SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О гигиене в Средние века>>

Сообщений 31 страница 60 из 75

31

Ксения написал(а):

Понравилась идея размещения бочки с водой прямо в спальне.

Между прочим, долгое время, включая начало 20 века, считалось, что место ванны - в спальне. Или рядом с ней. (Полагаю, что "рядом" - это от богатой жизни, когда комнат много.)

0

32

Княгиня написал(а):

место ванны - в спальне

У нас особым шиком считается ванная команта, примыкающая к родительской спальне. Это классно!

0

33

Средневековые бани

О банях упоминается в законах

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО
Статья 89
"Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, ... а свое там оставит и если затем, полагая, что это его, будет держать эти вещи неспрятанными и затем обещает принести присягу, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения. От обвинения в краже или ограблении, если он будет в этом обвиняться, можно очиститься присягой на реликвиях, если он имеет свидетелей в том, что он держал эти вещи неспрятанными."

Бьеркеарэттен 18. О краже в бане или у домохозяина
"Тот, кто совершил кражу в бане или у своего хозяина на сумму более половины марки, он спасает свою жизнь, платя сорок марок, или он будет повешен."

РЕГИСТРЫ РЕМЕСЕЛ И ТОРГОВЛИ ГОРОДА ПАРИЖА
Это уставы банщиков
"Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом, которые таковы: никто, мужчина или женщина , не выкрикивает и не заставляет выкрикивать свои бани до того, как наступит день, из-за бедствий, которые могут случиться с теми, кто поднимается при этом крике, чтобы идти в бани; ...не должен устраивать из своих домов днем и ночью публичных домов и держать там ночью прокаженных мужчин или женщин, бродяг и других опасных людей; ...не должны затапливать баню в воскресенье или в праздничные дни, когда весь город празднует.
Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений. Каждый, кто нарушит в этом цехе что-нибудь из установленного, платит штраф 10 пар. су, из которых королю - 6 су, а остальные 4 - старшинам, охраняющим цех, за их труды."

ФУЭРО КУЭНКИ
(1189 г.-XIII в.) ВАЛЕНСИЙСКИЙ КОДЕКС
[26]О том, кто украдет одежду женщины, которая будет мыться в бане
Всякий, кто у женщины, которая будет мыться, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов; если он будет отрицать [содеянное] и истица не сможет доказать, пусть он принесет присягу с двенадцатью весинос, и присяге верить, исключая распутницу, открыто оказывающую услуги, которая не получает штрафа, как сказано [выше].
...
[11]О том, кто разрушит колесо мельницы
Кто колесо мельницы, или огорода, или бани, или колодца разрушит умышленно, платит десять мараведи и вдвойне за ущерб, если будет побежден; если нет, очищается, как за кражу; и кто эти вещи украдет, платит, как вор, или очищается, как за кражу, если не будет доказана [его вина].

ЗАКОН ВЕСТЬЕТОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НЕ ИСКУПАЕМЫЕ ШТРАФОМ 79
"... §6. Если кто выстрелит через дымовое отверстие и убьет мужчину, убьет в бане..."

ФУЭРО СЕПУЛЬВЕДЫ
"Т. [111]. О банях.
Пусть мужчины идут сообща в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. И евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню. Слуги мужчин и женщин ничего не дают, а также дети [не дают]. Также, если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи. Также, если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит никакого штрафа и не становится врагом. Также мужчину, который в другой день возьмет силой женщину в бане или опозорит ее, должны сбросить. Пусть женщины свидетельствуют в бане, или в пекарне, или у источника, или у реки, или там, где прядут или ткут; свидетельствуют только те, которые являются замужними, и также свидетельствуют дочери весинос. Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи ранят христианина или христиане еврея или убьют его, не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдет какую-либо вещь из [его] вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши. Также, если [кто-либо] украдет какую-либо вещь, которой моются, платит десять менкалей и лишается ушей, а [если стоимость украденного] свыше двадцати [мараведи], должен быть сброшен."

Короли строили бани

Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.
"Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек 'купались вместе."

АЛЬФОНСО III
ХРОНИКА
"Король Альфонсо Великий стал королем в восемнадцатый день перед октябрьскими календами ... И недалеко от дворца он построил церковь с парой искусно сделанных алтарей в драгоценном обрамлении в честь Святых Юлиана и Баселиссы. Он также указал и повелел выстроить королевский дворец, бани и хранилища для всех видов запасов."

Купались по всей Европе по разному

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА АНГЛОВ. Прп. Беда Достопочтенный
"Британия-это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом ....Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту."

Вильгельм Тирский
Во всех городах, состоящих под властью вышеупомянутого короля и его преемников, равно и их баронов, венециане имеют церковь, целую улицу, площадь или баню и пекарню в вечное и наследственное владение, свободное от податей и на праве королевской собственности.
....
Если они пожелают в Акконе устроить пекарню, мельницу, баню,весы, четверики и ведра для измерения вина, масла и меда в своем квартале, то да будет разрешено всем жителям города пользоваться тем свободно для печения, молотья и мытья как бы то было королевской собственностью.

В банях мылись даже во время военных действий

БОЛЬШИЕ АННАЛЫ КОЛЬМАРА
ANNALES COLMARIENSES MAIORES
"Король Рудольф осадил Петерлинген и построил вокруг крепости дома, бани и укрепления, чтобы голодом принудить город сдаться.
...Герцог лотарингский выстроил в Пломбьюре над банями укрепление, чтобы защищать купающихся от преступников."

ВЕЛИКАЯ ПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА
"А Святополк, явившись, осмелился начать войну против своего господина князя Лешка. Тогда последний, избегая военных действий, бежал к деревне Марцинково. Изменник же Святополк преступным образом убил бегущего , и большая резня произошла в том и другом войсках. Вышеупомянутый князь Генрих также получил тяжелое ранение в бане."

ХРОНИКА БЫХОВЦА
"И встретил короля в Стырце, потому что мылся там в бане, . И король, заплакав, сказал: «Пан Рутвянский, вы мылись в бане водой, а мои верные слуги литва в неприятельских руках кровью умываются». И после этого побоища король Казимир был очень печален..."

В банях мылись даже монахи

УСТАВ ОРДЕНА АВГУСТИНИАНЦЕВ
"В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ
ИСТОРИЯ ФРАНКОВ
"Что же касается пользования баней [посторонними] — в чем ее обвиняют, — то она сообщила, что было это в дни [300] великого поста. Новое здание бани сильно пахло известью, и чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь великий пост и до троицы."

О банях писали в стихах...

Роберт Геррик (1591-1674)
На одноглазого Брума. Эпиграмма
Брум стал хромать от холода и пива.
В Купальне исцелившись как на диво,
Без костылей вернулся он домой,
Но вновь хромым – ведь шёл полуслепой.
(Оригинал на англ.)
555. Upon one-ey'd Broomsted. Epig.
Broomsted a lameness got by cold and Beer;
And to the Bath went, to be cured there:
His feet were helpt, and left his Crutch behind:
But home returned, as he went forth, half blind.

Франсуа Вийон. РОНДО
Женен-дурачок, Нисходи-ка ты в баню,
Помойся разок, Женен-дурачок.
Попарься часок, Поднявшись поране.
Женен-дурачок, Нисходи-ка ты в баню .

Парцифаль
"Князь, воротясь в столичный град,
Велел пришельца вымыть в бане.
Э! Гость-то прямо с поля брани:
Кровоподтек, два синяка....
...
Обоих в баню повели.
Двенадцать дев придворных,
Прилежных да проворных,
От грязи и от пыли
Владычицу отмыли.
И вот, умыта и свежа,
Вновь почивает госпожа
После скитаний длинных
На пуховых перинах.
Меж тем Орилус, в бане моясь
И ни о чем не беспокоясь,
Мечтает только об одном:
О скором отдыхе ночном.
"

Немецкая народная баллада "Про воду и про вино"
"Вода говорит: "А скажи, вино,
Кто в банях людей услаждает умно?
Красавицам пылким желанны
Мои прохладные ванны"."

...и в прозе

Ирландская сага "Сватовство к Эмер"
"Тогда король велел истопить баню, где все стали мыться по очереди. Когда дошел черед до Кухулина, девушка признала его.
- Я отдам тебе в жены свою дочь с богатым приданым, - сказал король.
- Не подходит мне это, - отвечал Кухулин. - Но если она согласна, пусть является в этот самый день, ровно через год, в Ирландию: там она разыщет меня."

Джованни Боккаччо
Декамерон
"А жена мне сказала: „Ты велел ответить Филиппелло и подать ему надежду, а теперь мне приходится эту кашу расхлебывать. Он требует, чтобы я прямо сказала ему о своих чувствах, и зовет на тайное свидание в бани. Вот с чем он ко мне пристает, и если б ты неизвестно для чего не заставил меня вступить с ним в переговоры, я бы так его отделала, что он позабыл бы, как пялить на меня глаза“."

Рыцари Артура. Оуэн, или Хозяйка фонтана
"И служанка ходила за ним, и готовила для него еду, и питье, и постель, и баню, пока он не выздоровел, и стригла его волосы. И так продолжалось три месяца, пока кожа его не побелела, как раньше."

Банщик - он и в государстве папы банщик

СИМЕОН ЛЕХАЦИ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
7. В ГОСУДАРСТВЕ ПАПЫ
"Все они одеты в красное, за исключением векилей, хакимов, кехьи и священников, ибо [больница] похожа на город, имеет судей, писцов, лекарей, кондитеров, банщиков, поваров, пекарей, не считая топлива и пищи для больных, матрасов, простыней и всех прочих нужд
Девятый зекат: каждый год в страстной четверг [папа] должен вымыть ноги 12 человекам, но днем раньше он отправляет всех в баню и дает им рубаху, штаны, белую чуху, туфли и шапку."

Число мастеров во франкфуртских цехах по спискам городского населения 1387 и 1440 гг.
Банщики - 25

Мыться в банях не запрещали - запрещали смешанное мытье

ФУЭРО КУЭНКИ
EL FUERO DE CUENCA
(1189 г.-XIII в.) ВАЛЕНСИЙСКИЙ КОДЕКС
[21]О бане и ее штрафе
"Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ШЕСТОГО СОБОРА, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.
"11. Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен."

Поскольку в бане и после нее человек был расслаблен и беззащитен, то этим иногда пользовались убийцы

ХРОНИКА БЫХОВЦА
"И сообщил о намерении Товтивила боярин его Прокопий полочанин; Тройнат же, предупредив Товтивила, убил его и начал княжить один. Затем начали думать конюхи Миндовга, четыре работника, как бы им убить Тройната. Тот пошел в баню мыться, они же, выбрав время, убили Тройната; такой был конец убийства Тройната…
А из-за вышеописанной неприязни князь великий Довмонт направил шестерых мужей, чтобы они убили брата его Тройдена; и когда он беспечно шел из бани, и те шесть мужей предательски убили его"

ТИТМАР ИЗ МЕРЗЕБУРГА
ХРОНИКА
"(15.) Между тем Болеслав, князь Чехии, поскольку власть соправителей и наследников всегда вызывает страх , оскопил брата Яромира и пытался удушить в бане младшего Ульриха, после чего изгнал вместе с их матерью из отечества."

ПАВЕЛ ДИАКОН
ИСТОРИЯ ЛАНГОБАРДОВ
"20. Но когда Ротарит вернулся в свой город Бергам (Бергамо), то принял королевское достоинство. Король Ариперт пошел на него с большой армией, и напав первым, взял Лауду (Лоди) и осадил Бергам. И он без всякого труда взял город штурмом с помощью таранов и прочих военных машин, схватил этого ложного короля Ротарита, и обрив ему голову и бороду, отправил в изгнание в Турин, где спустя несколько дней тот был убит. Таким же образом, во время мытья в бане он лишил жизни и Лиутперта."

Мыться рекомендовали для хорошего здоровья
Салернский кодекс здоровья
НАПИСАННЫЙ В ЧЕТЫРНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ ФИЛОСОФОМ И ВРАЧОМ АРНОЛЬДОМ ИЗ ВИЛЛАНОВЫ
"Школа салернская так
Королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть
И не ведать болезней,
...............
Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

Устав святого Бенедикта Нурсийского
"Гл. 36. О больных братиях
… Авве надобно всячески заботиться, чтобы о больных не была допускаема никакая небрежность: келью для них назначить особую, и для хождения за ними назначить брата… Бани для больных готовить сколько нужно; а для здоровых, особенно молодых, пореже дозволять ее. Разрешать больным и вкушение мяса… Но коль скоро оправятся —пусть по обычаю воздерживаются от мяса."

По ссылке доступны упомянутые документы.

+4

34

http://doodoo.ru/smiles/wo/expect.gif 
Вот (сильно прокашлявшись). Банщицы.
Миниатюры из из “Библии Венцеслава”, Германия, 1395 год.

http://i015.radikal.ru/0911/f4/72deffac1377.jpg http://s55.radikal.ru/i149/0911/8a/175c6a960a4d.jpg http://s57.radikal.ru/i155/0911/73/79e6595ffa7f.jpg

http://i005.radikal.ru/0911/af/ade3c008d621.jpg http://s61.radikal.ru/i172/0911/e5/297bf9392566.jpg

http://s60.radikal.ru/i170/0911/3d/1540eb181b43.jpg

А здесь...Гм...То ль тому, кого моют, ему  неловко, то ли ему просто вода в глаза попала...   ^^
http://s44.radikal.ru/i104/0911/cb/3536de9cf38d.jpg

+4

35

Вот, еще нашла.
Надеюсь, будет интересно...

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно. Горячая же ванна нереальна – дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю – Святой Инквизиции – и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже – колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

увеличить

0

36

Не знаю, на сколько это правда - но меня найденное порадовало... Видимо, не было у них особой нужны в водопроводе...

Если в ХV – ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII – ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться – но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

0

37

Не знаю, правда ли, но беру из серьезной газеты:

В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, – писал Бильц в книге «Новое природное лечение», – После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил...

Духи – важное европейское изобретение – появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна – маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам.
Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывались помои. Во Франции кучи за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже – куча разрослась настолько, что фекалии стали переваливаться обратно, да и опасно это показалось – вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и помоях настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

увеличить

+1

38

Оттуда же:
"Средневековые вши даже активно участвовали в политике – в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит – получи огненный штырь в задницу – и свободен. Здоров".

0

39

Lady Nazira написал(а):

Не знаю, правда ли, но беру из серьезной газеты:

Интересная информация, но кажется эта серьезная газета пересказывает всё те же мифы.
Где - то в соседней теме было их развенчание.

Отредактировано Marion (2010-01-13 15:41:44)

0

40

Marion написал(а):

кажется эта серезная газета пересказывает всё те же мифы

Вот и я подозреваю...

0

41

Средневековые люди были сплошь грязнули. Хе...Это самый огроменный миф, который вытек из школьной программы по истории и дурацких  фильмов.http://s004.radikal.ru/i206/1001/34/eedaf34e52e0.gif
Они и купались, и стирали, и мыли руки перед вкушением пищи.
Всё это было самой обычной частью повседневной жизни в средние века, об чём и свидетельствуют письменные и художественные доказательства.

В общем, нарезка средневековочных полотенец, омовение рук и чуток стирки (от 12 до конца 15 века)

http://i033.radikal.ru/1001/80/09fb1710c181.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/1001/2e/66bf291d1b2c.jpg http://s005.radikal.ru/i209/1001/31/f8f177d56834.jpg

http://s002.radikal.ru/i197/1001/82/5fd19af96648.jpg http://s48.radikal.ru/i121/1001/22/ef98b7d9b755.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/1001/7d/9f82bdad9bb8.jpg http://i065.radikal.ru/1001/4e/6e518ec91e47.jpg http://s005.radikal.ru/i212/1001/10/4d7064db08e8.jpg

http://s005.radikal.ru/i211/1001/60/b51205b65304.jpg http://s004.radikal.ru/i205/1001/8c/03503404701e.jpg http://s004.radikal.ru/i207/1001/30/5bffd2bdb0a0.jpg http://i033.radikal.ru/1001/ba/fa21dbf8d1df.jpg
http://s49.radikal.ru/i126/1001/4b/cdb5d2b78914.jpg[/url]http://s05.radikal.ru/i178/1001/5e/3e104d63ec14.jpghttp://s002.radikal.ru/i200/1001/91/8d7b950bb97b.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/1001/5b/e0ef1abd0707.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/1001/4e/cb935f768e96.jpg

Отредактировано иннета (2010-01-27 22:48:57)

+6

42

иннета написал(а):

Это самый огроменный миф, который вытек из школьной программы по истории и дурацких  фильмов

А как вы думаете, откуда этот миф взялся? Ну это же кошмарная неправда! Как это люди не мылись? Ну также даже представить жутко.
Тыкают какими-то хрониками, про какую-то принцессу, которая померла от вшивости. Бррр! Так она одна такая померла, не все же мерли! У нее может была водобоязнь!
Ну если разбираться, в христианстве же тоже, как и в других религиях, омовение - это хорошо. И крещение через воду происходит. Откуда выкопалось, что купаться нельзя?
Там монахи какие-то умершвляли плоть, не купались, чтоб страдать от этого и отрекаться от земного. Ну так это же монахи! И светским зачем вот такое?
Купались реже, может быть, чем теперь, потому что не было у них водопровода, и зимой пока все нагреется, можно чокнуться! И холодно. Ну так реже купались, не каждый день. Так еще и от климата зависит. Но купались! И руки мыли!
Короче, страшный поклеп на средние века!

0

43

Я тоже не моюсь, когда у меня температура. Но как прошло - сразу в душ. Иначе никак. А если кто-то умерщвлял плоть немытостью, так значит, мытость считалась чем-то приятным, иначе было бы наоборот. :)

0

44

Княгиня написал(а):

А если кто-то умерщвлял плоть немытостью, так значит, мытость считалась чем-то приятным, иначе было бы наоборот.

ВОТ! Ну правильно же! И те, кто хотели быть святее папы, мылись реже, чем принято!

А у нас тут принято мыться, даже когда температура, это из-за климата. Тут надо вообще каждый день, иначе ой.

0

45

milka написал(а):

А у нас тут принято мыться, даже когда температура, это из-за климата. Тут надо вообще каждый день, иначе ой.

Если жарко, то, полагаю, мытьё при температуре может быть даже полезно. Если, конечно, температура не за сорок, а обычная простудная. Кстати, в детстве я наивно полагала, что болеют только зимой, когда холодно. http://www.kolobok.us/smiles/standart/dntknw.gif

0

46

Княгиня написал(а):

Если, конечно, температура не за сорок, а обычная простудная.

А если такая, то тоже надо душ прохладный, но это для детей и под наблюдением врача. А если просто темпратура, не зимой, тут зимой тоже не жарко, то душ очень хорошо помогает. Только после душа хорошо одеться и нырнуть под одеяло!

0

47

На самом деле, если климат позволяет (ну как у нас сейчас холодно очень) то мыться часто не следует. Потому что если  потом на улицу идти - простудиться можно. А если не идти - защитная жировая пленка смывается и ногти становятся мягкими. Короче, богатырь уже не богатырь :)
А тогда еще ведь у девушек были волосы у многих до пояса, и фена не было. Вот!

Отредактировано Marion (2010-01-28 15:08:45)

0

48

Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

http://s51.radikal.ru/i133/1004/e1/ba283c3581af.jpg

В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались можно сказать что греховными, все плотское считалось «от дьявола», в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложных причесок не было.

http://s13.radikal.ru/i186/1004/98/701900729f8b.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/1004/b0/e04db4c9a3d8.jpg

Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные.
Примерно в это время появились щетки из свиной щетины.

Двухсторонний цельный гребень из рога, хорошо сохранившийся.From Gotland. 11th-12th
http://s003.radikal.ru/i201/1004/ed/8662bc0b18d3.jpg

http://s50.radikal.ru/i128/1004/0b/f81530d6ba88.jpg

http://s55.radikal.ru/i147/1004/8a/45afdd917d5f.jpg

http://s003.radikal.ru/i203/1004/5c/81083fc09034.jpg

И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.
Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе.
Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя.
Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.

Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов
HOLBEIN, Hans the Younger
Henry VIII and the Barber Surgeons
http://s006.radikal.ru/i213/1004/02/e773876e9bd7.jpg

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера.
Их цеховым гербом была медная мисочка, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани.
Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.

http://s005.radikal.ru/i211/1004/2b/e6b64520b69b.jpg

Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками.
Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы — по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой — изображением сороки.
Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.
______________________________________________
До сих пор существует две полярных точки зрения- мылись или не мылись люди в прошлые века.Есть люди, что говорят, якобы в Европе не мылись, а на Руси- были бани. Но есть картинки 13-16 века с изображениями мытья и общественных бань в Европе, особенно много немецких.
Причем бани там совместные и такие, что многие современные "сауны" отдыхают.
Также много живописи и графики с мифологическими сюжетами купаний и омовений, что говорит о том, что сама процедура мытья вовсе не была под запретом, о чем говорится во многих текстах.
Действительно- существовали поверья, что через воду может проникнуть всякая нечисть,зараза,жуткая хворь, и для этого в ванну стелили ткань.
Есть картинки с изображением высоких особ в ванных, так что утверждать, что мыться было не принято- нельзя.

DÜRER, Albrecht
The Women's Bath
1496
Pen, 231 x 226 mm
Kunsthalle, Bremen
http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i134 … 7.jpg.html

http://s55.radikal.ru/i150/1004/eb/52a3a8c657f7.jpg

http://s56.radikal.ru/i154/1004/6e/29ff2d3bc96b.jpg

http://s60.radikal.ru/i167/1004/e2/a97047462ab9.jpg

http://s57.radikal.ru/i155/1004/14/3ce825d5d96d.jpg

http://i056.radikal.ru/1004/bd/385055f7953b.jpg

http://s58.radikal.ru/i160/1004/35/9c216bf2651e.jpg

http://s41.radikal.ru/i092/1004/37/4d92cc8d8582.jpg

Отредактировано иннета (2010-04-15 23:26:26)

+7

49

Средства по уходу за зубами.

По разнообразным источникам Средневековья и Ренессанса
-автор английского текста Jadwiga Zajaczkowa

Несмотря на современные представления о Средневековье, люди в те времена находили время для забот о своих зубах и борьбы с плохим дыханием. В этой статье перечислены различные методы ухода за зубами, охватившие большой промежуток времени, с комментариями относительно их производства, безопасности и эффективности.
Чтобы подчеркнуть, что большинство средневековых медицинских предписаний не были вредны, выбор был ограничен в большей степени неядовитыми изделиями. Также, сюда включен только один абразив и только одна едкая квасцовая комбинация.
Зубные пасты и жидкости для полоскания рта бывали в ходу по всей Европе во все периоды. Рецепты по уходу за зубами ограничиваются полосканием рта, часто с кислой субстанцией (вином или уксусом), хотя иногда и с едкими субстанциями. Зубы протирались тканью, и/или смесями трав и/или абразивов. Палочки для десен, зубочистки и десночистки различных видов найдены на различных археологических раскопках.
Некоторые продукты, типа лаврового листа /мускуса и кожицы специй, обеспечивали хороший запах изо рта; хотя специи также использовались и просто для лечения.
Самые часто повторяющиеся компоненты - это вино, соль и мята. Хочу заметить, что порошок из шалфея/соли и мятно-уксусное полоскание, наряду с прополаскиванием холодной водой – это самые простые в применении способы ухода за зубами.

Итак, рецепты:

Водное Полоскание:
Hildegarde Bingen, Physica, 1158 (Германия)

" Тот, кто желает иметь крепкие здоровые зубы, должен с утра набрать чистой холодной воды к себе в рот, как он только поднимется с кровати. Он должен подержать воду некоторое время во рту, чтобы слизь вокруг его зубов размягчилась, и вода вымыла его зубы. Если проделывать это часто, слизь вокруг зубов не будет расти, и зубы останутся здоровыми. Так как слизь появляется на зубах во время сна, то при пробуждении человек должен полоскать зубы с холодной водой, которая чистит лучше, чем теплая. Теплая вода делает зубы более хрупкими. " (Книга 2, Глава 2)

Что необходимо:
Кубок и кувшин холодной воды.

Работало ли это?
Помня, что люди в Средневековье и Эпоху Возрождения редко, или вообще никогда, пили простую холодную воду, утреннее полоскание могло бы хорошо удалять часть налета и бактерий, которые возникают на зубах. И, безусловно, полоскание очистило бы зубы от остатков еды.

Винное Полоскание и Травы для жевания:
Trotula, 11-ое столетие, On Women's Cosmetics (книга 3)

" Женщина должна прополоскать рот после обеда очень хорошим вином. После чего, она должна просушить [свои зубы] и вытереть [их] свежей белой тканью. Наконец, позвольте ей жевать в течение дня сладкий укроп, любисток или петрушку, которые очень хороши для зубов, потому что обладают хорошим запахом, очищают десны и отбеливают зубы."

Что необходимо:
Кубок с белым вином, белая ткань для полировки зубов и зеленые травы для жевания.

Работало ли это?
По существу, Вы промываете рот с алкоголем (хоть и слегка сладким) и жуете зеленые травы с высоким уровнем хлорофилла. В течение длительного времени было установлено, что хлорофилл – это то, что позволяет растениям уничтожать плохое дыхание даже от рыбы или чеснока. Сладкий укроп и любисток также добавили пряный аромат к дыханию. Так что вино убивало бактерии и удаляло остатки пищи, а хлорофилл уничтожал любое плохое дыхание.

Мятная жидкость для полоскания рта
Bankes' Herbal, 1525

" Если у вас пахнет изо рта, а ваши зубы и десны грязны, вымойте ваш рот и десны с уксусом, в котором предварительно была вымочена мята; после этого, протрите зубы порошком мяты или высушенной мятой. "

Что необходимо:
1-пинтовая фляга, заполненная веточками мяты (Mentha Citrata, оранжевая бергамотовая мята)
1-пинта красного винного уксуса
Уксус залили в мяту и оставили для того, чтобы он пропитался, на всю зиму; после чего уксус слили и применили для полоскания рта.
Мелко нарезанную, высушенную мяту можно применять для протирки зубов.

Винное полоскание и протирка зубов
Gilbertus Anglicus, (Англия), 11-ое столетие

" ... позвольте рту быть прополосканным вином, в котором варилась береза или мята. И позвольте деснам быть хорошо протертым льняной тканью, но не до крови. И позвольте ему есть майоран, мяту, постенницу и кунжут. И позвольте ему протирать его зубы и десна травами...
И позвольте ему пить каждый вечер вино, в котором варился иссоп, или корица, или колос, или перец кубеба. И после каждой пищи, позвольте ему промывать его рот и протирать десны и зубы".

Что необходимо:
1. Мятное вино:
6 веточек свежей мяты/садовой мяты приблизительно 3-4 " длиной, приблизительно с 40 листочками.
2.5 чашки белого вина
Кипятить, пока мята не обретёт легкий коричневый цвет, затем перелить в контейнер и дать настояться.

2. Мятное вино
2 столовых ложки высушенной мяты
1 чашка белого вина
Кипятить в течение тридцати минут и охладить.
Смесь с сушеной мятой получилась более ароматной, но я думаю, что смесь из свежей мяты более химически активна.

Трава для жевания/протирки:
Свежий майоран и мята в равных пропорциях

Послеобеденное вино:
1 столовая ложка корицы (кассии) измельченной или одна её палочка
1.5 чашки красного вина
Кипятить в течение 20 минут


Угольная притирка из розмарина

Bankes' Herbal, 1525 (Англия)

" Также возьмите древесину [розмарина], сожгите до углей, измельчите в порошок и поместите в льняную ткань. Протирайте ваши зубы этим составом и, даже если там живут черви, он должен убить их и охранить ваши зубы от всего зла. "
Автор Banckes' Herbal также, как и другие торговцы травами, верил в розмарин " борющийся против всего зла в теле. "

Отбеливающее средство с шалфеем
Gervase Markham, The English Housewife. 1615

" Для пожелтевших зубов:
Возьмите по равной мере шалфея и соли и истолките их вместе, затем испеките, чтобы смесь стала твердой, и сделайте из неё порошок. Протирайте зубы этим порошком утром и вечером и желтизна с зубов уйдет. "

Смесь №1:
1 четверть чашки высушенных листьев шалфея.
1 четверть чашки столовой соли.
Толочь вместе в ступке пока не получилась зеленая соляная смесь, положить на лист для выпекания, нагретый до 300 градусов по Фаренгейту, на 45 минут, и на нагретый до 350 градусов на 30 минут.
Смесь не показывала никаких признаков затвердевания. Хотя она становилась жестче/ более вяжущей порошкообразной субстанцией на вкус.

Смесь №2:
60 свежих (маленьких) листиков шалфея
2 столовые ложка морской соли
Я толкла листья шалфея с солью по 10-20 листьев, постепенно добавляя остальные, чтобы сформировать достаточно сухую пасту. Большее количество шалфея и меньшее количество соли сформировало бы более густую пасту – я пробую сделать так следующий раз. Когда я прожарила смесь на листе для выпекания, нагретом до 300 градусов, 20 минут, образовалась твердая корка. Я оставила смесь в духовке для высыхания, покрошила её и хранила в контейнере.

Порошок, освежающий дыхание
Gilbertus Anglicus, приблизительно 1400, Англия

" И позвольте ему использовать этот порошок: Возьмите унцию перца, много мяты и много каменной соли. Позвольте ему жевать порошок, пока он может, а после выбросьте его. "

Что необходимо:
На 1 унцию перца
1 унция сушеных листьев садовой мяты
1 унция соли
Смешать все вместе.

Пилюли из специй
Gilbertus Anglicus, 15-ое столетие, Англия

" И позвольте ему использовать эти пилюли, которые хороши для всех типов запаха изо рта: возьмите гвоздику, мускатный орех, корицу и сушеной шелухи мускатного ореха восемь драхм (треть унции аптекарского веса, одна шестнадцатая в торговом – прим. Эарвинг); красного сандала десять драхм; перца кубеба семь драхм; кардамона пять драхм. Смешайте их с соком мяты и сделайте пилюли размера с инжирину. Принимать по 2 одновременно под язык".

Что необходимо:
Одна (современная) драхма – чуть более чайной ложки, так что я переделала меры:
1 ч/л Saunders (красного Сандалового дерева)
3/4 чайной ложки корицы
3/4 чайной ложки сушеной шелухи мускатного ореха
3/4 чайной ложки гвоздики
3/4 чайной ложки мускатного ореха
Неполные 3/4 чайной ложки перца кубеба
1/2 чайной ложки кардамона
1-2 пучка мяты

Средство для свежести дыхания у женщин:
Trotula, 11-ое столетие, On Women's Cosmetics (книга 3)

" Я видела, как некая сарацинская женщина помогла множеству людей этим лекарством. Возьмите немного листьев лавра и немного мускуса и дайте ей подержать эту смесь под языком пока она не поймет, что дурной запах исчез. Я рекомендую, чтобы она держала смесь под языком днем и ночью, особенно, когда она собирается общаться с кем-либо в интимном плане. "

Что необходимо:
•Свежие листья лавра (на пробу)
•Лавровый лист измельченный с мускусом (для запаха)
•Несколько листьев лавра вымачивались в воде с цветами апельсинового дерева (для запаха или вкуса)
Лавр – это лист лаврового дерева, называемый в кулинарии «лавровый лист». Часть лаврового листа, приблизительно в 1 квадратный см, кажется наиболее податливой и удобной по размеру, особенно если он должен сохраниться в течение энергичного упражнения.
Естественный мускус – продукт животного происхождения, по структуре похожий на смолу. Однако так как мы считаем, что убийство оленя просто для того, чтобы добыть сало – это жестоко, то настоящий мускус нам больше не доступен. Так что я должна была согласиться на синтетический аромат мускуса.
Масло Джакартского Мускуса я соединила с лавром, промазав мускусом его листья.
Kirel из SCA-ПОВАРОВ предположил, что аромат мускуса находится в той же категории, что и вода с цветами апельсинового дерева. Так что я также вымочила лавровый лист в некоем количестве такой воды. По моему опыту приготовления средневековых блюд и блюд эпохи Возрождения - тот мускус, вообще использовался больше для аромата, чем для извлечения его лекарственных свойств, так что эта замена вряд ли уменьшила бы любые медицинские свойства. Вода с цветами апельсиновых деревьев упомянута в Manual de Mugeres, Испанском тексте, так что, если она и не была доступна читателям Trotula, то станет доступной в Средиземноморье позже, и будет использоваться в парфюмерных целях.

Жидкость для отбеливания зубов:
Markham. The English Housewife, 1615.

" Чтобы отбелить зубы.
Возьмите блюдце крепкого уксуса и две полные ложки порошка из квасцов, ложку белой соли и ложку меда. Кипятите пока смесь не станет столь же жидкой, как вода; затем перелейте в закрытый пузырек и держите его при себе. При случае мойте смесью зубы и основательно протирайте их тканью, но не до крови. "

Что необходимо:
1/2 чашки красного винного уксуса
2 ч/л соленых( протравленных) квасцов
1 ч/л. белой соли
1 ч/л меда
Нагревать вместе до закипания и кипятить чуть более пяти минут.
Квасцы или сожженные квасцы регулярно появляются в рецептах по очищению зубов и рта, также как и в некоторых рецептах помощи по домашнему хозяйству. Некоторые виды квасцов при воздействии воды, как предполагается, образуют слабую серную кислоту, так что эта смесь вероятно не очень безопасна для использования на слизистых мембранах, в том числе и на внутренней части рта. Конечно, на бутылке соленых (протравленных) квасцов написано, что они кислы на вкус в сухом виде, но при солении становится нейтральным - так что я попробовала крошечную частицу кончиком языка и получила ожог. Я использовала соленые (протравленные) квасцы, так как на сайте Mistress Anne Liese's предполагается, что это самый вероятный вид квасцов того периода.
Чайной ложки квасцов, соли и меда, возможно, было слишком мало, а 1/2 чашки уксуса, возможно, было слишком много; как только смесь была перемешана, она стала ' столь же жидкой, как вода '. Я не хотела добавлять слишком много квасцов в состав, поэтому я сошлась на чайной ложке.
Уксус, который я использовала, был обыкновенным красным винным уксусом с 5% кислотностью; уксус того времени был более крепким - от 7 % до 15 %. Я была не способна найти более сильный уксус в местных магазинах и не хотела рисковать при добавлении концентрата уксуса к этому специфическому химическому эксперименту. Я использовала красный винный уксус, потому что он был дешевле, чем белый винный уксус. Так как это - Британский рецепт и уксус не определен, его можно было заменить яблочным эквивалентом. (Я не имею никаких источников, что яблочный уксус существовал, но яблочный сидр был известным спиртным напитком в Англии; а яблочный уксус является побочным продуктом при домашнем производстве сидра.)

Анис, Тмин и Засахаренный фенхель
Идея Rumpolt, рецепт из Plat's Delightes for Ladies, 1602.
Rumpolt, Ein Neu Kochbuch, 1581.

" Различных сладких засахаренных фруктов (как) от аптекаря...
1.Анис покрытый. [С сахаром]...
2.Тмин покрытый.
3.Фенхель покрытый".

Что необходимо:
1/2 чашка каждого из семян: тмина, аниса, семя фенхеля
Сироп: 1 чашка сахара, 1/3 чашки воды
Вода и сахар смешиваются вместе и нагреваются. Как только смесь загустевает, температура увеличивается, пока сироп не достигает стадии мягкого кома, приблизительно до 240 градусов по Фаренгейту. Сироп готов, когда его капля, помещенная в стакан воды, формируется в мягкий шарик, еще не опустившись на дно.
Поместите половину одного вида семян в маленькую, круглую металлическую тару. Зачерпните одну столовую ложку сиропа. Быстро размешайте вилкой, используя скоблящее движение. Добавьте остальную часть семян к этой смеси, она сначала станет липким комом, а затем смешается с предыдущим составом. Мешайте и давите, пока семена не отделились друг от друга и не охладились. Добавьте ещё ложку сиропа и повторите. Продолжите этот процесс, пока засахаренные семена не покрыты соответствующим количеством сахара. Поскольку слой становится все более толстым, Вы должны охладить засахаренные семена между пленками в морозильнике или за дверью. Убедитесь, что не Вы позволили сиропу кристаллизоваться. Если это произошло, добавьте воду, перемешайте и оставьте в нужной температуре.
Эти засахаренные семена использовались после обеда, чтобы освежить дыхание и бороться с расстройством желудка и газами. Gerard's Herbal говорит относительно семени аниса: " у жевавших дыхание становится сладким. " О тмине Gerards' говорит " семя маринуют или засахаривают с засахаренными фруктами, оно очень хорошо для желудка, помогает перевариванию, способствует мочеиспусканию, смягчает и избавляет от газов; он соответствует в действии и достоинствах семени Аниса. "
Обратите внимание: рецепт, используемый здесь более похож на рецепт из Plat's Delightes for Ladies, чем из Rumpolt's. Чтобы сэкономить место, те инструкции здесь опущены.

http://www.salisbury.com.ua/1.html

+5

50

http://s15.radikal.ru/i188/1006/9b/23430f6e71b1.jpg

Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.
Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела.
Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. "
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны.
И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.

http://s02.radikal.ru/i175/1006/6a/4cffd24c5ef8.jpg

Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии.
Люди купались по несколько раз каждый день.  С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику ".

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он  платил штраф " .
Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

Частные ванны

http://s41.radikal.ru/i091/1006/73/69cf2421ce2e.jpg

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом.
В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка.
Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей.
В некоторых замках были специально встроенные ванны.
В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок.
Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной.
Некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.

Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи.
Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных.
Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани

http://i072.radikal.ru/1006/47/bf88755ca65d.jpg

Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем.
Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов.
Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться.
Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды.
Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными.
Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

http://s42.radikal.ru/i096/1006/79/5f64a379d647.jpg

Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка.
Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными.
Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев, которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням.
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение.
Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья.
Вот описание эрфуртских бань XIII в.:
«Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота.
Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

http://s004.radikal.ru/i207/1006/3f/c9dacd5435f2.jpg

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки.
Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. "
Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью.

http://s001.radikal.ru/i195/1006/00/36feb36c2dbe.jpg

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели что-то типа фонтанов для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах.
Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики.
Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Добавки для Ванн

Травы

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы.
Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей." ( Lambeth 853, fol. 186)

http://s39.radikal.ru/i086/1006/51/865b6867e3ac.gif

Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник , ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую,дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье."

"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки."

"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя той водой в сауне.
Если женщина испытывает желание не поддающееся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..."

http://s55.radikal.ru/i149/1006/9f/6a5f6f0925be.jpg

В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем.
Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым ".
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой.

http://s004.radikal.ru/i205/1006/8f/66121e83490e.jpg

Масла

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.

Мыло.

http://s09.radikal.ru/i182/1006/18/a3a5daf873e7.jpg

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".

Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
http://gallowglass.org/jadwiga/herbs/baths.html
http://gallowglass.org/jadwiga/pictures … epers.html
http://medieval.mrugala.net/Bains/Bains.htm
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=17952

+6

51

http://s005.radikal.ru/i209/1007/ba/3ddd8311fc43.gif

На протяжении нескольких веков гигиена тела постепенно отдалялась от древних ритуалов омовения и очищения кожи и становилась процедурой необходимой для здоровья и хорошего самочувствия. Были в её истории не только взлеты, но и падения.

Целью  ванн являлось не только избавление от грязи, но и польза здоровью.
Они включали в себя два погружения, одно — в холодную воду, другое — в горячую, «но оба восхитительны своей привлекательностью и целебными свойствами». Необходимо было стимулировать «благотворный процесс»: удалить вредные жидкости, изменить связи между внутренними и наружными слоями кожи.
Геродот упоминает об этом в V веке до н.э.. Сложившуюся традицию продолжают и римские термы (общественные бани).

В Риме в 1 веке до н.э. несколько десятков бань, а тремя исками позже, при Константине, их насчитывалось уже 856.
Таким образом, возникает особая традиция, которая прекращает термы и места омовения, работы и удовольствия: в них происходит обмен новостями, деловые обсуждения, игры, расслабление и уход за телом. И хотя они предназначались в основном для привилегированных слоев общества, в начале христианской эры Антонин Пий создает первые бесплатные бани для населения.

Со временем эта традиция распространяется и на средневековый Запад, правда, термы там имеют иной вид, а система водоснабжения не столь разветвлена.
Фортунат ((нем. Fortunatus), прозаический роман конца XV века, одна из наиболее популярных народных книг в Германии, отразившая кризис средневекового мышления) подробно описывает термы на вилле одного епископа из Бордо в VI веке, Григорий Турский рассказывает о сестрах Пуатье, покинувших монастырь после того, как их настоятельница "бестактно" позволила посторонним искупаться в монастырской ванне.
Интересно, что уход за кожей и здоровье в то время непосредственно связывались с процессом потоотделения и использованием горячей воды.

Помпея, Полина и Сенека, принимающие вану, миниатюра из рукописи, 1505, Мезй Домбре, Нант

http://s61.radikal.ru/i171/1007/e5/529d863d0ff5.jpg

«Этот век мне по вкусу», — заявляет Овидий((лат. Publius Ovidius Naso древнеримский поэт) в «Науке любви», с облегчением отмечая, что уже нет более «этой неотесанности, которая была присуща нашим предкам».
Отсюда и его советы, как стать еще красивее, ухоженнее и чище: «Я уже готов был вас предупредить, что сильный козлиный запах не должен поселиться у вас.... Но ведь это было бы равносильным тому; чтобы порекомендовать вам каждое утро умывать свое лицо».

Но именно «ванны удовольствия» критикует Церковь, те ванны, которые устраивались для наслаждения, те, о которых говорил в VI веке Григорий Великий:
    «Если наслаждение и сладострастие являются основным мотивом принятия ванны, то мы не разрешим её ни в воскресенье, ни в любой другой день; если же, напротив, мы принимаем ее потому, что наше тело нуждается в ней, то мы не запрещаем ее даже в воскресенье».
Отсюда это различие между сладострастной ванной и ванной гигиенической, между ванной, предназначенной для мытья тела, и ванной здоровья.

Образ целебной воды, способствующей очищению тела, покоряет средневековый Запад.
В XIII веке в Париже насчитывается уже несколько десятков парилен, а в «Романе о Розе» подробно описываются те наслаждения, которые они доставляют.
Со временем начинается поиск всевозможных дополнительных возбуждающих факторов, тем самым меняющий назначение общественных парилен, превращая их в дома терпимости и игорные дома, чем, по сути, и является «Обитель великой щедрости» в «Романе о Розе» с ее «лакеями и девицами, навязанными старыми содержательницами публичных домов».

Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), Художественная галерея Базель

http://s61.radikal.ru/i172/1007/63/84694095a425.jpg

Средневековые картины иллюстрируют сладострастные омовения пар или групп людей, которым вода «приносит дополнительные блага Господни».

Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно

http://s41.radikal.ru/i092/1007/a7/538e6d3457bf.jpg

Тут можно увидеть сцены народного веселья, прежде всего эротического, место любовных встреч, купание в водах праздных и самодовольных людей, всем видом своим символизирующих богатство и утонченность. Это восприятие воды, так же как и образ кожи, со временем изменится.
Кожа будет восприниматься как пористая телесная оболочка.

Все это способствовало вытеснению парилен на окраины городов, пока они вообще не превратились в места, не рекомендуемые для посещений.
  В связи с эпидемией чумы в XIV веке парильня, с точки зрения знаний о коже того времени, представляла собой серьезную опасность для жизни и здоровья человека: горячая вода, раскрывая поры, делала тело уязвимым для загрязненного воздуха; пар увеличивал моры, а физическая расслабленность способствовала проникновению в организм опасных ядов.  o.O
Представление это настолько устоялось, что оказало влияние и на классическую гигиену.

В то время гак в Европе бани вступают в эру пуританского осуждения, исламский мир, со своим блестящим расцветом науки и медицины, выпускает научные трактаты о значимости ежедневной гигиены. Заметное влияние на всю европейскую медицину оказали Авиценна и Маймонид, но, несмотря на то, что крестоносцы принесли эти рекомендации с Востока, потребовались долгие десятилетия, пока они были восприняты в Европе.

http://s42.radikal.ru/i097/1007/22/eac575bab57f.jpg

К концу Средних веков точка зрения о вреде жара и воды превратилась в догму:
«Общественные бани и парильни должны быть в любом случае закрыты, поскольку поры и отверстия на коже под влиянием оного жара легче раскрываются, и чумной воздух входит в них».
Число парилен начинает неуклонно сокращаться.
В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них».
В Париже количество бань заметно снизилось при Людовике XIV.
(В основе статья «Вода и кожа» из книги «Твое тело»)
--

+2

52

Мой преподаватель, который очень увлекался периодом европейского средневековья 12 - 14 веков, рассказывал, что вместо мыла в то время иногда использовали золу и даже песок. Как можно мыться золой - плохо представляю...

0

53

Sibill Dej Ave написал(а):

Как можно мыться золой - плохо представляю...

Древние рецепты мыла включали в себя жиры и ту же золу. А на Руси для мытья пользовались щёлоком, каковой есть распаренная древесная зола. У него выраженная щелочная реакция (строго говоря, от "щёлока" произошли "щёлочи" и "щелочной"), каковая и даёт моющий эффект, а масла и прочее - для получения нужной консистенции (и, вероятно, косметических целей).

0

54

Кстати, сейчас подумала: возможно, совет ополаскивать волосы с уксусом корнями идёт именно от времён щёлока: кислота нейтрализует недосмытые остатки щёлочи, что актуально при недостатке воды для полоскания. В всяком случае, косметического эффекта от полоскания с подкисленной водой я так и не заметила.

0

55

Княгиня написал(а):

выраженная щелочная реакция (строго говоря, от "щёлока" произошли "щёлочи" и "щелочной"), каковая и даёт моющий эффект

Это потому, что расщепляет кожный жир?

Княгиня написал(а):

В всяком случае, косметического эффекта от полоскания с подкисленной водой я так и не заметила.

Я тоже, кстати. Пробовала в свое время яблочный уксус - что с ним, что без него - одинаково.

0

56

Sibill Dej Ave написал(а):

Это потому, что расщепляет кожный жир?

Видимо, не только кожный. Но я не так хорошо помню химию. Знаю только, что растворы щелочей "на ощупь" (через перчатки) мыльные.

0

57

Разовьем тему.

Душ.

"Обычай омовения тела восходит к глубочайшей древности.о этом свидетельствуют глиняные вавилонские таблички и папирусы старых египтян. В Центральной Африке до сих пор сохранился волшебный ритуал заклинания дождика, во время которого шаман разбрызгивает воду. Само слово душ - французского происхождения и значит не лишь всем известную гигиеническую функцию, но также дождик, ливень. Придуманный самой природой обряд постоянно связывался с благодатным очищением. В сущности, древнейшие бани Индии, Египта и Месопотамии были простейшими коллективными душами, где люди омывались проточной водой. Честь изобретения душа в его современном понимании (вертикальная конструкция) принадлежит старым грекам. Опосля выступления на стадионе древнегреческие атлеты освежались под душем. Во всех аспектах живописует устройство душа изображение на вуале, отысканной в районе Афин и датированной IV веком до н.э. Четыре нагие молодые мускулистые красотки с распущенными волосами с наслаждением плещутся под сильными струями воды, льющейся из крана-зева, декорированного под кабаньи и львиные головы.
Рядом, на рейке, висит их одежда и полотенца. Вода стекала по наклонным трубам вниз, создавая естественный напор, и вытекала из одной кабинки в другую, обеспечивая, как и современные души, ножную ванну. Остатки схожей душевой системы археологи отыскали в Пергаме, богатом греческом городке на западе Турции. Греческая традиция каждодневной процедуры закаливания отыскала собственного продолжателя в лице шотландского лорда Джеймса Монбоддо, жившего в XVIII веке. Он обливался на улице прохладной водой круглый год в всякую погоду и был убежден, что это содействует укреплению организма. Опосля него прохладные обливания вошли в моду посреди британских интеллигентов. Монбоддо слыл огромным оригиналом, прославившимся своими чудачествами еще при жизни. Он считал, к примеру, что детки появляются с хвостами, а на его званых обедах стол был усыпан розами в подражание римскому поэту Горацию. При этом Монбоддо занимался наукой, изучил происхождение языка и общества, во многом предвосхитив принципы эволюции, открытой позднее Дарвином.

В середине XIX века душ, остающийся еще технической диковиной, становится действующим мед средством. Доктор Парижского института, доктор психологии Жан-Мартен Шарко вымыслил, каким образом можно с фуррором врачевать дам, склонных к истерикам. С расстояния нескольких метров он направлял сильнейшую струю воды на собственных пациенток, создавая эффект чрезвычайно плотного массажа. В 1885 году у Шарко, 1-го из основоположников современной неврологии, обучался Зигмунд Фрейд, будущий гений психоанализа.Души государя Шарко активно используют в бальнеологии, он отлично расслабляет, дает отдых нервишкам, улучшает сон, активизирует кровоток, помогает нездоровым, страдающим остеохондрозом. В русских вытрезвителях с его помощью приводили в чувство хронических любителей горячительных напитков. В конце XIX века душ становится массовым явлением. Этому в том числе содействовало введение в 1879 году в прусских вооруженных силах обязательных аква процедур, для что во всех казармах были сооружены душевые помывочные
Благотворное, расслабляющее действие подводного массажа направленной струей воды оригинально употребляли в собственном изобретении братья Джакуззи. В начале XXвека семеро механиков, выходцев из итальянского города Фриули, приехали в поисках наилучшей жизни в калифорнийский Беркли.профессиональные изобретатели-самородки, они брались за усовершенствование самых разных устройств, вплоть до самолета. но основная «эврика», как это нередко бывает, посетила их случаем.По легенде, один из членов семьи мучился ревматическим артритом и нуждался в каждодневной физиотерапии. Братья показали находчивость и смастерили агрегат, который при погружении вванну «выстреливал» направленной струей воды, насыщенной воздушными пузырьками.вообщем, прошло целых двенадцать лет, пока в 1968 году Рой Джакуззи не соединил ванну с системой подводного гидромассажа.

http://www.turspb.ru/q/31693/

+1

58

Sibill Dej Ave написал(а):

вместо мыла в то время иногда использовали золу и даже песок.

Способ изготовления эдакого мыльного раствора из смеси древесной золы и воды, которую кипятили и добавляли в неё жир, был известен очень давно.
Бельё золили, тёрли деревянными валиками и прополаскивали.
Также использовали при стирке песок или же глину.

Вот про мыло ещё выдержка из статьи.

http://i072.radikal.ru/1007/9f/6116e9391878.jpg

Благодаря раскопкам археологов и изучению учёными письменных источников древности,готовые куски мыла были обнаружены археологами при раскопках Помпеи.

Долгое время отношение к мылу было неоднозначным. Так известный арабский врач Ибн Сина в XI веке советовал пользоваться мылом только прокажённым.
Много раньше, во II веке нашей эры, Гален рекомендовал ванны с использованием мыла для исцеления от кожных заболеваний.

А 5 января 1538 года, во время эпидемии чумы, на юго-западе Германии патент на изобретение специального мыла был выдан Филиппу Теофрасту Парацельсу.
Сваренное им мыло было изготовлено именно для борьбы с чумой.
В Англии в 1399 году король Генрих IV основал орден, привилегией членов которого было мытье в бане с мылом.
http://www.superstyle.ru/23apr2010/banj … ov?print=1

+1

59

иннета написал(а):

Так известный арабский врач Ибн Сина в XI веке советовал пользоваться мылом только прокажённым.
Много раньше, во II веке нашей эры, Гален рекомендовал ванны с использованием мыла для исцеления от кожных заболеваний.

Ничего себе... А если человек не прокаженный и не больной, то что же, по их мнению, мыло не нужно???

Кстати, кусочек мыла на фото очень симпатично выглядит (если, конечно, это мыло той эпохи).

0

60

Sibill Dej Ave написал(а):

А если человек не прокаженный и не больной, то что же, по их мнению, мыло не нужно???

Наверное, не больному считалось достаточным ополоснуться водой. Кстати, в античности для мытья пользовались скребками. Насколько я понимаю, притирания из масел должны были собрать грязь, а потом этот "композит" соскребался. Дешёвым аналогом того же самого была глина.

Ну, а песок не столько моющее средство, сколько абразивное - то есть, отмывает за счёт механического воздействия. По тому же принципу на Руси применяли дресву - это камешки крупнее песка, но мельче щебня. С дресвой мыли полы, например. "Да нельзя же и мне  руки-то сложить.  Вот умница-то,- продолжала она, указывая на работницу Матрену,-  давеча  у  меня  все  полы  перепортила бы, коли б не доглядела я вовремя.  Крашены-то  полы дресвой  вздумала  мыть..." (Мельников-Печерский, "В лесах".)

0