SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Города и замки Средневековья » Средневековый замок. Внутреннее убранство>>


Средневековый замок. Внутреннее убранство>>

Сообщений 61 страница 90 из 103

61

Франция. Луара.
Кровать с балдахином :)

http://s49.radikal.ru/i125/0908/e1/a154b5747c85.jpg

http://s51.radikal.ru/i134/0908/0a/ab17e2e3b2f9.jpg

+5

62

Покои королевы Марии в замке Стирлинг.

увеличить

+5

63

Marion написал(а):

Главный зал в замке Орфорд.

Часовня в замке Орфорд. XII век.

увеличить

Отредактировано Marion (2009-08-21 21:12:23)

+5

64

Свет и тепло
         Приятно в июньский день смотреть из окна замка вдаль, любуясь пейзажем. Но кто же холодным, сырым ноябрьским днем по грязным, размокшим дорогам? Жители замка должны были проводить в нем и холодное время года, жалуясь на невзгоды зимы и вздыхая о весне.
        Стены лишь частично защищали от холода, без отопления они остывали и впитывали влагу. Кто мог себе позволить, обшивал стены досками или завешивал их коврами. Маленькие окна меньше пропускали холод; большие многосводчатые окна, которые встречаются лишь в залах больших замков, на были замуровывали еще в 13-14 вв., когда климат стал суровей. На месте больших оконных проемов появились маленькие прямоугольные окна, порой упорядоченные в группы. Репрезентативные постройки получали большие окна, разделенные пополам или накрест, при этом минимум верхняя часть остеклялась.
      Хотя стекло было уже известно, но даже в замках знати применялось для остекления так называемое "лесное стекло" ("Waldglas"), которые можно было обрабатывать лишь в молочно-мутные круглые шайбы, пропускавшие лишь минимум света. Большинство рыцарей однако не могло позволить себе и такого стекла. Вместо него окна закрывали едва пропускавшими свет кожами или пергаментом, чаще всего на деревянных рамах, или мехами. От сквозняка щели затыкали соломой или мхом. Это делало и без того сумрачные помещения еще темнее - бесконечные месяцы в полутьме: если в где-то и справедливо наше представление о мрачном средневековье, так именно здесь.
     Темные помещения можно было обеспечить лишь слабым освещением. Известные нам свечи из стеарина и парафина были изобретены лишь в 19 в., До этого применялись свечи из жира, получаемого из коровьих почек, или бараньего жира. Свечи из пчелиного воска были дороги и лишь тогда доступны для хозяина замка, если сырье поставляли собственные пчелы. Эффективнее были факелы, но они давали много копоти, портили ковры и мебель и уже по этой причине применялись лишь в особых случаях.
       Дешевле была сосновая лучина и масляные лампы - дававшие также много копоти, сжигавшие и без того скудный кислород и распространявшие сильный прогорклый запах.

http://s51.radikal.ru/i131/0908/90/e7635a15f89b.jpg
Лампа. 15 в.

                                                             Отопление

      В замках было не только темно, но и очень холодно, а в скальных замках еще и сыро.
      В то время как знать могла спасаться на отапливаемых первых этаже, в маленьких замках было куда неуютнее. Каменный камин в зале распространял тепло лишь на несколько метров вокруг, и то лишь пока горел огонь. Место у огня предназначалось господину замка, его семье и почетным гостям. Удаленные концы зала или помещения без каминов и печей отапливались железными корзинами с раскаленными углями, дававшими лишь скудное тепло.

http://i049.radikal.ru/0908/19/38f5c60b7a69.jpg
Кафельная плитка с изображением рыцаря. 14 в.
     Простые печи из известняка встречаются и в скромных домах, которые даже у знати состояли до 11 в. лишь из двух помещений, что однако было уже большим шагом вперед по сравнению с однопространственными домами. В кухонной части, чаще всего деревянной, пища готовилась на открытом огне. Тыльная, каменная, сторона печи отапливала прилегающее помещение, остававшееся таким образом незадымленным. 
    После того, как в конце 11-12 в. возникли печные трубы, кухня и жилые помещения были разнесены по разным этажам. Камин в зале часто комбинировался с кафельной плитой. Кафельные плиты, существование которых доказано с 12 в., делались из простой глины. Они лучше удерживали и распределяли тепло и одновременно были не столь пожароопасны. Вскоре их стали облицовывать кафелем из обожженной глины, увеличивающем площадь поверхности и лучше сохранявшем тепло. Позднее кафель стали покрывать глазурью и украшать различными рисунками.
    Одно из старейших изображений кафельной плиты встречается в так называемом Цюрихском гербовом списке (Züricher Wappenrolle) как украшение шлема (!) швейцарского рыцаря "Stubenwied". Роль, которую сыграла печь в повышение комфортности жизни в замке, нашла отражение в указателе лиц княжеского замка Тироль. Fornarius, истопник, и не менее чем 11 его помощников стоят во главе списка.
     
       http://i037.radikal.ru/0908/1a/a826310c25eb.jpg
        Стенной камин в замке Вилденберг (Wildenberg)

                                                                    Санитария

          Санитария, водоснабжение и личная гигиена были в замках тесно связаны. Там, где воду приходилось с трудом доставать из колодцев, брать из цистерн или доставлять за несколько километров, экономное ее расходование было первейшим заветом. Важнее личной гигиены был тогда уход за животными, прежде всего дорогими конями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков. Еще в 16 в. хроника обосновывала переселение знати из замков аргументом: "Дабы нам было где мыться". Поскольку тогдашние городские бани не ограничивались уходом за телом, но включали в свой репертуар и услуги современного "массажного салона", трудно сказать с уверенностью, что искали рыцари на самом деле.

http://s52.radikal.ru/i137/0908/63/30015b2b2a25.jpg
Прислужница в купальне. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

           Если же следовать средневековым романам и эпосам, то личная гигиена имела обладала высокой ценностью. Запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами. Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье, кстати находящейся перед замком под липой. Эпический герой Битерольф устраивает совместные купания "86 или более", а один раз сразу 500 витязей - в бадье, установленной в зале. В шванке "Голый посол" протагонист был направлен со своей новостью в купальню. Логично предположив, что хозяин замка моется там, посол раздевается догола и входит в помещение, но обнаруживает там всю рыцарскую семью со служанками - к тому же одетых. Они удалились в теплую баню лишь из-за холодной погоды. И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.
     В купальне или бане находились не только бадьи для мытья, но и паровая баня, для получения пара воду лили на раскаленные камни. 
http://i063.radikal.ru/0908/7c/7004c304f435.jpg
Паровая баня. 14 в.
       Купальни и бани конечно были типичной принадлежностью замков высокой знати и находились как правило на первом этаже паласа или жилой башни, так как требовали большого количества воды. В замках простых рыцарей наоборот они обнаруживаются редко, да и то лишь на пороге Нового времени. Мыло, пусть даже и плохого качества, было обязательной принадлежностью, дорогое мыло научились варить уже в эпоху крестовых походов. Различные щетки, в том числе зубные, чистки для ногтей и ушей также относились к обязательному снаряжению и их существование прослеживается по источникам в отдельных замках. Маленькие зеркала были известны, но относились к предметам роскоши, так как их умели делать лишь в Венеции. Некоторые, преимущественно знатные дамы, носили парики, красили волосы или завивали их. Естественно и средневековые женщины пользовались косметикой, пусть даже make-up был клейким и не особенно водостойки.
         Деликатная тема. На равнинах уже в раннее средневековье в монастырях устраивались гигиенически прогрессивные туалеты - проточную воду рек и ручьев использовали для промывки. Но в высоких замках этот способ был невозможен. В некоторых жилых башнях обнаруживаются башнеподобные пристройки, возможно использовавшиеся как нужники. Внизу, у основания башни или даже ниже его уровня, собирались фекалии. Если колодец или цистерна находились слишком близко к выгребной яме, то вода могла быть заражена бактериями. Последствиями были инфекции и понос, болезнетворные микробы вновь попадали в воду и круг замыкался. Настоящий прогресс произошел во время Штауфенов: дела стали справлять просто за крепостную стену. Для этого нужники устраивались на стене: или шахта встраивалась в стену, или нужник в виде эркера выступал из стены. Фекалии уходили либо в свободном падении, или по деревянным или каменным трубам в замковый ров, порой в выгребные ямы.
     С внутренней стороны нужники поначалу были открыты обозрению, впоследствии их стали закрывать дверью, превратив в "тайную комнату". А как же зимой, при отрицательных температурах? Ну, были еще ночные горшки, которые поначалу делали из дерева, позже из глины.

Водоснабжение
http://s53.radikal.ru/i139/0908/33/23346dabc6bd.jpg
Изображение бадьи. Рукопись"Вильгельм" Вольфрама фон Эшенбаха

       Пока замки или укрепленные дома знати располагались в издавна заселенной долине, то водоснабжение из ближайшего ручья, источника или шахтного колодца не являлось большой проблемой. Ситуация изменилась в 11-12 вв., когда замки стали строить на вершинах гор или труднодоступных горных плато. Вероятность в узком ареале замка - а замок рос в высоту - найти источник снижалась до нуля и была пожалуй выше лишь в замках, расположенных на выступе горного склона - например замок Найдэкк (Neideck) в Верхней Франконии. А замок без собственного водоснабжения в случае осады был практически бесполезен.

                                                   Колодцы
http://i068.radikal.ru/0908/cc/f7641e136c41.jpg
Бадья из колодца замка Руннебург (Runeneburg) ок. 1250 г.
        В первую очередь рассматривалась возможность получить воду из колодца в пределах замка, что давало гарантию получения свежей воды в случаи осады. Усилия были соответственно велики. Колодец приходилось копать сквозь скальную породу до водоносных слоев, а то и до грунтовых вод. Это требовало колодцев глубиной в среднем от 20 до 40 м, не редкость и 70 м, в единичных случаях, например Куффхойсер (Kyffhäuser) в Тюрингии, Хомберг (Homberg) или крепость Кенигстайн (Königstein) в Саксонии, более 140 м. В зависимости от породы и глубины над колодцем работали год, иногда три или пять лет, при этом технические сложности возрастали, прежде всего подача свежего воздуха, непропорционально возрастали. В экстремальных случаях колодец поглощал столько же денег, сколько все остальные постройки.

                                                    Резервуары и фильтрующие цистерны
            Если устройство колодца было невозможно (как например в районе Юра, Juragebiet в Альпах) или его стоимость превосходила возможности хозяина замка, то приходилось искать запасное решение. Проще всего было собирать дождевую воду на территории замка и держать ее в резервуарах. По трубопроводам, открытым или закрытым, собирали с крыш дождевую и талую воду. Водосборником служили большие деревянные ванны, специальные помещения или ямы, в больших замках каменные цистерны, достигавшие, как в замках крестоносцев в Святой земле, размеров целого зала. В маленьких замках удовлетворялись полностью или частично вырубленными в скале маленькими цистернами, сужавшимися к верху, как в верхнефранконском замке Роенхан (Rotenhan) или западнопфальцском Алтдан (Altdahn).
     Качество воды улучшалось с помощью цистерн-фильтров, в которых вода проходила сначала через слой гравия, щебня или песка.

                                                                       Внешнее водоснабжение
http://i033.radikal.ru/0908/51/66840931fd8f.jpg
Чайник из колодца замка Руннебург (Runeneburg) 13 в.
          Даже отфильтрованная вода становиться со временем солоноватой, в жаркий период цистерна может к тому же быстро высохнуть. Кроме того цистерны сооружались скорее на случай осады или крайней необходимости, в то время, как обычно пользовались свежей водой из ручьев и источников, даже если ее приходилось с усилиями доставлять за несколько километров.
        Лишь редко удавалось переложить этот груз на крестьян. Как правило каждое утро один-два слуги или служанки посылались в долину, которые доставляли воду в замок или сами, или на спине осла - ослиные тропы и сейчас можно встретить вблизи многих высотных замков. То, что нам сейчас кажется невыносимым, было нормальной повседневностью в районе Юра или Франконской Швейцарии вплоть до начала 20 в., крестьянам приходилось здесь носить воду за 4 км от речной долины в горы.
       Если замок был расположен на выступе горного склона, хозяин замка имел средства и выше по склону находился источник, то мог быть сооружен водопровод из дерева и глины. Это решение однако в случае осады не мело ценности, так как водопровод мог быть легко перерезан извне. Прибегали ли к таким устройствам в Средневековье, точно не известно - немногие сохранившиеся водопроводы происходят из нового времени, когда оборонительная задача замков отступила на задний план. На сколько высока была заинтересованность в свежей воде показывает пример замка Бервартштайн (Berwartstein): Хотя в замке расположен 80 м колодец, в 16 в. из-за плохого качества воды был сооружен водопровод, ведший к основанию горы, откуда воду уже доставляли пешком.
      На примере Бервартштайна отчетливо видно, что не полагались на один способ добычи воды: в случае осады замок должен был быть максимально автономен - колодец в совершенстве решал эту задачу, цистерна обеспечивала водой на ограниченный период.
Источник: http://zamok.h14.ru/st4/st.html

Отредактировано Vihuhol (2009-08-29 00:19:37)

+6

65

Из какого замка эта красота, сказать не могу, ссыль была безвозвратно утеряна. Но кажись Германия. http://www.kolobok.us/smiles/artists/just_cuz/JC_thinking.gif 

http://s42.radikal.ru/i098/0909/60/e727875f7ed2.jpg

http://i031.radikal.ru/0909/67/e56c65e77bca.jpg

http://i014.radikal.ru/0909/36/1a400f54f142.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/0909/0f/8419ae9f3b5f.jpg

http://i074.radikal.ru/0909/36/c0e24f4551ba.jpg

А вот это вот сундучок 13 века. Англия. ;)

http://i071.radikal.ru/0909/c5/aa1a5ffa9c68.jpg

http://i061.radikal.ru/0909/de/ed9b062e71e4.jpg

+8

66

А фиг знает в какую это тему постить. :confused:
Тут и про аритектуру, и военное дело.... %-)  Пусть пока находится здесь.

О бойницах средневековых замков и использования их лучниками или арбалетчиками.

Кроме просветов между зубцами, где стрелка защищали и накладные щиты, стрелять из лука или арбалета можно было через бойницы.
Лучник нуждался в большей свободе движения, чем арбалетчик, его позиция была в стрелковой нише.

http://i049.radikal.ru/0909/ca/5a3a0c15777d.jpg

http://s48.radikal.ru/i122/0909/c7/e1b084afeefc.jpg

Для лучников бойницы были длинными узкими прорезями в стене.
Для арбалетчика предназначались короткие бойницы с расширениями по сторонам, из-за своей формы называемые замочными скважинами.

http://s59.radikal.ru/i166/0909/28/773c26f32030.jpg

А на средневековых изображениях и лучники и арбалетчики находятся на крепостной стене, или же  на вершине башни. Камикадзе не иначе. o.O

http://s51.radikal.ru/i131/0909/8a/35793193ffdb.jpg

http://i060.radikal.ru/0909/bc/efb5b9154445.gif

http://s56.radikal.ru/i154/0909/b5/e99ca47b33b9.gif

http://s45.radikal.ru/i109/0909/f2/5fc3b6a6db61.jpg

Бойницы самого старого средневекового замка Бельгии - Буйона (9 век):
Вид внутри

http://s54.radikal.ru/i143/0909/d4/2b536a465a28.jpg

И снаружи

http://s45.radikal.ru/i107/0909/c1/afdc6a005287.jpg

Особой формой бойницы, предоставляющей максимальную защиту стрелку были шаровые бойницы - в закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью.

http://i059.radikal.ru/0909/07/e33e1021abd6.jpg

Одним из назначений бойниц было напугать врага. Чем больше бойниц, тем больше защитников, тем сильнее оборона.
Особенно актуальным наличие бойниц становилось во время войны или осады, поскольку в узком вертикальном отверстии не было видно, находится за ним стрелок или нет. Высота некоторых бойниц даже рассчитывалась с учетом данного обстоятельства.  С последней четверти 12 века пытались устранить эти недостатки, предусматривая, с одной стороны, расширение отверстия во внутренней части, а также вводя в конструкцию горизонтальные смотровые отверстия на высоте глаз (наиболее известные бойницы подобного рода в форме замочной скважины)
Skipton Castle (Англия).

http://s49.radikal.ru/i125/0909/e4/32dfd770081e.jpg http://i072.radikal.ru/0909/68/951b5a25e448.jpg

Самые интересные формы бойницы- арбалестины замка Варвик в Англии. Какая-то абстракция прям. Красиво! :rolleyes:

http://s46.radikal.ru/i113/0909/13/07ff5e9895b6.jpg

http://s41.radikal.ru/i092/0909/1c/0ba8a7de5317.jpg

Отредактировано иннета (2009-09-06 03:09:24)

+8

67

иннета написал(а):

А на средневековых изображениях и лучники и арбалетчики находятся на крепостной стене, или же  на вершине башни

Это они, наверное, как всегда, схематично изображали.
Интересно и познавательно, спасибо.

+1

68

Реконструкция зала в замке Монтфитчет.
http://s56.radikal.ru/i151/0909/08/01fce344af3ft.jpg

Замок Орфорд (продолжение)

Лестница.
http://s53.radikal.ru/i141/0909/74/a8faf7d9087ft.jpg

Зал.
http://s45.radikal.ru/i109/0909/6c/72b210674d01t.jpg

+4

69

Жилище англо - саксов_ 10 век.
http://www.gutenberg.org/files/12254/12 … lus032.jpg

Саксонский Дом_ 9 - 10 веков
http://s42.radikal.ru/i096/0909/40/bfcdba4cb788t.jpg

Кровать
http://s16.radikal.ru/i191/0909/82/9f9b2f34e7fbt.jpg

Стул_14 век
http://s43.radikal.ru/i100/0909/a4/e0efe5d30bc4t.jpg

Еще один стул.
http://i025.radikal.ru/0909/5b/9f77c86571b4t.jpg

Спальня, 14 век. Франция (далее см. на иллюстрации)
http://i032.radikal.ru/0909/4d/c47f2d0613b9t.jpg

Комнаты с гобеленами.
http://www.gutenberg.org/files/12254/12 … lus054.jpg

Источник (неплохой сайт)
http://www.gutenberg.org/files/12254/12 … 2254-h.htm

Отредактировано Marion (2009-09-18 19:23:32)

+5

70

О простых, но необходимых вещах.
Складные стулья.

http://s59.radikal.ru/i164/0910/1c/e69cc442f226.jpg

english folding chair 14th century

http://i040.radikal.ru/0910/f4/69cf4c29e0d9.gif

Стулья с фресок Симоне Мартини в Ассизи, иллюстрирующих эпизоды жития Св. Мартина
(Saint Martin Renounces his Weapons (scene 4) 1312-17)

http://i078.radikal.ru/0910/71/451044ad7124.jpg

http://s46.radikal.ru/i113/0910/17/a6ea9a204b83.jpg
==============================================================
http://i049.radikal.ru/0910/4f/d7ef3a1c687f.gif

http://s45.radikal.ru/i109/0910/c4/a9152308f3c7.jpg  http://s50.radikal.ru/i127/0910/e8/a6345ad74c65.jpg

А здесь всяки-разны одеяльца и постельные принадлежности.
Изображения из Eneit ("Энеида") Генриха фон Фельдке, ок. 1200 г.

http://i058.radikal.ru/0910/c9/4e3f2eaf7a24.jpg

http://s60.radikal.ru/i169/0910/20/373b90582392.jpg

http://i059.radikal.ru/0910/3b/ef27183af171.jpg

http://i065.radikal.ru/0910/db/c00d66a65975.jpg

+6

71

Устройство замка.
http://www.allcastles.ru/component/opti … Itemid,74/

+4

72

Предки современных европейских замков появились во Франции в IX веке и состояли из каменной башни-донжона, обнесённой частоколом. Как же мог выглядеть реальный замок кельтского короля Артура?
А вот как – длинная одноэтажная деревянная хижина, обнесённая деревянным частоколом, вокруг которой важно похаживали куры, гуси, утки…
А как выглядели дворцы и замки королей Франции династии Меровингов? Почти так же – “дворцами” были худо-бедно отремонтированные древнеримские виллы, а “замками” – упомянутые хижины. Замки появились лишь при Каролингах, а замки современного типа и того позднее – приблизительно в конце X века.
Жизнь в первых замках была суровая – не было никаких комнат, а был зал, где горел огонь, часто костры разводились прямо на полу. “Стенами” служили занавески, впрочем, стыдливость была тогда чужда обитателям тогдашней Европы.
Даже в более поздних замках условия не сильно изменились. В замке Хардегг  зимой вся жизнь сосредотачивалась в зимней кухне – единственном отапливаемом помещении.
http://www.nazdar.ru/fotky/albums/userpics/10001/normal_118418153.jpg
Замок Хардегг, Австрия
http://www.nazdar.ru/fotky/albums/userpics/10001/normal_118418161.jpg
Замок был основан в XII веке графами Плайн-Хардегг и был впервые упомянут в 1145 году. После того как эта семья вымерла в 1260 году, он сменил многих владельцев.

http://www.nazdar.ru/fotky/albums/userpics/10001/normal_118418164.jpg
Зимняя кухня. Зимой в средние века это было единственное отапливаемое помещение в замке! И все набивались жить там. Как только начинало греть солнышко, графья переселялись в башни и дворец.
http://www.nazdar.ru/fotky/albums/userpics/10001/normal_118418158.jpg
http://www.nazdar.ru/fotky/albums/userpics/10001/normal_118418170.jpg

http://www.nazdar.ru/index.php?id=6& … 6athardegg

+8

73

Краткие и емкие сведения на случай описаний средневековых замков, обстановки дворцов и прочего.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, X — XIII век
Грубость, церковность, рациональность, основательность, практичность

Поверхности
Потолок. «Циркульные» своды. Арки. Выявленные конструкции балок.
Стены. Гладкая штукатурка с росписями клеевой краской или восковой темперой. Каменная кладка. В богатых домах — драпировки.
Пол. Земляной, дощатый; отделка каменными плитами. Настил из сена и полевых цветов — для утепления и приятного аромата.

Палитра
«Естественные» цвета, свойственные дереву и камню.

Орнаменты
Мотивы. Геометрические фигуры, гротескные образы, фантастические существа, флора и фауна.
Сюжеты. Библейские события, легенды из жизни святых.

Мебель
Материалы. Ель, кедр, дуб.
Формы. Простые, лаконичные, примитивные. У стульев прямые спинки и точеные ножки. Столы очень просты, чаще всего — съемная доска на двух козлах.
Декор. Стулья без обивки, покрытые толстым слоем краски. Позднее добавилась резьба по дереву. Для украшения столов использовались накладки из кованого железа. В «престижных» изделиях — резьба по кости.
Меблировка жилищ очень проста и скудна. Самый распространенный предмет обстановки — сундук. Он заменял собою и стол, и стул, и кровать, и шкаф.

Аксессуары
Каменная и стукковая скульптура.
Впервые — свечи в качестве светильников.

http://s40.radikal.ru/i087/0912/07/24cc6c12d1d6.jpg

ГОТИКА, XII — XV век
Мистицизм, познание, сакральность, свет, динамика, бесконечность

Поверхности
Потолок. «Стрельчатые» своды из камня с разнообразными архитектурными элементами — кронштейнами, «поясками», розетками, «ребрами». Деревянные потолки — с балками и поперечными членениями.
Стены. Светлые краски или белая штукатурка. Фресковые росписи и росписи по трафаретам. Нижняя часть стен — обшивка деревянными панелями. Стены из кирпича. Тканые ковры или расшитые ткани, дополнительно окрашенные или расписанные кистью. Цветные витражи.
Пол. Деревянный дощатый, мощеный каменными плитами или изразцовый. «Египетские коврики» — разноцветные узорчатые циновки из тростника.

Палитра
Желтый, черный, коричневый, разнообразные оттенки зеленого.

Орнаменты
Мотивы. Геральдические щиты, боевое оружие, охотничьи трофеи, животные, птицы и человеческие лица.
Сюжеты. Библейские истории, «рыцарские» сцены, войны, охота, соколиные ристалища. Сцены придворной жизни.

Мебель
Материалы. Дуб.
Формы. Вытянутые, стройные, ажурные. Столы более разнообразных форм: с торцевыми стенками, сильно выступающей столешницей, глубоким выдвижным ящиком. Письменные столы с поднимаемой столешницей (пюпитры). Новый тип складного стула с сиденьем из ряда пересекающихся четырехгранных планок и ножками в форме раскрытых ножниц (курульное кресло). Высокие и широкие кровати на подиуме. Появление круглого и многоугольного стола на одной ножке.
Декор. Рельефная резьба, в составе которой растительные мотивы и мотивы архитектурного характера: стрелы, башенки, фиалы и т. д. Часто на филенках платяных шкафов и ларей — плоский орнамент в виде уложенного складками куска пергамента или полотна, с искусно вырезанными по краям узорами. Украшение металлической оковкой в виде спиральной лозы.
«Ассортимент» предметов обстановки немногочислен, их формы очень однообразны. Типичны: сундук; стол на козлах; скамья, расположенная вдоль стены; стенной посудный шкаф.

Аксессуары
Плотные пологи на кроватях, завесы и драпировки на дверях.
Высокие, стройные, плавно изогнутые скульптурные фигуры. Обычно «опираются» спиной о стену, их можно рассматривать только спереди.
Камин — одна из наиболее важных частей интерьера.
Оконное стекло малых размеров в свинцовых переплетах.
Светильники подвешивают к потолку, освобождая пространство интерьера.

Источник

+7

74

Жилые помещения замка.

http://s43.radikal.ru/i102/0912/52/611a4cb6fd7d.jpg

http://i060.radikal.ru/0912/fd/06b70e9b5231.jpg

кухня по всей видимости

http://i052.radikal.ru/0912/fa/7f1602425a16.jpg

С гравюры. К слову о том, что входы в некоторые помещение просто занавешивались гобеленами.

http://s55.radikal.ru/i149/0912/be/717a3307ddf3.jpg

Опочивальня

http://s53.radikal.ru/i139/0912/db/242f625d76ab.jpg

+5

75

Замок, обстановка и нравы его обитателей

Из книги Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэля( 1814 — 1879) — французский реставратор, искусствовед и историк архитектуры)

http://i071.radikal.ru/0912/8f/2b27b3cccdf9.jpg

Замок — укрепленное жилище феодала, характерная примета средневековья.
Давать очерк жизни в замке до XII в. смысла не имеет, поскольку недостаточно документальных материалов.
То немногое, что осталось от жилищ X и XI вв., подтверждает, что жизнь там шла почти так же, как в укрепленном лагере.
В центре обнесенного рвом и валом с частоколом пространства располагалась единственная долговременная постройка — донжон, представлявший собой вначале деревянную, затем каменную круглую или четырехугольную башню, двух-или трехэтажную.
Кроме того, что донжон являлся ключевым оборонительным сооружением, он использовался как жилье: на каждом этаже имелось по одному-два зала, плохо отапливаемых и слабо освещенных.

http://s39.radikal.ru/i083/0912/6d/0e0fd0815f38.jpg

Остальные строения напоминали хутор или деревню, где люди селились как умели. Все эти постройки: склады для инвентаря и фуража, конюшня с кузницей, а также расположенные вдоль стен жилые пристройки для гарнизона, — в случае серьезной опасности просто уничтожались, а все обитатели «замка» укрывались в донжоне, где имелся шанс выдержать долгую осаду.
Лишь в XII в. замок теряет характерные черты укрепленного лагеря, обрастает более надежными каменными стенами и првращается в постоянное жилище своих владельцев, которые уже привыкли к комфорту и постарались создать для себя бытовые удобства.
Это хорошо видно на примере замка Арк, донжон которого был возведен еще в XI в. А в XII в., хотя ключевым оборонительным сооружением остался тот же донжон, на месте старого вала с частоколом были построены каменные стены, а все деревянные постройки внутри замка были заменены добротными строениями из камня.

http://s60.radikal.ru/i169/0912/35/7edf5841b97at.jpg

В конце XII в., после начала эпохи крестовых походов, дворяне заимствуют с Востока привычку к роскоши, следовательно, — к экзотическим тканям, предметам и мебели, что в корне должно было изменить внутреннюю обстановку замков. Клюнийская реформа' середины XI в. и цистерцианское движение 2 XI — XII вв. способствовали обогащению церкви. Прелаты отныне подавали пример изысканной роскоши, хотя полного представления об их жизни нельзя получить из письменных источников, несмотря на многочисленные в ту пору сетования на злоупотребления. Очевидно, сеньоры не могли огласиться, чтобы рядом с кичливым богатством аббатов и епископов, их быт выглядел таким же грубым, как в X и XI вв., когда достояние владельца замка состояло из доспехов, оружия и коня, оловянной посуды, нескольких драгоценностей, > литков драгоценных металлов, причем весь этот «капитал» рыцарь предпочитал всегда возить с собой.

http://i045.radikal.ru/0912/f3/bb133d783eb3.jpg

Чтобы люди начали строить себе жилища, где со временем сосредоточатся необходимые для жизни вещи, припасы и где будут храниться и их богатства, необходим достаточно высокий уровень цивилизованности. Владельцу замка надо было быть уверенным не только в безопасности своего жилища, но и в надежности людей, его охраняющих. Человеку нужны были гарантии безопасности и извне: соседи должны были уважать его или бояться.

http://s52.radikal.ru/i135/0912/1a/387194b1bdb6t.jpg

Следует признать, что в «окультуривании» феодальных нравов немало потрудилась «слабая половина человечества».
Сеньор вечно был настороже, не доверяя даже небольшому числу людей из своего окружения. Если он отправлялся в дальний^гюход, ему ничего не оставалось, как поручить самые неотложные дела кому-то, кто в его отсутствие мог бы так же, как и он сам, властно и рассудительно распоряжаться. Это могла быть только жена, которая почти всегда действовала преданно и разумно.

http://i063.radikal.ru/0912/6a/0da4af5d4cf6.jpg

Нравственная сила женщины укреплялась в уединении. Коль скоро она не испытывала потребности в физической активности в той же степени, что и мужчина, и была наделена более живым воображением, то в оседлой жизни ум ее был очень к месту. И не удивительно, что во времена, когда феодализм был еще силен, роль женщины стала значительной, и она имела больше власти и влияния на повседневную жизнь замка, чем его владелец. Будучи больше, чем муж, привязана к дому, женщина, безусловно, не могла не беспокоиться о украшении жилища.  Уже в XII в. многие замки были роскошно обставлены.

http://i019.radikal.ru/0912/76/5090759e1662.jpg

В основном замковые помещения сохраняли типовую планировку, которая в разных замках отличалась лишь площадью залов и количеством комнат.
Обстановку зала составляли скамьи с низкими спинками, подлокотниками и подушками, легкие передвижные стулья, ковры или камышовые циновки, занавески на окнах и дверях, большой стол, прикрепленный к полу, дрессуары ( dressoirs ) 1 , креденгрг ( credences ) 2 , складные стулья и кресло хозяина, Вечером зал освещался восковыми свечами в железных бра, вделанных в стены по обе стороны камина, а также канделябрами, стоящими на столе, и люстрами, состоящими из двух железных или деревянных перекладин. Это освещение усиливалось отблеском пламени, горящего в камине. В спальне с кроватью под балдахином и креслом было множество подушек, стояли сундуки, одновременно служившие скамьями.

http://i044.radikal.ru/0912/17/fc49ceedd5ac.jpg

Одинаковая планировка в большом и а маленьком замке объясняется тем, что в них должны были находиться одни и те же службы, потому что феодальный строй делал каждого вассала короны маленьким государем. У каждого был свой двор,свои аудиенции, свои архивы, свой суд, свои воины, ловчие, конюх и т. д.

http://s04.radikal.ru/i177/0912/86/f14b22d48048.jpg

+7

76

1 Мебель в форме этажерки, с полками, расположенными ступеньками, спинкой и часто с навесом; предназначалась для хранения посуды из драгоценных металлов, служащей в основном для украшения интерьера. Число «ступеней» дрессуара зависело от знатности его владельца. Дрессуар ставился обычно у стены.

http://i035.radikal.ru/0912/61/3dc2367493c9.jpg

К началу XIII в. нравов дворянства уже коснулась романтическая и деланная галантность, что будет особенно почитаться в XIV в.
От почтительности и уважения к женщине переходили к проявлению слепой преданности; это подлинный культ, о размахе и чрезмерности которого дают представление романы той эпохи. В повседневной жизни это выражается в роскоши одежд, украшений и мебели.

http://i076.radikal.ru/0912/b9/0d0092baa397.jpg

В конце XII в. большинство дворян побывало на Востоке, откуда они вынесли вкус к пышным одеяниям и красивой мебели.
И по мере того, как ремесленники делались все более искусны и их становилось все больше, замки заполнялись роскошными коврами, резной, инкрустированной мебелью.

http://s13.radikal.ru/i186/0912/37/23e347f48f4f.jpg

Мебель была не только ценна по обработке и материалам, по тканям, которыми ее обтягивали, она была необычайно разнообразна по форме.
Дома просто заполнялись предметами, которые в том изысканном обществе считались необходимыми.
Когда говорят о простоте нравов наших предков, то не следует искать эту черту в период от царствования святого Людовика (1226—1270) до Карла VI (1380—1422).
Ткани были очень дороги; их тогда еще не научились делать дешевыми, обеспечи-ная и приемлемый внешний вид.
Резьба, обильно украшавшая мебель, превращала каждый предмет в ценное произведение искусства.

Перед скамьями и креслами делали ступеньки, ставили скамеечки для ног, чтоб не касаться холодного каменного пола.
На полу расстилали шерстяные ковры, меха или циновки (иногда — надушенные), разбрасывали цветы и ветки.

Над кроватью — балдахин, подвешенный к потолку, с пологами с трех сторон, передний днем обычно поднимают и подвязывают.
Сбоку от кровати — массивное кресло ( chaire ), почетное место с двумя ступенями, покрытыми подушками.
Стены обтянуты коврами, которые перед дверными проемами прорезаны.
Всю мебель опочивальни составляют: скамьи со спинками либо скамьи-сундуки, маленькие скамеечки и складные стулья; шкаф, стоящий между окон, украшенный железными оковками, резьбой и росписью; на полу и сиденьях — подушки и ковры.

http://s61.radikal.ru/i172/0912/06/1bcd77ace112.jpg

В замках постоянно увеличивалось количество скамей, кресел и стульев: одни — массивные, обильно украшенные, оснащенные балдахинами, стоящие на одном месте ; другие — переносные, отличавшиеся разнообразием размеров и форм. Почетное кресло (или кресло хозяина — chaise ), имеющее свое постоянное (почетное) место в зале замка; этот тип сидений отличался от обычных стульев и скамеек.

С предметами изысканной обстановки соседствовали обычные вещи, необходимые для домашнего обихода.
Перекладины, на которые вешали белье или одежду, часто встречаются в тексте романов и хроник: «...Мантии беличьи и шубы серые, что на перекладины брошены...»

Гардеробная дамы 14 в.
http://i042.radikal.ru/0912/c9/fecfd49c6b1d.jpg

Главный — большой зал замка никогда не казался слишком просторным, хотя на планах замков, возведенных после XII в., видно, что залам отводилось больше места, чем другим комнатам. Это объясняется тем, что жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал своих вассалов, устраивал праздники и пиры.
Грандиозность дворцовых залов и залов в замках не удивляет, если помнить, сколько там должно было поместиться людей. Вильгельм I Завоеватель (1066 —1087) по возвращении в Англию созывает весь двор.

Как в Англию воротился король,
Устроил в Вестминстере пир он большой;

В зале, что лишь недавно был построен,
Богатый, роскошный был праздник устроен.

Много там было графов, герцогов — знатных гостей;
И тысячи и триста привратников у дверей,

Каждому мех был беличий дан
И доброе платье из дальних стран.

И чем знатней был норманнский барон,
Тем с большею сбитой являлся ок.

Пускали привратники в ход жезлы —
Епископам путь раашщали они,

Чтобы слуга не лез вперед,
Покуда привратник не позовет.

http://s04.radikal.ru/i177/0912/7a/ddf9bfa710c7.jpg

Английский король Вильгельм Рыжий (1087 —1100) велел построить зал рядом с Вестминстерским аббатством, где часто жили норманнские короли; этот зал был одним из роскошнейших в мире, как свидетельствует хроника :
«Когда был он (зал) готов, пришел (Вильгельм) и столь жестоко хулил (зал), что люди спросили, за что он порицает сделанную работу, не находит ли помещение чересчур большим. "Клянусь Богом! — отвечал король. — Он (зал) ни на что не годен: он слишком велик для комнаты и слишком мал для зала"...»

Вильгельм задумал устроить пир в новом зале, но помещение еще не было подведено под крышу.
«И слушайте, что он сказал, велел собрать в Лондоне все шелка и покрыть ими зал; и пока длилось празднество, зал находился под шелковыми тканями»(из хроники)

http://i031.radikal.ru/0912/f9/04c1c3f0a400.jpg

Во время пиров место государя обычно находилось под балдахином, а его стол ставился выше, чем другие.
Сотрапезники, как правило, сидели только с одной стороны стола, довольно узкого, чтобы удобнее было обслуживать сидящих.
(Виолле-ле-Дюк Эжен Эмануэль
Жизнь и развлечения в средние века)
http://www.i-u.ru/biblio/archive/viole_jisn/01.aspx

+8

77

"Кто есть кто в средневековом замке?"

"Всего в любом замке можно выделить три поделенные на категории, если можно так выразится, "ветви" проживающих: служебная, рыцарская и женская.
К первой относятся все слуги, ко второй - рыцари, оруженосцы и пажи.
Третья - побочная, к ней относятся компаньонки и служанки госпожи и женщины рода лорда. Глава ее, в отличие от всех остальных - хозяйка замка (о ней ниже), имеющая также свое место и в служебной (но не стоит думать дурного о древних - обязанности были обусловлены лишь традицией).

Хозяин земель - лорд.

Здесь особо пояснений не надо - это либо исконный владелец земли, либо человек которому земля пожалована сюзереном. В своей вотчине\феоде он обладает почти неограниченной властью и правами. Единственные обязанности - выставлять оговоренное количество воинов по зову сюзерена и удерживать земли от бунта.
Вольный барон так и вовсе никаких обязательств перед населением и слугами.

Сенешаль.

Сенешаль это правая рука лорда. По-арабски сенешаля именуют "wa'zir". Думаю, прямого перевода не требуется.
В принципе, его юрисдикция распространяется на все области. Официально же он - начальник рыцарей-вассалов и старших слуг (напомню, не всякий слуга вассал, поскольку не все приносят оммаж и получают землю).
Сенешаль, как правило, везде сопровождает лорда, заботится о его делах и свите. На нем же лежит дипломатическая работа.
Также сенешаль - командир рыцарей, второе лицо в соответствующей ветви.

Констебль.

А вот это лицо невыездное. Констебль - управляющий всеми делами имения в отсутствие сенешаля и лорда. Он всегда находится при замке
Констебль и сенешаль как правило из дворянского сословия, из бедных безщитовых (безземельных) рыцарей.
Также эту парочку роднит то, что именно на них, наравне с женщинами рода, лежит обязанность обучать детей и воспитанников лорда "домашним" наукам - чтению, письму, счету, прислуживанию за столом, разделке мяса и дичи, танцам, пению, бугалтерсокому учету и т.п.
Воинским же наукам и охоте обучали самые доверенные и опытные из воинов-сержантов.

Хозяйка замка.

Старшая женщина рода лорда, либо его жена.
По традиции (но не закону) хозяйка занималась тем же, чем сенешаль\констебль, казначей и главный повар вместе взятые. Также хозяйка курировала все богоугодные и церковные заведения, ей было принято подавать жалобы.
Таким образом, хозяйка выступала как своего рода гарант честности слуг, неподкупный (во всяком случае, в денежном отношении), имеющий прямой доступ к уху лорда, не боящийся его гнева и мести его приближенных.
Именно отсюда позже вырастает институт дамских комитетов. В принципе, любой из своих обязанностей она может пренебречь, но ценой плохих отзывов о ней в обществе.

Четверо вышеперечисленных - высший эшелон власти. Все остальные обитатели поместья обязаны подчинятся их приказам.
Следующим эшелоном идут старшие слуги, ответственные за определенные области. Подчинятся любому из них слуги других областей вовсе не обязаны, даже если те выше по сословию. По происхождению они могут быть и дворянами, и простолюдинами.

Начальник воинов.

Это капитан солдат, отвечающий за все текущие дела гарнизона.

Казначей.

Этот человек отвечает за учет имущества, торговлю, сбор налогов и податей. Также в его ведении все производства поместья - кузницы, плотницкие мастерские и т.п.

Дворецкий.

Слуга, ответственный за внутреннюю жизнь замка. В его ведении - кухня, прием и размещение гостей, бытовые нужды. В пути он, вместе с сенешалем, занимается лагерем, обустройством на ночь, постоем на постоялых дворах.

Коннетабль.

Он же конюший, начальник конюхов. Все лошади лорда - и охотничьи, и боевые, и запряжные - в его ведении. Их лечение, уход, состояние упряжи, повозок и карет в походе и дома.
Позже титул коннетабля стал почти равным сенешалю и потерял связь с конюшней.

Оружейный мастер.

Достаточно сложная фигура. Дело в том, что его ведомство задевает сразу области капитана и казначея. Это человек, ответственный за хранение, ремонт, закупку и производство вооружения в замке. Как ополчения, так и профессиональных воинов, семьи лорда и его самого.
Стоит отметить заботу наших предков о лошадях и оружии. Ответственные за них имели равный статус со старшими слугами, находящимися при лорде и сидящими рядом с ним и почетными гостями за верхним концом стола (а положение за столом в средневековье - лучший способ проиллюстрировать положение человека на социальной лестнице. Для сравнения - старший псарь и сокольничий сидят ниже, вместе со слугами низкого ранга.

Главный лесничий.

Ответственный за территорию. Его штату егерей и лесничих следует отлавливать браконьеров, заботится о дичи, рыбе и лесе во владениях лорда (к примеру, метить пригодные под спил деревья, проверять размер ячеек у крестьянских сетей и неводов, не допускать выбивания молодняка животных).

В крупных феодах все эти должности нередко распадались на несколько - к примеру, казначей превращался в троицу: лорд-мытарь, лорд-приказчик, собственно казначей (в значении бухгалтер).

Следующая категория - люди вне системы, стоящие в стороне от нее и не имеющие непосредственных начальников из числа слуг. Они не имели особой власти, но были приближены к лорду. Это:

Герольд.

Обязательный для каждого уважающего себя лорда человек. Служил рупором и паспортом. Объявлять гостей, их имена, родословную и статус, представлять лорда, объявлять его прибытие - все это его работа. В случае переговоров на дальних расстояниях (допустим, класса "стена-осадный лагерь") лорды предпочитали не драть глотки самолично, а предоставить герольду повторять речи господина. Поэтому луженая глотка - залог успешной работы наравне с хорошей памятью.

Капеллан.

Духовник лорда и леди все же не дотягивал до высшего уровня, но находился наравне с избранными слугами. Он тоже имелся в любом уважающем себя замке, даже если рядом находился монастырь или аббатство. Иногда обучал молодое поколение, подрастающее в стенах замка. Правда, уже без разбора - детей лорда, старших слуг, обычной прислуги и воинов.

Камердинер и старшая служанка.

Личные приближенные слуги, следящие за личными потребностями лорда и госпожи. Изредка бывают также у других членов семьи, но в таком случае они сидят за нижним столоми обязаны подчинятся этим двоим.
Фактически старшая служанка является более важным лицом, поскольку исполняет заодно роль церемониймейстера и советника-сенешаля для госпожи, но по официальному статусу они равны.

Архивариус, менестрель, лекарь, астролог, и т.п.

По своим правам и положению мало отличаются от трех вышеупомянутых обитателей замка, но вовсе не обязательно присутствуют. Например, постоянных менестрелей себе позволяли разве что графы да герцоги. Остальные довольствовались бродячими.
()
Члены семьи лорда и вассальные малоземельные\безземельные рыцари.
Относятся к этой же группе, если не имеют одной из вышеперечисленных должностей .
В теории сюда можно отнести и шута. Он достаточно приближен к лорду - но с другой стороны отношение к нему у всех как правило как к слуге низших категорий (особенно у тех самых низших категорий).

Все остальные жители замка сидят за "нижним" столом и практически никогда не бывают высокого происхождения. Однако прошу не путать двор мелкого феодала и двор герцога или короля. Там практически любой из ниже перечисленных может оказаться хоть графом!
Интенданты, младшие офицеры (жандармы, десятники) солдат, командиры подразделений егерей (редко), старший псарь, старший сокольничий, кастелян и т.д. - низший уровень управления, непосредственные подчиненные старших слуг.
Главный повар, церемониймейстер, оруженосцы и кравчий за столом не сидят, но относятся сюда же.
Пажи лорда и рыцарей занимают промежуточное положение между этой ступенью и последними тремя. На первой стоят все рядовые воины и личные служанки хозяйки. На предпоследней - дворовые ремесленники и слуги (конюхи, псари, сокольничие, егеря, писцы и т.п.). Последнюю занимает прислуга, исполняющая черновую работу.

Отдельно опишу чины рыцарей и женщин (если к ним применимо слово "чины").

Женские.

Главенствуют здесь хозяйка и ее главная служанка (на месте сенешаля). В их подчинении женщины рода лорда и его высокопоставленных слуг, дети до семи лет, служанки и няньки всех вышеперечисленных.

Рыцарские.

Здесь главные - лорд и сенешаль.
Вассальные рыцари, оруженосцы и пажи.
Это три категории, которые любой рыцарь проходит за свою жизнь.
Пажом юный дворянин (или соискатель на это звание)становился как только покидал женскую половину. С этого начиналось обучение ведению хозяйства под присмотром тех же женщин и примкнувших к ним сенешаля и констебля. Но очень скоро мальчика начинали обучать выполнению обязанностей, которые будут возложены на него как на оруженосца. Пажи работали в конюшне, арсенале, на псарне. При этом учились не только ухаживать за конями, собаками, оружием, соколами, но и пользоваться разными видами оружия, скакать верхом, охотится под присмотром личного учителя-сержанта.
Когда паж в возрасте 16-17 лет становился оруженосцем, его обязанности в принципе оставались теми же, но приобретали более практический оттенок и становились более тяжелыми. Если паж во время боя находится при обозе, то оруженосец уже сражается бок о бок с господином.
Пажи и оруженосцы были обязаны прислуживать лорду и его рыцарям и друг другу дома и в походе и воспринимали это как честь.
Наконец, в произвольный момент, лорд мог счесть оруженосца достойным посвящения в рыцари - первую ступень полноценных дворян. Тот приносил клятву, иногда получал земли (временами чисто символически - болото, гору и прочее) и навсегда забывал про прислуживание господину на бытовом уровне (если, конечно, хотел - не забываем, в средние века прислуживание воспринималось как честь). Отныне он был почти равен лорду и имел право заводить себе собственных слуг и вассалов. А заодно имел возможность попытаться отпочковаться от господина и получить собственный феод".

Автор:
Аэрдиль
Оригинал:
http://zamok.ucoz.net/publ/kto_est_kto_ … e/1-1-0-28

Отредактировано Marion (2010-01-16 12:23:30)

+7

78

юго-запад Ирландии, графство Клэр (co.Clare)
Bunratty Castle(1250 г.)

http://i081.radikal.ru/1001/65/589602c58f2a.jpg

Главный зал охраны - сводчатый зал с обеденными столами, скамьями и великолепным резным креслом начальника охраны.
Вдоль стен стоят массивные резные мебель(что-то типа буфетов), датируемые XV веком. Этот зал был главной гостиной комнатой для рядовых солдат и слуг графа.
В левом дальнем углу зала были двери, за которыми скрывалась очень узкая винтовая лестница, ведущая  в темницу.
http://s003.radikal.ru/i201/1001/4d/de2109972f16.jpg

Кладовая

http://i056.radikal.ru/1001/4f/eee1cd1da95f.jpg

+7

79

Marion
Статья очень понравилась! Спасибо тебе! http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif 
иннета
Какая уютная, однако, кладовая! http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif

+2

80

Чехия, град Кост. Вид на град, потом из града. На третьем фото чудесная люстра. В диаметре она больше метра была. Ну и в заключение уютная такая кухонька :)
http://s006.radikal.ru/i213/1001/c3/959cbb4024eat.jpg
http://s004.radikal.ru/i207/1001/f7/53f315fb5ce6t.jpg
http://s002.radikal.ru/i198/1001/66/5a0681ffacdct.jpg
http://s002.radikal.ru/i199/1001/84/c61a4ae321e6t.jpg

Отредактировано fish-ka (2010-01-17 22:50:38)

+7

81

В раннем средневековье кровати следовали византийскому образцу,отличавшемуся обилием росписи, позолоты и резьбы.
Позднее, около 12 века, по типу восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин.
Кровать ещё представляла собой нечто вроде сундука без крышки и с небольшой выемкой.

http://s005.radikal.ru/i212/1001/0b/74b9664b2ca7.jpg

Римляне часто завешивали свою кровать полупрозрачной материей, которая защищала спящего от насекомых.
В средневековой Европе этот легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всех сторон.
Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.

http://s005.radikal.ru/i211/1001/46/9543bf8ffdfc.jpg

Замки европейцев не отличались уютом. Комнаты были большие, очаги и камины протапливали воздух очень неравномерно, поэтому люди все время страдали от сырости.
Лучше всего от нее защищал балдахин.
Вначале балдахин укреплялся на потолочных балках, а в 14 веке стал подвешиваться к раме, державшейся на 4 стойках - продолжение ножек кровати.

http://s40.radikal.ru/i090/1001/b5/d783c2fae9e2.jpg

Чтобы сделать кровать местом, наиболее защищённым от холода и сквозняков, её устанавливали на высоком постаменте, к нему  вели несколько ступенек, повыше от каменного пола, и со всех четырёх сторон задёргивали занавесками.
В средневековой Европе кровать бытовала у знати - на ней спали только хозяин и хозяйка, а слуги устраивались в том же помещений на полу.

http://s005.radikal.ru/i210/1001/ff/e7e277b77516.jpg

Кровать устанавливали изголовием к стенке, изножием -к очагу.
Постельные прингадлежности достаточно многочисленыы: поверх соломенного тюфяка клали перину, покрывали её нижней, а затем верхней простынёй.
Под подушки в наволочках подкладывали ещё продолговатый валик.

http://s39.radikal.ru/i086/1001/fe/663d1cbb36d1.jpg

Одеяла были стёганые,пуховые,меховые (лиса,волк, белка)
Естественно, и у одеял была своя социальная иерархия. А бедняки нередко укрывались собственной одеждой.
Помимо кровати с занавесями встречалось ложе, закрытое со всех сторон деревянными щитами.

http://i057.radikal.ru/1001/09/d02cd48e0006.jpg

Постепенно кровати стали настоящим произведением искусства.
Их делали из самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшали различными фигурками.
Такие изделия имели огромную ценность, они даже становились военной добычей.

http://s40.radikal.ru/i090/1001/f5/beb2a33b0a9c.jpg

В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями.
В период позднего Средневековья, кровать проникает в быт среднего сословия, где балдахины были гораздо попроще, из обычной светлой ткани.
К тому же кровати незнатных людей часто делались очень большими, так как на них спала практически вся семья, включая малолетних детей.

http://s004.radikal.ru/i208/1001/07/42fed8ab02c1.jpg

+9

82

Ирландия. Замок Bunratty.
Зал.

http://s003.radikal.ru/i202/1001/54/1500e97dcbff.jpg

Сводчатый туннель

http://s006.radikal.ru/i215/1001/7d/717a047146cf.jpg

Кухня

http://s006.radikal.ru/i215/1001/a6/6c49c78b9d0e.jpg

Дверные ручки

http://s001.radikal.ru/i195/1001/9e/f0e502f4a0fb.jpg

http://i033.radikal.ru/1001/5e/3f239573ee90.jpg

Ещё сундучок такой

http://s005.radikal.ru/i211/1001/d6/7cc9058d8f43.jpg

+4

83

http://i073.radikal.ru/1002/39/044987d2aa08.jpg

http://s51.radikal.ru/i134/1002/d4/583c996b65f9.jpg

+5

84

Сундучки,ларцы ....

В средневековой Европе лари и сундуки тоже были основной мебелью как в замках рыцарей, так и в домах горожан. Они служили столами, скамьями и кроватями. Первые лари здесь выдалбливали из целого куска дерева, значительно позже стали делать из отдельных панелей, скрепляя их гвоздями, а для большей прочности обивали ларь снаружи полосами железа. Средневековые деревянные лари и сундуки практически не украшались, может быть только небольшими накладками из бронзы: в разоренной междоусобными войнами Европе было не до роскоши.

http://i078.radikal.ru/1003/d8/c953c6042f61.jpg
Laneham Church, Nottinghamshire.13th century

и снова Англия 13 век

http://s15.radikal.ru/i188/1003/99/d181398fc904.jpg

Утвердившийся в замках готический стиль оказал влияние и на внешний вид сундука: теперь его переднюю панель покрывают геральдические резные барельефы, изображения зверей и сцены рыцарской охоты. Именно тогда ларь стал образовывать новые разновидности мебели. Часто их ставили друг на друга - так возник прообраз шкафа, а глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было сложной проблемой обзавелись выдвижными нижними ящиками - это уже появился комод.

http://i012.radikal.ru/1003/5c/1fe54a758ad9.jpg   http://i003.radikal.ru/1003/df/e95bf25feaf7.jpg
12-13с

Развитие ларя шло в двух направлениях: в сторону увеличения, как переход к шкафу, и в сторону уменьшения - маленькие ларцы выполняли функции кошелька, незаменимы были для хранения драгоценностей, письменных принадлежностей, а в дороге были просто самой необходимой вещью. Еще уменьшаясь, ларь стал шкатулкой, которая не только предназначалась для хранения ценных мелочей, но и для украшения дома.

http://s002.radikal.ru/i199/1003/4a/b3483fb34317.jpg   http://s39.radikal.ru/i085/1003/73/dcee684e5cff.jpg

1190с

Гладкие поверхности сундуков и ларцов украшались накладками из кожи, набойками с мелкими железными украшениями, декоративными деталями с изысканной, невероятно утонченной орнаментированной резьбой. Таковы ларцы и сундуки XIII в., хранящиеся в музее Carnavalet в Париже, в нойонском соборе, Обазине и Байё.

http://s004.radikal.ru/i206/1003/8d/b326151e0278.jpg   http://s48.radikal.ru/i121/1003/19/febe665c3783.jpg
11-12 вв.Италия
The Valance Casket, about 1290-1324

http://i027.radikal.ru/1003/c6/e29656c46ee5.jpg   http://s45.radikal.ru/i110/1003/7f/8ea101ac63a4.jpg
шкатулка 13 века.Кельн.Сцены из Тристана и Изольды

Деревянные дорожные ларцы вскоре для удобства перевозки стали делать плоскими и называть чемоданами. А сделанные из мягких материалов - кожи и ткани, ларцы переродились в саквояжи и кофры.

+7

85

Ещё пара кроваток. Понравилось. :rolleyes:  Одна из них принадлежала Генриху Второму, ну тому, у которого  Катерина Медичи в жёнах ходила. :)

http://s56.radikal.ru/i151/1003/fa/176b81cd018c.jpg

http://s52.radikal.ru/i138/1003/c2/3bb66d7cbf08.jpg

И просто вид из окна, милый такой витраж. :)
http://s003.radikal.ru/i202/1003/77/95151cc4a846.jpg

http://community.livejournal.com/france … 58919.html

+5

86

Что - то сегодня прямо волна находок идет...
вот комнаты Генри 2го (Плантагенета) в Дувре http://www.dover-castle-friends.org/tour/great_tower/
нашлись еще.
Вот гостевая, например.

увеличить

Отредактировано Marion (2010-03-23 21:26:28)

+4

87

Еще немного замковых залов
http://www.icastelli.org/domestici/resi … a/sala.htm
и комнат
http://www.icastelli.org/domestici/resi … camera.htm

+3

88

Пока не потерялось:

"Комната рыцаря" (название замка потом добавлю, как только найду :D )

http://s15.radikal.ru/i188/1004/08/17562390cf5e.jpg

Ещё кроватки. Замок Блуа, Франция

http://s15.radikal.ru/i189/1004/c1/8387664baae6.jpg

http://s44.radikal.ru/i104/1004/2d/0b9b5854d7e1.jpg

+5

89

И снова о замках.

http://i018.radikal.ru/1005/44/29acce39641f.jpg

Зал.

http://s16.radikal.ru/i191/1005/a1/076877715a76.jpg

http://s43.radikal.ru/i100/1005/29/d8d935c57cc3.jpg

+7

90

Кровать от XII и до XVIII столетия

    В раннем Средневековье кровати следовали византийскому образцу, оказавшему большое влияние на формирование романского стиля. Унаследованный византийский стиль отличался обилием росписи, позолоты, резьбы, вставками из слоновой кости, инкрустацией драгоценными металлами и камнями. Однако ковать все ещё представляла собой нечто вроде сундука, но без крышки и с небольшой выемкой в средней части боковых стенок. Позднее, около XII века, над кроватью появляется балдахин по типу восточной шатровой конструкции. Вначале он укреплялся на потолочных балках, в XIV—XV веках его стали подвешивать к раме, державшейся на четырёх стойках-продолжениях ножек кровати.

http://s48.radikal.ru/i120/1005/7e/e3af3943e162.jpg
Вейден Рогир ван дер: Благовещение (Центральная часть триптиха)
Время создания: ок. 1435

   Чтобы сделать кровать местом, наиболее защищенным от холода и сквозняков, её помещали на высоком постаменте, подальше от каменного пола, и со всех четырёх сторон задёргивали занавесками. Кровать устанавливали изголовьем к стене, изножьем — к очагу. Укладываясь спать, снятую одежду вешали на длинную балку, выступающую из стены параллельно кровати. Спали нагишом. Нижнюю рубаху, стянув уже в постели, прятали под подушку, чтобы, проснувшись, надеть её тёплой.
   Постельные принадлежности в Средние века достаточно многочисленны: поверх соломенного тюфяка клали перину, покрывали её нижней, а затем верхней простынёй. Под подушки в наволочках подкладывали ещё и продолговатый валик. Одеяла были стёганые ватные, пуховые (перины), меховые: из лисы, волка, белки, соболя, горностая. Естественно, и у одеял была своя социальная иерархия. А бедные люди ночью нередко укрывались собственной одеждой.

http://i067.radikal.ru/1005/a1/25dab77379df.jpg
Врач посещает больного короля Карла VI.
Средневековая миниатюра, «Хроники Фруассара»

    Помимо кровати с занавесями встречалось ложе закрытое со всех сторон деревянными щитами. В период позднего Средневековья кровать проникает в быт среднего сословия. Кровати тех времён, как правило,очень широкие (до 4 метров), и спали на них всей семьёй, иногда вместе с гостями. Обыкновение спать в одной кровати по нескольку человек сохранялось достаточно долго. Даже в XIX веке оно хотя и осуждалось как неудобное и негигиеничное, тем не менее не вызывало особого удивления. Индивидуальная кровать в позднем Средневековье остаётся привилегией знати и превращается в монументальное сооружение, украшенное деталями, характерными для архитектуры того времени, и великолепным балдахином. Он изготавливался из тяжёлой драгоценной ткани с золотыми и серебряными узорами, привезенной из Багдада, или, как тогда говорили, Балдака. Для балдахинов применялась также техника гобелена и тканевая роспись. Сюжеты были самые разные. Подарить кому-либо нарядное убранство для спальни считалось хорошим тоном.
     В конце XVI-XVII веков балдахины приобретают форму шатра, они становятся настолько сложными и роскошными, что, по словам известного исследователя истории мебели Д. Кеса, кровати того времени «подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели».     
      С XV века кровать становится элементом парадной обстановки, а спальня, ночью используемая по прямому назначению, днём превращается в разновидность гостиной. В XVII столетии кровати сделались наиболее важным предметом домашней обстановки.
      В Испании и во Франции возникает обычай не только проводить гостей в спальню, но и принимать их, лёжа в постели. Светские приличия позволяли гостю явиться в спальню, даже если хозяин ещё спал. Лёжа в кровати, принимали посетителей и частные лица, и государственные деятели.
       Кровати XVIII столетия бесконечно разнообразны, хотя в основном они делятся на два типа: кровать «французскую», которая располагалась посередине спальни и имела одну спинку у изголовья, и кровать «польскую», стоящую в алькове, с двумя спинками, а иногда с третьей вдоль стены. Их украшали резьбой и позолотой, изощрялись в фасонах балдахина: то делали его в виде восточного шатра, то натягивали на обруч, то дополняли по углам наверху султанами из перьев.
      В конце XVIII века со сменой вкусов, с приходом неоклассицизма кровать обретает простую и строгую форму с двумя одинаковыми по высоте спинками, без всяких драпировок и устанавливается вдоль стены. Мебель возвращается к симметрии, уходя от излюбленных изогнутых контуров рококо.Тем не менее ещё долгое время преобладали кровати с драпировками. Занавеси у кровати считались обязательной деталью.
      В XVIII века спальня по-прежнему остаётся в числе парадных покоев, но, как правило, в такой спальне уже только принимают гостей и кровать с роскошным балдахином выполняет чисто декоративную роль, а называемая настоящая спальня становится помещением интимным, удалённым от парадных комнат.

http://www.dpholding.ru/dosie/?action=d … amp;pid=20
--

Отредактировано Vihuhol (2010-05-14 14:11:11)

+5


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Города и замки Средневековья » Средневековый замок. Внутреннее убранство>>