей, Англия (The Selden Carol Book, 1400 г.,) состоит из более 100 каролей, зачастую, со словами.

• Лондонский манускрипт итальянского происхождения (1400 – 1410 гг., Перуджа) – сборник итальянской музыки. К танцевальной музыке этого источника относят 4 сальтарелло, тротто, 8 истанпитт и две ротты, так называемых «двойных» танца.

• Алая книга монастыря Монсеррат, Испания (конец 14 в.) - сборник священных гимнов, которые пели и под которые плясали паломники.

В Средневековье была очень развита теория музыки. Огромный вклад в исследования ранних танцев внес трактат Джоана Грочейо «О музыке» («De Musica»), датируемый 1300 г. Это первая научная работа, детально описывающая самые ранние средневековые танцы. Автор рассуждает над простонародной и «ученой» музыкой, а также дает описание основных танцевальных формаций, описывает характер танцев и их роль в обществе.

Большую помощь в реконструкции танца оказывают иконографические источники. По картинам и скульптуре можно судить об основных формациях и характере танцев, положения рук и ног.

Среди наиболее известных иконографических и литературных источников выделяют:

• «Роман о Розе» (Франция) – поэма, начата в 1235 г., Гильермо де Лоррис и закончена до 1275 г. Жином де Мюн, включающая в себя художественное описание танцев и некоторые иллюстрации;

• «Библия Мациевского» (Франция, ок. 1250 г.) богата изображениями танцем;

• описание танцев дворян встречается в романе «Декамерон» Джованни Боккаччо (1353 г., Италия);

• знаменитая фреска «Результат хорошего управления», Амброджио Лоренцетти, написанная в Палаццо Публико в Сиене, Италия, содержит сцены круговых и линейных танцев.

• «Воин Церкви» (1365 г.) - фреска Адреа ди Бонажуто, написанная в испанской часовне Санта Марии Новеллы во Флоренции, Италия, включает в себя сцены с танцорами;

• детальное описание некоторых танцев встречается в итальянской поэме «Il Sapporitto» Симона Продензани (1400 г.) и других средневековых произведениях.

3. Особенности средневекового танца.

Танцы средневековья отличались простотой схем, набором несложных шагов, возможностью импровизировать. Обычно, куплеты чередовались с незатейливыми припевами, которые повторяли все танцующие.

Сохранились упоминания и о сольных танцах, и о цепочках, «длиной почти в четверть мили», так же, как и изображения небольших групп танцующих.

Самым популярным словом, встречающимся в танцевальном контексте в литературе того периода, является кароль (caroles или karoles ). Это линейный танец, цепочка, следующая за ведущим. В современной литературе он часто переводится, как фарандола, хотя само слово «фарандола» встречается в источниках более позднего периода. Кароли могли быть женскими, мужскими и смешанными, танцующие могли держаться за руки, мизинцы, запястья, ленты либо стебли растений. Существовало несколько фигур этого танца: змейка, под мостом, прокручивание под рукой, трэчча (шен).

Кароль мог переходить в хоровод. Хоровод является наиболее древней формацией. В Средневековье он часто встречается под названием «раунд», либо «рондо» - круг.

Известны также и парные танцы. В Германии, например, кавалеры имели обычай приглашать одну либо двух дам, тогда как во Франции, было принято танцевать только с одной. Зарождались прецессионные танцы, которые танцевали все слои общества.

Существовали и другие разновидности танцев. В литературе встречается название «эстампи» как вокально-инструментальной формы. Под довольно медленную торжественную музыку большинства эстампи танцевали низкие танцы, без прыжков и выносов. Самая известная эстампи «Kalenda Maya», написанная трубадуром Рамбо де Вакейрасом в 1190 г., считается первой известной эстампи.

Не осталось описаний таких танцев как нота, сальтарелло, риголетто и другие, хотя сохранилась и музыка, и упоминание этих танцев в литературных источниках.

http://villanella.ru/_dances/index3.php … dnevekovye

+4

17

Бал при дворе короля Артура. "Роман о Святом Граале" 
Примерно 1460 г. Иллюминированный манускрипт. Муниципальная библиотека. Дижон.
http://s019.radikal.ru/i627/1205/d4/e2ab944cb5bb.jpg

На миниатюре видно, что танцующие держат друг друга не за руки, а за платки.
Упоминания об использовании в танцах платков или лент встречается в одной из Уэльских хроник.
Танец, который они танцевали, мог быть "rinceadhfada" (луговой танец).
Он исполнялся так:
  трое людей в ряд, держась за концы белых платков, делали несколько шагов под звуки медленной музыки, остальные следовали за ними в парах, тоже держась за платки. Затем музыка ускорялась и начинался сам танец, когда исполнители проходили парами под платками передних трех, затем, заворачиваясь в полукруг, образовывали множество фигур.
(Уэльс. Статья о кельтских танцах)
http://villanella.ru/_dances/index3.php … 1%EA%E8%E5

На миниатюрах XV века показана та же традиция держания за платки. И изображён не какой-то крестьянский танец, о котором писало выше, а блестящий придворный.

Придворный бал. Иллюминированный манускрипт 15 века.
http://s019.radikal.ru/i643/1205/c0/64e559bf54d2.jpg

Бас-данс (фр. basse danse«низкий танец») был самым популярным придворным танцем.
Танец исполнялся в умеренном или умеренно-медленном темпе, которые часто назывались «прогулочными танцами».
Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия.
Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым.
http://s019.radikal.ru/i641/1205/a0/6abed452165c.jpg

basse danse был широко распространен во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной 14 и серединой 16 века.

+6